Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1364
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / FOREIGN LANGUAGE / INFORMATION TECHNOLOGY / MOBILE APPLICATIONS / MODERN LEARNING / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шобонова Любовь Юрьевна, Смоловик Ольга Васильевна

В статье рассмотрена роль образовательных мобильных приложений в изучении английского языка. Особое внимание уделяется дидактическим характеристикам и возможностям образовательных мобильных приложений. Представлен сравнительный анализ приложений Duolingo и Quizlet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шобонова Любовь Юрьевна, Смоловик Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MOBILE APPLICATIONS FOR TEACHING FOREIGN LANGUAGE OF UNIVERSITY STUDENTS

The article deals with the role of educational mobile applications in learning English. The article draws special attention to the didactic characteristics and capabilities of educational mobile applications. The article presents a comparative analysis of Duolingo and Quizlet applications.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

7. Карнеги, Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить / Дейл Карнеги. -М.: Рыбинский Дом печати, 2015. - 800 с.

8. Ким О.М., Шамов А.Н. Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7 №2. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/31/showToc (дата обращения: 17.02.2019).

9. Шкунова А.А., Кабанова Л.А. Бизнес - инкубатор как обучающая площадка для организации самостоятельной работы будущих менеджеров // Современные наукоемкие технологии, 2015. - № 14, ч.4. -С. 768-774.

Педагогика

УДК 378.02:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Шобонова Любовь Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Смоловик Ольга Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрена роль образовательных мобильных приложений в изучении английского языка. Особое внимание уделяется дидактическим характеристикам и возможностям образовательных мобильных приложений. Представлен сравнительный анализ приложений Duolingo и Quizlet.

Ключевые слова: иностранный язык, информационные технологии, мобильные приложения, современное обучение, мотивация.

Annotation. The article deals with the role of educational mobile applications in learning English. The article draws special attention to the didactic characteristics and capabilities of educational mobile applications. The article presents a comparative analysis of Duolingo and Quizlet applications.

Keywords: foreign language, information technology, mobile applications, modern learning, motivation.

Введение. В настоящее время компьютер и другие цифровые устройства стали неотъемлемой частью жизни каждого индивидуума. Цифровые мобильные устройства заняли прочное место не только в повседневной жизни, они повсеместно применяются и в процессе обучения. Это выражается как в широком применении интерактивных средств обучения, так и в постепенном внедрении в процесс обучения приложений для мобильных телефонов на базе различных платформ: Android, iOS и т.д. [2]. Особым образом организованное изучения языка в вузе предполагает, что студент должен развиваться самостоятельно и мотивировать себя для получения новых знаний. Но, к сожалению, в настоящее время разработанные программы языкового образования для неязыковых направлений недостаточно полно отражают вопросы организации обучения иностранным языкам и роли практической реализации лингвокультуры как одного из главных факторов образования и воспитания студентов неязыковых направлений [3]. Для реализации данной цели в помощь педагогам и студентам приходят мобильные устройства, которые успешно используются при изучении различных учебных дисциплин, и иностранный язык не является исключением. Применение электронного обучения позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала [4]. На сегодняшний день мобильные приложения для изучения иностранных языков приобретают широкую популярность. Они имеют большой потенциал в повышении эффективности процесса изучения иностранных языков и призваны значительно усовершенствовать процесс иноязычной подготовки широкого круга обучающихся, открыть его новые стороны и превратить из серьезного трудоемкого процесса в увлекательное занятие [10]. Данная тема является актуальной и затрагивалась в работах таких отечественных исследователей как М.В. Архипова [1], Е.В. Вульфович, И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова, Н.В. Самохина [7], О.В. Смоловик [8] и др. Не менее актуально обучение при помощи МИТ за рубежом. Данной проблемой занимались и зарубежные исследователи: К. Бетти [12], В.М. Франк, С. Фрейник, Д. Ричардсон [13] и др. Использование планшетных компьютеров, смартфонов, мобильных телефонов, IPad, IPhone и других подобных устройств в образовательных целях привело к формированию в рамках концепции электронного обучения нового направления - мобильного обучения иностранному языку (англ. M-Learning - Mobilelearning) [2].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний момент в зарубежной педагогической литературе существует несколько определений мобильного обучения, основывающихся на технологических особенностях мобильных устройств и на дидактических возможностях, которые предоставляются этими технологиями. Согласно проекту MoLeNet, мобильное обучение - это использование удобных портативных мобильных устройств и беспроводных, всегда доступных технологий, для поддержки, оптимизации и расширения процессов обучения и изучения [15]. Согласно другому определению, мобильное обучение - это деятельность, осуществляемая регулярно посредством компактных, портативных мобильных устройств и технологий и позволяющая обучающимся стать более продуктивными, общаясь, получая или создавая информацию [7]. В целом, большинство исследователей [7], [12], [13] приходят к выводу, что уникальность мобильного обучения по сравнению с традиционными методами обучения и современными методами, такими как e-learning и смешанное обучение, заключается в том, что обучающиеся прежде всего не

