Глебова Л. Н. Мультимодальный образовательный текст массовых открытых онлайн-курсов (МООК): рекомендации по визуализации контента / Л. Н. Глебова, Ю. А. Платонова // Научный диалог. — 2016. — № 10 (58). — С. 338—350.
Glebova, L. N., Platonova, Yu. A. (2016). Multimodal Educational Text of Mass Open Online Courses (MOOC): Recommendations for Content Visualization. Nauchnyy dialog, 10(58): 338-350. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
УДК 378:004
Мультимодальный образовательный текст массовых открытых онлайн-курсов (МООК): рекомендации по визуализации контента
© Глебова Любовь Николаевна (2016), доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Москва, Россия), профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования психолого-педагогического факультета, Арзамасский филиал, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Арзамас, Россия), [email protected].
© Платонова Юлия Андреевна (2016), кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и права, Павловский филиал, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), [email protected].
Статья посвящена современным особенностям визуализации образовательного контента, создания мультимодального образовательного текста, широко применяемого в массовых открытых онлайн-курсах (МООК). Авторами проанализированы методические рекомендации зарубежных и отечественных вузов по созданию массовых открытых онлайн-курсов, а именно требования к качеству визуального контента последних. Учитывая особенности обучения в электронной образовательной среде, а именно фрагментарность восприятия контента и возрастание роли используемых в тексте образов, графики, цвета, авторы статьи при выполнении анализа методических рекомендаций уделили специальное внимание рекомендуемым способам визуализации образовательного текста. Сделан вывод о том, что существующие методические руководства отечественных и зарубежных вузов по созданию МООК рекомендуют использовать лекционный материал курсов, оформленный в формате видеоролика, текст которого можно назвать мультимодальным, то есть задействующим одновременно несколько модальностей трансляции смыслов: текстовый, аудиальный
и визуальный. При этом визуальная составляющая мульгимодального текста МООК является доминирующей, что дает основание называть такой текст «текстом-изображением» (image-like text). Делается вывод об актуальности развития у обучающихся в системе открытого образования, а также у разработчиков образовательного контента такой компетенции, как визуальная грамотность (visual literacy).
Ключевые слова: визуализация образовательного контента; мультимодальный текст; массовые открытые онлайн-курсы (МООК); визуальная грамотность.
1. Введение
Воздействие информационных технологий, приводящее к изменению привычных социальных практик, приходится наблюдать во многих сферах жизни современного человека. Трансформации подвергается и образование, а именно способы репрезентации знания, изменение которых в течение последнего десятилетия становится все более заметным в электронной образовательной среде [Фортунатова и др., 2015]. Массовые открытые он-лайн-курсы (МООК) являются своего рода индикатором, свидетельством происходящей трансформации. Особенностью таких курсов является не только их доступность для массового обучения, не только их интерактивность и предоставляемая возможность получения сертификата ведущего вуза мира. В рамках нашего исследования особое внимание привлекла к себе такая характеристика МООК, как визуализация дидактического материала — образовательного дискурса, представленного в текстовой форме [Platonova et al., 2015].
Текст является основным источником получения информации, преобразования ее в знания. Стоит отметить, что в условиях интенсификации процесса морального устаревания информации техника чтения современного обучающегося значительно меняется. Углублённое чтение сменяется ознакомлением с текстом. Поисковая система в сети Интернет позволяет максимально конкретизировать запрашиваемую информацию, меняя традиционные стратегии поэтапного усвоения дидактического материала [Roberts et al., 2014]. Передача смыслов подкрепляется визуализацией текста — аккомпанированием вербальной составляющей текста визуальными фрагментами. Фрагментарность восприятия информации и стремление усвоить больше сведений в единицу времени приводит к тому, что на место текста в своей привычной вербальной форме встаёт текст-изображение [Kress et al., 1996].
В данной статье предметом рассмотрения являются способы визуализации образовательного текста, используемые при создании контента МООК. Объектом исследования послужили методические рекомендации по созданию МООК ведущих отечественных и зарубежных вузов, чьи мас-
совые открытые онлайн-курсы представлены на существующих площадках открытого образования. Для обобщения результатов анализа методических рекомендаций по созданию МООК использовался метод индукции, а также компаративный метод исследования. В результате проведенного анализа выявлены ключевые способы визуализации образовательного контента МООК, текст МООК охарактеризован как мультимодальный, то есть задействующий одновременно несколько модальностей трансляции смыслов: текстовый, аудиальной и визуальной. При этом визуальная составляющая мультимодального текста МООК является доминирующей, что формирует особую актуальность развития у обучающихся в системе открытого образования, а также у разработчиков образовательного контента МООК такой компетенции, как визуальная грамотность.
