УДК 781.68
Н. С. Бажанов
ИНТОНАЦИОННОЕ ЗНАНИЕ: ПОНЯТИЕ И КОНТЕКСТ
Мы можем знать больше, чем способны рассказать (We can know more than we can tell) Майкл Полани1
стенах Московской консерватории долгое время рассказывалась история о том, как Святослав Теофило-вич Рихтер сдавал экзамен по предмету «Анализ музыкальной формы». Его ответ на экзамене состоял из одного предложения: «У Бетховена разработки бывают такие (исполнение), вот такие (исполнение) и вот такие (исполнение)». Очевидно, что на этом экзамене музыкальное знание было представлено в своей первичной, несловесной форме, в чистом виде и даже типологически обобщенно.
Знание о музыке может существовать не только в словесной форме. «Я знаю, что правильно произведение должно звучать - так (смысловой сверток невербальной формы). Я знаю, что звучит эта соната Бетховена. Этой музыки я никогда не слышал, но знаю, что это мазурка». Чтобы объяснить значения указательных слов («так», «эта», «это») ученик должен уметь выразить невербальное знание словами, т. е. перевести знание в иную форму. Так в музыкальной деятельности возникает проблема адекватности типа знания формам его выражения и постижения2.
Словосочетание и понятие «интонационное знание» ни в музыкальной педагогике, ни в музыкознании не встречаются. Несмотря на известные достижения теории интонации3 Яворского-Асафьева, в отечественной музыкальной науке к сфере знания отнесено лишь научное знание в виде логико-теоретических положений, умозаключений в вербальной форме.
Для раскрытия природы интонационного знания необходимо признать априо-
© Н. С. Бажанов, 2017
ри, что знание существует в культуре во множестве форм и проявлений4. Неявное знание (термин предложенный Майклом Полани, англ. tacit knowledge) -вид знания, которое не может быть легко передано другим5. Трудность передачи или научения этому знанию связана с его принципиально невербальной, непонятийной и неявной (невыявленной) формой. Такое знание полностью или частично не эксплицировано (не формализовано). Неявные знания могут быть переданы не через сообщение, а только посредством обучения или благодаря личному опыту некоторой деятельности. Маленький ребенок знает и безошибочно распознает образ матери, но рассказать его словами не может.
Первый и существенный теоретический вопрос - является ли интонационная форма памяти о музыкальном произведении одной из форм знания?
Атрибуты интонационного знания. Для того чтобы считаться знанием, нечто должно обладать признанными атрибутами. К атрибутам знания обычно относят: предмет, прототип знания, память, верификация знания. Каким образом эти атрибуты соотносятся с интонационным знанием?
Интонационное знание как обозначение предмета прототипа.
В одном из своих атрибутов знание есть результат обозначения, структурирования и осмысления объекта в процессе познания. Теория корреспонденции знания указывает на отношения знания и объекта действительности. Знание есть копия (слепок, отпечаток, отражение) предмета-прототипа. В нашем случае интонационное знание корреспондирует со
В
звучанием музыкального произведения. Этот слепок, отпечаток, отражение получается в результате его интонирования.
Мнемическая природа интонационного знания. Интонационное знание результат действия нескольких видов памяти. Один вид - это память аналитического свойства, на звучание лада, аккордов, метрических разметок, ритмических соотношений длительностей, т. е. память, удерживающая музыкальные грамматики. Она сохраняет грамматическую разметку музыкального про-странства-времени, образует музыкальный «холст» с предустановленными свойствами, на который проецируется любое интонируемое произведение.
Интонационное знание как результат музыкального мышления. Интонирование, пропевание внутренним слухом каждого тона интонации — весьма сложное действие психического сознания музыканта [2, 3]. На первом этапе это повторение в сознании звуковой реальности произведения или ее рефлексия, отражение. Еще более сложное действие музыкального сознания - «осмысление». В дальнейшем услышанная и пропетая внутренним слухом интонация сопоставляется, включается в состав нескольких систем, прирастая взаимосвязями. Интонация музыкального произведения встраивается в музыкальные грамматики: тонально-ладовую, метрическую пульсацию, ритмическую, гармоническую, громкостную. Тем самым интонация обретает музыкально-грамматичес-кие смыслы, и что более важно преобразуется. В результате таких действий мыслится не совсем то, что слышится: акустическое звучание и интонируемый образ этого звучания не совпадают. Поистине прозорливым остается верное замечание С. Е. Фейнберга: «Не все звучащее улавливается слухом и не все слышимое звучит» [8, с. 219].
