Научная статья на тему 'Использование визуальных диагностических методов для изучения проблем осанки у будущих юристов'

Использование визуальных диагностических методов для изучения проблем осанки у будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСАНКА / МЕТОДЫ ВИЗУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / POSTURE / METHODS OF VISUAL DIAGNOSTICS / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панчук Наталья Сергеевна, Пашина Ксения Николаевна, Одинцова Ольга Валентиновна

На основе анализа научной литературы в статье дана характеристика правильной осанки, представлены визуальные методы диагностики осанки студентов, обучающихся в вузе и результаты проведенной диагностики. Цель исследования изучение визуальных методов искривления осанки, выявление проблем осанки у студентов 1-2 курсов Российского государственного университета правосудия. Для достижения поставленной цели были изучены методы определения осанки; проведено тестирование студентов 1-2 курсов; на основе полученных результатов даны практические рекомендации по построению учебного процесса по физической культуре в высшей школе. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 231 студент 1-2 курса. Основой диагностики осанки у студентов являлись методы Хоули и Френкса; тесты на выявление искривления осанки. Исследование проводилось под контролем медицинского работника университета. В ходе исследования авторами проведены тесты, направленные на выявление нарушений осанки у студентов 1-2 курсов обучения в вузе. Результаты исследования и их обсуждение. У тестируемых были выявлены отклонения от норм правильной осанки, затруднения в выполнении некоторых тестируемых заданий. Выводы. В связи с тем, что у большинства студентов 1-2 курсов обнаружены различные искривления спины, необходимо включение в учебных процесс по физической культуре упражнений оздоровительных видов гимнастики (пилатес, корригирующая гимнастика, программа «здоровая спина», лечебная физическая культура и упражнений на растягивание мышц спины (стретчинг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панчук Наталья Сергеевна, Пашина Ксения Николаевна, Одинцова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of visual diagnostic methods to investigate posture problems of future lawyers

Based on the analysis of the scientific literature, the article describes the correct posture, visual methods of diagnostics, it presents the posture of students studying at the University and some results of the diagnostics. In the course of the study, the authors conducted tests aimed at identifying posture disorders in students of the 1-2 courses of study at the University. The purpose of the study is to study the visual methods of posture curvature, identify posture problems among the students of the 1-2 courses of the Russian state University of justice. To achieve this goal, methods for determining posture were studied; students of the 1-2 courses were tested; practical recommendations were given on the basis of the results obtained for building up the educational process for physical culture in higher education. Methodology and organization of the study. The study involved 231 students of the 1st and 2nd years. The basis for diagnosing the students ' posture was the Hawley and Franks methods; tests for detecting posture curvature. The study was conducted under the supervision of the University medical officer. The results of the study and their discussion. The test subjects were found to have deviations from the norms of correct posture, difficulties. Conclusions. It is recommended to introduce the health-improving exercises into the educational process, such as pilates, corrective gymnastics, "healthy back" program, therapeutic physical training and exercises for stretching the back muscles (stretching).

Текст научной работы на тему «Использование визуальных диагностических методов для изучения проблем осанки у будущих юристов»

3. Каленик, Е.Н. Влияние физкультурно-спортивных занятий на коррекцию нарушений у школьников с легкой умственной отсталостью / Е.Н. Каленик, Л.И. Мерная // Физкультурное образование Сибири. - 2010. - № 1 (26). - С. 74-76.

4. Калмыков, Д.А. Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью: комплексный подход / Д.А. Калмыков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - № 4. - С. 34-41.

5. Крутикова, И.С. Практика рекреационных занятий для младших школьников с нарушением интеллектуального развития / И.С. Крутикова // Адаптивная физическая культура. - №1 (45). -2011. - С. 26-28.

6. Правдов, М.А. Влияние занятий играми с мячом на физическую подготовленность детей с умственной отсталостью / М.А. Правдов, С.Ф. Шамуратов, Е.В. Тюкавкина // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 3 (71). - С. 18-19.

REFERENCES

1. Antipanova, N.A. and Datsko, M.A. (2016), "Features of development of children with intellectual disabilities", International journal of humanities and natural sciences, No. 2, pp. 24-28.

2. Bandakov, M.P. and Pazheltseva (Snigireva) A.A. (2017), "Problems of adaptive physical education of children 9-10 years old studying in correctional educational institutions of the VIII type", Bulletin of humanitarian education, No. 3, pp. 6-9.

3. Kalenik, E.N. and Mernaya, L.I. (2010), "Influence of physical culture and sports activities on correction of violations of schoolchildren with mild mental retardation", Physical Education in Siberia, No. 1 (26), pp. 74-76.

