Научная статья на тему 'Интерактивные задания для организации самостоятельной работы по информатике пятого класса основного общего образования Кыргызской Республики'

Интерактивные задания для организации самостоятельной работы по информатике пятого класса основного общего образования Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатика / информационно-коммуникационные технологии / самостоятельная работа / интерактивные задания / LearningApps.org. / computer science / information and communication technologies / independent work / interactive tasks / LearningApps.org.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джапарова Салтанат Нургожоевна, Баженов Руслан Иванович

Организация самостоятельной работы на основе интерактивных заданий является актуальной методической проблемой. Целью исследования является выбор онлайн-сервиса и с помощью него разработка интерактивных упражнений по информатике для учащихся пятого класса. В работе приведён краткий обзор образовательных сервисов и определён для работы LearningApps.org. Авторами представлены разработанные задания в различных стилях: пазл, кроссворд, соответствие между объектами. В результате сделан вывод, что применение таких заданий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышению познавательного интереса к учёбе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джапарова Салтанат Нургожоевна, Баженов Руслан Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TASKS FOR ORGANIZING INDEPENDENT WORK IN COMPUTER SCIENCE OF THE FIFTH GRADE OF BASIC GENERAL EDUCATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

The organization of independent work on the basis of interactive tasks is a relevant methodological problem. The purpose of the study is to make a choice of an online service and use it to develop interactive exercises in computer science for fifth-grade students. The paper provides a brief overview of educational services and LearningApps.org is chosen for work. The authors present the developed tasks in various styles: puzzle, crossword, correspondence between objects. As a result, it is concluded that the use of such tasks optimizes the processes of understanding and memorizing educational material, contributes to deeper and more conscious assimilation of the studied material, and increases cognitive interest in learning.

Текст научной работы на тему «Интерактивные задания для организации самостоятельной работы по информатике пятого класса основного общего образования Кыргызской Республики»

УДК 372.8

С. Н. Джапарова, Р. И. Баженов

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ПЯТОГО КЛАССА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Организация самостоятельной работы на основе интерактивных заданий является актуальной методической проблемой. Целью исследования является выбор онлайн-сервиса и с помощью него разработка интерактивных упражнений по информатике для учащихся пятого класса. В работе приведён краткий обзор образовательных сервисов и определён для работы LearningApps.org. Авторами представлены разработанные задания в различных стилях: пазл, кроссворд, соответствие между объектами. В результате сделан вывод, что применение таких заданий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышению познавательного интереса к учёбе.

Ключевые слова: информатика, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа, интерактивные задания, LearningApps.org.

DOI: 10.24411/2227-1384-2020-10013

В настоящее время общество постепенно переходит на новый этап развития — информационный. Процесс информатизации общества, который подразумевает применение информационных и коммуникационных технологий во всех сферах науки и производства, затрагивает и образование на всех его уровнях. Информатизация образования — это процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания [8].

Кыргызская Республика также обозначила свои приоритеты в развитии на ближайшие несколько лет, сделав ставку на цифровую трансформацию страны, отражённую в государственном концептуальном документе «Цифровой Кыргызстан 2019 — 2023» [3].

Одним из самых важных направлений в цифровой трансформации страны должна стать образовательная сфера, которая в условиях гло-

Джапарова Салтанат Нургожоевна — преподаватель (Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова, Каракол, Кыргызская Республика); e-mail: saltanuraika@mail.ru.

Баженов Руслан Иванович — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем, математики и правовой информатики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: r-i-bazhenov@yandex.ru.

© Джапарова С. Н., Баженов Р. И., 2020

99

бальных информационных вызовов и требований современного общества сталкивается с серьёзными проблемами, отражающимися на общих показателях уровня компетентностей учащихся, студентов.

Одной из важных составляющих учебного процесса является самостоятельная работа. Главной её задачей представляется посыл, что педагог должен организовать деятельность учеников так, чтобы они за данное им время достигли всех поставленных перед ними целей, но при этом должны осуществляться такие действия, как поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний [10].

