Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ / УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Абдрахманова Анастасия Руслановна

В статье рассматривается специфика применения цифровых инструментов при обучении фразеологизмам на уроках английского языка. Авторами определена актуальность проблемы исследования. Установлена система упражнений для обучения фразеологизмам с использованием цифровых инструментов Quizlet, Kahoot и Learning Apps на уроке иностранного языка в школе. Выявлены виды мобильных приложений для обучения фразеологизмам, которые рекомендуется к использованию на уроках иностранного языка. Отмечаются факторы, влияющие на отбор фразеологических единиц. Описаны результаты опытно-практической работы по обучению фразеологизмам с использованием цифровых инструментов. Отражены этапы исследования. Цель работы состоит в изучении специфики применения цифровых инструментов при обучении фразеологизмам на уроках иностранного языка. В статье отражается динамика уровня сформированности лексических навыков у обучающихся 7 класса после проведенного исследования. Даны методические рекомендации для учителей школ по эффективному использованию цифровых ресурсов на уроке иностранного языка. Материалы опытно-практической работы ясно отражают целесообразность разработанной системы упражнений. Анализ результатов опытно-практической работы позволяет говорить о том, что использование цифровых инструментов, в частности Learning Apps, Quizlet и Kahoot, не только положительно сказывается на процессе изучения фразеологизмов, но и позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Елена Владимировна, Абдрахманова Анастасия Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DIGITAL TOOLS IN TEACHING PHRASEOLOGICAL UNITS IN ENGLISH LESSONS

The article discusses the specifics of the use of digital tools in teaching phraseological units in English lessons. The authors determined the relevance of the research problem. A system of exercises has been established for teaching phraseological units using the digital tools Quizlet, Kahoot and Learning Apps in a foreign language lesson at school. The types of mobile applications for teaching phraseological units used in foreign language lessons are identified. The factors influencing the selection of phraseological units are noted. The results of experimental and practical work on teaching phraseological units using digital tools are described. The stages of the study are reflected. The purpose of the work is to study the specifics of the use of digital tools in teaching phraseological units in foreign language lessons. The article reflects the dynamics of the level of formation of lexical skills in 7th grade students after the study. Methodological recommendations for school teachers on the effective use of digital resources in a foreign language lesson are given. The materials of experimental and practical work clearly reflect the expediency of the developed system of exercises. An analysis of the results of experimental and practical work suggests that the use of digital tools, in particular Learning Apps, Quizlet and Kahoot, not only has a positive effect on the results of students, but also allows them to intensify their activities, makes it possible to improve the quality of the pedagogical process and the professional level of teachers , to diversify the forms of interaction of all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Абдрахманова Анастасия Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье рассматривается специфика применения цифровых инструментов при обучении фразеологизмам на уроках английского языка. Авторами определена актуальность проблемы исследования. Установлена система упражнений для обучения фразеологизмам с использованием цифровых инструментов Quizlet, Kahoot и Learning Apps на уроке иностранного языка в школе. Выявлены виды мобильных приложений для обучения фразеологизмам, которые рекомендуется к использованию на уроках иностранного языка. Отмечаются факторы, влияющие на отбор фразеологических единиц. Описаны результаты опытно-практической работы по обучению фразеологизмам с использованием цифровых инструментов. Отражены этапы исследования. Цель работы состоит в изучении специфики применения цифровых инструментов при обучении фразеологизмам на уроках иностранного языка. В статье отражается динамика уровня сформированности лексических навыков у обучающихся 7 класса после проведенного исследования. Даны методические рекомендации для учителей школ по эффективному использованию цифровых ресурсов на уроке иностранного языка. Материалы опытно-практической работы ясно отражают целесообразность разработанной системы упражнений. Анализ результатов опытно-практической работы позволяет говорить о том, что использование цифровых инструментов, в частности Learning Apps, Quizlet и Kahoot, не только положительно сказывается на процессе изучения фразеологизмов, но и позволяет активизировать деятельность обучающихся, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: фразеологизмы, цифровые инструменты, система упражнений, урок английского языка.

