Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУШАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ВИДЕОФИЛЬМ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жигун О. Ю.

В статье рассматривается вопрос необходимости применения электронных средств обучения в процессе слушания музыки на музыкальных занятиях в детском саду с целью активизации процесса восприятия, запоминания музыкальных произведений и творческого воплощения своих впечатлений старшими дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

© Жигун О.Ю.1

Отдел образования, спорта и туризма Рогачевского районного исполнительного комитета, Ясли-сад № 5, Республика Беларусь, г. Рогачев

В статье рассматривается вопрос необходимости применения электронных средств обучения в процессе слушания музыки на музыкальных занятиях в детском саду с целью активизации процесса восприятия, запоминания музыкальных произведений и творческого воплощения своих впечатлений старшими дошкольниками.

Ключевые слова слушание, восприятие, оптимизация, видеофильм, мультимедийная презентация, творчество.

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

В. Сухомлинский

Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях признается важнейшим национальным приоритетом системы образования Республики Беларусь [2, с. 8]. В настоящее время система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать, не заменяя традиционных методов, расширению их возможностей.

Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных технологий начаты специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в 1986 г. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина и др., свидетельствуют о возможности использования электронных средств обучения (далее ЭСО) в образовательном процессе. Отечественные и зарубежные исследования признают и

1 Музыкальный руководитель дошкольного образования.

убедительно доказывают особую роль ЭСО в формировании творческой личности, развитии и воспитании ребенка средствами музыкальной культуры.

На практике я постоянно сталкиваюсь с проблемой: как более понятно и доходчиво объяснить детям то, о чем рассказываем музыка. Я считаю, что внедрение ЭСО в процесс слушания музыки на музыкальных занятиях необходимо: наглядность активизирует восприятие; движение, звук, мультипликация компьютерных презентаций привлекает внимание детей, повышает у них интерес к изучаемому музыкальному материалу; высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества. Анализ педагогического опыта музыкальных руководителей Республики и собственной практики позволил выявить противоречие между необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью общеизвестных дидактических методов. Проанализировав сайты, специализирующиеся на учебных презентациях (present.griban.ru, rusedu.ru, web-resurs.ru, effor.ru.), я обнаружила дефицит презентаций, направленных на решение образовательных задач в сфере музыкального образования детей дошкольного возраста. Это убедило меня в необходимости разработки набора ЭСО для слушания классической музыки на музыкальных занятиях в старшей группе как одного из средств обучения.

Новизна работы заключается в оптимизации педагогического процесса, посредством включения ЭСО в процесс слушания музыки в соответствии с учебной программой дошкольного образования Республики Беларусь [1].

Я поставила перед собой цель: доказать, что использование электронных средств обучения на музыкальных занятиях в процессе слушания классической музыки будет способствовать формированию культуры восприятия у детей старшего дошкольного возраста. На протяжении двух лет я работала над этой проблемой, решая следующие задачи:

- использовать систему творческих заданий для активизации умения детей слушать и воспринимать классическую музыку на музыкальных занятиях посредством ЭСО, отражая ее в других видах музыкальной деятельности;

- использовать подборку мультимедийных презентаций и видеофильмов для накопления детьми эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений мировой музыкальной культуры.

На начальном этапе я определила направленность в работе, изучила нормативный документ [2, с. 8], научно-методическую литературу Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, приступила к разработке плана применения ЭСО по разделу «Слушание» учебной программы дошкольного образования на музыкальных занятиях в старшей группе. На основном этапе начала работать с детьми по разработанному плану, параллельно создавая аудио-хрестоматию, мультимедийные презентаций (далее ММП), видеоклипы; осуществляла

сотрудничество с педагогами и родителями. На заключительном этапе мной анализировались результаты внедрения в практику работы ЭСО для формирования культуры восприятия классической музыки старшими дошкольниками. На методических объединениях делилась с коллегами своими разработками, проводила мастер-классы, оказывала консультационную помощь в использовании ЭСО на музыкальных занятиях.

Ведущая идея моей работы состоит в применении ЭСО, как одного из дидактических средств, способствующих формированию культуры восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста в процессе слушания на музыкальных занятиях. Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, значит включить слушателя в процесс активного сотворчества [4, с. 165-179]. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский называет музыкальным восприятием состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности» [3, с. 91]. Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие.

