Ориентировочный этап цикла экопроектной деятлеьности предусматривает мотивацию обучающихся, анализ условий и требований проектного задания или полномасштабного проекта (где происходит ситуация, кто участники, степень опасности их состояния); выбор необходимого способа действия, согласующегося со структурой умения: область применения, программы действий и практические действия, которые уже предусматривают работу на операционно-исполнительском этапе. Операционно-исполнительский этап предполагает непосредственную деятельность обучающихся по разработке экобезопасного проекта. На презентативном этапе обучающиеся представляют результаты решения задачи. На рефлексивно-оценочном этапе определяется степень решения задачи (задача решена правильно и полностью, решена правильно с недочетами, программа действий была составлена правильно, но реализована неверно, задача решена неправильно, или не решена совсем) результаты корректируются.
Рефлексивно - оценочный компонент системы формирования у обучающихся умений экологического проектирования характеризует уровень их освоения.
1. Низкий уровень освоения умения экологического проектирования: учащиеся с помощью педагога составляют программу решения проблемы, связанной с проектированием безопасных условий жизнедеятельности, но затрудняются в ее применении на практике.
2. Средний уровень освоения умения экологического проектирования: Учащиеся самостоятельно составляют программу решения проблемы, связанной с проектированием безопасных условий жизнедеятельности, но применяют ее на практике с ошибками.
3. Высокий уровень освоения умения экологического проектирования: Учащиеся самостоятельно составляют программу решения проблемы, связанной с проектированием безопасных условий жизнедеятельности, правильно применяют их на практике, достигая результата, соответствующего цели проекта
Выводы. Предложенная методическая системы обучения школьников экологическому проектированию безопасных условий жизнедеятельности реализована в образовательной практике и ее позитивные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности выбранных методологических и методических оснований.
Литература:
1. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: учебник. М.: Аспект-Пресс, 2002.
2. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Модель культурно-экологической образовательной среды вуза / Геоэкологические проблемы современности: борник докладов IV Международной научной конференции. Под редакцией проф. И.А. Карловича. 2012. С. 345-347.
3. Картавых М.А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация // Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 32-35.
4. Картавых М.А. Стратегия высшего профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита: монография. Н. Новгород: НГПУ, 2011.
5. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №3 (28). С. 158.
6. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 18.
7. Маркова С.М., Нарказиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1. С. 1. URL:https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2.
8. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644); URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
Педагогика
УДК 378.01
старший преподаватель кафедры иностранных языков Касумова Гуля Адиловна
ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья (г. Тюмень)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у студентов аграрного университета. Внедрение риторических технологий на занятиях «Культура речи и делового общения» является одним из самых эффективных методов, который позволяет оптимизировать формирование коммуникативных навыков у студентов. Актуальной является задача развития коммуникативной парадигмы образования, которая нацелена на развитие эффективной грамотной речи у обучающихся. Одной из составляющих коммуникативной культуры будущего специалиста является риторическая компетенция, которая позволяет решать коммуникативные задачи в различных сферах общения. Под риторической компетенцией мы понимаем теоретические знания публичной речи, умение владеть диалогическим и монологическим высказыванием, способность контролировать и развивать свою речь, оценивать аудиторию и взаимодействовать с ней соблюдая речевую этику общения.
Ключевые слова: риторические технологии, коммуникативные компетенции, культура речи, студенты, публичное выступление.
Annotation. The article is devoted to the problem of formation of communicative competence among students of the agrarian University. The introduction of rhetorical technologies in the classroom "culture of speech and business communication" is one of the most effective methods that allows you to optimize the formation of communication skills in students. An urgent task is to develop the communicative paradigm of education, which is aimed at developing effective literate speech in students. One of the components of the future specialist's communicative culture is rhetorical competence, which allows solving communicative tasks in various spheres of communication.
Under rhetorical competence, we understand theoretical knowledge of public speech, the ability to master Dialogic and monologue statements, the ability to control and develop your speech, evaluate the audience and interact with it while observing the speech ethics of communication.