Annotation. The article discusses the specifics of the use of digital tools in teaching phraseological units in English lessons. The authors determined the relevance of the research problem. A system of exercises has been established for teaching phraseological units using the digital tools Quizlet, Kahoot and Learning Apps in a foreign language lesson at school. The types of mobile applications for teaching phraseological units used in foreign language lessons are identified. The factors influencing the selection of phraseological units are noted. The results of experimental and practical work on teaching phraseological units using digital tools are described. The stages of the study are reflected. The purpose of the work is to study the specifics of the use of digital tools in teaching phraseological units in foreign language lessons. The article reflects the dynamics of the level of formation of lexical skills in 7th grade students after the study. Methodological recommendations for school teachers on the effective use of digital resources in a foreign language lesson are given. The materials of experimental and practical work clearly reflect the expediency of the developed system of exercises. An analysis of the results of experimental and practical work suggests that the use of digital tools, in particular Learning Apps, Quizlet and Kahoot, not only has a positive effect on the results of students, but also allows them to intensify their activities, makes it possible to improve the quality of the pedagogical process and the professional level of teachers , to diversify the forms of interaction of all participants in the educational process.

Key words: phraseological units, digital tools, system of exercises, English lesson.

Введение. На современном этапе развития российского образования учебному предмету «Иностранный язык» отводится значительная роль в решении важной задачи: обеспечение условий для формирования у обучающихся картины мира, привитие им интереса к мировой и национальной культурам. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции» является одной из основных целей обучения иностранному языку.

В настоящее время на уроке иностранного языка акцент делается на активное использование условно-речевых ситуаций, на создание условий, при которых реализуются естественные ситуации общения. Неотъемлемой частью живой, естественной иноязычной речи является использование фразеологизмов.

Фразеологизмы представляют собой важный пласт, входящий в социокультурный компонент при обучении иностранному языку, содержат безэквивалентную лексику, дают представление о традициях и культуре народа изучаемого языка.

Применение цифровых образовательных инструментов может служить эффективным подспорьем в обучении фразеологическим единицам. Под цифровыми образовательными инструментами понимаются любые интерактивные службы, инструменты и сервисы, основанные на использовании мультимедийных технологий, применяемые в учебном процессе. В обучении фразеологизмам они могут использоваться как поддерживающие инструменты: для иллюстрации семантики идиом и примеров их употребления в речи. Несмотря на это в отечественной и зарубежной лингводидактике на сегодняшний момент накоплен весьма незначительный опыт разработки стратегий применения мобильных приложений как специфического вида цифровых инструментов в обучении лексической стороне речи [10].

Изложение основного материала статьи. А.П. Василевич и Л.К. Попова отмечают следующие особенности фразеологизмов: фиксированный порядок слов и отсутствие возможности прямого / пословного перевода на другой язык [3].

И.Е. Аничков и В.В. Виноградов внесли большой вклад в изучение теоретических основ фразеологии, в том числе английского языка. В.В. Виноградов разработал классификацию фразеологических единиц на три группы: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания [2].

Н.Н. Амосова предлагает несколько иную классификацию фразеологических единиц. Автор рассматривает фраземы (единицы постоянного контекста с фразеологически связанным значением одного из компонентов) и идиомы (единицы постоянного контекста, представляющие собой полностью переосмысленные образования) [1].

В процессе работы с фразеологизмами на уроке иностранного языка Л.В. Капустина и В.А. Любаева рекомендуют придерживаться ряда положений.

1) Усвоение новой фразеологической единицы будет более прочным, если использовать на этапе семантизации средства наглядности.

2) Необходимо уделять значительное время разбору семантики каждой фразеологической единицы.

3) Каждую фразеологическую единицу необходимо выводить в продуктивную речевую деятельность и только потом переходить к новой идиоме.

4) В случае отработки грамматического материала, рекомендуется использовать интерактивные форматы работы с фразеологизмами [4].

