Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ) СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ) СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МВД РОССИИ / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) В ДОКУМЕНТАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / DEPARTMENTAL ASSESSMENT SYSTEM / GOVERNMENT PROGRAMS / NATIONAL SECURITY / BODIES AND DIVISIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / TARGET INDICATORS (INDICATORS) IN STRATEGIC MANAGEMENT DOCUMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Алексей Александрович

Ключевым инструментом организации работы федеральных органов исполнительной власти и их бюджетного финансирования являются государственные программы Российской Федерации, основанные на применении программно-целевого подхода, который заключается в том, что основным форматом всех бюджетов страны является программная структура расходов с сохранением ведомственной структуры расходов бюджета, при этом объекты управления ориентированы на решение определенной проблемы, развитие той или иной отрасли или региона в заранее установленные сроки. В статье проведен анализ реализации государственных программ, в том числе с участием МВД России, рассмотрены применяемые в них показатели (индикаторы), непосредственно связанные с деятельностью органов внутренних дел, сделан вывод о взаимосвязи показателей ведомственной системы оценки с теми критериями, которые определены в качестве целевых в документах стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF TARGET INDICATORS (INDICATORS) OF THE STATE OF NATIONAL SECURITY IN THE SYSTEM OF ASSESSING THE ACTIVITIES OF BODIES AND DEPARTMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The key tool for organizing the work of federal executive bodies and their budgetary financing is the state programs of the Russian Federation, based on the application of the program-target approach, which is that the main format of all the country’s budgets is the programmed structure of expenditures while maintaining the departmental structure of budget expenditures, while management objects are focused on solving a specific problem, developing a particular industry or region within a predetermined time frame. The article analyzes the implementation of state programs, including with the participation of the Ministry of Internal Affairs of Russia, considers the indicators (indicators) used in them that are directly related to the activities of the internal affairs bodies, and draws a conclusion about the relationship of indicators of the departmental assessment system with those criteria that are defined as target in strategic management documents.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД РОССИИ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ИНДИКАТОРОВ) СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Doi 10.475776/2712-7516_2020_4_1_21 уДК 351.74

использование в системе оценки деятельности органов и подразделений мвд россии целевых показателей (индикаторов) состояния национальной безопасности

Кузнецов Алексей Александрович,

старший инспектор по особым поручениям, Организационно-аналитический департамент МВД России, РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]

Реферат. Ключевым инструментом организации работы федеральных органов исполнительной власти и их бюджетного финансирования являются государственные программы Российской Федерации, основанные на применении программно-целевого подхода, который заключается в том, что основным форматом всех бюджетов страны является программная структура расходов с сохранением ведомственной структуры расходов бюджета, при этом объекты управления ориентированы на решение определенной проблемы, развитие той или иной отрасли или региона в заранее установленные сроки. В статье проведен анализ реализации государственных программ, в том числе с участием МВД России, рассмотрены применяемые в них показатели (индикаторы), непосредственно связанные с деятельностью органов внутренних дел, сделан вывод о взаимосвязи показателей ведомственной системы оценки с теми критериями, которые определены в качестве целевых в документах стратегического управления.

Ключевые слова: ведомственная система оценки; государственные программы; национальная безопасность; органы и подразделения МВД России; целевые показатели (индикаторы) в документах стратегического управления.

udc 351.74

use of target indicators (indicators) of the state of national security in the system of assessing the activities of bodies and departments of the ministry of internal affairs

Kuznetsov Aleksey Alexeyevich

Senior Inspector for Special Assignments, Organizational and Analytical Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, RF, Moscow, e-mail: [email protected]

Abstract. The key tool for organizing the work of federal executive bodies and their budgetary financing is the state programs of the Russian Federation, based on the application of the program-target approach, which is that the main format of all the country's budgets is the programmed structure of expenditures while maintaining the departmental structure of budget expenditures, while management objects are focused on solving a specific problem, developing a particular industry or region within a predetermined time frame. The article analyzes the implementation of state programs, including with the participation of the Ministry of Internal Affairs of Russia, considers the indicators (indicators) used in them that are directly related to the activities of the internal affairs bodies, and draws a conclusion about the relationship of indicators of the departmental assessment system with those criteria that are defined as target in strategic management documents.

Keywords: departmental assessment system; government programs; National security; bodies and divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia; target indicators (indicators) in strategic management documents.

