Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПРОГРАММА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна, Малахова Алина Романовна

В статье рассматриваются инновационные программы физического развития детей дошкольного возраста. Современные дошкольники большое количество времени проводят перед мониторами телевизоров, гаджетов, планшетов. Снижение физической активности влечет ослабление детского здоровья. Так же отделенность детей от общества не способствует развитию навыков общения со сверстниками. Для того, чтобы решить эти две проблемы предлагаются различные виды коллективных игр, рассмотренных в данной статье. С одной стороны предложенные игры повышают физическую подготовленность детей, с другой стороны - способствуют получению навыков командной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна, Малахова Алина Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses innovative programs of physical development of preschool children. Modern preschoolers spend a lot of time in front of TV monitors, gadgets, tablets. A decrease in physical activity leads to a weakening of children's health. Also, the remoteness of children from society does not contribute to the development of communication skills with peers. In order to solve these two problems, various types of collective games are proposed, discussed in this article. On the one hand, the proposed games increase the physical fitness of children, on the other hand, contribute to the acquisition of teamwork skills.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ»

УДК 794.373.24

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯ

THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Лукьянова Людмила Михайловна

старший преподаватель кафедра физической культуры Институт естественнонаучного образования, физической культуры

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department of physical culture Institute of natural science education, physical culture and life safety

Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Малахова Алина Романовна

студент

Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Malakhova Alina Romanovna

student

Institute of russian language and literature Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные программы физического развития детей дошкольного возраста. Современные дошкольники большое количество времени проводят перед мониторами телевизоров, гаджетов, планшетов. Снижение физической активности влечет ослабление детского здоровья. Так же отделенность детей от общества не способствует развитию навыков общения со сверстниками. Для того, чтобы решить эти две проблемы предлагаются различные виды коллективных игр, рассмотренных в данной статье. С одной стороны предложенные игры повышают физическую подготовленность детей, с другой стороны - способствуют получению навыков командной работы.

Abstract. The article discusses innovative programs of physical development of preschool children. Modern preschoolers spend a lot of time in front of TV monitors, gadgets, tablets. A decrease in physical activity leads to a weakening of children's health. Also, the remoteness of children from society does not contribute to the development of communication skills with peers. In order to solve these two problems, various types of collective games are proposed, discussed in

this article. On the one hand, the proposed games increase the physical fitness of children, on the other hand, contribute to the acquisition of teamwork skills.

Ключевые слова: физическая активность; дошкольное образовательное учреждение; дошкольники; программа физического развития; игра.

Keywords: physical activity; preschool; preschoolers; physical development program; game.

Современный образ жизни детей младшего возраста сильно отличается от образа жизни предыдущего поколения. Дети подвержены гиподинамии, большую часть времени проводят возле телевизора или гаджетов. Движение детей ограничено размерами городских квартир. Безусловно, отсутствие адекватной двигательной активности снижает показатели здоровья детей, не позволяют развить в достаточной мере такие важные физические качества, как выносливость, силу, скорость и гибкость. Так же следует заметить, что в большинстве городов на территории России большую часть года царит погода, неблагоприятная для активного движения на улице. Однако, это не снижает важности двигательной активности у детей.

Согласно мнению современных исследований, физическая культура и спорт не только влияют на развитие положительных физических качеств у детей, но также позволяют формировать гармоничную личность в более зрелом возрасте. Люди, уделяющие достаточное количество времени занятиям физической культурой и спортом, реже болеют, продуктивнее трудятся и способствуют укреплению национальной экономики страны в целом и здоровью самой нации. Однако любовь к физической активности должна прививаться детям с младшего возраста с учетом потребностей и интересов детей. В связи с чем, актуальность темы данной работы не оставляет сомнений [3].

Таким образом, физическая культура и спорт в детстве - фундамент личностного и физического развития будущих граждан России. Поэтому в детских образовательных учреждениях должны своевременно разрабатываться и внедряться образовательные программы, отвечающие потребностям детей. Разрабатываемые программы в области физической культуры и спорта должны быть направлены на повышение функциональных возможностей детского организма, на охрану и укрепление здоровья ребенка, повышение уровня физической и двигательной подготовленности. Также программы должны отличаться качеством содержания и формой его подачи. Использование одних и тех же программ в процессе обучения детей снижает интерес к проводимым занятиям, что в следствии приводит к снижению результата занятий [1].

