Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ'

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Птущенко Е. Б., Тарасенко В. Д., Иванова Н. В., Мегрикян И. Г., Саакова К. Р.

Рассматривается проблема внедрения информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов как возможной альтернативы или дополнения к классическому образованию. Инновационная цифровая компетентность становится приоритетом во всех сферах и направлениях, включая и педагогику. Существенной проблемой для оптимизации функционирования системы образования в период различных непредвиденных ситуаций становится инновационный процесс обучения. Отмечается, что информационные и компьютерные технологии берут на себя всё больший объем информационно-технологической коммуникации в виде внедрения дистанционных способов обучения. Использование данных технологий в образовании создает возможности адаптации системы получения знаний и формирования ее другим способом, отличным от классического. Основываясь на анализе итогов внедрения дистанционных способов обучения в образовательный процесс, проведенном лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», выявлено, что данный нововведенный вид обучения приемлем в сочетании с классической формой образования. Отмечается, что в процессе перехода с классического на онлайн-формат обучения многие учителя и ученики сталкиваются с разнообразными проблемами технического вида. Были выявлены достоинства и недостатки обучения при помощи информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором проверялась гипотеза об отсутствии самодисциплины в процессе дистанционного обучения. Показана ключевая особенность электронных информационных ресурсов. Сделан вывод о важности классического способа получения знаний и недочете дистанционного способа обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE OF INFORMATION TECHNOLOGY AND DIGITAL RESOURCES IN EDUCATION

The paper deals with the problem of introducing information technologies and digital educational resources as a possible alternative or supplement to classical education. Innovative digital competence is becoming a priority in all areas and directions, including pedagogy. An essential problem for optimizing the functioning of the education system during various unforeseen situations is the innovative learning process. Information and computer technologies are becoming increasingly important for information and communication technologies in the form of the introduction of distance learning methods. The use of these technologies in the education of the Russian society implies the possibility of adapting the system of obtaining knowledge and forming it in a different way than the classical one. Based on the analysis conducted by the Laboratory of Media Communications in Eeducation of the Higher School of Economics, and the results of the introduction of distance learning methods into the educational process, this new type of training was revealed to be acceptable in combination with the classical form of education. In the process of transition from classical to online learning format, many teachers and students face a variety of technical problems. The advantages and disadvantages of learning with the help of information technologies and digital educational resources are identified. The results of an empirical study, in which the hypothesis of the lack of self-discipline in the process of distance learning was tested, are presented. The key feature of electronic information resources is shown. The conclusion is made about the importance of the classical method of obtaining knowledge and the disadvantage of the distance learning method

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

И ВОСПИТАНИЯ

Научная статья

УДК 378:004.9 ББК 74.480:32.973 С 66

DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-45-53

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАНИИ

(Рецензирована)

Елена Борисовна Птущенкош, Владимир Дмитриевич Тарасенко2, Нина Владимировна Иванова3, Ирина Геннадьевна Мегрикян4, Карине Рафаиловна Саакова5

12 Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия

3,4,5Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, Россия

1Нelptu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7820-9926

2 vova.tarasenko2405@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2973-4780

3 iv.nina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5515-2402

4megrikyan_ira@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8975-7012

5 ksaakova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-4194-5126

Аннотация. Рассматривается проблема внедрения информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов как возможной альтернативы или дополнения к классическому образованию. Инновационная цифровая компетентность становится приоритетом во всех сферах и направлениях, включая и педагогику. Существенной проблемой для оптимизации функционирования системы образования в период различных непредвиденных ситуаций становится инновационный процесс обучения. Отмечается, что информационные и компьютерные технологии берут на себя всё больший объем информационно-технологической коммуникации в виде внедрения дистанционных способов обучения. Использование данных технологий в образовании создает возможности адаптации системы получения знаний и формирования ее другим способом, отличным от классического. Основываясь на анализе итогов внедрения дистанционных способов обучения в образовательный процесс, проведенном лабораторией ме-диакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», выявлено, что данный нововведенный вид обучения приемлем в сочетании с классической формой образования. Отмечается, что в процессе перехода с классического на он-лайн-формат обучения многие учителя и ученики сталкиваются с разнообразными проблемами технического вида. Были выявлены достоинства и недостатки обучения при помощи информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором

