Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА'

ЗАВИСИМОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скок Наталья Сергеевна, Куликов Владимир Семёнович, Петров Сергей Иванович, Макаров Юрий Михайлович, Луткова Наталия Валерьевна

В статье рассмотрены некоторые аспекты предрасположенности к девиантному поведению спортсменов спортивного резерва. Эмпирически изучены склонность к девиантному поведению, тревожность спортсменов возраста 14-18 лет (всего 28 чел.), наблюдаемая в условиях тренировочного процесса, и уровень связи между исследуемыми переменными. Анализ результатов показал, что в исследуемых группах зафиксирована легкая степень предрасположенности к самоповреждающему и высокий уровень - к социально обусловленному поведению, также у каждого третьего наблюдается высокий уровень тревожности. Была выявлена высокая положительная связь между реактивной тревожностью и предрасположенностью к самоповреждающему поведению, и средняя положительная связь между личностной тревожностью и предрасположенностью к агрессивному поведению. Полученные результаты показывают, что наличие тревожности у юных спортсменов, может способствовать проявлению некоторых элементов девиантного поведения в конкретных социальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скок Наталья Сергеевна, Куликов Владимир Семёнович, Петров Сергей Иванович, Макаров Юрий Михайлович, Луткова Наталия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPENDENCE OF DEVIANT BEHAVIOR ON ANXIETY IN THE PROCESS OF TRAINING OF THE SPORTS RESERVE

The article considers some aspects of predisposition to deviant behavior among the athletes of the sports reserve. The predisposition to deviant behavior, the anxiety of athletes aged 14-18 years old (n=28), observed in the conditions of the training process and the level of connection between the studied variables were empirically studied. The analysis of the results showed that the studied groups recorded a mild degree of predisposition to self-injurious behavior and a high level - to socially conditioned behavior, also every third has a high level of anxiety. High positive connection between the reactive anxiety and predisposition to self-harming behavior, and the average positive connection between the personal anxiety and predisposition to aggressive behavior were revealed. The results show that the presence of anxiety in young athletes may contribute to the manifestation of some elements of deviant behavior in specific social conditions.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА»

университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 402-405.

REFERENCES

1. Mironov, V.V., Kuznetsov, I.A. and Migunko, A.M. (2020), "Combined occupation as a type of training session on physical training of military personnel from among the new replenishment of the armed forces of the Republic of Belarus", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 1. pp. 64-68.

2. Sinenko, S.A., Deshov, I.N., Krysanov, V.P., Merkulov, V.G., Gribchenko, S.P., Kozikov, Ya.S. (2021),"Methodological foundations of the use of physical training to improve the efficiency of law enforcement officers in extreme conditions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (193). pp. 402-405.

Контактная информация: petro16072010@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.04.2022

УДК 796.011.1/.3

ЗАВИСИМОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

Наталья Сергеевна Скок, кандидат социологических наук, доцент, Владимир Семёнович Куликов, кандидат технических наук, доцент, Сергей Иванович Петров, кандидат

психологических наук, доцент, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты предрасположенности к девиантному поведению спортсменов спортивного резерва. Эмпирически изучены склонность к девиантному поведению, тревожность спортсменов возраста 14-18 лет (всего 28 чел.), наблюдаемая в условиях тренировочного процесса, и уровень связи между исследуемыми переменными. Анализ результатов показал, что в исследуемых группах зафиксирована легкая степень предрасположенности к самоповреждающему и высокий уровень - к социально обусловленному поведению, также у каждого третьего наблюдается высокий уровень тревожности. Была выявлена высокая положительная связь между реактивной тревожностью и предрасположенностью к самоповреждающему поведению, и средняя положительная связь между личностной тревожностью и предрасположенностью к агрессивному поведению. Полученные результаты показывают, что наличие тревожности у юных спортсменов, может способствовать проявлению некоторых элементов девиантного поведения в конкретных социальных условиях.

