Научная статья на тему 'ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЕ'

ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ СФЕРА / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС / РАЗЛИЧНЫЕ КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ / SPEECH DEFICIENCY / SEVERE SPEECH IMPAIRMENT / COMPENSATORY OPPORTUNITIES / CREATIVE SPHERE / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITY / CORRECTIONAL COURSE / VARIOUS COMPONENTS OF SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гирштейн И.А.

В статье описана работа по преодолению речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которая осуществлялась в рамках коррекционного курса с учетом компенсаторных возможностей и способностей в творческой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гирштейн И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERCOMING SPEECH INSUFFICIENCY IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE WITH ACCOUNT OF COMPENSATORY POSSIBILITIES AND ABILITIES IN THE CREATIVE SPHERE

The article describes the work to overcome speech deficiency in children of preschool age with a general underdevelopment of speech, which was carried out as part of a correctional course taking into account compensatory opportunities and abilities in the creative sphere.

Текст научной работы на тему «ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЕ»

УДК 376.3

Гирштейн И.А. студент магистратуры Академия психологии и педагогики Научный руководитель: Муратова М.А., к.б.н. доцент кафедры коррекционной педагогики Южный федеральный университет Россия, Ростов-на-Дону

ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ В

ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Аннотация. В статье описана работа по преодолению речевой недостаточности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, которая осуществлялась в рамках коррекционного курса с учетом компенсаторных возможностей и способностей в творческой сфере.

Ключевые слова: речевая недостаточность, тяжелые нарушения речи, компенсаторные возможности, творческая сфера, коррекционно-развивающая деятельность, коррекционный курс, различные компоненты речи.

Girshtein I.A. master student

at the Academy of Psychology and Pedagogy Scientific adviser: Muratova MA, candidate of biological sciences associate professor of the department of correctional pedagogy

South Federal University Russia, Rostov-on-Don

OVERCOMING SPEECH INSUFFICIENCY IN CHILDREN OF

PRESCHOOL AGE WITH ACCOUNT OF COMPENSATORY

POSSIBILITIES AND ABILITIES IN THE CREATIVE SPHERE

Annotation. The article describes the work to overcome speech deficiency in children of preschool age with a general underdevelopment of speech, which was carried out as part of a correctional course taking into account compensatory opportunities and abilities in the creative sphere.

Key words: speech deficiency, severe speech impairment, compensatory opportunities, creative sphere, correctional and developmental activity, correctional course, various components of speech.

Актуальность проблемы. Развитие речи детей дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется с учетом личностных особенностей каждого ребенка, другими словами, используя индивидуальный подход в коррекционном процессе. Личностные особенности детей определяют количественный и качественный уровень деятельности и поведения и, как следствие, актуализируют полученный ребенком опыт (познавательный и речевой). Из общей категории детей, которые посещают массовые детские сады - это дети, у которых наблюдаются различные речевые нарушения (заикание, общее недоразвитие речи, дизартрия, ринолалия). В ходе преодоления данных нарушений, специалисты выбирают как классические способы, так и передовые методы и подходы. Но, независимо от этого, в профессиональном сообществе всегда поддерживается необходимость не только коррекции речевых нарушений, но и развития компенсаторных возможностей детей. Процессом изучения речи детей занимались такие ученые, как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, М.Ф. Фомичева, Н.С. Жукова, В.С. Мухина и другие. Л.С. Выготский в своей теории говорил не только о коррекции нарушений, но и о важности использования компенсаторных возможностей [4].

По мнению Ю.К. Субботина, под компенсацией понимается процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных [3]. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, В. Штерна, А. Адлер и др. [3, 4, 7, 10]. Л.С. Выготский в своей теории указывал, что в ходе изучения нарушения ребенка, необходимо выяснять компенсаторные возможности, но часто специалисты останавливаются на описании их нарушенных звеньев [4].

Опираясь на индивидуальные предпочтения и способности ребенка, можно выделить и использовать наиболее актуальные каналы восприятия познавательных процессов для целенаправленного формирования развития, что обеспечит оптимальный эффект обучения, а также сформирует необходимый реабилитационный потенциал [8].

В соответствии с интересом к вопросу о преодолении речевых нарушений у дошкольников с учетом компенсаторных возможностей и способностей, мы провели исследование в рамках ВКР по теме «Преодоление речевой недостаточности путем активизации компенсаторных возможностей и способностей ребенка» по программе магистратуры «Клиническая логопедия» Южного федерального университета. Базой нашего исследования был МБДОУ № 69 города

Ростова-на-Дону. В исследовании принимали участие 20 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет.