Keywords: rhetorical technologies, communicative competence, speech culture, students, public speaking.
Введение. Риторическая компетенция включает в себя несколько компонентов:
- когнитивный компонент содержит в себе общее понятие риторики и её связь с культурой речи, знание основных этапов работы над речью и коммуникативную рефлексию;
- практико-деятельностный компонент подразумевает умение определять риторическую ситуацию и в соответствии с ней осуществлять коммуникацию, анализировать и критически оценивать результаты общения;
- личностный компонент заключается в понимании важности риторической культуры и развития риторической компетенции [1].
Различают три уровня риторической компетенции:
- высокий уровень риторической грамотности характеризуется умением: выбирать приемы общения и применять их в процессе коммуникации; подбирать такие языковые средства, которые соответствуют адресату и способствуют успешной коммуникации; использовать в своей речи экспрессивно-выразительные средства; учитывать особенности как письменной, так и устной публичной речи; контактировать и удерживать внимание аудитории;
- средний уровень риторической грамотности имеет те же характеристики, что и высокий, но возможны риторические ошибки, которые проявляются в неумении моделировать тексты риторических жанров.
- низкий уровень риторической грамотности характерен людям, которые, в общем, владеют нормами литературного языка, но обладают бедным словарным запасом, допускают в речи текстовые и риторические ошибки, способны воспроизвести только жанры информационной речи [2, с. 50].
Профессиональный успех будущего специалиста неразрывно связан с уровнем владения речью. Умение выступать перед аудиторией достигается использованием риторических технологий при изучении дисциплины «Культура речи и делового общения». В рамках изучения темы «Риторика» студенты знакомятся с историей возникновения и развития риторики, изучают основные каноны современной риторики, этапы работы над речью, виды и жанры ораторских речей. В качестве закрепления теоретического материала обучающимся предлагается риторический тренинг в виде публичного выступления, которое состоит из информационной речи (жанр - самопредставление) и убеждающей речи (жанр - размышление). Именно эти два вида речи позволяют развить навык публичного выступления и избежать коммуникационных неудач в учебной и профессиональной деятельности.
Самопрезентация - как жанр информационной речи представляет собой монолог о себе. Так как дисциплина «Культура речи и делового общения» изучается в 1 семестре и студенты еще испытывают трудности в общении и не успели презентовать себя в студенческом коллективе, то самопредставление является лучшим способом рассказать о себе. Самопрезенации является также способом познания самого себя и требует тщательного самоанализа, чтобы произвести желаемое впечатление на аудиторию [3].
Изложение основного материала статьи. Для формирования навыка публичного выступления студентам предлагается подготовить убеждающую речь - размышление. Обучающемуся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на заданную тему, привести аргументы и подискутировать. На этапе формирования риторической компетенции выбор темы является ответственным шагом, от которого зависит успех публичного выступления. Важно, чтобы тема была интересна и близка самому выступающему, так как дает дополнительную мотивацию и интерес к подготовке ораторской речи.
Успех любого публичного выступления заключается в серьезной предварительной подготовке. Риторические каноны работы над речью были заложены еще в античные времена и не потеряли своей актуальности по сей день [4, с. 584].
На первом этапе подготовки обучающийся определяет тему и цель выступления. Тщательный поиск и отбор материала - залог успеха любого выступления. Оратор должен помнить, что речь эффективна и убедительна, если в ней используется как энциклопедический, так и эмпирический материал.
Второй этап - построение речи. Предварительный план выступления структурирует речь и позволяет выделить смысловые части текста. Студенту стоит помнить, что выступление имеет трехчастную структуру: введение, основную часть, заключение и необходимо строго её придерживаться.
Грамотное речевое оформление - это третий этап подготовки к публичному выступлению. Необходимо отметить, что коммуникативная целесообразность речи определяется правильностью, точностью, логичностью, выразительностью, богатством, чистотой и уместностью. Соответствие текста этим качествам позволит решить коммуникативные задачи выступления и сделать речь интересной, разнообразной и эффективной.
