5. Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни. Учебное пособие для учащихся старших классов/ сост. И.В. Гребенников, Л.В. Кованько. - М.: Просвещение, 1986. - 271 с.
6. Учителям и родителям о психологии подростка./ под ред. Аркелова Г. - М.: Высш. шк., 1990. - 304 с.
7. Возрастная психология:учебник/ Л.Д. Столяренко, Д.В. Столяренко.- Ростов н/Д.: Феникс, 2017. 442 с.
8. Психология родительства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2005. - 368с.
9. Мир детства: Подросток/под ред. Хрипко, М.: - Просвещение, 1982. - 432с.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В КРИЗИСНОМ ПЕРИОДЕ
В статье раскрываются особенности возрастных кризисов и их влияние на поведение детей, приводится информация о периодизации психического развития и место возрастных кризисов в ней. Приведены особенности кризиса подросткового возраста; особенности поведения подростка, механизмы защиты, трудности во взаимоотношениях со взрослыми - родителями и преподавателями, новообразования возраста.
Авторы, также, приводят техники воздействия на поведение подростков, мини -тренинги для родителей, практические руководства, содержащие в себе психологический и педагогический компоненты.
Ключевые слова: возрастная периодизация, кризисы в развитии, взаимоотношения с родителями, механизмы защиты, механизм воздействия, доверие, конфликт, привязанность, психологические техники, педагогическое руководство.
PSYCHOLOGOCAL & PEDAGOCICAL SUPPORT OF PARENTS ON UPBRINGING CHILDREN UNDER THE CRISIS PERIOD
In the article characteristics of age crisis and their influence on children behavior are revealed. Given information about periodization of mental development and position of age crisis in it. The characteristics of crisis of juvenile age; characteristics of adolescent behavior; defence mechanisms, difficulties in interrelations with grown-ups - with parents and teachers, age novelty are cited.
The authors also give influence techniques on adolescent behavior, mini-training for parents, practical guidance containing psychological and pedagogical components.
Keywords: age periodization, crisis in development, interrelations with parents, defence mechanisms, mechanism of influence, confidence, conflict, attachment to, psychological methods, psychological guidance.
Сведения об авторах:
Абдуллоева Розия Хакимовна - канд.пед.наук, доцент общеуниверситетской кафедры психологии Таджикского государственнного педагогического университета им. Садриддина Айни; E-mail: roziahon@mail.ru; Телефон: (+992) 919137629
Маматова А.Б., старший преподаватель общеуниверситетской кафедры психологии Таджикского государственнного педагогического университета им. Садриддина Айни; E-mail: aziza tgpu@mail.ru; Телефон: (+992) 501860157
About the authors:
Abdulloeva Roziya Hakimovna - Сап&ёМв of Pedagogical Sciences, Docent of the Chair of general psychology. Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni; E-mail: roziahon@mail.ru; Phone: (+992) 919137629 Mamatova A.B., the senior teacher of the Chair of general psychology, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni; E-mail: aziza tgpu@mail.ru; Phone: (+992) 501-86-01-57.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Баротзода К.А., Одинаев Н.
Таджикский государственный педагогический университет им. С.Айни
Одной из разновидностей нелинейной системы является кредитная система обучения -образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках
регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов. Она позволяет более гибко относиться к процессу образования, студент может выбирать большее количество курсов для самостоятельного изучения.
Для обеспечения эффективности и качества внедрения кредитной технологии обучения необходимо разработка законодательной базы кредитной технологии, стандарты, учебные планы, должностные инструкции, принципы отбора содержания учебных курсов, принципы и методы преподавания, организации учебного процесса, самостоятельной работы студентов (СРС) при кредитной системе [1].
Кредитная технология обучения - способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Суть кредитной технологии обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала. Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы студентов.
СРС является одним из главных резервов повышения качества обучения и подготовки будущих специалистов. По кредитной системе обучения она составляет две трети части от общей трудоемкости изучаемого курса. В связи с этим в условиях внедрения кредитной системы обучения проблема правильной и эффективной организации самостоятельной работы студентов весьма актуальна.
СРС - работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемая в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов. Весь объем СРС должен быть подтвержден заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы. В часы СРСП входят консультации по наиболее сложным вопросам учебной программы, выполнению домашних заданий, отчетов и других видов заданий СРС. Содержание СРС обязательно отражается в рабочей программе и силлабусе дисциплины.
