Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аутлев А. А.

В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации системы образования и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современных образовательных учреждениях. Анализируются проблемы, с которыми стакиваются система образования, учителя и учащиеся при цифровой трансформации, и пути их решения. Отмечается назревшая необходимость использования дистанционных образовательных технологий на уроках. Полученные данные исследования позволили понять, насколько преподавателям на современном этапе развития трудно взаимодействовать с интегрированными в образовательный процесс современными технологиями. В этой связи автором выявлен переломный момент становления дистанционного обучения, определена наиболее популярная информационная среда образовательного процесса. В процессе исследования была определена необходимость создания системы управления образованием, изучена статистика опросов студентов и их результаты. Определено, что часть преподавателей испытывают сложности при взаимодействии с новыми функциональными возможностями интегрируемых дистанционных каналов, поэтому необходимо обеспечить совершенствование механизмов их функционирования и перестроение в условиях дистанционного обучения. Также была исследована текущая ситуация и настроение студентов по итогам внедрения дистанционного обучения. Было определено, что необходимо внедрение ИКТ в образовательный процесс учебных заведений, а также совершенствование и улучшение процессов преподавания в учреждениях, где уже завершена технологическая «миграция» образовательных процессов, помогающих дистанционно проводить занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аутлев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The article deals with the issues of digital transformation of the education system and the use of information and communication technologies (ICT) in modern educational institutions. The article analyzes the problems faced by the education system, teachers and students in the course of digital transformation, and ways to solve them. The urgent need to use distance learning technologies in the classroom is studied. The obtained research data made it possible to understand how difficult it is for teachers to interact with modern technologies integrated into the educational process. In this regard, the turning point in the formation of distance learning was identified by the author and the most popular information environment of the educational process was determined. In the research process the need to create an education management system was recognized, studied the statistics of student surveys and their results. It was found out that some teachers experience difficulties in interacting with the new functionality of integrated communication channels and therefore, it is necessary to ensure the improvement of the mechanisms of their functioning and restructuring in the conditions of distance learning. The current situation and the mood of students following the results of the introduction of distance learning were also investigated. It was determined that it is necessary to introduce ICT into the academic process of educational institutions, as well as to improve and develop academic processes in institutions where the technological "migration" of educational processes that help to conduct classes remotely has already been completed.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

СОЦИОЛОГИЯ

Научная статья УДК 378 ББК 74.48 А 93

DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-67-73

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Аскер Асланович Аутлев

Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия

asker.autlev2@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы цифровой трансформации системы образования и применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современных образовательных учреждениях. Анализируются проблемы, с которыми стакиваются система образования, учителя и учащиеся при цифровой трансформации, и пути их решения. Отмечается назревшая необходимость использования дистанционных образовательных технологий на уроках.

Полученные данные исследования позволили понять, насколько преподавателям на современном этапе развития трудно взаимодействовать с интегрированными в образовательный процесс современными технологиями. В этой связи автором выявлен переломный момент становления дистанционного обучения, определена наиболее популярная информационная среда образовательного процесса. В процессе исследования была определена необходимость создания системы управления образованием, изучена статистика опросов студентов и их результаты.

Определено, что часть преподавателей испытывают сложности при взаимодействии с новыми функциональными возможностями интегрируемых дистанционных каналов, поэтому необходимо обеспечить совершенствование механизмов их функционирования и перестроение в условиях дистанционного обучения. Также была исследована текущая ситуация и настроение студентов по итогам внедрения дистанционного обучения. Было определено, что необходимо внедрение ИКТ в образовательный процесс учебных заведений, а также совершенствование и улучшение процессов преподавания в учреждениях, где уже завершена технологическая «миграция» образовательных процессов, помогающих дистанционно проводить занятия.

Ключевые слова: трансформация, информационно-коммуникационные технологии, образование, дистанционное обучение, образовательный процесс, цифровизация.

Для цитирования: Аутлев А.А. Цифровая трансформация образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2022. Вып. 4 (309). С. 67-73. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-67-73.