Запоминание текста часто остается невыполненным этапом подготовки к публичному выступлению. Существует несколько способов выступления, к ним относятся: чтение текста, передача текста по памяти с фрагментарным чтением и импровизация.
Выступление с зачитыванием текста традиционно используется в тех случаях, когда нельзя отступить от содержания. К таким речам относятся торжественная, дипломатическая и официальная. Остальные тексты рекомендуется произносить с опорой на текст. При подготовке к публичному выступлению студентам даются рекомендации по запоминанию текста. Однако некоторые обучающиеся пытаются заучить текст, но при малейшем волнении забывают его, теряют ход выступления, начинают путаться в мыслях. Выступление получается скомканным и неэффективным, поэтому лучшим способом подачи информации для начинающего оратора является передача материала на память с зачитыванием цитат, статистических и цифровых данных. Текстовая опора позволяет контролировать ход изложения и создает впечатление, что выступающий свободно владеет материалом.
Такой прием как импровизация допустим только в тех случаях, когда у оратора есть хорошая база знаний по теме выступления и богатый риторический опыт. Таким образом, для того, чтобы выступление имело успех и оратор смог достичь нужного результата, необходима тщательная серьезная предварительная подготовка.
Заключительным этапом работы над речью является само выступление. Произнесению речи уделяется особое внимание, так как на первый взгляд малейшие недочеты оратора могут обесценить весь подготовительный этап работы над речью. В процессе выступления оратор должен учитывать все нюансы произнесения речи: зрительный контакт с аудиторий, мимика и жесты, звучание голоса, приемы привлечения и удержания внимания аудитории. Оратор должен помнить, что его выступление начинается до того как он начал произносить речь. Аудитория начинает оценивать выступающего с момента его движения к трибуне. Уверенность в походке, зрительный контакт с аудиторией, уверенный голос говорят о важности момента и желании общаться с аудиторией. Пренебрежение знаниями и правил красноречия одна из основных причин неудач публичного выступления [5, с. 49].
Практическое применение знаний основных канонов красноречия позволяют студентам приобрести первый опыт публичного выступления. Целенаправленная и эффективная работа над речевыми и риторическими умениями студентов аграрного университета зависит от их уровня риторической грамотности. Для этого был проведен анализ публичных выступлений студентов 1 курса аграрного университета. Выступление состояло из информационной речи (жанр - самопредставление) и убеждающей речи (жанр - размышление). Оценивалась ораторская манера выступающего и внутреннее содержание речи [6, с. 34].
Проанализируем внешнюю сторону выступления студентов. Внешние приемы в публичном выступлении играют важную роль, придают речи не только приятность восприятия информации, но и убедительность. Анализ выступлений студентов аграрного университета показал, что мимика, жесты и звучание голоса зависит в первую очередь от темперамента выступающего, от уровня подготовки к выступлению и опыта произнесения публичной речи. Большая часть студентов (76%) проявили заинтересованность к данному тренингу и во время выступления, несмотря на волнение и отсутствие опыта, старались держаться уверенно. Мимика и жесты студентов (82%) соответствовали содержанию текста и не отвлекали от сути речи. Та же часть студентов (15%), которая не уделила должного внимания подготовке выступления, старалась компенсировать незнание материала и нелогичную структуру повествования излишней жестикуляцией. Значение невербальной коммуникации в публичном выступлении огромно и умение контролировать сигналы тела трудная и важная задача, решение которой приходит с опытом и помогает оратору иллюстрировать свою речь, делать её живой и эмоциональной.
Голос - мощное оружие в публичном выступлении. Это тот инструмент, который помогает расположить к себе аудиторию, вызвать гамму эмоций у слушателя. В процессе восприятия 40% информации мы извлекаем из голоса. Студентам, чей голос звучал громко и убедительно сумели вызвать интерес к теме своего выступления и желание слушать. Тихая и невнятная речь 32% обучающихся затрудняла процесс восприятия информации и портила впечатление от выступления. Однако следует учитывать и тот факт, что выступающий может обладать тихим и робким голосом от природы. Необходимо помнить, что голос является мощным коммуникативным инструментом и только использование регулярных тренингов позволит овладеть искусством постановки голоса.
