EDN: XFSDFM
Е.С. Куликова - д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, e.s.kulikova@ inbox.ru,
E.S. Kulikova - doctor of economic sciences, professor, Department of State and Municipal Administration, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia;
С.А. Маковень - магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия,
S.A. Makoven - master's student of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATION: STRATEGIC APPROACHES AND PROSPECTS
Аннотация. В современном мире цифровые технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, включая дошкольное образование. Данное исследование направлено на анализ стратегических подходов к внедрению цифровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях и рассмотрение перспектив их использования. В статье рассматриваются преимущества и вызовы, связанные с использованием цифровых инструментов в раннем обучении детей, а также представлены примеры успешной интеграции технологий в педагогическую практику. Особое внимание уделено анализу ожидаемых эффектов после внедрения цифровых технологий, представленных в таблице 1. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при правильном подходе цифровые технологии могут существенно повысить качество дошкольного образования, способствовать развитию когнитивных и социальных навыков детей, а также повысить мотивацию к обучению. В заключении предлагаются рекомендации для педагогов и руководителей образовательных учреждений по эффективному внедрению цифровых технологий в дошкольное образование.
Abstract. In the modern world, digital technologies have become an integral part of the educational process, including preschool education. This study aims to analyze strategic approaches to the implementation of digital technologies in preschool educational institutions and examine the prospects of their use. The article discusses the advantages and challenges associated with using digital tools in early childhood education and presents examples of successful integration of technologies into pedagogical practice. Special attention is paid to analyzing the expected effects after the implementation of digital technologies, presented in Table 1. The study results indicate that with the right approach, digital technologies can significantly enhance the quality of preschool education, contribute to the development of children's cognitive and social skills, and increase motivation for learning. The conclusion offers recommendations for educators and educational institution managers on effectively integrating digital technologies into preschool education.
Ключевые слова: цифровые технологии, дошкольное образование, стратегические подходы, внедрение, педагогика, инновации, развитие детей.
Keywords: digital technologies, preschool education, strategic approaches, implementation, pedagogy, innovation, child development.
Современное общество переживает период стремительного развития информационных и коммуникационных технологий, оказывающих значительное влияние на все сферы жизни, включая образование. Дошкольное образование, являясь первым звеном в системе образования, не может оставаться в стороне от этих процессов. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений открывает новые возможности для развития детей, повышения качества обучения и подготовки их к жизни в цифровом обществе. Однако процесс интеграции цифровых технологий в дошкольное образование сталкивается с рядом вызовов. С одной стороны, существует необходимость адаптации педагогических подходов и методов к новым условиям, с другой - обеспечение безопасности и здоровья детей при использовании цифровых устройств. Важным является вопрос подготовки педагогических кадров, способных эффективно использовать цифровые технологии в своей работе.
Актуальность исследования обусловлена потребностью в разработке стратегических подходов к внедрению цифровых технологий в дошкольное образование, которые позволят преодолеть существующие препятствия и максимально использовать потенциал технологий для развития детей. В условиях цифровой трансформации общества важно обеспечить гармоничное сочетание традиционных методов воспитания и обучения с инновационными цифровыми инструментами.
Цель данной статьи - проанализировать стратегические подходы к использованию цифровых технологий в дошкольном образовании, рассмотреть перспективы их внедрения и представить ожидаемые эффекты от их применения.
Вопрос внедрения цифровых технологий в дошкольное образование широко обсуждается в современной научной литературе. Многие исследователи подчеркивают значимость и актуальность данной темы, рассматривая различные аспекты и подходы к интеграции технологий в образовательный процесс.
М.Н. Гончарова и коллеги [3] проводят оценку развития рынка образовательных услуг в регионах Уральского федерального округа. Они указывают на то, что цифровые технологии могут стать инструментом повышения конкурентоспособности образовательных учреждений, включая дошкольные организации. Г.Г. Анцыги-на [1] отмечает, что погружение детей в современные профессии через STEAM-образование с использованием цифровых технологий способствует формированию у них устойчивого интереса к науке и технике. Автор подчеркивает важность преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, что позволяет обеспечить непрерывность развития детей. М.М. Жудро и соавторы [4] обращают внимание на формирование профессиональной компетентности воспитателей в использовании цифровых технологий для гражданского и патриотического воспитания детей. Авторы считают, что подготовка педагогов является ключевым фактором успешного внедрения технологий. И.В. Борзунов и соавторы [2] рассматривают изменения ФГОС как часть государственного регулирования деятельности высших учебных заведений. Хотя их исследование сфокусировано на высшем образовании, авторы затрагивают вопросы стандартизации и обновления образовательных про-
Деловой вестник предпринимателя № 3 (17), 2024_25
грамм, что является актуальным и для дошкольного образования в контексте цифровизации. Т.П. Почтарькова и соавторы [6] анализируют возможности и проблемы использования цифровых технологий и инструментов в дошкольном образовании. Авторы выделяют ряд преимуществ, таких как интерактивность и доступ к разнообразным ресурсам, но также указывают на необходимость преодоления технических и методических барьеров. Т.А. Кот и В.А. Венцель [5] исследуют использование интерактивной песочницы как средства интеграции цифровых технологий в дошкольное образование. Они приходят к выводу, что такие инструменты способствуют развитию сенсорных и моторных навыков у детей, а также повышают их интерес к обучению. Т.А. Сваталова [7] проводит исследование готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности. Она отмечает, что уровень цифровой компетентности воспитателей является недостаточным, что требует организации системной подготовки и повышения квалификации. Г.В. Яковлева [8] рассматривает использование цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автор подчеркивает, что технологии могут стать эффективным средством коррекции и развития, однако требуют адаптации и индивидуального подхода.
