Научная статья на тему 'Игровые технологии в работе учителя-логопеда'

Игровые технологии в работе учителя-логопеда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
922
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
игровые технологии / дети дошкольного возраста / коррекционно-развивающая работа / предметно-развивающая среда / playing technologies / children of preschool age / correction-developing work / subject-developing environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмайлова Елена Сергеевна, Шишкова Светлана Александровна

Правильно подобранные и организованные игровые технологии в работе учителя-логопеда колоссально помогают достичь положительного результата в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмайлова Елена Сергеевна, Шишкова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLAYING TECHNOLOGIES IN-PROCESS TEACHER-THERAPIST

Correctly chosen and organized playing technologies in an educational process of a teacher-therapist hugely help to attain a positive result in correction-developing work with the children of preschool age with seriously damaged speech

Текст научной работы на тему «Игровые технологии в работе учителя-логопеда»

УДК 376.3

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Исмайлова Елена Сергеевна.

Россия, г. Курск, МБДОУ детский сад № 15, учитель-логопед, palagina.lena2011 @yandex.ru

Шишкова Светлана Александровна.

Россия, г. Курск, МБДОУ детский сад № 15, учитель-логопед, palagina.lena2011 @yandex.ru

Аннотация. Правильно подобранные и организованные игровые технологии в работе учителя-логопеда колоссально помогают достичь положительного результата в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи.

Ключевые слова: игровые технологии, дети дошкольного возраста, коррекционно-развивающая работа, предметно-развивающая среда.

PLAYING TECHNOLOGIES IN-PROCESS TEACHER-THERAPIST

Ismaylova Helen Sergey.

Russia, Kursk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment is the «Child's garden of the combined kindergarten № 15», speech teacher-therapist,

Shishkova Svetlana Alexander.

Russia, Kursk, Municipal Budgetary Preschool Educational Establishment is the «Child's garden of the combined kindergarten № 15», speech teacher-therapist.

Abstract. Correctly chosen and organized playing technologies in an educational process of a teacher-therapist hugely help to attain a positive result in correction-developing work with the children of preschool age with seriously damaged speech.

Keywords: playing technologies, children of preschool age, correction-developing work, subject-developing environment.

Речь - это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации [1]. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений - основа формирования полноценной личности. И задача логопеда не только скорректировать имеющееся у ребенка нарушение речи, но и заинтересовать его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе становления красивого и правильного произноения.

Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова в своей работе обращают внимание на высказывание Е.И. Селиверстова об игре не только как о ведущем виде деятельности ребенка дошкольного возраста, но и как одной из важных и характерных закономерностей детского развития [3]. Это говорит о том, что для

дошкольников с речевыми нарушениями игровые приемы являются фундаментом речевого и познавательного развития. Т.А. Куликова, ссылаясь на исследования известных ученых В.А. Горбачевой, А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконина подтверждает факт более быстрых и прочных новых качеств развития у ребенка в процессе игры, нежели при использовании только дидактических методов воспитания [2].

Сегодня «игровые технологии» прочно вошли в дошкольное образовательное пространство. По мнению Г.К. Селевко, понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые объединены общим содержанием, сюжетом, персонажем. Особенности выбора игровой технологии связаны и обусловлены использованием строго игровой мотивацией, в отличие от учебной, в которой основное направление -это выполнение учебной деятельности, решение учебных задач.

Целью использования игровых технологий в логопедической практике является повышение у детей с речевыми нарушениями мотивации к занятиям и увеличение результативности коррекционно-развивающей работы. Как следствие задачи коррекционно-развивающего процесса обусловлены на решение заинтересованности детей, развития любознательности, интереса, а главное помощь сформировать самоконтроль и саморегуляцию.

А для этого, чтобы занятия проходили не скучно, а представляли интересную игру, была организована специальная предметно-развивающая среда логопедического кабинета. Погружение ребенка в мир сказочной увлекательной игры осуществляется прямо с его порога кабинета, где под сенью дуба, вместе с Ученым котом, гораздо веселее и интереснее выполнять задания учителя-логопеда. Многократные повторения одного и того же материала уже не являются такими утомительными. Ведь в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить. С помощью магнитной доски, стилизованной под избушку на курьих ножках, ребенку преподносится необходимый речевой материал, заинтересовав его, что помогает вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова.

На логопедических занятиях используются следующие игровые технологии логопедической направленности:

- на развитие артикуляционного аппарата;

- на выработку плавной направленной воздушной струи;

- на автоматизацию изолированного звука; совершенствование слоговой структуры слов;

- на закрепление звука в словах и предложениях;

- на дифференциацию звука в словах и предложениях;

- на совершенствования связной речи.

Опишем более подробно некоторые их них. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т.к. при проведении логопедической работы по

автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь длительная и кропотливая работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Учителя-логопеды практики неоднократно сталкиваются и знают, как не просто детей заставить делать артикуляционные упражнения, которые даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его, снизить нагрузку, используются следующие приемы:

- демонстрация правильного выполнения упражнения с помощью игрушки Лягушки-говорушки;

- рассказывание сказки о Веселом Язычке;

- практическая деятельность с карточками артикуляционных упражнений на определенный звук;

- выполнение артикуляционной гимнастики с опорой на кубики, на сторонах которых изображения предметов-символов.

Мы обратили внимание, что включение игровых технологий на занятиях для автоматизации изолированного звука с использованием тематических игрушек, элементов костюмирования, сюрпризных моментов создавали мотивацию, повышали у детей познавательную активность, внимание, усидчивость. Так, например, ушки тигра позволяли ребенку почувствовать себя хищником и лучше рычать, а усики пчелки - жужжать, самолетик -произносить лллл, извилистая змея - лучше шипеть. Для этой же цели служит и многофункциональная магнитная игра «Речевой калейдоскоп». Ребенок помогает добраться персонажу до дома по «дорожкам», при этом автоматизируя определенный звук: комарик - зззз, поезд - чччч и т. д.

По преодолению нарушений в развитии слоговой структуры, активизации словаря помогают игрушки из киндер-сюрприза в играх в «Магазин», «День рождение у Буратино», «Что какого цвета», «Собери букет».

По каждому направлению работы с детьми подобраны специальные дидактические игры для решения узкой целенаправленной коррекционной задачи: закрепление звука в слогах, словах, предложениях. Среди самых любимых детьми игр можно выделить следующие: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни и назови», «Чудесный мешочек», которые направлены и решают задачи развития психологической базы речи.

В заключении еще раз хочется отметить, что игра - главное средство воздействия на ребенка, ведущая часть в общей системе воспитания дошкольника. Проводимая с коррекционной целью, игра всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка, только в этом случае коррекционное воздействие будет осуществлено намного эффективнее и успешнее.

Библиографический список.

1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. Москва: ВЛАДОС, 1998. - 680 с.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. Москва: Академия, 2002. - 232 с.

3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. Москва: Просвещение, 2009. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.