Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

МЕТОДИКА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧА / ВАЛЕОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕ / УРОК / ШКОЛЬНИК / МЕТОДИКА / ЗАБОЛЕВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Одинаев Носир

Проблема защиты человеческого здоровья и окружающей среды, среди важнейших категорий в системе общественных ценностей занимает особое место. Решение этой проблемы зависит от валеологической науки. Валеология - это наука, включающая в себя законы гигиены, механизмов и методов её защиты, укрепления и защиты физического здоровья, социального и психологического состояния людей. Валеологические сведения дают такие возможности, при которых люди свою деятельность могут поставить так, чтобы суметь предостеречь себя от всевозможных стрессов, различных заболеваний и преждевременной смерти, то есть её профилактикой. Организация и внедрение валиологических отношений является требованием времени в учебно-воспитательном процессе учащихся средних общеобразовательных школ, что является одним из гуманистических проявлений. В этом направлении позиция учителя биологии велика. Так, школьная биология, наряду с другими естественными дисциплинами, является важнейшим средством обучения, исследованием и осознанием явлений, происходящих с живым организмом. Поэтому учителям биологии необходимо использование валеологических знаний на пути решения задач, проведения опытов на уроках и объяснения ученикам способов предотвращения различных заболеваний примерами, фактами и их количеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF VALEOLOGICAL EDUCATION IN SCHOOL BIOLOGICAL EDUCATION

The article contains the issue of the human health protection and environment among the important category in the system of social valuation. The valeological information gives that opportunities which are people could prevent themselves from various stress and illness. The usage of valeology subject during lessons except the reason of communication of subject of biology with chemistry, physics, mathematic and other science is available. Among school subjects, biology occupies a special place in valeological education. The study of biology allows not only to acquaint schoolchildren with the components of a healthy lifestyle, but also to explain these components from a biological, psychological and social point of view, contributes to the formation of a value attitude to health, develops the desire to maintain health, equips with scientific knowledge and practical skills of a healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

МЕТОДИКА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Одинаев Н.

Таджикский государственний педагогический университет им. С. Айни

В настоящее время основной тенденцией развития системы образования Таджикистана является гуманизация. Гуманистическая модель образования предполагает личностно ориентированное обучение, при этом педагогический процесс направлен на ученика как на личность, с признанием его права на свободное развитие, на проявление своих способностей. В связи с этим воспитание как первостепенный приоритет в образовании становится органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Ведь именно в школе реализуется целостное гармоническое развитие личности учащегося, т.е. формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию, творчеству.

На современном этапе развития общества четко просматривается тенденция пересмотра человеческих ценностей, из которых на первый план выходит одна из самых актуальных и важнейших ценностей человека - его личное здоровье. Сейчас в Таджикистане реализуется приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения, основной целью которого является укрепление здоровья населения Таджикистане, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.

Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Глобальность проблемы здоровья определила выделение в качестве самостоятельной области научных знаний валеологии - науки о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея валеологичекой работы в школе -формирование отношения детей к природе здоровья не на принципах приспособления и адаптации, а на формировании активного сознательного поведения в условиях неблагоприятных природных и социальных факторов. В школе нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья; прививать любовь к природе, так как человек - часть природы и его жизнь зависит от неё.

Среди школьных предметов особое место в валеологическом воспитании занимает биология. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствует формированию ценностного отношения к здоровью, развивает стремление сохранить здоровье, вооружает научными знаниями и практическими умениями здорового образа жизни.

