Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / цифровые технологии / дистанционное образование / программа / приложение / innovative technologies / digital technologies / distance education / program / application

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ландыш Василовна, Шамсутдинова Альбина Равилевна

В данной научной статье описываются несколько способов использования инновационных технологий на занятиях. Дистанционное обучение самый современный способ получения знаний, основанный на использовании интернет коммуникаций и IT технологий. На основе анализа зарубежного опыта описываются особенности использования нескольких программ для дистанционного обучения. Одним из основных компонентов повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года является качественное образование. Он направлен на обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования для всех. Цифровые технологии стали важным инструментом для достижения этой цели. Эти технологии оказали мощное влияние на систему образования. Недавняя пандемия COVID-19 еще официально признала применение цифровых технологий в образовании. Эти цифровые технологии изменили парадигму всей системы образования. Это не только поставщик знаний, но и соавтор информации, наставник и оценщик. Технологические усовершенствования в сфере образования облегчили жизнь учащихся. Вместо ручки и бумаги студенты в настоящее время используют различное программное обеспечение и инструменты для создания презентаций и проектов. По сравнению со стопкой ноутбуков iPad относительно легкий. В отличие от увесистой книги, серфинг в электронной книге проще. Эти методы способствуют повышению интереса к исследованиям. В этом документе кратко рассказывается о необходимости цифровых технологий в образовании, и обсуждаются основные приложения и проблемы в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This scientific article describes several ways of using innovative technologies in the classroom. Distance learning is the most modern way of acquiring knowledge, based on the use of Internet communications and IT technologies. The special features of using several distance learning programs are described based on the analysis of foreign experience. One of the main human components of the UN in the field of sustainable development for the period up to 2030 is quality education. It aims to provide inclusive and equitable quality education for all. Digital technologies have become essential to achieve this goal. These technologies have a powerful impact on the education system. The recent COVID-19 pandemic officially has recognized the application of digital technologies in education. These digital technologies have changed the concept of the education system. This is not only a provider of knowledge, but also a co-author of information, a teacher and an evaluator. Technological advances in education make life easier for students. Instead of pen and paper, students now use a variety of software and tools to create presentations and projects. Compared to a stack of laptops, the iPad is relatively light. Unlike a weighty book, searching in an e-book is easier. These methods increase interest in research. This paper briefly discusses the need for digital technologies in education and discusses the main applications and challenges in education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Дальнейшее развитие исследования предполагает анкетирование учителей с целью сравнения их результатов с результатами студентов.

Литература:

1. Вержибок, Г.В. Проблемы «профессиональной деструкции» и «профессионального выгорания» учителя в педагогической психологии / Г.В. Вержибок // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2020. - № 2. -С. 13-25

2. Гречищева, Л.С. Профессиональное «выгорание» педагога / Л.С. Гречищева, О.А. Хорошева, С.П. Игнатова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2015. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/professionalnoe-vygoranie-pedagoga (дата обращения: 13.01.2023)

3. Гукаленко,О.В. Развитие эмоционального интеллекта будущих учителей как инструмент повышения качества высшего педагогического образования / О.В. Гукаленко // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - Т. 1, №6 (88). -С. 33-42

4. Методика Н. Холла оценки эмоционального интеллекта (опросник EQ) // Е.П. Ильин. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - С. 633-634

5. Li, М. A cross-cultural study on a resilience-stress path model for college students /М. Li, Y. Yang / J. Counsel. Dev. -2016. -№ 94,- C. 319-332

6. Logvinenko, O.M., A study on teachers' professional burnout / O.M. Logvinenko, V.V. Gavrish, T.V. Volkodav 11 Форум молодых ученых. - 2018. - №6-1 (22). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/a-study-on-teachers-professional-burnout (дата обращения: 23.05.2023)

