Педагогика
УДК 378.2
кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент магистерской программы Игнатьева Вера Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРАСТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В статье освещены актуальные вопросы реализации контрастивного подхода в процессе обучения лексической стороне речи на уроках по немецкому языку. Описаны и проанализированы данные опытно-практической работы, которые указывают на необходимость применения мобильных приложений при обучении лексике для повышения мотивации, развития языковой догадки и творческих способностей.
Ключевые слова: контрастивный подход, мобильные приложения, лексика, лексические навыки, урок немецкого языка.
Annotation. The article highlights topical issues of the implementation of the contrastive approach in the process of teaching the lexical side of speech in German lessons. Experimental and practical data are described and analyzed, which indicate the need to use mobile applications in teaching vocabulary to increase motivation, develop language guesswork and creativity.
Keywords: contrastive approach, mobile applications, vocabulary, lexical skills, German lesson.
Введение. На сегодняшний день изучение иностранных языков является обязательным процессом, который не только способствует расширению кругозора учащихся, но и развивает коммуникативные навыки, учит работать и взаимодействовать в команде. По мимо этого, изучение иностранных языков раскрывает быт и культуру других народов, что нередко пробуждает интерес к их изучению. И, конечно же, данный процесс способствует развитию психических процессов, развивает креативность и творческие способности. Уже много лет языком международной коммуникации является английский язык, и он является обязательным для изучения в общеобразовательных школах.
Но родители, и, конечно же сами ученики должны осознавать, что знание ещё одного иностранного языка лишним не будет, что способствует личностному развитию и даёт возможность свободного общения с людьми других национальностей [4].
Чаще всего выбор второго иностранного языка падает на немецкий язык, хотя у учащихся есть возможность изучать и другие языки, если, конечно, в образовательном учреждении есть учитель того или иного иностранного языка.
Всё большую актуальность приобретает, на сегодняшний день, изучение именно немецкого языка как второго иностранного. Это объясняется тем, что немецкий и английский языки имеют общее происхождение от германского праязыка, и, соответственно, у них много лексических и грамматических сходств, - а это означает, что значительно проще изучать немецкий язык тому, кто уже изучал английский. Поэтому, чтоб процесс изучения немецкого языка не казался сложным и устрашающим, мы хотели бы сделать акцент на контрастивный подход [10].
Учащиеся, имея опыт в изучении первого иностранного языка, приобретают возможность осуществлять положительный перенос уже приобретенных знаний в область изучения второго иностранного языка [1].
Как показали исследования, ученику гораздо легче осваивать содержание второго иностранного языка, если у него сложилась хорошая база знаний при овладении первым иностранным языком, по этой причине мы остановились на контрастивном подходе при обучении немецкому языку. Мы полагаем, что контрастивный подход - это такой принцип обучения, проявляющийся не только на уровне языка, но и на уровне учебных умений. А сравнение практически всегда выступает методом работы над лингвистическими исследованиями [6].
Как известно, изучение иностранных языков - это очень трудоёмкий процесс, требующий сил, энергии и усидчивости. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос об использовании обучающих онлайн-инструментов на уроках иностранного языка. Педагоги должны осознанно применять данные ресурсы, аргументируя их целесообразность и успешность применения в учебном процессе [2].
Изложение основного материала статьи. Над методикой обучения лексике немецкого языка с применением контрастивного подхода, а также использования мобильных приложений в образовательном процессе работали различные педагоги и ученые. Неоценимый вклад в эту область внесли труды И.Л. Бим, А.В. Щепилова, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, Г.В. Роговой, Н. Гамло, М.А. Курбакова, А.А. Колесникова и другие.
Мобильное приложение (англ. «Mobile app») является программным обеспечением, которое непосредственно направленно для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах, разработанное для конкретной платформы (iOS, Android, Windows Phone и т.д.). В процессе обучения мобильные приложения, особенно такие как Quizlett, Kahoot, Memrise и другие, занимают особое место, так как они не только удобны в использовании, но и:
- повышают интерес к процессу изучения иностранного языка;
- развивают аналитические способности учащихся;
- активизируют мыслительную деятельность;
- индивидуализируют процесс обучения;
- активизируют навыки самостоятельной работы;
- раскрывают творческий потенциал учащихся.