Проблемы сохранения здоровья, формирования здорового образа жизни и приучения к нему школьников в биологическом образовании изучались Н.Д. Андреевой, И.Г. Бурлаковой, Е.П. Бруновт, И.Л. Величковской, И.Д. Зверевым, О.С. Кабаян, А.В. Кулевым, Н.В. Малиновской, Г.Г. Манке, С.Е. Мансуровой, Р.Д. Машем, М.Я. Михеевой, Н.М. Семчук, Л.Г. Татарниковой, З.И. Тюмасевой, М.А. Щербаковой Б., Ашуровой, Б. Боева, Л.А. Губановой, А.К. Бабаджанова, И. Бобоева, И.Х. Каримовой, Б.Р. Кодирова, Д. Каримовой, Ф. Курбанова Ф., Партовова, Ш.А. Сафарова, М. Суяркулова, Сухейля Адда Сабри и др. Авторами разработаны методические рекомендации для учителей биологии, направленные на формирование здорового образа жизни школьников.

Вместе с тем проблема методики валеологического воспитания на уроках биологии до настоящего времени остается нерешенной: не уточнена категория «валеологическое воспитание», отсутствует ее определение, не выделены сущность, цели и задачи

валеологического воспитания; не выделено учебное содержание курса биологии, позволяющее реализовать задачи валеологического воспитания; не определены методы и методические приемы, включение которых в уроки биологии позволяет эффективно формировать у школьников здоровый образ жизни.

В настоящее время в теории и практике обучения биологии в средней школе сложились противоречия: между важностью воспитания в гуманистической модели образования и его недостаточной реализованностью в образовательном процессе по биологии; между осознанием здоровья как социальной и личностной ценности и недостаточным вниманием к формированию здорового образа жизни школьников при обучении биологии; между широкими возможностями содержания школьного биологического образования для реализации задач валеологического воспитания и слабой разработанностью методики формирования здорового образа жизни школьников на уроках биологии. Обнаруженные противоречия определяют актуальность нашего исследования. Преодоление выше обозначенных противоречий требует разработки научно обоснованной методики валеологического воспитания на уроках биологии.

Валеологическое воспитание на уроках биологии будет эффективным, если:

- четко определены цель и задачи валеологического воспитания школьников, направленные на формирование понятия «здоровый образ жизни» и ценностного отношения к здоровью, на развитие стремления вести здоровый образ жизни;

- выделено основное и дополнительное учебное содержание курса биологии, способствующее реализации задач валеологического воспитания;

- в уроки биологии включаются специальные методы и методические приёмы, обеспечивающие эффективность процесса валеологического воспитания;

- проводится мониторинг результатов формирования здорового образа жизни школьников, позволяющий корректировать процесс валеологического воспитания.

- провести сравнительно-исторический анализ становления и развития проблемы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения в истории педагогики и методики обучения биологии.

- на основе анализа педагогической и методической литературы изучить современное состояние проблемы валеологического воспитания, уточнить дефиниции основных категорий проводимого исследования; определить психолого-педагогические основы методики валеологического воспитания на уроках биологии в 9 классе (подходы, принципы, специфику возрастных психологических особенностей школьников).

- провести анализ содержания школьной программы и учебного материала дисциплины «Биология» для выявления возможности курса биологии 9 класса для реализации задач валеологического воспитания.

-выявить наиболее эффективные методы и методические приёмы, включение которых в уроки биологии обеспечивает формирование у школьников здорового образа жизни.

- сконструировать модель валеологического воспитания на уроках биологии, реализующую теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни школьников.

- разработать методику валеологического воспитания на уроках биологии в 9 классе и провести проверку эффективности предлагаемой методики в условиях педагогического эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, С.В. Экология человека и валеология: научные и прикладные аспекты здоровья детей и подростков/С.В. Алексеев // Материалы научно-методического семинара, 10-14. февраля 1997. СПб., 1997. - С.76-85.

2. 2 Амосов, Н.М. Энциклопедия Амосова; раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. -М.; Донецк: ACT; Сталкер, 2005.-287 с. ISBN 5-17-031641-0.

3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 2000. - 351 с. - ISBN 5-02-008399-2.

4. Ананьев, В.А. Общая валеология: конспект лекций / В.А. Ананьев и др.. СПб.: Балтийская Педагогическая Академия, 2000. - 163 с. ISBN 5-79970192-5.

5. Апанасенко, Г.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 248 с. - ISBN 5222-00920-3.

6. Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева. М.: Гуманйт. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -176 с.-ISBN 5-691-01031-Х.

7. Байер, К. Здоровый образ жизни: Пер. с англ. / К. Байер, Л. Шейнберг. - -900493-12-1.

8. Брехман, И.И. Валеология наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208 с. - ISBN 5-278-00214-Х.

9. Гуреева, О.Г. Валеология. Часть I: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.Г. Гуреева, Г.С. Лемешенко, В.П. Межов. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. - 96 с. - ISBN 5-8268-0080-1 (С).

10. Гуреева, О.Г. Валеология. Часть II: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.Г. Гуреева и др.. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1996. -99 с. ISBN 5-8268-0132-8 (С).

МЕТОДИКА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Проблема защиты человеческого здоровья и окружающей среды, среди важнейших категорий в системе общественных ценностей занимает особое место. Решение этой проблемы зависит от валеологической науки. Валеология - это наука, включающая в себя законы гигиены, механизмов и методов её защиты, укрепления и защиты физического здоровья, социального и психологического состояния людей. Валеологические сведения дают такие возможности, при которых люди свою деятельность могут поставить так, чтобы суметь предостеречь себя от всевозможных стрессов, различных заболеваний и преждевременной смерти, то есть её профилактикой. Организация и внедрение валиологических отношений является требованием времени в учебно-воспитательном процессе учащихся средних общеобразовательных школ, что является одним из гуманистических проявлений. В этом направлении позиция учителя биологии велика. Так, школьная биология, наряду с другими естественными дисциплинами, является важнейшим средством обучения, исследованием и осознанием явлений, происходящих с живым организмом. Поэтому учителям биологии необходимо использование валеологических знаний на пути решения задач, проведения опытов на уроках и объяснения ученикам способов предотвращения различных заболеваний примерами, фактами и их количеством.

Ключевые слова: задача, валеология, здоровье, урок, школьник, методика, заболевание, здоровый образ жизни.

METHODS OF VALEOLOGICAL EDUCATION IN SCHOOL BIOLOGICAL EDUCATION

The article contains the issue of the human health protection and environment among the important category in the system of social valuation. The valeological information gives that opportunities which are people could prevent themselves from various stress and illness.

The usage of valeology subject during lessons except the reason of communication of subject of biology with chemistry, physics, mathematic and other science is available.

Among school subjects, biology occupies a special place in valeological education. The study of biology allows not only to acquaint schoolchildren with the components of a healthy lifestyle, but also to explain these components from a biological, psychological and social point of view, contributes to the formation of a value attitude to health, develops the desire to maintain health, equips with scientific knowledge and practical skills of a healthy lifestyle.

Keywords: task, valeology, health, lesson, schoolboy, methodology, disease, healthy lifestyle.

Сведения об авторе:

Одинаев Носир - соискатель кафедры общей биологии и методики преподавания биологии Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Аини, Тел: (+992) 934175519.

About author:

Odinaev Nosir - researcher, Chair of General Biology and Biology Teaching Methodology, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ayni, Tel: (+992) 934175519.

НАЦШИ МА^СУЛИ ^УНАРМАНДОНИ МАРДУМЙ ДАР ТАШАККУЛИ ТАСАВВУРОТИ МАТЕМАТИКИИ КУДАКОН

Бобиева С.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С.Айни

Дар раванди фаъолиятхои гуногун тасаввуротхои кудакон дар бораи олами атроф: аломату хусусияти олами ашёхо- ранг, шакл, хдчм, мавкеи ашёхо дар фазо, шумораи онхо; муносибати одамон (ба худи кудак, нисбат ба якдигар, муносибат бо ашёхои ихотакарда, тарзи истифодаи онхо ва гайрахо) хеле барвакт ташаккул меёбанд. Мунтазам тачрибаи эхсоскунй дар кудак гун мешавад, ки ин асоси ташаккули тасаввуротхои одитарини математикй мегардад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.