привязаны к определенному времени и месту, а имеют доступ к учебному материалу всегда, в любое удобное время. Кроме того, мобильные приложения имеют ряд других преимуществ: интенсификация самостоятельной деятельности, индивидуализация обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения [15]. Большое достоинство мобильных приложений в отличие от «бумажных словарей» заключается в мультимедийности и гипертекстуальности [7]. Например, гиперссылки в мобильных приложениях могут привести к нужному ресурсу сразу же, увеличивая интенсивность обучения.

Существует несколько популярных мобильных приложения для изучения английского языка, одними из них являются: Quizlet, Lingualeo, Duolingo, Memrise. Авторами статьи осуществлён сравнительный анализ приложений Duolingo и Quizlet при помощи определенных критериев. Для того чтобы выяснить, популярны ли подобные приложения среди студентов, и провести их качественный анализ, было составлено анкетирование, в котором приняли участие 250 студентов факультета управления и социально-технических сервисов НГПУ им. К. Минина в возрасте от 17 до 21 года (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов

Вопросы Варианты ответа Результаты, %

1. Знаете ли Вы о мобильных А) Да А) 72

приложениях для изучения Б) Нет Б) 28

английского языка?

2. Если да, пользуетесь ли Вы А) Да, регулярно А) 35

ими? Б) Да, иногда Б) 41

В) Нет В) 24

3. Если да, то какими? А) Duolingo А) 63

Б) Quizlet Б) 25

В) Lingualeo В) 12

Г) Memrise Г) 0

4. Как Вы думаете, могут ли А) Да А) 55

данные приложения помочь в Б) Частично, как дополнительный Б) 39

изучении английского языка? источник знаний В) 6

В) Нет

5. Откуда Вы узнали о данных А) От друзей А) 18

приложениях? Б) В Интернете Б) 39

В) На учёбе, работе В) 9

Г) Через рекламу Г) 34

6. Интересно ли Вам изучать А) Да А) 87

английский язык с помощью Б) Нет Б) 13

приложений?

7. Считаете ли Вы, что А) Да А) 62

использование приложений Б) Нет Б) 7

облегчает изучение языка? В) Я считаю, что приложений В) 31

недостаточно

8. Вы предпочли бы изучать язык А) Я предпочел(ла) бы А) 33

при помощи приложений или с приложения Б) 13

использованием учебника? Б) Я предпочел(ла) бы учебник В) 45

В) Я предпочел(ла) бы оба Г) 9

варианта

Г) Я считаю, что использование

приложения и учебника

недостаточно

9. Если Вы пользуетесь А) Ежедневно А) 11

приложением для изучения Б) 5-6 раз в неделю Б) 24

английского языка, как часто Вы В) 3-5 раз в неделю В) 18

это делаете? Г) 1-2 раза в неделю Г) 40

Д) Реже 1 раза в неделю Д) 7

10. Если Вы пользуетесь А) Да, я доволен (довольна) А) 66

приложением для изучения результатом Б) 21

английского языка, заметили ли Б) Да, но данного результата В) 13

Вы собственный прогресс? недостаточно

В) Нет, не заметил(а)

По результатам анкетирования было установлено, что подавляющая часть студентов (около 70%) знают о существовании таких приложений и пользуются ими. Самые популярные из них - это Duolingo и Quizlet. Также было выявлено, что большая часть опрошенных не использует их регулярно (41%) или не пользуется совсем (24%). Только 35% студентов обучаются с помощью приложения на постоянной основе. Большинство опрошенных узнали о существовании данных программ в сети Интернет (39%) или через рекламу (34%) и всего 9% - на учебе/работе. Соответственно, студенты ВУЗов слабо информированы об источниках дополнительного образования, о развивающих мобильных приложениях, которые могут дать важные практические и теоретические знания. Около 87% опрошенных считают изучение языка данным способом интересным, ещё 62% считают, что это облегчает процесс обучения. Из них 45% утверждают, что для глубокого погружения в языковую среду приложений недостаточно. По частоте использования приложений самый высокий процент (40%) соответствует варианту «1-2 раза в неделю», а от 3 до 7 раз в неделю ими пользуются только 53% студентов. Из них 66 % замечают прогресс в овладении иностранным языком.

