Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИП ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCALABC.NET'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИП ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCALABC.NET Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ДАННЫХ / ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / СИМВОЛ / СТРОКА / ЮНИКОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Назаров Ахтам Пулатович, Удмеджони Хайрулло

Язык программирования PascalABC.Net является одним из современным языком программирования, вновь представляет предыдущие варианты языка программирования Паскаль. В настоящей статье рассматривается типы данных и их группирования с разработкой некоторых программ на этом языке. Указывается на необходимость преподавания настоящего языка в средних и высших школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Назаров Ахтам Пулатович, Удмеджони Хайрулло

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING A DATA TYPE AS AN EXAMPLE OF A PROGRAMMING LANGUAGE PASCALABC.NET

The programming language PascalABC.Net is one of the modern programming languages, again presents the previous versions of the Pascal programming language. This article discusses data types and their grouping with the development of some programs in this language. The necessity of teaching the real language in secondary and higher schools is indicated.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИП ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCALABC.NET»

From conclusion of the authors, it is established that numerous cases of the constituent elements of cultural-aesthetical competence cover a wide and diverse range of knowledge, skills in professional activities.

Keywords: thinking, beliefs, quality, attitudes, worth, moral ideals, moral culture, spiritual culture, professional ethical culture and socio-cultural phenomenon, principles, element.

Сведение об авторе:

Назиркулов Тагаймурод Абдурасулович- соискатель общиуниверситетской кафедры педагогикЬ Таджикского Государственного Педагогического Университет именни Садриддина Айни. Адресс: Республика Таджикистан, г.Душанбе, р.И.Самани, проспект Рудаки 121. Тел. (+992) 918767566; E - mail: ambition.ok@mail.ru

Файзализода Джумахон Хол - доктор педагогических наук, профессор проректор по учебной работе Института государственного управления при Президенте Республики Таджикистан. Адрес: 734009, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Саид Носир 33, тел.: (+992) 918506324; E-mail: f.jumakhon@mail. ru About the author:

Nazirkulov Tagaimurod Abdurasulovich - Researcher, Chair of General Pedagogy, Tajik State Pedagogical Unversity named after Sadriddin Ayni. Adress: Republic of Tajikistan, Dushanbe,Rudaki st., 121. Phone: (+992) 918767566; E-mail: ambition.ok@mail.ru

Faizalizoda Jumakhon Khol - doctor pedagogical science, proffessor Vice-rector of Agency of civil service under the president of the republic of Tajikistan. Adress: 734009, Republic of Tajikistan, Dushanbe city,, Said Nosir 33, тел.: (+992) 918506324; E-mail: f.jumakhon@mail.ru

ИСТИФОДАИ ТИПИ ДОДАХ.О ДАР МИСОЛИ ЗАБОНИ БАРНОМАСОЗИИ PASCALABC.NET

Назаров А.П., Умедцони Х-F.

Донишго^и давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй

Мо аз дарсдои технологияи информатсионй медонем, ки дар як забони барномасозй дорои намуддои гуногуни додадо мебошад. Забони барномасозии PascalABC.Net низ мисли дигар забондои барномасозй дорои типи додадои зерин мебошад, ки аз пештара забондои барномасозии Паскал фар; дорад: integer (бутун) byte (байт) real (да;ик;й) complex (комплексй) string (сатрй) char (символй, рамзй) boolean (манти;й) array (массив) файлй

синфй ва гайра.

Ба гайр аз ин дар як типи додадои овардашуда боз ба зертипдо чудо мешаванд, ки омузонидани ондо ба донишчуён ва хонандагон мувофи;и ма;сад аст. Масалан, агар

Тип Андоза, байт Худуди киматдои кабулмешуда

shortint 1 -128 127

smallint 2 -32768 32767

integer, longint 4 -2147483648 2147483647

int64 8 -9223372036854775808 9223372036854775807

Byte 1 0 255

Word 2 065535

longword, cardinal 4 0 4294967295

uint64 8 018446744073709551615

BigInteger тагйирёбанда бе дудуд

Мехохем дар мацолаи худ оиди типи додахои рамзии char маълумотхо дода бошем. Зеро ин типи додахо яке аз типхои калидй ва мухим барои сохтани барномахо хизмат мекунад.

