Научная статья на тему 'Использование упражнений игрового стретчинга в организованной деятельности по физической культуре у дошкольников'

Использование упражнений игрового стретчинга в организованной деятельности по физической культуре у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сохранение здоровья / дошкольники / игровой стретчинг / интеграция оздоровительной деятельности в образовательную / деятельность яслей­сада / денсаулықты сақтау / Мектеп жасына дейінгі бала / ойын стретчингі / сау­ ықтыру іс­әрекетін білім беру / балабақша қызметіне біріктіру / health preservation / preschoolers / game stretching / in ­ tegration of health­improving ac­ tivities into educational activities / nursery­garden activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Н.О.

Результаты мониторинга физического развития воспитанников в детском саду показывали, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих вторую, третью и четвертую группу здоровья. В основном наблюдаются такие патологии, как плоскостопие, сколиоз. У детей ослаблен мышечный корсет, не развита гибкость и пластичность. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы охранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Это и стало главной идеей деятельности учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of game stretching exercises in organized physical performance of preschoolers

The results of monitoring the physical development of children in kindergarten showed that every year the number of children with the second, third, and fourth health groups increases. Basically, pathologies such as flat feet, scoliosis are observed. Сhildren have weak muscle corsets, flexibility and plasticity are not developed. Consequently, there is a need to create such a system of work in which the integration of health activities into educational activities takes place, which ultimately contributes to the preservation and strengthening of the physical and mental health of the children, the formation of a healthy lifestyle habit. This became the main idea of the preschool institution's activities.

Текст научной работы на тему «Использование упражнений игрового стретчинга в организованной деятельности по физической культуре у дошкольников»

Педагогическая наука и практика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ

ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА

В ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

У ДОШКОЛЬНИКОВ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Аңдатпа

Балабақшадағы тәрбиеленушілердің дене дамуын бақылау нәтижелері жыл сайын денсаулығының екінші, үшінші және төртінші топтары

бар балалар санының артып келе жатқанын көрсетті. Негізінен жалпақ табан, сколиоз сияқты

патологиялар байқалады. Балаларда бұлшықет

корсеті әлсіреген, шымырлық пен икемділік дамымаған. Демек, баланың физикалық және психикалық денсаулығын сақтауға және нығайтуға,

салауатты өмір салтын қалыптастыруға ықпал

ететін сауықтыру іс-әрекетін білім беру іс-шараларына біріктіретін осындай жұмыс жүйесін

құру қажеттілігі туындайды. Бұл мекеме қызметінің басты идеясы болды.

Аннотация

Результаты мониторинга физического развития воспитанников в детском саду показывали,

что с каждым годом увеличивается количество

детей, имеющих вторую, третью и четвертую

группу здоровья. В основном наблюдаются такие патологии, как плоскостопие, сколиоз. У детей ослаблен мышечный корсет, не развита гибкость и пластичность. Следовательно, возникает

необходимость создания такой системы работы,

при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что

в конечном итоге способствовало бы охранению

и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Это и стало главной идеей

деятельности учреждения.

4(42)/2023

Никитина Н.О.,

педагог-исследователь,

инструктор

по физической культуре,

ясли-сад № 7, г. Рудный,

Костанайская область

Негізгі сөздер: денсаулықты

сақтау, Мектеп жасына дейінгі бала, ойын стретчингі, сау­

ықтыру іс-әрекетін білім беру,

балабақша қызметіне біріктіру.

Ключевые слова: сохранение

здоровья, дошкольники, игровой

стретчинг, интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, деятельность

яслей-сада.

Keywords: health preservation,

preschoolers, game stretching, in­­­­

tegration of health-improving ac­

tivities into educational activities,

nursery-garden activities.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 373.2:379.8

ГРНТИ 14.23.17

99

100

Педагогическая наука и практика

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Annotation.