2. Роль визуализации образовательного контента МООК
В образовательной практике визуальные элементы используются на протяжении столетий. Речь идёт не только о графическом оформлении учебных материалов с целью улучшения их эстетической привлекательности, но и о задачах и формах обучения, обеспечиваемых при помощи этого оформления. Уже в XVIII веке дидактические иллюстрации были более чем просто изображениями — они были адресными, учитывающими уровень образованности потенциального читателя и его статусную позицию [Пивненко, 2014].
Исследуя возможности визуализации образовательной информации, можно выделить несколько видов сопровождения текста изображениями. Наиболее популярным из них является презентация, где визуальный компонент образовательного нарратива призван дополнять вербальную информацию. Например, при работе с чертежами и формулами используется комментарий, при котором визуальный компонент по смыслу доминирует над вербальным. При этом визуальный и вербальный компоненты дублируют смысловое содержание контента. Другим типом визуального сопровождения текста является креолизация. Под креолизацией понимается такая фактура повествования, при которой визуальные и вербальные компоненты текста выступают единым информационным пространством: полнота передаваемой информации может быть достигнута только при одновременном восприятии той и другой составляющей [Сорокин и др., 1990]. Наличие подобных форм взаимодействия вербальных и невербальных способов репрезентации смыслов свидетельствует о том, что образовательная интеракция в электронной среде носит характер мультимодальности.
Мультимодальный текст, или текст-изображение — это тип текста, характерный для эры мультимедиа технологий [Kress et al., 1996; Kress et al.,
2001]. Такой текст передает информацию посредством целого набора модальностей: визуальные образы, дизайн, вербальные компоненты письменного языка и другие семиотические средства [Kress et al., 1996; Jewitt et al., 2003; Serafini, 2010]. Мультимодальный текст, насыщенный элементами графики, цветовых комбинаций, иногда звуковым сопровождением и т. д., широко представлен в газетах, при оформлении рекламы, веб-сайтов, создании плакатов, постеров, комиксов. Мультимодальный текст в силу своей яркости, фрагментарности обладает большим потенциалом передачи как информации, так и оценочно-рефлексивных компонентов, то есть предметно-технологического и социального контекста формирования смыслов [Сергеева, 2012]. Текст в своей мультимодальной форме — текст-изображение — становится одним из важнейших инструментов репрезентации знания в современном образовании. Образовательные тексты массовых открытых онлайн-курсов также характеризуются мультимодальностью, применяемой для создания и распространения информации, смыслов, знаний.
Учитывая тот факт, что названные курсы являются бесплатными и доступными в сети Интернет, очевидно, что они привлекают тысячи обучающихся из разных стран, из разного ценностно-культурного и языкового окружения. В такой ситуации не вербальный язык, а именно визуальная составляющая образовательного контента МООК несет наибольшую нагрузку в процессе формирования знаний и ценностных установок у обучающихся. Ученые Института Хассо Платнера Университета Потсдама, проведя опрос обучающихся на платформе открытого образования openHPI, пришли к выводу, что оснащение лекционного материала визуальными образами, специфичными для используемого в лекциях контента, может улучшить процесс «коллективного построения знания» [Designing MOOCs..., 2013, p. 8]. Такой вывод был сделан в результате предложения, выраженного обучающимися на платформе openHPI, о том, что необходимо «уйти от традиционного лекционного формата и обеспечить более интенсивное использование визуализации, анимации и симуляций, что способствовало бы усвоению «комплекса взаимосвязанных смыслов, идей» [Ibid., p. 8]. В связи c этим анализ методических рекомендаций по созданию визуального контента массовых курсов, разработанных ведущими вузами России и зарубежья, позволит выявить общие характерные особенности визуализации образовательного текста.
