Научная статья на тему 'Формирование личностно-ориентированной мотивации у студентов к физической культуре'

Формирование личностно-ориентированной мотивации у студентов к физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / УРОВНИ / МЕТОДИКИ / MOTIVATION / STUDENTS / HEALTH / LEVELS / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гружевский Валерий Алексеевич

Цель настоящей работы является анализ результатов применения специальных педагогических методик, направленных на формирование личностно-ориентированной мотивации студентов к физической культуре. Материалы: в исследованиях принимало участие 780 студентов. При помощи анкетирования, проводимого в начале и в конце учебного года. После, применения специальных педагогических методик, определяли изменения отношения студентов к физическим упражнениям. Экспериментальная методика имела ряд классификационных признаков, которые обусловили применение педагогических процедур на гарантированное достижение учебно-воспитательных результатов. Результаты: в результате исследования у студентов выявлено три уровня стремления к занятиям по физической культуре. Высокий уровень характеризовался глубоким осознанием значимости физических упражнений 9,8% опрошенных; средний уровень характеризовался недостаточной осознанностью значимости физических упражнений 61,6% опрошенных; низкий уровень это небрежное отношение к физическому воспитанию и стихийное посещение учебных занятий 28,5% опрошенных. В результате анализа формирующего эксперимента, в динамике внедрения педагогических технологий, установлено: количество студентов с высоким уровнем мотивационной направленности увеличилось на 24,25%; со средним уровнем уменьшилось на 19,27%; с низким уровнем уменьшилось на 21,4%. Выводы: учебные занятия с включением специальных педагогических методик сформировали личностно-ориентированный мотив к физическим упражнениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гружевский Валерий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PERSONALITY-ORIENTED MOTIVATION STUDENTS TO PHYSICAL EDUCATION

The formation of personality-oriented motivation students to physical education The aim of this work is to analyze the results of the application of special pedagogical techniques aimed at the formation of personality-oriented students' motivation for physical education. Materials: 780 students took part in the studies. With the help of questionnaires conducted at the beginning and at the end of the school year. After, after applying special pedagogical techniques, the changes in the students' attitude to physical exercises were determined. The experimental technique had a number of classification features that determined the use of pedagogical procedures to guarantee the achievement of educational results. Results: as a result of the study, students revealed three levels of desire for physical education classes. A high level was characterized by a deep awareness of the importance of physical exercises 9.8% of respondents; the average level was characterized by a lack of awareness of the importance of physical exercises 61.6% of the respondents; low level is a careless attitude to physical education and spontaneous attendance at educational classes 28.5% of respondents. As a result of the analysis of the formative experiment, in the dynamics of the introduction of pedagogical technologies, it was established: the number of students with a high level of motivational orientation increased by 24.25%; with an average level decreased by 19.27%; with a low level decreased by 21.4%. Conclusions: training sessions with the inclusion of special pedagogical techniques formed a personality-oriented motive for physical exercises.

Текст научной работы на тему «Формирование личностно-ориентированной мотивации у студентов к физической культуре»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Формирование личностно-ориентированной мотивации у студентов к физической культуре

Гружевский Валерий Алексеевич,

канд. пед. наук, доцент, Российский государственный университет правосудия.

Крымский филиал, кафедра общеобразовательных дисциплин E-mail: grugevskiy@mail.ru

Цель настоящей работы является анализ результатов применения специальных педагогических методик, направленных на формирование личностно-ориентированной мотивации студентов к физической культуре.

Материалы: в исследованиях принимало участие 780 студентов. При помощи анкетирования, проводимого в начале и в конце учебного года. После, применения специальных педагогических методик, определяли изменения отношения студентов к физическим упражнениям. Экспериментальная методика имела ряд классификационных признаков, которые обусловили применение педагогических процедур на гарантированное достижение учебно-воспитательных результатов. Результаты: в результате исследования у студентов выявлено три уровня стремления к занятиям по физической культуре. Высокий уровень характеризовался глубоким осознанием значимости физических упражнений - 9,8% опрошенных; средний уровень характеризовался недостаточной осознанностью значимости физических упражнений - 61,6% опрошенных; низкий уровень - это небрежное отношение к физическому воспитанию и стихийное посещение учебных занятий - 28,5% опрошенных. В результате анализа формирующего эксперимента, в динамике внедрения педагогических технологий, установлено: количество студентов с высоким уровнем мотивационной направленности увеличилось на 24,25%; со средним уровнем уменьшилось на 19,27%; с низким уровнем уменьшилось на 21,4%.

