3. Сервис Web 2.0 LearningApps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.learningapps.org. - Дата доступа : 10.05.2021.
УДК 37
Жигун Ольга Юрьевна Zhigun Olga Yurievna
учитель музыки music teacher
Государственное учреждения образования «Запольский ясли-сад-базовая школа Рогачевского района», Гомельская область, Республика Беларусь state educational institution "Zapolsky day nursery-kindergarten-basic school
Rogachev district ", Gomel region, Republic of Belarus
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ СЕРВИСА LEARNINGAPPS ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
USE ONLINE LEARNINGAPPS TO INCREASE LEARNERS 'COGNITIVE ACTIVITIES IN PRIMERY SCHOOL MUSIC LESSONS
Аннотация, в статье рассматривается анализ возможностей мультимедийного интерактивного электронного оборудования для эффективной организации образовательного процесса по предмету «Музыка» и практическая разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов
Abstract: The article examines the analysis of the capabilities of multimedia interactive electronic equipment for the effective organization of the educational process on the subject "Music" and the practical development of interactive electronic educational resources.
Ключевые слова, учащиеся младших классов, интерактивные задания, раздел «Слушание» на уроках музыки.
VI Международная научно-практическая конференция
Keywords: primary school students, interactive assignments, section "Listening" in music lessons.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, их влияние на все сферы жизнедеятельности общества, а также на мышление подрастающего поколения ставят перед педагогами задачу адаптации обучающихся к условиям жизни в высокотехнологичной информационно-насыщенной среде. Решение такой задачи видится в необходимости активного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по учебным предметам художественно -эстетической направленности, что позволит сформировать у учащихся необходимые компетенции и готовность к осуществлению своей деятельности, связанной как с получением дальнейшего образования, так и с эффективным взаимодействием с членами общества в социально-бытовой и профессиональной сфере.
Изучение учебной темы преподаваемого предмета с использованием средств информационных технологий заметно расширяет возможности создания форм и методик преподавания предметов художественно-эстетической направленности, а сложности, связанные с новыми методическими решениями изложения материала, компенсируются большими возможностями современного оборудования.
Для организации информационно-методических условий реализации основной образовательной программы необходимо обеспечивать современную информационно-образовательную среду, в основе которой лежит активное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, в том числе и как одно из новых средств художественно-творческого развития учащихся.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит именно в компьютерной обработке. Я, как учитель музыки в начальной школе, не могла не замечать этого и не могла дожидаться, пока мощный поток
VI Международная научно-практическая конференция информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет»
следы классического музыкального обучения и воспитания. Я часто задаю себе
вопросы: интересно ли детям на уроках музыки? Как сделать его более
эффективным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и
эстетически воспитывающим?
Прошли те времена, когда в арсенале учителя музыки был только музыкальный инструмент и проигрыватель с набором пластинок. Сейчас я пользуюсь на уроках разнообразными электронными средствами обучения. Они позволяют мне применять новые формы наглядности, визуализировать материал, использовать обучающие видеофильмы и интерактивные задания в игровой и соревновательной форме. Благодаря применению ИКТ, я экономлю учебное время, увеличивая за счет этого плотность урока и обогащая его новым содержанием. Сегодня на электронных носителях и в сети Интернет можно найти готовые электронные комплексы, они не всегда соответствуют индивидуальным особенностями учащихся и структуре конкретного урока, поэтому у меня возникла потребность создания собственных интерактивных упражнений с использованием сервиса LeammgApps. Он нравится мне тем, что позволяет создавать обучающие модули и более продуктивно организовывать работу учеников.
В своей работе я руководствуюсь словами К.Д. Ушинского, который писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно.». Именно упражнения, созданные в сервисе LeammgApps, позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся, закрепить, систематизировать и проверять знания, придать заданиям интерактивную составляющую, сделать подачу материала наглядной, интересной и современной.
VI Международная научно-практическая конференция Для 1-4 классов начальной школы я разработала интерактивные упражнения, включающие практически весь учебный материал программы. Интерактивные упражнения повышают уровень мотивации учащихся, являясь для них новыми, необычными. В первом классе, когда дети еще не умеют читать, я использую такие упражнения как «Найти пару», «Сортировка картинок»
Таблица 1. Интерактивные упражнения для учащихся 1 класса
Номер п/п Название Тип ресурса Ссылка
1 Музыка - страна звуков 1-3 уроки Интерактивные упражнения кйр8://1еагшпаарр8.ога^а1;ск?у=рП22г шгк20
2 Что и как можно рассказать при помощи музыка 9-11 урок ЬйрБ ://1еагшпаарр8. ога^а1;ск?у=р12гап ск20
3 Музыкальная песенная викторина 9-16 урок кйр8://1еагп^арр8.о^^а1;ск?у=рдй^4 еак20
4 Быстрое и медленное в музыке 12 урок кйр8://1еагп^арр8.о^^а1;ск?у=р]йс]85 320
5 Высокие и низкие звуки 15 урок кйр8://1еагп^арр8.о^^а1;ск?у=рдс]а0 кБа20
6 Песня, танец, марш (обобщающий урок 3 четверти) 22 урок кйр8://1еагп^арр8.о^^а1;ск?у=р91:к8у б2а20
7 Музыкальные истории рассказанные композиторами 26 урок кйр8://1еагп^арр8.о^^а1;ск?у=р98]Г4о ш120
8 Музыка передает чувства человека 27-29 урок https://1earningapps.org/watch?v=pp7aw х5а320
Ученики с большим интересом слушают музыку, если к ней надо подобрать картинку, и очень радуются, когда правильно подобранная пара исчезает с экрана! Для детей этого возраста еще нужна поддержка одноклассников, поэтому на начальном этапе я применяю фронтальную или групповую формы работы. Для учеников второго класса разработан комплекс интерактивных задания с различной степенью сложности, что дает больше возможностей для дифференциации.
