УДК 343.98
Использование учетных информационных данных в работе полиции, исходя из типовых следственных ситуаций
Муленков Дмитрий Валерьевич, заместитель начальника кафедры криминалистики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук
e-mail: [email protected]
Горшков Михаил Михайлович, заместитель начальника кафедры криминалистики Омской академии МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Статья посвящена вопросам, связанным с использованием криминалистических учетов и иных видов информационных данных в деятельности правоохранительных органов в зависимости от складывающихся следственных ситуаций.
Ключевые слова: криминалистические учеты; типовые следственные ситуации; расследование преступлений; учетная информация.
The user information data in the work of the police on the basis
of typical investigative situations
Mulenkov Dmitry Valeryevich,
Depaty Head of the Department of Criminalistics of the Omsk Academy of the Ministry of the Internai Affairs of the Russian Federation, Oandidate of juridical sciences
Gorshkov Mikhail Mikhailovich,
Depaty Head of the Department of Criminalistics of the Omsk Academy of the Ministry of the Internai Affairs of the Russian Federation,
Oandidate of juridical sciences, Аssociate professor
The article is devoted to questions related to the use of forensic accounting and other information of law enforcement agencies depending on the prevailing investigative situations.
Key words: forensic accounting; typical investigative situations; the investigation of crimes account information.
Увеличение количества нераскрытых преступлений, усиление чувства незащищенности гражданского населения превращают преступность в серьезный дестабилизирующий фактор развития нашего общества. Это значительно влияет на эффективность борьбы правоохранительных органов с правонарушениями, в т. ч. и в сфере использования криминалистических средств, приемов и методов в раскрытии и расследовании преступлений.
Раскрытие и расследование преступлений представляет собой поисково-познавательную деятельность, существенную роль в которой имеет информационное обеспечение, и, в частности, рациональное и
умелое использование сведений, сосредоточенных в криминалистических учетах [1, с. 3].
Эффективность использования органами предварительного следствия и дознания информации, содержащейся в криминалистических учетах, сконцентрированной в различных структурных подразделениях ОВД, зависит от того, насколько полно и своевременно они направят необходимые сведения для формирования имеющихся баз данных. Бесспорно то, что сведения, сосредоточиваемые в учетах, становятся малоэффективными, если сотрудники правоохранительных органов не будут регулярно к ним обращаться и пополнять их криминалистически значимой информацией с мест раз-
ВЕСТНИК УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
личных преступлений. Результаты исследования практики свидетельствуют, что следователи и оперативные работники не в полной мере осведомлены о возможностях существующих криминалистических учетов.
Значение криминалистических учетов неоспоримо в раскрытии и расследовании практически любого преступления, но особую роль они играют при раскрытии и расследовании преступлений прошлых лет. В основе технологии получения информации из учетов указанной категории дел лежит сравнение поисковых запросов (сведений, которыми располагают инициаторы запросов) с информационными банками данных всех видов криминалистической регистрации. По мнению Р. С. Белкина и других ученых, их использование способствует увеличению объема информации, которой следователь либо оперативный работник могут оперировать при раскрытии и расследовании преступлений. Эта информация важна и для совершенствования профилактической работы, построения и проверки следственных версий, принятия тактических решений, планирования следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий и т. д. [2, с. 182-183].
Деятельность следственных и оперативных подразделений по раскрытию и расследованию преступлений связана в основном с преодолением различных следственных ситуаций как на первоначальном, так и на последующих этапах, когда полностью или частично отсутствуют сведения об обстоятельствах события преступления и об источниках получения этих сведений и т. п. Так, например, Л. Я. Драпкин под следственной ситуацией понимает мысленную динамическую модель, отражающую информационно-логическое, тактико-психологическое, тактико-управленческое и организационно-управленческое состояние, сложившееся по уголовному делу и характеризующее благоприятный или неблагоприятный характер процесса расследования [3, с. 44]. Правильное уяснение сложившейся ситуации расследования дает возможность наиболее эффективно использовать криминалистические средства, приемы и методы.
В частности, многообразие типовых следственных ситуаций первоначального этапа расследования можно условно свести к следующим трем разновидностям (в зависимости от объема и характера информации о личности преступника):
- преступник задержан, но личность его не установлена;
- личность преступника установлена, но с места происшествия он успел скрыться;
- преступник, совершивший преступление, не известен [4, с. 114].
При возникновении и формировании указанных типовых следственных ситуаций присутствует специфический процесс построения и проверки криминалистических версий о лице(-ах), совершивших преступление, а версии, как правило, «выдвигаются в ситуациях информационной неопределенности, когда отсутствуют данные для достаточных логических выводов» [5, с. 51].
Зачастую в рассмотренных выше ситуациях возникают определенные проблемы, связанные с субъективными факторами формирования следственной ситуа-
ции, например, когда молодой, неопытный сотрудник ОВД не имеет четкого представления либо попросту не знает, где можно получить информацию, способствующую раскрытию и расследованию преступления.