На основе таблицы 1 было выделено 2 самых популярных среди студентов приложения - Duolingo (63%) и Quizlet (25%). Duolingo - сервис для изучения иностранных языков и групповых переводов, который разработан таким образом, чтобы пользователь по мере обучения помогал переводить веб-страницы, документы, статьи и т.д. Данный проект разработан профессором Carnegie Mellon University Луисом фон Аном (создателем системы ReCAPTCHA) и его аспирантом Северином Хакером. Мобильное приложение является общедоступным и может использоваться в качестве пособия с упражнениями по улучшению письменной, устной речи, чтения, аудирования для людей, занимающихся изучением новых языков (в т.ч. -английского). В основу обучения заложен принцип усложнения по мере успешности прохождения каждого последующего урока, для загрузки которого необходим доступ к сети Интернет [5].

Quizlet - это инструмент онлайн обучения, созданный в 2015 году 15-летним Эндрю Сазерлендом, студентом второго курса, в штате Калифорния. Сазерленд разработал программу, которая предназначалась для изучения французских терминов (около 111), в последствие она стала одной из самых быстрорастущих бесплатных образовательных платформ с 30 миллионами ежемесячных пользователей из разных стран мира (приблизительно 130) [11]. Quizlet - это программа, в которой пользователь создаёт простые флеш-карты, при работе с которыми обучающийся эффективно запоминает и тренирует новую лексику, также может просматривать слово или его перевод, прослушать произношение. Приложение отслеживает все результаты обучающегося в реальном времени и позволяет ему узнать, какие термины были ошибочными, чтобы понять, где нужно сосредоточиться на материале в большем объеме.

Далее авторами статьи был проведен количественный и качественный анализ данных приложений (см. табл. 2) и подробное рассмотрение каждого приложения.

Таблица 2

Общий сравнительный анализ мобильных приложений «Duolingo» и «Quizlet»

Критерии сравнения Duolingo Quizlet

1. Бесплатное обучение. + -

2. Удобство интерфейса. + -

З.Возможность языковой практики. + +

4.Общение с другими пользователями. + +

5. Игровая форма обучения. + -

6. Доступ к теоретической базе. + +

7. Возможность упражняться в грамматике. + +

8. Возможность обратиться с вопросом к другим пользователям. + +

9. Стимулирование обучающихся при помощи нестандартных форм обучения. + -

10.Закрепление полученного материала. + +

11. Предусмотрены программы для разных уровней владения языком. + +

12. Самостоятельное создание групп слов. + +

13. Обмен созданными группами слов с другими пользователями. - +

14. Выбор уже созданных групп слов. + +

15. Добавление транскрипции. - -

16. Добавление записи речи. + +

17. Добавление изображения. - +

18. Ведение статистики. + +

19. Упражнения для формирования ситуативных лексических единиц. + +

Итого: 16/19 14/19

Сравнительный анализ доказывает, что оба приложения имеют большое количество преимуществ при изучении английского языка, однако, более востребованной является программа Duolingo. Согласно количественному анализу, сервис Duolingo имеет более высокие показатели, но Quizlet превосходит его по качественным характеристикам. К преимуществам приложения Duolingo относят:

1. Бесплатное использование. Сервис имеет ряд возможностей для изучения различных языков и им можно пользоваться бесплатно в течение неограниченного времени (с перерывами или без них).

2. Обширный форум. Пользователи имеют возможность постоянно общаться, взаимодействовать и оказывать помощь друг другу, что дополнительно мотивирует и делает процесс обучения более интересным.

3. Простота использования. Задания имеют простую формулировку, интерфейс разработан таким образом, чтобы все значки и названия, которые пользователь наблюдает на экране, были ему знакомы и понятны.

4. Постепенное усложнение. Задания усложняются в зависимости от того, до какого уровня дошёл пользователь. Важно, что при допущении ошибки вопрос дублируется для закрепления материала и лучшего запоминания [5]. Интересный факт: осенью 2012 года (в течение 8 недель) было проведено независимое научное исследование эффективности Duolingo [14]. Его участникам рекомендовалось использовать приложение не менее 30 часов в течение всего эксперимента (порог - 2 часа). По прогнозам исследователей, ежедневные занятия от 15 минут должны были значительно повлиять на прогресс с учетом, что испытуемые никогда ранее не изучали язык. По итогам исследования было выявлено, что среднее улучшение языковых способностей при использовании данного приложения выросло на 91,4 %, и для изучения основ иностранного языка человеку понадобилось в среднем от 26 до 49 часов (с учетом постоянного использования интернет-площадки) [14]. Среди испытуемых были проведены опросы, касающиеся различных сторон исследования Duolingo. Согласно одному из них, основные причины для изучения иностранного языка расположились в следующем соотношении:

1) личные интересы - 66,5%; 2) бизнес/работа - 14,5%; 3) путешествия - 8,8%; 4) школа/ВУЗ - 8,3%; 5) другие причины (например, интерес к языкам, семья, помощь детям в изучении языка и т.д.) - 1,8% [14].

