Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ РОЛИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПОНИМАНИЕ РОЛИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ОНЛАЙН-КАЛЕНДАРЬ / CRS / ЦИФРОВОЙ КЛАСС / BIG DATA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бузни Виктория Александровна, Осипенко София Дмитриевна

В данной статье рассматривается необходимость применения цифровых технологий в образовании и обсуждаются основные проблемы их использования в цифровом классе. Необходимо отметить, что цифровые технологии на сегодняшний день являются важным инструментом для решения одной из главных задач образования - обеспечение инклюзивного и доступного качественного образования для всех.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN EDUCATION

This article discusses the main problems of using digital technologies in education. It should be noted that digital technologies today are important for solving one of the main tasks of education - providing inclusive and affordable quality education for all.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ РОЛИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бузни Виктория Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студент Осипенко София Дмитриевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПОНИМАНИЕ РОЛИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В данной статье рассматривается необходимость применения цифровых технологий в образовании и обсуждаются основные проблемы их использования в цифровом классе. Необходимо отметить, что цифровые технологии на сегодняшний день являются важным инструментом для решения одной из главных задач образования - обеспечение инклюзивного и доступного качественного образования для всех.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовании, социальные сети, онлайн-календарь, CRS, цифровой класс, Big Data, Образование 4.0.

Annotation. This article discusses the main problems of using digital technologies in education. It should be noted that digital technologies today are important for solving one of the main tasks of education - providing inclusive and affordable quality education for all.

Key words: digital technologies in education, social networks, online calendar, CRS, digital classroom, Big Data, Education 4.0.

Введение. Цифровые технологии оказывают значительное влияние на всю систему образования. Недавняя пандемия COVID-19 еще больше институционализировала применение этих технологий в образовании. Цифровые технологии изменили парадигму всей системы образования, поскольку они могут выступать в роли не только поставщика знаний, но и в качестве соавтора информации, наставника и оценщика. Технологические усовершенствования в сфере образования облегчили жизнь учащихся. Вместо ручки и бумаги студенты в настоящее время используют различное программное обеспечение и инструменты для создания презентаций и проектов.

Изложение основного материала статьи. Устойчивое развитие социума включает в себя социальное благополучие, которое зависит от уровня образования. Одним из ключевых факторов создания информационных технологий явилась необходимость в распространении общих знаний, значит можно говорить, что цифровые технологии представляют собой основную движущую силу реформ образования. Внедрение новых средств обучения с помощью таких технологий, как мобильные устройства, смарт-доски, МООК (массовые открытые онлайн курсы), планшеты, ноутбуки, симуляторы, динамическая визуализация и виртуальные лаборатории, изменило образование в школах и учреждениях. Доказано, что Интернет вещей (IoT) является одним из наиболее экономически эффективных методов обучения школьников и студентов. Эта технология также является надежным механизмом для интеграции опыта обучения мирового уровня в российскую систему образования.

Компании, разрабатывающие цифровые образовательные технологии, постоянно создают новые решения для расширения доступа к образованию для людей, которые столкнулись с трудностями в получении адекватных условий обучения. Большое количество преподавателей и обучающихся используют социальные сети как неотъемлемый элемент общего опыта электронного обучения. В наши дни социальные сети стали важной площадкой для обмена информацией. Помимо возможности передавать информацию сайты социальных сетей также являются источником создания сетевых возможностей для организации социальной деятельности.

Цифровые средства обучения и технологии способны обеспечить непосредственную учебную среду, более быструю оценку и большую вовлеченность обучающихся. Некоторые из показателей эффективности, которые обеспечивают такие технологии, просто не имеют себе равных по сравнению с традиционными методологиями обучения. Адаптируемость и ненавязчивость современных технологий делают обучение более привлекательным для следующего поколения. Онлайн-календарь занятий, где будет отображено расписание занятий, расписание заданий, экскурсий, кружков, мероприятий, расписание экзаменов или каникул, поможет обучающимся соответствующим образом планировать свое время. CRS (системы реагирования в классе) представляют собой веб-приложение, которое работает со смартфонами, планшетами и ноутбуками и дает учителям быстрый и простой способ быстро определить, насколько учащиеся усвоили представленный контент, и определить, требуется ли дополнительное объяснение.

Интеграция цифровых технологий в образование дает учащимся увлекательный опыт обучения, поддерживая заинтересованность предметом, минимизируя отвлеченность от него. Использование передового технического оборудования в классе позволяет сделать учебу увлекательной и интересной для обучающихся. Обучение может стать более динамичным и увлекательным, если в классе будут поставлены задачи, включающие технологические ресурсы, устные презентации и групповое участие, которое может выходить за рамки вербального общения.