Суммируя мнения различных авторов, можно выделить общие тенденции и направления исследований:
1. Подготовка педагогов. Многие исследователи [4, 7] сходятся во мнении, что успешное внедрение цифровых технологий невозможно без повышения профессиональной компетентности воспитателей.
2. Преемственность образования. Анцыгина Г.Г. [1] акцентирует внимание на необходимости обеспечения преемственности между различными уровнями образования при использовании технологий.
3. Использование специализированных инструментов. Работы Кот Т.А. и Венцель В.А. [5], а также Яковлевой Г.В. [8] демонстрируют эффективность использования специфических цифровых средств для развития детей.
4. Анализ рисков и проблем. Почтарькова Т.П. и коллеги [6] указывают на существующие барьеры в внедрении технологий и необходимость их преодоления.
5. Социально-экономические аспекты. Гончарова М.Н. и соавторы [3] рассматривают влияние цифрови-зации на развитие образовательных услуг в регионах, что имеет значение для стратегического планирования.
Таким образом, библиографический анализ подтверждает актуальность темы и разнообразие подходов к исследованию использования цифровых технологий в дошкольном образовании. Мнения авторов свидетельствуют о необходимости комплексного подхода, включающего подготовку педагогов, разработку методических материалов и учет индивидуальных особенностей детей.
Внедрение цифровых технологий в дошкольное образование требует системного и стратегического подхода, учитывающего особенности развития детей дошкольного возраста и специфику педагогического процесса. Рассмотрим основные стратегические подходы, которые могут быть применены при интеграции цифровых технологий в дошкольные учреждения.
Цифровые технологии должны стать естественной частью образовательного процесса, дополняя и обогащая традиционные методы обучения. Это может быть достигнуто посредством использования интерактивных досок, образовательных приложений и электронных игр, которые способствуют развитию познавательной активности и творческих способностей детей.
Пример: Использование интерактивных приложений для изучения букв и цифр позволяет детям в игровой форме освоить базовые навыки чтения и счета.
Успех внедрения цифровых технологий во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров. Необходимо организовывать регулярное обучение и повышение квалификации воспитателей в области информационных технологий, чтобы они могли эффективно использовать цифровые инструменты в работе с детьми.
Пример: Проведение семинаров и тренингов для педагогов по использованию образовательных платформ и цифровых ресурсов.
Важно обеспечить безопасность детей при использовании цифровых технологий. Это включает контроль за содержанием цифровых ресурсов, регулирование времени использования устройств и соблюдение норм санитарии и гигиены.
Пример: Установка на устройства фильтров контента и ограничение времени использования планшетов в соответствии с рекомендациями специалистов.
Вовлечение родителей в процесс внедрения цифровых технологий способствует более эффективному развитию ребенка. Информирование родителей о целях и методах использования технологий в детском саду, а также рекомендации по их использованию дома помогут создать единое образовательное пространство.
Пример: Организация родительских собраний, посвященных цифровой грамотности и безопасному использованию технологий детьми.
Регулярный анализ эффективности использования цифровых технологий позволяет корректировать стратегию внедрения и повышать качество образования. Для этого могут использоваться различные методы наблюдения, анкетирования и тестирования.
Пример: Проведение диагностики уровня развития детей до и после внедрения цифровых технологий для оценки их влияния.
Внедрение цифровых технологий в дошкольное образование может привести к ряду положительных эффектов, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Ожидаемые эф( )екты после внедрения цифровых технологий
Ожидаемый эффект Описание
Повышение мотивации к обучению Интерактивные и игровые формы обучения делают процесс более интересным для детей
Развитие когнитивных навыков Цифровые ресурсы способствуют развитию мышления, памяти и внимания
Улучшение коммуникативных навыков Групповые цифровые проекты развивают умение работать в команде и общаться
Индивидуализация обучения Технологии позволяют адаптировать задания под уровень развития каждого ребенка
Повышение цифровой грамотности Формируется базовое понимание работы с технологиями, необходимое в современном мире
Сотрудничество с родителями Цифровые платформы облегчают обмен информацией между педагогами и родителями
Повышение профессиональной компетентности педагогов Использование технологий расширяет профессиональные навыки воспитателей
1) Преимущества использования цифровых технологий:
- цифровые ресурсы позволяют представить информацию в доступной и увлекательной форме, способствуя лучшему усвоению материала;
- использование интернета и цифровых библиотек расширяет возможности для развития и обучения;
- с раннего возраста дети учатся работать с устройствами, что облегчает адаптацию в дальнейшем обучении.
