Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая культура / компетенция / цифровые технологии / цифровая трансформация образования / интернет-ресурсы. / language culture / competence / digital technologies / digital transformation of education / Internet resources.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова, Фарида Зикириллаевна

В данной статье рассматриваются вопросы использования цифровых технологий, в том числе интернет-ресурсов при формировании языковой культуры курсантов-будущих офицеров, положительные и негативные стороны цифровизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN FORMING THE LANGUAGE CULTURE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS

This article discusses the use of digital technologies, including Internet resources in the formation of the language culture of cadets-future officers, the positive and negative sides of digitalization of education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ

ВУЗОВ

Умарова Фарида Зикириллаевна,

Университет общественной безопасности Республики Узбекистан,

кафедра изучения языков кандидат педагогических наук, доцент faraz0605@gmail.com,

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются вопросы использования цифровых технологий, в том числе интернет-ресурсов при формировании языковой культуры курсантов-будущих офицеров, положительные и негативные стороны цифровизации образования.

Ключевые слова: языковая культура, компетенция, цифровые технологии, цифровая трансформация образования, интернет-ресурсы.

ABSTRACT

This article discusses the use of digital technologies, including Internet resources in the formation of the language culture of cadets-future officers, the positive and negative sides of digitalization of education.

Key words: language culture, competence, digital technologies, digital transformation of education, Internet resources.

ВВЕДЕНИЕ

Современный темп развития общества в XXI веке в условиях информационного взрыва ставит перед системой образования, как и другими отраслями общественной жизни, особые задачи. В изменившихся реалиях третьего тысячелетия государства вынуждены пересмотреть свои образовательные системы. Так, в Республике Узбекистан был принят ряд законодательных актов, нацеленных на реформирование систем дошкольного, народного и высшего образования. Соответствующими Указами Президента Республики были приняты Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, Концепция развития науки до 2030 года [6].

Цифровизация и информатизация - это непременные составляющие эпохи глобализации, которые уже основательно внедряются в образовательные

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

структуры, и в первую очередь, систему высшего образования. Использование компьютерных технологий и электронных цифровых источников стало неоспоримой необходимостью в современном обществе. Сегодня трудно представить ученика школы и даже дошкольника, не умеющего обращаться со смартфоном или компьютером. Согласно проведенному анализу состояния цифровой сферы Global Digital 2023, по состоянию на начало 2023 года численность населения мира составила 8,01 миллиарда человек; мобильными телефонами пользуются 5,44 миллиарда человек, что составляет 68% от общей численности населения мира; интернетом пользуются 5,16 миллиарда человек во всём мире, т.е. 64,4% землян. За год количество интернет-пользователей выросло на 1,9 % [10].

Появление и развитие Интернета было исследовано и исследуется по сей день многими учеными, социологами, информатиками и просто любителями технологий. Одним из них является Мануэль Кастеллс - профессор планирования и социологии Университета Калифорнии, Беркли. «Мануэль Кастеллс сегодня - самый проницательный теоретик информационного общества, возможно, Маркс или Меркурий новой экономики», - пишет Федерико Рампини (Federico Rampini, La Revista Dei Libri). В книге «The Internet Galaxy» автор анализирует историю и настоящее Интернета, общества, интернет-бизнеса, а также прогнозирует перспективы развития сферы [8].

Наибольшую эффективность цифровизации выявила система высшего образования. Современная высшая школа должна отвечать потребностям социальной сферы и отраслей экономики на основе обеспечения прочной интеграции науки, образования и производства, развивать международное сотрудничество, эффективно организовывать научную и инновационную деятельность в целях улучшения качества образования, в конечном результате -подготовить для отраслей общественной жизни конкурентоспособных, высокообразованных кадров, обладающих системой компетенций, которые позволят им эффективно осуществлять профессиональную деятельность в условиях жесткой конкуренции на рынке труда.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ

Актуальность и эффективность внедрения цифровых технологий активно обсуждается в общественной и ученой среде. Рассматривается это явление с точки зрения преподавания и обучения, взаимоотношений между преподавателем и обучающимися, а также между самими обучающимися

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

курсантами. Понятно, что цифровая экономика требует формирования специалистов, подготовленных к работе в условиях цифровых технологий.