Ключевые слова: девиантное поведение, тревожность, юные спортсмены, подготовка спортивного резерва.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p391-396

DEPENDENCE OF DEVIANT BEHAVIOR ON ANXIETY IN THE PROCESS OF TRAINING OF THE SPORTS RESERVE

Natalia Sergeevna Skok, the candidate of sociological sciences, docent, Vladimir Semenovich Kulikov, the candidate of technical sciences, docent, Sergey Ivanovich Petrov, the candidate of psychological sciences, docent, Yuri Mikhailovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Natalia Valerievna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, docent, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

The article considers some aspects of predisposition to deviant behavior among the athletes of the sports reserve. The predisposition to deviant behavior, the anxiety of athletes aged 14-18 years old (n=28), observed in the conditions of the training process and the level of connection between the studied variables were empirically studied. The analysis of the results showed that the studied groups recorded a mild degree of predisposition to self-injurious behavior and a high level - to socially conditioned behavior, also every third has a high level of anxiety. High positive connection between the reactive anxiety and predisposition to self-harming behavior, and the average positive connection between the personal anxiety and predisposition to aggressive behavior were revealed. The results show that the presence of anxiety in young athletes may contribute to the manifestation of some elements of deviant behavior in specific social conditions.

Keywords: deviant behavior, anxiety, young athletes, sports reserve training.

ВВЕДЕНИЕ

Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года (от 17 октября 2018 года № 2245-р) предусматривает «создание условий для саморазвития и самореализации спортсмена, его духовно-нравственного и патриотического воспитания», в том числе «воспитание у юных спортсменов уважения к моральным нормам, дисциплине, ответственности» [4].

Социальное поведение индивидов, вовлеченных «в спортивную среду может носить как положительный (пример для подражания), так и отрицательный характер» [6, с. 224]. В последнее время, в связи с развитием уровня напряженности в обществе, юным спортсменам труднее соблюдать существующие правила поведения в условиях тренировочной и спортивной деятельности.

В социально-гуманитарных науках на современном этапе существует определенный набор понятий, характеризующих разные виды, направленность девиантного поведения, а также подходы к их трактовке. В рамках данной работы «под девиантным поведением понимается поведение индивида, имеющее характер систематических отклонений от социальных норм, характеризующих данное общество, но не влекущее уголовной ответственности» [6, С. 225].

К девиантному поведению подростков могут приводить различные социально-психологические факторы, в том числе тревожность (Н.Е. Дугарова, 2009; Е.Н. Корелкин, 2013; К.В. Агамиров, М.А. Григорьева, 2016 и др.). При этом тревожность, тревога имеют свои особенности и могут способствовать изменениям стратегий социального поведения спортсменов (В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова, 2005; Е.П. Ильин, 2009 и др.).

Тревожность рассматривается как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам» [1]. Тревога - «эмоциональное состояние острого мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидания чего-либо важного, значительного для человека в условиях неопределенности» [5]. Личностная тревожность как устойчивая характеристика человека показывает его склонность к восприятию большинства ситуаций как угрожающие (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин). В последнее время ряд специалистов в области спорта отмечают [7, 2, С. 64], что в ходе тренировочного процесса у юных спортсменов встречаются признаки повышенной тревожности и асоциального поведения. При этом у спортсменов может наблюдаться определенный уровень «полезной тревоги».

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что наблюдается противоречие между практической потребностью в исследования девиантного поведения юных спортсменов в условиях тренировочного процесса и отсутствием научно-теоретических разработок о влиянии состояния тревожности на данный вид поведения.

