УДК 37
Жигун Ольга Юрьевна, Zhigun Olga Yurievna
музыкальный руководитель ГУО «Запольский ясли-сад-базовая школа Рогачевского района, Гомельской области,
Республика Беларусь
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ СЕРВИСА LEARNINGAPPS ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СЛУШАНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
USING THE OPPORTUNITIES OF ELECTRONIC APPS OF THE SERVICE
LEARNINGAPPS TO INCREASE THE COGNITIVE ACTIVITY OF 5-6 YEARS OLD CHILDREN IN THE PROCESS OF LISTENING TO CLASSIC MUSIC AT MUSIC CLASSES IN KINDERGARTEN
Аннотация, в статье рассматривается возможность применения интерактивных заданий, составленных с помощью электронного приложения сервиса LearningApps, для оптимизации процесса восприятия произведений классической музыки детьми старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в детском саду.
Ключевые слова, произведения композиторов-классиков, интерактивные задания, приемы организации коллективной работы.
Annotation: The article discusses the possibility of using interactive tasks, compiled using the electronic application of the LearningApps service, to optimize the process of perceiving classical music by older preschool children in music lessons in kindergarten.
VI Международная научно-практическая конференция
Keywords: works of classical composers, interactive tasks, methods of organizing collective
work.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, их влияние на все сферы жизнедеятельности общества, а также на мышление подрастающего поколения ставят перед педагогами-музыкантами задачу адаптации детей дошкольного возраста к условиям жизни в высокотехнологичной информационно-насыщенной среде. Решение такой задачи мне видится в необходимости активного введения информационно -коммуникационных технологий в работу с детьми на музыкальных занятиях. Это позволит сформировать у детей необходимые компетенции и готовность к осуществлению своей деятельности, связанной как с получением начального и среднего образования, так и с эффективным взаимодействием с членами общества в социально-бытовой сфере. Как и в традиционном обучении, современные информационные и коммуникационные технологии базируются на дидактических принципах наглядности, интерактивности, практической ориентированности и научности излагаемого материала, доступности, последовательности изложения, модульности и вариативности изложения.
Упражнения, созданные мной в сервисе LearningApps, включают учебный материал по разделу «Слушание музыки» «Учебной программы дошкольного образования» Республики Беларусь [1, с. 418-420]. Они позволяют активизировать познавательную деятельность детей 5 -6 лет; закреплять, систематизировать и проверять их знания; придают заданиям интерактивную составляющую, делают подачу материала наглядной, интересной и современной. Основная форма всех интерактивных упражнений - игра. Использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное и помогает развить произвольное внимание детей. Прежде чем познакомить детей с данной формой контроля знаний, я рассказываю им о музыкальном произведении, предлагаю его прослушать, демонстрирую мультфильм или мультимедийную презентацию. На протяжении нескольких
занятии мы изучаем и сравниваем по характеру, настроению, средствам музыкальной выразительности два-три произведения определенного автора, затем я предлагаю детям новую для них форму работы - интерактивные упражнения.
Типы голосов (мужские, женские, детские) игра - определи тембр https://learningapps.org/18326022
Быстрое и медленное в музыке (игра - определи темп) https://learningapps.org/18434391
Я создала игры различной трудности, потому что подбор детей в группах разный. Чтобы дети не чувствовали дискомфорт при использовании мной новой для них формы работы, в игру «Найди правильный ответ» («Звуки высокие и низкие»), например, предлагаю поиграть вначале всей группой, а потом по подгруппам или индивидуально.
Игра - Звуки высокие и низкие https :/Лearшngapps.org/18548931
ш
Знакомя детей с творчеством П.И. Чайковского, я подбираю наиболее яркие варианты инструментального исполнения его произведений, мультимедийные презентации к ним или видеофильмы. Следующим этапом на пути изучения и восприятия музыки являются интерактивные игры.