Самостоятельная работа студентов - способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей.
Для эффективной организации самостоятельной работы студентов преподавателю высшей школы необходимо знать и целесообразно соблюдать принципы ее организации: принцип систематичности и последовательности; принцип активности; принцип индивидуального подхода; принцип доступности; принцип наглядности; принцип научно-обоснованного расчета времени и дозировки домашних заданий [3].
Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по реализуемым образовательным программам, типовыми и рабочими учебными программами дисциплин, содержанием основной литературы: учебников, учебных пособий и методических руководств и дополнительной литературой. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:
- самоконтроль и самооценка студента;
- контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий и др.
Самостоятельная работа в высшей школе является специфическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов в учебном процессе, средством самоорганизации и самодисциплины студентов в овладении методами профессиональной деятельности.
Полученные студентом задания должны быть выполнены в указанный срок и в полном объеме. СРС предусматривается как внеаудиторная работа, проверка может осуществляться на семинарах, практических занятиях и СРСП. При выполнении заданий необходимо:
- самостоятельно изучить тему, при необходимости консультироваться с преподавателем;
- студенты должны изучить обязательную и дополнительную литературу, материалы статистических данных, уметь их анализировать для обоснования необходимых стратегий и решений;
- задания готовятся индивидуально или в группе.
СРС можно организовать на базе компьютерных и информационных технологий и их реализацию осуществлять следующими путями: электронный учебник, компьютерные обучающие программы, контролирующие программы, демонстрационные программы, компьютерные модели и другие.
Проблема защиты человеческого здоровья и окружающей среды, среди важнейших категорий в системе общественных ценностей занимает особое место. Решение этой проблемы зависит от валеологической науки. Валеология- это наука, которая включает в себя законы гигиены, механизмов и методов её защиты, укрепления и защиты физического здоровья, социального и психологического состояния людей. Валеологические сведения дают такие возможности, при которых люди свою деятельность могут поставить так, в результате которых смогут предотвратить себя от всевозможных стрессов, различных заболеваний, и преждевременной смерти, то есть её профилактикой. Организация и внедрение валеологических отношений является требованием времени в учебно-воспитательном процессе учащихся средних общеобразовательных школ и одним из гуманистических направлений. В этом направлении позиция преподавателя биологии велика. Так, школьная биология (особенно общая биология), наряду с другими естественными дисциплина, является важнейшим средством обучения, исследованием и осознанием таких явлений, которые происходят в живом организме. Поэтому преподавателю биологии необходимо использование валеологических знаний, путь решения задач, проведения опытов на уроках, и объяснить ученикам пути предотвращения различных заболеваний на примерем фактов и их количеств [4].
Ниже предлагаем валеологические тесты и задачи, которые может использовать преподаватель в процессе организации самостоятельной работы студента.
1. Диагностические признаки фенилкетонурии: а) от больных исходит "мышиный" запах, интеллект не нарушен; б) повышены возбудимость и тонус мышц, умственная отсталость; в) снижены возбудимость и тонус мышц, слабая пигментация кожи; г) судорожные эпилептиформные припадки, кровоизлияния в суставы; д) повышенное содержание фенилаланингидроксилазы в крови.
2. Диагностические признаки альбинизма: а) пониженная чувствительность к ультрафиолетовым лучам; б) молочно-белый цвет кожи; в) депигментированные волосы; г) пигментированные волосы; д) снижена острота зрения.
3. Диагностические признаки галактоземии: а) желтуха новорожденных; б) рвота, понос, увеличение печени и селезенки; в) депигментация кожи и волос; г) склонность к самоповреждениям; д) умственная отсталость.
4. Диагностические признаки болезни Вильсона-Коновалова: а) повышенное содержание меди в крови; б) повышенное содержание железа в крови; в) накопление меди в тканях печени и мозга с последующей их дегенерацией; г) накопление железа в тканях печени и мозга с последующей их дегенерацией; д) нарушение функций печени и центральной нервной системы.
5. Диагностические признаки гемофилии А: а) время свертывания крови - 5-6 минут; б) носовые кровотечения и паралич нижних конечностей; в) множественные гематомы; г) кровоизлияния в крупные суставы и снижение интеллекта; д) кровь в моче и высокое артериальное давление. 6. Запись кариотипа при синдроме Патау: а) 47,ХХY; б) 47,ХХ,18+; в) 47,ХХХ; г) 48,XXYY; д) 47,Х^13+.