проверялась гипотеза об отсутствии самодисциплины в процессе дистанционного обучения. Показана ключевая особенность электронных информационных ресурсов. Сделан вывод о важности классического способа получения знаний и недочете дистанционного способа обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация, дигитализа-ция, цифровая среда, цифровые образовательные ресурсы, дистанционное обучение, цифровая компетентность, психологическое влияние, методы обучения.

Для цитирования: Состояние проблемы использования информационных технологий и цифровых ресурсов в образовании / Е.Б. Птущенко, В.Д. Тарасенко, Н.В. Иванова [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 2 (298). С. 45-53. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-45-53

Original Research Paper

THE STATE OF INFORMATION TECHNOLOGY AND DIGITAL RESOURCES IN EDUCATION

Elena B. Ptushchenko1H, Vladimir D. Tarasenko2, Nina V. Ivanova3, Irina G. Megrikyan4, Karine R. Saakova5

1,2Adyghe State University, Maykop, Russia

3,4,5 Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia

1Helptu@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7820-9926

2 vova.tarasenko2405@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-2973-4780

3 iv.nina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5515-2402

4megrikyan_ira@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8975-7012

5 ksaakova@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-4194-5126

Abstract. The paper deals with the problem of introducing information technologies and digital educational resources as a possible alternative or supplement to classical education. Innovative digital competence is becoming a priority in all areas and directions, including pedagogy. An essential problem for optimizing the functioning of the education system during various unforeseen situations is the innovative learning process. Information and computer technologies are becoming increasingly important for information and communication technologies in the form of the introduction of distance learning methods. The use of these technologies in the education of the Russian society implies the possibility of adapting the system of obtaining knowledge and forming it in a different way than the classical one. Based on the analysis conducted by the Laboratory of Media Communications in Eeducation of the Higher School of Economics, and the results of the introduction of distance learning methods into the educational process, this new type of training was revealed to be acceptable in combination with the classical form of education. In the process of transition from classical to online learning format, many teachers and students face a variety of technical problems. The advantages and disadvantages of learning with the help of information technologies and digital educational resources are identified. The results of an empirical study, in which the hypothesis of the lack of self-discipline in the process of distance learning was tested, are presented. The key feature of electronic information resources is shown. The conclusion is made about the importance of the classical method of obtaining knowledge and the disadvantage of the distance learning method.

Keywords: information technologies, digitalization, digital environment, digital educational resources, distance learning, digital competence, psychological influence, teaching methods.

For citation: Ptushchenko E.B., Tarasenko V.D., Ivanova N.V., Megrikyan I.G., Saakova K.R. The state of information technology and digital resources in education // Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022. No. 2 (298). P. 45-53. DOI: 10.53598/2410-3004-2022-2-298-45-53

Нынешний век считается временем инновационных цифровых технологий, которые связывают все сферы социума, образуя общественное информационное пространство. Современное общество активно развивается под влиянием информационных и сетевых технологий. Основой этих процессов является информатизация образования.

Объединение информационных технологий и образования открывает перед человеком возможности, с помощью которых можно решить многие существенно важные проблемы. Образование такого тандема может изменить представление об процессе получения знаний.

Актуальность проблемы. Система образования в России постоянно меняется. Современные реалии создают необходимость активно взаимодействовать с мировым информационно-образовательным пространством, что вносит определенные изменения в учебно-образовательную практику и педагогическую теорию. Современные информационные технологии должны не просто дополнять процесс получения знаний, а стать неотъемлемой частью обучения, которое будет проходить с большей эффективностью. Одним из важных элементов взаимодействия образования и современных информационных технологий являются цифровые информационно образовательные среды дистанционного и открытого обучения. При совместном использовании традиционных и информационных методов повышается качество обучения. Информационные технологии - это не дополнение к

образовательному процессу, а его неотъемлемая часть. Ядром современных образовательных технологий являются цифровые образовательные ресурсы. Актуальным является то, что на их создании сконцентрировано одно из основных направлений информатизации всех форм и уровней образования в России.