Цифровые технологии помогают развивать способности, которые потребует от обучающихся будущая профессиональная деятельность, а также готовят к непредсказуемому и меняющемуся будущему, в котором технологии будут играть решающую роль. Приобретенные качества и способности обучающихся имеют важное значение для их профессионального успеха.

Цифровые классы определяются использованием в процессе обучения электронных устройств или платформ, таких как социальные сети, мультимедиа и мобильные телефоны. Цифровое обучение - это стратегия обучения, которая использует технологии для выполнения всей учебной программы и позволяет обучающимся быстрее овладевать знаниями, умениями и навыками. Цифровой класс полностью ориентирован на обучение с использованием технологий. Обучающиеся используют подключенные к Интернету устройства, такие как ноутбуки, планшеты, Chromebook и т.д. Большая часть учебной программы предоставляется обучающимся онлайн через привлекательную и интерактивную платформу.

Несмотря на свою многогранность, образование в своей основе представляет собой вид коммуникации. Интернет способствует появлению новых каналов связи, которые расширяют возможности передачи и доступа к образовательной информации. Эти средства массовой информации и виртуальные площадки служат помощниками в обучении.

Отличительными особенностями цифрового класса являются: коллаборативность, доступность, простота процесса обучения, гибкость, интерактиновсть, инновационный контент.

Образовательные приложения и веб-сайты используются в цифровых классах с целью помочь обучающимся улучшить свой учебный процесс. Циклы обратной связи и технологии являются двумя важными компонентами цифрового класса. Циклы обратной связи необходимы обучающимся для получения фидбэка от своих педагогов в режиме реального времени. Педагоги, в свою очередь, могут использовать циклы обратной связи для обеспечения рефлексии в зависимости от многих факторов, таких как обучающийся, урок, группа и т.д. Презентации, видеопрезентации, методы электронного обучения, онлайн-обучение и другие цифровые подходы довольно часто используются в образовательном процессе. В результате обучение в классе становится более активным. Обучающиеся могут изучать многие темы самостоятельно, используя интернет-ресурсы и цифровые классы. Обучение в классе больше не ограничивается чтением книг, написанием на доске объяснений и понятий и ведением записей в тетради.

Цифровые технологии - это мощный инструмент, который может помочь улучшить образование различными способами, например, облегчив преподавателям создание учебных материалов и предоставив новые методы обучения и совместной работы. Разработчики образовательного контента и педагоги используют потенциал передовых цифровых технологий для революционного преобразования образования, чтобы эффективное и качественное образование было доступным для всех и везде. Технологии продолжают играть важную роль в обучении детей за пределами классной комнаты. Цифровое обучение способствует творчеству и дает обучающимся ощущение успеха, побуждая к дополнительному обучению за счет выхода за рамки традиционных методов.

Педагоги должны использовать все доступные онлайн-ресурсы, чтобы их образовательные материалы были живыми, интересными и актуальными. Технологии - это больше, чем просто видеоигры и просмотр анимационных фильмов. Когда технология эффективно используется в учебных целях, образовательный опыт улучшается, учащиеся проявляют интерес. Создание систем электронного обучения, совместимых с различными гаджетами, такими как телефоны и планшеты, является важным элементом упрощения доступа и более быстрого внедрения цифрового обучения. Этому также способствует включение игр или систем на базе искусственного интеллекта, предназначенных исключительно для образовательных целей.

Технологические инновации помогают облегчить обучение в разных возрастных группах и по разным темам. Важности Big Data и применение аналитики важная, но обычно упускаемая из виду часть образовательных технологий. Школы и образовательные учреждения осознают ценность исчерпывающих данных об успеваемости обучающихся и преподавателей, поскольку они расширяют использование виртуальных классов, платформ электронного обучения и онлайн-экзаменов.

Педагоги должны создавать образовательный онлайн-контент, поощряя обучающихся, в частности, анализировать тему с нескольких точек зрения. Необходимо принимать во внимание, что в то время как некоторые обучающиеся преуспевают в условиях онлайн-обучения, другие испытывают трудности из-за различных факторов, включая отсутствие поддержки или зависимость от услуг, которые больше не доступны. Несмотря на то, что образование всегда выходило за рамки обычного класса, меняющиеся обстоятельства и масштаб цифрового и удаленного контекста требуют значительной адаптации, подготовки, поддержки и участия. Ограниченный контакт или отсутствие контакта с обучающимися, переосмысление вовлеченности, охвата, подходов к обучению, надлежащее удовлетворение целого ряда уникальных потребностей, мотивация учащихся, решение противоречивых требований по времени и преодоление ограниченных условий могут способствовать мотивированному и целенаправленному обучению. Геймификация и другие стратегии также помогают побудить молодежь уделять больше времени учебе.

