Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА КОМПОНЕНТЫ САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА КОМПОНЕНТЫ САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортсмены / спортивная педагогика / компоненты самосознания / поведенческий компонент / когнитивный компонент / эмоциональный компонент / компоненты самосознания / athletes / sports pedagogy / self-consciousness components / behavioral component / cognitive component / emotional component / self-consciousness components

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильиных Ирина Сергеевна, Надюк Наталья Валентиновна, Ильиных Вячеслав Витальевич, Шатских Полина Александровна

Доказана необходимость применения в спортивной педагогике психолого-педагогических знаний о компонентах самосознания: поведенческом, когнитивном, эмоциональном, и выявлена их специфика среди студентов-спортсменов. Определено влияние общей и спортивной педагогики на спортивную деятельность студентов-спортсменов. Сформулированы особенности развития самосознания с целью грамотного использования спортсменами физических упражнений и адекватной оценка своего «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильиных Ирина Сергеевна, Надюк Наталья Валентиновна, Ильиных Вячеслав Витальевич, Шатских Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SPORTS PEDAGOGY ON THE COMPONENTS OF SELF-AWARENESS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

The necessity of applying psychological and pedagogical knowledge about the components of self-awareness in sports pedagogy: behavioral, cognitive, emotional is proved, and their specificity among student-athletes is revealed. The influence of general and sports pedagogy on the sports activities of student-athletes has been determined. The features of the development of self-awareness are formulated for the purpose of competent use of physical exercises by athletes and an adequate assessment of their "I".

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА КОМПОНЕНТЫ САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 796.01 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-2-12-19

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА КОМПОНЕНТЫ САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

И.С. Ильиных, Н.В. Надюк, В.В. Ильиных, П.А. Шатских

Доказана необходимость применения в спортивной педагогике психолого-педагогических знаний о компонентах самосознания: поведенческом, когнитивном, эмоциональном, и выявлена их специфика среди студентов-спортсменов. Определено влияние общей и спортивной педагогики на спортивную деятельность студентов-спортсменов. Сформулированы особенности развития самосознания с целью грамотного использования спортсменами физических упражнений и адекватной оценка своего «Я».

Ключевые слова: спортсмены, спортивная педагогика, компоненты самосознания, поведенческий компонент, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, компоненты самосознания.

THE INFL UENCE OF SPORTS PEDAGOGY ON THE COMPONENTS OF SELF-AWARENESS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

Ilinykh I.S., senior teacher, ira.shura 80@ mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,

Nadyuk N.V., senior teacher, nata.nadyuk. 74@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,

Ilinykh I.S., senior teacher, iw11031965@ mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University,

Shatskikh P.A., student, shatskihpolina700@ mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University

The necessity of applying psychological and pedagogical knowledge about the components of self-awareness in sports pedagogy: behavioral, cognitive, emotional is proved, and their specificity among student-athletes is revealed. The influence of general and sports pedagogy on the sports activities of student-athletes has been determined. The features of the development of self-awareness are formulated for the purpose of competent use of physical exercises by athletes and an adequate assessment of their "I".

Key words: athletes, sports pedagogy, self-consciousness components, behavioral component, cognitive component, emotional component, self-consciousness components.

Ильиных Ирина Сергеевна, старший преподаватель, ira.shura 80@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Надюк Наталья Валентиновна, старший преподаватель, nata.nadyuk.74@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Ильиных Вячеслав Витальевич, старший преподаватель, ivv11031965@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского,

Шатских Полина Александровна, студентка, shatskihpolina700@mail.ru, Россия, Липецк, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

В работах отечественных исследователей термин «педагогика» рассматривается как целенаправленное воздействие или формирование личности в процессе ее психофизического развития, обучения и воспитания в соответствии с социальным заказом общества. Изучая историю данного термина, можно отметить, что педагог в древности - детово-дитель, человек, сопровождающий ребенка по дороге к знаниям. Обычно педагогами назывались рабы, ведущие детей своих хозяев в школу. В современности же данный термин означает также педа-

гогическое сопровождение ребенка, но уже в течение всего образовательного процесса. Задача педагога - передать знания подрастающему поколению, опираясь на индивидуальные возможности каждого, уровень психофизического развития, подготовить ученика к «взрослой» жизни, выполне -нию в дальнейшем его профессиональных функций.

