повышения физической подготовленности детей и подростков. Немаловажное значение в этом вопросе играет создание условий в семье, способствующих выполнению детьми заданий по физическому воспитанию в целях приобщения их к самостоятельным занятиям физической культурой.
Кроме того, анализ современных исследований по проблеме двигательной активности, как составной части физического воспитания, позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как биологическую, генетически обусловленную личностную, потребность человека, особенно в его детском возрасте, а с другой стороны, как социально-детерминированное состояние личности, складывающееся в процессе общественных отношений. Эта двойственность свидетельствует о необходимости комплексной теоретической научно - методическойразработки актуальных вопросов двигательной активности в единстве с практическом движением, прежде всего задач физического воспитания подрастающего поколения, повышения двигательной и функциональной подготовленности, формирования личности учащихся. В этой связи актуальность данного научного исследования предопределяется и тем обстоятельством, что двигательная активность, будучи категорией личностной
общественно-управляемого состояния человека в процессе его развития, должна базироваться факторах, учитывающих национальные, региональные, климатические, возрастные и прочие особенности. Эго предполагает рассмотрение избранной проблемы с позицией принципиально новых концептуальных представлений о физическом совершенствовании детей в связи с их двигательной активностью. Необходима диалектическая интерпретация системы: двигательная активность - физическая подготовленность - физическое
совершенствование - управление подготовкой как единство общего объекта научного исследования и социально-педагогической практики.
Литература:
1. Ашмарин Б.А Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.ФИС, 1978г.
2. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношсского спорта. Киев. Олимпийская литература. 2002.
3. Фарфель В.С Управление движенияма в спорте. М. ФИС. 1995.
4. Матвеев Л.Л. Теория и методика физической културы. М.Фис.1991.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Крючкова Т.А.
канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» Шадринск, Россия
USE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC TEXTS OF LOCAL LORE ORIENTATION IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL
Kryuchkova T. A.
Cand. PED. Sciences, associate Professor Of the "Shadrinsk state pedagogical University»
Shadrinsk, Russia
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются возможности работы с учебно-научными текстами на уроках русского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Особое внимание уделяется учебно-научным текстам краеведческой направленности, которые можно использовать на уроках русского языка в качестве дополнительного учебного материала
ABSTRACT
The article discusses the possibility of working with academic texts at lessons of Russian language in elementary school in accordance with the requirements of the GEF IEO. Special attention is paid to educational and scientific texts of local lore orientation, which can be used in Russian language lessons as additional educational material
Ключевые слова: учебно-научный текст, краеведческий материал, урок русского языка, начальная школа.
Keywords: educational and scientific text, local history material, Russian language lesson, primary school.
Одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого
ребенка и формирование его образовательных компетенций.
Новый образовательный стандарт предъявляет особые требования к личностным качествам
обучающегося и к результатам освоения основной образовательной программы, выдвигая на первый план быструю ориентацию в информационном пространстве, возможность находить,
анализировать, обобщать и хранить нужную информацию, использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации [1, с. 9].
Анализ педагогической теории и практики (Л.И. Божович, Э.А. Фарапонова, Б.С. Волков, Ф.Н. Гоноболин и др.) показал, что у младших школьников есть предпосылки для успешной работы с учебно-научными текстами, они наиболее адекватны целям обучения в школе и составляют основу учебного материала, необходимого для усвоения учащимися.
Е.Ю Храмкова определяет учебно--научный текст как единицу, «содержащую такое сообщение, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном аспекте, отражающем направление рассмотрения данного объекта в конкретной научной дисциплине» [2, с. 152].
В ходе изучения лингвистической и методической литературы нами было уточнено понятие «учебно-научный текст» - это обучающий текст, связанный с определенной предметной областью [3].
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа России [1, с.
5].
Учитель в начальной школе постоянно поощряет детей к самостоятельному поиску новой информации, старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает учитель или учащиеся.
Педагог стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор учебного материала, тематика которого бы была близка детям и строилась на знаниях обучающихся родного края, бережного отношения к природе, к ее богатствам, памятникам старины, архитектуре, фольклору и т.д.
