Научная статья на тему 'Обобщённая картина структуры профессиональных представлений студентов физкультурного вуза'

Обобщённая картина структуры профессиональных представлений студентов физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ТРЕНИРОВКА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Радонегова Катрина Арагорновна, Пегов Владимир Анатольевич

Проведённое исследование структуры профессиональных представлений студентов вуза физической культуры выявило ряд характерных особенностей. Дисперсионный анализ двух групп испытуемых «выбравшие термин тренировка выбравшие остальные термины для описания двигательной активности» показал, что у первой группы студентов («спортивно ориентированные») вся структура их профессиональных представлений подчиняется спортивной направленности, где занятия спортом несут безусловно позитивный эффект по отношению ко всей жизни человека, вплоть до формирования его интеллигентности. «Телесно ориентированные» студенты, гораздо менее активные в физической деятельности, тем не менее, мыслят представлениями, в которых также обнаруживаются признаки спортивной практики: физические упражнения, профессиональность, конкуренция. У исследуемой группы студентов вуза физической культуры спортивные характеристики являются определяющими в их профессиональных представлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Радонегова Катрина Арагорновна, Пегов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generalized picture of the structure of professional perceptions of students of sports high school

The study of the structure of professional representations of students of the University of Physical Culture revealed a number of characteristic features. Dispersion analysis of two groups of subjects "who chose the term training who chose the other terms to describe their motor activity" showed that the first group of students ("sports-oriented") the entire structure of their professional ideas is subject to sports orientation, where sports are certainly a positive effect in relation to the whole life of a person, up to the formation of the intelligence. "Body-oriented" students, who are much less active in physical activity, however, think ideas, which also show signs of sports practice: exercise, professionalism, competition. In the studied group of students of the University of Physical Culture the sports characteristics are key in their professional perceptions.

Текст научной работы на тему «Обобщённая картина структуры профессиональных представлений студентов физкультурного вуза»

УДК 796.077.5

ОБОБЩЁННАЯ КАРТИНА СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Катрина Арагорновна Радонегова, аспирант, Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Проведённое исследование структуры профессиональных представлений студентов вуза физической культуры выявило ряд характерных особенностей. Дисперсионный анализ двух групп испытуемых «выбравшие термин тренировка - выбравшие остальные термины для описания двигательной активности» показал, что у первой группы студентов («спортивно ориентированные») вся структура их профессиональных представлений подчиняется спортивной направленности, где занятия спортом несут безусловно позитивный эффект по отношению ко всей жизни человека, вплоть до формирования его интеллигентности. «Телесно ориентированные» студенты, гораздо менее активные в физической деятельности, тем не менее, мыслят представлениями, в которых также обнаруживаются признаки спортивной практики: физические упражнения, профессиональность, конкуренция. У исследуемой группы студентов вуза физической культуры спортивные характеристики являются определяющими в их профессиональных представлениях.

Ключевые слова: профессиональные представления; физическая культура; спорт; тренировка; студенты.

GENERALIZED PICTURE OF THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL PERCEPTIONS OF STUDENTS OF SPORTS HIGH SCHOOL

Katrina Aragornovna Radonegova, the post-graduate student, Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

The study of the structure of professional representations of students of the University of Physical Culture revealed a number of characteristic features. Dispersion analysis of two groups of subjects "who chose the term training - who chose the other terms to describe their motor activity" showed that the first group of students ("sports-oriented") the entire structure of their professional ideas is subject to sports orientation, where sports are certainly a positive effect in relation to the whole life of a person, up to the formation of the intelligence. "Body-oriented" students, who are much less active in physical activity, however, think ideas, which also show signs of sports practice: exercise, professionalism, competition. In the studied group of students of the University of Physical Culture the sports characteristics are key in their professional perceptions.