Цель данной работы - выявить зависимость между девиантным поведением и тревожностью юных спортсменов в тренировочном процессе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В рамках выполнения исследовательской работы проведен анализ научной литературы по проблеме изучения девиантного поведения спортсменов [1-3, 5-7], а также эмпирическое исследование, один из блоков которого предполагал изучение склонности к девиантному поведению и оценку тревожности спортсменов в возрасте 14-18 лет методом опроса (анкетирование), статистической обработкой результатов (SPSS Statistics 23.0). На первом этапе исследования сформированы группы испытуемых, представляющих виды спорта гандбол и спортивное ориентирование, обучающихся в СШОР г. Санкт-Петербурга. Критерии отбора единиц наблюдения: возраст - подростковый (39,3%), юношеский (60,7%), принадлежность к спортивному резерву: м.с. - 7,1%, к.м.с. - 25,0%, 1, 2 взрослый разряд - 67,9%. Первый этап исследование проводился в январе-апреле 2021 г.

В ходе проведения констатирующего эксперимента для изучения девиантного поведения использовалась методика диагностики девиантного поведения Леус Э. В., Соловьев А. Г. Оценка тревожности спортсменов из числа спортивного резерва осуществлялась по методике Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина.

Анкета методики диагностики девиантного поведения состоит из 75-ти вопросов, состоящих из пяти блоков, которые устанавливают предрасположенность к поведению: социально обусловленному (СОП); допротивоправному (ДП); зависимому (ЗП); агрессивному (АП); самоповреждающему (СП) [3]. Методика оценки тревожности представлена опросником, состоящим из 40 вопросов, которые позволяют определить уровень ситуационной и личностной тревожности.

Работа выполнена в рамках государственного задания «Разработка научно обоснованных предложений по профилактике, коррекции девиантного поведения и формированию ценностных ориентаций у спортсменов из числа спортивного резерва» (на основании Приказа Минспорта России № 4 от 10.01.2022 г.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе аналитической интерпретации результатов исследования девиантного поведения выявлена групповая идентификация юных спортсменов. Так по показателю предрасположенности к социально-обусловленному поведению определено среднее значение у всех опрошенных (100,0%), что соответствуют норме для молодых людей и характеризует их принадлежность к единой референтной группе, все участники которой ведут активную спортивную деятельность.

3,6% Изучение параметров допротивоправного,

зависимого и агрессивного поведения среди участников эксперимента позволило обнаружить некоторые различия их предрасположенности к определенным видам поведения. Так к допроти-воправному - легкая степень выявлена у 10,7%, отсутствует у 89,3%, что свидетельствует об отсутствии модели антисоциального поведения; признаки предрасположенности к зависимому поведению и агрессивному - отсутствует у 92,9% и у 89,3% соответственно. У значительной части опрошенных наблюдается отсутствие наличия признаков «самоповреждающее поведение», лишь у каждого третьего по данному показателю зафиксирована легкая степень предрасположенности (рисунок).

35,7%.

60,7%

Признаки отсутствуют Легкая степень

Выраженная предрасположенность

Рисунок - Предрасположенность к самоповреждающему поведению юных спортсменов (п=28), %

В среднем, по результатам исследования (таблица 1) наблюдается наименьшая предрасположенность к зависимому поведению, в незначительной степени зафиксирована легкая предрасположенность к допротивоправному и самоповреждающему поведению. Отмечен наибольший уровень предрасположенности к социально обусловленному поведению, что, с одной стороны, свидетельствует о социальной активности, приверженности, стремлении к нормам определенной группы, с другой - может показывать зависимость от других людей, необходимость постоянного социального взаимодействия, возможность легко подпадать под влияние социально-неадекватных групповых ценностей.

Таблица 1 - Уровень склонности к девиантному поведению юных спортсменов (п=28)

Предрасположенность к поведению Х, ед.

Социально обусловленному (СОП) 2,0

Самоповреждающему (СП) 1,4

Допротивоправному (ДП) 1,1

Агрессивному (АП) 1,1

Зависимому (ЗП) 1,0

По результатам исследования тревожности юных спортсменов, у каждого третьего зафиксирован высокий уровень реактивной тревожности и у каждого четвертого - личностной (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень тревожности юных спортсменов (п=28)

№ Тревожность

Показатель Реактивная, % Личностная, %

1 высокая 32,2 21,4

2 умеренная 35,7 39,3

3 низкая 32,1 39,3

4 Всего 100,0 100,0

По методике оценки тревожности (Ч.Д. Спилбергер, в адаптации Ю.Л. Ханина), очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Оценка индивидом уровня своей тревожности (реактивная тревожность) показывает, испытывает ли он беспокойство, напряженность в данный момент. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, нарушения тонкой координации и др.