Цель исследования - обосновать возможную перспективу дистанционного обучения при помощи информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Для исследования использовались такие методы, как наблюдение, анкетирование и эксперимент. В ходе работы нами были выделены следующие задачи.

1. Рассмотреть и проанализировать итоги внедрения дистанционного способа обучения в образовательный процесс.

2. Выявить достоинства и недостатки обучения при помощи современных информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

В современном обществе происходит изменение инфраструктуры, меняется представление о способах передачи информации, о ресурсах, компетенциях, что, в свою очередь, является немаловажным фактором социокультурной цифровой трансформации. Информационные технологии включают практически большую часть в области генерации, хранения, трансляции, передачи и восприятия информации. При этом они не ограничиваются исключительно технологиями электронно-вычислительных машин. Однако именно компьютерные технологии

(в том числе Интернет) берут на себя всё больший объем информационно-технологической коммуникации.

В современном цифровом мире многие преобразования происходят и в сфере образования. Интерактивные технологии и ранее активно использовались педагогами в такой образовательной деятельности, как метод обучения. На сегодняшний день одним из ключевых источников профессиональной информации для педагога и обучающегося являются информационно-сетевые технологии, это различные сетевые ресурсы в виде информационных баз данных.

Еще множество различных интернет-ресурсов в виде авторских сайтов, форумов и т.д. Значительную часть сегодняшнего Интернет-массива занимают цифровые образовательные ресурсы для всех ступеней образования. Они составлены в виде Интернет-библиотек: словари, энциклопедии, базы данных и архивы. В связи с мобильностью и доступностью представляемой информации они пользуются большой популярностью в научном и образовательном сообществе. Главная их особенность - полная открытость непосредственно самого электронного информационного ресурса: книги, учебники, пособия, сборники, исторические источники, статьи и авторские монографии. Данные ресурсы облегчают и ускоряют работу в обучении и научном исследовании. Большинство школ и ВУЗов перенесли свои образовательные программы в сеть, чтобы ученики могли обучаться дома. Многие педагоги перешли частично или полностью, в зависимости от контингента учащихся, на дистанционное обучение. Данный формат работы все более характеризуется как удобный и комфортный в аспекте личных предпочтений. Однако, по мнению большинства опрошенных, в настоящее время имеет больше недостатков и барьеров в организации полноценного учебного процесса для

обучающихся и потому способен вызвать нежелательные последствия для системы образования в ближайшем будущем.

Обратимся к статистическим данным, которые отражают реальный уровень подготовленности к обучению в дистанционном формате. Почти каждый учащийся имеет смартфон и домашний компьютер. Каждый может пользоваться Интернетом, где содержится неизмеримое количество информации, от ученика требуется только написать запрос в поисковой системе и можно быстро получить ответ на интересующий вопрос. В последние годы в среде научно-образовательного сообщества возникает вопрос: «Могут ли сетевые информационные технологии заменить классическое образование?» Рассмотрим статистику по переходу с офлайн на онлайн обучение. Лаборатория медиакоммуни-каций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» при поддержке Общероссийского профсоюза образования и других организаций провела опрос «Проблемы перехода на дистанционное обучение в РФ глазами учителей». Данная анкета была составлена так, чтобы выявить положительные качества и недостатки исследуемой проблемы. В опросе принимали участие 22 600 учителей из 73 регионов страны, в том числе города-миллионники, обычные города и сельская местность. Особое внимание уделялось следующим утверждениям.

1. «Сложно подсоединить всех детей к видеотрансляции». С этим утверждением было согласно 39% учителей из городов-миллионников, 41% из обычных городов. Чаще всего с такой проблемой сталкивались педагоги из сельской местности, а именно - 42%.

