УДК 796.01 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-2-12-19
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА КОМПОНЕНТЫ САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
И.С. Ильиных, Н.В. Надюк, В.В. Ильиных, П.А. Шатских
Доказана необходимость применения в спортивной педагогике психолого-педагогических знаний о компонентах самосознания: поведенческом, когнитивном, эмоциональном, и выявлена их специфика среди студентов-спортсменов. Определено влияние общей и спортивной педагогики на спортивную деятельность студентов-спортсменов. Сформулированы особенности развития самосознания с целью грамотного использования спортсменами физических упражнений и адекватной оценка своего «Я».
Ключевые слова: спортсмены, спортивная педагогика, компоненты самосознания, поведенческий компонент, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, компоненты самосознания.
THE INFL UENCE OF SPORTS PEDAGOGY ON THE COMPONENTS OF SELF-AWARENESS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION
Ilinykh I.S., senior teacher, ira.shura 80@ mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,
Nadyuk N.V., senior teacher, nata.nadyuk. 74@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,
Ilinykh I.S., senior teacher, iw11031965@ mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,
Shatskikh P.A., student, shatskihpolina700@ mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University
The necessity of applying psychological and pedagogical knowledge about the components of self-awareness in sports pedagogy: behavioral, cognitive, emotional is proved, and their specificity among student-athletes is revealed. The influence of general and sports pedagogy on the sports activities of student-athletes has been determined. The features of the development of self-awareness are formulated for the purpose of competent use of physical exercises by athletes and an adequate assessment of their "I".
Key words: athletes, sports pedagogy, self-consciousness components, behavioral component, cognitive component, emotional component, self-consciousness components.
Ильиных Ирина Сергеевна, старший преподаватель, ira.shura 80@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Надюк Наталья Валентиновна, старший преподаватель, nata.nadyuk.74@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Ильиных Вячеслав Витальевич, старший преподаватель, ivv11031965@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,
Шатских Полина Александровна, студентка, shatskihpolina700@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
В работах отечественных исследователей термин «педагогика» рассматривается как целенаправленное воздействие или формирование личности в процессе ее психофизического развития, обучения и воспитания в соответствии с социальным заказом общества. Изучая историю данного термина, можно отметить, что педагог в древности - детово-дитель, человек, сопровождающий ребенка по дороге к знаниям. Обычно педагогами назывались рабы, ведущие детей своих хозяев в школу. В современности же данный термин означает также педа-
гогическое сопровождение ребенка, но уже в течение всего образовательного процесса. Задача педагога - передать знания подрастающему поколению, опираясь на индивидуальные возможности каждого, уровень психофизического развития, подготовить ученика к «взрослой» жизни, выполне -нию в дальнейшем его профессиональных функций.
Педагогика включает общую педагогику, дидактику (теоретический материал по формированию ЗУН), теорию воспитания (социальную и нравственную педагогику), теорию обучения. Среди специальных педаго -гических дисциплин можно выделить:
- теорию и методику физической культуры и спорта, а также обучения физической культуре;
- спортивную педагогику;
- педагогику физической культуры и спорта;
- психолого-педагогическую антропологию;
- педагогическое физкультурно-спортивное развитие [4].
Спортивная деятельность и занятия физической культурой не обходятся в свою очередь без физического воспитания, которое закладывает основу для гармоничного развития личности в спорте и физической актив -ности. Физкультурно-спортивная деятельность, в основу которой входят физические нагрузки, является специально организуемой деятельностью, которая опирается на применение необходимых знаний и умений. Физиче -ским упражнениям надо учиться по специальной методике. Важно вло -жить в спортсмена осознание и правильную оценку формирования телесности, необходимо структурировать процесс его специального физиче -ского воспитания, которое в дальнейшем будет иметь действие на его про -фессиональные навыки, профессиональное развитие. Виды физического воспитания рассчитаны как на специалистов физической культуры и спорта, так и на непрофессионалов в данной сфере, которые отличаются лишь техникой и подходом к мотивации участников образовательного процесса [8].
Одной из главных задач физического воспитания является, прежде всего, систематизация физической активности, формирование своеобразной спортивной «культуры» и применение в практической деятельности полученных знаний и умений, так как теория не имеет силы без практики. Например, в образовательном учреждении для студентов важно не только изучить правильную технику выполнения упражнений, но и принять активное участие в деятельности университета в течение всего образовательного процесса, участвовать в спортивных мероприятиях, заниматься спортом на свежем воздухе, тренироваться в домашних условиях. Таким образом каждый занимающийся сможет изучить теорию в процессе ее реализации на практике [3, 7].
Цель исследования - изучить специфику компонентов самосознания у студентов-спортсменов.