В основе методологии обучения русскому языку как иностранному лежит концепция информатизации образования (И.В. Роберт); коммуникативный (Е.И. Пассов), компетентностный (И.А. Зимняя, А.В. Хуторский), контекстный (А.А. Вербицкий), личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) подходы к обучению иноязычному общению.

В ходе исследования нами были изучены Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по поднятию на качественно новый уровень деятельности по популяризации изучения иностранных языков в Республике Узбекистан» от 19 мая 2021 года №ПП-5117; Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года №УП-5847; Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития науки до 2030 года» от 29 октября 2020 года № УП-6097; Закон Республики Узбекистан «Об информатизации», множество законодательных актов, регулирующих процесс информатизации и цифровизации в мире и в Узбекистане.

Мировое научное сообщество непрерывно изучает общие и частные вопросы информатизации образовательного процесса. Это Б.С. Гершунский, Т.А. Калугина, В.И. Загвязинский, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, Е.С. Полат и многие другие. Методические вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам в вузе рассматривали Е.С. Полат, М.В. Моисеева, П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев и др. Очень обширна география исследователей современного состояния применения ИКТ и интернет-ресурсов в образовательном процессе.

Целью обучения русскому языку студентов неязыкового вуза, в нашем случае - курсантов военных вузов, является формирование коммуникативной компетенции [11], которая подразумевается как совокупность лингвистической, социокультурной, социальной, лингвокультурологической, учебной и компенсаторной компетенции [4]. Языковая культура считается составной частью лингвокультурологической компетенции.

Внесем ясность в понятие «коммуникативная компетенция». Среди терминологического многообразия, выраженного в психолого-педагогической и методической литературе, мы выбрали несколько определений. И.А.Бим полагает, что «коммуникативная компетенция - это способность и готовность к межкультурному и межъязыковому общению с носителями языка» [3]. М.К.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Кабардов, Е.В. Арцишевская считают, что «коммуникативная компетенция -это усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения» [5]. Мы придерживаемся мнения, что коммуникативная компетенция проявляется не только в общении с носителями языка, но со всеми владеющими языком коммуникации.

Дефиниция термина «коммуникативная компетенция» непосредственно связана с понятием «языковая культура». «Языковая культура личности проявляется в совокупности представлений, взглядов, чувств индивида, выражающего свое отношение к языку» [2, с.1]. Т.Акатова считает, что языковая культура личности — это качество использования средств и возможностей языка, обусловливающее эффективное функционирование человека в обществе, его личностное и профессиональное развитие. Исследователь определяет сущность языковой культуры как интегративного концепта, включающего в себя культуру речи, культуру чтения, культуру работы с текстом, информационную культуру.

ОБСУЖДЕНИЕ

Добиться поставленных целей преподавателю русского языка как неродного помогут современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии. Сегодня к учебному процессу педагогами привлекаются интернет-платформы для обмена информацией, обучения, предоставления и получения знаний, для контроля усвоения материала, а также развития определенных компетенций.

Несколько слов о классификации интернет-ресурсов. В методико-педагогической литературе существует несколько классификаций.

Г.К. Селевко при подобной классификации основывается на следующие критерии [9, с. 217]:

- уровень и характер применения в обучении (общепедагогический, отраслевой, модульно-локальный);

- вид социально-педагогической деятельности (обучение, социализация, культурологическая деятельность);

- организационные формы (индивидуальные и групповые)

По мнению Р.Н. Абалуева, образовательные интернет-ресурсы классифицируются: по типу коммуникации, специфике профессиональной деятельности, целевому признаку, степени интерактивности [1, с. 15-16].

о

feR

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Ресурсы Интернета дают возможность выделить четыре направления их использования: 1) как средство получения информации; 2) как средство общения; 3) как средство обучения; 4) как средство развлечения.

Согласно данным исследования [10], сейчас в мире насчитывается 4,76 миллиарда пользователей социальных сетей, т.е. 59,4 % мирового населения. В целом, средний пользователь трудоспособного возраста теперь проводит 6 часов 37 минут в день в интернете со всех устройств. Если предположить, что среднестатистический человек спит от 7 до 8 часов в день, то мы находимся онлайн примерно столько же времени, сколько тратим на сон.