В этой связи нами были разработаны и представлены в качестве дополнительного материала учебно-научные тексты краеведческого содержания. Это местный Зауральский фольклор: пословицы, поговорки, сказки, которые можно использовать как на уроках русского языка, так и во внеурочной деятельности.
Так, при изучении большой буквы в именах собственных можно использовать учебно-научный текст о знаменитом хлеборобе г.Шадринска Курганской области Терентии Семеновиче Мальцове.
Задание 1. Прочитайте текст. О ком этот текст? Как можно его озаглавить?
«...Мальцев Терентий Семенович родился в селе Мальцево Шадринского уезда Пермской губернии в простой крестьянской семье. Всю свою жизнь работал полеводом, растил хлеб, воспитывал детей. За свой нелегкий труд награжден орденами и медалями и стал народным академиком».
Анализ текста показал, что он небольшой по объему, научен, доступен для понимания младших школьников, расширяет знания детей о своих знаменитых земляках, воспитывает любовь к родному краю, народу. Также нами были предложены тексты о Федоре Андреевиче Бронникове, известном талантливом живописце, чьи произведения хранятся в сокровищнице русского изобразительного искусства -Третьяковской галерее.
Задание 2. Прочитайте текст. О ком говорится в этом тексте? Подумайте и сделайте заглавие к тексту. Спишите текст, дополнив его одним предложением.
«.Федор Андреевич Бронников родился в семье иконописца в Шадринском уезде. С детских лет увлекался рисованием, мечтал поступить в Академию художеств в Петербурге. После ее окончания стал настоящим мастером портретной живописи..». Дополнение текста требует от обучающихся новой информации, которую они должны сами найти и преобразовать. Это развивает умение работать с научной информацией и творческие способности младших школьников.
При изучении состава слова можно выполнить задание к следующему упражнению.
Задание 1. Прочитайте текст. О каком городе идет речь? Как вы понимаете значение слова «ярмарка»? Разберите выделенные слова по составу.
«..В 18 веке в городе Шадринске широко распространялось кустарное производство. Много изготавливалось глиняной посуды, которую продавали на городской ярмарке. Хороши были миски для каши и молока..».
После разбора текста учитель сообщает, что можно его продолжить, прослушав дополнительную информацию. Он сообщает, что промыслом издавна называлось мелкое ремесленное производство, получившее развитие при основном сельскохозяйственном производстве. Происхождение народных промыслов различно. Они берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством. Овладеть в совершенстве приемами обработки природными материалами, создать предметы быта, украшенные декором, удается не каждому, да и мастерство приходит с годами, с опытом. Шадринские мастера славились своими промыслами: каретный, салотопный, гончарный, кузнечный и др. Изделия народных промыслов хорошо продавались на известных по всей России Ирбитской и Крестовской ярмарках. В результате такой беседы учащиеся самостоятельно придумывают концовку текста, грамотно оформляют запись. Вместе с тем, развиваются познавательные способности обучающихся, воспитывается любовь к труду и людям труда, к историческому прошлому своего края.
При изучении темы: «Предлоги и приставки» можно предложить детям поработать с текстом авторской сказки «Старый башмак», которую написала Т.Н. Липихина из г. Далматово Курганской области.
Задание 1. Прочитайте текст. Найдите предлоги и приставки. Докажите и обоснуйте свой ответ.
«Хозяйка (у) видела старый башмак (в) шкафу. Она (вы) шла (во) двор и (вы)бросила его (на) дорогу......
После выполнения упражнения проводится беседа, где дети узнают, что деревенский уклад жизни характерен исключительно рациональным, экономным использованием вторичных материалов (старых вещей). Лоскуты тканей, кусочки кожи, стекла, камня были нужны для изготовления лоскутных одеял, мелких предметов быта, украшений и всегда пользовались широкой популярностью среди простого русского народа. Полезно детей приучать к творческому использованию «брошенных материалов», что учит их экономить сырье и материалы, воспитывает бережное отношение к вещам, природе, к результатам человеческого труда.
При изучении имен собственных используются учебно-научные тексты, в которых повествуется о истории названия улиц в г. Шадринске.
Задание 1. Прочитайте текст. Спишите и подчеркните большую букву в именах собственных.