Выводы: учебные занятия с включением специальных педагогических методик сформировали личностно-ориентированный мотив к физическим упражнениям.

Ключевые слова: мотивация, студенты, здоровье, уровни, методики.

В динамике обучения молодежи в высших учебных заведениях физическая культура выступает как базовый фундамент, который содержит в себе интегрированную цепочку личной физической культуры, удерживая особенности формирования психоэмоционального и физического потенциала каждого студента как ценности. Применение средств физического воспитания является необходимым условием в укреплении здоровья студентов и формирования здорового образа жизни. [1,4,7]

Важным элементом формирования физической культуры студентов становится мотиваци-онная сфера личности, диагноз ее теоретических и практических знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и ее разновидности.

Формирование физической культуры в вузе наиболее эффективно может осуществляться на основе качественного процесса по дисциплине «Физическая культура» и широкого использования педагогических технологий. [2,3]

Воспитание личности осуществляется при активном влиянии систематических занятий физическими упражнениями не только на физическое развитие, но и на чувства и сознание, психику, интеллект, [10] что обеспечивает устойчивое социально-психологическое проявление - положительную мотивацию.

В тоже время наблюдается снижение интереса к физической культуре, что вызывает отсутствие мотивов у студентов к улучшению здоровья, гармоничности физического совершенства организма, развития физических качеств. [9]

Очевидно, отсутствия мотивации студентов к занятиям физической культурой, является следствием общих проблем общества, недостаточностью изучения педагогических условий, что приводит к потере в образовании гуманистического содержания с переориентацией личности на узкое изучение профессиональных знаний и умений под давлением индустриальной, технической и рыночной эволюции.

Цель работы: проанализировать полученные результаты, после применения специальных педагогических методик, направленных на формирование личностно-ориентированной мотивации студентов к физическому воспитанию.

Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, статистические методы.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Результаты исследования: В исследовании приняло участие 780 студентов (девушек - 522, юношей - 258 человек). Анкетирование студентов проводилось в начале и в конце учебного года.

На учебных занятиях по физической культуре применялась экспериментальная методика, которая имела такие признаки, которые соответствовали педагогике физического воспитания и средствам формирования мотивов. [5,6,8] Классификационные признаки следующие:

• диагностически определенную цель и задачи функционирования экспериментальной методики, построенной на определении направленности занятий физическими упражнениями с учетом психоэмоционального состояния организма, а также умений, навыков и стремление к выполнению студентами физических нагрузок, обусловленных двигательным опытом предыдущего, к поступлению в вуз, регионом проживания;

• ориентацией педагогических процедур на гарантированное достижение учебно-воспитательных целей в формировании индивидуальной концепции стимулирования ценностных ориентаций по поддержке и совершенствованию уровня здоровья системообразующий фактор;

• подсистему управления, которая включала постоянно действующие механизмы обратной связи, верификацию результатов ее функционирования (планирование, регулирование, контроль, оценка, управление, стимулирование);

• определение основных компонентов процесса формирования положительной мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями, которые подлежали проективной разработке на основе внедрения целей-задач, обоснование учебно-воспитательных процедур, пропедевтической подготовки студентов и преподавателей; реализацией меж предметных связей, использованием подсистемы текущего и оперативного мониторинга физкультурно-оздоровительных, образовательно - воспитательных и духовных достижений студентов.

В ходе констатирующего эксперимента у студентов определялась самооценка уровней сформированного стремления к занятиям по физическому воспитанию в ВУЗЕ, которая была отмечена выделением трех уровней:

• высокий уровень характеризовался стремлением студентов к посещению занятий по физическому воспитанию и глубоким осознанием значимости положительного влияния постоянных занятий физическими упражнениями на поддержку и сохранение уровня здоровья организма, его физическое совершенство (9,8% опрошенных).

5 • средний уровень характеризовался недоста-§ точной осознанностью значимости психофизиологического воздействия на организм средств ° физического воспитания в период напряжен-ав ной интеллектуальной нагрузки, социализации

личности к студенческой жизни в условиях проживания в большом городе (61,6% опрошенных).

• низкий уровень отмечался наличием небрежного отношения студентов к физическому воспитанию, посещение занятий осуществлялось ими периодически и почти стихийно (28,5% опрошенных).

Результаты констатирующего эксперимента позволили выяснить уровень мотивационного отношения студентов 1 и 3 курсов к физическому воспитанию, их теоретически-психологическую и практическую готовность к систематическим занятиям физическими упражнениями, а также уровень сформированных ценностных ориентаций относительно значимости положительного влияния средств и методов физической культуры на организм.