Согласно другому подобному опросу, 95,5% пользователей дали утвердительный ответ на утверждение о том, что приложение показалось им простым в использовании. 92,4% ответили, что оно действительно помогло изучать язык, 87,9% удовлетворены изучением языка в данном приложении, и процесс показался им интересным. На выходе был включен специальный вопрос: «Насколько вероятно, что Вы порекомендуете Duolingo коллеге или другу?», и более 80% пользователей выбрали вариант «Очень вероятно» [14].

Что касается приложения Quizlet, оно также представляет собой удобный инструмент, с помощью которого можно улучшить методику процесса обучения. Это возможно вследствие широкого спектра инструментов, готовых к использованию в любом месте и в любое время, гибкости и простоте конструкции [6]. Данный Интернет-ресурс предусматривает условно-речевые упражнения: 1) тренировка правописания; 2) тест, содержащий различные задания на перевод (ввод перевода лексической единицы, выбор верного перевода лексической единицы); 3) набор; 4) совмещение лексической единицы с её значением; 5) игра «Гравитация», где нужно напечатать слово, определение которого всплывает на экране. Перспективные планы учебного приложения Quizlet значительны, он планирует охватить наиболее 1,5 миллиарда студентов-пользователей по миру.Преимущества приложения Quizlet:

1. Наблюдение прогресса активности студентов. Пользователь, который обновился до пакета Quizlet Teacher, может отслеживать успехи студентов.

2. Быстрая результативность.

3. Общедоступность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Возможно создание класса для учащихся в сервисе и отслеживание их успеваемости.

5. Экономия времени. Однократное занесение материала в программу и возможность его использования в качестве базы для создания других сетов.

6. Многократность. Использование одно созданного сета несколько раз с разными группами и на разных уровнях владения языком [11].

Выводы. Специальные языковые мобильные приложения позволяют ускорить и улучшить процесс обучения английскому языку. Также они помогают выработать устойчивые языковые шаблоны, навыки общения, правила грамматики английского языка. Внедрение ИКТ в процесс обучения связано с необходимостью индивидуализации, и Интернет-ресурсы могут помочь сформировать у студентов лексические навыки, которые будут соответствовать их потребностям. Приложения могут использоваться на различных этапах формирования данных навыков, их преимущество заключается в опоре на наглядность.

Таким образом, мобильные языковые приложения интенсифицируют процесс обучения иностранному языку, помогают выработать языковые шаблоны, приобрести устойчивые грамматические навыки общения, повысить качество изучения предмета «иностранный язык» в ВУЗе. Предложенный подход к организации обучения иностранному языку с использованием мобильных устройств не только продолжает сложившиеся ранее традиции обучения ИЯ с использованием технических устройств, но и расширяет их за счет использования принципиально новых возможностей мобильных платформ.

Литература:

1. Архипова М.В., Жулина Е.В., Шутова Н.В. Информационное общество и образовательный процесс // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 56-59

2. Варшавская С.В. Использование мобильных справочных приложений для оптимизации процесса обучения английскому языку / С.В. Варшавская // Новые технологии в обучении иностранным языкам: Материалы научно-практической конференции. - Омск: Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, 2015. -С. 97-103.

3. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Исследование готовности студентов неязыковых направлений использовать сетевые ресурсы при обучении иностранным языкам // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №2. С. 8. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6- 2-8

4. Малушко Е.Ю. Электронный курс как форма реализации инноваций в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 2.

5. О компании «Duolingo» [Электронный ресурс]. Duolingo.com: информ.-справочный портал. URL: https://www.duolingo.com/info (дата обращения: 06.11.2018).

6. Приложение Quizlet: как пользоваться? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/468557/prilojenie-quizlet-kak-polzovatsya

7. Самохина Н.В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей / Н.В. Самохина // Фундаментальные исследования. - 2014. -№6. - С. 591-595.

8. Смоловик О.В., Гришунина М.А. использование ИКТ для повышения мотивации студентов при изучении иностранного языка // В сборнике: Научная дискуссия: вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков сборник статей по материалам Международной научно-практической

конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 113-116.