Идея применения ЭСО в процессе слушания музыки на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста побудила меня проанализировать произведения классической музыки, предложенные учебной программой дошкольного образования [1] и определить условия включения ЭСО в процесс слушания. Для решения поставленных задач мною было составлено перспективное планирование по разделу «Слушание», в котором определены темы, музыкальные произведения и ЭСО. Я изучила перечень произведений, рекомендованных учебной программой дошкольного образования для слушания в старшей группе, выделила 19 произведений «программной» музыки, к которой могут быть созданы ММП и видео клипы, распределила их на учебный год. В список вошли произведения композиторов К. Сен-Санса («Карнавал животных»), Э. Грига (номера из симфонической сюиты «Пер Гюнт»), Н.А. Римского-Корсакова (номера из опер «Садко» и «сказка о царе Салтане»), П.И. Чайковского (отдельные пьесы из «Детского альбома» и фортепианного цикла «Времена года»), симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк». Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью, окружающей детей. Уже само название этих произведений раскрывает их содержание, например, «Море» Н.А. Римского-Корсакова, «Лебедь» К. Сенс-Санса и др. Музыкальный репертуар был систематизирован по тематическому принципу: «Музыка и природа», «Музыка рассказывает сказку»,

«Музыка рассказывает о чувствах людей», «Музыка рассказывает о животных», «Музыка рассказывает о жизни детей». Для слушания детей 5-6 лет создан набор мультимедийных презентаций в программе PowerPoint, видеоклипы в программе ProShow Producer, Movie Maker, составлена видео-хрестоматия. Для творческих заданий («Угадай, что звучит», «Прослушай и создай образ», «Сравни и объясни», «Прослушай и сыграй на шумовом инструменте» и др.) сделана аудио-хрестоматия, записан диск, содержащий портреты композиторов, их краткие биографии, мультимедийные презентации по темам.

Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания. На начальном этапе работы в ходе занятий я предлагала детям прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково. Чтобы понять, что для детей 5-6 лет является самым сложным в процессе слушания, я проанализировала их ответы и свои наблюдения (20 человек). Для диагностики я выделила следующие показатели музыкального восприятия:

- проявляет эмоциональный отклик на музыку, может рассказать о ее настроении и характере;

- дослушивает произведение внимательно до окончания звучания;

- различает и называет громкость звучания музыки и её настроение;

- проявляет музыкальное творчество.

Методом наблюдения и беседы в начале учебного года выявила, что большее количество детей воспринимают классическую музыку, проявляют эмоциональный отклик, но не все дети были способны внимательно до конца прослушать произведение. Наибольшие трудности возникали у детей при рассказе о настроении и характере музыки. Их ответы были односложными. Трудности вызывало и пластическое моделирование. Дети с высокими показателями могли под музыку представлять развитие сюжета, а затем активно рассказывать его другим и исполнять танец, большинство же детей этого сделать не умели или стеснялись. Основываясь на данных обследования, я решила, что использование ЭСО на музыкальных занятиях позволят активизировать восприятие классической музыки в процессе слушания и усилят эффект использования обычных средств обучения.

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей при первоначальном прослушивании произведения я, используя синтез искусств: живопись и музыку, составила ММП, которая помогла сделать инструментальную музыку понятной для детей. Познакомив дошкольников с автором и назвав произведение («Океан-море синее» Н.А. Римского-Корса-кова из оперы «Садко»), я предложила прослушать его одновременно с показом ММП, составленной из репродукций картин морской тематики И.К. Айвазовского: «Девятый вал», «Буря в море ночью», «Гнев морей»,

«Американские суда у скалы Гибралтара», «Радуга» и др. После просмотра дети 5-6 лет учились рассказывать о своих впечатлениях от произведений живописи и прослушанной музыки, передавать ее характер с помощью кистей рук: пластические импровизации. Такой способ передачи музыки очень понравился детям. Каждый ребёнок старался придумать что-то своё. При повторном прослушивании произведения я использовала мультфильм «Море» на музыку «Океан-море синее» Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Садко». Бурный характер музыки и плавное движение волн при затухании шторма дети оркестровали с помощью бубнов, барабанов, металлофонов и колокольчиков.

Исходя из того, что дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Часто применяю на занятиях такой прием, как прослушивание музыки без предварительного объяснения и без применения ММП. Так, предлагая детям прослушать произведения П.И. Чайковского «Апрель Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года» или «Песня жаворонка» из «Детского альбома», наводящими вопросами, образными сравнениями побуждаю дошкольников самостоятельно определить выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения.

В ходе работы сочетаю разные виды уподоблений - словесное, мимическое, интонационное, вокальное, тактильное и пр. Тем самым учу детей высказываться о характере музыки, согласовывать движения пластического моделирования соответственно смене частей музыкального произведения. Иными словами, развивать эмоциональную отзывчивость, осознанное восприятие музыки. Также, после прослушивания произведения или его фрагмента («Танец маленьких лебедей» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро», «Танец эльфов» Э. Грига из «Лирических танцев», «Вальс цветов», «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик») я предлагаю детям передать все свои впечатления о музыке, её характере на листе бумаги. Из детских рисунков составляю ММП с использованием соответствующей музыки, что тоже стимулирует творческую активность воспитанников.