Тип андоза (бо байтро) Худуди кабули кимат;о

char 2 Хамаи рамзхое, ки дар кодиронии Unicode

Навъи аломати char 2 байтро дар бар мегирад ва аломати Юникодро нигод медорад. Аломатдо аз чониби платформаи .NET Framework бо System.Char татбиц карда мешаванд.

Юникод* стандарти рамзгузории аломатдо, ки аломатдои цариб дамаи забондои хаттии чадонро дар бар мегирад. Коддо дар стандарти Юникод ба якчанд сода тацсим карда мешаванд. Ин сода бо рамздои аз U + 0000 то U + 007F дорои аломатдои ASCII** мебошанд ва рамздои ин аломатдо ба рамздои худ дар ASCII мувофицанд. Барои алифбои кириллй майдондои аломатдо бо рамздои аз U + 0400 то U + 052F, аз U + 2DE0 то U + 2DFF, аз U + A640 то U + A69F чудо карда шудаанд.

Типи Char дамаи рамздо дар системаи рамзбандии ASCII - ро низ дар бар мегирад, ки ин системаи рамзбандь дорои 256 рамз мебошад. Рамздои ASCII инчунин барои муайян кардани тугмаи дар вацти барномарезй истифодашаванда истифода мешаванд. Функсиядои стандартии Chr ва Ord -ро барои табдили аломатдо ва рамздои ондо истифода мебаранд:

Chr (n) - функсияест, ки рамзро бо коди n дар рамзгузории Юникод бармегардонад, инчунин рамзро бо коди n дар Windows дифзшуда бармегардонад;

Ord (c) - функсияест, ки цимати типи word -ро (рамзи аломати c дар рамзгузории Юникод) бармегардонад.

Бо истифода аз типи маълумоти char ва яунксияи chr барномаи ёфтани рамзи ададдоро дар системаи рамзбандии Юникод дида мебароем. Матни барнома дар шакли console (консолй) чунин мебошад: begin

var c := ReadLnInteger('Адади c-ро дохил кунед:');

var s := chr(c); //Баргардонии намуди бутун (адад) ба намуди рамз.

Print.s; //Хоричнамоии рамз. end.

Дар мухити визуалй чунин мебошад:

Барои ин ба мо 1-TextBox, 3 - Label ва 1 -Button лозим меояд.

№ Ном Text Font BackColor

1 Textboxl ii ?? Times New Roman; 15,75pt

2 Label1,2,3 Ададро дохил намоед:, Рамз баробар аст:, " " Times New Roman; 15,75pt Control, Control, White

3 Buttonl Хисобкуни Times New Roman; 15,75pt

Foiml — □ X Forml - □ X Ададро дохил намоед: 64

labell Test Box Iabel2 label 3 button"! Рамз баробар аст: @ Х,исобкуни

* Юникод ё Уникод(англ. Unicode)- стандарти рамзгузории аломатдоест, ки аломатдои цариб дамаи забондои хаттии чадонро дар бар мегирад

** ASCII (англ. American standard code for information interchange- Рамзи стандартии амрикой барои мубодилаи иттилоот).

Бо истифода аз типи додахои char ва функсияи ord барномаи ёфтани ададро бо дохилнамоии рамзи (символ) он дар системаи рамзбандии Юникод дида мебароем. Коди барнома дар шакли console (консолй) чунин мебошад: begin

var s := ReadLnChar('Рамзро дохил кунед');

var c := Ord(s);//Баргардони намуди рамз (символ) ба намуди адад. PrintLn(c); //Хоричнамоии адад. end.

Натичди барнома чунин аст:

ЙЭ PaicalAEC.NO

файл Правка Виц Програнпа Сервис Модули Помощь

j id j a «) g-j. ► ■ д ic *iiffli аээ

• P год га m 5 .pas*

begin

var s := ReadLnChai(1Рамвро дохил кунед");|

var с := Ord(s);//Баргардони намуди рамз (символ) 6а намуди адад. PrintLn(с); //Хоричнамоии адад. end.

