Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОБУЧАЮЩИМСЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОБУЧАЮЩИМСЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ РАЗГОВОР / МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / THE RIGHT TO EDUCATION / OPEN EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / THEORIES OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL SERVICES / DIDACTIC CONVERSATION / SMALL PEOPLES STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумило Александр Юносович

В статье рассматриваются вопросы оказания образовательных услуг обучающимся малочисленных народов. Предлагается характеристика осознанных и позитивных мер для обеспечения доступа для всех типов и условий жизни обучающихся, в том числе из кочевых общин. Развитие открытого образования рассматривается через теории, которые используются в качестве концептуальной основы: теория дидактической беседы, теория транзакционной дистанции и теория диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES TRAINING SMALL PEOPLES AS A SOCIO-CULTURAL PROBLEM

The article deals with the provision of educational services to students of small nations. A characteristic of informed and positive measures is proposed to ensure access for all types and living conditions of students, including from nomadic communities. The development of open education is viewed through theories that are used as a conceptual framework: the theory of didactic conversation, the theory of transactional distance, and the theory of dialogue.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОБУЧАЮЩИМСЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА»

конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2018. С. 113-116.

9. Смоловик О.В. Особенности эмоционального самочувствия студентов в процессе изучения иностранного языка // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-4. С. 463-465.

10. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы / С.В. Титова // Вестник Московского ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - №1. - С. 9-23.

11. Что такое «Quizlet» и как его можно использовать? [Электронный ресурс]. Quizlet.com: информ.-справочный портал. URL: https://quizlet.com/ru/help/2444083/what-is-quizlet-and-how-can-i-use-it

12. Beatty K. Mobile language learning: the world in our hands // Anaheim University, USA. - 2015 - №17 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.anaheim.edu/schools-and-institutes/graduate-school-of-education/diploma-in-tesol/243-about/faculty-and-staff/tesol-faculty/886-ken-beatty-phd-ken-beatty-phd (дата обращения: 06.11.2018).

13. Frank V.M., Freynik S., Richardson D.L. Technologies for foreign language learning: a review of technology types and their effectiveness // Center for Advanced Study of Language, University of Maryland, College Park, MD. - 2014. - №1. - Т. 27 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.learntechlib.org/p/153571 (дата обращения: 30.05.2019).

14. Grego J., Vesselinov R. Duolingo Effectiveness Study - Final Report / J. Grego, R. Vesselinov / SC: Statistics Department University of South Carolina, 2012. - 24 c.

15.Traxler J. Current State of Mobile Learning / J. Traxler // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. - 2009. - P. 9-2.

Педагогика

УДК:378.2

аспирант Шумило Александр Юносович

Частное образовательное учреждение высшего образования «Вятский социально-экономический институт» (г. Киров)

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОБУЧАЮЩИМСЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оказания образовательных услуг обучающимся малочисленных народов. Предлагается характеристика осознанных и позитивных мер для обеспечения доступа для всех типов и условий жизни обучающихся, в том числе из кочевых общин. Развитие открытого образования рассматривается через теории, которые используются в качестве концептуальной основы: теория дидактической беседы, теория транзакционной дистанции и теория диалога.

Ключевые слова: право на образование, открытое образование, образовательные услуги, теории организации образовательных услуг, дидактический разговор, малочисленные народы, обучающиеся.

Annоtation. The article deals with the provision of educational services to students of small nations. A characteristic of informed and positive measures is proposed to ensure access for all types and living conditions of students, including from nomadic communities. The development of open education is viewed through theories that are used as a conceptual framework: the theory of didactic conversation, the theory of transactional distance, and the theory of dialogue.

Keywords: the right to education, open education, educational services, theories of the organization of educational services, didactic conversation, small peoples studying.

Введение. Образование является одним из основных прав человека. Все люди, в том числе из удаленных от цивилизации сообществ, должны получить образование. Однако на практике право на образование не одинаково используется всеми. Некоторые группы сообществ в различных регионах мира несоразмерно страдают от неравного или ограниченного доступа к качественному образованию и неадекватных образовательных стратегий. Об этом было заявлено на Совете по правам человека в Организации Объединенных Наций. Суть заключаются в том, что предоставление образования жителям ненецких общин не позволяет адекватно их все охватить и не обеспечивает адекватного удовлетворения их потребностей. Другими словами, образование не может охватить все кочевое население коренных народов.