Улицы нашего города
Самая старая улица в нашем городе - это улица Кондюрина. Раньше она называлась береговая (Набережная). Более трехсот лет назад именно здесь, на берегу реки Исеть, появились первые избы Шадринской слободы. Здесь была построена первая крепость-острог. На противоположном берегу реки Исеть расположены деревни Осеево и Туманово. За ними поля, березовые рощи.
Главная улица
До революции главная улица Ленина называлась Николаевской, так как вела к Николаевской церкви. На ней жили купцы, промышленники, чиновники. Здесь же располагался торговый банк. Главная улица пересекала Владимирскую площадь, где устраивались местные праздники и ярмарки.
Как показал анализ учебного материала, образовательный стандарт ставит перед учителем конкретную задачу - научить младших школьников осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, овладеть умением проверять написанное.
В этой связи можно рекомендовать обучающимся на уроках русского языка решать не только орфографические задачи, но и творческие, например, побыть в роли редактора и отредактировать текст.
Задание 1. Прочитайте текст. Отредактируйте его и запишите.
«Александр Никифорович Зырянов -замечательный уральский краевед. Зырянов родился в семье крестьянина и не получил школьного образования. Зырянову были интересны история и фольклор родного края. Зырянов первый основал библиотеку в Шадринском уезде. Сегодня имя Зырянова носит центральная библиотека города Шадринска».
Задания творческого характера, которые рекомендует учитель, часто используются на уроках русского языка в начальной школе. Они, как правило, направлены на сочинительство или поиск новой информации.
Задание 1. Знаете ли вы пословицы? Знакомы ли вы с пословицами родного края. Найдите и запишите 4 пословицы из сборника фольклора В.П. Бирюкова «Урал в его живом слове». Дети находят сборник, выписывают не все пословицы, а только те, которые характерны для уральского и зауральского фольклора. Например, «Золото мыть - голосом выть», «Жить на Урале - ни тоски, не печали». «Золотым рукам - громкая слава» и т.д.
Задание 2. Придумайте небольшой рассказ по ключевым словам и запишите его в виде текста с заглавием.
Ключевые слова:
1. Курганская область, леса, поля.
2. Вода лечебная, минеральная.
3. Исеть, Тобол, Канаш, реки.
4. Медвежье, Горькое, озера.
Задание 3. Придумай четверостишие на тему: «Праздник у нас, открывай ворота!» по ключевым словам. Возможны свои варианты.
Ключевые слова: ворот-народ; палка-скалка; Маруся-гуси; бусы-бабуси; сушки-ватрушки и т.д.
В конце урока учитель проводит беседу, где обобщает знания детей о учебно-научном тексте и показывает, что путешествие по родному краю подходит к концу, а будущее нашего края зависит только от тех людей, которые живут и трудятся в нем.
Таким образом, важнейшей задачей современной системы начального общего образования является формирование
универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию. Личностное развитие способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта. Умение работать с учебно-научными текстами краеведческой направленности на уроках русского языка в начальной школе поможет младшим школьникам овладеть практическими навыками работы с текстом (отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное, придумывать свои тексты, заглавия, дополнять тексты новой информацией, редактировать, сочинять), а также будет способствовать воспитанию патриота и гражданина своей малой родины.
Источники использованной литературы:
1.Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего
образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.
2.Храмкова, Е.Ю. Работа с учебно-научными текстами на уроках русского языка в начальной школе (учебно-методический комплекс «Школа 2100») [Текст] / Е.Ю. Храмкова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - №1. - С. 152-159.
3.Храмкова Е.Ю. Обучение младших школьников восприятию научно-учебного текста на уроках русского языка [Текст] / Е.Ю. Храмкова // Педагогическое образование / Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург, 2009. - №1. - С. 94-97._
One of the main tasks of modern primary schools is to create the necessary and full-fledged conditions for the personal development of each child and the formation of their educational competencies. The new educational standard imposes special requirements on the personal qualities of the student and the results of mastering the basic educational program, highlighting the rapid orientation in the information space, the ability to find, analyze, summarize and store the necessary information, use various methods of searching, collecting, processing, analyzing and transmitting information [1, p.9]. The analysis of pedagogical theory and practice (L. I. Bozhovich, E. A. Faraponova, B. S. Volkov, F. N. Gonobolin, etc.) showed that younger students have prerequisites for successful work with educational and scientific texts, they are most adequate to the goals of teaching at school and form the basis of educational material necessary for students to learn. E. Y. Khramkova defines an educational and scientific text as a unit " containing
One of the main tasks of modern primary schools is to create the necessary and full-fledged conditions for the personal development of each child and the formation of their educational competencies.