При анализе девиантного поведения выявлена взаимосвязь (г-Пирсона) между изучаемыми показателями. Высокая степень корреляции зафиксирована между предрасположенностью к допротивоправному и зависимому поведению г=0,801 (корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) - очень высокая положительная связь). Между допротивоправным и агрессивным поведением г=0,62 (корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) - высокая положительная связь). Между самоповреждающим и агрессивным поведением г=0,55 (корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) -высокая положительная связь).

Исследование тревожности показало, что наблюдается наибольшая степень корреляции между реактивной и личностной тревожностью спортсменов (г=0,646, корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) - высокая положительная связь); реактивной тревожностью и предрасположенностью к самоповреждающему поведению (г=0,514, корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) - высокая положительная связь); личностной тревожностью и предрасположенностью к агрессивному поведению (г=0,386, корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя) - средняя положительная связь).

ВЫВОДЫ

Анализ результатов проведенного исследования показал, что в исследуемых группах почти в равной степени у каждого третьего наблюдается высокая (32,2% - реактив-

ная, 21,4% - личностная), умеренная (35,7% - реактивная, 39,3% - личностная) и низкая (32,1% - реактивная, 39,3% - личностная) тревожность.

У значительной части опрошенных (89,3%) отсутствует предрасположенность к допротивоправному, зависимому, агрессивному поведению. Легкая степень предрасположенности к самоповреждающему поведению наблюдается у незначительной части спортсменов (3,6%). Самый высокий уровень предрасположенности отмечен к социально обусловленному поведению (100,0%), что может свидетельствовать о направленности на восприятие и принятие групповых норм (независимо от того, социально опасной или безопасной является для общества эта группа).

Корреляционный анализ полученных результатов выявил положительные связи между предрасположенностью к допротивоправному и зависимому поведению (r=0,801, p<0,01), допротивоправному и агрессивному поведению (r=0,62, p<0,01), самоповреждающему и агрессивному поведению (r=0,55, p<0,01), а также между реактивной тревожностью (r=0,514, p<0,01) и предрасположенностью к самоповреждающему поведению, личностной тревожностью и предрасположенностью к агрессивному поведению (r=0,386, p<0,05).

В целом проведенное исследование и анализ полученных результатов показывают, что наличие тревожности у юных спортсменов-членов групп указанных видов спорта, может способствовать проявлению некоторых элементов девиантного поведения в конкретных условиях тренировочной и соревновательной деятельности, что должно найти свое подтверждение в необходимости дальнейшего продолжения исследования в избранном направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агамиров К.В. Отчуждение личности и тревожность как факторы отклоняющегося поведения / К.В. Агамиров, М.А. Григорьева // Юридическая наука. - 2016. - № 6. - С. 5-9.

2. Сравнительный анализ методик оценки тревожности у спортсменов / X. Варди, Е.А. Стаценко, И.А. Чарыкова [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. - 2018. - Т.8. - № 1. -С. 63-69.

3. Леус Э.В. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних / Э.В. Леус, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.

- 2012. - № 9. - С. 268-277.

4. Об утверждении Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года и плана мероприятий по ее реализации : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10. 2018 № 2245-р. // Правительство Российской федерации официальный сайт : [сайт]. - URL: http://static.government.ru/media/files/QNlN0zIXgAYfExx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf (дата обращения: 20.12.2021).

5. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Вестник Удмуртского университета. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». - 2013. - № 2. - С. 42-52.

6. Скок Н.С. Девиантное поведение в сфере физической культуры и спорта: краткий анализ методологических подходов // Материалы итоговой науч.-практ. конф. проф.-преп. состава НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, за 2020 г., посвященной 125-летию Университета: в 2 ч. Ч. 1. -Санкт-Петербург : [б. и.], 2021. - С. 224-227.