3. Анализ методических рекомендаций по созданию МООК на предмет требований к визуализации образовательного контента
Исследования особенностей поведения обучающихся на платформах открытого образования позволяют сделать вывод о том, что студенты
МООК тратят свое время при обучении преимущественно на просмотр видео-лекций [VisMOOC..., 2015]. В рамках проводимого исследования были проанализированы требования и рекомендации по разработке он-лайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования, а также методические рекомендации по созданию массовых открытых онлайн-курсов следующих вузов:
— Университета Британской Колумбии (MOOC Production Guidelines at the University of British Columbia, 2014);
— Университета Торонто (Design and Development Process Guidelines Open UToronto, 2013);
— Университета Глазго (University of Glasgow. Building an executive MOOCs. A practical review of Glasgow's first two MOOCs, 2015);
— Университета Эдинбурга (Edinburg MOOCs handbook. How to grow your own MOOC with Coursera);
— Университета Иллинойса (University of Illinois at Urbana-Champaign. Guide to Massive Open Online Courses (MOOCs) at Illinois, 2013);
— Северо-западного университета США (Northwestern University. MOOC Creation Guidelines);
— Института Технологий Джорджии (Georgia Institute of Technology. Visual identity guidelines, 2015);
— Томского государственного университета (Рекомендации по разработке курсов в формате МООК. Приложение 2 к Положению о внутриуни-верситетском конкурсе по отбору педагогических сценариев курсов в формате МООК).
При анализе руководств по созданию МООК внимание было обращено на требования и рекомендации, касающиеся визуализации, создания видео- и графических материалов.
По итогам сравнения методических рекомендаций по визуализации контента МООК отметим следующее:
(1) Каждым из вузов лекционный материал определен как обязательный элемент массового открытого онлайн-курса, причем лекции должны быть представлены в видеоформате длиной в среднем около 10 минут каждый.
(2) В методических рекомендациях по созданию МООК выделяются следующие типы видеолекций: интервью с экспертом, динамическая демонстрация слайдов презентации, съемки на открытой местности, анимация, визуализация концепций (Университет Британской Колумбии); интервью, демонстрация рабочего стола, съемки на открытой местности, демонстрация использования программных продуктов или web-приложений (Университет Иллинойса); вводное презентационное видео, озвученная
презентация Power point, интервью, съемки на открытой местности, ссылки на видео в Youtube, заключительное видео с подведением итогов курса (Университет Торонто).
(3) В электронных курсах наиболее распространены такие способы визуализации, как:
— презентации, в том числе статичные слайды, встроенные на этапе пост-обработки в качестве элементов видеолекции;
— инфографика — это не просто слайд презентации, а сконструированный при помощи педагогических дизайнеров и психологов способ передачи образов, воздействующих на зрительную и ассоциативную память зрителя. Исследования показывают, что студенты, использующие в процессе обучения изображения и графику, лучше запоминают информацию [Matrix, 2013];
— скринкастинг, то есть трансляция рабочего стола преподавателя курса, где можно наблюдать как действия, осуществляемые им в компьютере, так и информацию, рукописно изображённую им при помощи графического планшета (например, видео Khan-Academy).
(4) С целью управления мотивацией студента видеолекции рекомендуется сопровождать системой оценки результатов усвоения материалов (Университет Британской Колумбии, Университет Эдинбурга), а также встроенными ссылками на внешние источники информации (Университет Торонто).
(5) При создании видеолекций МООК рекомендуется ограничивать использование текста, заменяя его графическими элементами (Университет Британской Колумбии), пиктограммами и инфографикой (Требования и рекомендации по разработке онлайн курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования).
(6) Видеолекции рекомендуется использовать не только для демонстрации материала по теме курса, но также для осуществления инструктажа по выполнению заданий (Северо-западный университет США).
(7) Университет Эдинбурга в рекомендациях по разработке МООК акцентирует особое внимание на логотипе курса. Задача логотипа — это репрезентация курса в пространстве сети Интернет, визуализация концепта всего курса. В рекомендациях отмечается, что логотип курса должен не только вызывать любопытство у обучающегося, но и эффективно выражать основную идею курса, а также подчеркивать престиж разработчиков и университета в целом (Университет Эдинбурга).