Окно вывода

Рамзро дохил кунед F

Намуди барнома дар мухдти визуали чунин аст:

а& Foiml

X

— □ х

label 1 Text Box

Iabel2 Iabel3

Рамзро дохил намоед: Адади рамз бароба аст ба: 64

button 1

Х,исобкуни

Намуди барнома дар мухити визуали чунин аст: procedure Form1.button1_Click(sender: Object; e: EventArgs); begin

var c := textbox1.Text[1]; Label3.Text := ord(c).ToString; end;

Мубодилаи символро ба адад ё ададро ба символ дар як мисол дида мебароем. Ин

мисолро дар мухити консолии барнома менависем. Матни барнома чунин аст:

begin

var Ч:=Readlnchar('Рамзеро дохил намоед');

var И:= Ord(4); Println('Рамзи мо ба адади', И, 'баробар аст.');

var Т:=Readlninteger('Ададе ё ракамеро дохил намоед');

var М := Chr(T); Println('Адади мо ба рамзи', М, 'баробар аст');

end.

Натичаи кори барнома чунин аст:

Окно выаода

Рамзи мо 6а адади 35 баробар аст. Ададе ё ракамеро дохил намоед 69 Адади мо ба рамзи Е баробар аст

Ба ин номгуй мисолдо овардан бисёр аст. Мацсади асосии навиштани мацола ин муаррифии забони барномасозии PascaABC.Net ба шумор меравад. Зеро ин забонро дар тамоми муассисадои тадсилоти миёнаи мамлакатдои рушдкардаи чадон меомузанд. Аммо дар кишварамон дар баъзе литсею, гимназия ва донишгодо меомузанду халос. Ин забони барномасозии насли нав буда, пештара олаи забони барномасозии Паскалро аз нав машдур кардааст. Вале имкониятдои бенидоят зиёдро доро буда, ба забондои барнмоасозии С++ наздик аст, дар баъзе долатдо бедтар аст. Пас ин забон барои омузиши дигар забондои барномасозии сатди олй замминаи хуб мегузорад.

АДАБИЁТ

1. Назаров А.П., Неъматов F.H., Умарзода Ш.У. Кордои лабараторй аз асосдои барномасозй. Душанбе - 2018.

2. Абрамян М.Э. и Михалкович С.С. Работа с графикой в система PascalABC.NET. Ростов-на-Дону - 2009.

3. Осипов А. PascalABC.NET: Введение в современное программирование. Китоби электронй. Ростов-на-Дону - 2019.

4. Назаров А.П. Методикаи таълими информатика. Душанбе - 2019, 462 с.

5. Назаров А.П., Мирзоев С.Х., Абдукаримов М.Ф. Сборник задач для компьютерного программирования. Душанбе - 2017. 241 с.

6. Сарчашмаи Интернети: http://pascalabc.net.

7. Сарчашмаи Интернети: https://ru.wikipedia.org/wiki/ASCII.

8. Сарчашмаи Интернети: https://ds-release.ru/tipy-dannyx-v-pascalabc-net/

9. Сарчашмаи Интернети: http://moiainformatika.ru/paskal/uroki-paskal/15-ispolzovanie-tipa-dannyx-char-funkczij-ord-chr.html.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТИП ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ PASCALABC.NET

Язык программирования PascalABC.Net является одним из современным языком программирования, вновь представляет предыдущие варианты языка программирования Паскаль. В настоящей статье рассматривается типы данных и их группирования с разработкой некоторых программ на этом языке. Указывается на необходимость преподавания настоящего языка в средних и высших школах.

Ключевые слова: тип данных, язык программирования, программирование, символ, строка, Юникод.

USING A DATA TYPE AS AN EXAMPLE OF A PROGRAMMING LANGUAGE PASCALABC.NET

The programming language PascalABC.Net is one of the modern programming languages, again presents the previous versions of the Pascal programming language. This article discusses data types and their grouping with the development of some programs in this language. The necessity of teaching the real language in secondary and higher schools is indicated.