Такие трудоемкие процессы, как отслеживание посещаемости и успеваемости обучающихся, можно ускорить с помощью автоматизации. Инструменты взаимодействия помогают ускорить выставление оценок за письменные задания, участие в беседах, а также ответить на типичные запросы обучающихся.

Цифровые технологии в классе относятся к различному программному обеспечению и гаджетам, предназначенным для помощи обучающимся с особыми потребностями в доступности. Самый эффективный способ сократить количество повторяющихся и трудоемких обязанностей учителя - это использовать такие технологии в классе. Обучающихся учат, как использовать технологии ответственно и стратегически, что может помочь им принимать решения и развивает самодисциплину. Технологии в образовании способствуют подготовке к обучению на протяжении всей жизни. Эти технологии предоставляют виртуальный мир и свободу доступа к цифровым знаниям. Благодаря инструментам для создания цифрового контента, которые настраивают преподавание и обучение, учащиеся могут учиться в своем собственном темпе. Цифровой класс использует электронные устройства и программное обеспечение для обучения и внедряет технологии в процесс обучения. Традиционный класс превращается в цифровой класс с помощью компьютеров и Интернета. Обучающиеся могут учиться более эффективно и отслеживать свои успехи. Эти технологии успешно внедряются в образование с целью улучшения цифровой среды обучения и повышения успеваемости обучающихся.

Викторины - это еще одна активная стратегия обучения, в которой можно задействовать цифровые образовательные технологии. Учащиеся могут начать совместную работу над проектом в классе и свободно сотрудничать, общаться и обмениваться идеями друг с другом, используя социальные сети, интерактивные доски и другие технологии. Физические и социальные ограничения не создают барьер для сотрудничества студентов из любого места и в любое время. Цифровые технологии также позволяют обучающимся участвовать в дискуссиях и получать ответы на любые вопросы, касающиеся предмета в реальном времени.

Трудности могут возникнуть у тех педагогов, которые в недостаточной степени разбираются в цифровых технологиях. Тем не менее, они делают все возможное, чтобы обучать своих детей через онлайн-классы. Студенты колледжей и высших учебных заведений, изучающие больше практических предметов, чем теоретических, сталкиваются с аналогичными проблемами, потому что практические знания недоступны или ограничены в онлайн-программах. Участие обучающихся в дистанционном обучении невозможно без надлежащего оборудования для информационных и коммуникационных технологий, подключения к Интернету/мобильной сети, учебных ресурсов и подготовки педагогов. Обучающиеся из районов с ограниченными ресурсами, изолированных сельских районов, из семей с низким доходом с большей вероятностью будут отставать. Также дополнительная индивидуальная помощь потребуется обучающимся с ограниченными возможностями или тем, кто не владеет русским языком.

Цифровые технологии позволяют обучающимся исследовать земной шар и отправляться в далекие места, не выходя из-за своих гаджетов. Системы видеоконференцсвязи упрощают встречу эксперта в предметной области в цифровом классе, где бы он ни находился. Онлайн-опросы и другие цифровые технологии привлекают всех обучающихся, в том числе робких детей, которые обычно не поднимают руки в классе. Онлайн-инструменты взаимодействия позволяют связываться со студентами, чтобы получить их мнение по материалам курса и заданиям. Информация, полученная от обучающихся, используется для выявления областей, в которых они могут испытывать трудности. Онлайн-обучение позволяет учащимся учиться со своей скоростью, а также самостоятельно изучать содержание курса.

Сейчас малые, средние и крупные образовательные технологические компании предлагают учреждениям различные новые цифровые решения. Это способствует улучшению качества цифровой инфраструктуры по всей стране, делая

инновационные образовательные технологии более доступными для широких масс. Программы электронного обучения и мобильного обучения предоставляют обучающимся и преподавателям доступ к огромному количеству информационного контента.