The results of monitoring the physical development of children in kindergarten showed

that every year the number of children with the second, third, and fourth health groups

increases. Basically, pathologies such as flat feet, scoliosis are observed. Сhildren have

weak muscle corsets, flexibility and plasticity are not developed. Consequently, there is

a need to create such a system of work in which the integration of health activities into

educational activities takes place, which ultimately contributes to the preservation and

strengthening of the physical and mental health of the children, the formation of a healthy

lifestyle habit. This became the main idea of the preschool institution's activities.

Данный опыт возник в результате моей

деятельности в качестве инструктора по

физической культуре в КГКП «Ясли-сад

№ 7» отдела образования города Рудного»

Управления образования акимата Костанайской области.

В нашем детском саду имеются все

возможности для занятий физкультурой и спортом: имеется оборудованный

спортивный зал, спортивная площадка.

В каждой групповой комнате имеется

физкультурный уголок, оборудованный

в соответствии с возрастом. Детский сад

тесно сотрудничает с физкультурно-оздоровительным комплексом «Горняк».

Результаты мониторинга физического

развития воспитанников в нашем детском

саду показывали, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих

вторую, третью и четвертую группу здоровья. В основном наблюдаются такие патологии как плоскостопие, сколиоз. У детей

ослаблен мышечный корсет, не развита

гибкость и пластичность.

Это привело меня к выводу о необходимости моделирования физкультурных

занятий нового типа. Особое внимание

привлекла методика игрового стретчинга.

Задача стретчинга состоит в развитии гибкости, подвижности суставов, укреплении

мышц без нагрузки на позвоночник, мягкой растяжки. Формируется правильная

осанка, дети заряжаются энергией.

Увеличение числа детей с различными

отклонениями в состоянии здоровья дела-

ют эту задачу приоритетной.

Актуальность опыта заключалась, прежде всего, в решении проблемы детской

гиподинамии и ее последствий.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую

часть времени за столами, телевизорами,

компьютерами. Это вызывает утомление

определённых мышечных групп, а значит

– нарушение осанки, гибкости, силы и координации движений. И поэтому сейчас

главная задача взрослых – создать необходимые условия для утоления этого «двигательного голода», а для этого необходимо

найти новые подходы в воспитании и оздоровлении дошкольников, чтобы занятия

физкультурой и спортом стали любимым

занятием каждого.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического

развития и культуры движений. Поэтому

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

приоритетным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование

у них навыков здорового образа жизни, а

также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Искусство долго жить состоит, прежде

всего, в том, чтобы научиться с детства

следить за своим здоровьем.

Изменения, происходящие сегодня в

сфере образования, направлены, прежде

всего, на улучшение его качества. Как по4(42)/2023

казывает практический опыт, одним из

возможных способов решения задач физического развития детей дошкольного возраста является насыщение организованной деятельности по физической культуре

новыми, нетрадиционными формами и

методиками, способствующими самореализации ребенка, раскрытие их индивидуальных способностей и возможностей.

Для решения основной задачи: сохранения и укрепления здоровья ребенка - необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, выделить

в режиме дня достаточное время для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы,

при которой происходила бы интеграция

оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению

физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Это и стало главной идеей нашего опыта.

Для реализации идеи мною была выб­

рана технология игрового стретчинга.

Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену

двигательной деятельности из различных

исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы

мышц. Эта методика как нельзя лучше

подходит для внедрения ее в работу с детьми.

Игровой стретчинг помогает:

• оптимизировать рост и развитие

опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

• совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу,

4(42)/2023

101

подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, пластичность, скоростные, силовые и координационные

способности;

• повышать интерес к занятиям физкультурой.

Актуальность опыта заключается в создании системы работы с детьми в игровом

стретчинге как новой формы в физкультурно-оздоровительной работе.

Поэтому практической целью данного

опыта являлась разработка специальных

игр и упражнений игрового стретчинга

для оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата, активизации

защитных сил организма детей, овладения

навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляции.

Работа над опытом «Использование

упражнений игрового стретчинга в организованной деятельности по физической

культуре у дошкольников» велась в три

этапа.