Часто на занятиях использую игровое задание «Музыка - цвет - настроение». Цель его - формировать у детей представление об изобразительных свойствах музыки, закреплять умение определять эмоционально-образное содержание музыки, побуждать высказываться о ее характере, применяя новые слова. Игровой материал - это карточки из цветного картона, а игровое действие: показ игровой карточки того цвета, который соответствует характеру музыки. Задание выполняется в 2 этапа. На первом этапе объясняю детям, что определенный цвет карточки связывается с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) - с

нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно-коричневый, темно-синий) - с мрачным, тревожным характером; яркие тона (красный, бордовый) - с решительным, волевым, героическим, торжественным характером музыки. Рассказываю, что, например, карточку красного цвета дети поднимут, если услышат решительную музыку (это слово новое для детей), а темно-коричневую или серую - если услышат тревожную музыку. Незнакомые слова разъясняю: решительная музыка - это музыка смелая, напористая и т.п. На втором этапе работы раздаю детям по две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений (пьесы «Сладкая греза» и «Баба Яга» П.И. Чайковского из «Детского альбома»). После прослушивания каждого произведения дети поднимают карточку соответствующего цвета, проговаривая слова, соответствующие характеру музыки. После этого предлагаю посмотреть презентацию или мультфильм (1987 г.) по произведениям П.И. Чайковского и сверить свои цветовые восприятия с восприятием художника.

К старшей группе дети уже имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно. Играю детям произведение на фортепиано, затем вместе рассуждаем об особенностях его музыкального языка, смотрим мультимедийную презентацию к данному произведению и делаем выводы о том, чей рассказ о музыке был наиболее близким композиторскому замыслу.

Мои воспитанники знают, что радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, порывистой или скачкообразной мелодией, а тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Опираясь на их знания, стремлюсь составить ММП таким образом, чтобы произведения мажорного настроения сопровождались картинами, насыщенными яркими красками. Например, при изучении симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк», кроме показа мультфильма по сказке (1978 г.), использую ММП, составленную на основе детских рисунков к данному произведению.

Одним из эффективных приемов развития восприятия детьми классической музыки является передача характера музыки в движении. После просмотров видеофильмов или ММП, инсценировка симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и Волк», номера «В пещере Горного короля» из симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», произведений К. Сен-Санса «Аквариум», «Кенгуру», «Лебедь» из «Карнавала животных» и др. позволяет детям творчески использовать танцевальные, образные движения. Они стараются передать особенности музыки, общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, динамику в движении. Стараюсь воспитать в каждом ребенке желание поделиться своими мыслями о прослушан-

ном фрагменте или музыкальном произведении. Объясняю детям, что, подбирая движения для пластического моделирования или танца, необходимо внимательно вслушаться в музыку, которая подскажет характер действия отдельных персонажей. Для этого перед просмотром ММП исполняю произведение на фортепиано, подчеркиваю смену характера музыки, передающей разные образы, стремлюсь найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным детскому восприятию.

Применение на занятиях ЭСО планирую таким образом, чтобы дети имели возможность осмыслить прослушанное произведение. Если на первом занятии происходит знакомство с музыкальным произведением, рассказ о композиторе, пластическое моделирование под музыку (К. Сен-Санс «Кенгуру» из «Карнавала животных»), то на следующем занятии предлагаю старшим дошкольникам рассказать об особенности мелодии, ритма, тембра, процессе развития музыкального образа. Благодаря применению ММП, дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и самостоятельно характеризуют образ. Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов (наглядный, словесный и практический) применяю в проблемной форме, с нарастанием проблемности. Например, при слушании «Колыбельной Волховы» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» и просмотре видеофрагмента из оперы, предлагаю детям подумать, почему так трогательно и печально звучит музыка. Задаю вопросы: «Что должно было произойти, чтобы Волхова так нежно и грустно пела?». Вспоминаем с детьми уже знакомые колыбельные, напеваем их, вслушиваемся в интонации и рассуждаем о настроении «Колыбельной Волхо-вы». Конечно, применение проблемных методов требует гораздо больших затрат времени: дети должны обдумать ответ на вопрос, высказаться, найти верный по их мнению вариант объяснения. Естественно, прямое сообщение о причинах именно такого настроения в музыке и рассказ педагога о применяемых в данном случае композитором именно этих средств музыкальной выразительности быстрее достигает цели. Но если ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретенные им знания гораздо значимее, ценнее, так как он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Иногда я намеренно усложняю проблемную ситуацию. При слушании номера «В пещере Горного короля» из симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», предлагаю ребенку самому найти один или несколько вариантов движений троллей и гномов, соответствующих музыке, по - своему использовать знакомые движения, разнообразить их в соответствии со сменой тем-

па, динамики и характера музыки. Только после рассуждения и показа детьми своих двигательных импровизаций, мы смотрим мультфильм «Гномы и Горный король». В данном случае, дети сопоставляют собственный опыт в изображении персонажа в соответствии с музыкой и то, что они увидели на экране.