Способность устанавливать визуальный контакт является важным социальным навыком, который способствует успешной коммуникации. Отсутствие зрительного контакта с аудиторией у 26% студентов объясняется несколькими факторами: плохая предварительная подготовка выступления, вследствие которой оратору приходится зачитывать речь и боязнь публичного выступления. Аудитория воспринимает отсутствие зрительного контакта как отсутствие интереса к ней со стороны выступающего, теряет интерес к теме выступления и перестает слушать докладчика. 15% обучающихся во время выступления обращались и смотрели исключительно на преподавателя, тем самым пытаясь найти поддержку и одобрение с его стороны, забывая, что теряют остальную часть аудитории. Визуальный контакт позволяет оратору контролировать процесс выступления и правильно реагировать на невербальные сигналы аудитории, корректирую и направляя свою речь.
Эффективное выступление во многом зависит от невербальных инструментов общения. Поставленный голос, мимика, жесты и визуальный контакт помогают не только произвести впечатление на аудиторию, но и донести в полной мере информацию и достичь цели публичного выступления.
Работа над содержанием текста выступления - кропотливый и сложный процесс. Для того чтобы выступление было убедительным и информативным, при подготовке студенты должны были учесть все рекомендации по построению, украшению и внутреннему содержанию речи. При работе над текстом очень важным является подбор с материалом и использование источников. Анализируя выступления студентов, мы заметили, что выбор информации вызывает у них определенные трудности. Материал берется в интернете из непроверенных источников, не всегда достоверен и лексически понятен аудитории [7, с. 96].
Часть студентов (47%) не приняли во внимание то, что фактический материал является основой аргументации. В качестве доказательной базы тезисов мало использовались статистические данные, ссылки на авторитетные источники, факты из жизни известных личностей. В основном студенты приводили примеры из жизни своих близких или ссылались на личный опыт, что является слабой аргументацией и делает речь неубедительной.
Четко структурированное выступление способствует логическому изложению материала и легкому восприятию информации. Обучающиеся придерживались трехчастной структуры изложения. У большинства студентов (92%) вступление начиналось с самопрезентации и плавно переходило в основную часть выступления. На этапе вступления использовались «магниты» - приемы для привлечения внимания аудитории. Рассказывая о себе, студенты находили «интересные ходы»: рассказы о своем имени, рассказ о знаке зодиака, интересные факты о своем городе или поселке, забавные факты из своей жизни. Подобные приемы украшают выступление, делают его ярким и запоминающимся.
В основной части выступления 36% обучающихся старались контактировать с аудиторией, прибегали к приемам диалогизации речи, а именно: использовали вводные слова и вставные конструкции, риторические и реальные вопросы, обращение к аудитории. К сожалению, только 7% выступающих использовали в своем выступлении наглядные пособия. Так студенты, рассказывая о своем хобби, демонстрировали аудитории «плоды» своего труда, а некоторые подготовили для всех одногруппников презенты, выполненные своими руками. Такой прием не только явился сильной аргументацией, но и стал запоминающимся моментом выступления.
Заключительная часть выступления у всех была разнообразна. У одних она заключалась в суммировании содержания, другие прибегали к призывам, а третьи завершали свою речь цитатами. Исключительно все студенты высказывали слова благодарности аудитории.
Выводы. Оценивая культуру речи обучающихся, отметим основные ошибки, которые были допущены в процессе выступления:
1) Бедность словарного запаса, как следствие, неумение четко и ясно выразить свою мысль.
2) Нарушение орфоэпических норм - неправильная постановка ударения и произношение слова.
3) Лексические ошибки замечены у 43% студентов. Наиболее часто встречаются такие виды ошибок как: нарушение лексической сочетаемости, смешение значений паронимов, тавтология.
