Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТАКТ / ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ / ДИАЛОГ С АУДИТОРИЕЙ / PUBLIC SPEAKING / ORATORY / VISUAL CONTACT / CALL TO ACTION / DIALOGUE WITH THE AUDIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Булганина Светлана Викторовна, Казаков Максим Евгеньевич

Статья содержит исследование навыков, позволяющих студентам успешно выступать на публике, изучаются факторы, способные положительно сказаться на умении в ораторском искусстве, затрагиваются методы подготовки и рекомендации, которые могу использоваться спикером для улучшения качества выступления. Также в статье рассмотрены области влияния публичного выступления, актуальность его в настоящем времени и история развития риторики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Булганина Светлана Викторовна, Казаков Максим Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF READINESS OF STUDENTS FOR PUBLIC PERFORMANCE

The article contains a study of the skills that allow students to successfully speak in public, the factors that can positively affect the ability in oratory are studied, the methods of preparation and recommendations that can be used by the speaker to improve the quality of speech are touched upon. The article also considers the areas of influence of public speaking, its relevance in the present time and the history of rhetoric in General.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»

9. Vervoort, M.J.H. Assessment and development of intercultural competence of a study abroad: master of arts thesis / Marian J.H. Vervoort. - Ouachita Baptist University, 2010. - 59 p.

10. Winkelman, M. Cultural shock and adaptation. Journal of Counseling and Development. - 1994. - 73, Pp. 121-126.

Педагогика

УДК 378.14.

кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук, доцент Булганина Светлана Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Казаков Максим Евгеньевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ

Аннотация. Статья содержит исследование навыков, позволяющих студентам успешно выступать на публике, изучаются факторы, способные положительно сказаться на умении в ораторском искусстве, затрагиваются методы подготовки и рекомендации, которые могу использоваться спикером для улучшения качества выступления. Также в статье рассмотрены области влияния публичного выступления, актуальность его в настоящем времени и история развития риторики в целом.

Ключевые слова: публичное выступление, ораторское искусство, визуальный контакт, призыв к действию, диалог с аудиторией.

Annotation. The article contains a study of the skills that allow students to successfully speak in public, the factors that can positively affect the ability in oratory are studied, the methods of preparation and recommendations that can be used by the speaker to improve the quality of speech are touched upon. The article also considers the areas of influence of public speaking, its relevance in the present time and the history of rhetoric in General.

Keywords: public speaking, oratory, visual contact, call to action, dialogue with the audience.

Введение. Публичное выступление - это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенным слушателям [1, 4]. В рамках построения образовательного процесса по направлению 38.03.02 Менеджмент, владение навыками публичного выступления является весьма актуальным. Сотрудникам и руководителям организации приходиться участвовать, готовить и проводить различные совещания, осуществлять маркетинговые коммуникации и убеждать в процессе принятия решения.

В настоящее время роль публичной речи в организационных отношениях постоянно возрастает, это связано со следующими аспектами.

Во-первых, владение навыком выступления перед сотрудниками организации, является важнейшим элементом личного влияния. Оно способствует не только привлечению к себе положительного внимания, но и содействует построению карьеры и успеху в бизнесе [1, 6].

Во-вторых, правильно сформулированная и четко переданная мысль подкрепляет доверие окружающих, убеждает в том, что изложенная идея верна.

В-третьих, умение выступать публично является важнейшей частью имиджа менеджера, то есть некомпетентность в данной области затрагивает не только подчиненных, а также партнеров, клиентов, конкурентов, общественность и в целом формирует отрицательный имидж организации в конкурентной среде [1, 4, 6].

Также стоит отметить, что существует множество ситуаций, при которых публичная речь воздействует на имидж компании. По мнению О.С. Иссерс, «современное понимание имиджа предполагает динамику в соотношении реальных качеств личности и смоделированных, обусловленных ролевой установкой [4, 6]. Выбор имиджа осуществляется на основе прогнозирования аудитории». Так, коммуникативная стратегия руководителя, обусловленная задачей «вызвать интерес к проблеме обсуждения» определяет использование речевых тактик: моделирования структуры имиджа (выделение доминанты, факультативных и сопутствующих ролей), создания «своего круга», персонификации. Вне зависимости от намеренного или не намеренного нарушения норм речи (языковых, этических, коммуникативных) ошибки формируют языковой паспорт оратора, его имидж и имидж представляемой им компании [6].