П.И. Чайковский «Детский альбом» (викторина) https://learningapps.org/18245800
Музыка передает чувства человека (П.И. Чайковский «Детский альбом» Р.Шуман «Альбом для юношеста» https ://learningapps.org/18544450
Игра - соедини пары
Узнай музыку, найди картинку викторина (П.И. Чайковский «Детский альбом»: фортепианный цикл «Времена года») https://learningapps.org/18546616 Ш £0
На начальном этапе я применяю фронтальную или групповую формы работы. Для воспитанников 5-6 лет мной разработан комплекс интерактивных задания с различной степенью сложности, что дает больше возможностей для дифференциации. Учебная программа предусматривает знакомство с с произведениями К. Сен-Санса из сюиты для инструментального ансамбля «Карнавала животных», музыку которых я использовала в играх.
Игра «Определи темп музыки» К. К. Сен-Санс Сюита для инструментального ансамбля "Карнавал животных" https://learningapps.org/18551526
Игра «Найди пару» К. Сен-Санс Сюита для инструментального ансамбля "Карнавал животных" https://learaingapps.org/18546014
На занятиях дети учатся узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и определять их по тембру звучания («по голосу»)
Узнай музыкальный инструмент по голосу (инструменты: арфа, скрипка, труба, барабан, аккордеон, флейта) https ://learaingapps.org/18 549941
Назови музыкальный инструмент (определи по внешнему виду) флейта, фортепиано, саксофон, гитара https ://learaingapps.org/18 551073
Познакомившись со «Сказкой о царе Салтане» А.С. Пушкина и с ее музыкальным воплощением в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова, дети определяют тембр музыкального инструмента, решая интерактивное упражнение на примере исполнения пьесы «Полет шмеля»
VI Международная научно-практическая конференция
Узнай музыкальный инструмент-инструменты: скрипка, оркестр, труба, саксофон, виолончель https://learninaapps.ora/1855067 8 ИЗ ЕЙ 5В 1 ■ 1 ■
Интерес у детей вызывает работа в группах, где каждая выбирает своего «знатока». Внося в занятие соревновательный элемент, я стимулирую мотивационную деятельность детей.
Найди пару (викторина) (К. Сен-Санс Сюита для инструментального ансамбля "Карнавал животных") https://learninaapps.ora/18546014
Игра - Определи жанр музыки https://learninaapps.ora/18547946
Игра - Угадай-ка (С. Прокофьев: номера из балета «Ромео и Джульетта» https://learninaapps.org/18548471
Игра - Песня, танец, марш https://learninaapps.ora/18551876
В условиях нашего учебного заведения есть все возможности для проведения подобных занятий. Использование интерактивных заданий, созданных с помощью сервиса LeammgApps, делает мои занятия более интересными, добавляет элементы наглядности, позволяет повысить уровень мотивации и активизировать познавательную деятельность старших дошкольников, провести закрепление, систематизацию или проверку знаний.
Библиографический список:
1. Учебная программа дошкольного образования - Минск - НИО, 2019.
2. Богдановская, И. М. Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. стандарт третьего поколения / И. М. Богдановская, Т. П. Зайченко, Ю. Л. Проект. - СПб : Питер, 2015. - 304 с.
3. Сервис Web 2.0 LearningApps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.learningapps.org. - Дата доступа : 10.05.2021.
УДК 37
Жигун Ольга Юрьевна Zhigun Olga Yurievna
учитель музыки music teacher
Государственное учреждения образования «Запольский ясли-сад-базовая школа Рогачевского района», Гомельская область, Республика Беларусь state educational institution "Zapolsky day nursery-kindergarten-basic school
Rogachev district ", Gomel region, Republic of Belarus
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ СЕРВИСА LEARNINGAPPS ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
USE ONLINE LEARNINGAPPS TO INCREASE LEARNERS 'COGNITIVE ACTIVITIES IN PRIMERY SCHOOL MUSIC LESSONS
Аннотация, в статье рассматривается анализ возможностей мультимедийного интерактивного электронного оборудования для эффективной организации образовательного процесса по предмету «Музыка» и практическая разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов
Abstract. The article examines the analysis of the capabilities of multimedia interactive electronic equipment for the effective organization of the educational process on the subject "Music" and the practical development of interactive electronic educational resources.
Ключевые слова, учащиеся младших классов, интерактивные задания, раздел «Слушание» на уроках музыки.