Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональных представлений'

Педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональных представлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ТЕЛО / ТЕЛЕСНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / PROFESSIONAL PERCEPTIONS / PHYSICAL CULTURE / SPORT / BODY / BODILY EDUCATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич, Грибкова Людмила Павловна, Радонегова Катрина Арагорновна

Педагогический эксперимент в форме интенсивного семинара, направленного на мыслительную проработку основных профессиональных понятий студентами 2-го курса вуза физической культуры, привёл к статистически значимым изменениям структуры представлений как на уровне всей группы испытуемых, так и на индивидуальном уровне. Среди позитивных изменений можно отметить следующие: нарастание дифференцированности предложенных для анализа видов деятельности и образов жизни; разрывы привычных стереотипных взаимосвязей; образование критического отношения к предикату «физический» у отдельных студентов; актуализация понятия «телесное воспитание»; нарастание поляризации, с одной стороны, «физического воспитания», «телесного воспитания» и «физической культуры», а, с другой стороны, «тусовочной жизни» и «виртуальной жизни»; усиливающееся понимание «спорта», как особого «образа жизни», не тождественного «физическому» или «телесному воспитанию».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пегов Владимир Анатольевич, Грибкова Людмила Павловна, Радонегова Катрина Арагорновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of the process of formation of professional perceptions

Pedagogical experiment in the form of the intensive seminar aimed at the mental developmental work of the basic professional concepts of the 2nd year students of the University of Physical Culture, led to statistically significant changes in the structure of representations both at the level of the whole group of subjects and at the individual level. Among the positive developments there are: the growing differentiation proposed for the analysis of the activities and lifestyles; breaks the stereotype of interconnections; the formation of critical relationship to the predicate "physical" among individual students; actualization of the concept of "bodily education"; increasing polarization, on the one hand, "physical education", "bodily education" and "physical culture", and, on the other hand, "party life" and "virtual life"; increasing understanding of "sport" as a special "way of life", not identical to "physical" or "bodily education"

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение процесса формирования профессиональных представлений»

2. Danilov, R.S. (2007), Competitiveness as a form of human social existence, dissertation, Saratov.

3. Pashchenko, L.G. (2016), "Motives of classes, sports and recreational activities in persons of youthful and Mature age in comparative perspective ", Bulletin of the Nizhnevartovsk state University, No. 4, рр. 78-84.

4. Pashchenko, L.G. (2017), "Manifestations of competition among University students in the process of sports activities," Internet journal World of science',' Vol. 5, No 6, available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PDMN617.pdf.

5. Popova, A.F. (2013), "Sports activity and its role in the implementation of national values of sustainable development and culture of peace ", Psychological, pedagogical, medical and biological problems of physical culture and sport, No. 3 (28), рр. 186-195.

6. Stolyarov, V.I. (2011), "Sport, sustainable development and culture of peace", in Stolyarov, V.I. (Ed.), Science of sport. Encyclopedia of life support systems, UNESCO, Moscow, рр. 22-67.

Контактная информация: lenanv2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 07.06.2019

УДК 796.077.5

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент,

Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Катрина Арагорновна Радонегова, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(СГАФКСТ)

Аннотация

Педагогический эксперимент в форме интенсивного семинара, направленного на мыслительную проработку основных профессиональных понятий студентами 2-го курса вуза физической культуры, привёл к статистически значимым изменениям структуры представлений как на уровне всей группы испытуемых, так и на индивидуальном уровне. Среди позитивных изменений можно отметить следующие: нарастание дифференцированности предложенных для анализа видов деятельности и образов жизни; разрывы привычных стереотипных взаимосвязей; образование критического отношения к предикату «физический» у отдельных студентов; актуализация понятия «телесное воспитание»; нарастание поляризации, с одной стороны, «физического воспитания», «телесного воспитания» и «физической культуры», а, с другой стороны, «тусовочной жизни» и «виртуальной жизни»; усиливающееся понимание «спорта», как особого «образа жизни», не тождественного «физическому» или «телесному воспитанию».

Ключевые слова: профессиональные представления; физическая культура; спорт; тело; телесное воспитание; студенты.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL PERCEPTIONS

Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Ludmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Katrina Aragornovna Radonegova, the post-graduate student, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Annotation

Pedagogical experiment in the form of the intensive seminar aimed at the mental developmental work of the basic professional concepts of the 2nd year students of the University of Physical Culture, led to statistically significant changes in the structure of representations both at the level of the whole group of subjects and at the individual level. Among the positive developments there are: the growing differentiation proposed for the analysis of the activities and lifestyles; breaks the stereotype of interconnections; the

formation of critical relationship to the predicate "physical" among individual students; actualization of the concept of "bodily education"; increasing polarization, on the one hand, "physical education", "bodily education" and "physical culture", and, on the other hand, "party life" and "virtual life"; increasing understanding of "sport" as a special "way of life", not identical to "physical" or "bodily education".