1-й этап – начальный (констатирующий).

2-й этап – основной (формирующий).

3-й этап – заключительный (контрольный).

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анкетирование родителей,

осмотр детей, а также:

• подбор методических пособий, наглядного материала,

• составление перспективного плана,

• разработка конспектов занятий.

На формирующем этапе велась:

• апробация нового материала, технологий, интерактивных форм работы с

детьми,

• разработка конспектов занятий, игр,

упражнений,

• работа с родителями,

• выступление на заседании педагогического совета яслей-сада,

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

102

Педагогическая наука и практика

• показ открытых занятий, игр, упражнений,

• самоанализ работы.

На третьем – заключительном – этапе

проведены:

• выступления на заседании МО инструкторов по физической культуре города,

• показ открытых занятий на МО,

• выступление на семинаре,

• показ мастер-класса,

• оформление документации по описанию опыта работы,

• анкетирование родителей,

• итоговый мониторинг детей, с целью

определения успешности выбранных методов и приёмов для решения обозначенной темы.

Диапазон опыта представлен системой работы инструктора по физической

культуре на занятиях физкультурой и во

внеклассной работе в детском саду. Организованная деятельность по игровому

стретчингу проводится в старших группах

1 раз в 2 недели по перспективному планированию ОД и 2 раза в неделю по перспективному планированию кружковой

работы.

Теоретическая база опыта.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими

нормативно-правовыми документами, как

Закон РК «Об образовании», Кодекс Рес­

публики Казахстан «О здоровье народа и

системе здравоохранения»; Закон «О физической культуре и спорте».

Реализация важнейших положений законов, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск

новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Большую работу в этом направлении

провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М.

Дьяченко, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова, Т. Кучер и многие другие. Благодаря их

исследованиям, а также обобщению опыта

практической деятельности, создано программно-методическое обеспечение для

дошкольных учреждений, реализующих

оздоровительные программы.

В организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду я также использую практические методические разработки этих авторов. Общетеоретичес­кой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основой исследования явились труды педагогов Глазыриной Л.Д., Ефименко Н.Н.,

Моргуновой О.Н., Руновой М.А., Шебеко

В.Н., Кудрявцева В.Т., Назаровой, А.Г.,

Горбатенко О.Ф.

Поэтому для нас актуальной задачей

на современном этапе является осмысление накопленного опыта по сохранению

и укреплению здоровья детей, оценке его

эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности в детском саду.

Технология опыта.

Началом работы по теме стало проведение диагностики по определению исходного уровня физического развития детей

вторых младших групп. Для выявления

уровня развития детей использовались

критерии оценки умений и навыков воспитанников в стретчинговых упражнениях.

Высокий уровень:

1.Умение правильно принимать исходное положение по названию.

2.Умение самостоятельно выполнять

изученные стретчинговые упражнения.

3.Умение самостоятельно придумывать

новые сюжеты и композиции, используя

знакомые упражнения.

4.Верно и качественно выполнять уп­

ражнения.

Средний уровень:

4(42)/2023

1.Умение принимать исходное положение при

его расшифровке.

2.Умение выполнять изученные стретчинговые

упражнения с возможным объяснением и показом

взрослого.

3.Умение строить новый сюжет с небольшой помощью педагога.

4.Верно и качественно выполнять уп­ражнения.

Низкий уровень:

1.Не может самостоятельно принять исходное

положение и выполнить знакомое стретчинговое

упражнение.

2.Не может построить новую сюжетную линию

даже с небольшими подсказками педагога.

3.Неверно и некачественно выполняет упражнения.

Исходная диагностика

Итоговая диагностика

Итогом реализации данной технологии явилась

положительная динамика состояния здоровья детей. На данный момент в детском саду среди старших групп имеют:

4(42)/2023

103

66,75% - высокий уровень,

23,25% - средний уровень,

10% - низкий уровень.