Экономический и Социальный Совет Организации Объединенных Наций и Совет по правам человека ясно дают понять, что образование является неотъемлемым правом человека и является в большей степени образовательной услугой. Они считают образование крайне важным для реализации других прав и незаменимым средством расширения человеческих возможностей и повышения человеческого достоинства. Образование также считается критически важным, поскольку оно играет роль в социализации и демократической гражданственности и представляет собой существенную поддержку идентичности сообщества.

Образование также рассматривается как средство, с помощью которого отдельные лица и общины могут вырваться из нищеты, а также средство помощи этническим меньшинствам в преодолении наследия исторической несправедливости или дискриминации, совершенной против них, отмечает Совет по правам человека Организации Объединенных Наций. Поэтому крайне важно, чтобы дети из ненецких общин имели право на полноценное образование, поскольку отсутствие или ограниченное образование ущемляет гражданские и политические права, а также права на свободу передвижения и выражения мнений. Недостаток образования также ограничивает участие в государственных делах, например, право голоса и ограничивает доступ и пользование правами на занятость, здоровье, жилье и достаточный уровень жизни. Отсутствие образования также может привести к тому, что правоохранительные органы будут неохотно взаимодействовать с органами власти, что будет препятствовать доступу к средствам правовой защиты в случае нарушения прав человека. Отсутствие или низкое качество образования является препятствием, в частности, для прогресса и расширения прав и возможностей кочевых семей.

Совет по правам человека и Организация Объединенных Наций также выступает за то, чтобы образование служило двойной функцией поддержки усилий общин по саморазвитию в экономическом,

социальном и культурном плане, открывая пути, с помощью которых они могут функционировать в более широком обществе и содействовать социальному развитию и гармонии подрастающего поколения. Следовательно, это требует образовательных стратегий, которые укрепляют их права и свободы. Права человека нарушаются, когда, например, нежелательная ассимиляция навязывается посредством образования или принудительная социальная сегрегация возникает в результате образовательных процессов. В свете прав и обязанностей, признанных на уровне Организации Объединенных Наций, право на образование людей из кочевых общин отвечает статье 13 (2) и признает, что образование требует гибких учебных программ и различных систем доставки для удовлетворения потребностей учащихся в различных социальных и культурных условиях.

Экономический и социальный комитет Организации Объединенных Наций поощряет альтернативные образовательные программы и параллельные системы обычных средних школ, которые содержат призыв к инклюзивному образованию, предлагая принять осознанные и позитивные меры для обеспечения доступа для всех типов и условий жизни обучающихся, в том числе из кочевых общин. В докладе также содержится призыв к педагогам изучить гибкие и новаторские подходы в обеспечении образования для удовлетворения потребностей кочевого сообщества. Открытое и дистанционное обучение - это один тех гибких и инновационных подходов, который способен охватить и удовлетворить потребности и чаяния подобных сообществ.

Предоставление образования кочевым сообществам является одной из наиболее сложных и неотложных проблем, стоящих перед лицами, определяющими политику в области образования, практиками и другими ролевыми игроками на местах. Использование методов открытого и дистанционного обучения для решения проблем во многих странах, в настоящее время, становится все более распространенным явлением, способным охватить большое количество людей.

Изложение основного материала статьи. Термин «открытое и дистанционное обучение» в сфере образования приобрел известность в последние двадцать лет.

Открытое обучение - это система, в которой ограничения, налагаемые на обучающихся, постоянно пересматриваются и, по возможности, снимаются. Как система, она влечет за собой политику, которая разрешает доступ к обучению без каких-либо или минимальных барьеров в отношении возраста, пола или временных ограничений и с признанием предшествующего обучения. Открытое обучение позволяет обучающимся учиться во время, месте и темпе, которые соответствуют их обстоятельствам и требованиям. Открытое обучение делает упор на открытии возможностей путем преодоления барьеров, возникающих из-за возраста, пола, географической изоляции, предыдущих требований к опыту, личных или других обязательств или традиционных структур курса, которые часто не позволяют детям получить доступ к обучению. Другими словами, оно предоставляет обучающимся выбор, например, в средстве передачи знаний (печать, онлайн, телевидение или видео) или выбору места для обучения (дома, школе, на работе или в центре). Это также дает обучающимся возможность выбирать темп обучения и выбирать, когда заканчивать курсы. Это позволяет педагогам поддерживать посредством аудио/видео конференций или компьютерного обучения входа и выход из курса, когда ученик этого желает.