Первым этапом нашего исследования было проведение констатирующего эксперимента, целью которого было выявление уровня сформированности речевых и компенсаторных возможностей и способностей детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В соответствии с теоретической главой нашего исследования и результатами, полученными на констатирующем этапе нашего эксперимента, нами был проведен формирующий эксперимент, целью которого было разработать и апробировать содержание коррекционного курса по преодолению речевой недостаточности у детей дошкольного возраста с ОНР.

Задачи формирующего эксперимента:

1. Разработать и апробировать содержание коррекционного курса по преодолению речевой недостаточности с учетом компенсаторных возможностей и способностей детей дошкольного возраста с ОНР в творческой сфере.

2. Провести коррекционно-логопедическую работу по преодолению речевой недостаточности у детей дошкольного возраста с ОНР.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам определить содержание коррекционного курса по развитию речевых навыков с учетом компенсаторных возможностей и способностей детей дошкольного возраста с ОНР в творческой сфере.

Коррекционный курс, разработанный нами, определяет содержание и структуру деятельности логопеда по четырем направлениям, таким как формирование сенсомоторного уровня речи, грамматического строя речи, словаря и навыков словообразования, связной речи.

Коррекционный курс по преодолению речевой недостаточности путем активизации компенсаторных возможностей и способностей детей в творческой сфере обеспечивает развитие речи детей по выше указанным направлениям в возрасте от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по двум направлениям: речевому и творческому.

Приоритетным является обучение, коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Содержание коррекционного курса реализовывалось с учетом возрастных особенностей дошкольников, интересами и предпочтениями детей в творческой сфере.

Коррекционный курс разработан в целях организации коррекционно-логопедической работы по преодолению речевой недостаточности с учетом компенсаторных возможностей и способностей детей в творческой сфере.

Разработанный нами коррекционный курс рассчитан на 9 месяцев. Также мы составили календарно-тематическое планирование и конспекты для каждого занятия.

Коррекционную работу с дошкольниками мы проводили с апреля 2019 года по декабрь 2019 года в течение 9 месяцев по четырем направлениям, которые были описаны выше.

При создании содержания коррекционно-развивающей работы по формированию речевых навыков у дошкольников с ОНР мы опирались на материалы исследований следующих авторов: В.С. Васильева, В.В. Гербова, Л.Н. Арефьева, Г.Н. Давыдова, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, А.А. Фатеева, А.А. Анистратова, Е.В. Чернова, И.О. Шкицкая, И.М. Петрова [5, 3, 6, 9, 11, 13, 1, 14, 12].

Целью разработанного коррекционного курса является преодоление речевой недостаточности с учетом компенсаторных возможностей и способностей в творческой сфере у детей старшего дошкольного возраста.

На этапе констатирующего эксперимента мы ставили задачу выявить компенсаторные возможности в творческой сфере у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В ходе диагностики мы определили, что у детей наблюдаются такие компенсаторные возможности, как высокая способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов), высокая способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения, высокая способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных, а также высокая способность к изобретательству, конструктивной деятельности. Также, в качестве компенсаторных возможностей, у детей были выделены зрительное и слуховое восприятие. Они более сосредоточенно изучали материал, улавливали необходимую информацию. Выявленные компенсаторные возможности в дальнейшем мы использовали в ходе преодоления речевой недостаточности, а также в ходе формирования творческой сферы.

Для достижения поставленной цели были реализованы 2 группы задач: речевые и творческие.

Речевые задачи:

- развитие фонематического восприятия;

- формирование правильного звукопроизношения;

- формирование звуко-слоговой структуры слова;

- формирование словаря;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи.

Творческие задачи:

- развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности;

- совершенствование умений в рисовании;

- совершенствование умений в лепке;

- совершенствование умений в аппликации.

При разработке коррекционного курса нами учитывались научные подходы воспитания, обучения и развития ребенка:

1. Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия) [4].

2. Деятельностный подход (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.).

3. Личностный подход (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.) [4].

Основные этапы проведенной работы по преодолению речевой недостаточности с учетом компенсаторных возможностей и способностей детей в творческой сфере:

I этап (апрель 2019 г. - июнь 2019 г.). Проводилась индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речевых навыков на занятиях по рисованию.

II этап (июль 2019 г. - сентябрь 2019 г.). Проводилась индивидуальная и подгрупповая работа на занятиях по аппликации.

III этап (октябрь 2019 г. - декабрь 2019 г.). Проводилась индивидуальная и подгрупповая работа на занятиях по лепке.

Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут, 2 раза в неделю. В подгрупповые занятия объединяются дети, имеющие сходные предпочтения в творчестве. От 2 до 5 человек, 2 раза в неделю, 20-25 минут.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Естественным источником мотивов, побуждающих детей к речи, следует считать специально организованную игровую ситуацию. Поэтому игровая ситуация является основным методическим приемом, служащим для реализации предлагаемого коррекционного курса.

Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя; повышает мотивацию к выполняемой деятельности; обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

На этапе завершения коррекционного курса, у детей должны быть сформированы навыки и умения речевой и творческой сферы:

1. Сенсомоторный уровень речи: дети точно и правильно воспроизводят слоги и слова в темпе предъявления, безукоризненно произносят звуки всех пяти групп в любых речевых ситуациях.

2. Грамматический строй речи: дети правильно и точно воспроизводят предложения, не искажают их структуру и смысл, выявляют и исправляют ошибки в предложениях, правильно составляют предложения из слов в начальной форме, правильно образуют существительные множественного числа в именительном и родительном падежах, верно добавляют предлоги в предложения.

3. Словарь и навыки словообразования: у детей богатый словарный запас, соответствующий возрастной норме, они не затрудняются в образовании существительных в уменьшительной форме, а также в образовании относительных, притяжательных и качественных прилагательных от существительных.

4. Связная речь: речь детей грамматически правильно оформлена с адекватным использованием лексических средств, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, дети легко составляют рассказ по сюжетным картинкам, а также пересказ прослушанного текста.

5. Творческая сфера: у детей наблюдается высокая способность к порождению большого количества идей (ассоциаций, образов); высокая способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другим, использовать различные стратегии решения, высокая способность к выдвижению идей, отличных от очевидных, нормативных; высокая способность к изобретательству, конструктивной деятельности.

Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность детей к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Дети владеют разными формами и видами игры. Умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную.

Мы ставим одной из основных задач коррекционно-развивающей деятельности учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого из детей и считаем, что недопустимо сравнивать достижения ребенка с показателями развития других детей, поэтому сравниваем результаты каждого ребенка только с его собственными предыдущими результатами.

Во время проведения коррекционно-развивающей работы очень важным для детей дошкольного возраста является показ, сопровождающиеся умелым комментарием логопеда. Так как дети с нарушениями речи, то им нужен образец как отправная точка. Поэтому мы используем словесную установку взрослого в форме высказываний «смотрите на меня», «делай, как я», что приводит к организации внимания детей и способствует усвоению детьми последовательности выполнения тех или иных действий.

В начале работы по данному коррекционному курсу ребенку предлагаются серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему сформировать навык действия по инструкциям. Когда у ребенка уже сформирован такой навык, то предлагаются игры на развитие функции переноса по аналогии или на развитие навыка самостоятельного поиска информации по заданным свойствам предметов (или теме в целом).

Структура коррекционно-развивающей деятельности

предусматривает чередование заданий по различным направлениям: задания на развитие сенсомоторного уровня речи, игры на развитие грамматического строя речи, игры на развитие словаря и навыков словообразования, упражнения на развитие связной речи. При построении занятия нами были предусмотрены три основные этапа: мотивационно-ориентировочный, операциональный и контрольно-оценочный.

В своей работе мы хотели определить, насколько эффективным будет преодоление речевой недостаточности путем активизации компенсаторных возможностей и способностей детей в творческой сфере, поэтому мы объединили занятия, направленные на развитие речи и занятия, направленные на творческое развитие. В течение 9 месяцев, нами было составлено и проведено 152 занятия: 76 индивидуальных и 76 подгрупповых.

Таким образом, в результате проведенной работы мы наблюдали тот факт, что компенсаторные возможности и способности влияли на развитие творческой сферы детей и, соответственно, влияли на преодоление речевой недостаточности, что подтвердил наш контрольный этап эксперимента, описанный в выпускной квалификационной работе.

Использованные источники:

1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из бумаги. - М.: Оникс, 2012.

2. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 - 8 лет: методическое пособие. - М.: Сфера, 2008.

3. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация -универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1961.

5. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

6. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. - М.: Скрипторий 2003, 2014.

7. Детская речь: психолингвистические исследования: Сб. ст. Отв. ред. Т.Н.Ушакова, Н.В Уфимцева. -М.: Per Se, 2001.

8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 2001.

9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа 5 - 6 лет. ФГОС. - М., 2014.

10. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996.

11. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Наглядные пособия. - М.: Цветной мир, 2010.

12. Петрова И.М. Аппликация для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.

13. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - М., 2009.

14. Чернова Е.В. Пластилиновые картины. - М.: Феникс, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.