4. Kalmykov, D.A. (2019), "Development of coordination abilities of children of primary school age with mental retardation: a comprehensive approach", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 4, pp. 34-41.

5. Krutikova, I.S. (2011), "Practice of recreational activities for younger students with intellectual development disorders", Adaptive physical culture, No. 1 (45), pp. 26-28.

6. Pravdov, M.A., Shamuratov S.F. and Tyukavkina, E.V. (2017), "Influence of playing games with a ball on the physical fitness of children with mental retardation", Adaptive physical culture, No. 3 (71), pp. 18-19.

Контактная информация: naumova_ekaterin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2020

УДК 378.172

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОСАНКИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Наталья Сергеевна Панчук, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Николаевна Пашина, преподаватель, Ольга Валентиновна Одинцова, преподаватель, Российский государственный университет правосудия, Санкт-Петербург

Аннотация

На основе анализа научной литературы в статье дана характеристика правильной осанки, представлены визуальные методы диагностики осанки студентов, обучающихся в вузе и результаты проведенной диагностики. Цель исследования - изучение визуальных методов искривления осанки, выявление проблем осанки у студентов 1-2 курсов Российского государственного университета правосудия. Для достижения поставленной цели были изучены методы определения осанки; проведено тестирование студентов 1-2 курсов; на основе полученных результатов даны практические рекомендации по построению учебного процесса по физической культуре в высшей школе. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие 231 студент 1-2 курса. Основой диагностики осанки у студентов являлись методы Хоули и Френкса; тесты на выявление искривления осанки. Исследование проводилось под контролем медицинского работника университета. В ходе исследования авторами проведены тесты, направленные на выявление нарушений осанки у студентов 1-2 курсов обучения в вузе. Результаты исследования и их обсуждение. У тестируемых были выявлены отклонения от норм правильной осанки, затруднения в выполнении некоторых тестируемых

заданий. Выводы. В связи с тем, что у большинства студентов 1-2 курсов обнаружены различные искривления спины, необходимо включение в учебных процесс по физической культуре упражнений оздоровительных видов гимнастики (пилатес, корригирующая гимнастика, программа «здоровая спина», лечебная физическая культура и упражнений на растягивание мышц спины (стретчинг).

Ключевые слова: осанка, методы визуальной диагностики, студенты вуза.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p221-225

USING OF VISUAL DIAGNOSTIC METHODS TO INVESTIGATE POSTURE PROBLEMS OF FUTURE LAWYERS

Natalya Sergeevna Panchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kseniya Nikolaevna Pashina, the teacher, Olga Valentinovna Odintsova, the teacher, Russian State

University of Justice, St. Petersburg

Abstract

Based on the analysis of the scientific literature, the article describes the correct posture, visual methods of diagnostics, it presents the posture of students studying at the University and some results of the diagnostics. In the course of the study, the authors conducted tests aimed at identifying posture disorders in students of the 1-2 courses of study at the University. The purpose of the study is to study the visual methods of posture curvature, identify posture problems among the students of the 1-2 courses of the Russian state University ofjustice. To achieve this goal, methods for determining posture were studied; students of the 12 courses were tested; practical recommendations were given on the basis of the results obtained for building up the educational process for physical culture in higher education. Methodology and organization of the study. The study involved 231 students of the 1st and 2nd years. The basis for diagnosing the students ' posture was the Hawley and Franks methods; tests for detecting posture curvature. The study was conducted under the supervision of the University medical officer. The results of the study and their discussion. The test subjects were found to have deviations from the norms of correct posture, difficulties. Conclusions. It is recommended to introduce the health-improving exercises into the educational process, such as pilates, corrective gymnastics, "healthy back" program, therapeutic physical training and exercises for stretching the back muscles (stretching).

Keywords: posture, methods of visual diagnostics, university students.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что правильная осанка - это прямое положение позвоночника и привычное положение тела в положении стоя и в движении. Морфологический характер осанки рассматривается в совокупности с учетом положения головы, плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза и расположения осей нижних конечностей.

В научных исследованиях Р.Р. Вредена признаками нормальной осанки определены: прямое положение головы и одинаковые очертания шейно-плечевых линий; одинаковый уровень стояния углов лопаток; симметричность треугольников талии; нормальные физиологические кривизны позвоночника; среднее положение линии остистых отростков.

В работах авторов представлены следующие виды патологической осанки: сутулость, круглая спина, кругло-вогнутая и плоская спина. Для студентов с искривлениями спины разработано научно-методическое обеспечение -структура и содержание занятий физической культурой, оздоровительно-реабилитационные упражнения [2].