Данные мобильные приложения идеально подойдут для отработки и усвоения лексики немецкого языка с применением контрастивного (сопоставительного подхода) [7].
Контрастивный или сопоставительный подход - это направление в общем языкознании, задачей которого является сопоставительное изучение нескольких (обычно двух) языков для выявления их сходств и различий на всех языковых уровнях [8; 9].
Эффективное усвоение лексики немецкого языка представляется важным аспектом, поскольку лексика является основным строительным материалом речи, без лексики невозможно построить высказывание и выразить свои мысли партнеру по общению. Обучение лексической стороне речи происходит с учетом закономерностей этапов формирования навыка:
1 этап - этап презентации, семантизации новой лексической единицы и ее воспроизведения.
2 этап - тренировка в определенных учебно-речевых ситуациях.
3 этап - применение и использование в различных ситуациях общения [1].
Мы считаем, что обучение лексике немецкого языка является ответственным и важным процессом. На наш взгляд, контрастивный подход будет эффективным и продуктивным способом для быстрого усвоения немецкоязычной лексики. А мобильные приложения сделают этот процесс еще более интересным, к тому же, их использование актуально не только в классе, но и при дистанционном обучении, как например во время дистанционного обучения по случаю Covid-19.
Для того, чтобы удостовериться, действительно ли эффективно использование мобильных приложений для реализации контрастивного подхода при обучении лексике немецкого языка, нами была проведена опытно-практическая работа.
Исследование прошло апробацию на базе МБОУ СШ № 14 г. Дзержинска. Для проведения исследования наш выбор остановился на учащихся 5 «Б» класса. Опытно-практическая работа осуществлялась в три этапа.
Подготовительный этап. Данный этап включал входной контроль. Основная задача- проверить, как у учащихся сформированы умения работы с лексикой немецкого языка. Учащимся было предложено самостоятельно прочитать текст «Mein Schultag». Затем на основе этого текста в платформе Quizlet в разделе «Подбор» учащимся было предложено задание найти к карточке с немецким словом - карточку с английским эквивалентом. Затем им было предложено разнести слова по таблице по следующим признакам: 1. Слова, имеющие одинаковую форму написания или различающиеся по форме инфинитива. 2. Слова, имеющие различия в написании и небольшую разницу в произношении, на пример удвоенную согласную или суффикс, которые отсутствуют в словах другого языка, но не затрудняют узнавание 3. Слова, имеющие разницу в написании и произношении [3; 5].
Численный состав 5 «Б» класса - 12 человек. Входное тестирование показало следующие результаты - 4 ученика (33%) получили - «4», 8 учеников (67%) - «3». Благодаря полученным данным мы приходим к важным выводам, что до проведения опытно-практической работы учащиеся практически не имели представления, как нужно сравнивать слова и делали задание больше интуитивно, опираясь на одинаковые элементы в словах. Учащиеся отметили, что задание было интересным, но при сопоставлении элементов у них возникали трудности.
Формирующий этап. На данном этапе нами была произведена работа по выполнению системы упражнений с применением контрастивного подхода на платформе Quizlet, что значительно ускорило процесс сопоставления и выявления общих черт у немецких и английских лексических единиц. Во время работы учитель оказывал поддержку учащимся. Выполняемые упражнения мотивировали учащихся на поиск и распознавание похожих слов (когнатов), показывали положительные результаты при узнавании родственных слов при работе с лексикой второго иностранного языка. Кроме того, в упражнениях наблюдается постепенное нарастание трудностей. Это обусловлено не только тем что, усложняются упражнения, но и узнавание когнатов от группы к группе усложняется. Предлагаемые упражнения включали в себя этапы:
1) Ознакомление: учащиеся работали с карточками в платформе Quizlet. В режиме «Карточки» обучающиеся видели все карточки с лексикой, переворачивали их, повторяли термины и определения на двух языках, знакомились с закономерностями перехода гласных в немецком и английском языках. Так же это помогло зрительно запомнить написание лексических единиц на двух языках.