Keywords: professional perceptions, physical culture, sport, train, students.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, представления, полученные или выработанные нами в течение жизни, сознательным или бессознательным образом задают направление наших действий. Это также верно и для профессиональной деятельности. Поэтому не только в исследовательском, но и в практическом смысле необходимо проанализировать эффект от формирования представлений о сферах физической культуры, спорта, оздоровительных практик, который является синтезом как стихийного воздействия на подростков и молодых людей до поступления их в вуз физической культуры, так и направленного влияния в ходе профессионального образования. При этом важно оценить сформированные представления с точки зрения их стереотипности или подвижности, что уже был сделано нами в первой части исследования, когда анализировалась индивидуальная структура профессиональных понятий у каждого испытуемого [1].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве испытуемых были студенты 2-го курса ФГБОУ ВО «СГАФКСТ» (103 человека) различных направлений подготовки, в том числе, неспортивных. Испытуемые отвечали на вопросы трёх анкет, где затрагивались темы их собственной физической активности, специфики телесного и двигательного опыта, характера представлений о физической культуре, спорте и различных двигательных практиках. Полученные 215 показателей был подвергнуты математико-статистическому анализу.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Особенности опыта испытуемых, связанного с вопросами здоровья, выявились благодаря ответам на вопрос «В какой степени Вы используете в своей повседневной практике?»: двигательную активность (6,08 балла по шкале от 0 до 9), исключение вредных привычек (6,07), полноценный сон и отдых (5,50), правильное питание (5,23), оздоровительные процедуры (закаливание, баня, плавание и т.д.) (4,61), психологические приёмы саморегуляции (4,36), профилактические медицинские процедуры (массаж, приём витаминов, биологических добавок и т.д.) (3,73). Очевидно, что первоочередными в опыте студентов физкультурного вуза являются двигательная активность и исключение вредных привычек, а вот культура профилактики и психологической саморегуляции оказывается гораздо менее актуальной.

Используемые нами анкеты позволили выделить различные группы испытуемых, и далее с помощью дисперсионного анализа определялась их специфика по интересующим нас показателям. Для этого применялся однофакторный дисперсионный комплекс ANOVA. Первая группа испытуемых определилась по ответам на вопрос «Каким термином Вы чаще всего пользуетесь для обозначения занятий играми, упражнениями, различными движениями и т.п.?». Было предложено 14 терминов и наибольшее число выборов - 44,66% - пришлось на термин «тренировка». Следовательно, факторной переменной выступала группа «выбравшие термин тренировка - выбравшие остальные термины», а в качестве зависимой переменной использовались показатели всех анкет.

Для выделенной группы характерно, что они гораздо чаще выбирали положительный ответ на вопросы: «Сильный и здоровый (не болеющий) человек - это всегда тот, кто занимается спортом» (F=5,21, p <0,05), «Обязательны ли для интеллигентного человека занятия спортом?» (F=5,28, p <0,05). Для занятий физической культурой аналогичные вопросы не выявили статистически значимых различий. Вполне логично, что эти же студенты на вопрос «Что привлекает или привлекло бы Вас в занятиях физической культурой или спортом?» выбирали ответы: «Возможность достичь максимальных результатов и побед» (F=8,44, p <0,01), «Возможность развить у себя положительные личностные качества» (F=6,82, p <0,01).

На дихотомической шкале, с помощью которой оценивалась степень проявления полярных характеристик различных видов деятельности (образа жизни) человека, данная группа испытуемых предпочитала следующие оценки: повседневная жизнь (F=5,02, p <0,05) и физическое воспитание (F=3,92, p <0,05) зауживают человеческие возможности и способности; телесное воспитание гармонизирует человека и телесно, и душевно, и духовно (F=3,65, p <0,05); спорт (соревнования) не приносит никаких доходов (F=4,74, p <0,05). Студенты, которые обозначают свою двигательную активность термином «тренировка», более высоко оценивают собственную физическую активность по сравнению с другими людьми (F=5,53, p <0,05). Они также высоко оценивают развитие у себя ловкости (F=13,62, p <0,001), координированное™ (F=10,60, p <0,001), чувства равновесия (F=4,63, p <0,05), ловкости в пальцах рук (F=5,89, p <0,01). Если посмотреть на общую картину самооценок двигательных качеств всеми испытуемыми, то на первом месте стоит семантически однородная группа: чувство равновесия (6,36 балла по шкале от 0 до 9), коорди-нированность (6,05) и ловкость (5,81). Вторая группа представляет собой «классическое»

сочетание физических качеств: выносливость (5,83), сила (5,82), быстрота (5,75). Наконец, третья группа также образует семантическое единство: пластичность (5,12), гибкость (4,82). Примечательно, что более высокая оценка первой группы двигательных качеств обеспечивается как раз теми испытуемыми, которые преимущественно пользуются термином «тренировка». При этом на вопрос «Своим физическим развитием я обязан» они отвечали: в меньшей степени матери ^=4,91, р <0,05) и отцу ^=4,69, р <0,05), но в большей степени тренеру ^=6,03, р <0,01).

Таким образом, студенты, которых можно обозначить как «спортивно ориентированных» (в силу использования ими термина «тренировка» для описания своей двигательной активности), имеют не только опыт спортивной практики, но и в структуре их профессиональных представлений они сами для себя выглядят физически более предпочтительно по сравнению с другими людьми, и занятия спортом имеют выраженный позитивный эффект с точки зрения формирования положительных личностных качеств, интеллигентности в целом. Здесь мы обнаруживаем стереотипное и некритичное отношение к спорту, воспринимаемому как безусловно позитивной деятельности, которая на уровне регионов действительно не приносит никаких доходов. Другими словами, наличествует факт идеализации спортивной практики, что может объясняться как возрастом испытуемых (преимущественно чуть старше 20 лет), так и воздействием спортивной пропаганды.