Многие современные дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) используют не только традиционные методики, но и внедряют различные авторские нетрадиционные методы физической подготовки детей. Рассмотрим инновационные технологии, заслуживающие особого внимания педагогов ДОУ, для последующего внедрения в образовательную программу физического воспитания детей.

Так, Самоделкина Раиса Алексеевна, представитель образовательной социальной сети nsportal.ru собрала передовые технологии физического воспитания детей младшего возраста в своей программе. Основой воспитания дошкольников по ее программе является детский фитнес. Детский фитнес - комплекс мероприятий,

направленных на поддержание физического и психического здоровья ребенка. Детский фитнес способствует лучшей социальной адаптации ребенка; использование детского фитнеса в стенах ДОУ позволяет повышать уровень двигательной активности детей, учит получать удовольствие от физической активности, развивает интерес детей к физкультуре и спорту.

Основой программы Самоделкиной Р. А. послужили следующие труды:

- «Са-Фи-Дансе» - оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для ДОУ (авторы Ж. Е. Фирилева и Е. Г. Сайкина);

- программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» (автор А. И. Буренина);

- программа-технология «Ритмика и музыка, движение и здоровье» (автор Т. Ф. Корнеева);

- ритмическая гимнастика, стретчинг, фитбол и другие.

Изюминкой физкультурно-оздоровительной программы Самоделкиной Р. А. стали инновационные фитнес-технологии, такие как:

1. Занятия с применением тренажеров. Для дошкольников подходят как сложные, так и простые тренажеры: детские эспандеры, гимнастические роллеры, степы, фитболы, мини-батуты и другие. Так же к данной группе можно отнести и тренировки с гантелями весом до 0,5 кг, шведские стенки, массажные коврики и другие приспособления.

2. Приемы игрового стретчинга. Это очень занимательная игра для детей, в ходе которой называется животное. Дети, выполняя физические упражнения, им подражают. Упражнения предлагаются на разные группы мышц, возможен стрет-чинг под музыку. Эффективность этого приема обусловлена частой сменой двигательной деятельности, которая дает хорошую нагрузку на все группы мышц, а также позволяет проводить растяжку и укрепляет суставно-связочный аппарат. Приемы стретчинга позволяют исправлять нарушения осанки и оказывает глубокое оздоровительное воздействие на организм ребенка.

3. Степ-аэробика. Для степ-аэробики используются специальные платформы различных параметров. Для детей используется степ-платформа высотой до 10 см. Степ-аэробика подходит для детей 4-7 лет. Она способствует формированию правильной осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координации и равновесия, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной системы ребенка, улучшению психологического и эмоционального состояния ребенка.

4. Детский пилатес представляет собой программу, разработанную на основе взрослого пилатеса, но адаптированная для детского возраста. Детям 5-6 лет предлагается следовать за волшебными героями и повторять их упражнения, развивая гибкость, силу и укрепляя все мышцы тела. Для детского пилатеса используется благозвучная музыка, а также различный спортивный инвентарь. Особенностью пилатеса является медлительность выполнения упражнений, которая требует плавных движений, концентрации и контроля за техникой выполнения [2].

5. Фитбол-гимнастика. Фитбол - это гимнастический мяч, используемый в упражнениях для опоры. Различают мячи различного диаметра, упругости, веса. В зависимости от параметров фитбола, он может применяться, в спорте, медицине

и педагогике. Преимуществом его использования является то, что занятия на фит-боле хорошо развивают мелкую моторику, что напрямую связано с высоким развитием интеллекта. Также фитбол помогает развивать чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и пресса, формируют правильный мышечный корсет, формирует навыки правильного дыхания и правильной осанки.

К современным направлениям фитнеса можно так же отнести черлидинг -спортивные танцы с помпонами, сочетающие в себе элементы гимнастики, акробатики и танца. Занятия черлидингом развивают в детях творческие способности, навыки общения и взаимодействия в коллективной деятельности.

СОРСИ - игра, включающая комплекс различных видов деятельности, объединенных общим сюжетом. В двигательной активности ребенок опирается на самостоятельную деятельность в условиях созданной взрослым развивающей среды. Игра требует серьезных физических усилий от детей и большой затраты энергии. В игре используются различные образовательные ситуации с участием догадок, вопросов и предположений, а также экспериментирование. Дети в игре вступают в сложные взаимоотношения с участниками игры, проявляя двигательную активность и навыки психического взаимодействия в естественных игровых условиях. Игру проводит педагог, желательно, чтобы он тоже был ориентирован на творчество в своей педагогической деятельности.