7. Mansfield, C.F. Building resilience in teacher education: an evidenced informed framework / C.F. Mansfield, S. Beltman, T. Broadley, N. Weatherby-Fell // Teach. Teach. Educ. - 2016. - № 54. - C. 77-87

8. Ozgur, H. The Investigation of Professional Burnout Level of Teachers Working With Students With Autistic Spectrum Disorder / H. Ozgur 11 Trakya University Journal of Social Science. - 2016. - № 18. - URL: https://www.researchgate.net/publication/316700215_The_Investigation_0f_Professional_Burnout_Level_0f_Teachers_Working_Wi th_Students_With_Autistic_Spectrum_Disorder (дата обращения: 23.05.2023)

9. Sarrionandia, A. Resilience as a Mediator of Emotional Intelligence and Perceived Stress: A Cross-Country Study / A. Sarrionandia, E. Ramos-Diaz, O. Fernández-Lasarte 11 Frontiers in Psychology. - 2018. - № 9(2653). - C. 1-11

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Ахметшина Ландыш Василовна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); кандидат филологических наук, доцент Шамсутдинова Альбина Равилевна

Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В данной научной статье описываются несколько способов использования инновационных технологий на занятиях. Дистанционное обучение самый современный способ получения знаний, основанный на использовании интернет коммуникаций и IT технологий. На основе анализа зарубежного опыта описываются особенности использования нескольких программ для дистанционного обучения. Одним из основных компонентов повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года является качественное образование. Он направлен на обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования для всех. Цифровые технологии стали важным инструментом для достижения этой цели. Эти технологии оказали мощное влияние на систему образования. Недавняя пандемия COVID-19 еще официально признала применение цифровых технологий в образовании. Эти цифровые технологии изменили парадигму всей системы образования. Это не только поставщик знаний, но и соавтор информации, наставник и оценщик. Технологические усовершенствования в сфере образования облегчили жизнь учащихся. Вместо ручки и бумаги студенты в настоящее время используют различное программное обеспечение и инструменты для создания презентаций и проектов. По сравнению со стопкой ноутбуков iPad относительно легкий. В отличие от увесистой книги, серфинг в электронной книге проще. Эти методы способствуют повышению интереса к исследованиям. В этом документе кратко рассказывается о необходимости цифровых технологий в образовании, и обсуждаются основные приложения и проблемы в образовании.

Ключевые слова: инновационные технологии, цифровые технологии, дистанционное образование, программа, приложение.

Annotation. This scientific article describes several ways of using innovative technologies in the classroom. Distance learning is the most modern way of acquiring knowledge, based on the use of Internet communications and IT technologies. The special features of using several distance learning programs are described based on the analysis of foreign experience. One of the main human components of the UN in the field of sustainable development for the period up to 2030 is quality education. It aims to provide inclusive and equitable quality education for all. Digital technologies have become essential to achieve this goal. These technologies have a powerful impact on the education system. The recent COVID-19 pandemic officially has recognized the application of digital technologies in education. These digital technologies have changed the concept of the education system. This is not only a provider of knowledge, but also a co-author of information, a teacher and an evaluator. Technological advances in education make life easier for students. Instead of pen and paper, students now use a variety of software and tools to create presentations and projects. Compared to a stack of laptops, the iPad is relatively light. Unlike a weighty book, searching in an e-book is easier. These methods increase interest in research. This paper briefly discusses the need for digital technologies in education and discusses the main applications and challenges in education.

Key words: innovative technologies, digital technologies, distance education, program, application.

Введение. Цифровые технологии - это электронные инструменты, системы, устройства и ресурсы, которые генерируют, хранят или обрабатывают данные, например социальные сети, онлайн-игры, мультимедиа и мобильные телефоны.

Информационные системы вошли во все сферы жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать.

Сегодня новые технологии изменили систему образование, и будут продолжать это делать. У многих родителей, преподавателей были опасения по поводу того, стоит ли включать в образование новые технологии. Тем не менее, неспособность, нежелание интегрировать технологии в образовательный процесс может привести к тому, что студенты не смогут адаптироваться или с трудом адаптируются к современным условиям после присоединения к рынку труда.

