управления. Есть, однако, и существеные минусы непосредственый демократии, это - ее невысокая эффективность и недостаточная компетентность принимаемых решений, что объясняется отсутствием у нас достаточных знаний о предмете политических решений, неизбежностью продолжительных дискуссий при коллективном обсуждении проектов решений, а также снижением персональной ответственности за последствия всенародно-принятых решений.
Итак, из всего сказанного вытекает весьма важный теоретический вывод. Принцип суверенитета народа, безусловно, является ядром демократии. Однако нельзя недооценивать его ограниченность и возможность превращения при определенных условиях в свою противоположность - орудие авторитаризма, его оправдание. Такое преврашение во многом, если не во всем, определяется политической технологией. Одни процедуры обеспечивают действительное народовластие, а другие используются для прикрытия формальным народовластием, а точнее, квазинародовластием настоящей диктатуры.
Литература
1. Безруков А. В. Оптимизация взаимодействия законодателей при реализации законодательной инициативы парламентом субъекта // Конституционное и муниципальное право, 2010. № 9. С. 88.
2. Власенко Н. А. О кризисных тенденциях в праве // Юридическая техника, 2014. № 8. С. 59.
Роль электронных средств обучения в формировании культуры восприятия классической музыки у детей 5-6 лет Жигун О.
Жигун Ольга / Zhigun Olga - музыкальный руководитель дошкольного образования, Государственное учреждение образования Ясли - сад № 5, г. Рогачёв, Республика Беларусь
Аннотация: в статье рассматривается вопрос необходимости применения электронных средств обучения в процессе слушания музыки на музыкальных занятиях в детском саду с целью активизации процесса восприятия, запоминания музыкальных произведений и творческого воплощения своих впечатлений старшими дошкольниками.
Abstract: the article discusses the need for eLearning in the process of listening to music on music lessons in kindergarten in order to enhance the process ofperception, memorizing music and creative realization of their impressions older preschoolers.
Ключевые слова: слушание, восприятие, оптимизация, видеофильм, мультимедийная презентация, творчество.
Keywords: hearing, perception, optimization, video, multimedia presentation, creativity.
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Соответственно, система дошкольного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать, не заменяя традиционных методов, расширению их возможностей. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях, признается важнейшим национальным приоритетом 3.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных технологий начаты специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в 1986 г. Отечественные и зарубежные исследования признают и убедительно доказывают особую роль ЭСО в формировании творческой личности, развитии и воспитании ребенка средствами музыкальной культуры. В работах М. А. Холодной и С. А. Шапкина и др. доказано, что благодаря мультимедийному способу подачи информации у детей старшего дошкольного возраста развивается воображение и творческие способности, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, формируется тончайшая координация движений глаз [5, 8].
На практике я постоянно сталкиваюсь с проблемой: как более понятно и доходчиво объяснить детям то, о чем рассказывает музыка. Я считаю, что внедрение ЭСО в процессе слушания музыки на музыкальных занятиях необходимо: наглядность активизирует восприятие; движение, звук, мультипликация компьютерных презентаций привлекает внимание детей, повышает у них интерес к изучаемому музыкальному материалу; высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества. Анализ педагогического опыта музыкальных руководителей и собственной практики позволил выявить противоречие между
необходимостью формирования опыта восприятия классической музыки и недостаточной эффективностью общеизвестных дидактических методов. Проанализировав сайты, специализирующиеся на учебных презентациях (present.griban.ru, rusedu.ru, web-resurs.ru, effor.ru.) я обнаружила дефицит презентаций, направленных на решение образовательных задач в сфере музыкального образования детей дошкольного возраста. Это убедило меня в необходимости разработки набора ЭСО для слушания классической музыки на музыкальных занятиях в старшей группе как средства обучения дошкольников.
Первоначально мной были определены приоритетные направления деятельности:
- использовать систему творческих заданий для активизации умения детей слушать и воспринимать классическую музыку на музыкальных занятиях посредством ЭСО, отражая ее в других видах музыкальной деятельности;
- использовать подборку мультимедиа презентаций и видеофильмов для накопления детьми эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений мировой музыкальной культуры.
Новизна работы заключается в оптимизации педагогического процесса, предполагающего включение в слушание музыки ЭСО. Длительность работы составляла 2 года.
На начальном этапе я определила направленность в работе, изучила нормативные документы и научно-методическую литературу Б. М. Теплова, Е. В. Назайкинского разработала план применения ЭСО на музыкальных занятиях с детьми 5-6 лет. На основном этапе параллельно создавала аудио-хрестоматию, ММП, видеоклипы, осуществляла сотрудничество с педагогами и родителями. На заключительном этапе мной анализировались результаты внедрения в практику работы ЭСО для формирования культуры восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста. На методических объединениях делилась с коллегами своими разработками, проводила мастер-классы, оказывала консультационную помощь в использовании ЭСО на музыкальных занятиях.