Keywords: data type, programming language, programming, symbol, string, Unicode.

Сведения об авторах:

Назаров Ахтам Пулатович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры Информационных и коммуникационных технологий факультета математики Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни имени С. Айни, тел. (+992) 935166101, (+992) 919624444, эл.почта: ahtam 69@mail.ru;

Удмеджони Хайрулло - ассистент кафедры Информационных и коммуникационных технологий факультета математика Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, тел. (+992) 918-80-6307, эл.почта: umedjonikhairullo@gmail.com.

About the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nazarov Ahtam Pulatovich - Candidate of Pedagogical Sciences, Dotsent of the Chair of Information and Communication Technologies, Faculty of Mathematics, Tajik State Pedagogical University named after S. Ayni, tel. 93-516-6101, 91-9624444, e-mail: ahtam 69@mail.ru;

Udmejoni Khairullo - Assistant, Chair of Information and Communication Technologies, Faculty of Mathematics, Tajik State Pedagogical University, named after S. Ayni, tel. 918-80-6307, e-mail: umedjonikhairullo@gmail.com.

ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Бободжонова М.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

В наши дни обсуждения или как говорят, дискуссия как метод изучения английского языка приобретает особое значение в образовании. Преподавание в форме этой технологии предоставляет отличную возможность не только расширить знания, но и открывает новый путь к познанию мира в целом, поскольку происходящее в то же время дает ученику потенциал для раскрытия себя самого, знание многих вещей в окружающей среде.

Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время это одна из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующая творчество учащихся к развитию рефлексивного мышления. В отличие от беседы и об обмене мнениями, дискуссия называется дебатом - это спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д.

Дискуссия - коллегиальное обсуждение с учителями и учениками и проблемы разной природы. Это происходит, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет однозначного ответа. Посредством обсуждения преподаватель умело включает учащихся в важные для них ситуации, разнообразные жизненные ситуации, которые вызывают у них желание говорить и общаться, и дает возможность выразить свою точку зрения, свое понимание предмета.

Все мы знаем, что умение обсуждать и участвовать в нем - те же фундаментальные навыки, что и умение работать вместе в группе с другими участниками. В преподавании английского языка умение открывать дискуссию, умение выслушивать и понимать суть вопроса являются невероятно важными навыками, способствующими разнообразию компонентов коммуникативной компетенции. Но, к сожалению, мы очень часто сталкиваемся на уроках английского с тем, что учащийся строит предложения так же, как и на своем родном языке, что, по нашему мнению, должно быть услышано учителем и исправлено столько раз, сколько это потребует практики.

На уроке основной целью учителей при организации дискуссии является научить студентов составлять и произносить речь, призывающую тип создать ситуацию, максимально приближенную к ситуации реального общения, этот метод обеспечивает формирование мотивации речевой деятельности студентов. В этом случае общение будет действовать не только как цель, но и как средство обучения английскому языку.

Посредством обсуждения преподаватель умело включает учащихся в важные для них ситуации, разнообразные жизненные ситуации, которые вызывают у них желание говорить и общаться, и дает возможность выразить свою точку зрения, свое понимание предмета.

Важность регулярного использования дебатов в классе в настоящее время никем не оспаривается. Для того, чтобы привить знания и понять их использование на практике, необходимо не просто прочитать и выучить материал, но обязательно обсудить его с другими студентами AMI. В совместной генерации и обсуждении идей люди упускают из виду уровень мышления, выходящий далеко за пределы возможностей отдельных людей. Коллективно и в личных беседах они рассматривают проблемы с разных точек зрения, соглашаются или спорят, отслеживают различия, разрешают их и взвешивают альтернативы.

Дискуссия была направлена на упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями и высказываниями в группе для формирования мнений каждым участником или поиска истины.

В ходе свободного обсуждения любых проблем в классе содержание общения организуют сами студенты. Мы убеждены, что такие бесплатные образовательные содержательные выводы порождают дальнейшее общение и настраивают речевую активность участников.

Наибольшую эффективность уроков могут возникнуть дискуссии, когда в учебном плане они представлены во всей серии. В этом случае продолжительность каждого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.