H.В. Скачева обобщает методы освоения иноязычных фразеологизмов: метод образов, игровой метод, метод комментирования, метод мозгового штурма, метод обсуждения [9].

При отборе минимума фразеологических единиц Н.Н. Сонина рекомендует придерживаться следующих критериев:

- системность и последовательность их изучения, связанного с сохранением целостности учебного процесса;

- информационная ценность фразеологических единиц;

- воспитательная ценность фразеологического материала, отражающего уважение к народу-носителю языка, его культуре;

- семантическая ценность фразеологических единиц для процесса коммуникации;

- ситуативно-тематическая соотнесенность фразеологических единиц или возможность применения определенной идиомы в конкретной речевой ситуации [10].

Т.П. Чепкова, в свою очередь, перечисляет дополнительные факторы, влияющие на отбор фразеологических единиц: частотность, стилистическая маркированность, страноведческая ценность и степень сложности семантизации каждой фразеологической единицы [12].

Мобильные приложения, направленные на изучение фразеологизмов иностранного языка, можно условно разделить на две группы: обучающие и информационные. Первая группа мобильных приложений представляет собой систему этапов обучения фразеологизмам английского языка. Как правило, педагогу не нужно проектировать дополнительные упражнения или их последовательность реализации на уроке, чтобы воспользоваться ими в классе. Вторая подгруппа - прикладные мобильные приложения, которые могут носить информационный, развлекательный или коммуникационный характер. Тогда учителю необходимо адаптировать традиционные упражнения на изучение фразеологизмов, чтобы использовать их на уроке иностранного языка [5; 6].

К первой группе принято относить такие мобильные приложения, как Duolingo, Quizlet, Kahoot, Memrise. В основе структуры этих приложений лежит начальный этап изучения любого лексического материала - презентация и семантизация. Поэтому они представляют собой списки слов и перевод / объяснение значений, карточки со словами, представленные как в текстовом, так и в наглядном формате. Весьма распространённым мобильным приложением является Quizlet [7, 8].

Наше исследование проводилась на базе МБОУ «Школа № 29» в Нижнем Новгороде. Для осуществления практической деятельности был выбран 7 «А» класс. Опытно-практическая работа реализовывалась в три этапа: диагностический, основной и контрольный.

На диагностическом этапе целью ставилось: проведение предварительного исследования возможностей интеграции цифровых инструментов в обучении фразеологизмам на уроках английского языка в 7 классе.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи подготовительного этапа:

I. анализ УМК Spotlight 7 авторов В. Эванс, Д. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулиной на предмет наличия упражнений, направленных на изучение и отработку фразеологизмов;

2. предварительная диагностика уровня овладения обучащимися ранее изученными фразеологизмами;

3. отбор и подготовка дидактических материалов, диагностического инструментария и форм рефлексии.

Перед реализацией основной части опытно-практической работы обучающиеся 7 «А» класса проходили входное тестирование на уровень владения ранее изученными фразеологизмами. На этапе входного тестирования было определено, что 10% обучающихся подгруппы из 15 человек владеют ранее изученными фразеологическими единицами на высоком уровне, 50% - на среднем уровне, 40% находятся на низком уровне.

Основная цель второго этапа состояла в реализация серии упражнений по обучению фразеологизмам с использованием цифровых инструментов Quizlet, Kahoot и Learning Apps.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи основного этапа:

1. обучение обучающихся 7 класса фразеологизмам и их применению в речи с помощью разработанных упражнений;

2. проведение промежуточной и итоговой диагностики.

Во время разработки упражнений для реализации опытно практической работы были выявлены достоинства и недостатки применяемых цифровых инструментов.

Достоинства цифрового инструмента Learning Apps:

1. полностью бесплатный сервис;

2. поддержка русского языка;

3. можно очень быстро создать интерактивное задание;

4. получение кода задания для встройки в HTML-содержимое;

5. многие шаблоны поддерживают медиа-контент: изображения, аудио, видео-ролики;

6. присутствует коллекция упражнений, сделанная другими пользователями.