7. Диагностические признаки синдрома Эдвардса: а) макроцефалия; б) врожденные пороки сердца; в) большая нижняя челюсть и ротовое отверстие; г) недоразвитие гортани; д) "стопа-качалка".
8. Запись кариотипа при синдроме Дауна: а) 45,ХХ,21-; б) 47,ХУ,13+; в) 47,ХХ,21+; г) 47,ХУ,21+; д) 4б,ХХ,5р-. 122. Запись кариотипа при синдроме "кошачьего крика": а) 45,ХХ,5-; б) 46,Х^5р-; в) 47,ХХ,18+; г) 47,Х^5+; д) 46,ХХ,
9. Запись кариотипа при синдроме "кошачьего крика": а) 45,ХХ,5-; б) 46,Х^5р-; в) 47,ХХ,18+; г) 47,Х^5+; д) 46,ХХ,5р
Задача № 1. У родителей (жена - 45 лет, муж - 50 лет) родился доношенный ребенок. У ребенка плоское лицо, низкий скошенный лоб, большая голова, косой разрез глаз, выражен эпикант, имеются светлые пятна на радужке, толстые губы, толстый язык, выступающий изо рта, недо- развитые низко расположенные ушные раковины, высокое небо, неправильный рост зубов, незаращение межпредсердной перегородки, четырехпальцевая поперечная борозда, главный ладонный угол 65о ; наблюдается значительное отставание в умственном развитии. Какое заболевание можно предположить? Какие методы следует использовать для постановки точного диагноза? Какой прогноз дальнейшей жизнеспособности этого ребенка? Какие методы пренатальной диагностики следует применять для постановки диагноза этого заболевания?
Задача № 2. В семье у здоровых родителей, являющихся троюродными сибсами, родился доношенный ребенок, который вскармливался молоком матери. Постепенно у него
появлялась рвота и понос, желтуха, умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта, которые со временем усиливались. Какое заболевание можно предположить? Какие лабораторные исследования следует провести? Можно ли предотвратить дальнейшее развитие заболевания? Какова вероятность рождения в этой семье второго больного ребенка?
Задача № 3. Какие из перечисленных симптомов являются диагностическими признаками синдрома Эдвардса: а) умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта; б) микроцефалия, микрофтальмия, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, задержка психического развития; в) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавление грудины; г) голубой цвет склер, врожденная глухота, ломкость костей; д) врожденные пороки, низко расположенные ушные раковины, удлиненный череп, аномальное развитие стопы, задержка умственного развития?
Задача № 4. В семье имеется ребенок пяти лет с "мышиным" запахом, повышенным тонусом мышц, судорожными эпилептиформными припадками, умственной отсталостью, микроцефалией, слабой пигментацией кожи и волос. Какое заболевание можно предположить? Как установить диагноз? Какова вероятность появления в этой семье следующего ребенка с такой же патологией?
Задача № 5. В семье у здоровых родителей родился доношенный ребенок с низкой массой тела (2600 г). У ребенка наблюдаются микроцефалия, низкий скошенный лоб, суженные глазные щели, микрофтальмия, помутнение роговицы, деформированные ушные раковины, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, четырехпальцевая борозда на ладонях, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, значительное отставание в умственном развитии. Какое заболевание можно предположить? Какими методами исследования можно подтвердить генетический диагноз? Какие методы пренатальной диагностики необходимо применять для диагностики этого заболевания?
Задача № 6. В молодой семье родился ребенок, плач которого напоминал кошачий крик. У него лунообразное лицо, мышечная гипотония, микроцефалия, антимонголоидный разрез глаз, эпикант, косоглазие, низко расположенные деформированные ушные раковины, задержка умственного развития. Какое заболевание можно предположить? Какие методы следует использовать для постановки диагноза? Какой прогноз дальнейшей жизнеспособности этого ребенка?