The new educational standard imposes special requirements on the personal qualities of the student and the results of mastering the basic educational program, highlighting the rapid orientation in the information space, the ability to find, analyze, summarize and store the necessary information, use various methods of searching, collecting, processing, analyzing and transmitting information [1, p.9].
The analysis of pedagogical theory and practice (L. I. Bozhovich, E. A. Faraponova, B. S. Volkov, F. N. Gonobolin, etc.) showed that younger students have prerequisites for successful work with educational and scientific texts, they are most adequate to the goals of teaching at school and form the basis of educational material necessary for students to learn.
E. Yu. Khramkova defines the educational and scientific text as a unit "containing such a message, which evidently reveals the content of the object under study, gives a set of its characteristics in a certain aspect, reflecting the direction of consideration of this object in a particular scientific discipline" [2, p. 152].
In the course of studying linguistic and methodological literature, we clarified the concept of "educational and scientific text" - a training text related to a specific subject area [3].
In connection with the introduction of Federal state educational standard of the fore developing learning function, contributing to the formation of personality of Junior schoolboy and ensuring the disclosure of his individual abilities, preservation and development of cultural variety and a language heritage of the multinational people of Russia [1, p. 5].
Teacher in elementary school always encourages children to independently search for new information, tries to interest children in the educational material offered by the teacher or students.
The teacher seeks to identify the real interests of children and coordinate with them the selection of educational material, the subject of which would be close to children and based on the knowledge of students of their native land, respect for nature, its riches, ancient monuments, architecture, folklore, etc.
In this regard, we have developed and presented as an additional material educational and scientific texts of local history content. This is the local TRANS-Ural folklore: Proverbs, sayings, fairy tales that can be used both in Russian lessons and in extracurricular activities.
So, when studying the capital letter in proper names, you can use an educational and scientific text about the famous grain grower of Shadrinsk, Kurgan region, Terentii Semyonovich Maltsov.
Task 1. Read the text. Who is this text about? How can I title it?
"...Terence Maltsev Semenovich was born in the village Maltsevo Shadrinsk district of the Perm province into a peasant family. All my life I worked as a field breeder, raised bread, raised children. For his hard work, he was awarded orders and medals and became a people's academician."
The analysis of the text showed that it is small in volume, scientific, accessible to younger students, expands children's knowledge about their famous countrymen, cultivates love for their native land and people. We also offered texts about Fyodor Bronnikov, a famous talented painter whose works are stored in the Treasury of Russian fine art - the Tretyakov gallery.
Task 2. Read the text. Who does this text refer to? Think about it and add a title to the text. Write down the text and add one sentence to it.
..Fyodor Andreevich Bronnikov was born in the family of an icon painter in the Shadrinsky district. Since childhood, he was fond of drawing, and dreamed of entering the Academy of arts in St. Petersburg. After graduation, he became a real master of portraiture....". Adding text requires new information from students, which they must find and transform themselves. This develops the ability to work with scientific information and creative abilities of younger students.
When studying the composition of a word, you can complete the task for the next exercise.
Task 1. Read the text. What city are we talking about? How do you understand the meaning of the word "fair"? Sort the selected words by their composition.
".... In the 18th century, cottage industry was widespread in the city of Shadrinsk. A lot of pottery was made, which was sold at the city fair. Good were the bowls for porridge and milk....".
After parsing the text, the teacher informs you that you can continue it by listening to additional information. He reports that small-scale handicraft
production, which was developed with the main agricultural production, has long been called a trade. The origin of the crafts is different. They have their origin in the peasant household art associated with natural economy. Not everyone can master the techniques of processing natural materials perfectly, create household items decorated with decor, and the skill comes with years of experience. Shadrinskiy masters were famous for their crafts: four-wheel, salutory, pottery, blacksmithing, etc. Handicrafts sold well at the famous irbitskaya and Krestovskaya fairs throughout Russia. As a result of such a conversation, students independently come up with the end of the text, correctly design the record. At the same time, students ' cognitive abilities develop, they develop a love for work and people of work, for the historical past of their region.