Педагогика включает общую педагогику, дидактику (теоретический материал по формированию ЗУН), теорию воспитания (социальную и нравственную педагогику), теорию обучения. Среди специальных педаго -гических дисциплин можно выделить:

- теорию и методику физической культуры и спорта, а также обучения физической культуре;

- спортивную педагогику;

- педагогику физической культуры и спорта;

- психолого-педагогическую антропологию;

- педагогическое физкультурно-спортивное развитие [4].

Спортивная деятельность и занятия физической культурой не обходятся в свою очередь без физического воспитания, которое закладывает основу для гармоничного развития личности в спорте и физической актив -ности. Физкультурно-спортивная деятельность, в основу которой входят физические нагрузки, является специально организуемой деятельностью, которая опирается на применение необходимых знаний и умений. Физиче -ским упражнениям надо учиться по специальной методике. Важно вло -жить в спортсмена осознание и правильную оценку формирования телесности, необходимо структурировать процесс его специального физиче -ского воспитания, которое в дальнейшем будет иметь действие на его про -фессиональные навыки, профессиональное развитие. Виды физического воспитания рассчитаны как на специалистов физической культуры и спорта, так и на непрофессионалов в данной сфере, которые отличаются лишь техникой и подходом к мотивации участников образовательного процесса [8].

Одной из главных задач физического воспитания является, прежде всего, систематизация физической активности, формирование своеобразной спортивной «культуры» и применение в практической деятельности полученных знаний и умений, так как теория не имеет силы без практики. Например, в образовательном учреждении для студентов важно не только изучить правильную технику выполнения упражнений, но и принять активное участие в деятельности университета в течение всего образовательного процесса, участвовать в спортивных мероприятиях, заниматься спортом на свежем воздухе, тренироваться в домашних условиях. Таким образом каждый занимающийся сможет изучить теорию в процессе ее реализации на практике [3, 7].

Цель исследования - изучить специфику компонентов самосознания у студентов-спортсменов.

Задачи исследования:

- раскрыть понятие «педагогика»;

- охарактеризовать влияние общей и спортивной педагогики на спортивную деятельность студентов-спортсменов;

- изучить основные компоненты самосознания: поведенческий, когнитивный, эмоциональный;

- определить специфику развития компонентов самосознания под влиянием спортивной педагогики;

- сформулировать особенности развития самосознания у студентов-спортсменов.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось при помощи методик психодиагностики самосознания: «Личностный Дифференциал», МИС (Р.С. Пантелеев), «Тест личности» (http://psylab. info/Самоактуализационный тест/Интерпретация опросника САТ).

Для изучения влияния спортивной педагогики на компоненты самосознания личности спортсменов было проведено исследование на базе Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, в котором приняли участие две группы студентов: экспериментальная - спортсмены (n=15) и контрольная - учащиеся вуза не занимающиеся спортом (n=15). Возраст студентов экспериментальной группы (2-5-й курсы) составлял 19-25 лет, стаж спортивной деятельности - 7-12 лет (вид спорта: волейбол). Участники контрольной группы, возраст которых составлял также 19-25 лет, занимались спортом только в рамках образовательной программы университета и обучались на гуманитарных специальностях: психология, начальное и дошкольное образование.

Результаты исследования и их обсуждение. Спортивная педагогика помогает сформировать когнитивный, эмоциональный, поведенче -ский компоненты самосознания личности, всесторонне развить способности человека к занятиям физической культурой, заложить фундамент дальнейших спортивных тренировок и профессиональной самореализации.