Учитывая то, что основной задачей физического воспитания является укрепление здоровья молодежи, анализ результатов анкетирования отношения студентов относительно оценки ими реальности влияния средств физической культуры на степень совершенствования гармоничности физического и двигательного развития, телосложение, осанку, личное здоровье, был охарактеризован большинством (54,6%) такими мотивами, как стремление быть физически совершенным и практически здоровым. Характерно, что у многих студентов (33,4%) зафиксирована неопределенность в отношении к значимости оценки личного психофизического состояния и уровня физических возможностей организма, 12% студентов определили наличие у них вредных привычек.

Для формирования у студентов мотивации к занятиям по физическому воспитанию, расширение фонда двигательных умений и навыков были разработаны методики, которые предусматривали инновационную учебно-познавательную и эстетично физическую деятельность, обеспечивающих органическое единство мотивационно-ценностного, физкультурно-спортивного и творчески-деятель-ностного подхода. Двигательная программа при занятиях по физическому воспитанию для студентов 1 курсов имела приспособительный характер и учитывала все сигнально-значимые компоненты предыдущего места проживания, согласно которым использовались целенаправленные физические упражнения и двигательные игры, то есть занятия строились на принципах мультисенсорной конвергенции. В данной программе физические упражнения были направлены на обеспечение оптимальной адаптации первокурсников к социализации в условиях новой среды.

На основепроверкиэффективностиприменения средств и методов физического воспитания определены педагогические подходы, которые основывались на личностно-ориентированных мотиваци-онных потребностях студентов и, в целом, объединяли мотивы в систему. Учитывалось, что каждый мотив играет свою определенную роль и только в совокупности с другими мотивами способствует

формированию личностно-ориентированной мотивации студентов к физкультурно-спортивной, оздоровительной деятельности.

Результаты эксперимента показали, что методика обучения, которая основывалась на применении средств физического воспитания с учетом предыдущего двигательного опыта и была направлена на коррекцию психофизического состояния студентов, проживавших до поступления в вуз в различных регионах Крыма, позволила в динамике обучения на 1, 3 курсах постепенно снять психоэмоциональное напряжение, беспокойство, усталость, раздражительность, улучшить сон и др. В результате анализа формирующего эксперимента установлено, что в динамике внедрения предложенных педагогических условий, учитывающих личностно-ориентированное направление, количество студентов с высоким уровнем мотива-ционной направленности увеличилась на 24,25%, со средним уровнем уменьшилось на 19,27%, а, с низким - уменьшилась на 21,4%. Большинство из них обозначила личную значимость посещения занятий по физическому воспитанию как средство оптимизировать вес тела (41,3%), получить зачет по предмету «Физическая культура» (25,3%), возможность снять усталость, улучшить состояние общей работоспособности (27,5%).

Принципиально важным является явление, что чем старше становятся студенты (согласно анализа анкетного опроса студентов 3-х курсов), тем меньшая систематичность посещения ими занятий и тем ниже для них рейтинговая значимость предмета «Физическая культура».

Результаты проведенного формирующего эксперимента демонстрируют эффективность формирования позитивной личностно-ориентированной мотивации у студентов к физическому воспитанию в вузах на основе внедрения в систему занятий форм, средств и методов физической культуры. Обозначенные теоретически обоснованные и практически определенные психолого-педагогические условия способствуют активизации процессов формирования мотивационных ценностных ориентаций студентов к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Выводы. Учебные занятия по физической культуре с включением средств и методов, направленных на укрепление здоровья, изменили моти-вационные потребности студентов в отношении к физической культуре в целом, и оценки уровня психофизического состояния. Значительно повысился уровень мотива быть здоровым, меньше стало неопределенности в отношении личного здоровья, уменьшились потребности во вредных привычках. В контрольных группах наблюдалась также тенденция в изменении уровней мотивов, но она была незначительной.

Литература

1. Булич Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспита-

нием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов / Е.В.Булич //Ученые записки Таврического национального университета им. В.И.Вернадского. - 2001 - выпуск № 7 (46). - С. 27-31.

2. Гамза Н.А. Физическая активность и динамика состояния здоровья студентов физкультурного вуза. /Н.А.Гамза //Физическое воспитание и современные проблемы формирования здоровья молодежи: материалы конференции. Гродно - 25-27 апреля. - Беларусь,- 2001. -С.130-131.

3. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза /Д.Н.Давиденко. // Теория и практика физической культуры. -2006. - № 2. - С. 2-6.