Задачи исследования:
- раскрыть понятие «педагогика»;
- охарактеризовать влияние общей и спортивной педагогики на спортивную деятельность студентов-спортсменов;
- изучить основные компоненты самосознания: поведенческий, когнитивный, эмоциональный;
- определить специфику развития компонентов самосознания под влиянием спортивной педагогики;
- сформулировать особенности развития самосознания у студентов-спортсменов.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось при помощи методик психодиагностики самосознания: «Личностный Дифференциал», МИС (Р.С. Пантелеев), «Тест личности» (http://psylab. info/Самоактуализационный тест/Интерпретация опросника САТ).
Для изучения влияния спортивной педагогики на компоненты самосознания личности спортсменов было проведено исследование на базе Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, в котором приняли участие две группы студентов: экспериментальная - спортсмены (n=15) и контрольная - учащиеся вуза не занимающиеся спортом (n=15). Возраст студентов экспериментальной группы (2-5-й курсы) составлял 19-25 лет, стаж спортивной деятельности - 7-12 лет (вид спорта: волейбол). Участники контрольной группы, возраст которых составлял также 19-25 лет, занимались спортом только в рамках образовательной программы университета и обучались на гуманитарных специальностях: психология, начальное и дошкольное образование.
Результаты исследования и их обсуждение. Спортивная педагогика помогает сформировать когнитивный, эмоциональный, поведенче -ский компоненты самосознания личности, всесторонне развить способности человека к занятиям физической культурой, заложить фундамент дальнейших спортивных тренировок и профессиональной самореализации.
На первом уровне когнитивного компонента самопознания осуществляются различные формы соотнесения самого себя с другими людьми, при таком познании человек ориентируется на внешние обстоятельства, сравнивая себя со всеми участниками физического воспитания в образова -тельном процессе. Основой для такого самопознания выступают такие понятия, как самовосприятие и самонаблюдение: создание реального образа «Я», своих способностей, состояния в данный момент и адекватное способностям прогнозирование. Для второго уровня когнитивного компонента характерно сравнение своих способностей в динамике своего собственного развития как личности, сюда не относят соревновательный характер деятельности. Субъект должен опираться на свои способности к физи -
ческой активности, умения и навыки для дальнейшего развития в спорте. Ведущими внутренними приемами этого уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. Данный уровень включает создание целостной картины своего «Я», то есть: «кто я как личность и спортсмен», «что я из себя представляю», «что лежит в основе моих целей в спортивной деятельности», «почему я хочу этого достичь и достаточно ли моих способностей для осуществления поставленных целей», «что мне для этого еще необходимо» [6].
Для эмоционального компонента характерен специфический вид переживаний на эмоциональном уровне. На данном этапе видно истинное отношение личности к своей индивидуальности, к тому, чем она обладает и как относится к самой себе, а также прослеживается динамика самоотношения в процессе личностного становления и развития спортсмена в спорте. В этот компонент также можно включить самооценку личности, которая может состоять из различных аспектов, быть на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Способы взаимодействия ценностей личности спортсмена могут быть разнообразными: единство, согласованность, взаимодополнение. Самооценка на разных этапах формирования личности отражает степень развития эмоционально-ценностного становления, самопознания, а также может содействовать формированию положительного отношения личности к себе и своей спортивной деятельности [5].
Поведенческий компонент у И.С. Кона отвечает за самоконтроль личности и организацию его деятельности в течение его развития в спорте, планирование, структурирование целей и задач выполняемой работы, внесение поправок в режим в зависимости от результативности показателей. К данному компоненту также можно отнести самовоспитание спортсмена, развитие в характере тех черт, которые позволят максимально быстро добиться желаемого эффекта на тренировках [1, 2].
На первом этапе исследования (1-3 плеяды) были изучены компоненты самосознания спортсменов и влияние данных компонентов на профессиональное становление каждого в отдельности и исследуемой группы в целом.
Корреляционная плеяда № 1 показывает, что «зеркальное Я» вступает в контакт с самоценностью, самоуверенностью, самоуважением и ценностными ориентациями студентов-спортсменов. Общим критерием в данной схеме выступает самооценка участников исследования, их жизнен -ные установки, цели и уровень самопринятия (рис. 1).
На рис. 2 видно, что корреляционная плеяда № 2 включает взаимосвязь поддержки с контактностью, способностью к коммуникации в команде, креативностью студентов, вариативности решения поставленной задачи и самопринятием личности как самого себя, так и своих достиже -ний в спорте.