Интонационное мышление. Чтобы интонация стала так называемым «неявным» знанием она должна обрести смыслы, а человек наделяет объекты смыслами в результате мышления. Таким образом мы получаем еще два понятия,
связанных с интонационным знанием интонационное мышление и его результат - интонационные смыслы.
Значит, возникающий интонационный смысл как цель интонирования всегда будет не совпадать со звучанием, всегда будет более сложной конструкцией, всегда будет преобразованием исходной звуковой структуры. В акустике только звук, в сознании тон, преобразования, интонационный смысл. Интонационное знание возникает как результат интонирования6 (соинтонирования) музыкального произведения, это всегда итог его пропевания в сфере внутреннего слуха музыканта. Следовательно, первое, основное и необходимое условие возникновения интонационного знания - интонирование или соинтонирование7 музыкального произведения. Речь идет о следовании за конфигурационными изменениями интонации посредством внутреннего слуха музыканта. Прежде всего, это звуковысотное, ритмическое и фактурно-выразительное пропевание интонации. Отсюда интонация всегда присвоена или освоена музыкантом.
Интонация всегда результат личного опыта человека в его интонационной деятельности. Интонационный слух всегда личностный, персональной принадлежности, поэтому происходящее из слуха интонационное знание носит сугубо индивидуальный характер. Каким образом личностное интонационное знание образует обобщенную общественную форму составляет отдельную проблему теории интонации.
Интонационное знание исполнителя опредмечивается в звуковой, интонационной форме музыкального произведения. Поскольку сам момент интонирования в сфере музыкально-художественно-го сознания человека - процесс сокрытый, судить о нем мы можем только по результату, по звучанию музыкального произведения.
Главный предмет интонационного знания существует в двух основных типах.
Первый тип образует интонирование произведения в момент его исполнения. Это уникальная и единственная форма
произведения, соотносимая с исполнителем и конкретной интерпретацией. Этот тип интонационного знания существует не в обобщенной, а в конкретной процессуальной форме во времени.
Второй тип возникает в виде памяти об интонировании, когда исполнение произведения уже закончено (см. об этом: [6, с. 189]). Это последовательный, упорядоченный в соответствии с нотным текстом произведения набор интонационных гешталыпов. Это набор интонационных одномоментных свертков, мыслимых как целостность и позволяющих осуществлять над собой различные мыслительные операции. В области этого второго типа знания возможны извлечения любого интонационного свертка, в любой последовательности. Тогда становятся доступными различные сопоставления и сравнения как свертков, принадлежащих только что интонированному произведению, между собой, так и с хранимыми в долговременной памяти музыканта.
Интонирование произведения возможно благодаря совершенному интонационному слуху. Интонационная форма слуха одна из главных составляющих музыкального слуха. Такой вид слуха базируется на умении и совершенном навыке следования вниманием и одновременным пропеванием, повторением звучания музыкального произведения внутренним слухом музыканта.
В отличие от вокализации звучания, в сфере внутреннего слуха пропевается вся фактура произведения без исключения. Такое пропевание И. Земцовский называет «встречное созвучание» [4, с. 103] или встречное конструирование «текста» [Там же, с. 105].
Контекст интонационного знания. Интонационное знание невозможно представить вне взаимодействия с другими феноменами интонационной природы — интонационным слухом, интонационной формой произведения, интонационной памятью, интонационным мышлением. Все эти элементы музыкального сознания человека образуют окружение или контекст интонационного знания.
Потоки взаимодействия интонаций в окружении и в составе интонационного знания рождают интонационные смыслы. Взаимосвязи происходят между знанием и его контекстом, внутри структуры интонационного знания, вплоть до частей, образующих музыкально-художественное сознание. Возникают разнообразные графы-траектории таких движений: слух -интонирование - память - знание; знание - мышление - интонирование; знание - интонационная выразительность -интонирование - интонационная форма произведения. Фактическое описание взаимодействия этих элементов есть раскрытие содержания огромной интонационной метасистемы музыкального произведения.
Структура интонационного знания. Первое замечание аксиоматического характера - интонационное знание не однородно и состоит из нескольких компонентов. Следует оговорить, что музыкальное знание больше, разнообразнее знания о музыкальном произведении, а знание о музыкальном произведении больше интонационного знания о нем. Музыкальное знание больше знания о произведении за счет биографических сведений о композиторах, их иконографии, переписки и т. д. Знание о музыкальном произведении больше благодаря историческим сведениям о его создании, исполнителях, программе и т. п. По-видимому, следует обозначить интонационное знание как форму памяти выраженную интонационно. В основе интонационного знания лежат восприятие, переживание и преобразование интонаций человеком.