(8) Другой визуальной деталью, формирующей концепт курса в глазах публики, является визуальная репрезентация авторов курса. Требования
по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования, фиксируют минимальные размеры фотографий авторов курса, цветовую гамму и предпочтительное положение человека на фотографии. Зарубежные университеты в большей степени выделяют личный профиль преподавателя как совокупность фото, биографических данных и приветственных слов, а также формы для обратной связи (Университет Эдинбурга).
(9) Субъективные факторы восприятия визуального текста учитывают, во-первых, способности познающего к декодированию скрытых смыслов, коннотаций, интеллектуальное и духовное развитие, жизненный опыт, а во-вторых, особенности функционирования его органов чувств. В текстах для массовых открытых онлайн-курсов не рекомендуется использовать более трёх видов шрифта и более трёх цветовых решений для оформления текста. Необходимо отметить, что основной текст оформляется в одном стиле, а альтернативные шрифты и цвета могут использоваться для выделения заголовков, цитат, примечаний. Выделение фона таблиц возможно при помощи цвета, на полтона отличающегося от основного фона курса, при этом ширина линий таблиц должна быть соразмерна толщине линии шрифта (Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования).
(10) Из названного выше набора типов видеоматериалов МООК особое внимание в методических рекомендациях по их созданию уделено презентационному видеоролику, длина которого должна составлять около 2 минут. Задача такого видео — продвижение курса, привлечение внимания массовой аудитории желающих обучаться онлайн. Предполагается, что презентационный ролик демонстрирует материалы, отражающие наиболее интересные и красочные моменты курса, повествует о знаниях, которые слушатель может приобрести в результате изучения материалов курса, содержит оригинальный приветственный текст авторов курса (Требования и рекомендации по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе открытого образования).
Проанализировав методические рекомендации по созданию массовых открытых онлайн-курсов, можно сделать вывод о том, что отечественные и зарубежные вузы уделяют значительное внимание визуальному сопровождению образовательного контента. Рекомендуемый формат образовательного текста действительно можно назвать мультимодальным. Методическими рекомендациями предписано сопровождать вербальную составляющую не только визуальной, но и акустической. Так, рекомендациями по разработке онлайн-курсов, публикуемых на национальной платформе
открытого образования, определяются качественные характеристики звуковой дорожки, частота дискретизации, звуковой поток и т. д. Другими словами, при обучении задействуется несколько модальностей образовательного ресурса (текстовый, аудио, видео, инфографика) [Гура, 2000, 2011], что, безусловно, оказывает влияние на качество восприятия материала и, как результат, на процесс концептуализации, на формирование знаний обучающихся. При этом стоит отметить, что в рекомендациях по созданию МООК не встречаются требования, связанные с креолизацией текста, то есть с искусственным созданием когнитивного диссонанса у слушателя при просмотре образовательного материала за счет параллельного использования текста и образов противоположной смысловой нагрузки. Следовательно, образовательный продукт, представленный в системе открытого образования, пока еще рано называть медиапродуктом, целью которого является формирование нужных заказчику контента ценностей, целевых установок, мнений и верований [Portmess, 2013]. Однако свидетельством того, что визуализация образовательного контента будет адаптировать усваиваемый текст согласно особенностям восприятия обучающегося, является появление 1Т-продуктов, позволяющих изучить поведение, реакции слушателей на тот или иной компонент видео [\1бМООС..., 2015]. Таким образом, компетенция визуальной грамотности [Jewitt е! а1., 2003; Serafini, 2009], способность критическим образом воспринимать «знание», выраженное фотографией, инфографикой, анимацией, представляется одной из существенных для современного студента, обучающегося в открытой образовательной среде.
4. Выводы: визуальная грамотность как компетенция обучающих и обучающихся в системе открытого образования
Особенность мультимодального текста, используемого в современном массовом открытом онлайн-образовании, заключается в том, что изображения и текстовая информация в них уникальным образом комбинируются, что создает определенные сложности для грамотной интерпретации и толкования смыслов, передаваемых комплексом модальностей. В связи с этим для современного обучающегося навыки чтения образов и декодирования транслируемых ими смыслов оказываются крайне важными ^е-гайт, 2009]. Формирование таких навыков представляется еще более актуальной задачей в российских условиях, учитывая тот факт, что российские учащиеся не демонстрируют «умений работать с объемной правдоподобной и противоречивой информацией, изложенной как в текстах сложной структуры, так и заданной вне основного текста» [Федоров, 2007, с. 16].
