Научная статья на тему 'Использование цифрового контента в образовательном процессе вуза как ответ на вызовы визуального поворота'

Использование цифрового контента в образовательном процессе вуза как ответ на вызовы визуального поворота Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8683
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ВИЗУАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ / EDUCATIONAL PROCESS / DIGITAL CONTENT / OPEN EDUCATION / ONLINE EDUCATION / VISUAL AIDS / VISUAL TURN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киуру К В, Попова Е Е

Введение. В статье рассматривается проблема поиска ответа современного образовательного процесса на вызовы визуального поворота, проявляющегося в возрастании роли визуальной составляющей социальной реальности. Визуальный поворот приводит к изменению процессов обучения и усвоения знаний, меняет ландшафт высшего образования. Цель статьи – рассмотреть два тренда современного образовательного процесса в вузе: использование цифрового контента (прежде всего визуального) и применение открытых образовательных ресурсов как ответы на вызовы визуального поворота. Материалы и методы. Основным методом исследования является опрос, проведенный среди студентов Челябинского государственного университета и Уральского государственного университета физической культуры. Опрос проводился в два этапа. На первом этапе выявлялась частотность использования в образовательном процессе вуза визуальных технологий. На втором этапе после внедрения в образовательный процесс метода преводкастинга выявлялась результативность применения цифрового контента. Результаты. В ходе первого этапа исследования выяснено, что представление о визуальных средствах в образовательном процессе сформировано у студентов старших курсов. Средства визуализации используются в образовательном процессе вуза, но не так часто и не в рамках всех дисциплин. Второй этап исследования показал, что студенты постоянно используют цифровые гаджеты и готовы применять их в образовательном процессе. Применение цифрового контента в рамках учебных занятий, построенных по принципу «перевернутого класса», позволило эффективно решить образовательные задачи, что подтверждено ответами респондентов во втором опросе. Обсуждение. Подчеркивается, что проблема заключается в недостаточном применении средств визуализации и цифрового контента преподавателями в условиях готовности студентов к получению информации в таком виде. Заключение. Делается вывод о том, что применение цифрового контента в образовательном процессе является ответом на вызовы визуального поворота, характеризующего современную социальную реальность, и позволяет решить задачу индивидуализации учебного пространства, являющейся одной из главных тенденций образования XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DIGITAL CONTENT IN HIGHER EDUCATION AS A RESPONSE TO CHALLENGES OF VISUAL TURN

Introduction. The article deals with the problem of finding the answer of the modern educational process to the challenges of the visual turn, manifested in the increasing role of the visual component of social reality. The visual turn leads to changes not only in learning and studying processes but in the very landscape of higher education. The purpose of the article is to consider two trends of the modern educational process in the university: the use of digital content (primarily visual) and the use of open educational resources. Materials and methods. The main method of research is a survey conducted among students of Chelyabinsk State University and Ural State University of Physical Culture. The survey was conducted in two stages. At the first stage, the frequency of using visual technologies in the educational process was revealed. In the second stage, after the introduction of the pre-vodcasting method into the educational process, the effectiveness of the use of digital content was revealed. Results. During the first stage of the study, it was found out that the idea of visual aids in the educational process was formed among the students of senior courses. Visualization tools are used in the educational process of the university, but not so often and not within the framework of all disciplines. The second stage of the study demonstrated that the students constantly use digital gadgets and are ready to use them in the educational process. The use of digital content within the framework of training sessions built on the principle of a “flipped class” made it possible to solve educational problems more effectively, which is confirmed by the respondents’ answers to the questions in the second survey. Discussion. It is emphasized that the problem lies in the insufficient use of visualization and digital content by teachers in conditions of students’ readiness to receive information in this form. Conclusion. It is concluded that the use of digital content in the educational process is a response to challenges of the visual turn which characterizes modern social reality and allows to solve the problem of personalizing of the learning space, which is one of the main trends of the education in the XXI century

Текст научной работы на тему «Использование цифрового контента в образовательном процессе вуза как ответ на вызовы визуального поворота»

DOI: 10.25588ZCSPU.2018.02.09

УДК 378.147:681.14 ББК 74.480.215:32.97

К.В. Киуру1, Е.Е. Попова2

1 ORCID № 0000-0002-0786-9281, профессор, доктор филологических наук, профессор

кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kkiuru@mail.ru 2 ORCID № 0000-0002-4592-8342, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация, E-maik katyush@list.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА КАК ОТВЕТ НА ВЫЗОВЫ ВИЗУАЛЬНОГО ПОВОРОТА

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема поиска ответа современного образовательного процесса на вызовы визуального поворота, проявляющегося в возрастании роли визуальной составляющей социальной реальности. Визуальный поворот приводит к изменению процессов обучения и усвоения знаний, меняет ландшафт высшего образования. Цель статьи - рассмотреть два тренда современного образовательного процесса в вузе: использование цифрового контента (прежде всего визуального) и применение открытых образовательных ресурсов как ответы на вызовы визуального поворота.