Изучение ораторского искусства (риторики, красноречия) началось задолго до современного времени. Его история в краткой форме восходит к древнеримским и древнегреческим философским школам, их направлениям и основателям. Именно представители античной философии, ораторства заложили основы правильной и гармоничной речи, актерского мастерства, психологических техник. Становление римской риторической школы связано с именем Марка Туллия Цицерона [2]. Он считал, что основной задачей оратора необходимо было заинтересовать, завладеть вниманием слушателя, изложив свою точку зрения, подкрепленную аргументами. Древнеримский политик прославился тем, что в своих выступлениях никогда не использовал записи, а воспроизводил факты, цитаты по памяти [1, 2]. Древнеримский педагог по риторике Квинталиан Марк Фабий считал, что не только обучение красноречию, но и всестороннее развитие человека способствуют овладению ораторским искусством [2]. В Древней Руси ораторская практика также отличалась хорошей риторической подготовкой [2]. Развитие теории красноречия связано с трудами праповедников, книжников, летописцев и песнотворцев. Однако на Руси практика публичных устных выступлений не

получила распространения. Огромный вклад в развитие русской риторики внес Михаил Васильевич Ломоносов [2]. В своих записях он изложил систему правил и требований, которые должны соблюдаться оратором при выступлении на публике [3]. Позднее появилась и современная риторика - неориторика, которая неоднократно перерабатывала взгляды прошлых лет и изучала методологию убеждения публики. Основными представителями стали Хаим Перельман, Кеннет Бёрк, Л. Ольбрехт-Тытек [4]. Благодаря исследованиям многих веков доступно множество приемов и психотехник, которые можно использовать для подготовки и в процессе выступления перед слушателями [3]. Известно, что хорошая публичная речь содержит характеристики успешного собеседования, имеющего некоторые изменения в тоне голоса, поведения, а также в теме, которая соответствует обстановке, интересам аудитории. Основной задачей оратора в процессе выступления является влияние на чувства слушателей, способное убедить в верности заявленных положений [5]. Публичная речь по своему образу представляет собой монолог, с элементами диалога, так как выступающий налаживает контакт с аудиторией и отвечает на её вопросы. Эффективное выступление характеризуется уместным высказыванием, логикой, эмоциональностью и выразительностью речи оратора. Преимущественно самое наибольшее влияние на слушателей производит речь, заранее подготовленная и выученная. При этом намечается цель, определяется материал, способы его подачи и расположения, разрабатывается план речи, определяются средства речевого воздействия. При выборе темы выступления необходимо стремиться к тому, чтобы она была интересна как для самого оратора, так и для его слушателей. Целью выступления могут быть развлечение, информация, воодушевление, убеждение, побуждение (агитация). Главными источниками материала для выступления являются: личный опыт; размышления и наблюдения; беседа; чтение. Однако важно создать впечатление того, что говоримая речь воспроизводится оратором непосредственно в момент выступления на публике. Коммуникация с аудиторией создается путем голосового и зрительного контакта.

Изложение основного материала статьи. В НГПУ на практических занятиях дисциплины «Основы управленческого труда» каждый из студентов группы получил тему для подготовки к публичному выступлению. Участники выступили со своей речью, прослушали других, а также приняли участие в онлайн голосовании.

Публичная речь в рамках изучения организации труда менеджера рассматривается в работах таких ученых как В.Г. Афанасьева, Р.В. Веснина, О.С. Виханского, Д.Д. Крассовского, А.К. Маркова, С.Д. Резника [5].

Параметры, получившие оценку в рамках исследования следующие:

- наличие визуального контакта с аудиторией;

- умение вести диалог с аудиторией;

- умение завершить выступление призывом к решению проблемы.

Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать среди слушающих "эффект общения", разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать друг другу и которые будут вам охотно внимать. Добиться данного эффекта можно с помощью применения визуального контакта с аудиторией. Для того чтобы слушатель был заинтересован на протяжении всего выступления, следует поддерживать диалог с аудиторией. Если вы хотите чего-либо добиться своим выступлением, следует закончить его мотивирующей фразой, создавая этим призыв к действию [8].

В работе было занято 125 студентов 3-4 курсов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» (профиль подготовки: управление человеческими ресурсами, маркетинг).

Полученные результаты.

Рисунок 1. Результаты онлайн голосования по выбранным критериям. (Составлено авторами)

На представленном выше рисунке находятся результаты онлайн голосования, которое проводилось на занятии. Каждый из критериев оценивался обучающимся по десятибалльной шкале. На вопрос как вы оцениваете важность требований, предъявляемых к публичному выступлению, большая часть обучающихся (56%) отметили, что именно визуальный контакт является наиболее важным, но трудновыполнимым требованием. По мнению студентов, благодаря визуальному контакту создается более тесная связь с аудиторией. Также диалог с аудиторией является не менее важным фактором привлечения внимания к затронутой теме.

Наивысшая оценка (7-10 баллов) ■ Средняя оценка (4-6 баллов) Низкая оценка (1-3 балла)

Рисунок 1. Перекрестная оценка обучающимися «Визуальный контакт» (Составлено авторами)

Визуальный контакт с аудиторией определяет дальнейшее развитие хода обсуждения, цель заинтересовать аудиторию важностью проблемы, желанием как можно быстрее найти путь для ее разрешения [8].