Keywords: professional perceptions, physical culture, sport, body, bodily education, students.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из актуальных аспектов формирования профессиональных понятий у студентов вузов физической культуры является задача структурирования их представлений об основных компонентах будущей профессиональной деятельности. При этом важным является удержание равновесия между двумя крайностями. Одна из них связана с существующей по-прежнему в образовании практикой насаждения готовых и жёстких структур, мыслительных стереотипов. Эта практика известна ещё со средневековья, и она во многом была определена догматом духовной жизни человека. Образование в этом стиле предполагает лишь механическое запоминание того, что необходимо принять на веру. Другая крайность характерна для нашего времени, когда релятивизм стал одним из столпов мировоззрения многих современных западных людей. Приоритет личного мнения, отсутствие привычки доводить развитие мысли до её воплощения в чёткую мыслеформу, хаос информации, приводит к тому, что душевное содержание современных молодых людей находится в сверхоживлённом состоянии, обнаруживая отсутствие какой-либо структуры представлений. Поэтому задача действительно современного образования состоит в том, чтобы помочь молодым людям продвигаться к созданию собственной индивидуальной структуры профессиональных представлений, которая, с одной стороны, даёт чёткую картину простроенных взаимосвязей между ключевыми профессиональными понятиями, а, с другой стороны, является «живой» и потенциально готовой к постоянному развитию [1].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве испытуемых были студенты 2-го курса ФГБОУ ВО «СГАФКСТ» (13 человек). До и после проведения интенсивного семинара по мыслительной проработке профессиональных представлений испытуемые заполняли репертуарные решётки Дж. Келли, что позволило получить картину динамики изменения индивидуальной структуры исследуемых представлений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сначала рассмотрим обобщённую картину структуры представлений у испытуемых. Было выявлено достаточно много статистически значимых взаимосвязей между предложенными элементами (вид деятельности или образ жизни) на основе предложенных конструктов. Мы взяли для рассмотрения наиболее существенные. Так оценки «телесного воспитания» по дихотомической шкале «дисгармонирует/гармонизирует телесные, душевные и духовные проявления человека» отрицательно коррелируют с оценками «тусовочной» (r=-0,680, p <0,01) и «виртуальной жизни» (r=-0,594, p <0,05) по этой же шкале. Здесь очевидным образом присутствует здравый смысл в понимании радикальных отличий между целями телесного воспитания и образом жизни, связанным с клубными тусовками, просиживанием за компьютерными играми, в социальных сетях и т.п. Это подтверждает ещё взаимосвязь: чем больше в оценках студентов телесное воспитание приносит пользы, тем сильнее тусовочная жизнь ослабляет человеческую волю (r=-0,835, p <0,001).

По шкале «дисгармонирует/гармонизирует телесные, душевные и духовные проявления человека», как тенденция, положительно коррелирующие оценки получили «физическая культура» и «физическое воспитание» (r=0,518, p <0,06), что вполне объяснимо, так как в стереотипных представлениях эти два понятия очень часто отождествляются. Такую же тенденцию имеет взаимосвязь между «повседневной» и «тусовочной жизнью» (r=0,519, p <0,06), что может свидетельствовать о том, что молодые люди относительно воздействия

на духовные, душевные и телесные проявления человека эти два образа жизни рассматривают, практически, как идентичные. Вполне логично по этой дихотомической шкале испытуемые противопоставляют «школьное образование» и «виртуальную жизнь» (г=-0,587, р <0,05).

Позитивные последствия занятий физической культурой (по шкале «вредит человеку/приносит пользу») положительно коррелируют с последствиями «повседневной жизни» при условии, если она обогащает телесный и двигательный опыт человека (г=0,614, р <0,05). При этом данная группа студентов считает одновременно, что физическая культура приносит пользу, но не приносит никаких доходов (г=0,579, р <0,05). В этом отношении физическая культура схожа с «виртуальной жизнью» (г=0,568, р <0,05). Такое же соотношение существует между спортом и «повседневной жизнью» (г=0,602, р <0,05). При этом если спорт является экономически выгодным, то это подрывает здоровье и истощает жизненные силы (г=0,615, р <0,05), а также затрагивает человека эмоционально (г=0,780, р <0,001). Другими словами, если в открытых вопросах молодые люди нередко ассоциируют спорт со здоровьем, то при более глубоком исследовании их представлений обнаруживаются иные взаимосвязи, которые ближе к реальности спортивной практики, где спортсмен теряет свои жизненные силы и ухудшает здоровье.