Практический метод приобретает характер проблемности, когда я после слушания, например, «Камаринской» П.И. Чайковского из «Детского альбома», сама показываю детям не один вариант танца, а несколько танцевальных движений, различных по настроению, характеру и пластике. В такой проблемной ситуации дети выбирают из нескольких движений одно, наиболее соответствующее характеру музыки, или принимают все возможные варианты. Только после этого мы смотрим ММП «Камаринская», составленный из репродукций картин русских художников или фрагмент мультфильма (П.И. Чайковский «Лучшая классическая музыка для детей»).

Для эффективного развития у детей музыкального восприятия я побуждала их к творчеству и активной деятельности; направляя словом, старалась, чтобы самовыражение дошкольников было созвучно музыке, соответствовало меняющемуся характеру произведения, выражалось через движение, слово, выбор тембра инструмента и т.д. Метод «уподобления характеру музыки» способствовал развитию эмоциональной отзывчивости старших дошкольников на музыку, стимулировал самостоятельное осмысление ее выразительных средств, использование в активной творческой деятельности. На каждом последующем занятии дети усваивали новые сведения о музыкальных произведениях и закрепляли представления, полученные ранее. Наблюдение положительных результатов использования ММП и видеоматериалов на занятиях в течение года подтвердило мои предположения о том, что ЭСО являются необходимым дидактическим средством в формировании культуры восприятия классической музыки.

Мультимедийные презентации, видеоклипы, мультфильмы по-разному использовались мной на разных типах занятий. Если на доминантном занятии я давала слушать 2-3 произведения (применение ЭСО до 10 минут, согласно нормам СанПин), используя прием контрастных сопоставлений (ритмических, динамических, интонационных), то на занятии классического типа - одно произведение, но большое. Например, на доминантном занятии, раскрывая тему «Музыка изображает животных», я давала несколько музыкальных произведений К. Сен-Санса из «Карнавала животных»: «Лебедь», «Аквариум» с применением ММП и видеофильма («Лебедь» в исполнении Плисецкой 1975 г.), а «Кенгуру» в аудиозаписи. Уместно вспомнить слова И.М. Сеченова о том, что все разнообразие проявлений мозговой деятельности, в конечном счете, сводится к мышечному движению. Именно это делает использование сюжетно-ролевого танца эффективным средством эмоционально-экспрессивного развития детей. В процессе слушания и про-

смотра дети учились не только понимать содержание музыки, но и анализировать средства музыкальной выразительности. Дети вначале рассказывали о музыке, а потом, для вхождения в образ, девочки исполняли пластический этюд с газовыми шарфами, которые были их «лебедиными крыльями». Движения становились плавными, грациозными и торжественными. Задания постепенно усложнялись. По теме «Сказка в музыке» дети слушали произведения П.И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», «Танец маленьких лебедей» с просмотром видеофрагментов сцен из балетов и Э. Грига «В пещере горного короля», «Танец Эльфов» с просмотром мультфильмов. После прослушивания и просмотра, перевоплощение в Снежные хлопья, Маленьких лебедей или злобных Троллей были для детей интересны и занимательны; рассказы об увиденном и прочувствованном стали более полными и содержательными. Исполнение же оркестровой импровизации к номеру «В пещере Горного короля» из симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», захватило всех своим настроением, темпом, динамикой.