Задача №7. Сын американского банкира Твистера страдал одновременно тремя болезнями: гемофилией, дальтонизмом и полным отсутствием зубов. Эти болезни обусловлены генами, находящимися в Х-хромосоме. Твистер - младший много лет прожил вдали от родителей, в Париже, где и умер в 1944 г. После его смерти к Твистеру - старшему явилась француженка с 15- летним мальчиком, у которого тоже сочетались гемофилия, дальтонизм и отсутствие зубов. Женщина сообщила, что этот мальчик - сын покойного Твистера - младшего и его законный наследник, но документы, подтверждающие это, утрачены. Несмотря на отсутствие документов, Твистер признал мальчика своим внуком. Семейный врач убедил его, что такое совпадение редкого сочетания трёх наследственных болезней доказывает, что этот мальчик - его внук. Согласны ли Вы с мнением доктора?
Задача №8. Мужчина и его сын больной гемофилией. Жена мужчины беременна. Опасаясь, что у нее родится сын гемофилик, она обратилась в медико-генетическую консультацию, для того, чтобы определить пол плода и прервать беременность, если выяснится, что плод - мальчик. Врачи, побеседовав с нею, рекомендовали ей сразу прервать беременность, не проводя амниоцентеза. Верна ли эта рекомендация?
Таким образом, внедрение кредитной технологии обучения в вузах требует принципиального пересмотра организации учебно-воспитательного процесса в вузе, изменения самой технологии обучения и их методического обеспечения, позволяет сделать акцент на активизацию самостоятельной работы студентов (СРС).
ЛИТЕРАТУРА
1. Егенисова А.К., Бегендикова У. Организация самостоятельной работы студенты по кредитной технологии // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 6. - С. 54-57;
2. Медицинская биология и общая генетика/ Р.Г. Заяц [и др.]. Минск : Выш. школа, 2011. 495с.
3. Медицинская биология и общая генетика: тесты / В.Э. Бутвиловский [и др.]. Минск : БГМУ, 2006. 228с
4. Сборник задач по общей и медицинской генетике / В.Э. Бутвиловский [и др.]. Минск : Ураджай, 2002. 158с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье представлен материал по использованию валеологических тестов и задач в процессе организации самостоятельной работу студентов в условиях кредитной системой обучения. Автор отмечает, что самостоятельная работа играет большую роль в формировании навыков и способностей студентов, а также повышении уровня и качества знаний. С целью воспитания самостоятельности у студентов, применения полученных теоретических знаний на практике. эта система требует овладения методами самостоятельного обучения под руководством преподавателем. Самостоятельная работа в кредитной системе обучения считается творческой и индивидуальной деятельностью каждого студента высшего учебного заведения. Наряду с выполнением самостоятельной работы у студентов повышается мотивация в получении знаний, и изучения учебной, научной и методической литературы.
В кредитной системе обучения самостоятельная работа считается фундаментом повышения уровня и качества знаний у студентов.
Ключевые слова: самостоятельная работа, кредит, кредитная система обучения, преподаватель, студент, самостоятельная работа, самостоятельная работа студента под руководством преподавателя, задача, решение задачи, валеология, валеологическая задача.
THE USAGE OF VALEOLOGICAL TESTS AND TASKS IN THE PROCESS OF ORGANIZING INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF CREDIT SYSTEM OF EDUCATION
The article presents material on the use of valueological tests and tasks in the process of organizing students 'independent work in the context of a credit training system. The author notes that independent work plays a large role in the formation of students' skills and abilities, as well as improving the level and quality of knowledge. With the aim of fostering students' independence, applying the theoretical knowledge gained in practic,. this system requires mastering the methods of self-study under the guidance of a teacher. Independent work in the credit system of education is considered to be the creative and individual activity of each student of a higher educational institution. Along with the implementation of independent work, students have increased motivation in acquiring knowledge and studying educational, scientific and methodological literature.
In the credit system of education, independent work is considered the foundation for increasing the level and quality of knowledge among students.
Keywords: independent work, credit, credit system of education, teacher, student, independent work, independent student work under the guidance of a teacher, task, problem solving, valueology, valueological problems.
Сведения об авторах:
Баротзода Камолиддин Ашур - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и методики преподавания Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 934050446. Одинаев Носир - соискатель кафедры общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государсвенного педагогического университета имени Садриддина Айни Тел: (+992) 934175519.
About authors:
Barotzoda Kamoliddin Ashur - Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, Tel: (+992) 934050446. Odinaev Nosir - researcher, Chair of General Biology and Biology Teaching Methodology, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, Tel: (+992) 934175519.