На графике выше наглядно представлена оценка выступающих, по критерию «Визуальный контакт». Обучающиеся оценивали себя сами он лайн голосованием. Наивысшую оценку (8-10 баллов), получили всего лишь 12% обучающихся. Дополнительный опрос показал, что речь была не подготовлена, студенты читали речь "по бумажке", лишь изредка устремляя взгляд в зал, добиться живой реакции слушателей было невозможно.

Наивысшая оценка (7-10 баллов) ■ Средняя оценка (4-6 баллов) Низ км оценка (1-3 балла)

Рисунок 2. Оценка критерия «Диалог с аудиторией» (Составлено авторами)

На рисунке представлена оценка выступающих по критерию «Диалог с аудиторией». Умение вести диалог с аудиторией включает умение отстоять свою точку зрения в процессе спора, отвечать на вопросы, управляя ходом проведения совещания и ходом принятия решения [5]. В процессе дополнительного опроса обучающиеся ответили, что вербально вести диалог очень сложно, гораздо легче отстаивать свою точку зрения и отвечать на вопросы используя виртуальное общение.

Наивысшая оценка (7-10 баллов) ■ Средняя оценка (4-6 баллов) Низ км оценка (1-3 б.шла)

Рисунок 3. Оценка критерия «Призыв к действию» (Составлено авторами)

На рисунке 3 наглядно представлена оценка выступающих, по критерию «Призыв к действию». Исходя из данных рисунка можно сделать следующий вывод: 14% респондентов удалось закончить свое выступление удачной мотивирующей речью, низкую оценку получили 58% респондентов. По мнению студентов, умение выступать на публике складывается из индивидуальных особенностей того или иного оратора. Для того чтобы усовершенствовать свой навык в публичной речи, требуется овладеть некоторыми знаниями, а также подготовить и отрепетировать свое выступление заранее. Настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы готовности обучающихся к публичному выступлению, но, опираясь на достигнутое, можно обозначить актуально - значимые выводы:

- выявлена реальная готовность обучающихся к изучению технологии публичного выступления;

- обозначены сильные и слабые стороны технологии публичного выступления для дальнейшей их корректировки при формировании профессиональной позиции.

Выводы. В процессе изучения курса «Основы управленческого труда» были предложены рекомендации для освоения технологии публичного выступления.

Для того чтобы речь легче было воспринимать, её следует разделить на смысловые части, выводы из которых необходимо тезисно повторить в заключительной части выступления. Сложные вещи всегда можно изложить доступным языком. Так же ваша речь должна быть понятной слушателям до последнего слова. Не стоит забывать пояснять, зачем данная информация нужна слушателям и где она может пригодиться.

Слушатель должен чувствовать, что в речи отражаются личные убеждения оратора. Для этого следует найти в тексте интересные для себя моменты и убедить себя в положительном или отрицательном отношении к ним.

Начало выступления должно вызвать интерес слушателя. Этого можно добиться, рассказав о чем-то близком и хорошо знакомом аудитории либо неожиданном и вызывающем удивление.

Показ — наиболее эффективный способ донесения материала (демонстрация графиков, таблиц, рисунков, схем, предметов). В качестве вспомогательного средства обучающимся предлагается использовать технологию составления мотивирующей презентации [5].

Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Но старайтесь избегать неуместного и назойливого их употребления.

Не демонстрируйте превосходства или легкомысленности при общении с аудиторией, не вещайте свысока, менторским тоном. Исключение составляют случаи, когда вам нужно определенным образом настроить аудиторию.

Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, продемонстрировать свое удовлетворение от общения с ними. Такой позитивный финал надолго останется в памяти аудитории. Следует настроить ваших слушателей на что-то хорошее, оптимистичное. Для этого подойдет удачная цитата, или пример из собственной жизни.

Литература:

1. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи [Текст]: в помощь слушателям школ молодого ректора / С.Ф. Иванова. - М.: Знание, 1978. - 128 с. / Методика лекторского мастерства и ораторского искусства.

2. Любимов Александр. Статья: Страшные истории. Страх публичных выступлений и что с ним делать [Электронный ресурс] / Александр Любимов. - То же URL: http //trenings.ru/... /Statya_Strashnyie_istorii._Strah_publichnyih_vyistupleniy_i_chto_s_nim_delat.html (дата обращения: 01.11.19).

3. Learning to Speak in Public / Основы публичной речи. - М.: Феникс +, 2016. - 136 c.

4. Брянцев А.А Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. - М.: Всероссийское театральное общество, 2013. - 296 с.

