УДК 336.144
Новиков Владимир Викторович
кандидат экономических наук, доцент, Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПРИНЦИПА ВЕДОМСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ
Реферат. Задачей программно-целевого принципа планирования расходов федерального бюджета является повышение обоснованности бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечение их большей прозрачности для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности. При этом следует учитывать необходимость обеспечения оптимизации расходов в режиме экономии средств федерального бюджета. Основным форматом всех бюджетов Российской Федерации является программная структура расходов с сохранением ведомственной структуры расходов бюджета. В статье рассмотрены вопросы реализации государственных программ с учетом приоритетных направлений развития программно-целевого управления в системе МВД России.
Автором даны предложения по совершенствованию механизма планирования и использования средств федерального бюджета в данной сфере.
Ключевые слова: бюджетное планирование; государственная программа; программно-целевой принцип; финансирование.
UDC 336.144
Novikov Vladimir
Candidate of Economics, associate professor, The Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF THE PROGRAMTARGET PRINCIPLE DEPARTMENTAL PLANNING OF BUDGET EXPENDITURES THE IMPLEMENTATION OF GOVERNMENT PROGRAMS
Abstract. The objective of the program-oriented principle of budget planning for the federal budget is to increase the validity of budget allocations at the stage of their formation, to ensure their greater transparency for society and the availability of wider opportunities to assess their effectiveness. In this case, it is necessary to take into account the need to ensure cost optimization in the economy of the federal budget. The main format of all budgets of the Russian Federation is the program structure of expenditures while maintaining the departmental structure of budget expenditures. The article discusses the implementation of state programs, taking into account the priority areas for the development of program-targeted management in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author offers suggestions for improving the mechanism for planning and using federal budget funds in this area.
Keywords: budget planning; state program; program-target principle; financing.
Методология, лежащая в основе программно-целевого управления, базируется на комплексном подходе к управлению социально-экономическими объектами и процессами с позиций системности. Эта методология использует разные инструменты управленческого воздействия. Вне зависимости от
вида, способов, инструментов реализации программно-целевого метода управления они должны обеспечивать интеграцию целенаправленных действий по решению проблем, совместное участие разных регионов, отраслей, ведомств, организаций, функционирующих в условиях рыночных отношений
и многообразия форм собственности. Такая интеграция требует не только объединения действий участников с целью решения общей задачи, но и координации их действий в пространстве и во времени, а также привлечения ресурсов, использования ресурсных возможностей разных субъектов - участников, включая государство, его регионы, различных экономических субъектов.
«В современных условиях для компаний является актуальным вопрос правильности выбора вектора развития, а для государства - обеспечения социальной защищенности на определенной территории. Каждый из участников процесса заинтересован во взаимовыгодном сотрудничестве» [6].
Основным форматом всех бюджетов Российской Федерации является программная структура расходов с сохранением ведомственной структуры расходов бюджета.
Рассмотрим данные вопросы на примере участия МВД России в процессе формирования и реализации государственных программ на основе программно-целевого подхода в управлении финансовыми ресурсами.
Сегодня имеются определенные проблемы при реализации программно-целевого принципа планирования расходов федерального бюджета МВД России, связанные с необходимостью повышения обоснованности бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечением их большей прозрачности для общества и наличием более широких возможностей для оценки их эффективности.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Применительно к МВД России в составе расходов 72,7 % приходится на государственную программу Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и
противодействие преступности» (далее - Госпрограмма) [4].
Кроме того, МВД России в 2019 году было задействовано в реализации еще пяти государственных программ Российской Федерации:
- «Социальная поддержка граждан» - 1,9 %,
- «Космическая деятельность России» -0,01 %;
- «Информационное общество» - 0,82%;
- «Реализация государственной национальной политики» - 0,004%;
- «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - 0,004%.
Также выделялись средства на:
- непрограммные мероприятия (средства, переданные от Росгвардии в МВД России в целях материально-технического обеспечения подразделений Росгвардии через органы обеспечения (снабжения) МВД России) - 0,16%;
- пенсионное обеспечение - 24,4 %.
МВД России, являясь ответственным исполнителем Госпрограммы, представляет соответствующие материалы с учетом распределения базовых бюджетных ассигнований по федеральным органам исполнительной власти, которые являются соисполнителями (участниками) данной государственной программы, в Минфин России (срок в 2019 году -не позднее 17 июля).
Соисполнителями (участниками) Госпрограммы являются:
1) По ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» - МЧС России, Минздрав России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минпромторг России, Минтранс России, Росавтодор;
2) В рамках Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019 - 2023 годы» [2] -ФСБ России, Минобороны России, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба по труду и занятости;
3) В рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [1] - МИД России.
Вопросы реализации государственных программ не теряют своей актуальности с
момента перехода Российской Федерации с 2013 года на программно-целевой метод бюджетного планирования.
Задачей программно-целевого принципа планирования расходов федерального бюджета является повышение обоснованности бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечение их большей прозрачности для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности, «учитывая необходимость обеспечения оптимизации расходов в режиме жесткой экономии средств федерального бюджета» [5].
Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период утверждены постановлением Правительства РФ от 24 марта 2018 г. № 326 [3]. Данное постановление устанавливает общие положения и основные этапы (со сроками) составления проекта федерального бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период субъектами бюджетного планирования.
При формировании федерального бюджета МВД России Правительство РФ изыскивает возможность выделения МВД России дополнительных ассигнований для решения задач, стоящих перед Министерством.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации МВД России «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» предусмотрено в 2020 году 759,3 млрд рублей, в 2021 году 780,9 млрд рублей и в 2022 году 806,6 млрд рублей.
Итак, государственная программа - это си -стема мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.