Субъективный момент здесь связан с познанием ситуации, принятием решения в процессе расследования и в значительной степени зависит от личностных качеств следователя (его профессионального и жизненного опыта, волевых качеств, характера, темперамента и т. п.) [6, с. 158]. Вследствие этого возникает острая необходимость использования имеющихся наиболее оптимальных, эффективных способов и форм регистрации сведений (о предметах, преступлениях, вещах, следах, людях, животных, трупах и т.п.), сконцентрированных в различных подразделениях (ГИАЦ, ЭКЦ), используемых при раскрытии и расследовании преступлений.
Для эффективного использования криминалистических учетов достаточно знать, какие сведения возможно получить из того или иного вида учета и в какое подразделение обратиться сотруднику, оформляющему запрос. Получение и использование достоверной информации является кратчайшим путем к успеху в борьбе с преступностью.
Таким образом, следует более подробно рассмотреть информацию, содержащуюся в различных видах учета, по вышеприведенным ситуациям расследования.
Первая ситуация является наименее сложной, т. к. в распоряжении сотрудников правоохранительных органов имеются полные сведения о совершенном преступлении и лице, его совершившем. наиболее значительными чертами таких ситуаций являются не-проблемность, бесконфликтность, отсутствие тактического риска и организационной неупорядоченности [7, с. 47]. Однако данная ситуация может усугубляться и тем, что социально-демографические сведения о задержанном лице либо вызывают сомнения, либо вовсе отсутствуют в системе криминалистической регистрации на местном уровне. В данном случае целесообразно обращаться к оперативно-справочному учету (ал-фавитно-дактилоскопическому) и розыскному учету лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, который ведется в ГИАЦ МВД России, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации. Следующий этап - направление дактилоскопических карт задержанного в ЭКЦ МВД, ГУ МВД, УМВД для проверки по дактилоскопическому учету (следотеки, дактилокартотеки, автоматизированные банки данных). В случае изъятия предметов, вещей, которые вызывают сомнение, необходимо осуществить проверку по учету номерных вещей или антиквариата (ГИАЦ МВД, ИЦ субъектов Российской Федерации). При обнаружении нарезного огнестрельного оружия следует обратиться к учетам утраченного и выявленного огнестрельного оружия и другого вооружения (ИЦ субъектов, ГИАЦ МВД).
Две последующие ситуации представляют определенную сложность в правоприменительной практике и являются проблемными. Для них характерно наличие определенных информационных факторов (отсутствие сведений о преступнике, его местонахождении и т.п.),
оказывающих негативное воздействие на процесс расследования [8, с. 31; 4, с. 114].
В данном случае с учетом необходимости следует воспользоваться всем арсеналом учетной информации, сконцентрированной в информационных центрах и экспертных подразделениях МВД России.
Исходя из сказанного, рекомендуется использование следующих видов учетов для вышеизложенных ситуаций:
1) по результатам осмотра места происшествия используются:
- следотека;
- дактилоскопический учет;
- учет по способу совершения преступления;
- учет следов орудий взлома и орудий взлома;
- учет следов обуви и транспортных средств;
- учет данных ДНК и биологических объектов;
- одорологический учет;
- учет материалов, веществ, тканей (микрообъектов);
- учет номерных, не номерных вещей;
- учет похищенных документов государственного образца;
- учет похищенного нарезного огнестрельного оружия;
2) при получении информации в ходе допроса потерпевшего или свидетеля:
- учет по признакам внешности известных преступников (видеобанки и видеотека лиц);
- учет субъективных, композиционных и рисованных портретов неизвестных преступников и разыскиваемых лиц;
- учет подозреваемых, обвиняемых, осужденных лиц и преступлений;
- учет лиц, находящихся в федеральном и межгосударственном розыске;
- централизованный учет разыскиваемых и похищенных транспортных средств.
Таким образом, криминалистические и иные виды учетной информации возможно использовать, исходя из любой сложившейся типовой следственной ситуации, возникшей в ходе расследования уголовного дела. Использование учетных данных в рамках интегрированной информационной системы обеспечения правоохранительных органов имеет наибольший эффект при формировании следственных версий о лице, совершившем преступление.
Список литературы
1. Заблоцкий П. Н. Совершенствование деятельности по использованию криминалистических учетов в раскрытии и расследовании преступлений: дис. ... канд. юрид. наук / П. Н. Заблоцкий. - Волгоград, 2005.
2. Белкин Р. С. Курс криминалистики / Р. С. Белкин. -М., 1997. - Т. 2.
3. Криминалистика: учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2013.
4. Усманов Р. А. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел: криминалистическая регистрация: монография / Р. А. Усманов. - Челябинск, 2004.
5. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин, В. Н. Ка-рагодин. - М., 2007.
6. Горшков М. М. Типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования истязаний / М. М. Горшков // Проблемы криминалистической науки, следственной и экспертной практики: межвуз. сб. науч. трудов. - Омск, 2002.
7. Криминалистика: учеб. для вузов / под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М., 2000.
8. Шурухнов Н. Г. Расследование краж: практ. пособие / Н. Г. Шурухнов. - М., 1999.