Интонационное знание образовано двумя основными формами произведения, процессуальной и симультанной. Процессуальное интонационное знание -это память об интонировании (или соин-тонировании) музыкального произведения во всех подробностях его осуществления во времени. Симультанное знание возникает в полном виде после окончания произведения в виде множества интонационных свертков.
Интонационное знание иногда предельно конкретно, касается звучания
произведения и, следовательно, интерпретации в чьем-то исполнении. Одновременно, интонационное знание представляет собой обобщенный вариант абстрагирования от конкретных исполнений. Например, знание об интонировании фразы, знание интонационной лексики, инвариантов стиля, жанра. Такое знание выражено эталонными характеристиками интонаций. На основе таких интонационных эталонов мы производим атрибуцию качества интонирования (среднее, высокое, шедевр), узнаем стиль автора или жанр пьесы.
Виды интонационного знания. Аналитическое интонационное знание применяется в сольфеджио, знание, распознавание (угадывание) по звучанию интервалов, аккордов, ритмических фигур, повторов, секвенций, интонационных вариантов.
Конфигурационное интонационное знание - знание конфигурации музыкальной ткани произведения. Эта форма знания музыки проверяется викторинами — отрывками из музыкальных произведений, когда надо угадать правильно их названия. Собственно «знание» музыкального произведения в смысле узнавания представляет лишь часть полного интонационного знания о нем. Полное интонационное знание того же угаданного произведения больше за счет наделения его звучания выразительными и другими смыслами, связями, контекстами, референциями, взаимодействиями.
Художественное (выразительное) интонационное знание - определенная часть интонационного знания предполагает наличие особого интонационно-выразительного слуха. В этом случае слушатель ярко воспринимает выразительную составляющую музыкального исполнения.
Инструментально-интонационное знание исполнителем музыкального произведения. Этот вид интонационного знания состоит в умении извлекать из памяти «правильные» исполнительские движения, в их неразрывной связи с адекватной интонацией. Здесь постоянно существует опора интонационного
слуха на исполнительские движения, что делает более точными и слух, и движения. В этом случае проявляется единство интонирования и адекватных исполнительских инструментальных движений (движений исполнительского аппарата).
В интонационном знании условно можно выделить еще два типа — знание о композиторской интонации, и исполнительское интонационное знание. Первый тип проверяется викторинами - знание (узнавание) музыки. В этом смысле возможны не только традиционные викторины, но и стилевые диктанты, когда по неизвестному музыкальному фрагменту необходимо определить, стиль, эпоху и, возможно, композитора.
Второй тип знания есть исполнительское интонационное знание. Оно отчасти проверяется в процессе исполнительской работы студента в классе по специальности. Непосредственно такой тип знания передается от учителя к ученику во время так называемого показа, «образцово-показательного» исполнения произведения или его фрагмента.
Аксиологическое интонационное знание. Интонационное знание обязательно содержит оценку музыкального произведения, включает память эталонов, норм, правил интонирования. К аксиологическому типу интонационного знания относится оценка интонационной формы и содержания произведения. Способность к оценочным суждениям относительно интонационного знания базируется на уровнях содержательности исполнительского интонирования. Знание критериев оценки интонаций также входит в состав интонационного знания. Высочайшим уровнем развития такого аксиологического типа интонационного знания обладали выдающиеся музыкальные критики: В. В. Стасов, А. Н. Серов, Ф. Лист, Р. Шуман, С. И. Танеев, Н. Я. Мясковский.
Интонационное знание представляет собой часть большой интонационной системы музыканта. В поле взаимодействия этой системы находятся: интонационный слух, интонационное мышление, интонационная форма музыкального произведе-
ния, музыкально-художественное сознание. Эти элементы системы, взаимопроникая друг в друга, активно преобразуют акустическую форму произведения в интонационную форму. Интонируемая слушателем музыка всегда значительно сложнее объективного звучащего истока. Ошибочно считать интонирование простым следованием слухом за звучащей музыкой, отражением тоновой конфигурации. Каждое мгновение звучащего музыкального произведения именно в интонировании обретает множественные контексты, связи, явленные и привнесенные интонационные смыслы.
Интонационное знание не выражено словами и относится к невербальным формам сознания человека. В этом состоят трудности обучения и передачи интонационного знания от учителя к ученику. В качестве первой ступени необходима школа вслушивания в звучание интонации, ее выразительные средства, оттенки и смыслы. Основа такой школы - обучаемая и тренируемая способность услышать выразительные качества
нескольких тонов во всей полноте их качественных соотношений.