После проведения интенсивного семинара обобщённая картина структуры представлений экспериментальной группы испытуемых статистически значимо изменилась по ряду параметров. В частности, оценки «телесного воспитания» по дихотомической шкале «дисгармонирует/гармонизирует телесные, душевные и духовные проявления человека» отрицательно коррелируют как тенденция уже только с оценками «виртуальной жизни» (г=-0,533, р <0,06). Если в данном случае взаимосвязь «телесного воспитания» с «тусовочной жизнью» не является статистически значимой (до проведения семинара), то отрицательная корреляция обнаружена между «тусовочной жизнью» и «физическим воспитанием» (г=-0,640, р <0,01), что является вполне логичным. По этой же шкале отрицательная взаимосвязь обнаружилась между «физической культурой» и «повседневной жизнью» (г=-0,634, р <0,01), что может означать опять двоякое: или это характерно для жизненного опыта данной группы испытуемых, или в своих представлениях они настолько радикально противопоставляют реальность физической культуры и реальность повседневной жизни, что, по их мнению, одна из них способствует гармонизации всех человеческих проявлений, другая, наоборот, полностью дисгармонирует. Примечательно, что «спорт» находится вне статистически значимых взаимосвязей по «духовной» шкале с другими аспектами образа жизни.

Проанализируем теперь изменения, произошедшие в индивидуальной структуре профессиональных представлений у каждого из испытуемых. Нужны отметить, что изменения произошли у всех, но в различной степени и разного качества. Для примера возьмём корреляционные графы двух испытуемых. У испытуемого № 1 до проведения семинара структура представлений отразилась в двух корреляционных графах. В первом графе прямая взаимосвязь обнаружена между «виртуальной реальностью» и «повседневной жизнью» (г=0,670, р <0,05) и ещё в большей степени с «тусовочной жизнью» (г=0,758, р <0,01). Очевидно, что здесь отражается характер повседневности достаточно большого числа современной молодёжи, которая связана с клубной жизнью, пребыванием в социальных сетях, в онлайн играх, в просмотрах блогов, инстаграма и проч. Во втором графе оценки «физического воспитания» коррелируют с оценками «телесного воспитания» (г=0,782, р <0,01) и «школьного образования» (г=0,696, р <0,05). Следовательно, в представлениях испытуемого оказались склеенными физическое и телесное воспитание в контексте именно школьной ситуации.

После эксперимента выявились также два графа, но и их наполнение было уже другим. Первый граф - треугольник с сильными взаимосвязями между «физической культурой» и «телесным воспитанием» (г=0,806, р <0,01) и особенно «физическим воспитанием»

(г=0,879, р <0,001), а также между «физическим» и «телесным воспитанием» (г=0,883, р <0,001). Это означает что понятия «физическая культура», «физическое воспитание» и «телесное воспитание» в смысловом отношении оказались, практически, идентичными. Во втором графе «школьное образование» коррелирует с «повседневной жизнью» (г=0,714, р <0,05) и «профессиональным образованием» (г=0,663, р <0,05), что, скорее всего, отражает некую тождественность этих сфер жизни для данного испытуемого.

Таким образом, мы видим, что у студента № 1 существенно поменялась семантическая структура его профессиональных представлений. До эксперимента это было стереотипное видение школьного физического воспитания и привычное восприятие повседневности современной молодёжи. После эксперимента у испытуемого проявилась семантически внутренне созвучная триада «физическое воспитание - телесное воспитание - физическая культура» и структура представлений, отражающая жизненную ситуацию данного студента.

У испытуемого № 2 до проведения эксперимента структура представлений состояла из двух графов. Первый граф отражал сильную отрицательную взаимосвязь между «физической культурой» и «тусовочной жизнью» (г=-0,949, р <0,001). Другими словами, данный студент радикально различает по заданным конструктам своё представление о качествах «физической культуры» и «тусовочной жизни». Второй граф включал в себя три элемента: оценки «физического воспитания» отрицательно коррелировали с оценками «повседневной жизни» (г=-0,783, р <0,01) и «школьного образования» (г=-0,804, р <0,01). Получается, данному испытуемому эти три вида активности - школьная, повседневная и физическая -представляются настолько различными, что по заданным конструктам между ними обнаружилась отрицательная взаимосвязь.