Недостатки цифрового инструмента Learning Apps:

1. некоторые задания не поддерживают русский язык;

2. шаблоны могут содержать ошибки, которые вручную не исправить;

3. некоторые шаблоны изменяются, другие исчезают.

Достоинства цифрового инструмента Kahoot:

1. есть мобильная версия;

2. моментальный результат теста;

3. простота создания опросов и работы учителя в приложении;

4. сохранение тестов, результатов в системе и на компьютере;

5. простая регистрация учеников.

Недостатки цифрового инструмента Kahoot:

1. интерфейс на английском языке;

2. необходим VPN для корректной работы.

Достоинства цифрового инструмента Quizlet:

1. есть мобильная версия;

2. возможность загрузки изображений;

3. возможность записывать свой голос;

4. отсутствие рекламы.

Недостатки цифрового инструмента Quizlet:

1. нет расширений для формирования наборов из незнакомых слов при чтении;

2. мобильное приложение предлагает ограниченную функциональность, по сравнению ссайтом.

При разработке упражнений мы опирались на следующие общедидактические принципы: принцип последовательности и повторяемости: принцип коммуникативной направленности; принцип наглядности и интерактивности; принцип дифференциации.

В соответствии с вышеперечисленными принципами, материалами модуля 9, раздела "Culture Corner" УМК "Spotlight 7", был разработан комплекс упражнений по обучению фразеологизмам. Следует отметить, что все фразеологизмы связаны с темой "Food". Система упражнений включала в себя языковые упражнения, условно-речевые и коммуникативные.

В ходе проведённого урока в рамках опытно-практической работы мы отметили, что обучающиеся 7 класса проявляют гораздо больший интерес к изучению лексического аспекта английского языка, а именно к изучению фразеологизмам по сравнению с традиционными уроками без применения цифровых инструментов. Обучающиеся c интересом выполняли предложенные задания, а также проявляли инициативу, если кому-то из их одноклассников требовалась помощь в работе с цифровыми инструментами.

На этапе рефлексии проводилось совместное обсуждение проделанной работы: были озвучены возникшие трудности и пути их решения для достижения успеха при изучении фразеологизмов. Обучающиеся 7 класса после каждого урока с применением цифровых инструментов заполняли листы рефлексии. На это им было отведено 3 минуты. Семиклассникам были предложены таблицы, где им нужно было выбрать как они оценивают свою работу по пятибалльной шкале. Оценивание происходило в трёх категориях, каждая из которых характеризовала личные ощущения обучающихся: сегодня я был вовлечён в тему урока, сегодня я научился выполнять задания в предложенном цифровом инструменте, сегодня я изучил новые фразеологизмы.

Таким образом, разработав программу опытно-практического обучения, подготовив все необходимые материалы и реализовав их, мы приступили к анализу и статистической обработке результатов обучения фразеологизмам с применением цифровых инструментов.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи заключительного этапа:

1. анализ результатов входного и итогового тестирования;

2. разработка методических рекомендаций по применению цифровых инструментов в школе;

3. формулирование выводов по результатам проведенной опытно-практической работы

На третьем этапе опытно-практической работы настоящего исследования было проведено итоговое тестирование и подведены результаты работы. Обучающиеся прошли итоговый тест, что позволило определить уровень владения фразеологическими единицами после проведения опытно-практического обучения. Итоговая диагностика проводилась с использованием цифрового инструмента Learning Apps.

Было проведено сравнение результатов входного и итогового тестирования, мы пришли к выводу о том, что по итогу проведенной опытно-практической работы высокий уровень владения лексическим навыком увеличилось с 10% до 17%, средний уровень увеличился на 10%, что касается низкого уровня- количество учеников составило 17%. Результаты данной корреляции говорят о том, что применение цифровых инструментов при обучении фразеологизмам в 7 классе оказывает положительное влияние на обучающихся.