Игра создает неограниченные возможности использования речевых, наглядных практических и эмоционально-образных навыков ребенка. СОРСИ строится следующим образом: дети отправляются в путешествие, в котором погружаются в различные ситуации исследователей и проявляют познавательную деятельность. Игра позволяет детям испытывать яркие эмоции, мотивацию деятельности и интерес.

Игра включает 6 видов испытаний, в каждое из которых входят 2 этапа: на первом этапе дети проявляют двигательную активность, на втором этапе задание на развитие творческого воображения, мышления и самосознания. Время одного испытания должно длиться не более 5-7 минут. Во время прохождения испытания транслируется тревожная музыка. Основное условие игры заключается в том, что дели должны разгадать ключевое слово. Каждое успешно пройденное испытание дает детям ключ, в конце испытаний у детей должно быть 5 ключей, которые они могут обменять на сладкие сюрпризы.

Организация данной игры предполагает 3 этапа:

1 этап - организационно-подготовительный. Выбирается единое образовательное пространство, проводится отбор методов и приемов игры, выбирается тема игры. Подготавливаются задания для двигательных этапов и познавательных.

2 этап - планируется взаимодействие педагогов и детей. Цель данного этапа сформировать систему знаний по основной теме игры. Разучиваются и углубляются физические движения и познавательная активность.

3 этап - непосредственно сама игра. Игра предполагает у детей готовность у детей применения творческого навыка. Цель самой игры - интеграция различных областей развития ребенка. Дети в процессы игры организуются в команды для прохождения эстафет. Познавательный этап предполагает продуктивную познавательную деятельность детей [5].

Итак, современная игра СОРСИ очень интересная, сочетающая в себе развитие различных навыков детей, в том числе и физических; она способствует всестороннему развитию и укреплению здоровья детей.

Фрироуп. Фрироуп представляет собой новый вид испытаний, который построен на прохождении веревочных элементов без касания земли. Результат про-хождения данной игры определяется временем, затрачиваемый на прохождение дистанции. Этот вид развлечений довольно экстремальный, он проводится как на природе, так и в закрытых помещениях. Участвовать могут дети и взрослые любых возрастных категорий. Данная игра не требует значительных расходов - достаточно несколько деревьев и 20 метров веревки. Однако, так как игра экстремальная, должна соблюдаться техника безопасности. Из обмундирования для участников используется каска, перчатки и одежда, полностью закрывающая тело спортсмена. Поверхность, на которой проводится соревнование должна смягчать возможное падение - песок, трава, маты.

Играть во фрироуп можно как по одиночке, так и командой. Условия прохождения игры также могут варьироваться - игра может проводиться «на время», а может быть «на прохождение» где оцениваются и засчитываются пройденные элементы и качество их выполнения. Дистанция обычно представляет собой совокупность веревочных соединений, различной формы и длины бревен, жердей, автомобильных покрышек и других предметов.

Геокешинг - достаточно старая игра, которая в современности обросла новыми интересными элементами и заслуживает обзора в данной статье. Геокешинг представляет собой поиск клада. Во время игры прячется пластиковый контейнер с содержимым, определяются координаты местоположения по навигатору, и желающие ищут этот контейнер. Основной особенностью этой игры является то, что дети ищут клад в местах, представляющих архитектурный, исторический и культурный интерес. Прежде чем получить точные координаты клада, сначала дается описание места, где он расположен (там очень красивый пруд, парк или озеро и так далее) Для дошкольников игра должна проводится под строгим контролем взрослых. Поиск клада - захватывающий вид деятельности для детей, который побуждает детей узнавать много нового о родном крае и позволяет проявлять физическую активность. Каждый ребенок мечтает найти клад. Воспитанники, конечно, навигатором не пользуются, ищут место по его описанию, фотографии, рисунку, плану, схеме, карте. А клад — это конфеты, сладости, игрушки [4].

На практике в муниципальное образовательное учреждение Детский сад № 265 г. Волгограда была применена технология детского пилатеса. Воспитатели регулярно проводят занятия физической культурой с детьми разных групп и возрастов. В процесс проведения дополнительных занятий были включены элементы детского пилатеса в виде использования отдельных элементов растяжки, упражнений на гибкость и различных статических упражнения для развития равновесия, гибкости мышц, суставов и связок.