9. Смоловик О.В. Особенности эмоционального самочувствия студентов в процессе изучения иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 463-465.

10. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С.В. Титова // Вестник Московского ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - №1. - С. 9-23.

11. Что такое «Quizlet» и как его можно использовать? [Электронный ресурс]. Quizlet.com: информ.-справочный портал. URL: https://quizlet.com/ru/help/2444083/what-is-quizlet-and-how-can-i-use-it

12. Beatty K. Mobile language learning: the world in our hands // Anaheim University, USA. - 2015 - №17 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.anaheim.edu/schools-and-institutes/graduate-school-of-education/diploma-in-tesol/243-about/faculty-and-staff/tesol-faculty/886-ken-beatty-phd-ken-beatty-phd (дата обращения: 06.11.2018).

13. Frank V.M., Freynik S., Richardson D.L. Technologies for foreign language learning: a review of technology types and their effectiveness // Center for Advanced Study of Language, University of Maryland, College Park, MD. - 2014. - №1. - Т. 27 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.learntechlib.org/p/153571 (дата обращения: 30.05.2019).

14. Grego J., Vesselinov R. Duolingo Effectiveness Study - Final Report / J. Grego, R. Vesselinov / SC: Statistics Department University of South Carolina, 2012. - 24 c.

15.Traxler J. Current State of Mobile Learning / J. Traxler // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. - 2009. - P. 9-2.

Педагогика

УДК:378.2

аспирант Шумило Александр Юносович

Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОБУЧАЮЩИМСЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оказания образовательных услуг обучающимся малочисленных народов. Предлагается характеристика осознанных и позитивных мер для обеспечения доступа для всех типов и условий жизни обучающихся, в том числе из кочевых общин. Развитие открытого образования рассматривается через теории, которые используются в качестве концептуальной основы: теория дидактической беседы, теория транзакционной дистанции и теория диалога.

Ключевые слова: право на образование, открытое образование, образовательные услуги, теории организации образовательных услуг, дидактический разговор, малочисленные народы, обучающиеся.

Annоtation. The article deals with the provision of educational services to students of small nations. A characteristic of informed and positive measures is proposed to ensure access for all types and living conditions of students, including from nomadic communities. The development of open education is viewed through theories that are used as a conceptual framework: the theory of didactic conversation, the theory of transactional distance, and the theory of dialogue.

Keywords: the right to education, open education, educational services, theories of the organization of educational services, didactic conversation, small peoples studying.

Введение. Образование является одним из основных прав человека. Все люди, в том числе из удаленных от цивилизации сообществ, должны получить образование. Однако на практике право на образование не одинаково используется всеми. Некоторые группы сообществ в различных регионах мира несоразмерно страдают от неравного или ограниченного доступа к качественному образованию и неадекватных образовательных стратегий. Об этом было заявлено на Совете по правам человека в Организации Объединенных Наций. Суть заключаются в том, что предоставление образования жителям ненецких общин не позволяет адекватно их все охватить и не обеспечивает адекватного удовлетворения их потребностей. Другими словами, образование не может охватить все кочевое население коренных народов.

Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций и Совет по правам человека ясно дают понять, что образование является неотъемлемым правом человека и является в большей степени образовательной услугой. Они считают образование крайне важным для реализации других прав и незаменимым средством расширения человеческих возможностей и повышения человеческого достоинства. Образование также считается критически важным, поскольку оно играет роль в социализации и демократической гражданственности и представляет собой существенную поддержку идентичности сообщества.

Образование также рассматривается как средство, с помощью которого отдельные лица и общины могут вырваться из нищеты, а также средство помощи этническим меньшинствам в преодолении наследия исторической несправедливости или дискриминации, совершенной против них, отмечает Совет по правам человека Организации Объединенных Наций. Поэтому крайне важно, чтобы дети из ненецких общин имели право на полноценное образование, поскольку отсутствие или ограниченное образование ущемляет гражданские и политические права, а также права на свободу передвижения и выражения мнений. Недостаток образования также ограничивает участие в государственных делах, например, право голоса и ограничивает доступ и пользование правами на занятость, здоровье, жилье и достаточный уровень жизни. Отсутствие образования также может привести к тому, что правоохранительные органы будут неохотно взаимодействовать с органами власти, что будет препятствовать доступу к средствам правовой защиты в случае нарушения прав человека. Отсутствие или низкое качество образования является препятствием, в частности, для прогресса и расширения прав и возможностей кочевых семей.

Совет по правам человека и Организация Объединенных Наций также выступает за то, чтобы образование служило двойной функцией поддержки усилий общин по саморазвитию в экономическом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.