На первом уровне когнитивного компонента самопознания осуществляются различные формы соотнесения самого себя с другими людьми, при таком познании человек ориентируется на внешние обстоятельства, сравнивая себя со всеми участниками физического воспитания в образова -тельном процессе. Основой для такого самопознания выступают такие понятия, как самовосприятие и самонаблюдение: создание реального образа «Я», своих способностей, состояния в данный момент и адекватное способностям прогнозирование. Для второго уровня когнитивного компонента характерно сравнение своих способностей в динамике своего собственного развития как личности, сюда не относят соревновательный характер деятельности. Субъект должен опираться на свои способности к физи -

ческой активности, умения и навыки для дальнейшего развития в спорте. Ведущими внутренними приемами этого уровня самопознания являются самоанализ и самоосмысливание. Данный уровень включает создание целостной картины своего «Я», то есть: «кто я как личность и спортсмен», «что я из себя представляю», «что лежит в основе моих целей в спортивной деятельности», «почему я хочу этого достичь и достаточно ли моих способностей для осуществления поставленных целей», «что мне для этого еще необходимо» [6].

Для эмоционального компонента характерен специфический вид переживаний на эмоциональном уровне. На данном этапе видно истинное отношение личности к своей индивидуальности, к тому, чем она обладает и как относится к самой себе, а также прослеживается динамика самоотношения в процессе личностного становления и развития спортсмена в спорте. В этот компонент также можно включить самооценку личности, которая может состоять из различных аспектов, быть на разных уровнях устойчивости, адекватности, зрелости. Способы взаимодействия ценностей личности спортсмена могут быть разнообразными: единство, согласованность, взаимодополнение. Самооценка на разных этапах формирования личности отражает степень развития эмоционально-ценностного становления, самопознания, а также может содействовать формированию положительного отношения личности к себе и своей спортивной деятельности [5].

Поведенческий компонент у И.С. Кона отвечает за самоконтроль личности и организацию его деятельности в течение его развития в спорте, планирование, структурирование целей и задач выполняемой работы, внесение поправок в режим в зависимости от результативности показателей. К данному компоненту также можно отнести самовоспитание спортсмена, развитие в характере тех черт, которые позволят максимально быстро добиться желаемого эффекта на тренировках [1, 2].

На первом этапе исследования (1-3 плеяды) были изучены компоненты самосознания спортсменов и влияние данных компонентов на профессиональное становление каждого в отдельности и исследуемой группы в целом.

Корреляционная плеяда № 1 показывает, что «зеркальное Я» вступает в контакт с самоценностью, самоуверенностью, самоуважением и ценностными ориентациями студентов-спортсменов. Общим критерием в данной схеме выступает самооценка участников исследования, их жизнен -ные установки, цели и уровень самопринятия (рис. 1).

На рис. 2 видно, что корреляционная плеяда № 2 включает взаимосвязь поддержки с контактностью, способностью к коммуникации в команде, креативностью студентов, вариативности решения поставленной задачи и самопринятием личности как самого себя, так и своих достиже -ний в спорте.

("""^"«зеркальное

r=0,530

/

=0,303

Ценностные ориентации

Рис. 1. Корреляционная плеяда № 1: I | - отдельные связи;

I I - множественные корреляции самосознания

Рис. 2. Корреляционная плеяда № 2

Корреляционная плеяда № 3 показывает четкую взаимосвязь как конфликтности с самообвинением, так и силы со способностью к активности (рис. 3).

r=0,471

r=0,522

^ (^^^Кон ф ли ктиост^)

Рис. 3. Корреляционная плеяда № 3

На втором этапе работы было проведено психодиагностическое исследование среди студентов, не имеющих отношения к спорту, желающих получить максимальный эффект от физических нагрузок. Результаты показали, что самоуважение имеет четкую взаимосвязь с ценностными ориентациями человека, поддержкой, что говорит о низком уровне развития силы и физической активности.

r=0,482

=0,484

Самоуверенность

Рис. 4. Корреляционная плеяда № 4: +—► - положительная взаимосвязь; ■4— ► - отрицательная взаимосвязь

Заключение. Для студентов контрольной группы, обучающихся по направлению «Психология и педагогика», более важными были преставления о сущности человеческого естества, а также время, которое должно стать верным другом для каждого, относящего себя к будущей профессии. В данной группе когнитивный и эмоциональный компоненты выходят на первый план в профессии и личностном развитии.

Для студентов-спортсменов экспериментальной группы поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты находятся на одном уровне, так как здесь важно знание о применении физических упражнений, дозировании физической нагрузки, правильном и полноценном питании. Эмоциональный и поведенческий компоненты позволяют им максимально эффективно работать в команде. Учитывая их участие в командном спорте, важной особенностью для них является владение базовыми умениями коммуникации для бесконфликтного общения в группе.