Тип открытого и дистанционного обучения, основанный на этих технологиях, относится к системам преподавания и обучения, в которых важную роль играет сама образовательная технология, отличная от печатной. Это имеет место там, где аудио/видео конференции используются для соединения различных учебных центров, а компьютерные конференции используются в качестве основного способа доставки. Также успешно можно использовать различные формы дистанционного обучения через телевидение округа, в частности, в качестве академической поддержки обучающихся средних школ.

Открытое образование - это общий термин, используемый для систем обучения, которые предлагают различные сочетания открытости и дистанции. Его у них ключевые особенности, которые включают в себя: разделение учителя и ученика по времени или месту или по времени и месту; использование курсов мультимедиа, таких как печатные материалы, радио- и телепередачи, видео- и компьютерное обучение и телекоммуникации. Оно также включает в себя двустороннюю связь, которая позволяет обучающимся и педагогам взаимодействовать, а также возможность личных встреч для обучения.

Обычно используемые термины, относящиеся к открытому и дистанционному обучению, включают в себя заочное обучение, дистанционное обучение, открытое обучение, технологическое образование и гибкое обучение. Итак, в формате заочного обучения переписка основывается на печати с общением через почтовые службы или по телефону; обучающиеся проходят обучение, не покидая свои дома, чтобы учиться. Дистанционное обучение, с другой стороны, происходит, когда ученик учится на расстоянии от учителя, используя предварительно записанные, упакованные учебные материалы; обучающийся отделен от учителя во времени и пространстве, но находится под руководством учителя.

Несмотря на различные типы открытого и дистанционного обучения, доставка программ открытого образования происходит по двум континуумам, т.е., непрерывным линиям, то есть по континууму времени и континууму пространства.

Развитие открытого образования породило теории, которые вносят ясность в эту область. Для нашей концептуальной основы охарактеризуем три теории с целью их использования.

Итак, теоретические основы, лежащие в основе дистанционного обучения. Дистанционное обучение превратилось из заочного обучения без предоставления поддержки обучающимся в то, чем оно является сегодня, а именно в открытое и дистанционное обучение со службами поддержки обучающихся. Современные технологии, такие как видеоконференции, интерактивное телевидение, спутниковая передача, Интернет и онлайн-обучение, сделали услуги по поддержке обучающихся привлекательными и осуществимыми. Имеющаяся эмпирическая литература посвящена теоретическим вопросам дистанционного обучения. Теории, которые объясняют обучение на расстоянии, включают следующее: теория дидактической беседы Холмберга, теория транзакционной дистанции Мура и теория диалога Горского и его коллег.

Теория дидактической беседы Холмберга фокусируется на ученике. Его отправной точкой является формальный образовательный контекст, в котором обучающиеся выражают свои идеи, а педагог направляет его посредством объяснения, исправления или перенаправления этих идей. Дидактический разговор играет жизненно важную роль в улучшении обучения. Это создает личную связь между учителем и учеником. Это приводит к большей мотивации со стороны обучающегося и повышению результатов обучения. Поддержка обучения, предоставляемая в традиционных школах, например, взаимодействие учителя и ученика, является

той формой поддержки обучения, которую ученики дистанционного обучения с предыдущим обычным опытом обучения могли бы получить в ходе обучения. Холмберг отбросил термин дидактические разговоры в своей теории и теперь предпочитает использовать «обучающие разговоры», потому что слово «дидактический» во многих случаях используется для обозначения авторитарного подхода, прямо противоположного тому, что изначально имелось в виду. В своей теории разговорного обучения Холмберг выделяет факторы, которые благоприятно влияют на обучение, и те, которые способствуют процессу обучения и сопереживанию, являются одним из таких факторов.

Учитывая культурную чувствительность дистанционных обучающихся из кочевых сообществ, чувство сочувствия между теми, кто оказывает поддержку в обучении и дистанционными учениками, необходимо поддерживать их чувства связи с образовательным учреждением. Кроме того, постоянная доступность педагога, частота подачи заданий и короткое время для выполнения заданий необходимы для продвижения процесса обучения. Учитывая контекст нашего исследования и характеристику участников, мы отфильтровали анализ данных, собранных с использованием теории Холмберга, чтобы достичь глубокого понимания того, как дистанционные обучающиеся воспринимают и испытывают поддержку обучения. Другие элементы теории Холмберга, объясняющие ожидаемый характер транзакций, включают в себя эффективную связь между поставщиками поддержки обучения и дистанционным обучением, а также их мотивацию и удовлетворенность. Теория Холмберга далее гласит, что чувства личных отношений между педагогом и учеником, как правило, способствуют получению удовольствия от учебы и мотивации, особенно если хорошо сформированные учебные материалы и двусторонняя связь между учеником и педагогом поддерживают такие чувства. Общение в рамках естественного разговора можно легко понять и запомнить, а концепцию разговора можно успешно перевести с использованием средств массовой информации и сделать доступной для всех дистанционных обучающихся. Все это может быть достигнуто при условии тщательного планирования и руководства по учебной программе для организованного обучения на расстоянии. Применительно к нашему исследованию теория Холмберга гласит, что мы можем ожидать, что поддержка обучения повышает академическую успеваемость дистанционных обучающихся, потому что для достижения эффективного обучения важна мотивация в достижении целей обучения и атмосфера дружелюбия. Разговор способствует ощущению личных отношений, необходимых для получения удовольствия от учебы на расстоянии.