Original Research Paper

DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

Asker A. Autlev

Adyghe State University, Maikop, Russia

asker.autlev2@yandex.ru

Abstract: The article deals with the issues of digital transformation of the education system and the use of information and communication technologies (ICT) in modern educational institutions. The article analyzes the problems faced by the education system, teachers and students in the course of digital transformation, and ways to solve them. The urgent need to use distance learning technologies in the classroom is studied.

The obtained research data made it possible to understand how difficult it is for teachers to interact with modern technologies integrated into the educational process. In this regard, the turning point in the formation of distance learning was identified by the author and the most popular information environment of the educational process was determined. In the research process the need to create an education management system was recognized, studied the statistics of student surveys and their results. It was found out that some teachers experience difficulties in interacting with the new functionality of integrated communication channels and therefore, it is necessary to ensure the improvement of the mechanisms of their functioning and restructuring in the conditions of distance learning. The current situation and the mood of students following the results of the introduction of distance learning were also investigated. It was determined that it is necessary to introduce ICT into the academic process of educational institutions, as well as to improve and develop academic processes in institutions where the technological «migration» of educational processes that help to conduct classes remotely has already been completed.

Keywords: transformation, information and communication technologies, education, distance learning, educational process, digitalization.

For citation: Autlev A.A. Digital transformation of education // Bulletin of the Adyghe State University. Series: Regional Studies «Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Culturology». 2022. Iss. 4 (309). P. 67-73. DOI: 10.53598 / 2410-3691-2022-4-309-67-73.

Введение. В современной России цифровизация системы образования осуществляется активными темпами. Под цифровизацией в широком смысле слова мы подразумеваем внедрение современных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека. Актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все составляющие образовательной системы обусловлена глобальной цифровизацией всех отраслей

экономики. Суть цифровой трансформации заключается в эффективности и гибкости применения новейших технологий для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образовательному процессу. Цифровизация является современным этапом развития информатизации, который отличается преобладающим использованием цифровых технологий накопления, обработки, передачи, хранения и визуализации информации.

Это способствует возникновению и распространению новых технических средств, внедрению инновационных технологий и программных решений в образовательный процесс [1; 10].

Цель исследования: определить важность и необходимость присутствия ИКТ в образовательной деятельности в условиях быстрой трансформации процессов и методик образования.

Методика исследования. Главной задачей государства является грамотное осуществление стратегии цифровизации для повышения эффективности профессиональной деятельности и компетентности педагогов и учащихся. Для этого постоянно проводятся различные научные исследования, семинары, конференции на тему цифровой трансформации системы образования. В Москве в сентябре 2019 г. прошла международная российско-китайская образовательная конференция «Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования». Документация основывается на базе научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Согласно концепции цифровизации, в образовании сегодня решаются важные задачи [2].

Анализ практического опыта показывает, что руководители образовательных учреждений испытывают определенные трудности в управлении инновационными процессами, направленными на реализацию программ цифровой трансформации образовательных процессов в школах и вузах. К таким трудностям относятся: наблюдающийся у администрации дефицит опыта сетевого взаимодействия с социальными партнерами, педагогами, родителями, учащимися, использования сетевых ресурсов как инструментов выработки и реализации управленческих решений; управление учебным процессом и контроль его эффективности в

условиях масштабного использования дистанционных форм обучения; использование управленческого потенциала сайтов, чатов, электронных обучающих программ и др. интернет-ресурсов; «внутрикорпоративная» система повышения цифровой компетентности управленческой команды, педагогов, сотрудников образовательного учреждения, обучающихся; вхождение школы в 1Т-инфраструктуры мегаполиса (например, «Московская электронная школа (МЭШ); развитие и использование внутришкольной и внутри-вузовской библиотеки электронных материалов; управление развитием материальной инфраструктуры школы современного уровня, что предполагает внедрение современных технологий (искусственный интеллект, большие данные, виртуальная и дополненная реальность) и основанных на них новых форм обучения; анализ и контроль рисков цифровизации для здоровья учителей и учащихся, а также управление системой защиты их от вредной информации. Данные вопросы требуют решения на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Сегодня повышение навыков учителей и учащихся в сфере цифровых технологий является приоритетной задачей образовательной системы. Информационная компетенция учителя предполагает умение находить, анализировать необходимую информацию. Он должен владеть разными информационными ресурсами: компьютерными источниками информации, интернет-ресурсами, справочниками, атласами, энциклопедиями [3; 46].

