Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧА / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ / ВАЛЕОЛОГИЯ / ГРУППЫ КРОВИ / ЗДОРОВЬЯ / ХРОМОСОМА / ГЕНОТИП / ЗИГОТЫ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Баротов К. А., Давлатов С., Одинаев Н., Ашуров Д.

Проблема защиты человеческого здоровья и окружающей среды, среди важнейших категорий в системе общественных ценностей занимает особое место. Решение этой проблемы зависит от валеологической науки. Валеологической сведения дают такие возможности при которых люди свою деятельность могут поставить так в результате которой смогут предотвратить себя от всевозможных стрессов, различных заболевание и преждевременной смерти, то есть её профилактикой. Проводится решение нескольких валеологических задач при изучении биологии. Использование валеологических задач на уроках кроме того является предмета биологии с химией, физикой, математикой, и другими науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ»

BLOOD-SUCKING MOSQUITOES OF A CITY OF DUSHANBE AND ITS VICINITIES

Shahnoza Valizade, Dilshod Kadamov

In article, the data about the researches resulted per 20012-20013 on blood-sucking mosquitoes of city Dushanbe and its vicinity has been cited. During researches 8 kinds of the blood-sucking mosquitoes, concerning 4 sorts Anopheles, Culiseta, Culex and Ochletotatus have been revealed. Dominating kinds are Cx. pipins and An. Superpictus.

Key words: mosquitoes, malaria vectors, ecology, epidemiology, quantitative account

Сведение от авторах: Шахнозаи Вализода- магистр второго курса биологического факультета Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (992)988--85-81-22, e-mail: banoz.valizoda@mail.ru

Дилшод Кадамов-кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института зоологии и паразитологии имени Евгения Никоноровича ПавловскогоАкадемии наукиРеспублики Таджикистан, тел.: (992)985-43-79-99, e-mail: kadamov79@mail.ru

Information about authors: Shahnoza Valizoda-MA student of Biology Faculty, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, phone: (992) 988-85-81-22, e-mail: banoz.valizoda@mail.ru

Dilshod Kadam - Ph. D. in biology sciences, senior scientific employee of the the Institute of Zoology and Parasitology of Evgeny Nikonorovich Pavlovsky, Academy of the Sciences of the Republic of Tajikistan, fone:(992) 985- 43- 79- 99, e-mail: kadamov79@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Баротов К.А., Давлатов С. Одинаев Н., Ашуров Д.

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Валеология есть межнаучное направление познаний о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека.

Основные задачи валеологии включает, исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека, формирование установки на здоровый образ жизни и сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни.

Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.

Российский ученый И.И. Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел в обиход термин «валеология» (как производное от латинского valeo - «здоровье», «быть здоровым»). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание не только в России, но и далеко за ее пределами. Ее основополагающие позиции можно свести к следующим определениям:

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это отличие заключается в том, что в сфере интересов валеологии

90

находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины - болезнь и больной, а у гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека. Отсюда исходят и существенные различия в основополагающих посылках каждой из этих наук в предмете, методе, объекте, целях и задачах. Вот почему валеология должна взять основные посылки Сократа («человек, познай себя») и Конфуция («человек, сотвори себя») и определить свое основное стратегическое положение: «Человек, познай и сотвори себя!».

Отношение к здоровью принципиально стало меняться в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. Рабовладельцы, предаваясь лени, излишествам и комфорту, все меньше уделяли внимания своему здоровью и все больше уповали на врачей. Так медицина теряла свое оздоровительное и профилактическое значение и все больше специализировалась на лечении болезней. Способствовала этому и своеобразная изоляция дальневосточных государств (в частности, Китая и Индии), сохранивших на протяжении тысячелетий богатейший опыт оздоровительных систем. С другой стороны, и на протяжении последующих веков появлялись отдельные ученые, обращавшие внимание на проблемы здоровья. Так, Абу Али ибн-Сина (980-1037 гг.) в своем «Каноне врачебной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию сохранение здоровья, а не лечение болезней.