Реалиями сегодняшнего дня является то, что самостоятельная работа учащихся организуется с использованием интерактивных материалов: электронных учебников, тренажёров, справочников, энциклопедий, тестирующих и контролирующих программ и других учебных электронных систем. Представляет методический интерес организация такой работы через интерактивные задания. Так, Е. С. Кулевская и М. В. Воронина представили методику применения интерактивных заданий на уроках информатики в рамках самостоятельной работы учащихся [5]. И. А. Марку-нас показал использование интерактивных заданий при подготовке к ОГЭ по русскому языку [6]. Вопросы организации самостоятельной работы по информатике посредством интерактивных заданий для учащихся начальной школы рассмотрели В. В. Никуленков и др. [7]. Использование интерактивных моделей как средства организации самостоятельной работы школьников на занятиях математического кружка изучали Н. Н. Шарапова и др. [9].

В своей работе учитель может использовать готовые электронные пособия, задания, но они не всегда удовлетворяют всем требованиям педагога, а изменение часто невозможно. Для создания интерактивных заданий существуют множество онлайн-сервисов, в которых можно без специальных навыков создать задания и упражнения на классификацию, нахождение соответствия, заполнение кроссворда, дидактические игры для уроков, дидактические материалы (рабочие листы, головоломки, упражнения, карточки и игры), слайд-шоу и так далее. Кроме того, современные возможности интернет-сервисов позволяют использовать разнообразные средства, созданные учителем, в удалённых условиях, например, для работы ученика дома.

Целью исследования является выбор онлайн-сервиса и с помощью него разработка интерактивных заданий для использования в самостоятельной работе по информатике учащимися пятого класса.

В ходе исследования были рассмотрены онлайн-сервисы, предназначенные для создания и публикации дидактических материалов. Проведём обзор основных нескольких онлайн-сервисов.

1. Quizizz (https://quizizz.com). Сервис для создания опросов и викторин. Он даёт педагогу возможность создания викторины на своём

100

компьютере, а ученики могут принять участие в ней со своими мобильными устройствами.

2. WordLearner (http://www.wordlearner.com). Онлайн сервис для создания дидактических материалов (рабочих листов, головоломок, упражнений, карточек и игр). Сервис на английском языке, поддерживает кириллицу. Имеется возможность создавать группы, классы, регистрировать учеников и вести статистику работы в группе.

3. Zondle (http://www.zondle.com). Образовательный сайт предоставляет возможность создать дидактические онлайн-игры.

4. Hot Potatoes (https://hotpot.uvic.ca). Онлайн-сервис, с помощью которого можно создать десять типов упражнений. Особенностью сервиса является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы.

5. LearningApps (http://learningapps.org). Сервис предназначен для создания интерактивных заданий. Есть возможность создать свой класс и вместе с учениками создавать упражнения. Возможно распространение в социальных сетях и при помощи QR Code. Для преподавателя есть возможность создать по шаблону разные виды упражнений, например, «Пазлы», «Найди пару», «Найди соответствие», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа», «Кроссворд» и многие другие. Есть большая коллекция уже готовых работ по разным категориям.

Проанализировав различные сервисы и платформы для создания интерактивных заданий, в качестве инструмента для разработки заданий выбран LearningApps, так как сервис довольно прост для самостоятельного освоения, имеется много возможностей, в том числе возможность встраивания задания на html-страницу.

Возможности использования и преимущества интерактивных средств, разработанных с помощью сервиса LearningApps.org, на уроках информатики и ИКТ рассмотрела в своей работе О. А. Кочеткова [4], разработку интерактивных упражнений по информатике с использованием приложения web 2.0: LearningApps.org привела Т. Г. Великова [1], активизацию учебной деятельности с помощью сервиса LearningApps.org на примере темы «Интегрирование» показали П. А. Еровлев и др. [2]. А. Зендлер и С. Рейл оценили влияние взаимного обучения и программирования на результат обучения в информатике, используя LearningApps.org [11].

Приведём примеры разработанных интерактивных заданий для темы «Устройство компьютера».

Задание (рис. 1) разработано для проверки знаний основных устройств компьютера: необходимо найти устройство, соответствующее названию (https://learningapps.org/507283).