В то время как теория Холмберга подчеркивает разговорное обучение, Мур подчеркивал психологическую и транзакционную дистанцию, которую испытывают обучающиеся, когда они учатся на расстоянии. Мур выдвинул теорию транзакционного расстояния и объясняет, что «расстояние» определяется количеством общения или взаимодействия, которое происходит между учеником и учителем. Далее он утверждает, что расстояние также определяется количеством структур, которые существуют в дизайне курса. Другими словами, когда курс является более структурированным и имеет меньше общения (или взаимодействия), транзакционная дистанция особенно ощущается. Таким образом, Мур объясняет, что в модели обучения может существовать континуум транзакций от менее отдаленного, где есть большее взаимодействие и меньшая структура до более отдаленного, где может быть меньшее взаимодействие и большая структура.

Мур далее рекомендует, чтобы при разработке эффективных курсов дистанционного обучения важно учитывать взаимодействие между учеником и его учителем, учеником и учениками, а также учениками и их содержанием обучения. Теория Мура имеет смысл для контекста этого исследования, с учетом потенциального разрыва связи, возникающий из-за удаленности и географической дистанции.

Горски и соавторы отвергают транзакционную теорию дистанции Мура за не научность, поскольку считают, что отношения между переменными являются неоднозначными. Хотя они признают концепцию транзакционного расстояния как историческую веху, поскольку в ней подчеркивается, что по существу дистанционное обучение в образовании является транзакционным, а не пространственным или временным, они утверждают, что с практической точки зрения в качестве измеримой зависимой переменной в теории или модели концепция имеет мало достоинств.

Горски и соавторы предложили диалог в качестве теоретической основы для систем дистанционного обучения. По мнению этих исследователей, ключевым элементом их структуры является обучение не ученика, не учителя, а разделяющая их физическая или временная дистанция. Они утверждают, что обучение является индивидуальной деятельностью, опосредованной внутриличностным диалогом. Ими предполагается, что диалог обеспечивается структурными и людскими ресурсами. Эти теоретики объясняют структурные ресурсы для внутриличностные диалоги, включая все материалы любого рода, на которых могут учиться обучающиеся, в то время как структурные ресурсы для межличностного диалога включают в себя все доступные средства коммуникации и наличие инструкторов и сокурсников. Человеческие ресурсы, с другой стороны, предназначены для межличностного диалога, и это инструкторы и обучающиеся, которые могут участвовать в учебном диалоге. Они считают, что обучающиеся могут использовать ресурсы по своему усмотрению в соответствии со своими целями, способностями и потребностями. Их теоретическая основа может не подходить для всех ситуаций. Учитывая ограниченные образовательные ресурсы, которые могут улучшить обучение в менее развитом контексте, например, такие как средства коммуникации, а также обучающиеся, которые могут не иметь легкого доступа к тем ресурсам, которые ожидаются.

Выводы. Ценность этого подхода заключается в том, что реализация целей и задач образования на современном этапе социокультурного развития общества предусматривает обязательное предоставление образовательных услуг обучающимся малочисленных народов как явление социальное и культурное. Теории, которые объясняют обучение на расстоянии (теория дидактической беседы Холмберга, теория транзакционной дистанции Мура и теория диалога Горского и его коллег), широко применяются в зарубежной и отечественной образовательной практике.

Литература:

1. Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Введение в дистанционное обучение: сущность, технология, организация [Текст] / А.А. Андреев, В.И. Солдатки. - М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.

2. Ахаян, А.А. Теория и практика дистанционного педагогического образования: Автореф. дисс. ... докт. пед.наук [Текст] / А.А. Ахаян. - СПб., 2001. - 39 с.