Развитие онлайн- формата в совре -менном образовательном процессе и переход от бумаги к компьютерным технологиям повышает требования к учителю и учащимся. Разработка новых систем управления обучением (СУО) - это важный этап в цифровизации образовательного процесса. В дистанционном образовании СУО называются программы

по администрированию и контролю учебных курсов. Такие приложения дают возможность свободного доступа всех преподавателей и студентов к знаниям [4].

В связи с развитием процесса цифровизации образовательного пространства изменяются объем и содержание учебного материала. Педагоги по различным предметам и учащиеся должны грамотно и активно использовать в учебной деятельности в цифровой форме видеофрагменты, фотографии, статические и динамические модели, компьютерные геометрические конструкторы, компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды, объекты виртуальной реальности, интерактивное моделирование и текстовые документы [5; 139]. Однако низкий уровень знаний ИКТ преподавательского состава сегодня не позволяет максимально эффективно использовать данный инструмент в обучении.

В связи с цифровой трансформацией образовательной системы предпрофессиональная подготовка в учреждениях образования ведётся как в очной форме, так и с помощью дистанционного обучения. Использование различных цифровых технологий, платформ, приложений и сервисов позволяет активно внедрять дистанционное обучение в образовательный процесс. Это даёт уникальную возможность обеспечить вариативность учебного процесса и разнообразить формы педагогической деятельности. Дистанционное обучение будущих специалистов имеет большую перспективу развития в современных условиях образовательной среды. Данный вывод подтверждается различными исследованиями, повышением мотивационной составляющей в обучении студентов, улучшением качества образовательного процесса за счёт разнообразия форм обучения (проекты, конференции, презентации, видеоуроки, собрания и т.д.), ростом успеваемости,

эффективностью дистанционного формата обучения. Тематикой дистанционного обучения занимались различные отечественные учёные: М.Ю. Карпенко, Н.Б. Евтух, А.М. Долгоруков, С.П. Кудрявцева, Д.М. Джусубалиева, Е.С. Полат, Н.Г. Си-ротенко, Б.И. Шуневич, А.В. Хуторской, О.В. Хмель и другие [6].

В современном мире, в том числе в российской системе образования, спикеры, педагоги и учащиеся всё чаще переходят на виртуальную платформу Zoom для дистанционного обучения. Особенно актуальным этот вопрос стал в условиях карантина, который начался с 2020 г. в связи с повсеместной пандемией COVID-19. В настоящее время с этого периода дистанционное обучение активно используется в системе образования России. Это требует новых научных исследований для формирования полной информационной базы о данной форме учебной деятельности. В 2021 г. исследователи из Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) изучили феномен Zoom-усталости студентов вузов. Среди методов исследования можно выделить анализ учебно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование [7].

Результаты. В сентябре 2021 г. специалисты Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ изучали актуальные вопросы, связанные с дистанционным обучением с помощью платформы Zoom, в том числе феномен Zoom-усталости. Цель исследования - изучить связь дистанционного обучения в онлайн-формате с возникновением Zoom-усталости. Данный термин описывает эмоциональное истощение, связанное с переходом разного вида общения (учеба, преподавание, общение по работе, с друзьями, совещания) в видеорежим. Объектом исследования стали 100 студентов московских вузов в возрасте 17 лет - 24 года. Их попросили ответить на ряд вопросов, связанных

с: частотой использования платформы Zoom и других сервисов для учёбы, отношением к дистанционному формату образовательного процесса, состоянием после онлайн-уроков, уровнем эмоционального комфорта, уровнем усталости от онлайн-обуче-ния [7].

