«Вопросы развития современной науки и техники»
УДК 37
Жигун Ольга Юрьевна Zhigun Olga Yurievna
учитель музыки music teacher
Государственное учреждения образования «Запольский ясли-сад-базовая школа Рогачевского района», Гомельская область, Республика Беларусь state educational institution "Zapolsky day nursery-kindergarten-basic school
Rogachev district ", Gomel region, Republic of Belarus
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ СЕРВИСА LEARNINGAPPS ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
USE ONLINE LEARNINGAPPS TO INCREASE LEARNERS 'COGNITIVE ACTIVITIES IN PRIMERY SCHOOL MUSIC LESSONS
Аннотация, в статье рассматривается анализ возможностей мультимедийного интерактивного электронного оборудования для эффективной организации образовательного процесса по предмету «Музыка» и практическая разработка интерактивных электронных образовательных ресурсов.
Abstract: The article examines the analysis of the capabilities of multimedia interactive electronic equipment for the effective organization of the educational process on the subject "Music" and the practical development of interactive electronic educational resources.
Ключевые слова, учащиеся младших классов, интерактивные задания, раздел «Слушание» на уроках музыки.
Keywords: primary school students, interactive assignments, section "Listening" in music lessons.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, их влияние на все сферы жизнедеятельности общества, а также на мышление
133
VI Международная научно-практическая конференция подрастающего поколения ставят перед педагогами задачу адаптации обучающихся к условиям жизни в высокотехнологичной информационно-насыщенной среде. Решение такой задачи видится в необходимости активного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе по учебным предметам художественно -эстетической направленности, что позволит сформировать у учащихся необходимые компетенции и готовность к осуществлению своей деятельности, связанной как с получением дальнейшего образования, так и с эффективным взаимодействием с членами общества в социально-бытовой и профессиональной сфере.
Изучение учебной темы преподаваемого предмета с использованием средств информационных технологий заметно расширяет возможности создания форм и методик преподавания предметов художественно-эстетической направленности, а сложности, связанные с новыми методическими решениями изложения материала, компенсируются большими возможностями современного оборудования.
Для организации информационно-методических условий реализации основной образовательной программы необходимо обеспечивать современную информационно-образовательную среду, в основе которой лежит активное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, в том числе и как одно из новых средств художественно-творческого развития учащихся.
Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Даже с образцами классической музыки нередко первое знакомство у детей происходит именно в компьютерной обработке. Я, как учитель музыки в начальной школе, не могла не замечать этого и не могла дожидаться, пока мощный поток информационного воздействия Интернета, аудио-, видео- и телевидения «смоет» следы классического музыкального обучения и воспитания. Я часто задаю себе вопросы: интересно ли детям на уроках музыки? Как сделать его более эффективным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим?
«Вопросы развития современной науки и техники»
Прошли те времена, когда в арсенале учителя музыки был только
музыкальный инструмент и проигрыватель с набором пластинок. Сейчас я пользуюсь на уроках разнообразными электронными средствами обучения. Они позволяют мне применять новые формы наглядности, визуализировать материал, использовать обучающие видеофильмы и интерактивные задания в игровой и соревновательной форме. Благодаря применению ИКТ, я экономлю учебное время, увеличивая за счет этого плотность урока и обогащая его новым содержанием. Сегодня на электронных носителях и в сети Интернет можно найти готовые электронные комплексы, они не всегда соответствуют индивидуальным особенностями учащихся и структуре конкретного урока, поэтому у меня возникла потребность создания собственных интерактивных упражнений с использованием сервиса LeammgApps. Он нравится мне тем, что позволяет создавать обучающие модули и более продуктивно организовывать работу учеников.
В своей работе я руководствуюсь словами К.Д. Ушинского, который писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно.». Именно упражнения, созданные в сервисе LeammgApps, позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся, закрепить, систематизировать и проверять знания, придать заданиям интерактивную составляющую, сделать подачу материала наглядной, интересной и современной.
Для 1-4 классов начальной школы я разработала интерактивные упражнения, включающие практически весь учебный материал программы. Интерактивные упражнения повышают уровень мотивации учащихся, являясь для них новыми, необычными. В первом классе, когда дети еще не умеют читать, я использую такие упражнения как «Найти пару», «Сортировка картинок»
Таблица 1. Интерактивные упражнения для учащихся 1 класса
Номер п/п Название Тип ресурса Ссылка
1 Музыка - страна звуков 1-3 уроки Интерактивные упражнения ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=pf122r mrk20
2 Что и как можно рассказать при помощи музыка 9-11 урок ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=p1zran сШ0
3 Музыкальная песенная викторина 9-16 урок ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=pqftw4 еак20
4 Быстрое и медленное в музыке 12 урок https:/Лeammgapps.org/watch?v=pjftcj85 320
5 Высокие и низкие звуки 15 урок ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=pqcj а0 ksa20
6 Песня, танец, марш (обобщающий урок 3 четверти) 22 урок https:/Лeammgapps.org/watch?v=p9fk8y 6za20
7 Музыкальные истории рассказанные композиторами 26 урок https:/Лeammgapps.org/watch?v=p9sjf4o mt20
8 Музыка передает чувства человека 27-29 урок https:/Лeammgapps.org/watch?v=pp7aw х5а320
Ученики с большим интересом слушают музыку, если к ней надо подобрать картинку, и очень радуются, когда правильно подобранная пара исчезает с экрана! Для детей этого возраста еще нужна поддержка одноклассников, поэтому на начальном этапе я применяю фронтальную или групповую формы работы. Для учеников второго класса разработан комплекс интерактивных задания с различной степенью сложности, что дает больше возможностей для дифференциации.