2) Тренировка. Обучающимся было предложено самим составить свои карточки с лексикой по изученной теме на двух языках, слова-когнаты с пропущенными буквами и учащиеся должны были их вставить и определить к какой группе они относятся и т.д.
3) Применение. В режиме «Подбора» платформы Quizlet учащиеся сопоставляли карточку со словами, также они читали текст, а затем выписывали из него когнаты и отвечали на вопросы.
В результате проделанной работы учащиеся поняли принцип применения контрастивного подхода, с удовольствием работали с платформой Quizlet и редко обращались за помощью к учителю.
После реализации формирующего этапа был проведен заключительный этап. На контрольном этапе учащимся предлагалось заменить в тексте английские слова на немецкие слова-когнаты. Результаты итогового тестирования следующие: 10 обучающихся (73%) из группы справились с заданием на «5», 2 обучающихся (17%) справились с заданием
на «4».
Анализ полученных результатов исследования позволил сформулировать следующие выводы: на этапе входного контроля на отметку «4» тест выполнили 33% учащихся (4 чел.), на отметку «3» задание сделали 67% учащихся (8 чел.). После выполнения задания на формирующем этапе количество отметок «5» увеличилось до 83% (10 чел.), количество отметок «4» стало составлять 17% (2 чел.). При сравнительном анализе результатов входного и итогового тестирования можно отметить увеличение количества положительных отметок на 6%.
Исходя из этих данных, после проведения опытно-практической работы на высоком уровне 83% учащихся могли демонстрировать применение контрастивного подхода на высоком уровне, 17% учащихся могли это делать на среднем уровне.
Реализация опытно-практической работы с применением контрастивного подхода и платформы Quizlet, позволили нам утверждать, что овладение лексикой немецкого языка происходит быстрее и эффективнее, к тому же у учащихся активно работает языковая догадка и процесс обучения лексике становится более увлекательным и интересным. Таким образом, мы приходим к выводу, что реализация контрастивного подхода при обучении лексике немецкого языка даёт положительный результат и повышает интерес учащихся к изучению второго иностранного языка, а платформа Quizlet в свою очередь помогает организовать этот процесс быстро и эффективно.
Выводы. Мы считаем, что использование платформы Quizlet для реализации контрастивного подхода при обучении лексической стороне речи немецкого языка дает отличный результат. Использование данной платформы повышает интерес и мотивацию учащихся к изучению второго иностранного языка, а контрастивный подход развивает у учащихся языковую догадку, умение анализировать и без труда запоминать лексику второго иностранного языка, опираясь на знания первого.
Литература:
1. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского) / И.Л. Бим. - Обнинск: Титул, 2001. - 48 с.
2. Илалтдинова Е.Ю., Оладышкина А.А. «Это лучший педагог во всем мире!»: влияние школьного учителя на профессиональное самоопределение будущих учителей // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №3. - С. 3.
3. Королева Е.В., Николаева О.А. Игровые технологии в обучении лексической стороне речи на уроках немецкого языка как второго иностранного // Язык, культура, ментальность: Германия и Франция в европейском языковом пространстве. Материалы II Международной студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. - 2019. - С. 329-332.
4. Королева Е.В., Платонова А.В. Использование технологии эдьютеймент при обучении лексике на уроках английского языка // Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Мининский университет. - 2021. - С. 185-189
5. Кручинина Г.А., Королева Е.В. Современные технологии в обучении иностранным языкам: "Мозговой штурм" // Известия Балтийской Академии Рыбопромыслового Флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). - Калининград: Издательство БГГА РФ. - С. 162-167
6. Мансурова Е.Ф, Штиглуз Л.Б. Проблема обучения распознаванию немецко-английских когнатов при обучении чтению на втором иностранном языке / Е.Ф. Мансурова, Л.Б. Штиглуз // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. Вып. 2: в 2 ч. Ч. 2: электрон. науч. журн. [Электронный ресурс] / Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. - Пермь, 2016. - С. 270-275.