Материалы и методы. Основным методом исследования является опрос, проведенный среди студентов Челябинского государственного университета и Уральского го- $ сударственного университета физической культуры. Опрос проводился в два этапа. ^ На первом этапе выявлялась частотность использования в образовательном процессе вуза визуальных технологий. На втором этапе после внедрения в образовательный -г процесс метода преводкастинга выявлялась результативность применения цифрового контента.

Результаты. В ходе первого этапа исследования выяснено, что представление о визуальных средствах в образовательном процессе сформировано у студентов старших курсов. Средства визуализации используются в образовательном процессе вуза, но не так часто и не в рамках всех дисциплин. Второй этап исследования показал, что студенты постоянно используют цифровые гаджеты и готовы применять их в образовательном процессе. Применение цифрового контента в рамках учебных занятий, построенных по принципу «перевернутого класса», позволило эффективно решить образовательные задачи, что подтверждено ответами респондентов во втором опросе.

Обсуждение. Подчеркивается, что проблема заключается в недостаточном применении средств визуализации и цифрового контента преподавателями в условиях готовности студентов к получению информации в таком виде.

Заключение. Делается вывод о том, что применение цифрового контента в образовательном процессе является ответом на вызовы визуального поворота, характеризующего современную социальную реальность, и позволяет решить задачу индивидуализации учебного пространства, являющейся одной из главных тенденций образования XXI века.

Ключевые слова: образовательный процесс, цифровой контент, открытое образование, онлайн-образование, визуальные средства, визуальный поворот.

о

X

-О ^

ф

н га ш о

п

Ю о

О О. СО о

ГО о

х 11

Ф о

И

§ 3

2 I

О ^

ей

со

ей

0 ф

со

ф ъ

1

ГО 5 ш х

О I-

СО ф

.а со

го

Основные положения:

• определены основные тренды современного образовательного процесса в условиях визуального поворота,

• представлены результаты исследования результативности применения в образовательном процессе цифрового контента,

• разработаны рекомендации по решению проблемы недостаточного применения средств визуализации и цифрового контента преподавателями в условиях готовности студентов к получению информации в таком виде.

го са о с о 1=

ш

Ш

s m

1. Введение (Introduction)

Визуальный поворот (Visual Turn) является актуальным трендом современной науки, который проявляется в возрастании роли образности в повседневной жизни человека и в обострении теоретического интереса к визуальной составляющей социальной реальности. Современные исследования визуального опираются на труды на стыке философского и гуманитарного знания: У. Митчелл [1], Г. Бем [2], Н. Мирзоефф [3], К. Мокси [4]. В диги-тализированной медиасреде визуальные коды и репрезентативные системы медиа выходят на первый план. Как указывает С. Савчук, мы «онемели перед образом, мы сообщаемся образами, мы, наконец, думаем образами, утрачивая лингвистический характер реальности» [5, с. 34]. Эти изменения не могут не затронуть методы обучения и технологии современного образования.

Вопрос влияния дигитализирован-ной среды на процесс обучения находится в центре внимания международных организаций. В докладе Специального докладчика по вопросу о праве на образование Кишора Сингха, подготовленного во исполнение резолюции 26/17 Совета по правам человека ООН, освещаются проблемы и вызовы в области права на образование в эпоху цифровых технологий с сосредоточением внимания на высшем образовании.

В докладе отмечается, что цифровые технологии радикально меняют процессы обучения и усвоения знаний

и трансформируют ландшафт высшего образования1.

В исследовании экспертов ЮНЕСКО "The Virtual University: Models and Messages" констатируется, что в современном мире «цифровые технологии открывают широчайшие возможности для новых форм налаживания связей и сотрудничества, поскольку знания и информация могут оцифровываться и передаваться по электронным каналам связи. Они трансформируют обучение и преподавание, повседневную жизнь ученых и студентов» [6]. Это подтверждает мысль Н. Карра о том, что «будущее знаний и культуры более не заключено в книгах <...> или звукозаписях, или компактных дисках. Оно заключено в цифровых файлах, разлетающихся по всему нашему всемирному средству связи со скоростью света» [7, с. 41].