Для такой школы интонирования необходимы методические инструктивные материалы - интонационные упражнения, этюды, экзерсисы. Возможно несколько ступеней продвижения музыкантов к школе интонационной содержательности исполнения. Вначале, воспитание каждотонового слухового контроля мелодической линии. Затем, освоение основных интонационно-выра-зительных типов (торжественное, злое, веселое, грустное, трагическое и пр.). Далее, освоение подобранных фрагментов из произведений на основные типы интонаций (хрестоматия интонационных типов). Некоторые циклы произведений фактически созданы как «интонационные хрестоматии» - Прелюдии Д. Шостаковича, Времена года П. Чайковского, Детские сцены Ф. Шумана, Мимолетности С. Прокофьева и др.
Форма интонационного познания предоставляет ничем невосполнимый, особый опыт освоения мира.
Примечания
1 Майкл Пйлани (также Поланьи; англ. Michael Polanyi, Михай Поланьи, венг. Polänyi Mihäly; 11.03.1891 - 22.02.1976) - английский физик, химик и философ. Наиболее известен своими работами по философии науки. Родом из Венгрии, с 1933 г. жил в Великобритании. Автор концепции «личностного (или неявного, молчаливого) знания» [10]. Полани придерживался точки зрения множественности форм знания.
2 Длительное время преобладала точка зрения: то, что нельзя выразить словами, знанием не является. Тогда придется признать, что М. Врубель, С. Рихтер, М. Плисецкая и многие другие великие художники, музыканты не обладали большими знаниями? Представим, что они никогда и ничего не говорили о своем творчестве.
8 Интонация - термин, обозначающий ограниченное множество смыслов, базирующихся на внутренних (in ton) свойствах музыкальных тонов и отношениях между ними. В большинстве определений «интонации» фигурируют два существенных качества (см. курсивы в следующих определениях) ее минимальность и выразительное значение:
в работах JI. Мазеля интонация понимается как *небольшая музыкально выразительная ячейка»» [5];
«интонация - наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение» [1]; «это самый маленький элемент музыки, который уже является осмысленным и имеет вполне определенное выразительное значение» [7].
4 Знание фигурирует как основной предмет изучения в теории познания - одном из разделов философии.
5 Концепция неявного знания (tacit knowledge) Майкла Полани активно развивается в современных научных исследованиях, включая работы по управлению процессом приобретения знания [9, 11].
6 Термин «интонирование» в музыкознании используется в двух значениях. Звуковысотное интонирование означает тонкости исполнительских действий с высотой тона, что характерно для инструментов с нефиксированной высотой. Выразительное интонирование касается вопросов содержания и формы интонации и подразумевает выразительную составляющую интонации. Это степень выраженности
музыкальных или экстрамузыкальных объектов посредством интонации.
7 Термин «соинтонирование» необходим для обозначения вторичной, встречной формы интонирования, как пропевание произведения внутренним слухом вслед за чужим исполне-
нием. Трудности ансамблевого исполнительства в том числе состоят в необходимости «со-интонировать» чужие партии и одновременно «интонировать» свою, т. е. реализовать сложную, смешанную деятельность музыкального сознания.
Литература
1. Боганова Т. О мелодии. - М.: Сов. композитор, 1960. - 86 с.
2. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотно-го слуха. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. -84 с.
3. Гарбузов Н. А. Зонная природа динамического слуха. - М.: Музгиз, 1955. - 107 с.
4. Земцовский И. Апология текста // Муз. акад. - 2002. - № 4. - С. 100-110.
5. Мазель Л. О мелодии. - М.: Музгиз, 1960. -300 с.
6. Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. - М., 1980. - С. 178-194.
7. Сихра А. Музыковедение и новые методы научного анализа // Интонация и музыкальный образ. - М.: Музгиз, 1961. - С. 9-34.
8. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1969. - 598 с.
9. Gubbins С., Corrigan S., Garavan Т. N., Connor С. О', Leahy D., Long D. and Murphy E. Evaluating A Tacit Knowledge Sharing Initiative: A Case Study // European Journal of Training and Development. - 8 (36). - 2012. -P. 827-847.
10. Polanyi Michael. Personal Knowledge. Towards a Post Critical Philosophy. - London: Routledge, 1998. - 428 p.
11. Venkitachalam K., Busch P. Tacit Knowledge: Review and Possible Research Directions // Journal of Knowledge Management. - 2012. -2 (16). - P. 356-371.
References
1. Boganova T. O melodii [About a melody]. Moscow, 1960. 86 p.
2. Garbuzov N. A. Zonnaya priroda zvukovysotnogo slukha [Zonal nature of sound high-rise hearing]. Moscow, Leningrad, 1948. 84 p.