Таблица 2. Интерактивные упражнения для учащихся 2 класса
Номер п/п Название Тип ресурса Ссылка
Угадай песню 1-5 уроки кйр8://1еагшпаарр8.ога^а1;ск?у=рр6р5ак 6к20
Темп в жизни и в музыке 67 урок «Кто хочет стать миллионером» кйр8://1еагшпаарр8.ога^а1;ск?у=раёх6к1 а]20
Темп в жизни и в музыке 67 урок «Угадай мелодию» кйр8://1еагшпаарр8.ога^а1;ск?у=р14ЬусЬ у520
Динамические оттенки 1011 урок кйр8://1еагшпаарр8.ога^а1;ск?у=р8ё29рд q220
Тембры голосов исполнителей оперных партий 13 урок кйр8://1еагшпаарр8.ога^а1;ск?у=р4её568 б120
Тембры мужских голосов 13 урок Ьйр8://1еагп1паарр8.ога/12936269
Голоса музыкальных инструментов (тембры) 14 урок я к К е н * а р с е ЬйрБ ://1еагп1пааррБ. orа/watch?v=pp75qw 02у20
Путешествие в страну Балет 23-25 урок (кроссворд) Ы^рБ ://1еагп1пааррБ. oга/watch?у=pj и71уу 3к20
Музыкальное путешествие в страну Балет 25 урок (музыкальная викторина) н в К £ а https://1eaгninаapps.oга/уiew12978520
Музыкальное путешествие в страну Концерт 29 урок и н К К https://1eaгninаapps.oга/уiew12978957
Ученики третьего и четвертого класса часто выбирают и охотнее выполняют задания, имеющие современный вид, то есть созданные при помощи компьютерных технологий.
Таблица 3. Интерактивные упражнения для учащихся 4 класса
Номер п/п Название Тип ресурса Ссылка
Звуки музыкальных инструментов Беларуси 7-8 урок Интеракт ивные упражнен ия https://1earninаapps.orа/watch?v=p4аo8nаr 320
Определи белорусский инструмент по голосу 7-8 урок https://1earninаapps.orа/view13006422
Отгадай белорусские музыкальные инструменты 7-8 урок https://1earninаapps.orа/view12573905
Номер п/п Название Тип ресурса Ссылка
Танцевальная культура моего народа 9-10 урок https://1eaгninaapps.oгa/watch?v=ponгanxs п20
Белорусские народные танцы 9-10 урок https://1earninaapps.ora/watch?v=poktnyc8 п20
Музыка рассказывает о прошлом нашей Родины 11-13 урок https://1earninaapps.ora/watch?v=pot6u2h0 к20
Музыка рассказывает о прошлом нашей Родины 11-13 урок (кроссворд) https://1eaгninaapps.oгa/watch?v=pb6ea3f9 520
Песш беларусюх фальклорных свят 14-15 урок, 22 урок, 34 урок https://1earninaapps.ora/view12586257
Музыка наших соседей -русского, украинского, польского, прибалтийских народов 18-21 урок https://1earninaapps.ora/view13028554
Музыкальное путешествие по Европе (Италия) 23 урок https://1eaгninaapps.oгa/watch?v=pгi6dшqe п20
Музыкальное путешествие по Европе (Австрия) 24 урок https ://1earninaapps. ora/watch?v=p5 ny0xdu с20
Кто хочет стать миллионером (музыкальная грамота) https://1eaгninaapps.oгa/watch?v=p6jj7dibk 20
Практически во всех упражнениях я использую фрагменты музыкальных произведений (викторины, «Парочки», «Скачки», «Кто хочет стать миллионером», «Кроссворд», пазл «Угадай-ка»). Учеников особенно заинтересовывает наличие состязательной составляющей, когда можно соревноваться как с компьютером, так и с другими учащимися. Иногда я замечаю, что некоторые ученики, имея возможность несколько раз выполнять задание, просто автоматически ставят «галочки», а это позволяет им делать сколько угодно ошибок. В этом случае сама контролирую поэтапное выполнение
VI Международная научно-практическая конференция задания или предлагаю выполнить задание с более сильным учеником, создав группы так, чтобы в каждой обязательно был свой «знаток».
Я уверена, что использование компьютерных технологий позволяет направить учебный процесс в более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности, а использование сервиса LearningApps делает уроки музыки более интересными, добавляет элементы наглядности, позволяет повысить уровень мотивации и активизировать познавательную деятельность учащихся, провести закрепление, систематизацию или проверку знаний.
Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в школе, формировать эстетические вкусы детей, современный учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, прекрасными теоретическими знаниями, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в области информационных технологий, владеть современными методами, образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Библиографический список:
1. Богдановская, И. М. Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. стандарт третьего поколения / И. М. Богдановская, Т. П. Зайченко, Ю. Л. Проект. - СПб : Питер, 2015. - 304 с.
2. Образовательные стандарты общего среднего образования / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf
3. Облачные технологии и сервисы Веб 2.0 в образовании: учеб. -метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Н. Гринчук [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM-совместимый компьютер; CD/DVD-дисковод; Microsoft Windows XP/Vista/7/8/10; Adobe Reader.
4. Сервис Web 2.0 LearningApps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.learningapps.org. - Дата доступа : 15.04.2021.