When studying a topic: "Prepositions and prefixes" can be offered to children to work with the text of the author's fairy tale "Old Shoe", which was written by T. N. Lipikhina from Dalmatovo, Kurgan region.
Task 1. Read the text. Find prepositions and prefixes. Prove and justify your answer.
"The owner (s) saw an old Shoe (in) the closet. She (you) went (to) the yard and (you)threw it (on) the road....".
After completing the exercise, a conversation is held, where children learn that the village way of life is characterized by exclusively rational, economical use of secondary materials (old things). Scraps of fabric, pieces of leather, glass, and stone were needed for making quilts, small household items, and jewelry, and have always been widely popular among the common Russian people. It is useful to teach children to make creative use of" abandoned materials", which teaches them to save raw materials, nurtures a careful attitude to things, nature, and the results of human labor.
When studying proper names, educational and scientific texts are used, which tell about the history of street names in Shadrinsk.
Task 1. Read the text. Write down and underline the big letter in proper names.
Streets of our city
The oldest street in the city street Kondyurin. Previously, it was called Beregovaya (Embankment). More than three hundred years ago, it was here, on the Bank of the Iset river, that the first huts of the Shadrinsky settlement appeared. The first fortress-Ostrog was built here. On the opposite Bank of the Iset river are the villages of Oseevo and Tumanovo. Beyond them are fields and birch groves.
Main street
Before the revolution, the main street of Lenin was called Nikolayev, as it led to the Nikolayev Church. Merchants, Industrialists, and officials lived on it. A merchant Bank was also located here. The main street crossed Vladimir square, where local festivals and fairs were held.
As shown by the analysis of educational material, the educational standard sets a specific task for the teacher - to teach younger students to recognize error-free writing as one of the manifestations of their own level of culture, to apply spelling rules and punctuation
rules when writing their own and proposed texts, to master the ability to check what is written.
In this regard, we can recommend that students in Russian lessons solve not only spelling problems, but also creative ones, such as being an editor and editing the text.
Task 1. Read the text. Edit it and write it down.
"Alexander Nikiforovich Zyryanov is a wonderful Ural local historian. Zyryanov was born into a peasant family and did not receive a school education. Zyryanov was interested in the history and folklore of his native land. Zyryanov was the first to found a library in the Shadrinsky district. Today, the Central library of Shadrinsk is named after Zyryanov."
Creative tasks that the teacher recommends are often used in Russian lessons in elementary school. They are usually aimed at writing or searching for new information.
Task 1. Do you know the proverb? Are you familiar with the Proverbs of your native land? Find and write down 4 Proverbs from the collection of folklore V. p. Biryukov "Ural in its living word". Children find a collection, write out not all Proverbs, but only those that are characteristic of the Ural and TRANS-Ural folklore. For example, "gold wash-voice howl", " Live in the Urals - no longing, no sadness." "Golden hands-great fame", etc.
Task 2. Come up with a short story based on keywords and write it down as a text with a title.
Keywords:
1. Kurgan region, forests, fields.
2. Water treatment, mineral.
3. Iset, Tobol, Kanash, rivers.
4. Bear, Bitter lake.
Task 3. come Up with a quatrain on the theme: "we have a Holiday, open the gate!» by keywords. There are different options.
Keywords: gate-people; stick-rolling pin; Marusya-geese; beads-babusi; drying-cheesecakes, etc.
At the end of the lesson, the teacher conducts a conversation where he summarizes the children's knowledge about the educational and scientific text and shows that the journey to the native land is coming to an end, and the future of our land depends only on those people who live and work in it.
Thus, the most important task of the modern system of primary General education is the formation of universal educational actions that provide students with the ability to learn, the ability to self-development and self-improvement. Personal development contributes to the effective accumulation of each child's own personal experience. Ability to work with educational and scientific texts of local lore in Russian lessons
Thus, the most important task of the modern system of primary General education is the formation of universal educational actions that provide students with the ability to learn, the ability to self-development and self-improvement. Personal development contributes to the effective accumulation of each child's own personal experience. The ability to work with educational and scientific texts of local lore in Russian lessons in primary school will help younger students to master practical skills of working with the text (answer questions, retell what they read, come up with their own
texts, titles, Supplement texts with new information, edit, compose), and will also contribute to the education of a patriot and citizen of their small homeland.