В аспекте визуального поворота в образовании нас будут интересовать два тренда: использование цифрового контента (прежде всего визуального) в образовательном процессе вуза и применение открытых образовательных ресурсов.

Цифровой контент предполагает создание, рассылку и получение контента в цифровом виде, включая онлайн-курсы, видеоматериалы, цифровые библиотеки и тексты, игры и приложения. В области образования такой контент выводится из сферы статического воспроизведения учебников и учебных пособий и переносится в область программного обеспечения для интерактивного образования и продуктов онлайн-обучения2.

1 Цифровая революция в образовании: полный текст доклада Специального докладчика ООН по вопросам права на образование. ООН Ген. ассамблея Совет по правам человека 06 апреля 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/praktika/pravonaobrazovanie/detail. php?ELEMENT_ID=5891. [Дата обращения: 14.03.2018].

2 Fundamental principles of digitization of documentary heritage [Электронный ресурс] / ЮНЕСКО. -2015. Режим доступа: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDlA/HQ/CI/CI/pdf/ mow/digitization_guidelines_for_web.pdf. [Дата обращения: 14.03.2018].

Под открытыми образовательными ресурсами понимаются «любые виды материалов методической, учебной и научной направленности в цифровом или ином формате, являющиеся общественным достоянием или выпущенные под открытой лицензией, которая допускает возможность бесплатного доступа, использования, переработки и перераспределения материалов другими пользователями без ограничений или при минимальных ограничениях»3.

Внимание ученых в последнее время все больше обращено к проблемам применения цифрового контента, интернет-ресурсов в образовательном процессе, к возможностям онлайн-образования. В исследовании Н.С. Крамаренко Интернет рассматривается как социокультурное пространство жизни и развития человека [8]. Н.Г. Малошонок изучает взаимосвязи между использованием преподавателями Интернета и мультимедийных технологий и студенческой вовлеченностью [9]. Оценке информационной компетентности учащихся посвящена статья С.М. Авдеевой [10]. Проблемы онлайн-образования поднимаются в исследовании П. Келли и Х. Коутса. Авторы отмечают, что онлайн-образование является сравнительно новым элементом в системе высшего образования и открывает новые возможности для обогащения образовательного опыта и улучшения академических результатов каждого студента [11]. Некоторые ученые считают, что цифровые технологии в образовании могут не только привести к появлению практик, являющихся простыми альтернативами традиционным, но и существенным образом изменить сам процесс обучения [12]. Дж. Кларк констатирует, что визуальные средства стимулируют интерес студентов к представляемой информации и активизируют их внимание [13].

В современных исследованиях установлена положительная взаимосвязь использования студентами информационных технологий в учебных целях и

их вовлеченности в обучение и взаимодействие с преподавателями [14]. Появились исследования эффективности применения в образовательном процессе социальных сетей и микроблогинга [15], разработаны методики оценки информационно-коммуникационной компетентности студентов университетов [16; 17].

Использование визуальных технологий в обучении становится одним из приоритетных направлений меди-аобразования [18]. Систему медиао-бразования можно представить как медиаобразование профессионалов и медиаобразование педагогов; как часть общего образования (автономного или интегрированного) и как специальную деятельность учреждений дополнительного образования и досуговых центров; наконец, как непрерывное самостоятельное медиаобразование. В образовательном процессе вуза медиаобразова-ние направлено на решение следующих задач: 1) преподаватели и студенты должны использовать в процессе обучения технологические инструменты, а также персонализировать учебное пространство для углубления знаний; 2) студенты должны понимать специфику обучения в цифровом мире и действовать только безопасными и законными методами; 3) при изучении материала студенты должны мыслить критически [19; 20].

Цель нашего исследования - рассмотреть два тренда современного образовательного процесса в вузе: использование цифрового контента (прежде всего визуального) и применение открытых образовательных ресурсов как ответы на вызовы визуального поворота.