4. Дружинина Э.А. Значимость физкультурной деятельности в сознании будущих специалистов /Э.А.Дружинина //Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 3. - С. 88.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П.Ильин -СПб.: Питер. - 2005. - 512с.

6. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. /ред. Круцевич Т.Ю. «Олимпийская литература» Киев - 2003. - Т. 2 - С. 423.

7. Лубышева Л.И. Концепции физкультурного образования студентов /Л.И.Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1993. -№ 5. - С. 5-18.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. /Л.Д.Сто-ляренко. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 672 с.

9. Турчина Н.1. Сучасн особливост педагопчного процесу фiзичного виховання студенев вищих навчальних закладiв техычного профтю i ре-комендаци щодо його вдосконалення /Н.1.Тур-чина // Педагопка, психолопя та медико-бюлопчни проблеми фiзичного виховання i спорту. Наукова монографiя за ред.. проф.. С. Ермакова. - Харьюв, 2007. - № 10. - С. 121124.

10. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. /Роберт Фрэнкин. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты - 5-е изд. - СПб: Питер,- 2003. - 651 с.

the formation of personality-oriented motivation students to physical education

Gruzhevsky V.A.

Russian State University of Justice. Crimean branch Russia, Simferopol

The formation of personality-oriented motivation students to physical education The aim of this work is to analyze the results of the application of special pedagogical techniques aimed at the formation of personality-oriented students' motivation for physical education. Materials: 780 students took part in the studies. With the help of questionnaires conducted at the beginning and at the end of the school year. After, after applying special pedagogical techniques, the changes in the students' attitude to physical exercises were determined. The experimental technique had a number of classification features that determined the use of pedagogical procedures to guarantee the achievement of educational results. Results: as a result of the study, students revealed three levels of desire for physical education classes. A high level was characterized by a deep aware-

СЭ

о

CO "O

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ness of the importance of physical exercises - 9.8% of respondents; the average level was characterized by a lack of awareness of the importance of physical exercises - 61.6% of the respondents; low level is a careless attitude to physical education and spontaneous attendance at educational classes - 28.5% of respondents. As a result of the analysis of the formative experiment, in the dynamics of the introduction of pedagogical technologies, it was established: the number of students with a high level of motivational orientation increased by 24.25%; with an average level decreased by 19.27%; with a low level decreased by 21.4%. Conclusions: training sessions with the inclusion of special pedagogical techniques formed a personality-oriented motive for physical exercises. Keywords: motivation, students, health, levels, methods.

References

1. Bulich E.V. Physiological and hygienic characteristics of the influence of physical education on mental performance and psycho-emotional stability of students / E.V. Bulich / / Scientific notes of the Tauride national University. V.I. Vernadsky. -2001 -issue #7 (46). - Pp. 27-31.

2. Gamza N.A. Physical activity and health dynamics of students of physical education University. / N.A. Gamza / / Physical education and modern problems of youth health formation: conference materials. Grenoble - from 25 to 27 April. - Belarus,-2001. - Pp. 130-131.

3. Davidenko D.N. Assessment of the formation of physical culture of students in the educational process of a technical University /D. N. Davidenko. // Theory and practice of physical culture. -2006. - No. 2. - Pp. 2-6.

4. Druzhinina E.A. The Significance of physical culture in the minds of future specialists /E. A. Druzhinina / / Theory and practice of physical culture. - 2008. - No. 3. - P. 88.

5. Il'in E.P. Motivation and motives /E. P. Il'in - SPb.: Peter. -2005. - 512c.

6. Krucevich T.IU. The Theory and methods of physical education. / ed. Krutsevich T. Yu. "Olympic literature" Kiev-2003. - Vol. 2. -P. 423.

7. Lubysheva L.I. Concepts of physical education of students /L.I. Lubysheva // Theory and practice of physical culture. - 1993. - No. 5. - Pp. 5-18.

8. Stolyarenko L. D. Fundamentals of psychology. /L. D. Stolyaren-ko. Textbook. - Rostov n / D: Phoenix, 2006. - 672 p.

9. Turchina N.I. Suchan features pedagogichnogo processes fizich-nogo, vol students visa navchalnykh zakladiv technonogy profly I recomendet schodo Yogo vdoskonalennya /N.I. Turchin // Pedagogics, psychology, the medical bologni fizichnogo problems of physical training and sports. Scientific monograph over the ed.. prof.. S. Yermakova. - Kharkiv, 2007. - No. 10. - Pp. 121124.

10. Frankin R. Motivation of behavior. / Robert Frankin. Behavior motivation: biological, cognitive, and social aspects - 5th ed. -St. Petersburg: Peter,- 2003. - 651 p.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.