The sources of the used literature:
1. Federal state educational standard of primary General education [Text] / M-vo education and science of the Russian Federation. - M.: Enlightenment, 2010. - 31s.
2. Khramkova, E. Yu. Work with educational and scientific texts at Russian language lessons in primary
УДК 7.071.5
18.41.51 Музыкальное искусство
school (educational and methodological complex "School 2100") [Text] / E. Yu. Khramkova // Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University, 2011, no. 1, Pp. 152-159.
3. Khramkova E. Yu. Teaching younger school children to perceive the scientific and educational text in the Russian language lessons [Text] / E. Yu. Khramkova // Pedagogical education / Ural state pedagogical University. Yekaterinburg, 2009, No. 1, Pp. 94-97.
ВОКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ. СТЕПЕНЬ И ФОРМА ОТКРЫТИЯ РТА ПРИ ПЕНИИ.
Лючина Юлия Евгеньевна
старший преподаватель кафедры Музыкального образования Института искусств и художественного образования Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,
преподаватель отделения Вокального искусства ГБОУ СО ВО «Владимирский областной музыкальный колледж им.А.П.Бородина», солистка ГАУКВО «Владимирская областная филармония»,
г.Владимир.
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.3.75.840
АННОТАЦИЯ
Статья раскрывает особенности и специфику обучения вокальному искусству, которое отличается особой сложностью в силу ряда причин. До сих пор существует много спорных моментов в вокально -педагогическом сообществе. Данная статья является первой в планируемом цикле статей, в которых будут освещаться те самые спорные моменты вокальной педагогики и исполнительства. В данной статье затрагивается проблема степени открытия и формы рта при пении. Автор освещает этот вопрос с позиций собственного педагогического и исполнительского опыта. В своей педагогической деятельности автор использует физиологический подход, находя для объяснения сложных вокальных приемов ассоциативность с жизненными физиологическими ощущениями, которые знакомы и понятны каждому человеку.
ABSTRACT
The article reveals the features and specifics of teaching vocal art, which is particularly difficult for a number of reasons. There is still a lot of controversy in the vocal community. This article is the first in a planned series of articles that will cover the most controversial aspects of vocal pedagogy and performance. This article deals with the question of the opening and shape of the mouth when singing. The author highlights this issue from the perspective of his own pedagogical and performing experience. In his pedagogical activity, the author uses a physiological approach, finding for the explanation of complex vocal techniques associativity with vital physiological sensations that are familiar and understandable to everyone.
Ключевые слова и фразы: вокальное искусство, вокальная педагогика, певец, вокалист, учащийся, «внешний рот», «внутренний рот», метод, прием, импеданс, лицо, мышцы, мышечные зажимы.
Keywords: vocal art, vocal pedagogy, singer, vocalist, student, "external mouth", "internal mouth", method, reception, impedance, face, muscles, muscle clamps.
Ни для кого не станет открытием то, что главное требование, предъявляемое к певцам и являющееся главной и самой важной целью, к которой они стремятся всю свою жизнь однажды переступив порог вокальных отделений музыкальных учебных заведений и начиная с самого первого занятия, является, конечно же, красивый, объемный, полётный голос, с ярко выраженным тембром, с красивым ровным естественным вибрато, чисто и легко воспроизводящий свою вокально-мелодическую линию на всем протяжении диапазона, который полностью подчиняется исполнителю и услаждает ухо слушателя. А если коротко, то главное
требование к певцу - наличие красивого голоса, который на родине оперы, в солнечной Италии, в XVI веке, был назван «bel canto» - прекрасное пение.
К тому же певцу очень важно иметь еще и эстетически приятные, красивые и статные внешние данные для визуального восприятия его публикой. То есть помимо красивых голосов певцам важно и то, насколько приятны их внешние природные данные, естественна мимика их лиц во время пения и органично эмоционально-пластическое воплощение ими сценического образа. От этого тоже зависит успех их творческого пути, а также успех у зрителей в концертном зале.