Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
творческий подход / речевые нарушения / мотивация / самостоятельность / новые идеи / положительные эмоции / creative approach / speech disorders / motivation / independence / new ideas / positive emotions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фуреева Е.П.

В статье освещена проблема использования творческого потенциала учителя – логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями. Обосновывается значение творческих заданий на занятиях с детьми, и их результативность в коррекционной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фуреева Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING A CREATIVE APPROACH IN THE WORK OF A LOGOPEDI TEACHERS WITH PRESCHOOL CHILDREN

The article highlights the problem of using the creative potential of a speech therapist in work with children with speech disorders. The importance of creative tasks in classes with children and their effectiveness in remedial work is substantiated.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С

ДОШКОЛЬНИКАМИ

Фуреева Е.П.

кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия

доцент кафедры специальной педагогики и психологии

USING A CREATIVE APPROACH IN THE WORK OF A LOGOPEDI TEACHERS WITH

PRESCHOOL CHILDREN

Fureeva E.P.

Candidate of pedagogical sciences, associate professor Volgograd State Social and Pedagogical University, Volgograd, Russia Associate Professor of the Department of Special Pedagogy and Psychology

Аннотация

В статье освещена проблема использования творческого потенциала учителя - логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями. Обосновывается значение творческих заданий на занятиях с детьми, и их результативность в коррекционной работе.

Abstract

The article highlights the problem of using the creative potential of a speech therapist in work with children with speech disorders. The importance of creative tasks in classes with children and their effectiveness in remedial work is substantiated.

Ключевые слова: творческий подход, речевые нарушения, мотивация, самостоятельность, новые идеи, положительные эмоции.

Keywords: creative approach, speech disorders, motivation, independence, new ideas, positive emotions.

Проблема развития творческого потенциала личности всегда была актуальной. Современные условия жизни требуют от каждого субъекта вовлеченности, мотивации в процессе создания нового, умения актуализировать свой творческий потенциал, продуктивно взаимодействовать.

Творческие возможности проявляются в стремлении обновлять традиционные решения, ре-ализовывать неординарные идеи. Творчество дает возможность самореализовываться, обеспечивать интеллектуальную активность.

Воспитание творческого потенциала у дошкольников требует от учителя-логопеда использования творческого подхода к проведению занятий и систематического целенаправленного упражнения детей в выполнении творческих заданий на логопедических занятиях. Такие задания направлены на развивитие творческих способностей ребенка, его инициативы, выработки умения решать самостоятельно возникшие задачи. Творческие задания помогают развивать восприятие, память, мышление, инициативность и другие важные качества.

Дети, обучающиеся в логопедических группах и на логопедических пунктах, не умеют правильно произносить звуки родного языка (заменяют, искажают и т.д.), не умеют четко формулировать свои мысли, выражать чувства. Все эти недостатки в дальнейшем перерастают в различные комплексы и фобии, мешающие челевеку развивать свой потенциал.

Коррекционная направленность логопедических занятий помогает исправить речевые недостатки, но поскольку каждый ребенок с речевыми нарушениями уже имеет определенные характеро-

логические особенности и психологические проблемы, необходимо коррекционные занятия сделать интересными и позитивными. В процессе специально организованных занятий, содержащих творческие задания, оказывается влияние на развитие положительных эмоций дошкольника, яркие образы позволяют надолго запомнить изучаемый материал занятия. Атмосфера таких занятий вызывает у детей уверенность в своих силах, позволяет почувствовать состояние успешности, повышает мативацию, осуществляется тренировка привычек и навыков механизма творчества.

Игровая деятельность - ведущая деятельность ребенка дошкольного возрастя. Все обучение дошкольников проходит в более доступной игровой форме. Игровая деятельность успешно используется и в коррекционно-логопедической работе, каждое занятие учителя - логопеда содержит игровые приемы и игровые упражнения.