101

У<ЦЖЙ1 Ihn KOMnblOlFpe

Рис. 1. Задание «Назови устройства компьютера»

Задание-пазл (рис. 2) предназначено для формирования знаний по распределению устройств по группам, таким как «Устройства ввода», «Устройства вывода», «Обработки информации», «Носители информации», «Устройства подключения к интернету», «Память» (Ы±р8://1еагт^арр8. ощ/259044).

Рис. 2. Задание «Отнеси устройства к той или иной группе»

В задании, показанном на рисунке 3, необходимо разгадать кроссворд ^Н^://learningapps.org/1206939).

Рис. 3. Задание-тренажёр кроссворд

102

Для выполнения задания на установление соответствия (рис. 4) необходимо сделать щелчок мыши по маркеру и выбрать соответствующее название (https://learningapps.org/view516009).

Рис. 4. Задание на установление соответствия между изображениями и названиями

Разработанные задания были предложены учителям, студентам на практике для апробации в нескольких школах Кыргызской республики. Использование интерактивных упражнений для самостоятельной работы показало, что учащиеся пятых классов достаточно хорошо реагируют на предложенные задания, это вызывает у них живой интерес к теме.

Подводя итоги, можно сказать, что самостоятельная работа с интерактивными заданиями может быть организована как в классе на уроке информатики, так и/или дома. Применение таких заданий оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, повышению познавательного интереса к учебе.

Список литературы

1. Великова Т. Г. Разработка интерактивных упражнений по информатике с использованием приложения web 2.0 — learningapps.org / / Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2015. Т. 3. № 8-4 (19-4). С. 446 —449.

2. Еровлев П. А., Семченко Р. В., Эйрих Н. В. Создание интерактивных приложений по теме «Предел последовательности» с помощью веб-сервиса learningapps.org / / Постулат. 2017. № 12 (26). С. 20.

3. Концепция цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан» — 2019 — 2023. URL: http://ict.gov.kg/index.php?r=site%2Fsanarip&cid=27.

4. Кочеткова О. А. Использование сервиса LearningApps.org на уроках информатики и ИКТ / / Проблемы современной науки и образования. 2015. № 4. С. 126 — 128.

5. Кулевская Е. С., Воронина М. В. Методика применения интерактивных заданий

103

на уроках информатики в рамках самостоятельной работы учащихся / / Вопросы педагогики. 2019. № 12-2. С. 183—186.

6. Маркунас И.А. Использование интерактивных заданий при подготовке к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы) / / Проблемы гуманитарного образования: филология, журналистика, история: сборник научных статей II Международной научно-практической конференции / под ред. Т. В. Стрыгиной. Пенза: Пензенский государственный университет, 2015. С. 323 — 326.

7. Никуленков В. В., Бабина О. И., Дроздова И. А. Интерактивные задания по информатике для организации самостоятельной работы учащихся начальной школы / / Стандарты и мониторинг в образовании. 2017. № 5. С. 39 — 46.

8. Роберт И. В. Методология информатизации образования / / Проблемы современного образования. 2011. № 2. С. 28 — 60.

9. Шарапова Н. Н., Егина В. А., Мещерина В. Ю. Использование интерактивных моделей как средство организации самостоятельной работы школьников на занятиях математического кружка / / Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» для развития компетенций цифровой экономики: сборник научных трудов 18-й международной научно-практической конференции / под редакцией Д. В. Чистова. М.: 1С-Паблишинг, 2018. С. 365—368.

10. Шибаев В. П. Роль интерактивных методов в повышении эффективности самостоятельной работы студентов / / Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4. С. 174—176.

11. Zendler A., Reile S. The effect of reciprocal teaching and programmed instruction on learning outcome in computer science education / / Studies in Educational Evaluation. 2018. Т. 58. С. 132 — 144.

•Jc -Jc -Jc

Dzhaparova Saltanat N. Bazhenov Ruslan I.