В рабовладельческом обществе началась систематизация знаний, касающихся здоровья человека. Усилия предпринимались для создания оздоровительных систем, примером чему, в частности, являются дошедшие до нас руководства по здоровью: китайское «Конг-фу» (около 2600 лет до н.э.), индийская «Аюрведа» (около 1800 лет до н.э.), «О здоровом образе жизни» Гиппократа (около 400 лет до н.э.), системы оздоровления, существовавшие в Спарте, и другие. Эти системы имеют основной идеей не лечение болезней, но формирование, сохранение и укрепление здоровья, а при его нарушении - использование резервных возможностей организма для восстановления здоровья.

Решение этой проблемы зависит от валеологической науки.

Использование валеологических задач в процессе обучения биологии играют важную роль для гигиенического воспитания студентов и учащихся. Использование валеологических задач на уроках кроме того является причиной связи предмета биологии с химией, физикой, математикой и другими науками. Мы предлагаем решение несколько валеологических задач во время обучения биологии.

Задачи 1. Отец ребенка- гомозиготный резус-положительный (Р+), Мать-резус-отрицательный (Р-). Определит и объяснить: а) какой генотип и фенотип ребенка; б) что произойдет в организме матери, если кровь развивающегося в матке зародыша попадет через послед в кровь матери, а кровь матери - в кровь зародыша; в) почему второй ребенок от этих родителей может родиться мертвым.

Примечание. 1) У резус положительного человека (фенотип Р+) в эритроцитах крови содержится особый резусный блок, который синтезируется под контролем соответствующего доминантного гена (резус-фактора). У резус - отрицательного человека (фенотип-Р-) в эритроцитах резусного белка нет (он гомозиготен по рецессивному гену отсутствия резусного белка). Людей с Р- ней кровью примерно 15%, а с Р+ ной кровью -85%. 2) Резусный блок (РБ) на Р- человека действует подобна яду (как инородный, чужой белок). 3) у Р- них людей врожденного иммунитета против РБ нет. 4) У Р-- ного человека , если в его кровь попадает Р+-ная кровь образуется приобретенный естественный иммунитет (в крови вырабатывается защитное вещество-противорезусное антитело АНТ). 5) В этом случае молекулы АНТ активно борются с молекулами РБ, под действием АНТ происходит разрушение Р+- ных эритроцитов, в результате чего возникает опасная болезнь- гемолитическая желтуха.

Решения:

Р $ гИ гИ- х в № №

Гаметы гИ- Л- ЯИ+ ЯИ+

Зиготы ( генотип ребенка) гИ- ЯИ+ гИ - ЯИ + гИ - ЯИ+ гИ- ЯИ+ Генотип 4 гЬ-ЯИ+ Фенотип резус положительный

Ответь: а) Генотип ребенка - Аа, по фенотипу он Р+ ный. Б) Между Р+ ной кровью зародыша и Р- ной кровью матери проявится тканевая несовместимость, поэтому в крови матери образуется антирезусное антитело (АНТ) , нейтрализующее резусный блок (РБ) эритроцитов зародыша и разрушает у него эритроциты; ребенок заболевает гемолитической желтухой. в) При второй беременности повторяется то же самой, что и при первой, но с еще более печальным исходом: молекулы АНТ, накопившиеся в крови Р- ной матери , проникают в кровь Р+-ного зародыша (генотип Аа) усиленно разрушают его эритроциты, что приводит часто к гибели зародыша.

Задачи 2. Определите и объясните, какие группы крови возможно у детей, если обоих родителей 1У группа крови.

Р $ АВ Х в АВ__

А В

А АА АВ

В АА ВВ

Ответ: все группы, кроме 1

Задачи 3. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник (не различает красный и зелёный цвета).Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?