Изучение документов стратегического планирования [5], составляющих основу современной системы государственного управ-

ления Российской Федерации, показало, что ключевым инструментом организации работы федеральных органов исполнительной

власти и их бюджетного финансирования являются государственные программы Российской Федерации, основанные на применении программно-целевого подхода. Его суть состоит в том, что «основным форматом всех бюджетов Российской Федерации является программная структура расходов с сохранением ведомственной структуры расходов бюджета» [2, с. 41]. При этом объекты управления ориентированы на достижение конкретного результата в решении определенной проблемы, развитии той или иной отрасли или региона в заранее установленные сроки.

В настоящее время в Российской Федерации реализуются 44 госпрограммы, еще одна находится в стадии разработки («Обеспечение защиты личности, общества и государства»). По двум действующим госпрограммам МВД России является ответственным исполнителем:

1) «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [8];

2) «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы» [7].

Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» содержит 30 индикаторов, отражающих ход ее реализации. В 2019 г. в нее была включена подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения», которая ранее имела статус самостоятельной федеральной целевой программы. Для оценки эффективности реализации мероприятий данной подпрограммы предусмотрено три показателя: количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях человек на 100 тысяч населения; число пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях.

Паспорт госпрограммы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы» не содержит конкретных целевых показателей (индикаторов). Однако в качестве таковых могут рассматриваться следующие ожидаемые результаты: исключение фактов гибели и причинения телесного повреждения или иного вреда здоровью; исключение фактов

уничтожения (повреждения) имущества защищаемых лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве.

МВД России является также соисполнителем по пяти государственным программам:

- «Информационное общество» (в части организации работы ведомственного сегмента государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих электронный носитель информации);

- «Социальная поддержка граждан» (выплата пособий и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел (военной службы), членам их семей и лицам, состоящим на пенсионном обеспечении органов внутренних дел);

- «Космическая деятельность России» (создание прикладных систем и средств с использованием системы ГЛОНАСС для нужд МВД России);

- «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (в части обеспечения жильем федеральных государственных гражданских служащих путем предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения);

- «Реализация государственной национальной политики» (мероприятия по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов; финансирование проживания и питания в центрах временного размещения беженцев и лиц, ходатайствующих о признании их беженцами, а также вынужденных переселенцев, их медицинского освидетельствования, оказания услуг переводчиков).

Кроме того, две государственные программы, в которых участие МВД России формально не предусмотрено, содержат показатели, непосредственно связанные с деятельностью органов внутренних дел:

- подпрограмма «Российское казачество» государственной программы «Реализация государственной национальной политики» (количество членов казачьих обществ, привлеченных к несению государственной и иной службы);

- государственная программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» (количество введенных стационарных постов органов внутрен-

них дел на транспортном переходе через Керченский пролив (годовой ввод)).

Для исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] Правительством Российской Федерации утверждены 12 национальных проектов (программ), совокупное число критериев по которым (с планируемой индикативностью) составляет 113. Паспорта национальных проектов (программ) утверждены протоколом Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16. Составной частью паспортов являются 67 федеральных проектов, направленных на достижение целей, результатов и показателей национальных проектов.

В настоящее время абсолютной определенности об участии МВД России в реализации данных проектов не имеется, некоторые из них находятся в стадии доработки и межведомственного согласования.

Вместе с тем предварительный анализ утвержденных паспортов проектов позволяет предположить возможное участие министерства в 11 из них (в качестве участника, исполнителя отдельного мероприятия либо заинтересованного федерального органа исполнительной власти, участвующего в формировании показателя проекта):

1) «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;

2) «Экспорт услуг» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»;

3) «Развитие экспорта медицинских услуг» нацпроекта «Здравоохранение»;

4) «Экспорт образования» нацпроекта «Образование»;

5) «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» нацпроекта «Экология»;

6) «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда»;

7) «Нормативное регулирование цифровой среды»;

8) «Информационная инфраструктура»;

9) «Кадры для цифровой экономики»;

10) «Информационная безопасность»;

11) Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [4] МВД России отвечает за формирование восьми показателей в рамках мониторинга состояния национальной безопасности, которые охватывают следующие направления:

- противодействие экстремизму;

- противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

- контроль в сфере миграции.