Интернет не может стать полноценной заменой для учителей. Наиболее эффективным вариантом является смешанное обучение, включающее в себя академическое образование и цифровые технологии.

Цель исследования: выявить способы использования современных цифровых технологий для обучения сегодня.

Методы исследования: анализ научной литературы, анализ зарубежных источников.

Актуальность этого исследования заключается в том, чтобы в условиях глобализации выбрать наилучший способ использования цифровых технологий. Научная новизна состоит в том, что автор проанализировал опыт зарубежных исследователей и представил список возможных программ, которые можно использовать в системе отечественного образования. Практическая значимость в данной работе представлены несколько способов использования инновационных технологий, которые уже можно брать на вооружение преподавателям уже сегодня.

Изложение основного материала статьи. Технологии уже составляют значительную часть жизни нашей молодежи за пределами классной комнаты, поэтому включение в их обучение новых технологий имеет смысл, и при этом не обязательно ограничиваться чтением лекций с использованием презентаций в PowerPoint.

Благодаря планированию и творческому подходу цифровые технологии можно использовать для создания существенного опыта обучения, который будет полезен студентам и преподавателям. Технологии играют роль мощного инструмента обучения.

«Переверните класс» и позвольте своим ученикам быть учителями. Студенты могут быть назначены для исследования и представления темы с использованием соответствующего технологического инструмента по своему выбору.

Студенты могут создавать эпизоды, используя подкастинг (podcasting, broadcasting - повсеместное широкоформатное вещание) или выкладывать онлайн-видео, используя такую платформу, как youtube. Помимо изучения выбранной темы, такая работа дает возможность студентам развивать исследовательские навыки, научиться оценивать достоверность онлайн-источников, проверять материалы, найденные в Интернете, и узнавать о надлежащем использовании аудиоклипов и изображений [1, С. 57].

Умение рассказывать и презентовать новую тему является важным коммуникативным навыком, и может помощь обрести уверенность среди сверстников. Использование информации и материалов, найденных в Интернете, также дает им возможность осознать значение такого понятия как авторское право и использование открытого исходного кода.

Используйте онлайн-инструменты и активно сотрудничайте в классе. В ближайшем будущем навыки совместной работы будут оставаться востребованными во всех сферах деятельности человека. Студенты, которым легко и комфортно сотрудничать с другими учащимися, с самого начала будут иметь преимущество на рынке труда.

С помощью онлайн-инструментов как документы Google и другие, студенты могут делиться своими работами и редактировать их друг с другом. Учащиеся уже общаются через социальные сети и онлайн-каналы, но если делать это с общей целью, им придется подумать о другом способе взаимодействия в Интернете. Еще одна тенденция на рабочем месте в ближайшем будущем, которая, вероятно, будет расти, и развиваться - это удаленные рабочие группы [2, С. 24]. Неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в начале года в стране и в мире показала насколько остро стоит потребность в использование новых цифровых технологий для обеспечения бесперебойного функционирования многих сфер деятельности человека. Многие системы были быстро переведены в удаленное администрирование, дистанционное обучение, удаленную работу.

Доверие учащихся к работе и подключению с помощью технологий дает хороший практический опыт. Групповые форумы могут использоваться для обучения на основе проблем, проблема может быть назначена онлайн-группе для решения в течение определенного периода времени.

Здесь результатом обучения может быть сотрудничество и подходы к решению проблемы, а не правильный ответ.

Интернет-форумы. Помимо работы над групповыми проектами, есть возможность создания онлайн-форума, где студенты могут продолжить обсуждения, начатые в классе, и поделиться соответствующими материалами. Наличие разных способов участвовать в обсуждениях, как лично, так и виртуально, может позволить услышать разные мнения [3, С. 24].

