Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / САМОПОНИМАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцев Д.Н., Котряхов Н.В., Сахаров В.А., Мальцева И.В.

Цель исследования - оценить влияние телесно-ориентированных физических упражнений на формирование компонентов профессионального самосознания студентов психолого-педагогических направлений. Методика и организация исследования. В основе формирования профессионально-ориентированной среды обучения студентов заложена концепция, направленная на развитие когнитивного, мотивационного, эмоционального и операционального компонентов в структуре профессионального самосознания. На занятиях по физической культуре студентов психолого-педагогических направлений Вятского государственного университета и Кировского государственного медицинского университета в течение учебного года применялись комплексы телесно-ориентированных физических упражнений. Предложены педагогические критерии оценки сформированности профессионального самосознания студентов. В исследовании приняли участие 100 студентов по психолого-педагогическим направлениям (50 в контрольной и 50 в экспериментальной группе) вторых курсов. Результаты исследования и выводы. Результаты сравнительной оценки уровня сформированности компонентов профессионального самосознания продемонстрировали более высокие показатели в экспериментальной группе. Включение в содержание учебных занятий по физической культуре телесно-ориентированных физических упражнений способствует развитию когнитивного, мотивационного, эмоционального и операционального компонентов профессионального самосознания и может использоваться для создания профессионально-ориентированной среды обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцев Д.Н., Котряхов Н.В., Сахаров В.А., Мальцева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BODY-ORIENTED PHYSICAL EXERCISES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL AREAS

Objective of the study was to evaluate the influence of body-oriented physical exercises on the formation of the components of professional self-awareness of students of psychological and pedagogical areas. Methods and structure of the study. The formation of a professionally-oriented learning environment for students is based on a concept aimed at developing cognitive, motivational, emotional and operational components in the structure of professional self-awareness. In physical education classes for students of psychological and pedagogical areas of Vyatka State University and Kirov State Medical University, complexes of body-oriented physical exercises were used during the academic year. Pedagogical criteria for assessing the formation of students' professional self-awareness are proposed. The study involved 100 students in psychological and pedagogical areas (50 in the control and 50 in the experimental group) of the second courses. Results and conclusions. The results of a comparative assessment of the level of formation of the components of professional self-awareness showed higher rates in the experimental group. The inclusion of body-oriented physical exercises in the content of physical culture lessons contributes to the development of cognitive, motivational, emotional and operational components of professional self-awareness and can be used to create a professionally-oriented learning environment for students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

УДК/UDC 796.011.1, 796.011.3

Поступила в редакцию 24.01.2023 г.

Ш&М

Информация для связи с автором: exlibris2@mail.ru

Кандидат биологических наук, доцент Д.Н. Мальцев1 Доктор педагогических наук, профессор Н.В. Котряхов2 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Сахаров2 И.В. Мальцева2 1Кировский государственный медицинский университет, Киров 2Вятский государственный университет, Киров

THE USE OF BODY-ORIENTED PHYSICAL EXERCISES FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL AREAS

PhD, Associate Professor D.N. Maltsev1 Dr. Hab., Professor N.V. Kotryakhov2 PhD, Associate Professor V.A. Sakharov2 I.V. Maltseva2

1Kirov State Medical University, Kirov 2Vyatka State University, Kirov

Аннотация

Цель исследования - оценить влияние телесно-ориентированных физических упражнений на формирование компонентов профессионального самосознания студентов психолого-педагогических направлений. Методика и организация исследования. В основе формирования профессионально-ориентированной среды обучения студентов заложена концепция, направленная на развитие когнитивного, мотивационного, эмоционального и операционального компонентов в структуре профессионального самосознания. На занятиях по физической культуре студентов психолого-педагогических направлений Вятского государственного университета и Кировского государственного медицинского университета в течение учебного года применялись комплексы телесно-ориентированных физических упражнений. Предложены педагогические критерии оценки сформирован-ности профессионального самосознания студентов. В исследовании приняли участие 100 студентов по психолого-педагогическим направлениям (50 в контрольной и 50 в экспериментальной группе) вторых курсов. Результаты исследования и выводы. Результаты сравнительной оценки уровня сформированности компонентов профессионального самосознания продемонстрировали более высокие показатели в экспериментальной группе. Включение в содержание учебных занятий по физической культуре телесно-ориентированных физических упражнений способствует развитию когнитивного, мотивационного, эмоционального и операционального компонентов профессионального самосознания и может использоваться для создания профессионально-ориентированной среды обучения студентов.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, телесно-ориентированные упражнения, студенты, самопознание, самоактуализация, самопонимание, саморегуляция.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the influence of body-oriented physical exercises on the formation of the components of professional self-awareness of students of psychological and pedagogical areas.