Еще семь показателей, в реализации которых участвует министерство, не являясь ответственным исполнителем, касаются: уровня преступности; межэтнической и межконфессиональной напряженности; противодействия преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства; антитеррористической защищенности критически важных объектов; уровня смертности населения по неестественным причинам и уровня травматизма от источников повышенной опасности; отношения населения Российской Федерации к деятельности органов государственной власти.

Реализация мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования (в части, касающейся министерства), осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России организационного и методического характера. Мониторинг их исполнения производится в том числе с использованием ведомственной системы оценки, основное назначение которой - определение эффективности деятельности территориальных органов МВД России по выполнению возложенных на них задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Существующая система оценки включает в себя ряд методик, позволяющих оценивать деятельность как органа внутренних дел в целом [1], так и отдельных его структурных подразделений - в рамках зонального контроля [6].

Ряд показателей ведомственной системы оценки полностью совпадают или идентичны по смыслу и назначению с теми индикаторами, которые определены в качестве целевых в документах стратегического планирования.

Из общего числа целевых показателей, используемых в ведомственной системе оценки, в том или ином виде представлены 12 критериев, имеющихся в документах стратегического планирования (в том числе 7 показателей - в ведомственной системе оценки, 2 - во вневедомственной, 3 - в условиях функционирования). Указанные критерии шесть раз использованы в реализации государственных программ, один - в национальных проектах, пять - в мониторинге состояния национальной безопасности, три - в оценке эффективности деятельности высших должностных лиц регионов.

Представляется, что преемственность показателей, используемых в целевых программах и ведомственной системе оценки, обеспечена не в полной мере. Необходимость и возможность их совмещения требует

дополнительной проработки в рамках совершенствования действующих методик оценки. При этом следует учитывать, что прямое сравнение показателей, используемых для мониторинга реализации государственных программ и проектов, с одной стороны, с показателями для внутриведомственной оценки, с другой, не совсем корректно, учитывая их различное целевое назначение.

Таким образом, документы стратегического управления носят межведомственный характер, поэтому достижение соответствующих целевых показателей предполагает участие в данном процессе всех заинтересованных министерств и ведомств. Ведомственные критерии предназначены для решения более узкой задачи - оценки деятельности органов и подразделений системы МВД России, поэтому при включении в ведомственную систему оценки целевых индикаторов документов стратегического управления, в том числе состояния национальной безопасности, потребуется их определенная корректировка.

Список литературы:_

1. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 декабря 2013 г. № 1040. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Новиков, В. В. Развитие программно-целевого принципа ведомственного планирования расходов бюджета при реализации государственных программ / В. В. Новиков // Индустриальная экономика. - 2020. - № 1. -С. 40-43.

3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2018. - № 20. - Ст. 2817.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1 (часть II). -Ст. 212.

5. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3378.

6. Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 3 февраля 2012 г. № 77. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

7. Об утверждении государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019-2023 годы» : постановление Правительства Российской Федерации от 25 октября 2018 г. № 1272 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. -№ 44. - Ст. 6764.

8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 18. (часть IV). - Ст. 2188.

References:_

1. Voprosy ocenki deyatel'nosti territorial'nyh organov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii : prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrya 2013 g. № 1040. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

2. Novikov, V. V. Razvitie programmno-celevogo principa vedomstvennogo planirovaniya raskhodov byudzheta pri realizacii gosudarstvennyh programm / V. V. Novikov // Industrial'naya ekonomika. - 2020. - № 1. - S. 40-43.

3. О пасюпаГпуЬ| се1уаЬ| i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii па period do 2024 goda : ukaz Prezidenta RF ot 7 тауа 2018 д. № 204 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2018. - № 20. - St. 2817.

4. О Strategii пасюпа!^ bezopasnosti Rossijskoj Federacii : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 д. № 683 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2016. - № 1 II). - St. 212.

5. О strategicheskom planirovanii V Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 28 iyunya 2014 д. № 172-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2014. - № 26 (chast' I). - St. 3378.

6. ОЬ osnovah organizacii vedomstvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 3 fevralya 2012 д. № 77. Dostup iz spravochnoj pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

7. ОЬ utverzhdenii gosudarstvennoj programmy «Obespechenie bezopasnosti poterpevshih, svidetelej i inyh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva па 2019-2023 gody» : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25 о^аЬ^а 2018 д. № 1272 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2018. - № 44. - St. 6764.

8. ОЬ и^егеЬ^епп gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 д. № 345 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2014. - № 18. (chast' IV). - St. 2188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.