По результатам использования элементов детского пилатеса были получены следующие отзывы от воспитанников детского сада и их родителей: родители обратили внимание, что их дети стали более гибкими, грациозными, а их движения

стали более уверенными, эргономичными и плавными. Детям нравятся занятия с элементами пилатеса, так как они не дают большой нагрузки на мышцы, выполняются под спокойную красивую музыку и учат делать различные красивые фигуры (мостик, березка и другие). Особенно занятия детским пилатесам полезны детям из коррекционных групп с нарушением крупной моторики. Эти занятия позволяют компенсировать имеющиеся нарушения и правильно формироваться физически.

Таким образом, разнообразие инновационных программ физического воспитания детей, позволяют выбрать наиболее подходящую программу в зависимости от целей и задач физического воспитания детей. В тоже время, программы физического воспитания детей в ДОУ должны регулярно обновляться и изменяться, чтобы дошкольникам процесс занятия был интересен.

Литература

1. Журбенко В. Н., Гредасова Е. М. Здоровый ребенок - наше будущее! // Инновационная наука. 2021. № 12-2. С. 82-85. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-rebenok-nashe-buduschee-ispolzovanie-zdoroviesberegayuschih-i-zdorovierazvivayuschih-tehnologiy-v-praktike-dou (дата обращения: 08.05.2022).

2. Ничепай О. Н. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду // Педагогическая наука и практика. 2017. № 2. С. 73-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-ispolzuemye-v-detskom-sadu (дата обращения: 06.05.2022).

3. Семенова М. С. Теоретические аспекты развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста под влиянием ритмической гимнастики // Вестник науки. 2022. № 2. С. 44-51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-dvigatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pod-vliyaniem-ritmicheskoy-gimnastiki (дата обращения: 06.05.2022).

4. Толмачева В. В. Образовательная среда дошкольной образовательной организации как фактор здоровьесбережения ребенка//Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. С. 1-7. URL: http://mir-nauki.com/PDF/65PDMN516.pdf (дата обращения: 06.05.2022)

5. Шахматова А. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании // Молодой ученый. 2020. № 23. С. 664-665. URL: https://moluch.ru/archive/313/71385/ (дата обращения: 30.05.2022).

References

1. Zhurbenko V. N., Gredasova E. M. Zdorovyy rebenok - nashe budushchee! [A healthy child is our future!]. Innovatsionnaya nauka - Innovative science, 2021, no. 12-2, pp. 82-85. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-rebenok-nashe-buduschee-ispolzovanie-zdoroviesberegayuschih-i-zdorovierazvivayuschih-tehnologiy-v-praktike-dou (accessed: 08.05.2022).

2. Nichepai O. N. Sovremennye zdorov'esberegayushchie tekhnologii, ispol'zuemye v detskom sadu [Modern health-saving technologies used in kindergarten]. Pedagogicheskaya nauka i praktika - Pedagogical science and practice, 2017, no. 2, pp. 73-77. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-ispolzuemye-v-detskom-sadu (accessed: 06.05.2022).

3. Semenova M. S. Teoreticheskie aspekty razvitiya dvigatel'noy aktivnosti detey starshego

doshkol'nogo vozrasta pod vliyaniem ritmicheskoy gimnastiki [Theoretical aspects of the development of motor activity of older preschool children under the influence of rhythmic gymnastics]. Vestnik nauki - Bulletin of Science, 2022, no. 2, pp. 44-51. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-razvitiya-dvigatelnoy-aktivnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pod-vliyaniem-ritmicheskoy-gimnastiki (accessed: 06.05.2022).

4. Tolmacheva V. V. Obrazovatel'naya sreda doshkol'noy obrazovatel'noy orga-nizatsii kak faktor zdorov'esberezheniya rebenka [The educational environment of a preschool educational organization as a factor of child's health]. Mir nauki - World of Science, 2016, vol. 4, no. 5, pp. 17. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/65PDMN516.pdf (accessed: 06.05.2022).

5. Shakhmatova A. N. Zdorov'esberegayushchie tekhnologii v doshkol'nom obrazovanii [Health-saving technologies in preschool education]. Molodoy uchenyy - Young scientist, 2020, no. 23, pp. 664-665. Available at: https://moluch.ru/archive/313/71385 (accessed: 30.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.