Methods and structure of the study. The formation of a professionally-oriented learning environment for students is based on a concept aimed at developing cognitive, motivational, emotional and operational components in the structure of professional self-awareness. In physical education classes for students of psychological and pedagogical areas of Vyatka State University and Kirov State Medical University, complexes of body-oriented physical exercises were used during the academic year. Pedagogical criteria for assessing the formation of students' professional self-awareness are proposed. The study involved 100 students in psychological and pedagogical areas (50 in the control and 50 in the experimental group) of the second courses.

Results and conclusions. The results of a comparative assessment of the level of formation of the components of professional self-awareness showed higher rates in the experimental group.

The inclusion of body-oriented physical exercises in the content of physical culture lessons contributes to the development of cognitive, motivational, emotional and operational components of professional self-awareness and can be used to create a professionally-oriented learning environment for students.

Keywords: professional self-awareness, body-oriented exercises, students, self-knowledge, self-actualization, self-understanding, self-regulation.

Введение. Модернизация современной системы образования предполагает ориентацию не только на формирование компетенций будущих специалистов, но и, в первую очередь, на формирование высокого уровня профессионального самосознания личности профессионала [5]. Известно, что спорт и физическая активность формируют личность не менее эф-

фективно, чем учебная и трудовая деятельность [3], поскольку физические упражнения через движение взаимодействуют с психическими процессами человека [2]. Однако, на сегодняшний день возможности дисциплины «Физическая культура» в формировании знаний будущего специалиста о своем внутреннем мире, чувствах, интересах, способностях, умений

Динамика развития профессионального самосознания в течение учебного года

Уровни усвоения упражнений Контрольная группа, n=150 Экспериментальная группа, n=150

В начале учебного года, баллы В конце учебного года, баллы р В начале учебного года, баллы В конце учебного года, баллы р

I уровень (выполнение упражнений) 3,92±0,26 4,01±0,17 >0,05 3,76±0,22 4,39±0,12 <0,05

II уровень (тестирование Indigo) 4,17±0,19 4,24±0,13 >0,05 4,05±0,19 4,63±0,14 <0,01

III уровень (ситуационные задачи) 3,11±0,28 3,45±0,21 >0,05 3,49±0,3 4,52±0,23 <0,001

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

оценивать свое место в системе производственных отношений, определяющих содержание профессионального самосознания, раскрыты не полностью.

Цель исследования - оценить влияние телесно-ориентированных физических упражнений на формирование компонентов профессионального самосознания студентов психолого-педагогических направлений.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент организован на базе ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» на направлениях «Психология» и «Дефектология» и ФГБОУ ВО «Кировский государственный медицинский университет» Минздрава России на специальности «Клиническая психология» в рамках дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту» в 2019-2022 гг. В исследовании приняли участие 100 студентов по каждому направлению (50 в контрольной (КГ) и 50 в экспериментальной группе (ЭГ) вторых курсов.

В основе формирования профессионально-ориентированной среды обучения студентов заложена концепция, направленная на развитие следующих компонентов в структуре профессионального самосознания [1]:

• когнитивный, реализующийся в самопознании;

• мотивационный, реализующийся в самоактуализации;

• эмоциональный, реализующийся в самопонимании;

• операциональный, реализующийся в саморегуляции.

Экспериментальной группе на практических занятиях было

предложено в течение одного учебного года выполнение 20-минутных комплексов телесно-ориентированных физических упражнений, направленных на развитие психических процессов, эмоциональной сферы и интериоризации профессионально-ориентированных знаний по авторской классификации [4]:

Упражнения на формирование схемы и границ тела: в данную группу включены упражнения на локализацию ощущений от своего тела, его границ и ощущение границ тела относительно пространства. Здесь также с успехом могут использоваться реципрокные движения, асинхронные движения, двуручные движения с пересечением средней линии тела.

Упражнения на глубокую чувствительность и проприоре-цепцию - упражнения с использованием глубоких прикосновений на мышечные и суставные ощущения, а также вибрационные воздействия.

Упражнения на вестибулярную устойчивость и формирование оси тела - упражнения с изменением положения тела в пространстве, на удержание равновесия.

Упражнения на тоническую подстройку и тоническую регуляцию - упражнения на баланс и подстройку (эмоциональную, двигательную, тоническую) занимающихся друг к другу, на расстоянии, через предмет или при тактильном контакте в паре. Подходят акробатические парные упражнения на распределение и удержание весового баланса, подвижные игры из психологических тренингов на командообразование.

Упражнения на расслабление, самоконтроль, саморегуляцию формируют навык динамического расслабления, самоконтроля, саморегуляции.