INTERACTIVE TASKS FOR ORGANIZING INDEPENDENT WORK IN COMPUTER SCIENCE OF THE FIFTH GRADE OF BASIC GENERAL EDUCATION OF THE KYRGYZ REPUBLIC

(Issykkul State University named after K.Tynystanov, Karakol, Kyrgyz Republic; Sholom-Alechem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The organization of independent work on the basis of interactive tasks is a relevant methodological problem. The purpose of the study is to make a choice of an online service and use it to develop interactive exercises in computer science for fifth-grade students. The paper provides a brief overview of educational services and LearningApps.org is chosen for work. The authors present the developed tasks in various styles: puzzle, crossword, correspondence between objects. As a result, it is concluded that the use of such tasks optimizes the processes of understanding and memorizing educational material, contributes to deeper and more conscious assimilation of the studied material, and increases cognitive interest in learning.

Keywords: computer science, information and communication technologies, independent work, interactive tasks, LearningApps.org.

DOI: 10.24411 /2227-1384-2020-10013

References

1. Robert I. V. Methodology of Informatization of education [Metodologija informatizacii obrazovanija], Problemy sovremennogo obrazovanija, 2011, no. 2, pp. 28—60.

104

2. Koncepcija cifrovoj transformacii "Cifrovoj Kyrgyzstan" — 2019 — 2023 [The concept of digital transformation "Digital Kyrgyzstan" — 2019 — 2023]. Available at: http://ict.gov.kg/ index.php?r=site%2Fsanarip&cid=27.

3. Shibaev V. P. The role of interactive methods in improving the effectiveness of students' independent work [Rol' interaktivnyh metodov v povyshenii jeffektivnosti samostojatel'noj raboty studentov], Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2015, no. 4, pp. 174—176.

4. Kulevskaja E. S., Voronina M. V. Methods of using interactive tasks in computer science lessons as part of students ' independent work [Metodika primenenija interaktivnyh zadanij na urokah informatiki v ramkah samostojatel'noj raboty uchashhihsja], Voprosy pedagogiki, 2019, no. 12-2, pp. 183—186.

5. Markunas I. A. The use of interactive exercises in preparation for the state final attestation in the Russian language (from experience) [Ispol'zovanie interaktivnyh zadanij pri podgotovke k OGJe po russkomu jazyku (iz opyta raboty)], Problemy gumanitarnogo obrazovanija: filologija, zhurnalistika, istorija sbornik nauchnyh statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 2015, pp. 323—326.

6. Nikulenkov V. V., Babina O. I., Drozdova I. A. Interactive tasks in computer science for organizing independent work of primary school students [Interaktivnye zadanija po informatike dlja organizacii samostojatel'noj raboty uchashhihsja nachal'noj shkoly], Standarty i monitoring v obrazovanii, 2017, no. 5, pp. 39—46.

7. Sharapova N. N., Egina V. A., Meshherina V. Ju. Use of interactive models as a means of organizing independent work of students in the classes of the mathematical circle [Ispol'zovanie interaktivnyh modelej kak sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty shkol'nikov na zanjatijah matematicheskogo kruzhka], Novye informacionnye tehnologii v obrazovanii: primenenie tehnologij "IS" dlja razvitija kompetencij cifrovoj jekonomiki Sbornik nauchnyh trudov 18-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moscow, 2018, pp. 365—368.

8. Kochetkova O. A. Using the service LearningApps.org at computer science and ICT lessons [Ispol'zovanie servisa LearningApps.org na urokah informatiki i IKT], Problemy sovremennoj nauki i obrazovanija, 2015, no. 4, pp. 126—128.

9. Velikova T. G. Development of interactive computer science exercises using the web 2.0 application — learningapps.org [Razrabotka interaktivnyh uprazhnenij po informatike s ispol'zovaniem prilozhenija web 2.0 — learningapps.org], Aktual'nye napravlenija nauchnyh issledovanij XXI veka: teorija i praktika, 2015, vol. 3, no. 8-4 (19-4), pp. 446 —449.

10. Erovlev P. A., Semchenko R. V., Eyrih N. V. Creating interactive applications on the topic "Sequence Limit" using a web service learningapps.org [Sozdanie interaktivnyh prilozhenij po teme «Predel posledovatel'nosti» s pomoshh'ju veb-servisa learningapps.org], Postulat, 2017, no. 12 (26), p. 20.

11. Zendler A., Reile S. The effect of reciprocal teaching and programmed instruction on learning outcome in computer science education, Studies in Educational Evaluation, 2018, vol. 58, pp. 132—144.

•Jc -Jc -Jc

105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.