2) Риски и вызовы:
- необходимо контролировать время использования устройств, чтобы избежать негативного влияния на здоровье детей;
- важно отбирать только проверенные и качественные ресурсы, соответствующие возрасту детей;
- не все семьи могут позволить себе цифровые устройства, что может создавать разрыв между детьми.
В результате проведенного исследования установлено, что внедрение цифровых технологий в дошкольное образование обладает значительным потенциалом для повышения качества и эффективности педагогического процесса. Стратегические подходы, рассмотренные в статье, позволяют системно и обоснованно интегрировать цифровые инструменты в работу с детьми, учитывая их возрастные особенности и образовательные потребности. Основными преимуществами использования цифровых технологий являются повышение мотивации детей к обучению, развитие их когнитивных и коммуникативных навыков, а также возможность индивидуализации образовательного процесса. Технологии предоставляют педагогам новые средства и методы для реализации образовательных задач, способствуя обновлению содержания и форм обучения.
Однако успешное внедрение цифровых технологий требует тщательной подготовки и продуманной стратегии. Необходимо обеспечить обучение педагогов, создать безопасную и контролируемую цифровую среду, а также активно сотрудничать с родителями для формирования единого подхода к развитию ребенка. Риски, связанные с использованием технологий, такие как переизбыток экранного времени и некачественный контент, могут быть минимизированы при соблюдении рекомендаций специалистов и ответственном подходе со стороны педагогов и родителей. Перспективы дальнейшего развития связаны с расширением доступности технологий, разработкой качественных образовательных ресурсов и продолжением исследований в области влияния цифровых технологий на развитие детей. Важно продолжать обмен опытом между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные практики, и активно привлекать к этому процессу научное сообщество.
В заключение следует отметить, что цифровые технологии не заменяют традиционные методы воспитания и обучения, а дополняют их, позволяя более полно раскрыть потенциал каждого ребенка. При правильном и осознанном использовании они становятся мощным инструментом в руках педагога, способствующим всестороннему развитию детей и подготовке их к жизни в современном обществе.
Источники:
1. Анцыгина, Г. Г. Погружение в современные профессии через STEАM-образование с использованием цифровых технологий как форма преемственности дошкольного и начального школьного образования / Г. Г. Анцыгина // Преемственность в образовании. -2021. - № 29(8). - С. 24-30. - БЭК и№ОХМН.
2. Борзунов, И. В. Изменения ФГОС как часть государственного регулирования деятельностью учреждения высшего образования / И. В. Борзунов, В. В. Калицкая, Л. А. Степанова // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2023. - N° 12-2. - С. 207213. - Э01 10.17513Zvaael.3156. - БЭК ААУ1БН.
3. Гончарова, М. Н. Оценка развития рынка образовательных услуг регионов Уральского федерального округа / М. Н. Гончарова, В. О. Дрей, А. Я. Шатрова // Российская экономика в условиях структурной трансформации : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Новокузнецк, 02 июня 2023 года / Под общей редакцией Д.Н. Ганченко, О.А. Цвиркун. -Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Актуальность.РФ", 2023. - С. 21-25. - БЭК Уи№УК.
4. Жудро, М. М. Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования по использованию цифровых технологий в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста / М. М. Жудро, Ю. С. Сухан,
B. М. Коваленко // Образование в Орловской области. - 2022. - № 4. - С. 38-43. - БЭК БрЫЫОМ.
5. Кот, Т. А. Использование цифровых технологий в дошкольном образовании: интерактивная песочница / Т. А. Кот, В. А. Венцель // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-2. - С. 139-143. - БЭК ЫАУМ1.
6. Почтарькова, Т. П. Использование цифровых технологий и инструментов в дошкольном образовании: возможности и проблемы / Т. П. Почтарькова, В. В. Пащенко, И. А. Савенкова // Вопросы педагогики. - 2023. - № 4-1. - С. 58-62. - БЭК ШБОБМ.
7. Сваталова, Т. А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к использованию цифровых технологий в педагогической деятельности / Т. А. Сваталова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2021. - № 1(46). -
C. 38-44. - БЭК иЬБЖУ.
8. Яковлева, Г. В. Использование цифровых технологий в образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г. В. Яковлева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2021. - № 3. - С. 62-68. - Э01 10.47639/2074-4986 2021 3 62. - БЭК 8АКАОЭ.