Оценку развития компонентов профессионального самосознания проводили по трем уровням освоения упражнений:

I уровень субъективного ощущения и самопознания: личные физические, психические и сенсорные ощущения от данного упражнения (практическое выполнение физических упражнений).

II уровень понимания: осмысление физиологических и психологических механизмов упражнения, их суть и воздействие на организм (педагогическое тестирование в системе Indigo).

III уровень применения: понимание возможностей применения данного упражнения в профессиональной практике (решение ситуационных задач).

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты сравнительной оценки уровня сформированности компонентов профессионального самосознания в ЭГ и КГ продемонстрировали более высокие показатели в экспериментальной группе (см. таблицу).

Сформированность когнитивного компонента, реализующегося через самопознание, показало преобладание у студентов экспериментальной группы навыков:

- наблюдения за другими людьми, выполняющими физические упражнения, оценки уровня владения техникой и тактикой выполнения упражнений, уровня развития физических качеств занимающихся;

- студенты экспериментальной группы чаще вели дневник самоконтроля и умели заполнить паспорт здоровья.

Сформированность мотивационного компонента предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека, так как реализуется через самоактуализацию. Студенты экспериментальных групп:

- более успешно анализировали собственные физические возможности и здоровье и выбирали подходящие им виды физической активности;

- имели высокий балл согласно балльно-рейтинговой системе обучения, так как могли более точно прогнозировать индивидуальный путь освоения дисциплины и формировать собственные пути достижения цели.

Оценку сформированности механизма самопонимания как основы эмоционального компонента профессионального самосознания показало в экспериментальной группе то, что студенты в основном говорили об удовлетворении от деятельности и результата во время физкультурных занятий, в то время как студенты контрольной группы чаще говорили о значении упражнений для оздоровления организма и получении зачета.

Операциональный компонент профессионального самосознания основан на саморегуляции. Для оценки его сформи-рованности использовались упражнения с высоким уровнем напряжения саморегуляции - эстафеты, соревнования, сдача контрольных нормативов. Студенты экспериментальной группы, находясь в зоне «физического дискомфорта», лучше понимали необходимость такой работы с целью повышения своих функциональных возможностей, учились эффективно использовать свои силы, умели корректировать физическую и психическую нагрузку, чередовать напряжение и расслабление.

62

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | April

Вывод. Включение в содержание учебных занятий по физической культуре телесно-ориентированных физических упражнений способствует развитию когнитивного, мотива-ционного, эмоционального и операционального компонентов профессионального самосознания и может использоваться для создания профессионально-ориентированной среды обучения студентов. Литература

1. Борозинец Н. М. Профессиональное самосознание: структура и содержание / Н. М. Борозинец // Вестник университета. - 2013. -№ 23.- С. 228-232.

2. Ибрагимов М. М. Философия спорта как новый антропологический проект: монография / М. М. Ибрагимов. - К.: НУФВСУ, Изд-во «Олимп. лит.», 2014. - 296 с.

3. Лубышева Л. И. Философские этюды к пониманию кинестезы / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 1. - С. 95.

4. Мальцев Д. Н. Классификация телесно-ориентированных физических упражнений в рамках системы физической культуры / Д. Н. Мальцев, И. В. Мальцева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 227-232.

5. Новикова Е. В. К вопросу формирования профессионального самосознания личности студентов-психологов / Е. В. Новикова // Вестник Донецкого педагогического института. - 2017. - № 1. - С. 213-222.

References

1. Borozinets N.M. Professionalnoye samosoznaniye: struktura i soder-zhaniye [Professional identity: structure and content]. Vestnik univer-siteta. 2013. No. 23. pp. 228-232.

2. Ibragimov M.M. Filosofiya sporta kak novyy antropologicheskiy proyekt [Philosophy of sports as a new anthropological project]. Kyiv: NUFVSU, Izd-vo «Olimpmyskaya literatrura» publ., 2014. 296 p.

3. Lubysheva L.I. Filosofskiye etyudy k ponimaniyu kinestezy [Philosophical studies for understanding kinesthesis]. Teoriya i praktika fiziches-koy kultury. 2020. No. 1. p. 95.

4. Maltsev D.N., Maltseva I.V. Klassifikatsiya telesno-oriyentirovannykh fizicheskikh uprazhneniy v ramkakh sistemy fizicheskoy kultury [Classification of body-oriented physical exercises within the framework of the system of physical culture]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 2 (180). pp. 227-232.