Таблица 2. Интерактивные упражнения для учащихся 2 класса
Номер п/п Название Тип ресурса Ссылка
Угадай песню 1-5 уроки Интерактивные упражнения ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=pp6p5ah 6к20
Темп в жизни и в музыке 67 урок «Кто хочет стать миллионером» ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=padx6k1 ^20
Темп в жизни и в музыке 67 урок «Угадай мелодию» ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=pj 4ЬуЛ v520
«Вопросы развития современной науки и техники»
Продолжение Таблицы 2
Динамические оттенки 1011 урок кйр8://1еагшп§арр8.ог§^а1;ск?у=р8ё29рд д220
Тембры голосов исполнителей оперных партий 13 урок И1;1р8://1еагшп§арр8.ог§^а1;ск?у=р4её5б8 Б120
Тембры мужских голосов 13 урок https://1earningapps.org/12936269
Голоса музыкальных инструментов (тембры) 14 урок ЫЦр ://1еагп1п§аррБ. org/watch?v=pp75qw 02У20
Путешествие в страну Балет 23-25 урок (кроссворд) ЫЦр ://1еагп^аррв. org/watch?v=pj и7гуу 3к20
Музыкальное путешествие в страну Балет 25 урок (музыкальная викторина) https://1earningapps.org/view12978520
Музыкальное путешествие в страну Концерт 29 урок https://1eaгningapps.oгg/view12978957
Ученики третьего и четвертого класса часто выбирают и охотнее выполняют задания, имеющие современный вид, то есть созданные при помощи компьютерных технологий.
Таблица 3. Интерактивные упражнения для учащихся 4 класса
Номер п/п Название Тип ресурса Ссылка
Звуки музыкальных инструментов Беларуси 7-8 урок ЫЦр ://1earningapps. org/watch?v=p4go8ngr 320
Определи белорусский инструмент по голосу 7-8 урок Интеракт https://1earningapps.org/view13006422
Отгадай белорусские музыкальные инструменты 7-8 урок ивные упражнен ия https://1earningapps.org/view12573905
Танцевальная культура моего народа 9-10 урок ЫЦр ://1earningapps. org/watch?v=ponrgnxsn 20
Белорусские народные танцы 9-10 урок ЫЦр ://1earningapps. org/watch?v=poktnyc8n 20
Музыка рассказывает о прошлом нашей Родины 11-13 урок ЫЦр ://1earningapps. oгg/watch?v=pot6u2h0 к20
Продолжение Таблицы 3
Музыка рассказывает о прошлом нашей Родины 11-13 урок (кроссворд) ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=pb6ea3 £95 20
Песш беларусюх фальклорных свят 14-15 урок, 22 урок, 34 урок ЫАр :/Лeammgapps.org/view12586257
Музыка наших соседей -русского, украинского, польского, прибалтийских народов 18-21 урок ЫАр :/Лeammgapps.org/view13028554
Музыкальное путешествие по Европе (Италия) 23 урок https:/Лeammgapps.org/watch?v=pri6dmqe п20
Музыкальное путешествие по Европе (Австрия) 24 урок ЫАр :/Лeammgapps. org/watch?v=p5 ny0xdu c20
Кто хочет стать миллионером (музыкальная грамота) https:/Лeammgapps.org/watch?v=p6jj7dibk 20
Практически во всех упражнениях я использую фрагменты музыкальных произведений (викторины, «Парочки», «Скачки», «Кто хочет стать миллионером», «Кроссворд», пазл «Угадай-ка»). Учеников особенно заинтересовывает наличие состязательной составляющей, когда можно соревноваться как с компьютером, так и с другими учащимися. Иногда я замечаю, что некоторые ученики, имея возможность несколько раз выполнять задание, просто автоматически ставят «галочки», а это позволяет им делать сколько угодно ошибок. В этом случае сама контролирую поэтапное выполнение задания или предлагаю выполнить задание с более сильным учеником, создав группы так, чтобы в каждой обязательно был свой «знаток».
Я уверена, что использование компьютерных технологий позволяет направить учебный процесс в более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности, а использование сервиса LeammgApps делает уроки музыки более интересными, добавляет элементы наглядности, позволяет
«Вопросы развития современной науки и техники» повысить уровень мотивации и активизировать познавательную деятельность
учащихся, провести закрепление, систематизацию или проверку знаний.
Чтобы успешно управлять процессом музыкального воспитания в школе, формировать эстетические вкусы детей, современный учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, прекрасными теоретическими знаниями, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в области информационных технологий, владеть современными методами, образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Библиографический список:
1. Богдановская, И. М. Информационные технологии в педагогике и психологии: Учебник для вузов. стандарт третьего поколения / И. М. Богдановская, Т. П. Зайченко, Ю. Л. Проект. - СПб : Питер, 2015. - 304 с.
2. Образовательные стандарты общего среднего образования / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.adu.by/images/2019/01/obr-standarty-ob-sred-obrazovaniya.pdf
3. Облачные технологии и сервисы Веб 2.0 в образовании: учеб. -метод. пособие [Электронный ресурс] / С. Н. Гринчук [и др.]; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2017. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: IBM-совместимый компьютер; CD/DVD-дисковод; Microsoft Windows XP/Vista/7/8/10; Adobe Reader.
4. Сервис Web 2.0 LearningApps.org [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.learningapps.org. - Дата доступа : 15.04.2021.