Навык чтения мультимодального текста можно назвать медиакомпе-тентностью — умением индивида «использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах» [Федоров, 2007, с. 22], визуальной грамотностью, то есть «способностью понимать (читать) и использовать (писать) изображения, а также думать и учиться в терминах изображений» [Braden et al., 1982]. Знание грамматики визуального дизайна должно формироваться у обучающихся еще со школы [Kress et al., 1996].
Визуальной грамотностью должны обладать не только обучающиеся в системе массового онлайн образования, но также преподаватели-авторы образовательного контента МООК и разработчики курсов: программисты, дизайнеры. Н. А. Симбирцева отмечает возможность формирования визуальной грамотности в системе образования, которая может быть реализована в двух направлениях: профильной специализации и дополнительного образования [Симбирцева, 2013].
Резюмируя вышеизложенное об особенностях визуализации образовательного контента МООК, отметим, что мультимодальный текст массовых открытых онлайн-курсов зачастую характеризуется доминированием визуальной его компоненты над вербальной. Кроме методических рекомендаций по созданию МООК, на наш взгляд, должны существовать практические руководства для преподавателей-разработчиков курсов по подбору образов, созданию инфографики, позволяющих доносить до обучающихся именно тот набор смыслов, ценностей, которые при планировании курса педагог закладывает в образовательные результаты, именуемые «общекультурными компетенциями».
Вместе с преподавателем над курсом должны работать дизайнеры-культурологи. Если задачей первых является планирование образовательных результатов и формирование контента образовательного курса, то вторые призваны помочь преподавателю подобрать такие образы, цвета, схемы и графики, которые «усилят» текст, позволят выразить смысловое содержание текста в лаконичной, яркой, запоминающейся форме. При этом, учитывая мультикультурный характер аудитории обучающихся на платформах открытого образования, важной задачей дизайнеров-культурологов является подбор образов, нейтральных по ценностно-смысловому содержанию, либо же, напротив, раскрывающих особенности той культуры, аспекты которой демонстрирует курс.
В контексте продумывания эффективных способов визуализации контента МООК важно помнить, что использование «усиливающего» образа сопровождается риском ошибок толкования, интерпретации мультимо-
дального текста, особенно если смысл образа противоречит смыслу вербальной компоненты контента. Несмотря на то, что МООК направлен на позиционирование вуза и привлечение абитуриентов, все же он имеет дело с научной информацией, а значит, его визуализация должна сопровождаться следованием принципам научной этики.
Литература
1. Гура В. В. Понятие медиаграмотности в эпоху «экранной культуры» и информационного общества / В. В. Гура // Информационная парадигма в науках о человеке : материалы Международного научного симпозиума. — Таганрог : Таганрог. гос. радиотехнический ун-т, 2000. — С. 85—91.
2. Гура В. В. Философские аспекты педагогического дизайна электронной ме-диаобразовательной среды / В. В. Гура // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. — 2011. — № 2. — С. 84—96.
3. Сергеева М. Г. Дидактический принцип развития непрерывного экономического образования / М. Г. Сергеева. — Курск : Региональный финансово-экономический институт, 2012. — 422 с.
4. Симбирцева Н. А. Визуальное в современной культуре : к вопросу о визуальной грамотности / Н. А. Симбирцева // Политическая лингвистика. — 2013. — № 4 (46). — С. 230—233.
5. Сорокин Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. — Москва : Наука, 1990. — С. 180—186
6.Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А. А.Федоров. — Москва : Информация для всех, 2007. — 616 с.
7. Федотова О. Д. Дидактические иллюстрации XVIII века как инструмент создания новой коммуникативной стратегии (на примере педагогических текстов по проблемам безопасности) [Электронный ресурс] / О. Д. Федотова, В. В. Латун, С. Н. Пивненко // Науковедение. — 2014. — Вып. 3. — Режим доступа : http:// naukovedenie.ru/PDF/83PVN314.pdf.
8. Фортунатова В. А. Тривилизация образования как модель социальной динамики в современных информационных условиях / В. А. Фортунатова, Ю. А. Платонова // Философские проблемы информационных технологий и киберпростран-ства. — 2015. — № 1. — С. 23—40.