С анатомической точки зрения, выделяются следующие искривления позвоночника: кифоз, лордоз и сколиоз. Кифоз - искривление в сагиттальной плоскости. Предполагает контрактуру грудных мышц, мышц передней брюшной стенки, растяжение и ослабление паравертебральных мышц [1]. Патологический лордоз поясничного отдела позвоночника может возникнуть как следствие патологических изменений в самих поясничных позвонках и окружающих их тканях врожденного или приобретенного происхождения.

В научной литературе можно встретить понятие «конституционный лордоз», но в большинстве случаев эта деформация развивается как компенсаторное искривление при

патологических процессах, локализующихся в других отделах позвоночника, а также при различных деформациях нижних конечностей, нарушениях функции мышц туловища и конечностей и других статических пороках (двусторонний вывих головки бедра, сгибатель-ная контрактура, анкилоз тазобедренного сустава при прогрессивной мышечной атрофии) [1, 4]. Под сколиозом принято понимать боковое искривление позвоночника, сочетающееся с его торсией, обусловленное патологическими изменениями в позвоночнике и паравер-тебральных тканях (костная, нервно- мышечная и соединительная). Искривление позвоночника во фронтальной плоскости - есть основное проявление сколиоза. Большую роль в работах физиологов уделяется проблемам осанки студентов вуза и значению оздоровительных видов гимнастики в её решении [3].

Цель исследования: Изучение визуальных методов искривления осанки, выявление проблем осанки у студентов 1-2 курсов в ФГБОУ ВО «РГУП».

Для достижения цели необходимо решение следующих задач: изучить методы определения осанки; провести тестирование, направленное на определение осанки студентов 1-2 курсов; проанализировать полученные результаты исследования; на основе полученных результатов исследования разработать практические рекомендации по организации занятий физической культурой в вузе.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проходило на базе ФГБОУВО СЗФ «Российский государственный университет правосудия» (РГУП), г. Санкт-Петербург, общее количество респондентов составляет 231 человек 1-11 курсов, очной формы обучения факультета подготовки специалистов для судебной системы.

Методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические - тестирование, беседы, педагогическое наблюдение, метод математической статистики. Исследование проводилось в период с 02.09.2019 года по 02.11.2019 года. Исследование проводилось под контролем медицинского работника университета. Его результаты передавались в медицинский кабинет для направления студентов на дополнительное медицинское обследование.

В исследовании нами был проведен анализ научно-методической литературы, который позволил выявить визуальные методы диагностики осанки, наиболее оптимальные для студентов вуза - диагностика правильной осанки по карте Хоули и Френкса [5]; тесты на выявление искривления осанки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для решения поставленных задач исследования нами проведено тестирование студентов 1-11 курсов факультета подготовки специалистов для судебной системы ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Санкт-Петербург). Результаты исследования по карте Хоули и Френкса представлены в таблицах1, 2.

Таблица 1 - Результаты диагностики правильной осанки студентов I курса (по карте Хоули и Френкса, 2000)____

Оценка (баллы) 10 баллов, 5 баллов, 0 баллов,

Показатели осанки (% студентов) (% студентов) (% студентов)

Голова (левая, правая часть) 84 10,5 5,5

Плечи (левое, правое) 33 67 0

Позвоночник (левая, правая часть) 33 67 0

Бедра (левое, правое) 94,4 5,6 0

Лодыжки 66,6 33,7 0

Шея 50 50 0

Верхняя часть спины 61 39 0

Туловище 88 12 0

Живот 78 22 0

Поясница 83,3 16,7 0

Таблица 2 - Результаты диагностики правильной осанки студентов II курса (по карте Хоули и Френкса, 2000)____

' Оценка (баллы) 10 баллов, 5 баллов, 0 баллов,

Показатели осанки (% студентов) (% студентов) (% студентов)

Голова (левая, правая часть) 88 12 0

Плечи (левое, правое) 40 60 0

Позвоночник (левая, правая часть) 64 36 0

Бедра (левое, правое) 87 13 0

Лодыжки 79 21 0

Шея 65 35 0

Верхняя часть спины 76 24 0

Туловище 88 12 0

Живот 85 15 0

Поясница 69 31 0

Из таблиц следует, что наблюдаются изменения осанки не в лучшую сторону у студентов, обучающихся на втором курсе. Причинами могут являться как ослабленные мышцы спины, врожденные и/или приобретенные аномалии, так и внешние факторы - такие как, например, многочасовые учебные занятия (сидя в аудиториях), отсутствие контроля за выпрямлением спины в течение дня, гиподинамия.

В таблицах 3, 4 приведены результаты диагностики осанки по следующим методам: стоя у стены, наклон вперед и захват кистей в замок за спиной.