По полученным результатам

диагностики видно, что только

23,25% воспитанников имеют

средний уровень физического

развития, 10% детей имеют низкий уровень физического развития. Хотя вначале опыта результат был очень низким:

1,25% - высокий уровень,

33,75% - средний уровень,

65% - низкий уровень.

Если в этот период не работать

над точностью, ловкостью и координацией движений, то в процессе интенсивного роста ребёнка возникают диспропорции в

управлении двигательным аппаратом. Неуклюжесть движений

может быть причиной застенчивости, робости, скованности

позвоночника, что в свою очередь ведёт к нарушению осанки

и мешает социальной адаптации

ребёнка. Но уже к концу первого года произошел качественный

рост по всем показателям.

Здоровьеориентированная

деятельность отдельно взятых

групп детского сада осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством

фактов: социокультурной средой

микрорайона, уровнем культуры

здоровья данного педагогического коллектива, характером взаимоотношений «дети-взрослые»,

«дети-дети», «педагоги-родители», медицинским обслуживанием, предметно-развивающей

средой и т.д. В опыте раскрыты

особенности здоровьеориентированной деятельности в кон-

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

104

Педагогическая наука и практика

кретном детском саду. Определены, цели,

задачи, средства их реализации.

Цели:

1.Повышение эффективности здоровьеориентированной деятельности в ДО путем организации здоровьесберегающего

педагогического процесса, соответствую­

щего возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, использование адекватных технологий развития и воспитания,

способствующих усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.

2.Создание надежной системы работы

по новым технологиям.

Эта система работы должна гарантировать возврат затраченных ресурсов в виде

крепкого здоровья и полноценного физического и психического развития воспитанников детского сада.

Задачи:

1.Повысить качество проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий

во всех возрастных группах детского сада.

2.Разработать и апробировать систему

работы с детьми с использованием упражнений стретчинга.

3.Осуществить выбор новых технологий с учетом требований общеобразовательной программы.

4.Создать оптимальные

условия для всестороннего полноценного развития

двигательных

способностей, укрепления здоровья

детей дошкольного возраста и формирования привычки здорового образа жизни.

5.Обеспечить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его

положительного самоощущения на основе личностно-ориентированного взаимодействия с ним.

Основные принципы ор-

ганизации занятий по игровому стретчингу:

1.Наглядность. Показ физических уп­

ражнений игрового стретчинга, образный

рассказ.

2.Доступность. Обучение упражнениям

игрового стретчинга от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

3.Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений игрового стретчинга, усложнения техники их выполнения.

4.Закрепление навыков. Многократное

выполнение упражнений игрового стретчинга. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

5.Индивидуально-дифференциальный

подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

6.Сознательность. Понимание пользы

выполнения упражнений игрового стретчинга, потребность их выполнять.

Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни

реализуется через все виды деятельности

детей в детском саду. С учетом требований

данных технологийй была разработана

модель организации физкультурно-оздо-

4(42)/2023

ровительной работы в детском саду.

При разработке данной модели и ее

реализации были выбраны современные

методические подходы к проблемам образования детей дошкольного возраста. В

этом числе, использовали методические

рекомендации. Для систематизации образовательной работы была разработана

программа образовательного учреждения по формированию представления и

приобщения дошкольников к здоровому

образу жизни: взаимодействие с семьей,

привлечение родителей к закреплению

навыков здорового образа жизни.

Работая над проблемой создания

устойчивого интереса к организованной

деятельности по физической культуре,

стало понятно, что само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в

освоении предлагаемых заданий и 100%

успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические

упражнения ежедневно.

Так как же сделать физкультурное занятие радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольника?

Я нашла выход, соединив положительные качества традиционной программы

и внедрение технологий Назаровой, авторской программы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития», Н.А. Фомина

«Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика». С этой целью была разработана система использования технологии

«Игровой стретчинг» в организованной

деятельности по физической культуре.

Эта система основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за

счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий.

4(42)/2023

105

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Педагогическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.