2. Материалы и методы (Materials and Methods)

Нами были проведены два опроса студентов вуза. Первый опрос имел целью выявить частотность использования средств визуализации в образовательном процессе вуза. В опросе приняли участие 69 студентов второго и четвертого курсов Челябинского государственного уни-

са

О) о

о ф

^

о ^

с

о

X -О

с; ф

I-

го са о

п

Ю о

О Q. со о

ш

3 ЮНЕСКО, Парижская декларация по открытым образовательным ресурсам 2012 года [Электронный ресурс] / ЮНЕСКО. 2012. Режим доступа: http://www.unesco.org/fileadmin/MULTIMEDIA/ HQ/CI/CI/pdf/Events/Rшsian_Paris_OER_Dedaratюn.pdf. [Дата обращения: 13.03.2018].

о са

0

со

ф ъ

са

1

го 5

ш х

о |-

СО ф

.о со

о i5

с *

° ГО

верситета и Уральского государственного университета физической культуры.

Второй опрос был проведен среди сорока студентов Челябинского государственного университета после применения в образовательном процессе ресурсов открытого (онлайн) образования с целью выявить частотность обращения

студентов к цифровым гаджетам во время занятий в университете и оценить эффективность использованных в образовательном процессе преводкастов. 3. Результаты (Results) В результате проведения первого опроса нами были получены следующие результаты (табл. 1 и 2).

Табл. 1. Результаты опроса студентов второго курса Tab. 1. Results of the second year students' survey

о с о 1=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш ш

о. >.

s ъи

m

Вопрос Варианты ответа Результат, %

Что Вы понимаете под средствами визуализации? а) метод понятно и красиво объяснить, что-то сложное 41

б) фото и видео 35

в) инфографика, картины, диаграммы, гистограммы 12

г) мультимедиа 12

Какие средства визуализации используются в образовательном процессе Вашего вуза? (несколько вариантов ответов) а) видеохостинги 76

б) фотохостинги 79

в) инфографика 59

г) тайм-линия 47

д) облако тегов 24

е) картографические сервисы 24

ж) интерактивная графика 38

Как часто используются данные средства визуализации? а) часто 26

б) иногда используются 74

в) никогда 0

На каких занятиях чаще всего используются средства визуализации? а) основы конвергентной журналистской деятельности 68

б) СОЖД 24

в)социология 15

г) история журналистики 12

д) менеджмент 12

е) литература 12

ж) туризм 6

з)биохимия 6

и) информатика 6

Какие из перечисленных средств визуализации Вы сами умеете применять а) видеохостинги 71

б) фотохостинги 74

в) инфографика 91

г) тайм-линия 76

д) облако тегов 79

е) картографические сервисы 32

ж) интерактивная графика 68

На каких занятиях вы их используете? а) основы конвергентной журналистской деятельности 62

б) форматирование медиатекста 24

в) нигде 15

Табл. 2. Результаты опроса студентов четвертого курса Tab. 2. Results of the fourth year students' survey

Вопрос Варианты ответа Результат

Что Вы понимаете под средствами визуализации? а) средства, использующиеся для наглядности, привлечения внимания 68

б) инфографика, фото, видео, тайм-линия, интерактивная графика 32

Какие средства визуализации используются в образовательном процессе Вашего вуза? (несколько вариантов ответов) а) видеохостинги 88

б) фотохостинги 64

в) инфографика 72

г) тайм-линия 44

д) облако тегов 8

е) картографические сервисы 8

ж) интерактивная графика 28

Как часто используются данные средства визуализации? а) часто 36

б) иногда используются 64

в) никогда 0

На каких занятиях чаще всего используются средства визуализации? а) на всех 32

б) Реклама и PR 28

в) Экономика 16

г) ОЖД 8

д) История журналистики 8

е) Информатика 4

ж) Анатомия 4

Какие из перечисленных средств визуализации Вы сами умеете применять а) видеохостинги 72

б) фотохостинги 84

в) инфографика 68

г) тайм-линия 60

д) облако тегов 28

е) картографические сервисы 20

ж) интерактивная графика 28

На каких занятиях Вы их используете? а) практические занятия 60

б) история журналистики 24

в) Реклама и PR 20

г) верстка 8

д) по необходимости 8

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основная часть студентов второго курса не имеет четкого представления о средствах визуализации. Причем они отмечают, что все средства визуализации используются в образовательном процессе вуза, но не так часто, и не в рамках всех занятий. Сами студенты данные средства применяют, но не в рамках всех занятий. У студентов четвертого курса

более четкое представление о средствах визуализации. При этом студенты активно используют их на занятиях.

Во втором исследовании приняли участие студенты факультета журналистики Челябинского государственного университета.