5. Novikova E.V. K voprosu formirovaniya professionalnogo samosoz-naniya lichnosti studentov-psikhologov [To the question of the formation of professional self-consciousness of the personality of students-psychologists]. Vestnik Donetskogo pedagogicheskogo instituta. 2017. No. 1. pp. 213-222.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

СОМАТОТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЦ

ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА, ПРОХОДЯЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗАХ

Кандидат медицинских наук, доцент Н.С. Бахарева1

Кандидат медицинских наук, доцент Е.К. Гордеева1 В.А. Федько1

1Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар УДМ^С 572.087

Ключевые слова: соматотипологическая характеристика, физкультурные институты, различные виды спорта.

Введение. Несмотря на то, что изучение соматометрических показателей уже неоднократно служило предметом различных исследований, многие аспекты этой проблемы еще остаются далекими от своего разрешения, существующие противоречия касаются как теоретических, так методических аспектов.

Цель исследования - теоретический анализ соматотиполо-гической характеристики лиц юношеского возрастного периода и связь с регулярными занятиями различными видами спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Обследованы 172 юноши-студента академии физической культуры в возрасте 17-20 лет: 91 спортсмен с различной спортивной ориентацией и 81 студент, не занимающийся спортом. Все студенты были разделены на три группы: астеники, нормосте-ники и гиперстеники (по индексу Пинье); изменения морфо-функциональных показателей юношей при адаптации к регулярной физической нагрузке имели особенности, зависящие от типа их телосложения, наиболее выраженные изменения выявили у спортсменов-астеников, у которых увеличился не только мышечный компонент, но и такие показатели физического развития, как индекс Эрисмана, а в структурно-функциональных показателях сердца обнаружили тенденцию к гипертрофии стенки левого желудочка на фоне расширения его полости; значимо снизилось число сердечных сокращений.

У 32 девушек-спортсменок и 23 юношей-спортсменов, обучающихся в Башкирском институте физической культуры, было проведено сравнительное изучение компонентов массы тела.

Выявлено, что мышечный компонент среди юношей наиболее выражен у спортсменов, занимающихся сложнокоор-динационными видами (СКВ) (51,7±0,5%), а среди девушек -циклическими видами (ЦВ) спорта (44,6±0,6%); наименьшее развитие мышечного компонента у студентов, занимающихся спортивными играми (СИ), независимо от пола (45,6±0,7%

SOMATOTYPOLOGICAL CHARACTERISTICS OF PERSONS OF THE YOUTHFUL AGE PERIOD WHO ARE STUDYING AT PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITIES

PhD, Associate Professor N.S. Bakhareva1 PhD, Associate Professor E.K. Gordeeva1

V.A. Fedko1 'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 27.02.2023 г.

у юношей, 35,4±0,4% у девушек). Костный компонент среди групп преобладал у студентов СКВ (18,4±0,3%) и студенток ЦВ спорта (14,7±0,5%); в меньшей степени он представлен у юношей, занимающихся СИ (16,8±0,3%) и девушек СКВ (13,4±0,7%). Относительное содержание жирного компонента было высоким у студентов скоростно-силовых видов спорта (21,3±0,5%) и студенток, изучающих СИ (30,3±0,4%); он развит в меньшей степени у студентов-спортсменов ЦВ (12,6±0,7%) и девушек - СКВ (21,9±0,4%). У девушек, занимающихся спортивной гимнастикой, выявлено более плотное тело (удельный вес - 1,038 г/см3) с уменьшением жирового компонента [2]. Проведены вычисления компонентов массы тела юношей-спортсменов (n=53), обучающихся в Башкирском институте физической культуры; выявлено, что среди групп мышечный компонент наиболее выражен у представителей сложнокоор-динационных (относительное количество - 51,7±0,5%) и циклических (51,1±0,6%) видов спорта; костный компонент преобладал у студентов, занятых сложнокоординационными видами спорта (18,4±0,3%) и спортсменов-единоборцев (относительное количество 19,3±0,6%) по сравнению с представителями игровых видов спорта (16,8±0,3%) [1].

Вывод. Соматотипологическая характеристика лиц юношеского возрастного периода является наиболее значимым параметром при проведении спортивной ориентации; динамика морфофункциональных показателей при адаптации к регулярной физической нагрузке имеет особенности, зависящие от типа их телосложения и вида спорта. Литература

1. Волкова Е. С. Соотношение компонентов массы тела у студентов-спортсменов / Е. С. Волкова, Е. П. Сальникова, А. С. Гребнева // Морфология. - 2012. - Т. 141. - № 3. - С. 39.

2. Сальникова Е. П. Сравнительная характеристика основных компонентов массы тела у спортсменов / Е. П. Сальникова, Е. С. Волкова // Морфология. - 2012. - Т. 141. - № 3. - С. 136.

Информация для связи с авторами: bahareva_1955@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.