2. «Перебои в работе видеоплатформы из-за перегрузки». С этим утверждением было согласно 38% учителей из сельской местности, 43% из обычных городов. С колоссальными

перегрузками больше всех сталкивались педагоги из городов-милли-онников - 43%.

3. «Некоторые дети не могут справиться с подключением к видеотрансляции самостоятельно». С этим утверждением было согласно 34% учителей из сельской местности, 39% из обычных городов. Педагоги из городов-миллионников сталкивались с такой проблемой в 42% случаях.

4. «У меня низкая скорость Интернета мешает проводить уроки». С этим утверждением согласно 20% учителей из городов-миллионников, 24% из обычных городов. Педагоги из сельской местности сталкивались с такой проблемой в 37% случаев.

5. «Приходится постоянно прерывать уроки из-за того, что кто-то из детей отсоединяется от трансляции». С этим утверждением было согласно 16% учителей из городов-миллионников, 14% из обычных городов и соответственно 12% педагогов из сельской местности [2, 3, 4].

Как показывают результаты, многие респонденты сталкиваются с трудностями технического характера, что, по мнению большинства опрошенных, имеет больше недостатков и барьеров в организации полноценного учебного процесса в дистанционном формате. Можно констатировать, что в данный момент большинство учебных заведений не готово к дистанционному обучению, Слабое техническое обеспечение процесса обучения - это один из недостатков, который мешает точно и правильно оценить формы и методы дистанционного образования.

Много негативных фактов выявилось в процессе анализа ответов респондентов в разделе анкеты с пометкой «другое», а именно: «большинство детей и родителей не готово к работе в средах дистанционного обучения, не умеет пользоваться ресурсами, возникает много технических сложностей, что порождает

массу негативных эмоций»; «уровень знаний обучающегося в области ПК не позволяет подключиться к платформам»; «нехватка оборудования»; «дети не имеют устройств для выхода в Интернет, ученики начальной школы не могут еще подсоединиться к онлайн-уроку без помощи взрослых, многие родители не умеют регистрироваться и выходить на онлайн-урок».

По этому поводу можно сказать, что уровень цифровой грамотности в нашей стране еще недостаточен, чтобы говорить о цифровом обществе в целом. Отметим, что подразумевается цифровая компетентность - готовность и способность человека применять информационно-цифровые технологии во всех сферах жизнедеятельности.

Данный опрос показывает, насколько участники образовательного процесса были не готовы к переходу из привычной среды в информационную онлайн-среду. А также все еще существуют технические ограничения, а одним из главных недостатков является цифровая безграмотность [3, 4].

Рассмотрим еще один аналитический обзор института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), который провел опрос преподавателей и студентов об их отношении к дистанционной форме обучения во всех филиалах академии. В исследовании участвовало 2011 студентов из 53 филиалов РАНХиГС. Результаты опроса обучающихся сопоставили с ответами 4000 преподавателей академии. Студентами и преподавателями были даны следующие утверждения.

1. «Качество дистанционного обучения хуже, чем традиционного». С данным утверждением было согласно 55,4% студентов и 87,4% преподавателей.

2. «Дистанционное обучение неудобно». С данным утверждением

было согласно 47,7% студентов и 53,8% преподавателей.

3. «В аудиториях учиться лучше». С данным утверждением было согласно 69,6% студентов и 85,5% преподавателей [3, 6].

По результатам данного аналитического обзора можно сделать вывод, что преподавательскому составу гораздо труднее дается процесс дистанционного формата обучения. Многим преподавателям пришлось во время онлайн-заня-тий (на примере вынужденной он-лайн-эпопеи) проявлять находчивость и креативность, искать новые форматы подачи материалов и взаимодействия с учащимися, быстро адаптироваться к непривычным условиям, перестроиться на другие инструменты подачи учебного материала, на ходу изобретать новые методические пособия [4].

Исходя из данных, полученных в результате аналитических исследований, можно сделать вывод о том, что обучение при использовании информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов вызывает трудности не только у учеников, но и у студентов и преподавателей. Такое отношение у участников образовательного процесса может быть вызвано скептицизмом обучающихся и консервативностью педагогического состава. Еще недостаточно методов и методик дистанционного формата обучения, ориентирующихся на особенности ученика и его психику.