На вопрос: «Есть ли у вас мобильные устройства или гаджеты, с помощью которых вы можете выходить в

m

о са

0

Ф

со ф Ä

са

1 ^

го 5

со х

О Ь

СО ф

-û CÛ

О О ° ГО

Интернет вне дома по Wi-Fi или со- ли 100% опрошенных. Результат от-товой сети?» положительно ответи- ражен на рис. 1.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос № 1 Fig. 1. Distribution of respondents' answers to question No. 1

80% опрошенных используют для переписки и размещают больше всего информации о себе в социальной

сети VКontakte и 20% используют для этого Instagram. Результат показан на рис. 2.

го m о с о С

ш

LU

CL >

m

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос № 2 Fig. 2. Distribution of respondents' answers to the question No. 2

На вопрос: «Пользуетесь ли вы во время вузовских пар мобильными телефонами или другими гаджетами, если вам нужно найти какую-то информацию по учебе?» 50% студентов ответили, что довольно редко, но бывают задания,

когда нужно использовать свои гаджеты и 50% студентов приходилось использовать собственные устройства, когда преподавателю нужно помочь быстро найти информацию. Результат отражен на рис. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос № 3 Fig. 3. Distribution of respondents' answers to the question No. 3

Если у студента возникает необходимость обратиться к преподавателю, то 85% студентов предпочитают написать ему в социальных сетях, 70% -

подойти к нему в университете лично, 65% - обратиться по электронной почте. Распределение ответов показано на рис. 4.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

1

■ написать в социальных сетях -85%

□ подойти в университете лично -70%

□ написать преподавателю по электронной почте - 65%

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос № 4 Fig. 4. Distribution of respondents' answers to the question No. 4

В образовательном процессе на факультете журналистики Челябинского государственного университета мы использовали такой метод, как преводкастинг, построив занятия по принципу «перевернутого обучения» (Flipped Learning).

>

со ф

о

о ф

^

о а с

о

X .0

с;

ф

I-

го m

о

со

Ю о

О Q. со о

Суть этого принципа заключается в следующем: студенты выполняют домашнее задание в аудитории под руководством преподавателя, а теоретическую часть программы осваивают дома самостоятельно при помощи видеолек-

со

о со

0

.

■0-S ^ й со ф 2 S со

1 m

ГО ™ со х о н

со <и .о со

о о с ¡г " го

го m о с о 1=

ш

Ш

s ъи

od

ций. Преподаватели записывают свои лекции на видео и выкладывают в интернет, а студенты смотрят их на своих смартфонах, планшетах или домашних компьютерах. На занятиях в классе студенты выполняют практические задания, упражнения и лабораторные работы. Для «перевернутого обучения» характерно использование водкастов (vodcast), подкастов (podcast) и превод-кастинга (pre-vodcasting).

Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подка-сты на свои устройства (стационарные и мобильные) или слушать лекции в режиме онлайн.

Водкаст (Vodcast) — это видеофайл (видеолекция).

Преводкастинг (Pre-Vodcasting) - это метод обучения, при использовании которого преподаватель создает водкаст со своей лекцией, чтобы студенты получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена.

В группе студентов направления «Журналистика» на дисциплине «PR» мы использовали собственный вод-каст по теме «Тренды европейского PR-консалтинга», записанный в медиала-боратории факультета и размещенный в «облаке». Водкаст представлял собой лекцию преподавателя, сопровождаемую презентацией и видеороликами. Студентам нужно было поразмышлять над вопросами, заданными преподавателем в ходе лекции, и проанализировать видеоролики. На занятии в аудитории студенты ответили на заданные вопросы и обсудили с преподавателем показанные в водкасте ролики.

В группе направления «Реклама и связи с общественностью» на дисциплине «Теория и практика массовой информации» мы использовали открытый образовательный ресурс «Образование на русском» Института русского языка им. А.С. Пушкина. В качестве домашнего задания студентам было предложено в режиме онлайн познакомиться с тремя лекциями курса «Визуальные коммуникации». В аудитории студенты отве-

тили на вопросы теста по изученному материалу.

В конце каждого занятия студенты ответили на вопросы анкеты для оценки использованных образовательных технологий.

Главными достоинствами онлайн-обучения респонденты назвали: доступность информации в любом месте, гибкость, мобильность, широкий выбор, возможность получать информацию дома, возможность просматривать видео неограниченное количество раз, удобство совмещения обучения с работой, возможность построения личного графика обучения, возможность выбрать удобное время для просмотра, возможность остановить просмотр и продолжить его в удобное время, интересную подачу материала, разнообразие деятельности в процессе обучения, лучшее усвоение информации, возможность остановить лекцию и поразмышлять.