4) В речи студенты использовали жаргонизмы и слова-паразиты. Это затрудняло восприятие речи и отвлекало от содержания выступления.
5) Недостаток экспрессивных и выразительных средств в речи ослабил эффективность выступления большинства студентов.
В конце каждого выступления самому выступающему и студентам группы было предложено проанализировать и оценить речь. Данный вид деятельности способствует: развитию риторических навыков, критического мышления и умение придерживаться определенного жанра красноречия, обучению саморефлексии и рефлексии (умение оценивать своё и чужое выступление).
Анализ риторической компетенции у студентов 1 курса аграрного университета показал её недостаточную сформированность и выявил необходимость оптимизации формирования коммуникативных навыков путем внедрения риторических технологий в образовательный процесс. В процессе обучения необходимо искусственно создавать ситуации публичного выступления, в ходе которых ставятся риторические задачи.
Внедрение риторических технологий в образовательный процесс является одним из самых эффективных методов, который позволяет оптимизировать формирование коммуникативных навыков у студентов. Обучение риторики в рамках дисциплины «Культура речи делового общения» способствует развитию риторических умений.
Литература:
1. Аксенова Л.П. Основы риторической культуры преподавателя. Екатеринбург, 2002.
2. Богомолова, Н.В. Выступление перед аудиторией как способ улучшения речевой профессиональной компетентности студентов / Н.В. Богомолова. — Текст: непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе: материалы I Междунар. Науч. Конф. (г. Москва, май 2012 г.). — Москва: Ваш полиграфический партнер, 2012. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/27/2304/ (дата обращения: 24.10.2020).
3. Как произвести впечатление на окружающих: искусство самопрезентации.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media (дата обращения: 25.10.2020).
4. Касумова Г.А., Моложавенко В.Л. Учебный диалог как коммуникативная составляющая речевой культуры. // Инновации. Наука. Образование. 2020 №12. С. 582-588.
5. Богданова Ю.З. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссии и общения. Практикум / Саратов, 2018 - С. 124
6. Тимошенко Т.Е. Риторика: практикум / Т.Е. Тимошенко. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 96 с.
7. Касумова Г.А., Демидюк М.Г. Особенности речевой культуры студентов аграрного университета. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-3. С. 95-97.
Pedagogy
УДК 372.8
candidate of philological sciences, associate professor Kisel Olesya Vladimirovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk);
candidate of philological sciences, associate professor Gasanenko Elena Aleksandrovna
Nosov Magnitogorsk State Technical University (Magnitogorsk)
DEVELOPMENT OF FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATION COMPETENCE OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES STUDENTS
Аннотация. Целью данной статьи является решение одной из важных проблем повышения эффективности процесса обучения студентов неязыковых специальностей иностранным языкам. Овладение студентами иноязычной коммуникативной компетенцией является необходимым условием успешного формирования будущего специалиста, где на ряду с профессионально-ориентированными компетенциями, важную роль занимает коммуникативная компетенция. Одним из продуктивных способов обучения иностранному языку, по мнению авторов, является моделирование процесса формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей в обучении иностранным языкам. В статье рассматривается процесс формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых специальностей, который представляет собой прохождение нескольких уровней: начальный, репродуктивный и моделирующий. Авторами подробно изложена методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции на всех уровнях. Авторами даётся описание разных методических приемов, используемых на каждом уровне развития иноязычных способностей студентов неязыковых специальностей.
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетенция, формирование коммуникативной компетенции, студенты неязыковых специальностей, обучение иностранному языку.
Annotation. The purpose of the article is to solve the important problem to improve the efficiency of foreign languages teaching of non-linguistic specialties students. Students' mastery of the foreign language communication competence is a necessary condition for successful formation of the future specialist, where along with professionally oriented competences, communicative competence plays an important role. One of the productive ways to teach a foreign language, according to the authors, is modeling the communicative competence forming process of non-linguistic specialties students in foreign language teaching. The article discusses the process of forming the communicative competence of non-linguistic specialties students, which represents several levels: initial,