Вторая группа испытуемых определилась при ответе на вопрос «Что привлекает или привлекло бы Вас в занятиях физической культурой или спортом?». Из одиннадцати вариантов ответов наиболее выбираемый был «Возможность в совершенстве овладеть своим телом» (42,72%). Здесь факторной переменной выступала группа «ориентированные на овладение собственным телом - выбравшие остальные термины», зависимой переменной - данные всех анкет. С точки зрения двигательного опыта, «телесно ориентированные» в своих представлениях студенты относят себя к тем, у которых большая часть свободного времени были потрачены на вещи, которые не требуют физических усилий (Б=7,72, р <0,01). В своей повседневной практике они используют двигательную активность в меньшей степени, чем другие студенты (Б=5,31, р <0,05), соответственно, и оценивают себя, как мало физически активных ^=5,24, р <0,05). Закономерно, что они менее выносливы (Б=4,93, р <0,05), ловки ^=3,80, р <0,05), координированы ^=5,37, р <0,05), сильны (в особенности) ^=9,23, р<0,01), слабее развито чувство равновесия ^=4,31, р <0,05), более неловки в ногах ^=4,74, р<0,05).

В выборе термина при ответе на вопрос «Каким термином Вы чаще всего пользуетесь для обозначения занятий играми, упражнениями, различными движениями и т.п.?» испытуемые, ориентированные на овладение собственным телом, статистически значимо реже выбирали вариант «физическая культура» ^=5,54, р <0,05), но чаще «физические упражнения» (Б=6,01, р <0,01). Эти термины стоят на втором и третьем местах, соответственно, после «тренировки». Очевидно, что можно много теоретически рассуждать о том, что физическая культура способствует овладению собственным телом, но это, в большей степени, у молодых людей ассоциируется просто с физическими упражнениями. На дихотомической шкале, «телесно ориентированная» группа испытуемых предпочитала следующие оценки: они считают, что профессиональное образование приносит пользу (Р=4,04, р <0,05), а телесное воспитание способствует конкуренции между людьми (Б=3,91, р <0,05).

Таким образом, «телесно ориентированные» студенты, которые оценивают свою физическую активность и физическое развитие, как более низкие по сравнению с другими людьми, мыслят представлениями, которые хотя и не имеют так отчётливо ориентацию на характеристики спортивной практики, тем не менее, также содержат признаки спорта: физические упражнения, профессиональность, конкуренцию.

ВЫВОДЫ

«Спортивно ориентированные» студенты, имеющие опыт спортивной практики, в структуре своих профессиональных представлений сами для себя выглядят физически более предпочтительно по сравнению с другими людьми, а занятия спортом имеют для них выраженный позитивный эффект. На наш взгляд, в этом можно увидеть стереотипное отношение к спорту, идеализацию спортивной практики, что может объясняться как возрастом испытуемых, так и воздействием спортивной пропаганды.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Живое мышление» и характер профессиональных представлений у студентов вузов физической культуры / В. А. Пегов, Л.П. Грибкова, А. В. Пегова, К. А. Радонегова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 205-209.

REFERENCES

1. Pegov V.A., Gribkova, L.P., Pegova A.V. and Radonegova, K.A. (2018) ""Living thinking" and the nature of professional perceptions of university students of physical culture", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, № 5 (159), pp. 205-209.

Контактная информация: pegwlad@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2019

УДК 373.51

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Эльмира Асановна Рамазанова, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация

В статье представлена система упражнений для занятий изобразительным искусством в средней общеобразовательной школе, использование которой как средства обучения, направлено на облегчение процесса овладения обучающимися техникой графического рисунка. Представленные упражнения позволяют учитывать и реализовывать национально-региональный компонент на занятиях изобразительного искусства.

Ключевые слова: национально-региональный компонент, изобразительное искусство, упражнения, средняя образовательная школа.

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL-REGIONAL COMPONENT ON LESSONS

OF FINE ARTS

Elmira Asanovna Ramazanova, the senior lecturer, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol

Annotation

The article presents a system of exercises for practicing fine arts in a secondary school, the use of which as a means of teaching is aimed at facilitating the process of mastering by the students the graphic drawing techniques. The presented exercises allow us to take into account and implement the national-regional component in the classroom of the visual arts.

Keywords: national-regional component, visual arts, exercises, secondary educational school.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Реализация национально-регионального компонента предусматривает возможность изменения содержания образования, связанного с традициями региона. Он учитывает потребности и интересы народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.