Если учесть, что современная система образования в последнее время находится в процессе трансформации, информатизации и адаптации, то необходимо ученикам стать более активными участниками образовательного процесса, а педагогам создавать новые подходы, методы и модели обучения. Процесс обучения становится динамичнее с использованием цифровых технологий, когда ученик может воспользоваться ссылками на соответствующие

материалы или ресурсы, и повысить устойчивые навыки самостоятельной работы, что способствует развитию познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

Наше аналитическое исследование выявило ряд преимуществ в образовательном процессе с использованием информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов.

1. Ученики намного лучше изучают различные текстовые редакторы при дистанционной работе, быстрее запоминают расположение букв на клавиатуре, что развивает память, внимание и мелкую моторику.

2. Автоматизация рутинных процессов. Информационные технологии активно развиваются, и уже выработаны алгоритмы, позволяющие совершать проверку выполненных заданий. В качестве примера можно рассмотреть цифровой образовательный ресурс «Skysmart Класс». Автоматическая проверка позволяет сэкономить много личного времени. Система работает следующим образом: преподаватель выбирает предмет, класс и тему, находит подходящее задание и отправляет ссылку своим ученикам. После чего анализирует полученные результаты. Это дает возможность прослеживать в реальном времени степень грамотности обучающихся.

3. При обучении с помощью цифровых образовательных ресурсов перестает иметь значение время и место занятий. Человек может заниматься изучением дисциплины в комфортной для себя обстановке. Обучающийся может сделать перерыв, заняться своими делами и вернуться к занятиям, когда ему будет удобно.

4. Наличие бесчисленного количества электронных информационных ресурсов, например: Учи. Ру, РЭШ, ЯКласс, Яндекс.Учеб-ник, Фоксфорд. Все эти цифровые базы данных позволяют выбрать для обучения любую дисциплину,

даже самую узко направленную. Современные технологии позволяют дополнять и совершенствовать информационные базы знаний специалистами по всему миру, что повышает качество изучаемого материала.

5. Все эти методы обучения будут особенно актуальны для обучающихся, которые испытывают проблемы со здоровьем и вынуждены обучаться дистанционно. Информационные технологии стирают границы, раньше мы могли получить образование только в стенах учебных учреждений, а сегодня можно не только получить знания, находясь дома, но и начать зарабатывать, имея в распоряжении только компьютер [5].

Все выше перечисленное является несомненными достижениями информационных технологий, используемых в сфере образования, но у таких методов обучения (дистанционных) есть весомые недостатки.

1. Психологическое влияние. Один из главных минусов обучения при помощи цифровых образовательных ресурсов - это отсутствие физического общения между учениками и педагогами, потеря эмоционального контакта и поддержки. Все это создает психологические трудности и исключает индивидуальный подход к обучающемуся, что очень важно, ведь все люди разные.

2. Самодисциплина. Было проведено два этапа эмпирического исследования, в котором проверялась гипотеза об отсутствии самодисциплины в процессе дистанционного обучения. Для проведения эксперимента была собрана группа из двенадцати учеников средней школы восьмого класса. На первом этапе участникам исследования была дана математическая задача повышенной сложности, решение которой проходило в дистанционном формате. Результаты были следующие: вся испытуемая группа смогла правильно решить поставленную им задачу.

Второй этап предполагал решение похожей задачи, но в очном формате с наблюдающим. Теперь результаты отличались: 60% испытуемых не справилось с задачей. Данное исследование продемонстрировало то, что при дистанционном обучении многие ученики предпочтут воспользоваться Интернет-ресурсом с готовыми решениями, нежели сами попробуют прийти к правильному ответу, что является отсутствием самодисциплины.