Хотя технологии играют важную роль в формировании будущего образования, для обеспечения эффективного использования новых средств обучения необходимо новое поколение педагогов, понимающих важность человеческого общения в классе. Это может привести к удовлетворительной и привлекательной карьере в сфере образования. Обучающиеся получают знания и навыки, необходимые для использования новых образовательных технологий, чтобы максимизировать свои преимущества сегодня и в будущем. В ближайшие годы образовательные тенденции будут развиваться вместе с растущими возможностями Интернета и пропускной способностью сети, что упростит внедрение инновационных технологий в классные комнаты. Тем не менее, не существует полной замены преподаванию и обучению в автономном режиме (в классе). Таким образом, мы достигли эры гибридного преподавания и обучения, когда как онлайн, так и офлайн-системы интегрированы для улучшения результатов и рассматриваются как последствие внедрения Образования 4.0.

Выводы. Начиная с воздействия на окружающую среду, использования меньшего количества бумаги для раздаточных материалов и книг и заканчивая экономией времени и удобством проведения исследований, цифровое обучение - это способ более эффективно использовать ресурсы, способствовать устойчивости и расширить охват и воздействие на обучающихся и учителей. Технологии широко распространены и переплетаются во многих аспектах современной жизни общества. Способы обучения претерпевают изменения, цифровые технологии позволяют сделать образование более доступным.

Литература:

1. Алямкина, Е.А. Психолого-педагогические вызовы высшего образования в цифровом веке / Е.А. Алямкина, Е.В. Рибокене, Н.А. Рыбакова; под общ. ред. О.В. Флерова; Московский университет им. С.Ю. Витте; кафедра психологии и педагогики. - Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2020. - 110 с.

2. Голицына, И.Н. Образование 4.0 в подготовке современных специалистов / И.Н. Голицына // ОТО. - 2020. - № 1.

3. Кияшко, Е.В. Цифровые образовательные ресурсы нового поколения: виртуальный класс для реальных учеников / Е.В. Кияшко, Н.О. Максимова // Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования: Региональная научно-практическая конференция. Сборник материалов, Уссурийск, 19-21 марта 2015 года / Составители: О.П. Жигалова, Т.Н. Горностаева, Т.Г. Сепик. - Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет, 2015. - С. 56-60

4. Мерикова, М.А. Особенности учебной мотивации подростков в условиях цифровизации образования / М.А. Мерикова // Педагогический профессионализм в современном образовании (в условиях глобальной цифровизации): Сборник научных трудов международной научно-практической конференции в рамках Международного форума участников Китайско-российского Союза высших педагогических учебных заведений, Новосибирск, 16 ноября 2022 года / Под редакцией Е.В. Андриенко, Л.П. Жуйковой. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022. - С. 216-223

Педагогика

УДК 378.225

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Бура Людмила Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры менеджмента и туристского бизнеса Селиванов Виктор Вениаминович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО МАРКЕТИНГА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации учебного процесса для раскрытия понятия «Современные маркетинговые технологии». Данный процесс обеспечивает формирование у обучающихся компетенций по основам применения таких маркетинговых технологий, как В2С и В2В. Приведены примеры аналитического сравнения преимуществ и недостатков, особенностей их использования на туристском рынке товаров и услуг.

Ключевые слова: маркетинг, метавселенная, ноомаркетинг, технологии В2С и В2В.

Annotation. The article discusses the features of the organization of the educational process for the disclosure of the concept "Modern Marketing Technologies", which provides the formation of students' competencies on the basics of applying such marketing technologies as B2C and B2B, examples of an analytical comparison of advantages and disadvantages, features of their use in the tourism market of goods and services are given.

Key words: marketing, metaverse, noomarketing, B2C and B2B technologies.

Введение. В процессе проведение лекционных и практических занятий по основам маркетинга, который, как известно, представляет собой комплекс мер по продвижению товаров или услуг и получению прибыли от их продажи, учащимся крайне необходимо освоить современные технологии их продвижения на туристско-рекреационный рынок.

В современном ноомаркетинге понятие технологии B2C (business-to-consumer, «бизнес для потребителя») раскрывается в качестве коммерческого взаимодействия бизнеса и частных лиц. На В2С-рынке продают товары и услуги напрямую конечному потребителю. В то же время, понятие В2В - это сокращение от английского «business-to-business», то есть, условно говоря, «бизнес для бизнеса». При этой технологии продаж заказчиками выступают одни юридические лица, а поставщиками или подрядчиками - другие юридические лица [5]. В результате освоения курса дисциплины «Основы маркетинга» учащиеся должны четко понимать основные отличия и возможные формы взаимодействия этих современных маркетинговых технологий. При освоении учебного материала также следует разобраться в понятии «метавселенная», так как ноомаркетинговая деятельность все шире проводится в виртуальном пространстве. В этой связи, изложение материала необходимо начать с раскрытия понятия «метавселенная».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.