7. Мусина Н.И., Мухина Т.Г., Яркова Д.Д. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-3 [дата обращения 7.11.2021].
8. Сибгатуллина А.А. Реализация сопоставительного подхода при обучении немецкому языку как второму иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - №3-1 (69). - С. 201-205.
9. Смокотин, В.М. Поиск путей к многоязычию и поликультурности в рамках концепции «Европейское Взаимопонимание» (Eurocomprehension) / В.М. Смокотин // Вестник томского государственного университета, 2011. -С. 74-77.
10. Штиглуз Л.Б. О необходимости обучения распознаванию немецко-английских когнатов при обучении немецкому языку как второму иностранному // Безукладников К.Э., Штиглуз Л.Б., Мансурова Е.Ф. - Пермь: 2016. - № 12. - С. 108-114.
Педагогика
УДК 37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Барсук Наталья Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Цифровая трансформация образования требует создания в вузе специально организованной цифровой образовательной среды. В статье обоснована роль цифровой среды образовательной программы в подготовке будущих бакалавров педагогического образования, определены компоненты такой цифровой среды на примере направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемого в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Рассмотрены используемые в цифровой образовательной среде педагогические технологии.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, образовательная программа, современные педагогические технологии.
Annotation. The digital transformation of education requires the creation of a specially organized digital educational environment at the university. The article substantiates the role of the digital environment of the educational program in the preparation of future bachelors of pedagogical education, identifies the components of such a digital environment on the example of the training direction 44.03.05 "Pedagogical education", implemented at the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The pedagogical technologies used in the digital educational environment are considered.
Keywords: digital educational environment, educational program, modern pedagogical technologies.
Введение. Образование является основным двигателем инновационного развития общества, поэтому педагогическое образование обретает все большую роль. Сегодня существует большое количество мнений о необходимости изменений в педагогическом образовании через его цифровую трансформацию [7, 16]. Существенная роль в этом процессе принадлежит цифровым образовательным средам педагогических вузов [12], основных профессиональных образовательных программ [3], предметных модулей [9], дисциплин [8].
В статье [14] представлена цифровая среда управления основными профессиональными образовательными программами (ОПОП) в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина, включающая такие компоненты, как «Кабинет руководителя ОПОП»; информационные системы «Учебные планы», «Нагрузка», «Научные результаты», «Рабочие программы»; «Портфолио обучающегося»; «Результаты обучения»; электронные учебно-методические комплексы дисциплин на базе системы управления обучением Moodle.
Уверены, что перечисленные компоненты в составе цифровой образовательной среды ОПОП должны быть дополнены цифровыми инструментами для обеспечения синхронного и асинхронного взаимодействия при использовании дистанционных образовательных технологий, цифровыми образовательными ресурсами, Интернет-сервисами для организации индивидуальной и совместной творческой, проектной, научно-исследовательской, внеаудиторной деятельности. В цифровой образовательной среде вуза должны быть созданы условия для формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей [5].
Цель статьи - обосновать роль цифровой образовательной среды ОПОП в подготовке будущих бакалавров педагогического образования, рассмотреть компоненты такой цифровой среды на примере направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», реализуемого в НГПУ им. К. Минина.
Изложение основного материала статьи. Проблемы цифровой трансформации образования ставят задачи опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред, включения в образовательные программы цифрового контента и средовых решений, используемых в современной цифровой школе.
Цифровую трансформацию образования исследователи связывают с построением цифровой образовательной среды организации. Исследователи подчеркивают, что задачами цифровой образовательной среды являются поддержка процесса обучения электронными методическими и дидактическими материалами, обеспечение современными средствами сбора и