Большинство опрошенных принимали активное участие в он-лайн-занятиях. В зависимости от университета длительность занятий и время перерывов разное из-за отсутствия единого подхода к дистанционному формату обучения. Большинство респондентов (39%) участвовали в 5 и более видеоконференциях в день, одной-двух (23%), трёх-пяти (27%). Количество занятий в месяц 3-5 шт. посещали 6% респондентов, 3% вообще не посещали занятия. Кроме того, учёные изучали количество лекций в день. Исследование проводилось в рамках проекта «Обучение в условиях COVID-19» Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ под руководством О.В. Рубцовой. У 41% респондентов проводилось 6 и более дистанционных занятий, у 25% - четыре пары, две-три в день - у 10% [7].

Многие респонденты испытывают истощённость и усталость от Zoom, однако 36% студентов вполне удовлетворены данной платформой, 56% частично удовлетворены, другие - не удовлетворены. У 84% опрошенных видеозанятия длятся 1,5 часа, а у 10% - более двух. Многие респонденты предпочитают длительность занятий не более часа (30%), даже 30-45 минут (16%) [8]. В результате опросов 66% респондентов хотят обучаться в смешанном режиме, 20% - только очно, а 14% - только дистанционно. Студенты предпочитают ту форму обучения, к которой хорошо адаптированы. Это подтверждают результаты тестирования на уровень усталости. Часто ощущают чувство усталости те студенты, кто плохо адаптирован к удалённому формату обучения. При

опросе 73% студентов считают оптимальным количество занятий в день не более одного, 11% - 2-3 занятия, 8% - не более четырех, 7% вообще не хотят онлайн-занятий [7].

В результате исследования выяснилось негативное влияние этого формата обучения на здоровье учащихся. Онлайн-занятия влияют на зрительную усталость учащихся. У некоторых опрошенных отмечаются боли в спине и шее. У студентов менялось в процессе обучения пищевое поведение. Таким образом, 16% из них не доедали (из-за онлайн-заня-тий), 18% - переедали из-за стрессов на фоне обучения. Ухудшение сна наблюдалось у 21% опрошенных.

Отмечается, что при данном формате учёбы не хватает времени на отдых. У 54% респондентов перерывы были по 15 минут, а у 32% - по 10 минут. Из-за этого многие замечали физическую и эмоциональную усталость [7].

Заключение. Таким образом, опытно-экспериментальное исследование по применению платформы Zoom в рамках дистанционного обучения показывает, что сегодня отсутствуют стандарты организации дистанционного и смешанного обучения. Это влияет на физическое и психологическое здоровье учащихся. Поэтому необходимо в санитарно-эпидемиологических правилах и нормах (СанПиН) вводить новые требования к формату обучения для обеспечения безопасной и комфортной образовательной среды. В будущем важно создать инструмент для измерения эффективности восприятия информации при дистанционном формате. Специалистам необходимо изучать влияние на сон, питание учащихся. Важны исследования показателей психологического и физического здоровья, а также изменения поведенческих реакций. В целом подготовка будущих специалистов в различных областях деятельности успешно проходит в условиях дистанционного обучения благодаря простоте

и универсальности работы приложения Zoom. Такой формат образовательного процесса отличается мобильностью, быстротой обратной связи, непрерывностью образования, наглядностью, получением информации дистанционно и интерактивностью. Однако специалисты отмечают, что дистанционный формат обучения требует дополнительного изучения и совершенствования с учётом всех аспектов и нюансов. Его специфика и влияние на организм человека в целом, на его физическое и психологическое здоровье предполагают ограниченность во времени использования данного формата педагогической деятельности. Несовершенство знаний и навыков у учащихся и педагогов приводит к сбоям в учёбе, что нарушает важный принцип непрерывности образовательного процесса. Однако удобство и комфорт

дистанционного обучения открывает новые возможности для его применения в будущем. Специалистам и учёным в дальнейшем предстоит большая научно-исследовательская работа по изучению дистанционного обучения как альтернативного формата учебной деятельности очному образованию [8; 45].