Федеральные целевые программы являются одним из важнейших инструментов реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны, проведения активной государственной структурной политики в рамках системы бюджетного планирования.
Акцент в развитии программно-целевого управления смещается на работу по коррек-
тировке действующих программ с уточнением конкретных целей, задач, источников и объемов финансирования, обеспечивающую их превращение из инструмента дополнительного финансирования текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти в фактор консолидации ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики Российской Федерации.
При подготовке к формированию бюджета МВД России особое внимание следует уделять совершенствованию материально-технического и медицинского обеспечения, модернизации информационных и телекоммуникационных технологий, внедрению современных разработок в области научно-технической деятельности, а также реализации социальных обязательств и гарантий сотрудникам, федеральным государственным служащим и работникам органов внутренних дел.
Новым в планировании бюджета МВД России является механизм определения и распределения объемов бюджетных ассигнований на основании проектов бюджетных смет получателей бюджетных средств на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Руководителям территориальных органов и организаций МВД России предоставлено право самостоятельно определять приоритеты бюджетных расходов в целях выполнения задач, возложенных на них Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом формирование бюджета подразделениями МВД России - получателями средств федерального бюджета осуществляется по нормам положенности.
Таким образом, в Российской Федерации заинтересованным министерствам и ведомствам целесообразно максимально сосредо -точить усилия на следующих направлениях при реализации государственных программ:
- оперативное проведение конкурсных процедур;
- контроль целевого использования бюджетных средств;
- своевременная корректировка (в случае необходимости) действующих программ и решений об осуществлении бюджетных инвестиций в стройки и объекты федеральной адресной инвестиционной программы, в том числе в части объемов финансирования;
- соблюдение сроков подготовки проектной документации;
- проработка вопросов приоритетности расходов по направлениям и мероприятиям федеральных целевых программ при формировании бюджетных проектировок на очередной год и на плановый период следующих двух лет.
Модернизация бюджетного планирования повышает уровень ответственности за подготовку бюджетных смет территориальными органами и организациями МВД России. Обеспечение исполнения федерального бюджета по приоритетным направлениям, в свою очередь, создает предпосылки для полноценной реализации государственных, федеральных, ведомственных, аналитических и межгосударственных целевых программ, в которых участвует МВД России.
В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральных целевых программ, недопущения ежегодной корректировки объемов финансирования необходимо законодательно установить механизм обеспечения стабильности финансирования программных мероприятий в объемах, определенных при их утверждении. Более эффективное и рациональное использование средств федерального бюджета, имеющихся материальных запасов, сокращение дебиторской и кредиторской задолженности МВД России являются очевидными помощниками в достижении поставленных целей.
Список литературы:
1. Российская Федерация. Президент (2008-2012; Д. А. Медведев). О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. -№ 26. - Ст. 2820.
2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 20192023 годы» : Постановление Правительства РФ от 25 октября 2018 г. № 1272 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - № 44. - Ст. 6764.
3. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 24 марта 2018 г. № 326 // Со-
брание законодательства Российской Федерации. -2018. - № 14. - Ст. 1976.
4. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» : Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2014. - № 18 (часть IV). - Ст. 2188.
5. Новиков, В. В. Гражданско-правовое регулирование недвижимого имущества в системе МВД России и его оптимизация в контексте соблюдения принципа эффективности бюджетных расходов / Проблемные вопросы экономики и права: сборник тезисов и статей Международной научно-практической конференции (Москва, 15 октября 2019 г.); ред. колл. Е.А. Тришкина, Д.В. Кайргалиев, С.Н. Белова и др. - Москва : ИП Черняева Ю. И., 2019. - С. 137-140.
6. Соколов, А. П. О новой форме развития системы управления организацией при реализации проектов / А. П. Соколов // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 10., № 3. - С. 60-64.
References:
1. Rossiiskaya Federatsiya. Prezident (2008-2012; D. A. Medvedev). O merakh po okazaniyu sodeistviya dobrovol'nomu pereseleniyu v Rossiiskuyu Federatsiyu sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom: ukaz Prezidenta RF, 22.06.2006, no. 637, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2006, no. 26, art. 2820.
2. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy «Obespechenie bezopasnosti poterpevshikh, svidetelei i inykh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva na 2019-2023 gody», Postanovlenie Pravitel'stva RF, 25.10.2018, no. 1272, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2018, no. 44, art. 6764.
3. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii Pravil sostavleniya proekta federal'nogo byudzheta i proektov byudzhetov gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov Rossiiskoi Federatsii na ocherednoi finansovyi god i planovyi period i priznanii utrativshimi silu nekotorykh aktov Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii, Postanovlenie Pravitel'stva RF, 24.03.2018, no. 326, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2018, no. 14, art. 1976.
4. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodeistvie prestupnosti», Postanovlenie Pravitel'stva RF, 15.04.2014, no. 345, Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2014, no. 18 (часть IV), art. 2188.
5. Novikov V. V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie nedvizhimogo imushchestva v sisteme MVD Rossii i ego optimizatsiya v kontekste soblyudeniya printsipa ehffektivnosti byudzhetnykh raskhodov, Problemnye voprosy ehkonomiki i prava: sbornik tezisov i statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Moscow, 15.10.2019) [Proc. Int. Conf., Moscow, 15.10.2019]. Moscow, IP Chernyaeva Yu. I. Publ., 2019, pp. 137-140.
6. Sokolov A. P. O novoi forme razvitiya sistemy upravleniya organizatsiei pri realizatsii proektov, Ehkonomika i upravlenie: problemy, resheniya, 2019, vol. 10., no. 3, pp. 60-64.
_I