9.Braden R. A. Identifying the Theoretical Foundations of Visual Literacy / R. A. Braden, J. A. Hortin // Journal of Visual Verbal Languaging. — 1982. — № 2. — P. 37—42.
10. Designing MOOCs for the Support of Multiple Learning Styles / F. Gruenewald, C. Meinel, M. Totschnig, C. Willems // Chapter in Lecture Notes in Computer Science. — 2013. — Vol. 8095. — P. 371—382.
11. Jewitt C. Multimodal Literacy / C. Jewitt, G. Kress. — New York : Peter Lang, 2003.
12. Kress G. Multimodal Discourse : the modes and media of contemporary communication / G. Kress, van Leeuwen T. — London : Arnold, 2001.
13. Kress G. Reading images : the grammar of visual design / G. Kress, van Leeuwen T. — New York : Routledge, 1996.
14. Matrix S. Teaching with Infographics : рracticing New Digital Competencies and Visual Literacies / S. Matrix // Journal of Pedagogic Development. — 2013. — Vol. 4, Issue 2. — P. 19—27.
15. Platonova I. Creolized Text as a form of Modern Educational Discourse / I. Pla-tonova, E. Tarasova, A. Golubinskaya // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2015. — Vol. 214. — P. 788—796.
16. Portmess L. R. Mobile knowledge, karma points and digital peers : the tacit epis-temology and linguistic representation of MOOCs [Electronic resource] / L.R. Portmess // Canadian Journal of Learning and Technology. — 2013. — № 39 (2). — Access mode : http://cupola.gettysburg.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1020&context=philfac.
17. Roberts J. Through the Looking Glass : metacognitive Reading Strategies in Open Distance Learning / J. Roberts, I. Gous // Journal of Educational and Social Research. — 2014. — Vol. 4. — № 3. — P. 283—288.
18. Serafini F. Understanding Visual Images in Picturebooks / F. Serafini // Talking Beyond the Page : reading and Responding to Contemporary Picturebooks / J. Evans (ed.). — London : Routledge, 2009. — P. 10—25.
19. Serafini F. Reading multimodal texts : Perseptual, Structural and Ideological Perspectives / F. Serafini // Children's Literature in Education. — 2010. — № 41. — P. 85—104.
20. VisMOOC : Visualizing Video Clickstream Data from Massive Open Online Courses / C. Shi, S. Fu, Q. Chen, H. Qu // Visual Analytics Science and Technology : IEEE Conference, 25—31 oct. 2014 g. — Paris, 2015. — P. 159—166.
Multimodal Educational Text
of Mass Open Online Courses (MOOC):
Recommendations for Content Visualization
© Glebova Lyubov Nikolayevna (2016), Doctor of Pedagogy, corresponding member of the Russian Academy of Education, head of Federal Agency on Affairs of Commonwealth of Independent States, compatriots living abroad and international humanitarian cooperation (Moscow, Russia), professor, Department of General Pedagogy and Pedagogy of Professional Education, psycho-pedagogical faculty, Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Arzamas, Russia), [email protected].
© Platonova Yuliya Andreyevna (2016), PhD in Philosophy, associate professor, Department of Economy and Law, Pavlovsk branch of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod (Nizhni Novgorod, Russia), [email protected].
This article considers the modern features of the visualization of educational content and creating multimodal educational text, which is widely used in mass open online courses
(MOOC). The authors analyzed the guidelines of foreign and domestic universities for the creation of mass open online courses, namely, requirements to the quality of visual content. Taking into account the characteristics of training in e-learning environment, namely, the fragmentary nature of perception of the content and the increasing role of images, graphics and color used in the text, the authors when performing an analysis of the methodological recommendations were focused on the recommended ways of visualizing the educational text. It is concluded that existing methodological guidances of domestic and foreign universities to creation of MOOC recommend to use the lecture material of the courses, designed in the format of the video, which can be called multimodal, that is, involving multiple modalities of translation of meanings: textual, audial and visual. This visual component of MOOC multimodal text is dominant, which gives reason to call this text the image-like text. The conclusion is made about the relevance in students inside the system of open education, as well as in developers of educational content of development of such competence as visual literacy.
Key words: visualization of educational content; multimodal text; mass open online courses (MOOC); visual literacy.