7. Хорошуха М.Ф. Изучение взаимосвязи между девиантным поведением и направленностью тренировочного процесса юных спортсменов (по результатам ретроспективных исследований автора) // Педагогика, психология, медико-биологические проблемы физической культуры и спорта.

- 2012. - № 3. - С. 128-131.

REFERENCES

1. Agamirov, K.V. and Grigorieva, M.A. (2016), "Alienation of personality and anxiety as factors of deviant behavior", Legal science, No. 6, pp. 5-9.

2. Wardi, H., Statsenko, Ya.A., Charykova, I.A, Tsvirko, D.N., Lyatina, I.M., Chumakova, A.A. and Kulagin A.S. (2018), "Comparative analysis of anxiety assessment methods in athletes", Sports medicine: research and practice, No. 8(1), pp. 63-69.

3. Leus, E.V., Soloviev, A.G. and Sidorov, P.I. (2012), "Juvenile deviant behavior diagnostics", Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, No. 9, pp. 268-277.

4. Government of the Russian Federation (2018), "On approval of the Concept of training a sports reserve in the Russian Federation until 2025 and the action plan for its implementation", Decree of the No. 2245-r, 17 October, available at: http://static.government.ru/media/files/QNlN0zIXgAYfExx0bzmyGXxlQm6SFf54.pdf (accessed 20 December 2021).

5. Sidorov, K.R. (2013), "Anxiousness as a psychological phenomenon", Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, No. 2, pp. 42-52.

6. Skok, N.S. (2021), "Deviant behavior in the field of physical culture and sports: a brief analysis of methodological approaches", Materials of the final scientific and practical conf. Lesgaft NSU of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg, for 2020, No. 1, St. Petersburg, pp. 224-227.

7. Khoroshukha, M.F. (2012), "Studying the interconnection between the deviant behaviour and the direction of the young sportsmen's training process (due to the author's retrospective observations)", Russian Journal of Physical Education and Sport, No. 3, pp. 128-131.

Контактная информация: n.skok@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 21.04.2022

УДК 797.212.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВААЭРОБИКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО НАЧАЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Юлия Михайловна Скороходова, старший преподаватель, Липецкий государственный технический университет; Сергей Федорович Панов, доктор биологических наук, доцент, Ирина Петровна Панова, кандидат педагогических наук, доцент, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк

Аннотация

На сегодняшний день проблема начального обучения плаванию дошкольников и поиск наиболее эффективных инновационных подходов к ее решению является достаточно важной и актуальной. Плавание является эффективным и доступным средством развития физических способностей, оказывает положительное влияние на функциональное состояние физиологических систем, повышая тем самым сопротивляемость организма к воздействию негативных факторов внешней среды. Помимо этого повсеместное обучение плаванию детей-дошкольников является необходимым условием осознанного безопасного купания в открытых водоемах, тем самым уменьшая вероятность несчастных случаев. Материалы наших исследований свидетельствуют об эффективности как традиционной, так и экспериментальной программы в процессе обучения начальному плаванию детей в дошкольном учреждении. Однако при использовании комплексов аквааэробики на занятиях по начальному обучению плаванию старших дошкольников мы получили более высокие приросты при р<0,01-0,05 в результатах по всем контрольным испытаниям. Установленная нами положительная динамика показателей плавательной подготовленности в исследовании является объективной базой для целенаправленных педагогических воздействий.

Ключевые слова: дошкольники, плавание, аквааэробика, плавательная подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p396-399

USING AQUA AEROBICS IN THE CLASSES OF INITIAL SWIMMING WITH

PRESCHOOL CHILDREN

Yulia Mikhailovna Skorokhodova, the senior teacher, Lipetsk State Technical University, Sergey Fedorovich Panov, the doctor of biological sciences, docent, Irina Petrovna Panova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-

Shansky University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.