Ученикам-интровертам может быть удобнее делать выводы с клавиатуры, чем на месте в классе. Некоторые из вопросов, поднятых в Интернете, могут быть использованы для дальнейшего обсуждения в классе.

Совместное использование контента - можно побудить учащихся рассмотреть возможность публикации своих цифровых проектов. Это может помочь им подумать о своей конфиденциальности и безопасности в Интернете. Если автор готов делиться контентом в Интернете, это можно обсудить и подписать отказ от прав.

Данный способ можно использовать для обсуждения требований согласия онлайн-платформ, а не для оценки в зависимости от того, делятся ли они своими проектами или нет.

Система ответов в классе. Реализуйте политику BYOD (Bring Your Own Device приносить собственное устройство) и побудите учащихся использовать свои мобильные устройства для участия в опросах и викторинах в классе. То же самое можно сделать, если класс оснащен компьютерами перед каждым учеником и имеется Интернет. Есть возможность выполнить онлайн оценочные задания, тесты и узнать результаты освоения материала.

Для поставщиков образовательных услуг доступен ряд приложений, которые позволяют большим группам студентов одновременно отвечать на вопросы с несколькими вариантами ответов в режиме реального времени, например: Top Hat, iClicker, Socrative, Turning technologies [4].

Top Hat - это платформа для взаимодействия со студентами, которую преподаватели используют как в классе, так и за его пределами. Top Hat предоставляет инструмент лекций, который отслеживает посещаемость, задает вопросы, показывает интерактивные слайды и управляет обсуждениями в классе.

IClicker - это радиочастотное устройство, которое позволяет ученику принимать участие во время занятия, отвечать на вопросы, заданные преподавателем в классе. Это позволит преподавателю узнать, насколько хорошо студент понимает материал урока. Данную программу можно установить в телефон как приложение. Во время дистанционного обучения в школах и вузах страны была использована программа Zoom, которая также обеспечивала общение преподавателя и студента.

Socrative - это облачная система реагирования учащихся на задания, разработанная в 2010 году аспирантами из Бостона. Он позволяет учителям создавать простые викторины, которые учащиеся могут быстро выполнять на ноутбуках, с помощью планшетных компьютеров в классе или своих собственных смартфонов.

Turning technologies - инструмент, который используется для создания интерактивных лекций и презентаций.

Данные программы могут дать инструкторам мгновенную обратную связь о том, поняли ли студенты концепции, изложенные в классе или же необходимо организовать дискуссию по более тонким философским темам. Переход «кликеров» на мобильные устройства очень актуально для студентов и сотрудников.

Такие программы позволяют учащимся генерировать больше открытых ответов, по сравнению с заданиями с ограниченными ответами. Иногда могут возникать опасения по поводу того, что ученики отвлекают свое внимание, и из-за доступности устройств, но эти опасения, похоже, не проявляются в действительности, так как ученики заинтересованы

Выводы. Поддержка учащихся и учителей с ограниченными возможностями. Среди первых пользователей, принявших технологию в образовательных целях, есть учащиеся с ограниченными возможностями. Возможно, самым известным ученым, использующим технологии, был покойный Стивен Хокинс, который зависел от компьютера для связи задолго до того, как остальной мир начал использовать компьютеры для отправки электронной почты.

Большинству людей, не зависящих от технологий или помощников, легко выполнять задачи, они считаются само собой разумеющимися. Очень часто люди с ограниченными возможностями могут первыми адаптироваться к технологиям и увидеть способы их использования, которых не видят остальные обычно развивающиеся люди.

Многие из нас считают, что умный дом или класс - это роскошь, для студентов или преподавателей с ограниченными возможностями - это возможность открыть следующий уровень независимости, который раньше казался невозможным.

До и после того, как в классе будут представлены новые технологические инструменты преподавания, необходимо узнать мнение коллег и студентов об их эффективности. Даже если те или иные инструменты не подошли специфике предмета, нельзя останавливаться, неудача - это часть обучения.