Примечание. Рецессивный ген дальтонизма и доминантный ген нормального зрения сцеплены с Х-хромосоми. Решение:

Р $ Х А Ха Х в ХаУ __

Ха У

Х А Ха Ха ХА у

Ха Ха Ха Ха У

Генотип X аХа X аУ Ха Ха Ха У (дальтоник) Гетерозиготностью матери по гену нормальности цветового зрения (она-носитель дальтонизма)

Задачи 4. В процессе мейоза может случиться нарушение расхождение не только половых, но и гомологичных неполовых хромосом (аутосом) как у мужчины, так и у женщины. а) какие ненормальные гаметы (по набору хромосом) могут образоваться в результате неправильного расхождения одной из пар аутосом при овогенезе и сперматогенезе? б) при сочетании каких гамет могут родиться дети, страдающие синдромом Дауна (хромосомный набор - 45 аутосом + ХУ )? Почему? Ответ. а) при овогенезе -21+Х или 23 +Х, при сперматагонезе-21 +Х, 23 +У или 21+Х; б) нормальная яйцеклетка 22Х+ ненормальная сперма 23У или ненормальная яйцеклетка 23Х+ нормальная сперма 22У. Причина-неправильное расхождение одной пары гомологичных аутосом при овогенезе или сперматогенезе.

Задачи 5. В родильном доме перепутали двух мальчиков (назовем их условно Икс и Игрек). Родители одного из них имеют I и 1У группы крови, родители второго- I и III. Лабораторный анализ крови показал, что у Игрек- I, а у Икса- II группа крови, Определите, кто чей сын

Решение:

р $ оо х в во

В О

О ВО ОО

О

ВО

ОО

Ответ. Игрек ( с генотипом ОО)-сын родителей, имеющих I и III группы крови; только у них вероятно рождения ребёнка с I группой крови.

Адабиёт:

1. Лункиевич В.С.Занимательная биология.-М.;Наука,1963

2. Мах,мадзиёев А., Савлатов С. Биологияи умумй.Душанбе,2006

3. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии.-М.; Просвещение, 1972

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Баротов К.А., Давлатов С. Одинаев Н., Ашуров Д.

Проблема защиты человеческого здоровья и окружающей среды, среди важнейших категорий в системе общественных ценностей занимает особое место. Решение этой проблемы зависит от валеологической науки. Валеологической сведения дают такие возможности при которых люди свою деятельность могут поставить так в результате которой смогут предотвратить себя от всевозможных стрессов, различных заболевание и преждевременной смерти, то есть её профилактикой. Проводится решение нескольких валеологических задач при изучении биологии.

Использование валеологических задач на уроках кроме того является предмета биологии с химией, физикой, математикой, и другими науками.

Ключевые слова: задача, решение задачи, валеология, валеологических задач, уроках, родителей, группы крови, здоровья, хромосома, генотип, гаметы, зиготы.

USING OF VALIOLOGICAL TASK IN THE STUDY OF BIOLOGY

Barotov K.A., Davlatov S. Odinaev N., Ashurov D.

The problem of protecting human health and the environment has a special place among the most important categories in the system of social values. The solution of this problem depends on valiological science. Valiological information gives such opportunity to people to be able to prevent themselves from all kind of stress various diseases and early death. The solution of several valiological tasks in the studying of biology is given as well.

Using of Valiologic tasks in the classroom also causes communication of biology with chemistry phusics mathematics and other sciences.

Key words: task, solution, valeology, lesson, parent, groups of blood, health, chromosome, genotype, gamete, zygote.

Сведения об авторах: Баротов Камолиддин Ашурович - кандидат педагогических наук, доцент Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айнй, тел.: (992) 93-405-04-46.

Давлатов Сайфиддин - доктор биологических наук, начальник управлении начального и среднего образования Министерства образования и науки Республики Таджикистан, тел.: (+992) 938735063

Одинаев Носир - соискатель кафедры общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айнй, тел.: (992) 93-417-55-19.