Ведущая идея работы состоит в применении ЭСО, как одного из дидактических средств, способствующих формированию культуры восприятия классической музыки детьми старшего дошкольного возраста в процессе слушания на музыкальных занятиях.
Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, значит включить слушателя в процесс активного сотворчества.
Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности» [3, 86]. Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие.
Идея применения ЭСО в процессе слушания музыки на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста побудила меня проанализировать произведения классической музыки, предложенные учебной программой дошкольного образования [1,157], и определить условия и возможность включения ЭСО в процесс слушания. Для решения поставленных задач мною было составлено перспективное планирование по разделу «Слушание», в котором определены темы, репертуар и ЭСО. Я изучила перечень произведений, рекомендованных учебной программой дошкольного образования для слушания в старшей группе и выделила 19 произведений «программной» музыки, к которой могут быть созданы мультимедийные презентации (далее ММП и видеоклипы), распределив их на учебный год. Программно-изобразительная музыка «рисует» конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью, окружающей детей. Уже само, название этих произведений раскрывает их содержание, например, «Море» Н. А. Римского-Корсакова, «Лебедь» К. Сенс-Санса. Музыкальный репертуар был систематизирован по тематическому принципу: «Музыка и природа», «Музыка рассказывает сказку», «Музыка рассказывает о чувствах людей», «Музыка рассказывает о животных», «Музыка рассказывает о жизни детей». Для слушания детей 5-6 лет создан набор мультимедиа презентаций в программе Power Point, видеоклипы в программе ProShow Producer, Movie Maker, сделана видео-хрестоматия. Для творческих заданий («Угадай, что звучит», «Прослушай и создай образ», «Сравни и объясни» и др.) составлена аудио-хрестоматия; записан диск с ММП.
Процесс восприятия музыки позволяет ребенку «проживать» собственные эмоциональные переживания. На начальном этапе работы в ходе занятий детям я предлагала детям прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково. Чтобы понять, что для детей 5-6 лет является самым сложным в процессе слушания, я провела диагностику (20 человек) и выделила для диагностирования следующие показатели музыкального восприятия:
- проявляет эмоциональный отклик на музыку, может рассказать о ее настроении и характере;
- дослушивает произведение внимательно до окончания звучания;
- различает и называет громкость звучания музыки и её настроение;
- проявляет музыкальное творчество.
Методом наблюдения и беседы в начале учебного года выявила, что большее количество детей воспринимают классическую музыку, проявляют эмоциональный отклик, но не все дети были способны внимательно до конца прослушать произведение. Наибольшие трудности возникали у детей при рассказе о настроении и характере музыки. Их ответы были односложными. Трудности вызывало и пластическое моделирование. Дети с высокими показателями могли под музыку представлять развитие сюжета, а затем активно рассказывать его другим и исполнить танец, большинство же детей этого сделать не умели или стеснялись. Основываясь на данных обследования, я решила, что использование ЭСО на музыкальных занятиях позволят активизировать восприятие классической музыки в процессе слушания и усилят эффект использования обычных средств обучения.
Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей при первоначальном прослушивании произведения я использовала синтез искусств: живопись и музыку, составив ММП, которая делает инструментальную музыку понятной для детей. Познакомив дошкольников с автором и назвав произведение («Океан-море синее» Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Садко»), я предложила прослушать его одновременно с показом ММП, составленной из репродукций картин морской тематики М. Айвазовского: «Девятый вал», «Буря в море ночью», «Гнев морей», «Американские суда у скалы Гибралтара», «Радуга» и др. После просмотра дети 5-6 лет учились рассказывать о своих впечатлениях от прослушанного, передавать характер музыки с помощью кистей рук: пластические импровизации. Такой способ передачи музыки очень понравился детям. Каждый ребёнок старался придумать что-то своё. При повторном прослушивании произведения я использовала мультфильм «Море» на музыку «Океан-море синее» Н. А. Римского-Корсакова из оперы «Садко». Бурный характер музыки и плавное движение волн при затухании шторма дети оркестровали с помощью бубнов, барабанов, металлофонов и колокольчиков. Для эффективного развития у детей музыкального восприятия я побуждала их к творчеству и активной деятельности; направляя словом, старалась, чтобы самовыражение дошкольников было созвучно музыке, соответствовало меняющемуся характеру произведения, выражалось через движение, слово, выбор тембра инструмента и т.д. Метод «уподобления характеру музыки» способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности. На каждом последующем занятии дети усваивали новые сведения и уточняли полученные ранее.
Наблюдение положительных результатов использования ММП и видеоматериалов на занятиях в течение года подтвердило мои предположения о том, что ЭСО являются необходимым дидактическим средством в формировании культуры восприятия классической музыки.