Опрос показал, что 85% респондентов считают возможной замену традиционных курсов на онлайн-курсы и только 15% не согласны с данным утверждением. Распределение ответов показано на рис. 5.

Таким образом, результаты нашего исследования показывают готовность студентов к использованию в образовательном процессе цифрового контента, эффективность его применения для решения учебных задач.

4. Обсуждение (Discussion)

Основную проблему мы видим в недостаточном применении средств визуализации и цифрового контента преподавателями, лишь малая часть дисциплин преподается с использованием данных средств. Решение этой проблемы мы видим в обучении профессорско-преподавательского состава созданию и использованию в образовательном процессе цифрового контента. Этому могут способствовать мастер-классы, семинары, открытые занятия, воркшопы по данной проблеме.

Еще один путь решения проблемы -поощрение и совместное использование инноваций: введение стимулирующих поощрений при использовании средств

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос № 6 Fig. 5. Distribution of respondents' answers to the question No. 6

визуализации в образовательном процессе, проведение вебинаров при дистанционном обучении, проведение совместных лекционных и практических занятий по смежным дисциплинам в рамках компетентностного подхода.

Инструментами применения визуального цифрового контента могут быть: визуальный презентационный материал; создание визуальных образов на основе работы с текстовым материалом;

использование видеоматериалов; создание и использование водкастов.

5. Заключение (Conclusion)

Таким образом, применение цифрового контента в образовательном процессе является ответом на вызовы визуального поворота, характеризующего современное общество, и позволяет решить задачу индивидуализации учебного пространства, являющуюся одной из главных тенденций образования XXI века.

Библиографический список

1. Mitchell W.J.T. (1994) The Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago; London, The University of Chicago Press.

2. Böhm G. (1994) Wiederkehr der Bilder. Was ist ein Bild. München, Wilhelm Fink Verlag.

3. Mirzoeff N. (1999) An Introduction to Visual Culture. London, NY, Routledge.

4. Moxey K. (2008) Visual Studies and the Iconic Turn. Journal of Visual culture. 7 (2), 131-146. DOI 10.1177/1470412908091934.

5. Савчук, С. Медиафилософия: формирование дисциплины [Текст] / С. Савчук // Медиафило-софия. Основные проблемы и понятия / под ред. В.В. Савчука. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2008. - 346 с.

6. D'Antoni S. (2006) The Virtual University: Models and Messages. Lessons from Case Studies. Paris.

7. Carr N. (2010) The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. New York and London, W.W. Norton and Co.

8. Крамаренко, Н.С. Интернет как социокультурное пространство жизни и развития человека [Текст] / Н.С. Крамаренко // Педагогика. - 2016. - № 3. - С. 39-47.

9. Малошонок, Н.Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью [Текст] / Н.Г. Малошонок // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 60-83. DOI 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83.

> СО

Ф О О

Ф ^

О

а с

о т .0

с;

ф

I-го m о

со

Ю о

О Q. CÜ о

m

о ш

0

.

■e-ä ^ Й

со ф 2 m

1 m

ГО ™

СО I

О |-

со <и

-О CQ

О О ° го

10. Авдеева, С.М. Оценка информационной компетентности учащихся: подходы, инструмент, ва-лидность и надежность результатов [Текст] / С.М. Авдеева // Вопросы образования. - 2017. - № 4.

- С. 104-132. DOI 10.17323/1814-9545-2017-4-104-132.

11. Келли, П. Онлайн-образование: путь от участия к успеху [Текст] / П. Келли, Х. Коутс // Вопросы образования. - 2016. - № 3. - С. 104-132. DOI 10.17323/1814-9545-2016-3-34-58.

12. Coates H. (2006) Student Engagement in Camprns-Based and Online Education: University Connections. London, Routledge.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Clark J. (2008) PowerPoint and Pedagogy: Maintaining Student Interest in University Lectures. College Teaching. Vol. 56. No. 1, 39-44.

14. Laird T.F.N., Kuh G.D. (2005) Student Experiences with Information Technology and their Relationship to Other Aspects of Student Engagement. Research in Higher Education. Vol. 46, 211-233.

15. Junco R., Heiberger G., Loken E. (2011) The Effect of Twitter on College Student Engagement and Grades. Journal ofComputer Assisted Learning. Vol. 27, 119-132. DOI: 10.1111/j.1365-2729.2010.00387.