3. Контроль полученных знаний. Данный пункт является следствием предыдущего. В учебных учреждениях регулярно осуществляется контроль за полученными знаниями. Чаще всего это устный опрос или письменная работа, за редким исключением, в роли проверки усвоенного материала выступают компьютерные тесты. Цифровые образовательные ресурсы могут располагать отличным теоретическим материалом, а вот практическую часть легко обмануть, используя любую поисковую систему. Наличие такого недостатка ставит под сомнение качество получаемых знаний.

4. Технические ограничения. Для активного использования информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов необходим компьютер и качественное Интернет-соединение. Если компьютер еще можно заменить современным смартфоном, то отсутствие повсеместного широкополосного доступа к мировой сети создает серьезное ограничение [5, 7].

Заключение. В контексте данной работы мы рассмотрели несколько основных информационно-технологических ресурсов, которые необходимы при дистанционном обучении. Такие технологии открывают большие возможности всем участникам образовательного процесса. Наше исследование показало, что информационные технологии в дистанционной образовательной среде еще не совершенны. Существуют

технические, технологические ограничения, которые снижают доступность к новому методу обучения, а поверхностная цифровая грамотность не позволяет качественно получить качественное образование. Эти исследования позволили нам обрисовать общую картину в новейшей научно-исследовательской действительности, которая неразрывно связана с современными информационными технологиями.

Таким образом, можно констатировать, что только совместная реализация классического и дистанционного образования на основе интеграции их базовых принципов позволит достичь такого качества образования, на которое в современных условиях существует запрос, позволит обеспечить формирование цифровой компетентности обучающихся и приблизит нас к новому информационно-цифровому обществу.

Примечания:

1. Авдеева А.В., Богданова М.В. Информационные технологии в работе с дошкольниками и их влияние на дальнейший процесс обучения // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Все-рос. науч.-практ. конф. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2020. С. 5-10.

2. Российский учебник. LECTA. URL: https://rosuchebnik.ru/ material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/

3. Милкус А.Б. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. URL: https://lala.lanbook.com / distancionnoe-obuchenie-osnovnye-itogi.

4. Померанцева Н.А. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение. URL: https://www.vedomosti.ru/management / articles/2020/05/28/831354-distansionnoe-obuchenie.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Academia, 2016. 543 c.

6. Налетова Н.Ю. Цифровизация образования: «за» и «против», текущие и имманентные проблемы // Педагогика. 2020. № 1. С. 43-47.

7. Перминова Л.М. Цифровое образование: ожидания, возможности, риски // Педагогика. 2020. № 3. С. 28-37.

8. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 392 с.

References:

1. Avdeeva A.V., Bogdanova M.V. Information technologies in working with preschoolers and their influence on the further learning process // Information technologies in the educational process of the university and school: proceedings of the XIV All-Russian scient. and pract. conf. Voronezh: VGPU Publishing house, 2020. P. 5-10.

2. Russian textbook. LECTA. URL: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov -kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/

3. Milkus A.B. Problems of transition to distance learning in the Russian Federation through the eyes of teachers. URL: https://lala.lanbook.com/ distancionnoe-obuchenie-osnovnye-itogi.

4.PomerantsevaN.A.Whystudentsandteachersdislikedistancelearning.URL:https:// www.vedomosti.ru/management/ articles/2020/05/28/831354-distansionnoe-training.

5. Zakharova I.G. Information technologies in education. M.: Academia, 2016. 543 pp.

6. Naletova N.Yu. Digitalization of education: pros and cons, current and immanent problems // Pedagogy. 2020. No. 1. P. 43-47.

7. Perminova L.M. Digital Education: Expectations, opportunities, risks // Pedagogy. 2020. No. 3. P. 28-37.

8. Pedagogical technologies of distance learning: a manual for universities / /Ed. E.S. Polat. 3rd ed. M.: Urait, 2020. 392 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Статья поступила в редакцию 27.05.2022; одобрена после рецензирования 29.05.2022; принята к публикации 12.06.2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 27.05.2022; approved after reviewing 29.05.2022; accepted for publication 12.06.2022.

© Птущенко Е.Б., Тарасенко В.Д., Иванова Н.В., Мегрикян И.Г., Саакова К.Р., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.