Изучение методической литературы и наш многолетний практический опыт позволили сделать некоторые заключения касательно роли интернет-ресурсов в достижении образовательных целей. Интернет предлагает огромный выбор электронных словарей, справочников, энциклопедий, учебных и учебно-методических пособий, художественных произведений, музыки, песен, кино и документальных фильмов, онлайн- и офлайн-тестов, викторин, блиц-опросов на любую тему. Огромное многообразие информации и ресурсов Интернета позволяет пользоваться ими в зависимости от возраста, уровня языковой подготовки и профиля специальности обучающихся.

Резюмируем преимущества интернет-ресурсов - они позволяют: □ охватить большой объем учебного материала, который не помещается в рамки учебных пособий;

совершенствовать практические умения и навыки обучающихся; индивидуализировать процесс обучения; повысить интерес к урокам русского языка; воздействовать через разные органы восприятия; активизировать познавательную деятельность студентов; развить творческий потенциал и обучающихся, и преподавателя; расширить кругозор обучающихся; ускорить процесс обучения и самообучения; повысить эффективность занятий; сократить время для подготовки педагогов к занятиям; ускорить и облегчить учебную коммуникацию; повысить информационную грамотность обучающихся; обеспечить прозрачность и объективность в оценивании и мн. др. Наряду с положительными чертами, интернет-ресурсы имеют некоторое негативное воздействие на процесс обучения. Широкие возможности Интернета, информативное разнообразие, зрелищность мультимедийных

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

приложений все больше завлекает обучающихся, а сопутствующая реклама чаще мешает изучению контента, отвлекает, переводит на другие каналы и сайты. Привлекательный и затягивающий формат игр приводит к интернет-зависимости.

Доступность многих учебных материалов в мультимедийном формате, например, видеофильмы, видеоспектакли, аудиофайлы многих художественных произведений облегчают процесс их изучения, вместе с тем, чтение книг, учебников, текстов художественных произведений отодвигается на второй план. Таким образом снижается грамотность обучающихся.

Здесь необходимо сказать о влиянии масс-медиа на формирование языковой культуры молодежи. «Язык СМИ играет важную роль в повышении грамотности населения. Отмена цензуры привела к появлению в прямом эфире спонтанной устной речи, к участию в общении лиц, имеющих различное образование и уровень культуры. В итоге снижение культурно-речевого уровня в СМИ естественным образом отражается на состоянии русского языка в современном обществе» [7, с. 54].

Загрязнение языковой среды неуместными англицизмами типа хэштэг, кроусорфинг, андерайтер, фандрайзер, краудфандинг, лайфхак, воркшоп, эмодзи, кастинг, чекиниться, лайкнуть, твитнуть, чатиться, фейс и множество других негативно воздействует на языковую культуру обучающихся. Общение современной молодежи в соцсетях специфично. Язык чаще кодифицируется, слова заменяются знаками, смайлами, картинками, гифами и стикерами. Это приводит к сужению словарного запаса, оскудению информативного и эмоционального фона языка.

Наблюдается негативное влияние цифровых технологий на формирование языковой культуры. Это выражается в замене слов смайлами, знаками, неуместным сокращением слов, фраз, использованием стикеров и гифов для выражения речевой интенции. При этом обучающиеся зачастую не различают, кому они пишут, на чье сообщение отвечают: будь это однокурсник или преподаватель, всем можно написать «Ок» и т.д.

Устранение перечисленных и других негативных сторон использования интернет-ресурсов возможно при грамотном подходе преподавателя, зависит от его профессионализма и сноровки.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В целях формирования языковой культуры при обучении русскому языку как неродному в неязыковом вузе можно предложить следующие упражнения и

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

задания с использованием цифровых технологий, в том числе интернет-ресурсов [11, 12]:

1. Чтение отрывка художественного произведения, затем просмотр экранизации или постановки данного произведения на сцене, сравнение текста.

2. Задание на аудирование с последующим написанием творческого изложения на заданную тему.

3. Обзор отзывов и рецензий на какое-либо художественное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления. Подготовка собственной рецензии.

4. Создание мультимедийной презентации по заданной теме.