3. Байбородова, Л.В. Использование субъектно-ориентированных технологий в образовательном процессе [Текст] / Л.В. Байбородова // Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом. - 2016. - №9(47). - С. 5-17.

4. Берулава, М.Н. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества [Текст] / М.Н. Берулава // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. - СПб., 2010. - С. 23-27.

5. Везиров, Т.Г. Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании: автореф. ... докт. пед. наук [Текст] / Т.Г. Везиров. - Ставрополь, 2001. - 31 с.

6. Веселовская, Ю.А. Интернет-технологии: особенности построения методической системы // Наука. Образование. Культура. - 2014. - С. 110-114.

7. Евдокимов, М.А. Совершенствование организационных форм дистанционного обучения: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук [Текст] / М.А. Евдокимов. - М., 2006. - 32 с.

8. Полат, Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения: 2-е изд., стер. [Текст] / Е.С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 400 с.

9. Чучкова, Г.С. Интернет-коммуникация как фактор личностного развития: на примере общения в чатах: автореф. ... канд. психол. наук. - М.: РГГУ, 2008. - 19 с.

10. Ясвин, В.А. Образовательная система школы: проектирование, организация, развитие [Электронный ресурс] / В.А. Левин / URL: http://www.irad.ru/ pedagogika/yasvin_v_a_0 l.html

11. Holmberg. Education Quality Improvement Plan (EQUIP 2, 2010). Using opportunity to learn and early grade reading fluency to measure school effectiveness in Nepal. Retrieved from https://www.epdc.org/sites/default/files/ documents/ 0TL%20Nepal.pdf

12. In M. Grenfell (Ed.), Pierre Bourdieu, Moore. Capital: key concepts, 2008. (pp. 101-117). Durham: Acumen.

13. Gorski, Caspi. Guide to the Use of the Graduate Record Examination Program / GRE, 1992-1993. - 136 p.

14. Constructing grounded theory: a practice guide through qualitative analysis. London: SAGE Publications.

15. Education Review Office. (2015). Report on National Assessment of Student Achievement (NASA) 2015 (Grade 3 and 5). Kathmandu: ERO.

Педагогика

УДК:372.857

кандидат педагогических наук, доцент Яковлева Александра Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); учитель биологии Вахрушева Августа Витальевна Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Аннотация. В статье приводятся некоторые результаты исследований сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5 классов, обсуждается опыт коммуникативно-ориентированной деятельности учащихся при изучении темы «Живые царства» в курсе биологии 5 класса в соответствии с направлениями «коммуникация как общение», «коммуникация как интериоризация» и «коммуникация как кооперация».

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникативно-ориентированнаядеятельность, урокибиологии.

аппошюп. The article presents results of studies on the formation of communicative universal educational actions of 5-grade students, discusses the experience of communicative-oriented activities of students in the study of the theme of «Kingdoms of Living Organisms» in the 5th grade biology course in accordance with the approaches «communication as communication», «communication as internalization» and «communication as cooperation».

Keywords: communicative universal educational activities, communication-oriented activities, biology lessons.

Введение. В настоящее время в системе общего образования наблюдается процесс активного внедрения требованийФедеральных государственных образовательных стандартов. Изменение образовательной парадигмы от когнитивной к гуманистическойпривело к тому, что процесс обучения любому предмету должен быть направлен не только на достижение предметных результатов, но и метапредметных. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности - познавательные, коммуникативные и регулятивные учебные действия [4]. В этих условиях происходит переосмысление теории и практики предметных методик обучения.

Изложение основного материала статьи. По мнению, [1], [3], [5] и другихименно в основной школе наблюдается особенно благоприятный период для развития коммуникативных универсальных учебных действий, ведь именно там общение и управление речемыслительной деятельностью выходит на уровень ведущей деятельности. Несмотря достаточный уровень психолого-педагогических исследований проблем коммуникативной деятельности подросткового возраста, многие считают, что методика коммуникативных универсальных учебных действий в предметных методиках не нашла должного отражения. При этом, как показывает анализ образовательной практики, большинство учителей чаще «интуитивно» применяют различные методические приемы для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Несомненно, что каждый учебный предмет имеет различные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемые, в первую очередь, его предметным содержанием.В этой связи, возникает проблема «Какова же методика развития коммуникативных универсальных учебных действий при обучении биологии?». Нами для исследования методики развития коммуникативных универсальных учебных действий был взят курс биологии 5 класса тема «Живые царства». Это обусловлено тем, что только с введением базисного учебного плана по новому стандарту систематическое изучение биологии впервые начинается с 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.