Ашуров Далерджон - магистр кафедры общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айнй, тел.:(992) 918-45-91-47.

Information about authors: Barotov Kamoliddin Ashurovich - Ph. D. in Pedagogy, docent, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (992) 93-405-04-46;

Davlatov Saifiddin, Doctor of Biological sciences, Head of primary and secondary education administration of Ministry of education and science of Republic of Tajikistan, tel. (+992)938735063

Odinaev Nosir - researcher, Chair of General Biology and Method of its Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (992) 93-417-55-19.

Ashurov Dalerjon - MA student, Chair of General Biology and Method of its Teaching, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel: (992) 91-45-91-47.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВИРУС ПАПИЛЛОМЫ ЧЕЛОВЕКА-АССОЦИИРОВАННЫХ ЦЕРВИЦИТОВ В РЕПРОДУКТИВНОМ ВОЗРАСТЕ

Мирзоева М.Б., Хакназарова М.А.

Таджикский государственный медицинский университет имени Абуали ибн Сино

Актуальность. Среди вирусных инфекций передаваемый половым путём (ИППП) наибольшего внимания заслуживает возрастающая заболеваемость папиллома-вирусной инфекцией (ПВИ), инфицированность сексуально активного населения планеты которой составляет 20-60% [1,2]. У 94,9% женщин, страдающих ИППП, выявляется ДНК вируса папилломы человека (ВПЧ)[3]. За последнее десятилетие число инфицированных ВПЧ, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, 2004), увеличилось более чем в 10 раз и составляет 23,5% населения[4-7]. Проблема диагностики и лечения заболеваний, ассоциированных с ВПЧ за последнее десятилетие, является актуальной в связи с резким ростом заболеваемости, значительной контагиозностью и высоким онкогенным потенциалом данного возбудителя в разных возрастных группах. В большинстве случаев у таких пациенток возникают обострения клинических симптомов перед каждой менструацией [8-10].

Актуальность данной проблемы диктует необходимость внедрения в практику новых диагностических технологий и щадящих методов лечения у пациенток репродуктивного возраста.

В работе обоснована целесообразность применения капсул Полижинакс на разных этапах ведения пациенток с хронической ПВИ, что максимально исключает рандомные биопсии и позволяет в динамике оценивать поверхность эктоцервикса после лечения. Авторы полагают, что использование предлагаемой тактики при хронических цервицитах, ассоциированных с ВПЧ, позволит оптимизировать диагностический процесс, исключив необоснованные травматизации шейки матки, а также обосновать щадящее лечебное воздействие у женщин репродуктивного возраста.

Цель исследования. Повысить эффективность неинвазивных методов диагностики ВПЧ-ассоциированных цервицитов и обосновать дифференцированную тактику лечения данной патологии у женщин репродуктивного возраста.

Материал и методы исследования. Обследовано 170 пациенток в возрасте от 17 до 46 лет с ПВИ. Пациентки, у которых в процессе обследования были диагностированы интраэпителиальные поражения высокой степени тяжести (HSIL) в соответствии с классификацией Бетесда, из дальнейшего исследования были исключены.

Все пациентки, вошедшие в исследование, по результатам обследования на ВПЧ с типированием и определением вирусной нагрузки, были разделены на 3 группы: ВПЧ высокого канцерогенного риска были выявлены в 53% случаев, ВПЧ низкого канцерогенного риска - в 16%, ДНК ВПЧ не было обнаружено у 31% пациенток.

Всем пациенткам было проведено комплексное обследование, включающее несколько этапов диагностики: оценка биоты нижнего отдела гениталий с назначением при необходимости этиотропного лечения и восстановлением лактофлоры, повторная кольпоскопия, иммуноцитохимическое определение онкомаркеров, биопсия шейки матки, выскабливание цервикального канала по показаниям. Для получения изображения зонд приставляли к кольпоскопически визуализируемой зоне интереса и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.