После участия испытуемого № 2 в семинаре его представления структурировались в четыре простых корреляционных графа, каждый из которых состоял всего из двух элементов. Сильная положительная связь установилась между «физической культурой» и «физическим воспитанием» (г=0,908, р <0,001), что, возможно, явилось результатом проработки на семинаре проблемы предиката «физический». Положительно коррелируют оценки «повседневной жизни» и «школьного образования» (г=0,789, р <0,01), что отсылает нас к школьному опыту этого студента. Менее выражена была взаимосвязь между «виртуальной жизнью» и «профессиональным образованием» (г=0,661, р <0,05). Получается, что в прошлом школьная жизнь испытуемого во многом определяла его повседневную жизнь, а профессиональное образование в вузе физической культуры у него соотносится с характеристиками «виртуальной жизни». Четвёртый граф отражал отрицательную взаимосвязь между «телесным воспитанием» и «тусовочной жизнью» (г=-0,665, р <0,05). Напомним, что такое же соотношение до эксперимента было между «тусовочной жизнью» и «физической культурой». Здесь актуализировалось «телесное воспитание», что свидетельствует об эффекте семинарской работы, на которой прорабатывался вопрос необходимости введения в профессиональный обиход данного понятия.

Итак, мы видим, что у испытуемого № 2 индивидуальная структура профессиональных представлений изменилась, во-первых, в сторону большей поляризации заданных элементов (что может служить указанием на нарастание критичности в мышлении). Во-вторых, актуализировались представления о предикате «физический» и понятии «телесное воспитание».

ВЫВОДЫ

Статистически значимые изменения индивидуальной структуры профессиональных представлений наблюдались у каждого испытуемого. Среди позитивных изменений, которые мы относим к влиянию проведённого педагогического эксперимента, можно отметить следующие: нарастание дифференцированности предложенных для анализа видов деятельности и образов жизни; разрывы привычных стереотипных взаимосвязей; образование

критического отношения к предикату «физический» у отдельных студентов; актуализация понятия «телесное воспитание»; нарастание поляризации, с одной стороны, «физического воспитания», «телесного воспитания» и «физической культуры», а, с другой стороны, «тусовочной жизни» и «виртуальной жизни»; усиливающееся понимание «спорта», как особого «образа жизни», не тождественного «физическому» или «телесному воспитанию».

ЛИТЕРАТУРА

1. «Живое мышление» и характер профессиональных представлений у студентов вузов физической культуры / В.А. Пегов, Л.П. Грибкова, А.В. Пегова, К.А. Радонегова // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 205-209.

REFERENCES

1. Pegov, V.A., Gribkova, L.P., Pegova, A.V. and Radonegova K.A. (2018) ""Living thinking" and the nature of professional perceptions of university students of physical culture", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, № 5 (159), pp. 205-209.

Контактная информация: pegwlad@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 19.06.2019

УДК 796.011

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВРАЧАМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ

Эльмира Шамильевна Петина, преподаватель, Ксения Александровна Доронцева, студентка, Астраханский государственный медицинский университет

Аннотация

Послевузовское профессиональное образования врача по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» обеспечивает овладение врачом - клиническим ординатором в полном объеме систематизированных теоретических знаний по лечебной физкультуре и спортивной медицине, практическими умениями и навыками, необходимыми для эффективной работы в области физической реабилитации пациентов с различными видами патологий, снижения риска развития патологических изменений организма при воздействии максимальной физической нагрузки, а также медицинского сопровождения спортивных мероприятий. Выпускник ординатуры должен обладать универсальными компетенциями (УК), в том числе в педагогической сфере (УК 3), в области профессиональных компетенций (ПК), освоить навыки формирования здорового образа жизни, при котором двигательная активность является одной из главных составляющих ПК.

Ключевые слова: спортивные врачи, универсальные и профессиональные компетенции.

ASSESSMENT OF DEVELOPMENT OF THE SECTION OF THE THEORY AND TECHNIQUE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT BY DOCTORS - EXPERTS IN PHYSIOTHERAPY EXERCISES AND SPORTS MEDICINE

Elmira Shamilyevna Petina, the teacher, Ksenia Aleksandrovna Dorontseva, the student, Astrakhan State Medical University

Annotation

Postgraduate professional educations of the doctor in "Physiotherapy exercises and sports medicine" are provided with mastering by the doctor - the clinical intern in full of the systematized theoretical knowledge of physiotherapy exercises and sports medicine, the practical skills necessary for effective work in the field of physical rehabilitation of the patients with different types of pathologies, reduction of risk of development of the pathological changes of the organism under impact of the maximum physical activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.