16. Katz I. R. (2013) Testing Information Literacy in Digital Environments: ETS's iSkills Assessment. Information Technology and Libraries. Vol. 26, 3-12.

17. Katz I.R., Macklin A.S. (2007) Information and Communication Technology (ICT) Literacy: Integration and Assessment in Higher Education. Systemics, Cybernetics and Informatics. Vol. 5, 50-55.

18. Киуру, К.В. Модель формирования медиаграмотности у молодежи [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Alma mater. Вестник высшей школы. - 2016. - №10. - С. 112-114.

19. Киуру, К.В. Медиаграмотность как социокультурная проблема: интерактивные методы формирования [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 61-65.

20. Киуру, К.В. Формирование медиакомпетентности студентов в образовательном процессе вуза физической культуры [Текст] / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Теория и практика физической культуры.

- 2016. - № 5. - С. 30-32.

K.V. Kiuru1, E.E. Popova2

1 ORCID No. 0000-0002-0786-9281, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Philology), Professor at the Department ofJournalism and Mass Communications, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: kkiuru@mail.ru 2 ORCID No. 0000-0002-4592-8342, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at Department of Pedagogy, Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, Russia. E-mail: katyush@list.ru

USING DIGITAL CONTENT IN HIGHER EDUCATION AS A RESPONSE TO CHALLENGES OF VISUAL TURN

Abstract

Introduction. The article deals with the problem of finding the answer of the modern educational process to the challenges of the visual turn, manifested in the increasing role of the visual component of social reality. The visual turn leads to changes not only in learning and studying processes but in the very landscape of higher education. The purpose of the article is to consider two trends of the modern educational process in the university: the use of digital content (primarily visual) and the use of open educational resources.

Materials and methods. The main method of research is a survey conducted among students of Chelyabinsk State University and Ural State University of Physical Culture. The survey was conducted in two stages. At the first stage, the frequency of using visual technologies in the educational process was revealed. In the second stage, after the introduction of the pre-vodcasting method into the educational process, the effectiveness of the use of digital content was revealed.

Results. During the first stage of the study, it was found out that the idea of visual aids in the educational process was formed among the students of senior courses. Visualization tools are used in the educational process of the university, but not so often and not within the framework of all

disciplines. The second stage of the study demonstrated that the students constantly use digital gadgets and are ready to use them in the educational process. The use of digital content within the framework of training sessions built on the principle of a "flipped class" made it possible to solve educational problems more effectively, which is confirmed by the respondents' answers to the questions in the second survey.

Discussion. It is emphasized that the problem lies in the insufficient use of visualization and digital content by teachers in conditions of students' readiness to receive information in this form.

Conclusion. It is concluded that the use of digital content in the educational process is a response to challenges of the visual turn which characterizes modern social reality and allows to solve the problem of personalizing of the learning space, which is one of the main trends of the education in the XXI century

Keywords: educational process, digital content, open education, online education, visual aids, visual turn.

Highlights:

• The main trends of the modern educational process are defined in the context of the visual turn;

• The results of the study on the efficiency of the use of digital content in the educational process are presented;

• The guidelines addressing the problem of insufficient use of visualization and digital content by teachers in conditions of students' readiness to receive information in this form have been developed.

References

1. Mitchell W.J.T. (1994) The Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago; London, The University of Chicago Press.

2. Böhm G. (1994) Wiederkehr der Bilder. Was ist ein Bild. München, Wilhelm Fink Verlag.

3. Mirzoeff N. (1999) An Introduction to Visual Culture. London, NY, Routledge.

4. Moxey K. (2008) Visual Studies and the Iconic Turn. Journal of Visual culture. 7 (2), 131-146. DOI 10.1177/1470412908091934.

5. Savchuk S. (2008) Mediafilosofija: formirovanie discipliny [Mediophilosophy: formation of discipline] Sankt-Peterburg, Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshhestvo. (In Russian).

6. DAntoni S. (2006) The Virtual University: Models and Messages. Lessons from Case Studies. Paris.

7. Carr N. (2010) The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. New York and London, W.W. Norton and Co.

8. Kramarenko N.S. (2016) Internet kak sociokul'turnoe prostranstvo zhizni i razvitija cheloveka [Internet as a sociocultural space for human life and development] Pedagogika. 3, 39-47. (In Russian).