Подводя итоги, целесообразно отметить, что в современном образовательном пространстве необходимо активное применение ИКТ с целью повышения эффективности обучения. Важным моментом остается анализ проблем, возникающих при цифровой трансформации образования. Это позволит своевременно выявлять реальные проблемы современной системы образования в условиях цифровизации и быстрее находить оптимальные варианты решения по улучшению учебного процесса.

Примечания:

1. Хомякова С.С. Трансформация и закрепление термина «цифровизация» на законодательном уровне // Молодой ученый. 2019. № 41 (279). С. 9-12. URL: https:// moluch.ru/archive/279/62867/ (дата обращения: 20.10.2022).

2. Стрельникова И.А. Актуальные аспекты цифровизации российского образования // Социальные инновации и социальные науки. 2021. № 1 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-aspekty-tsifrovizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.10.2022)

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Москва: АПК и ПРО, 2018. 87 с.

4. Семь задач цифровизации российского образования. 2020. URL: https:// trends.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (дата обращения: 19.10.2022).

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина. Москва: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2019. 344 с.

6. Мензул Е.В., Иванова С.В., Рязанцева Н.М. Проблемы дистанционного обучения в профессиональном образовании и пути их решения // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2020. № 11-12. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/proMemy-distantsionnogo-obucheniya-v-professionalnom-obrazovanii-i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 21.10.2022).

7. Исследователи из МГППУ изучили феномен Zoom-усталости студентов // БезФормата. URL: https://moskva.bezformata.com/Hstnews/fenomen-zoom-ustalosti-studentov/100869097/ (дата обращения: 20.10.2022).

8. Вайдорф-Сысоева М.Е. Методика дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2020. 194 с.

References:

1. Khomyakova S.S. Transformation and attachment of the term «digitalization» at the legislative level / S.S. Khomyakova. - Text: direct // Young scientist. - 2019. -No. 41 (279). - P. 9-12. - URL: https://moluch.ru/archive/279/62867/ (date of access: 20.10.2022).

2. Strelnikova I.A. Actual aspects of digitalization of Russian education // Social innovations and social sciences. - 2021. - No. 1(3). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/aktualnye-aspekty-tsifrovizatsii-rossiyskogo-obrazovaniya (date of access: 20.10.2022).

3. Ivanov D.A. Competence approach in education. Problems, concepts, tools / D.A. Ivanov, K.G. Mitrofanov. - M.: APK and PRO, 2018. - 87 pp.

4. Seven tasks of digitalization of the Russian education. 2020. - URL: https:// trends.rbc.ru/trends/education/5d9ccba49a7947d5591e93ee (date of access: 19.10.2022).

5. Uvarova A.Yu. Difficulties and prospects of digital transformation of education // Ed. by A.Yu. Uvarov, I.D. Frumin. National Research University Higher School of Economics, M. 2019. 344 pp.

6. Menzul E.V., Ivanova S.V., Ryazantseva N.M. Problems of distance learning in vocational education and ways of their solution // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2020. -lNo. 11-12. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ problemy-distantsionnogo-obucheniya-v-professionalnom-obrazovanii-i-puti-ih-resheniya (date of access: 21.10.2022).

7. Researchers from MGPPU studied the phenomenon of Zoom-fatigue of students - No Format. URL: https://moskva.bezformata.com/listnews/phenomen-zoom-ustalosti-studentov/100869097/ (date of access: 20.10.2022)

8. Vaydorf-Sysoeva M.E. Methods of distance learning: a manual for universities. M.: Urait Publishing house, 2020. 194 pp.

Статья поступила в редакцию 01.10.2022; одобрена после рецензирования 15.10.2022; принята к публикации 26.10.2022.

The paper was submitted 01.10.2022; approved after reviewing 15.10.2022; accepted for publication 26.10.2022.

© А.А. Аутлев, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.