References
Braden, R. A., Hortin, J. A. 1982. Identifying the Theoretical Foundations of Visual Literacy. Journal of Visual VerbalLanguaging, 2: 37—42.
Fedorov, A. V. 2007. Razvitiye mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studen-tov pedagogicheskogo vuza. Moskva: Informatsiya dlya vsekh. (In Russ.).
Fedotova, O. D., Latun, V. V., Pivnenko, S. N. 2014. Didakticheskiye illyustrat-sii XVIII veka kak instrument sozdaniya novoy kommunikativnoy strategii (na primere pedagogicheskikh tekstov po problemam bezopasnosti). Nau-kovedenie, 3. Available at : http://naukovedenie.ru/PDF/83PVN314.pdf. (In Russ.).
Fortunatova, V. A., Platonova, Yu. A. 2015. Trivilizatsiya obrazovaniya kak model' sot-sialnoy dinamiki v sovremennykh informatsionnykh usloviyakh. Filosofs-kiye problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva, 1: 23—40. (In Russ.).
Gruenewald, F., Meinel, C., Totschnig, M., Willems C. 2013. Designing MOOCs for the Support of Multiple Learning Styles. Chapter in Lecture Notes in Computer Science, 8095: 371—382.
Gura, V. V. 2011. Filosofskiye aspekty pedagogicheskogo dizayna elektronnoy mediao-brazovatelnoy sredy. Filosofskiye problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva, 2: 84—96. (In Russ.).
Gura, V. V. 2000. Ponyatiye mediagramotnosti v epokhu «ekrannoy kultury» i informat-sionnogo obshchestva. In: Informatsionnaya paradigma v naukakh o che-loveke: materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma. Taganrog: Taganrog. gos. radiotekhnicheskiy un-t. (In Russ.).
Jewitt, C., Kress, G. 2003. Multimodal Literacy. New York: Peter Lang. (In USA.)
Kress, G., van Leeuwen, T. 2001. Multimodal Discourse: the modes and media of contemporary communication. London: Arnold. (In Engl.).
Kress, G., van Leeuwen T. 1996. Reading images: the grammar of visual design. New York: Routledge. (In USA.)
Matrix, S. 2013. Teaching with Infographics: rracticing New Digital Competencies and Visual Literacies. Journal of Pedagogic Development, 4/2: 19—27.
Platonova, I., Tarasova, E., Golubinskaya, A. 2015. Creolized Text as a form of Modern Educational Discourse. Procedia — Social and Behavioral Sciences, 214: 788—796.
Portmess, L. R. 2013. Mobile knowledge, karma points and digital peers: the tacit epis-temology and linguistic representation of MOOCs. Canadian Journal of Learning and Technology, 39 (2). Available at: http://cupola.gettysburg.edu/ cgi/viewcontent. (In USA.)
Roberts, J., Gous, I. 2014. Through the Looking Glass: metacognitive Reading Strategies in Open Distance Learning. Journal of Educational and Social Research, 4/3: 283—288.
Serafini, F. 2009. Understanding Visual Images in Picturebooks. In: Evans, J. (ed.). Talking Beyond the Page: reading and Responding to Contemporary Picture-books. London: Routledge. (In Engl.).
Serafini, F. 2010. Reading multimodal texts: Perseptual, Structural and Ideological Perspectives. Children's Literature in Education, 41: 85—104.
Sergeeva, M. G. 2012. Didakticheskiy printsip razvitiya nepreryvnogo ekonomichesk-ogo obrazovaniya. Kursk: Regionalnyy finansovo-ekonomicheskiy institut. (In Russ.).
Shi, C., Fu, S., Chen, Q., Qu, H. 2015. VisMOOC: Visualizing Video Clickstream Data from Massive Open Online Courses. In: Visual Analytics Science and Technology: IEEE Conference 25—31 oct. 2014 g. Paris. (In French).
Simbirtseva, N. A. 2013. Vizualnoye v sovremennoy kulture: k voprosu o vizualnoy gramotnosti. Politicheskaya lingvistika, 4 (46): 230—233. (In Russ.).
Sorokin, Yu. A., Tarasov E. F. 1990. Kreolizovannyye teksty i ikh kommunikativnaya funktsiya. In: Optimizatsiya rechevogo vozdeystviya. Moskva: Nauka. (In Russ.).