Так как у ребенка мало творческого опыта, то учителю - логопеду необходимо расширять небольшой опыт ребенка. Еще Л. С. Выготский отмечал, что творческая деятельность находится в зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта [5]. Проводя логопедические занятия, с целью развития творческого опыта ребенка с речевыми нарушениями, учитель - логопед подбирает познавательные задания, которые расширят объем представлений об окружающей действительности и кругозор дошкольника.

Форма занятий должна быть нетрадиционной, чтобы интерес у детей сохранялся на протяжении всего занятия. Например, при изучении темы «Животные Севера», учитель - логопед создает на лого-

педическом занятии атмосферу путешествия на Север. На экране проектора изображен салон самолета, дети занимают места, садясь на стулья, которые стоят как в салоне самолета. Далее на экране появляются виды местности, животные Севера, с которыми надо познакомить детей. По ходу занятия дети выполняют задания, связанные с темой. Это может быть упражнение по формированию у детей операции реконструкции, позволяющие вариативно использовать один и тот же элемент для создания различных образов. Например, складывание из фигур белого цвета («осколков льдин») различных узоров, с последующим их рассматриванием и обсуждением того, кто какой узор выполнил.

На таком логопедическом занятии могут быть задействованы все сенсорные каналы, чтобы активизировать деятельность детей. Например, дети рассматривают кубики льда, заранее приготовленные учителем - логопедом. Трогают их руками, чтобы почувствовать, какой лед холодный и скользкий. При этом подбирают прилагательные, характеризующие данное явление: лед холодный, скользкий, блестящий, искрящийся и т.д. Затем составляют предложения с подобранными словами.

Цель занятий - выполнение всех заданий, их вариативность и оригинальность, умение описать свои действия и выполненную работу. При этом на всех занятиях осуществляется и коррекция речевого недоразвития: расширяется словарь, дети знакомятся со значением новых слов, учатся правильно произносить звуки, строить предложения, употреблять предлоги, составлять небольшие рассказы.

Чтобы осуществлять все вышесказанное учителю - логопеду необходимо и в себе воспитывать творческое начало, проявлять творчество во всем, тогда и самому работать будет интереснее. Творчество в работе учителя - логопеда выступает как процесс создания нового знания, как способность принимать решения при выполнении различных задач, нестандартно решать профессиональные задачи, актуализировать свой творческий потенциал.

Я.А. Пономарев отмечал, что творчество это «механизм продуктивного развития личности» [3]. Он также подробно рассматривал механизм творчества, определяя его как «механизм в приобретении нового преобразующего знания» [5].

Творческий подход при проведении логопедических занятий направлен на внешний объект, на ребенка с речевыми нарушениями. При проведении артикуляционной гимнастики, постановки звуков, развитии речевого дыхания, в работе над словарем и грамматическим строем необходимо обыгрывать все приемы коррекции, чтоб ребенку было интересно воспринимать новый материал, и вместе с тем, чтобы ребенок понял, как нужно выполнять предлагаемые логопедом упражнения.

Детям всегда интересно воспринимать нестандартно поданный учебный материал. Педагог, рассматривая варианты выполненных детьми заданий, может предложить им свои оригинальные варианты решения задания, что позволяет стимулировать детское воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности [1].

Постоянное наличие заданий творческого характера, в дальнейшем дает ребёнку возможность самостоятельно проявлять инициативу и творческую активность. Она проявляется в том, что дети иногда сами придумывают загадки, стишки, сказки. Конечно, без творческого взаимодействия ребенка и педагога это невозможно. Еще А. Маслоу утверждал, что «обучение через творчество, может быть черезвычайно полезным» [2]. У детей сречевыми нарушениями активно развивается мышление, которое неразрывно связано с речью. Это способствует достижению более быстрых результатов коррекционной работы.

Список литературы

1. Гин С.И. Занятия по ТРИ3 в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. -Минск: ИВЦ Минфина, 2008. - С. 112.

2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997. - С.69.

3. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика.1976. - С. 12.

4. Пономарев Я.А. Психология творения. -М: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК,1999. - С. 305.

5. Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учебно-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 128с. - С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.