3. Garbuzov N. A. Zonnaya priroda dinamicheskogo slukha [Zonal nature of dynamic hearing]. Moscow, 1955. 107 p.
4. Zemtsovskij I. The apology of the text. Muzykalnaya akademiya [Music Akademy], 2002, (4): 100-110.
5. Mazel L. O melodii [About a melody]. Moscow, 1960. 300 p.
6. Medushevskij V. Duality of a musical form and perception of music. Vospriyatie muzyki [Perception of music]. Moscow, 1980, pp. 178-194.
7. Sikhra A. Musicology and new methods of the scientific analysis. Intonatsiya i muzykalnyj obraz [Intonation and musical image]. Moscow, 1961, pp. 9-34.
8. Feinberg S. E. Pianizm kak iskusstvo [Pianizm as art]. Moscow, 2 ed., 1969. 598 p.
9. Gubbins C., Corrigan S., Garavan T. N., Connor C. O', Leahy D., Long D. and Murphy E. Evaluating A Tacit Knowledge Sharing Initiative: A Case Study. European Journal of Training and Development. 8 (36). 2012. Pp. 827-847.
10. Polanyi Michael. Personal Knowledge. Towards a Post Critical Philosophy. London: Routledge, 1998. 428 p.
11. Venkitachalam K., Busch P. Tacit Knowledge: Review and Possible Research Directions. Journal of Knowledge Management. 2012. 2 (16). Pp. 356-371.
Интонационное знание: понятие и контекст В статье раскрываются строение, границы, окружение интонационного знания. Этот тип
Intonation knowledge: essays of context and structure The article describes the structure, boundaries, environment intonational
невербального знания основан на способности музыканта запоминать интонации, извлекать их из памяти и оперировать ими во всей полноте их выразительных смыслов. Интонационное знание представляет собой часть большой интонационной системы музыканта. В поле взаимодействия этой системы находятся: интонационный слух, интонационное мышление, интонационная форма музыкального произведения, музыкально-художествен-ное сознание.
Рассматриваются объект, материал, предмет интонационного знания. Объектом интонационного знания следует считать музыкальное произведение. Благодаря интонационному знанию мы узнаем и отличаем данное произведение от других.
Материалом интонационного знания является звучание музыкального произведения. Изучая акустические тексты звучания музыкального произведения, мы соприкасаемся с объективным текстом интонирования произведения великими музыкантами-исполните-лями. Предметом интонационного знания является интонирование музыкального произведения человеком. Предмет интонационного знания существует в двух основных типах. Первый тип образует интонирование произведения в момент его исполнения. Второй тип возникает в виде памяти об интонировании, когда произведение уже закончено.
Контекст интонационного знания. Интонационное знание невозможно представить вне взаимодействия с другими феноменами интонационной природы - интонационным слухом, интонационной формой произведения, интонационной памятью, интонационным мышлением. Все эти элементы музыкального сознания человека образуют окружение или контекст интонационного знания.
Ключевые слова: музыкальное интонационное знание, личностное знание, неявное знание, Майкл Полани, интонационный смысл, интонация, интонирование, музыкальное мышление.
knowledge. This type of non-verbal knowledge is based on the ability of a musician to memorize the intonation, remove them from memory and to operate with them in the fullness of their expressive meanings. Intonation knowledge is a large part of the intonational system of a musician. In the field of interaction of this system are: intonational hearing, intonational thinking, the intonational form of a musical work, musical and artistic consciousness.
The author considers the object, the material, the subject of intonation knowledge. The object of intonation knowledge should be considered as a piece of music. Due to the prosodic knowledge we learn and differentiate this work from others.
The material of intonation knowledge is the sound of music. Studying acoustic lyrics of the sound of music, we come into contact with the objective text of the intonation of the works of great performers. The subject of intonation knowledge is the intonation of a musical work by man. The subject of intonation knowledge exists in two basic types. The first type forms the intonation works at the time of its execution. The second type occurs in the form of a memory about intonation when the work is finished.
The context of intonation knowledge. Intonation knowledge is impossible to imagine out interactions with other phenomena of the nature of intonational - the melodic ear, the melodic form of the piece, the melodic memory, the intonation thinking. All of these elements of the musical consciousness of a person creates the environment or context of intonation knowledge.
Key words: musical intonation knowledge, personal knowledge, tacit knowledge, Michael Polanyi, intonation sense, intonation, musical thought.
Бажанов Николай Сергеевич, доктор искусствоведения, профессор кафедры фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки
E-mail: Bazhanov_Nikolaj@mail.ru
Bazhanov Nikolay Sergeevich, Doctor of Art Criticism, professor of the Piano Department at Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: Bazhanov_Nikolaj@mail.ru
Получено 16.10.2017 г.