Е. А. Дубровская
Интонационная теория музыки в практике музыкального воспитания детей
Дубровская Елена Александровна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета (Москва, Россия)
Традиции музыкальной педагогики заставляют задуматься о перспективных путях музыкального развития ребенка. Интонационная теория Б. В. Асафьева открывает широкие возможности в приобщении дошкольников к подлинной музыкальной культуре. Автор статьи обращает внимание читателей на значение интонации в музыке. Сущность музыкального мышления определяется как проникновение в диалектику связей формы и содержания музыкального произведения. Становление музыкального мышления особенно активно происходит на седьмом году жизни, и этот период важно правильно использовать, обучая детей восприятию музыкальных интонаций, делать это необходимо на высокохудожественных произведениях. Песенная интонация должна говорить с ребенком. Автор дает практические рекомендации работы с детьми на музыкальных занятиях.
Ключевые слова: интонация, музыкальное мышление, музыкальное восприятие, живой звук, интонационный опыт.
Intonational theory of music in practice musical education of children
Dubrovskaya Elena,
PhD in Pedagogy, Professor, Department of Aesthetical Education, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia)
Traditions of musical pedagogy set thinking on perspective ways of musical development of the child. B.V. Asafyev's intonational theory opens ample opportunities in familiarizing of preschool children with original musical culture. The authordrawsattentionto theimportanceof intonationin music. The essence ofmusical thinkingis defined as thepenetration of thedialecticrelationshipsof form and contentof music.Developing of musical thinking is particularly active during seventh year of life. This period is important for introducing children to intonation on examples of masterpieces. Song intonation should speak to the child. The author gives practical recommendations on working with children during music lessons.
Keywords: intonation, musical thinking, musical perception, live sound, intonational experience.
Музыку называют искусством духовно-нравственных состояний. Ученый В. В. Меду-шевский подчеркивал, что в музыкальной интонации «спрятан» живой человек. Стремление понять специфику музыки, сделать ее достоянием каждого человека было характерно для различных исторических эпох, но только Б. В. Асафьеву в 1920-30-е годы удалось глубоко обосновать и подойти к решению этого вопроса.
Интонационная теория Б. В. Асафьева - ярчайший образец практико-ориентированной науки. Трудно назвать отрасль музыкальной науки, где бы не реализовывались идеи Б. В. Асафьева. Перечислим лишь самые существенные из них:
• «Музыкальная социология» (Б. Л. Яворский, А. Н. Сохор);
• «Музыковедение» (В. А. Васина-Гроссман, С. М. Хентова);
• «Музыкальная педагогика» (Н. А. Ветлуги-на, Д. Б. Кабалевский, Л. В. Школяр);
• «Музыкальная психология» (Б. М. Теплов, В. И. Петрушин, Е. В. Назайкинский, К. В. Тарасова).
Б. В. Асафьев рассматривал музыку как искусство интонируемого смысла. Восприятие музыки в этом случае предстает как процесс поиска смысла звучащих интонаций, то есть как мыслительный процесс. Сущность музыкального мышления он определяет как проникновение в диалектику связей формы и содержания музыкального произведения. Становление музыкального мышления особенно активно происходит на седьмом году жизни, но происходит очень своеобразно. Когда мелодические интонации становятся доступными детям, запоминаются и воспроизводятся, то процесс музыкального восприятия меняется. Восприятие интонаций определяет восприятие музыкального образа во всем многообразии средств музыкальной выразительности, а также его интерпретацию (К. В. Тарасова).
Интонация - это символ, который закрепился в общественном сознании: интонация плача причитания (нисходящий, повторяющийся оборот). Романсовая интонация (широкий ход, охватывающий первый и шестой звуки - секста), маршевая интонация (восходящий активный мотив - кварта) и так далее. Музыкальная эстетика рассматривает символ как художественный образ.
Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения. Как указывает Е. В. Назайкинский, у каждого человека образуется «личный запас ассоциаций и образов - своеобразный словарь - тезаурус», то есть набор закрепившихся в памяти человека разнообразных связей и отношений, которые могут снова ожить под воздействием художественного произведения.
Музыкальное восприятие - это активный, творческий процесс. В музыкальных интонациях передается эмоциональное содержание музыки.
Музыка - интонационная ткань культуры, интонационно-звуковая объективация и осуществление ее смыслового напряжения и динамики, ее смысловой сути и конкретного смыслового богатства в звуках.
Б. В. Асафьев объясняет это явление так: «В сознании слушателей... не размещены целиком музыкальные произведения, ... а отлагает-
ся сложный, очень изменчивый комплекс музыкальных представлений, в который входят и разнообразные «фрагменты» музыки, но который, в сущности, составляет «устный музыкально-интонационный словарь». Интонационный, потому что это не абстрактный словарь музыкальных терминов, а каждым человеком интонируемый (вслух или про себя.) «запас» выразительных для него «говорящих ему» музыкальных интонаций, живых, конкретных, всегда «на слуху лежащих» звукообразований, вплоть до характерных интервалов. При слушании нового музыкального произведения сравнение происходит по этим общеизвестным «дорогам».1
Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребенка эталоны красоты.
«Данные памятки, - пишет Б. В. Асафьев, -«памятные мгновения». являются и проводниками, и оценочными признаками и нормами суждений».2
В чем же практическое значение интонационных теорий, учения об интонации для дошкольной музыкальной педагогики?
Еще в 1930-40-е годы, когда создавался фонд песенной классики для детей, Н. А. Мет-лов неоднократно подчеркивал, что художественность - главный принцип при сочинении музыки для дошкольников.