Спортивная педагогика - тот самый инструмент обучения, который поможет каждому спортсмену развиваться всесторонне: получать знания, работать над навыками коммуникации, правильно доносить до своего напарника свои мысли и желания, работать над своим развитием, адекватно оценивать себя внутри команды, грамотно планировать и ставить цели в спорте и в спортивной карьере. Так как спортивная педагогика - это научная область знаний, которая объединяет спорт и образование, то для педагогов становится необходимостью учитывать структуру самосознания своих спортсменов, организовывать педагогический процесс с учетом зна -ния психологии и педагогики. Только тогда эффективность и работоспо -собность студентов спортивных направлений будет выше, а мотивация приобретет внутренний характер.

Список литературы

1. Брусенская Д.С. Самоконтроль и саморегуляция как составная часть самовоспитания спортсменов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 40. С.197-199.

2. Зернова Т.И. Формирование самосознания как компонент психологического сопровождения юных спортсменов // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. 2015. № 3. С. 98-101.

3. Коркишко О.В., Строшков В.П. Привлечение студентов к спортивной культуре // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 200-203.

4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Теория и история физической культуры: учебник. 2-е изд. М.: КноРус, 2017. 256 с.

5. Лесникова А.А. Самооценка и ее роль в формировании личности // Юный ученый. 2021. № 5 (46). С. 88-90.

6. Насибуллин А.Л., Данилов В.А. Спортивная педагогика // Вопросы педагогики. 2022. № 5-2. С. 255-257.

7. Островский Б.И., Федотенков Д.Г. Спортизация физического воспитания как фактор формирования спортивной культуры школьников // Молодой ученый. 2016. № 26 (130). С. 669-674.

8. Физическое воспитание на основе вида спорта - новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи /

B.К. Спирин [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5.

C. 19-22.

References

1. Brusenskaya D.S. Samokontrol' i samoregulyaciya kak sostavnaya chast' samo-vospitaniya sportsmenov [Self-control and self-regulation as an integral part of self-education of athletes] // NovaInfo.Ru. 2016. V. 2. No. 40. P. 197-199.

2. Zernova T.I. Formirovanie samosoznaniya kak komponent psihologicheskogo so-provozhdeniya yunyh sportsmenov [Formation of self-awareness as a component of psychological support for young athletes] // Resursy konkurentosposobnosti sportsmenov: teoriya i praktika realizacii [Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation]. 2015. No. 3. P. 98-101.

3. Korkishko O.V., Stroshkov V.P. Privlechenie studentov k sportivnoj kul'ture [Attracting students to sports culture] // Voprosy pedagogiki [Questions of pedagogy]. 2020. No. 4-2. P. 200-203.

4. Kuznecov V.S., Kolodnickij G.A. Teoriya i istoriya fizicheskoj kul'tury [Theory and history of physical culture]: textbook. 2nd ed. M.: KnoRus, 2017. 256 p.

5. Lesnikova A.A. Samoocenka i ee rol' v formirovanii lichnosti [Self-assessment and its role in the formation of personality] // Yunyj uchenyj [Young scientist]. 2021. No. 5 (46). P. 88-90.

6. Nasibullin A.L., Danilov V.A. Sportivnaya pedagogika [Sports pedagogy] // Voprosy pedagogiki [Issues of pedagogy]. 2022. No. 5-2. P. 255-257.

7. Ostrovskij B.I., Fedotenkov D.G. Sportizaciya fizicheskogo vospitaniya kak faktor formirovaniya sportivnoj kul'tury shkol'nikov [Sportization of physical education as a factor in the formation of schoolchildren's sports culture] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. No. 26 (130). P. 669-674.

8. Fizicheskoe vospitanie na osnove vida sporta - novyj vektor organizacii fizkul'tur-noj aktivnosti detej, podrostkov, molodezhi [Physical education based on the sport - a new vector of organization of physical activity of children, adolescents, youth] / V.K. Spirin [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2013. No. 5. P. 19-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.