Мультимедийные презентации, видеоклипы, мультфильмы по-разному использовались мной на разных типах занятий. Если на доминантном занятии я давала слушать 2-3 произведения, используя прием контрастных сопоставлений (ритмических, динамических, интонационных), то на занятии классического типа - одно произведение, но большое. Например, раскрывая тему «Музыка изображает животных», на доминантном занятии я давала несколько музыкальных произведений: К. Сен-Санс «Лебедь», «Аквариум» из «Карнавала животных» с ЭСО и «Кенгуру» в аудиозаписи. Уместно вспомнить слова И. М. Сеченова о том, что все разнообразие проявлений мозговой деятельности, в конечном счете, сводится к мышечному движению. Именно это делает использование сюжетно-ролевого танца эффективным средством эмоционально-экспрессивного развития детей. В процессе слушания и просмотра дети учились не только понимать содержание музыки, но и анализировать средства музыкальной выразительности. Дети вначале рассказывали о музыке, а потом, для вхождения в образ, девочки исполняли пластический этюд с газовыми шарфами, которые были их «лебедиными крыльями». Движения их становились плавными, грациозными и торжественными. Задания постепенно усложнялись. По теме «Сказка в музыке» дети слушали произведения П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», «Танец маленьких лебедей» с видеофильмом; Э. Грига «В пещере горного короля», «Танец Эльфов» с мультфильмом. После прослушивания и просмотра, перевоплощение в Снежные хлопья, Маленьких лебедей или злобных Эльфов были интересны и занимательны; рассказы о увиденном и прочувствованном стали более полными и содержательными. Исполнение же оркестровой импровизации к номеру «В пещере горного короля», из симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт», захватило всех своим настроением, темпом, динамикой.
Одним из любимых творческих заданий детей является рассказ о своих чувствах после подслушивания музыки, а затем - воплощение в движении музыкальных впечатлений, переживаний. К составлению танца мы приступаем тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Вальс цветов», почувствовали его настроение, накопили слуховые
и зрительные впечатления, рассказали о своих впечатлениях, самостоятельно подобрали движения, соответствующие музыке. Взаимосвязь видов искусств в этом случае является актуальной, так как способствует глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков; развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства; воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.
В процессе работы я стремилась организовать деятельность старших дошкольников по самостоятельному отражению продуктов восприятия. Часто основа музыкального произведения, становится основой для организации сюжетно-ролевых игр («Прослушай, расскажи, изобрази»). Например, мальчики с удовольствием изображают Богатырей, или превращаются в Шмелей, при знакомстве с произведением Н. А. Римского-Корсакова «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Основным показателем формирования культуры восприятия ребенка, является его эмоциональная отзывчивость, сопереживание, желание выразить себя в других видах деятельности. На протяжении всего периода работы я старалась, чтобы дети без моего показа или словесного наставления пришли к необходимым результатам деятельности самостоятельно: рассказали о произведении, инструментовали его, подобрали движения для танца, выразили себя в пластическом этюде.
Анализ результатов в конце года позволил выявить положительные тенденции в формировании культуры восприятия детей при использовании на занятиях ЭСО. Если в начале учебного года с высоким уровнем восприятия было всего 4 человека (20 %), то на конец года - 11 человек (55 %). Средний уровень на начало года показали 12 дошкольников (60 %), в конце года их осталось 8 человек (40 %), на уровне ниже среднего было 4 ребенка (20 %), остался 1 ребенок (5 %). Результаты формирования культуры восприятия музыки средствами ЭСО выражаются в том, что дети умеют прослушать произведение не отвлекаясь, проявляют эмоциональный отклик на музыку, высказываясь о ее характере. Образнее стали выражения, богаче лексика. Дети научились высказывать свое мнение об эмоциональном и образном содержании музыки; внимательно рассматривать произведения живописи, представленные в ММП; создавать пластические этюды и танцевальные композиции; находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку. Изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Результаты диагностики подтверждают предположение, что применение ЭСО способствует поддержанию у воспитанников интереса к получению знаний посредством компьютерной техники. Систематическое привлечение родителей к просмотру в домашних условиях предложенных мною материалов, способствует повышению их интереса к проблеме эстетического развития детей средствами классической музыки.
Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования может быть более успешным, эффективным, если в качестве дидактического средства будут использованы электронные средства обучения [5]. Использование ЭСО помогает достижению целей формирования культуры восприятия: оптимизирует процесс слушания музыки, способствует более полному, насыщенному эмоциональному воздействию музыки на ребенка; повышает уровень познавательных возможностей, побуждает детей 5-6 лет выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности.
Литература
1. Учебная программа дошкольного образования. Минск: Нац. Ин-т образования, 2012, 274 с.
2. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года. Приказ МО РБ от 24.06.2013, 26 с.
3. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972, 195 с.
4. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. М.: Наука, 2003, 286 с.
5. Янова Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя / Е. А. Янова // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2015, С. 60-62.