Анализ результатов опытно-практической работы позволяет говорить о том, что использование цифровых инструментов, в частности Learning Apps, Quizlet и Kahoot, не только положительно влияет на продуктивность деятельности обучающихся, но и позволяет активизировать их познавательный интерес, дает возможность повысить качество педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Принимая во внимание наблюдение за семиклассниками в процессе реализации опытно-практической работы, а также результаты рефлексии и тестирования, мы разработали методические рекомендации для педагогов по реализации и подготовке уроков иностранного языка с использованием цифровых инструментов:

- необходимо строгое планирование расписания уроков с применением цифровых инструментов;

- следует следить за соблюдением рабочей дисциплины и выполнением всеми следует учитывать уровень языковой подготовки обучающихся;

- при планировании уроков с применением цифровых инструментов необходимо учитывать СанПиН;

- необходимо чередовать применение цифровых инструментов и традиционных форм урока английского языка;

- необходимо давать обучающимся чёткие инструкции по использованию того или иного цифрового инструмента.

Выводы. Мы пришли к выводу о том, что целенаправленное применение цифровых инструментов с грамотно

выстроенной системой упражнений, направленной на обучение фразеологизмам, подтверждает свою эффективность и может быть использована на практике в обучении фразеологическим единицам на уроках иностранного языка.

Литература:

1. Амосова, Н.Н. Основы английской фразеологии / Н.Н. Амосова. - Л., 1989. - 208 с.

2. Арсентьева, Е.Ф. Сопоставительный анализ фразеологических единиц (сопоставление фразеологических единиц семантическиориентированных на человека в и английском русском языках) / Е.Ф. Арсентьева // Казань: Изд-во Казан. унта. - 2006. - 128 с.

3. Василевич, А.П. К вопросу о методике обучения фразеологическим единицам английского языка / А.П. Василевич, Л.К. Попова // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. - 2018. - №3. - URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/k-voprosu-o-metodike-obucheniya-frazeologicheskim-edinitsam-angliyskogo-yazyka (дата обращения: 14.04.2023).

4. Капустина, Л.В. Использование фразеологизмов как фактор развития социокультурной компетенции при обучении иностранному языку в старших классах / Л.В. Капустина, В.А. Любаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 541-545. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86119.htm (дата обращения: 14.04.2023).

5. Королева, Е.В. Использование мобильных приложений для реализации контрастивного подхода при обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка / Е.В. Королева, В.С. Игнатьева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №72-2. - С. 128-130

6. Королева, Е.В. Использование мобильных приложений при обучении грамматической стороне речи на уроках английского языка / Е.В. Королева, В.А. Ливинчик // Инновационная деятельность в образовании. Сборник статей по материалам VIII региональной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2021. - С. 85-89

7. Королева, Е.В. Использование метода сторителлинг при обучении монологической речи на уроках английского языка / Е.В. Королева, Ю.Р. Конышева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №76-4. -С. 176-178

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т.10 - №1. -URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2 (дата обращения 24.04.2022).

9. Скачева, Н.В. Дидактические методы обучения фразеологизмам на уроках по иностранному языку (на примере немецкого языка) / Н.В. Скачева // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции. - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». - 2017. - С. 246-249

10. Сонина, Н.Н. Когнитивно-коммуникативная методика обучения фразеологии английского языка школьников 8-9 классов гимназии: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Сонина Наталия Николаевна; [Место защиты: Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова]. - Нижний Новгород, 2012. - 186 с.

11. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10 -№4 - URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-4-6 (дата обращения 12.04.2023).

12. Чепкова, Т.П. Лингвометодические аспекты изучения русской фразеологии в иностранной аудитории / Т.П. Чепкова // Вестник Орловского государственного университета. - 2010. - С. 211-213