На занятиях с применением ЭСО использую прием оркестровки музыкальных произведений. Оркестровка в данном случае используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения их. Оркестровать произведение - значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части («Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Баба Яга» П.И. Чайковского из «Детского альбома» и др.). Этот прием способствует дифференцированию восприятия - выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Прием оркестровки классической музыки одновременно с просмотром ММП побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку для того, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Часто на таких занятиях предлагаю детям самостоятельно выбрать инструмент шумового оркестра, наиболее подходящий для ритмического сопровождения фрагмента прослушанного музыкального произведения. Предварительно рассказав детям об особенностях звучания каждого инструмента, отмечаю, что для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна («Три чуда» (Богатыри) Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»), а нежный характер - мягкий, нежный тембр колокольчика или арфы (К. Сен-Санс «Лебедь»). Чтобы передать изобразительные моменты («Три чуда» (Белка) Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане»), можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум моря («Океан-море синее» оркестровое вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко») хорошо

передадут шуршащие погремушки, ксилофоны, металлофоны и бубны. Систематически напоминаю детям, что необходимо играть ритмично, в характере музыки, но негромко, прислушиваясь к общему звучанию и не заглушая его. Дети знают, что одни инструменты используются один раз в такт, другими можно отмечать все сильные доли. Предварительно дети прохлопывают ритмический рисунок и отмечают места вступления разных инструментов или групп шумовых инструментов. Прием оркестровки применяю не ранее чем при третьем, четвертом занятии - после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, познакомятся с ММП, видеофильмом, проанализируют характер музыки, выделят ее изобразительные моменты, определят средства музыкальной выразительности произведения.

Одним из любимых творческих заданий детей является рассказ о своих чувствах после прослушивания музыки, а затем - воплощение в движении музыкальных впечатлений, переживаний. Танец мы начинаем составлять вместе с детьми тогда, когда они хорошо познакомились с произведением (П.И. Чайковский «Вальс цветов»), почувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные впечатления, рассказали о своих чувствах, самостоятельно подобрали движения, соответствующие музыке. Взаимосвязь видов искусств в этом случае является актуальной, так как способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка. Именно «Вальс» дети танцевали на финальном этапе ежегодного конкурса детского творчества «Как прекрасен этот мир» 1 июня 2015 года и 2016 года.

В процессе работы я стремилась организовать деятельность старших дошкольников по самостоятельному отражению продуктов восприятия классической музыки. Часто характер музыкального произведения становится основой для игровых заданий и для организации сюжетно-ролевых игр («Прослушай, расскажи, изобрази»). Например, мальчики с удовольствием изображают Богатырей при знакомстве с произведением Н.А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», или все дети превращаются в Шмелей, слушая номер «Полет Шмеля». Основным показателем формирования культуры восприятия ребенка является его эмоциональная отзывчивость, сопереживание, желание выразить себя в других видах деятельности. На протяжении всего периода работы я старалась, чтобы дети без моего показа или словесного наставления самостоятельно пришли к необходимым результатам деятельности: рассказали о произведении, инструментовали его, подобрали движения для танца, выразили себя в пластическом этюде.

Анализ результатов в конце учебного года позволил выявить положительные тенденции в формировании культуры восприятия детей при использовании на занятиях ЭСО. Если в начале учебного года детям сложно было расска-

зать о музыке, воспроизвести свои впечатления с пластическом моделировании или танце, то на конец года результаты изменились в лучшую сторону. Результаты формирования культуры восприятия музыки средствами ЭСО выражаются в том, что дети умеют прослушать произведение не отвлекаясь, проявляют эмоциональный отклик на музыку, высказываясь о ее характере. Образнее стали выражения, богаче лексика. Дети научились высказывать свое мнение об эмоциональном и образном содержании музыки; внимательно рассматривать произведения живописи, представленные в ММП; создавать пластические этюды и танцевальные композиции; находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку. Изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться.

Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования может быть более успешным, эффективным, если в качестве дидактического средства будут использованы электронные средства обучения [5]. Я считаю, что применение ЭСО способствует поддержанию у воспитанников интереса к получению знаний посредством компьютерной техники. Систематическое привлечение родителей к просмотру в домашних условиях предложенных мною материалов способствует повышению их интереса к моей работе. Ежегодно мои выпускники поступают в Детскую Школу Искусств г. Рогачева (30-35 %).

Использование ЭСО помогает достижению целей формирования культуры восприятия: оптимизирует процесс слушания музыки, способствует более полному, насыщенному эмоциональному воздействию музыки на ребенка; повышает уровень познавательных возможностей, побуждает детей 5-6 лет выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности.

Список литературы:

1. Учебная программа дошкольного образования. - Минск: Нац. Ин-т образования, 2013.

2. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года. Приказ МО РБ от 24.06.2013. - С. 8.

3. Назайкинский Е.В.О психологии музыкального восприятия / Е.В. На-зайкинский. - М.: Музыка, 1972.

4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. -М.: Наука, 2003.

5. Янова Е.А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е.А. Янова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый, 2015. - С. 60-62.

6. Международный образовательный Интернет-портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://musical-sad.ucoz.ru/forum/4-14-2, Шр:/^-rod.tomsk.ru/index-1262594006.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.