Как актуальны были слова Б. В. Асафьева: «Область песни в этом смысле самая близкая, самая чуткая, дающая возможность наиболее непосредственного «перевода» живой интонации в художественную форму».3 Он особо подчеркивал воздействие на людей интонации народной песни, ведь народные напевы зарождались в естественных бытовых условиях и являлись проявлением особых духовных и психофизических состояний человека. Б. В. Асафьев подметил сходный ритм дыхания в человеческой речи и народной мелодии, что оказало влияние на особенности интонационных фраз народной мелодии и даже на диапазон напевов. Отсюда и вживаемость в образную сущность народной интонации при аутентичном исполнении, ее эмоциональное воздействие, эмоциональный отклик души. И мы знаем, сколь велико значение фольклора в жизнедеятельности ребенка-дошкольника.
1 Асафьев Б.В. Музыкальные формы как процесс. -Л., Музыка , 1981 - кн. 1 - С. 271.
2 Там же. - С. 204.
3 Асафьев Б.В. Советская музыка и музыкальная культура. Сборник Советская музыка. - Музгиз, 1946. С. 9.
Сегодня принцип художественности и естественности нарушается. Мы можем слушать мелодии детских песен, лишенные выразительных интонаций, безликие интонационные обороты, что резко отрицательно сказывается не только на музыкальных интересах детей, но и на музыкальности в целом. Падает уровень музыкального мышления, музыкальной памяти.
Песенная интонация должна говорить с ребенком. «Вот какой хороший, добрый Дед Мороз» - восходящая интонация сексты словно приглашает ребенка взглянуть на любимого героя, интонация-жест (В. Витлин).
«Падают, падают листья. В нашем саду листопад» - чередование терцовых интонаций, «кружащийся» ритм (размер 6/8) создают выразительную мелодию осеннего дня, вызывают у детей адекватную реакцию, пластическое интонирование (М. Красев).
Следующий аспект проблемы интонационного окружения детей - как звучит музыка. Известно, что жизнь музыкального произведения - это триада: композитор создает музыкальное произведение, исполнитель - дает ему жизнь через интерпретацию, а слушатель воспринимает художественный образ в звуках. При отсутствии любого из звеньев жизнь музыкального произведения нарушается. Ребенок-слушатель - категория особенная.
Кроме того, сегодня мы сталкиваемся с современной классикой, что чаще всего сводится к аранжировке на синтезаторе. Но синтезатор, даже самый лучший, не дает такого интонирования музыки, как рояль. Доказано, что живой звук обладает особой силой воздействия. Воздействия не только эмоционального, но и акустического. Происходит биорезонансная сочетаемость отдельных звуков с вибрациями отдельных органов и даже систем организма (С. В. Шушарджан, В. И. Петрушевский).
Снова сошлемся на В. В. Медушевского, который, исследуя феномен виртуозности в музыке, заметил следующее: «Сила и мужество виртуозности выпукло выявляются при сравнении живого исполнения с компьютерным. Компьютерное исполнение виртуозных пьес Паганини производит курьезное впечатление. Комичная легкость, в которой не чувствуется радости победы над трудностями, восторга их преодоления»4.
Музыкальное восприятие - это, прежде всего, постижение музыкальной интонации, сопереживание чувствам и эмоциям, которые композитор вложил в музыкальную ткань. Оно
4 Медушевский В. В. О виртуозности в музыке //Музыка в школе - № 1, 2004. С. 27.
(восприятие) состоится, если слух «настроен» на интонации музыкального произведения. Именно поэтому академическая музыка в 1960-70-е годы была более востребована слушателем, чем сегодня, когда существует разрыв между музыкой серьезной и развлекательной.
Дети, находясь в попсовой интонационной среде, которая преобладает вне стен образова-тельн ых уч режден ий, не п роя вля ют достаточ ного интереса к произведениям С. Слонимского, С. Губайдуллиной (имеются в виду современные произведения, созданные специально для детской аудитории). Их интересы скорее сосредоточены на «барби-образной» эстраде (термин введен Ю. Г. Дмитрюновой). Дети высказываются о современных эстрадных исполнителях (Максим, Стас Михайлов, Стоцкая...), переносят их песни в свою продуктивную деятельность. На интонационный опыт детей оказывают влияние вкусовые пристрастия семьи - братьев, сестер, родителей и, конечно, средств массовой информации. Музыковед Л. П. Шиповская, сравнивая интонационные поля массовой музыкальной культуры и академической музыки, объясняет это доступностью массовой интонации, ее легким запоминанием неподготовленным слушателем. Но надо понимать, что только академическая музыка дает представление о содержательной составляющей нашей жизни, нравственно-эстетическом опыте человечества.
Результаты развития дошкольников в интонационном пространстве мы видим следующие:
• приобретение интонационного опыта общения с художественными музыкальными произведениями;
• ценностное отношение к музыкальному искусству;
• нравственно-эстетическое становление личности ребенка-дошкольника.
В настоящее время запускается проект «Классическую музыку в детские сады». Хочется верить, что его исполнение не будет формальным и поможет в формировании музыкальной культуры дошкольника. ■
Литература
1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Изд. 2-е. - М.: Музыка. Ленинградское отделение, 1 971. - 373 с.
2. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. - М.: Советский композитор, 1993. - 280 с.
3. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. - М.: Педагогика, 1 988. - 337 с.
4. Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. - М.: Радио и связь, 2001. - 453 с.
Статья поступила в редакцию 27.01.2012 г.