5. Кабанова Л.А. Мотивирующая презентация как средство повышения социальной активности молодежи / Л.А. Кабанова, А.А. Шкунова // Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования». Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И.Вернадского (Ялта)», 62 (3), 2019, С. 104-108.

6. Kabanova, L.A., Yashkova, E.V., Shkunova, A.A., Sineva, N.L., Egorova, A.O., Kuryleva, O.I. Study of the strategy of forming organizational culture in Russian enterprises [Estudio de la estrategia de formación de la cultura organizacional: En las empresas rusas] (2018) Opcion, 34 (85), pp. 1745-1752.

7. Карнеги, Дейл. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить / Дейл Карнеги. -М.: Рыбинский Дом печати, 2015. - 800 с.

8. Ким О.М., Шамов А.Н. Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7 №2. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/issue/view/31/showToc (дата обращения: 17.02.2019).

9. Шкунова А.А., Кабанова Л.А. Бизнес - инкубатор как обучающая площадка для организации самостоятельной работы будущих менеджеров // Современные наукоемкие технологии, 2015. - № 14, ч.4. -С. 768-774.

Педагогика

УДК 378.02:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Шобонова Любовь Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Смоловик Ольга Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. В статье рассмотрена роль образовательных мобильных приложений в изучении английского языка. Особое внимание уделяется дидактическим характеристикам и возможностям образовательных мобильных приложений. Представлен сравнительный анализ приложений Duolingo и Quizlet.

Ключевые слова: иностранный язык, информационные технологии, мобильные приложения, современное обучение, мотивация.

Annotation. The article deals with the role of educational mobile applications in learning English. The article draws special attention to the didactic characteristics and capabilities of educational mobile applications. The article presents a comparative analysis of Duolingo and Quizlet applications.

Keywords: foreign language, information technology, mobile applications, modern learning, motivation.

Введение. В настоящее время компьютер и другие цифровые устройства стали неотъемлемой частью жизни каждого индивидуума. Цифровые мобильные устройства заняли прочное место не только в повседневной жизни, они повсеместно применяются и в процессе обучения. Это выражается как в широком применении интерактивных средств обучения, так и в постепенном внедрении в процесс обучения приложений для мобильных телефонов на базе различных платформ: Android, iOS и т.д. [2]. Особым образом организованное изучения языка в вузе предполагает, что студент должен развиваться самостоятельно и мотивировать себя для получения новых знаний. Но, к сожалению, в настоящее время разработанные программы языкового образования для неязыковых направлений недостаточно полно отражают вопросы организации обучения иностранным языкам и роли практической реализации лингвокультуры как одного из главных факторов образования и воспитания студентов неязыковых направлений [3]. Для реализации данной цели в помощь педагогам и студентам приходят мобильные устройства, которые успешно используются при изучении различных учебных дисциплин, и иностранный язык не является исключением. Применение электронного обучения позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала [4]. На сегодняшний день мобильные приложения для изучения иностранных языков приобретают широкую популярность. Они имеют большой потенциал в повышении эффективности процесса изучения иностранных языков и призваны значительно усовершенствовать процесс иноязычной подготовки широкого круга обучающихся, открыть его новые стороны и превратить из серьезного трудоемкого процесса в увлекательное занятие [10]. Данная тема является актуальной и затрагивалась в работах таких отечественных исследователей как М.В. Архипова [1], Е.В. Вульфович, И.Н. Голицына, Н.Л. Половникова, Н.В. Самохина [7], О.В. Смоловик [8] и др. Не менее актуально обучение при помощи МИТ за рубежом. Данной проблемой занимались и зарубежные исследователи: К. Бетти [12], В.М. Франк, С. Фрейник, Д. Ричардсон [13] и др. Использование планшетных компьютеров, смартфонов, мобильных телефонов, IPad, IPhone и других подобных устройств в образовательных целях привело к формированию в рамках концепции электронного обучения нового направления - мобильного обучения иностранному языку (англ. M-Learning - Mobilelearning) [2].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний момент в зарубежной педагогической литературе существует несколько определений мобильного обучения, основывающихся на технологических особенностях мобильных устройств и на дидактических возможностях, которые предоставляются этими технологиями. Согласно проекту MoLeNet, мобильное обучение - это использование удобных портативных мобильных устройств и беспроводных, всегда доступных технологий, для поддержки, оптимизации и расширения процессов обучения и изучения [15]. Согласно другому определению, мобильное обучение - это деятельность, осуществляемая регулярно посредством компактных, портативных мобильных устройств и технологий и позволяющая обучающимся стать более продуктивными, общаясь, получая или создавая информацию [7]. В целом, большинство исследователей [7], [12], [13] приходят к выводу, что уникальность мобильного обучения по сравнению с традиционными методами обучения и современными методами, такими как e-learning и смешанное обучение, заключается в том, что обучающиеся прежде всего не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.