("""^"«зеркальное
r=0,530
/
=0,303
Ценностные ориентации
Рис. 1. Корреляционная плеяда № 1: I | - отдельные связи;
I I - множественные корреляции самосознания
Рис. 2. Корреляционная плеяда № 2
Корреляционная плеяда № 3 показывает четкую взаимосвязь как конфликтности с самообвинением, так и силы со способностью к активности (рис. 3).
r=0,471
r=0,522
^ (^^^Кон ф ли ктиост^)
Рис. 3. Корреляционная плеяда № 3
На втором этапе работы было проведено психодиагностическое исследование среди студентов, не имеющих отношения к спорту, желающих получить максимальный эффект от физических нагрузок. Результаты показали, что самоуважение имеет четкую взаимосвязь с ценностными ориентациями человека, поддержкой, что говорит о низком уровне развития силы и физической активности.
r=0,482
=0,484
Самоуверенность
Рис. 4. Корреляционная плеяда № 4: +—► - положительная взаимосвязь; ■4— ► - отрицательная взаимосвязь
Заключение. Для студентов контрольной группы, обучающихся по направлению «Психология и педагогика», более важными были преставления о сущности человеческого естества, а также время, которое должно стать верным другом для каждого, относящего себя к будущей профессии. В данной группе когнитивный и эмоциональный компоненты выходят на первый план в профессии и личностном развитии.
Для студентов-спортсменов экспериментальной группы поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты находятся на одном уровне, так как здесь важно знание о применении физических упражнений, дозировании физической нагрузки, правильном и полноценном питании. Эмоциональный и поведенческий компоненты позволяют им максимально эффективно работать в команде. Учитывая их участие в командном спорте, важной особенностью для них является владение базовыми умениями коммуникации для бесконфликтного общения в группе.
Спортивная педагогика - тот самый инструмент обучения, который поможет каждому спортсмену развиваться всесторонне: получать знания, работать над навыками коммуникации, правильно доносить до своего напарника свои мысли и желания, работать над своим развитием, адекватно оценивать себя внутри команды, грамотно планировать и ставить цели в спорте и в спортивной карьере. Так как спортивная педагогика - это научная область знаний, которая объединяет спорт и образование, то для педагогов становится необходимостью учитывать структуру самосознания своих спортсменов, организовывать педагогический процесс с учетом зна -ния психологии и педагогики. Только тогда эффективность и работоспо -собность студентов спортивных направлений будет выше, а мотивация приобретет внутренний характер.
Список литературы
1. Брусенская Д.С. Самоконтроль и саморегуляция как составная часть самовоспитания спортсменов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С.197-199.
2. Зернова Т.И. Формирование самосознания как компонент психологического сопровождения юных спортсменов // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2015. № 3. С. 98-101.
3. Коркишко О.В., Строшков В.П. Привлечение студентов к спортивной культуре // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 200-203.
4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Теория и история физической культуры: учебник. 2-е изд. М.: КноРус, 2017. 256 с.
5. Лесникова А.А. Самооценка и ее роль в формировании личности // Юный ученый. 2021. № 5 (46). С. 88-90.
6. Насибуллин А.Л., Данилов В.А. Спортивная педагогика // Вопросы педагогики. 2022. № 5-2. С. 255-257.
7. Островский Б.И., Федотенков Д.Г. Спортизация физического воспитания как фактор формирования спортивной культуры школьников // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 669-674.
8. Физическое воспитание на основе вида спорта - новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи /
B.К. Спирин [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5.
C. 19-22.
References
1. Brusenskaya D.S. Samokontrol' i samoregulyaciya kak sostavnaya chast' samo-vospitaniya sportsmenov [Self-control and self-regulation as an integral part of self-education of athletes] // NovaInfo.Ru. 2016. V. 2. No. 40. P. 197-199.
2. Zernova T.I. Formirovanie samosoznaniya kak komponent psihologicheskogo so-provozhdeniya yunyh sportsmenov [Formation of self-awareness as a component of psychological support for young athletes] // Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii [Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation]. 2015. No. 3. P. 98-101.
3. Korkishko O.V., Stroshkov V.P. Privlechenie studentov k sportivnoj kul'ture [Attracting students to sports culture] // Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 2020. No. 4-2. P. 200-203.
4. Kuznecov V.S., Kolodnickij G.A. Teoriya i istoriya fizicheskoj kul'tury [Theory and history of physical culture]: textbook. 2nd ed. M.: KnoRus, 2017. 256 p.
5. Lesnikova A.A. Samoocenka i ee rol' v formirovanii lichnosti [Self-assessment and its role in the formation of personality] // Yunyj uchenyj [Young scientist]. 2021. No. 5 (46). P. 88-90.
6. Nasibullin A.L., Danilov V.A. Sportivnaya pedagogika [Sports pedagogy] // Voprosy pedagogiki [Issues of pedagogy]. 2022. No. 5-2. P. 255-257.
7. Ostrovskij B.I., Fedotenkov D.G. Sportizaciya fizicheskogo vospitaniya kak faktor formirovaniya sportivnoj kul'tury shkol'nikov [Sportization of physical education as a factor in the formation of schoolchildren's sports culture] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 26 (130). P. 669-674.
8. Fizicheskoe vospitanie na osnove vida sporta - novyj vektor organizacii fizkul'tur-noj aktivnosti detej, podrostkov, molodezhi [Physical education based on the sport - a new vector of organization of physical activity of children, adolescents, youth] / V.K. Spirin [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2013. No. 5. P. 19-22.