5. Подготовка информации об интересных фактах, касающихся русского языка и литературы, применительно к теме занятия. Например, Книга рекордов Гиннеса, Семь чудес света, Нобелевская премия, Развитие науки: история и настоящее и др.

6. Подготовка видеоролика самопрезентации и интервью (по теме «Стили речи»).

7. Написание онлайн-диктантов в интернет-платформе, проверка результатов, работа над ошибками.

8. Создание заочных онлайн-экскурсий.

9. Подбор неологизмов в русском языке, появившихся за последние 2-3 года, например, анализ их этимологии. Здесь преподавателю нужно потрудиться, так как студенты используют слова (большинство относится к молодежному жаргону) типа юзер, лузер, лайкнуть, твитнуть, тиндер, карантикулы, локдаун, тиктокер, зумиться, чатиться и др. чаще преподавателей.

10. Подбор преподавателем и демонстрация на экране фото или цитат из художественных произведений, высказываний для отгадывания авторов и их произведений.

11. Подготовка преподавателем записи какого-либо форума, телепередачи для последующего анализа на занятии.

12. Предварительное объявление студентам о предстоящем чемпионате, форуме, встрече, интервью, вебинаре или другом мероприятии, чтобы они просмотрели онлайн, преподаватель готовит вопросы к обсуждению.

13. Использование компьютерных игр или мобильных приложений в учебных целях. Интернет предлагает большой выбор подобных ресурсов: «Морской бой», «Угадай слово», «Кто живет...?», «Соедини предметы», «Найди хозяина» и мн. др.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

14. Проведение онлайн-тестирования на специальных интернет-платформах.

15. Проведение викторин, блиц-опросов. Преподаватель может задать студентам подготовить викторину или вопросы для опроса, затем на занятии воспользоваться ими.

Можно привести множество других примеров упражнений и заданий. Нам думается, в этом нет необходимости. Ведь все зависит от преподавателя и обучающихся. Даже в одном вузе группы различаются между собой, что, естественно, требует от преподавателя подбора материала и заданий, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся и группы в целом. Главное то, что все старания должны быть направлены на повышение эффективности обучения.

«Эффективность коммуникации обеспечивается на личностно значимом занятии, построенном на диалоге, где обучающиеся овладевают необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности знаниями, навыками и умениями целенаправленно» [11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность формирования языковой культуры обучающихся зависит от профессиональной компетентности преподавателя, который ответственен за обеспечение качественного обучения. В результате грамотного подхода преподавателем к своей инновационной деятельности создадутся условия для выполнения принятого Правительством Узбекистана стратегического плана, направленного на развитие человеческого капитала на пути достижения важнейшей цели - вхождение Узбекистана в перечень 50 ведущих стран мира в рейтинге «Глобальный инновационный индекс» до 2030 года [6].

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)

1. Абалуев Р. Н., Астафьева Н. Г., Баскакова Н. И., Бойко Е. Ю. Интернет-технологии в образовании: учеб.-метод. пособие. Ч.3. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.

2. Акатова Т. И. Языковая культура личности как социокультурный феномен //Педагогическое образование в России. 2012. № 2. - С. 1-3.

3. Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. С. 11-15.

4. Дареева О. А., Дашиева С. А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции //Вестник Бурятского Государственного Университета, 2009, №15. - С. 154-159.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

5. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции, 2005. //https://hr-portal.ru/article/tipy-yazykovyh-i-kommunikativnyh-sposobnostey-i-kompetencii.

6. Концепция развития науки до 2030 года. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2020 года УП-6097; Концепция развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года. Приложение № 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года № УП-5847.

7. Майорова, А. В. Языковая культура современных средств массовой информации //Филологические науки в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 54-56.

8. Castells, M. The Internet Galaxy. - N.-Y., 2003. - 304 p.

9. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. - М.: НИИ школьных технологий, 2006, Т. 2. - 816 с.

10. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год — цифры и тренды в мире и в России //https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na-2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ дата публикации - 30.01.2023.

11. Умарова, Ф. З. (2022). КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ-ВАЖНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 2(Special Issue 28), 429-434.

12. Умарова, Ф. З. (2009). О внедрении личностно-ориентированного подхода к обучению в системе общего среднего образования. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития, 7, 375-

378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.