Таблица 3 - Результаты тестов на определение осанки у студентов I курса

Показатели осанки Есть изменения (% студентов) Нет изменений (% студентов)

Тест на правильную осанку стоя у стены 23,81 76,19

Тест на определение кифоза (наклон вперед) 26,98 73,02

Показатели осанки Могут выполнить захват (% студентов) Не могут выполнить захват (% студентов)

Захват кистей в замок за спиной 56 44

Таблица 4 - Результаты тестов на определение осанки у студентов II курса

Показатели осанки Есть изменения (% студентов) Нет изменений (% студентов)

Тест на правильную осанку стоя у стены 22 78

Тест на определение кифоза (наклон вперед) 20 80

Показатели осанки Могут выполнить захват (% студентов) Не могут выполнить захват (% студентов)

Захват кистей в замок за спиной 51,6 48,4

Тестирование студентов показало, что 20-25% имеют отклонения от нормы правильной осанки, а более 50% обучающихся не могут выполнить тест - захват кистей за спиной, что подтверждает вышеизложенное. Проблемы с осанкой у студентов 1-11 курсов очевидны. Таким образом, на основании результатов проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что для проведения занятий физической культурой и спортом в высшей школе необходимо включение в образовательный процесс специальных упражнений, направленных на профилактику заболеваний спины: оздоровительные виды гимнастики, пилатес, корригирующая гимнастика, «здоровая спина», лечебная физическая культура, упражнения на растягивание мышц спины (стретчинг), а также на их укрепление.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаковиц, Р. Анатомия пилатеса / Р. Исаковиц, К. Клиппингер ; пер. с англ. С.Э. Борич. -2-е изд. - Минск : Попурри, 2015 - 240 с.

2. Современные подходы к созданию концепции и обновлению структуры и содержания оздоровительного физического воспитания студентов вузов / Г.Я. Галимов, В.А. Кузьмин, М. Д. Кудрявцев, Ю.А. Копылов, А.В. Гаськов // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - Вып. 13. - Ч. 1. -С. 34-40.

3. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А.

Литвинова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

4. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры, и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. Москва : Советский спорт, 2005. - 448 с.

5. Хоули Эдвард Т. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса / Эдвард Т. Хоули, Б. Дон Френке. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 359 с.

REFERENCES

1. Isakovits, R. and Klippinger K. (2015), Anatomy of Pilates, Potpourri, Minsk.

2. Galimov, G.Ya., Kuzmin, V.A., Kudryavtsev, M.D., Kopylov, Yu.A. and Gaskov, A.V. (2014), "Modern approaches to creating the concept and updating the structure and content of health physical education of University students", Bulletin of the Buryat state University, Vol. 13, Part 1, pp. 34-40.

3. Kazin, E.M., Blinova N.G. and Litvinova, N.A. (2000), Fundamentals of individual human health: introduction to General and applied valeology: textbook, VLADOS, Moscow.

4. Ed. Evseev, S.P. (2005), Theory and organization of adaptive physical education: textbook. In 2 vol. Vol. 2: The content and methods of adaptive physical education, and the characteristics of its main types, Soviet Sport, Moscow.

5. Khouli, Edvard T. and B. Don Frenke (2000). Guide of the health fitness instructor, Olympic literature, Kiev.

Контактная информация: p_natalya01@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2020

УДК 796.011.3

ПРИМЕНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЫЖКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ «КЫЛЫЫ», «ДЬИЭРЭНКЭЙ», «КУОБАХ» В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Марианна Николаевна Протодьяконова, старший преподаватель, Любовь Прохоровна Бугаева, старший преподаватель, Дуро-Даини Даниел Адейеми, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Якутск

Аннотация

Существующая проблема развития физической подготовленности у студентов университета указывает на применения и нахождения различных способов, приемов, средств. В статье мы приводим результаты применения национальных упражнений, элементов видов упражнений в учебном процессе студентов университета. Внедрение в учебных занятиях национальных прыжковых упражнений «кылыы»; «дьиэрэнкэй»; «куобах» сыграла роль не только в физической подготовленности студентов, но и в сохранении и популяризации.

Ключевые слова: физическая подготовленность студентов, национальные прыжковые упражнения «кылыы»; «дьиэрэнкэй»; «куобах», элементы национальных упражнений.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p225-227

APPLICATION OF NATIONAL HOPPING EXERCISES "KYLY", "DIERENKEY", "KUOBAKH" IN DEVELOPMENT OF PHYSICAL PREPARATION OF UNIVERSITY

STUDENTS

Marianna Nikolaevna Protodyakonova, the senior teacher, Lyubov Prokhorovna Bugaeva,

the senior teacher, Duro-Daini Daniel Adeyemi, the senior teacher, North-East Federal University, Yakutsk

Abstract

The existing problem of the development of physical fitness among the university students indicates the use and finding of various methods, techniques, means. In the article we present the results of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.