Не все технологические инструменты подойдут для определенного предмета и для отдельного круга учащихся, разные когорты могут по-разному реагировать на использование технологий. Однако есть много преимуществ, которые можно получить, попробовав новые подходы к обучению и интегрировав технологии в учебный процесс.

Продолжать пробовать новые способы достижения результатов обучения, преподаватели сохранят интерес к преподаванию и откроют новые возможности обучения, как для учителей, так и для студентов. Технологии хорошо интегрированы в жизнь учащихся вне класса, поэтому использование этих инструментов имеет смысл.

Адаптация учеников к использованию технологических инструментов является неотъемлемой частью их профессиональной жизни. Для преподавателей технологии становятся неотъемлемым профессиональным инструментом.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002.-352 с.

2. Валявский, А.Ю. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для студентов всех форм обучения / А.Ю. Валявский, Е.Б. Егоркина, М.Н. Иванов, Е.П. Попова // В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. Материалы IX международной научно-практической конференции, 2016. -С. 24-28

3. Егоркина, Е.Б. Развитие исследовательской компетентности студентов в системе непрерывного образования / Е.Б. Егоркина, М.Н. Иванов, Н.Н. Иванова, Н.В. Учеваткина // В сборнике: Новые информационные технологии в образовании и науке. Материалы X международной научно-практической конференции, 2017. - С. 24-27

4. Wilson, С. The Evolution of Classroom Technology -Interactive Feature [Электронный ресурс] / С. Wilson, M. Orellana, M. Meek. - URL: https://archive.nytimes.eom/www.nytimes.com/interactive/2010/09/19/magazine/classroom-technology.html?ref=magazine (дата обращения 12.08.2020)

Педагогика

УДК 377.1

доктор педагогических наук, профессор Базаева Фатима Умаровна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); аспирант кафедры педагогики Мисербулатов Ибрагим Исмаилович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

СТУДЕНТОВ В СПО

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования оценочной деятельности в системе среднего профессионального образования в качестве фактора, стимулирующего личностное развитие студентов. Обосновывается актуальность теоретического изучения оценочной деятельности как важного элемента образовательного процесса, рассматриваются современные подходы к оценке в системе образования. Описываются задачи, функции, сущностные характеристики, виды оценочной деятельности, подчеркивается ее специфика в системе СПО. Дается характеристика методов оценочной деятельности, наиболее широко применяемых в системе СПО. Особое внимание уделяется классификации методов и форм оценивания, которая выделяет репродуктивные, продуктивные, активные и интерактивные методы оценки с точки зрения степени мыслительной и деятельностной активности студентов. Подчеркивается необходимость более широкого применения современных интерактивных методов оценивания в силу их наиболее высокого развивающего и образовательного потенциала, к которым относят ситуационные задачи, веб-квесты, кейс-стади, деловые игры, форумы, тесты действия и др. Обосновывается вывод о том, что оценочная деятельность обладает высоким развивающим потенциалом, способным стимулировать личностное развитие студентов, реализация которого возможна при условии методической поддержки и активного включения руководства и кадрового состава системы СПО в процесс модернизации системы профессиональной подготовки.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, оценочная деятельность, личностный рост, функции оценки, методы оценивания, эффективность оценивания.

Annotation. The article is devoted to the problem of using evaluation activities in the system of secondary vocational education as a factor stimulating the personal development of students. The relevance of the theoretical study of evaluation activity as an important element of the educational process is substantiated, modern approaches to evaluation in the education system are considered. The tasks, functions, essential characteristics, types of evaluation activity are described, and its specificity in the system of SPO is emphasized. The characteristic of the methods of evaluation activity that are most widely used in the SPO system is given. Special attention is paid to the classification of assessment methods and forms, which distinguishes reproductive, productive, active

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.