9. Maloshonok N.G. (2016) Vzaimosvjaz' ispol'zovanija Interneta i mul'timedijnyh tehnologij v obrazovatel'nom processe so studencheskoj vovlechennost'ju [Interrelation between the use of the Internet and multimedia technologies in the educational process with student involvement] Voprosy obrazovanija.

с □

Is

СЛ ■>

СЛ Ф

та

с

ф

о о

4, 60-83. DOI 10.17323/1814-9545-2016-4-59-83. (In Russian). <ß

го с

о +-<

го

10. Avdeeva S.M. (2017) Otsenka informatsionnoy kompetentnosti uchatschikhsya: podhody, instrument, validnost' i nadezhnost' rezul'tatov [Assessment of students' information competence: approaches, tools, validity and reliability of results] Voprosy obrazovanija. 4, 104-132. DOI 10.17323/1814-9545-2017-4104-132. (In Russian). o

11. Kelli P. (2016) Onlayn-obrazovanie: put' ot uchastija k uspehu [Online education: the path from participation to success] Voprosy obrazovanija. 3, 104-132. DOI 10.17323/1814-9545-2016-3-34-58. <5 (In Russian).

12. Coates H. (2006) Student Engagement in Campus-Based and Online Education: University Connections. London, Routledge.

13. Clark J. (2008) PowerPoint and Pedagogy: Maintaining Student Interest in University Lectures. College Teaching. Vol. 56. No. 1, 39-44.

14. Laird T. F.N., Kuh G. D. (2005) Student Experiences with Information Technology and their Relationship to Other Aspects of Student Engagement. Research in Higher Education. Vol. 46, 211-233.

15. Junco R., Heiberger G., Loken E. (2011) The Effect of Twitter on College Student Engagement and Grades. Journal of Computer Assisted Learning. Vol. 27, 119-132. DOI: 10.1111/j.1365-2729.2010.00387.

та

73

та с

3

16. Katz I.R. (2013) Testing Information Literacy in Digital Environments: ETS's iSkills Assessment. Information Technology and Libraries. Vol. 26, 3-12.

17. Katz I.R., Macklin A.S. (2007) Information and Communication Technology (ICT) Literacy: Integration and Assessment in Higher Education. Systemics, Cybernetics and Informatics. Vol. 5, 50-55.

18. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Model' formirovanija mediagramotnosti u molodezhi [Model of media literacy in young people] Alma mater. Vestnik vysshej shkoly. 10, 112-114. (In Russian).

19. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Mediagramotnost' kak sociokul'turnaja problema: interaktivnye metody formirovanija [Media literacy as a sociocultural problem: interactive methods of formation] Vestnik Cheljabinskojgosudarstvennoj akademiikul'tury i iskusstv. 3 (47), 61-65. (In Russian).

20. Kiuru K.V., Popova E.E. (2016) Formirovanie mediakompetentnosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza fizicheskoj kul'tury [Formation of media competence of students in the educational process of the university of physical culture] Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 5, 30-32. (In Russian).

DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.10

УДК 372.5 ББК 74.100.575

О.В. Котлованова

ORCID № 0000-0003-0602-9675, педагог первой категории, Образовательно-досуговый центр «Креатив», г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: kovchel08@mail.ru

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ АНИМАЦИИ

Аннотация

Введение. В статье отражена актуальность внедрения новых средств развития мелкой моторики для детей дошкольного возраста; представлен обзор основных взглядов современных исследователей и педагогов на проблему развития мелкой моторики. Цель статьи - представить эффективные упражнения по песочной анимации для обогащения сенсорного опыта и развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Основными методами являются анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, а также описание опыта использования песочной анимации для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с подробными примерами упражнений.

Ре.зультаты. В статье рассмотрена проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Раскрываются проблемы сенсорного опыта современного дошкольника, отражается теоретический анализ изучаемой темы, раскрываются педагогические условия развития мелкой моторики детей дошкольного возраста в процессе занятий по песочной анимации. В статье представлены упражнения для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами песочной анимации.

Обсуждение. Подчеркивается, что в современных условиях популяризации гаджетов, новые средства развития мелкой моторики и обогащения сенсорно-насыщенной окружающей среды g приобретают особую актуальность.

то Заключение. Делается вывод о положительном воздействии педагогических занятий с детьми

со

° дошкольного возраста по песочной анимации на развитие высших психических функций в о целом и мелкой моторики в частности.

^ Ключевые слова: дети дошкольного возраста, развитие мелкой моторики, песочная ани-

О мация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.