Педагогика

УДК 376.1

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОЦЕНКА ПЕДАГОГОВ И

РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация. В статье анализируется проблема отношения к инклюзивному образованию педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ/инвалидностью. Автор статьи отмечает, что по-прежнему существенными барьерами инклюзивного образования остаются барьеры отношения общества, восприятие проблем этого образования его разными субъектами. В работе представлены результаты опроса 193 родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и 223 педагогов. Большинство родителей детей с ОВЗ достаточно позитивно воспринимают условия инклюзивного обучения ребенка. Здоровье ребенка и особенности его психического развития в качестве недостатка, затрудняющего процесс получения качественного образования, выделяют около 25% педагогов и родителей обучающихся с ОВЗ. 1/5 часть родителей в качестве препятствия отмечает отсутствие помощи со стороны специалистов сопровождения. Педагоги инклюзивных классов, оценивая инклюзивное образование, выделяют такие его барьеры как отсутствие или недостаток специальных условий, а также трудности самообслуживания ребенка при включении в коллектив сверстников. Наиболее часто педагоги и родители отмечают такой барьер успешной интеграции ребенка с ОВЗ в общество сверстников, как недостаточность развития у них навыков общения. Результаты исследования обнаруживают потребность в реализации программ социально-психологических тренингов в инклюзивных классах, просвещения родителей и педагогов для создания оптимальных социально-психологических условий в каждой инклюзивной образовательной организации.

Ключевые слова: инклюзивное образование, барьеры инклюзии, обучающиеся с ОВЗ, психологическая готовность педагогов, аксиологический аспект принятия инклюзивного образования, социально-психологический климат.

Annotation. The article analyzes the problem of attitude to inclusive education of teachers and parents of students with disabilities. The author of the article notes that barriers to the attitude of society and the perception of the problems of this education by its various subjects remain significant barriers to inclusive education. The paper presents the results of a survey of 193 parents raising children with disabilities and 223 teachers. Most parents of children with disabilities perceive the conditions of inclusive education of the child quite positively. About 25% of teachers and parents of students with disabilities identify the child's health and the peculiarities of his mental development as a disadvantage that complicates the process of obtaining a quality education. 1/5 part of parents as an obstacle notes the lack of assistance from support specialists. Teachers of inclusive classes, assessing inclusive education, highlight its barriers such as the absence or lack of special conditions, as well as the difficulties of self-service of a child when included in a peer group. Most often, teachers and parents note such a barrier to the successful integration of a child with disabilities into the society of peers as the lack of development of their communication skills. The results of the study reveal the need for the implementation of socio-psychological training programs in inclusive classrooms, education of parents and teachers to create optimal socio-psychological conditions in each inclusive educational organization.

Key words: inclusive education, barriers of inclusion, students with disabilities, psychological readiness of teachers, axiological aspect of the adoption of inclusive education, socio-psychological climate.

Введение. Проблема развития инклюзивного образования в РФ уже более 10 лет находится в поле пристального внимания со стороны государства и общества. Несмотря на это, существуют определенные трудности инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и инвалидностью, ретроспективный анализ которых позволит вносить корректировки в стратегию управления образованием на современном этапе.

Изложение основного материала статьи. Результаты исследования разных авторов показывают [1; 2; 5; 6], что за последнее десятилетие изменилось отношение педагогов к инклюзивному образованию, значительно изменился уровень их психологической готовности к инклюзивным практикам, и в целом идеи инклюзивного обучения лиц с ОВЗ на современном этапе принимаются учителями достаточно хорошо. При этом до сих пор обнаруживаются определенные барьеры методического и социально-психологического плана. Так, по мнению педагогов, зачастую не удовлетворены их потребности «в познании лиц данной категории, остаются не до конца ясными методические вопросы организации обучения школьников этой категории» [6, С. 115]. Кроме того, требуется изменение в сознании современного учителя, усиление его мотивации через развитие аксиологического компонента психологической готовности к работе в условиях инклюзии, что в значительной степени изменит характер социально-психологического климата инклюзивной школы и придаст взаимодействию учителя с обучающимся профессионально-гуманистическую направленность [2].

Восприятие родителями инклюзивных практик, уровень их ценностного отношения также заслуживают особого внимания, так как это отношение во многом определяет не только позицию общества в целом, но и влияет на модели взаимодействия обучающихся друг с другом, которые они транслируют в инклюзивных классах. Ситуация неопределенности, тревоги за своего ребенка, ожидание несправедливости при создании условий обучения ограничивают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.