3. Технология самостоятельной физической подготовки курсантов образовательных организаций системы МВД России : учебное пособие / О.С. Панова, В.А. Овчинников, Д.Г. Овечкин, В.В. Крючков ; Волгоградской акад. МВД России. - Волгоград : [б.и.], 2018. - 92 с.
REFERENCES
1. Lozhkina, N.P. and Lozhkina. O.P. (2015), "Independent physical training of students", Young scientist, No. 12, pp. 838-841.
2. Ovchinnikov, V.A. Loginov, R.G. and Kryuchkov, V.V. (2014), "Theoretical aspects of the formation of motor skills in the staff of ATS Russia", Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, No. 2 (29), pp. 133-136.
3. Panova, O.S., Ovchinnikov, V.A., Ovechkin, D.G. and Kryuchkov, V.V. (2018) Technology of independent physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, VA Ministry of internal Affairs of Russia, Volgograd.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.05.2018
УДК 796.077.5
«ЖИВОЕ МЫШЛЕНИЕ» И ХАРАКТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Владимир Анатольевич Пегов, кандидат педагогических наук, доцент, Людмила Павловна Грибкова, кандидат психологических наук, профессор, Анна Владимировна Пегова, кандидат педагогических наук, Катрина Арагорновна Радонегова, аспирант, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ), г. Смоленск
Аннотация
Данная работа ставит своей целью выявление путей решения проблем профессиональной подготовки будущих специалистов по физическому воспитанию. Одной из таких проблем является традиционная практика формирования жёстких профессиональных представлений, исторически сложившаяся в русле идей регламентации и стандартизации образования. Современная эпоха задаёт иные требования, в частности, необходимость образования на протяжении всей жизни, что также предполагает развитие и преобразование имеющихся мировоззренческих и профессиональных представлений у человека. Перспективным является подход, при котором в процессе профессиональной подготовки специалистов по физическому воспитанию делается акцент на пробуждение и культивирование способности «живого мышления». Эффективность данного подхода была подтверждена в ходе исследования процесса преобразования представлений у студентов вуза физической культуры относительно проблемы зависимостей.
Ключевые слова: профессиональные представления; «живое мышление»; физическая культура; спорт; студенты.
"LIVING THINKING" AND THE NATURE OF PROFESSIONAL PERCEPTIONS OF
UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE Vladimir Anatolyevich Pegov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ludmila Pavlovna Gribkova, the candidate of psychological sciences, professor, Anna Vladimirovna Pegova, the candidate of pedagogical sciences, Katrina Aragornovna Radonegova, the postgraduate student, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Smolensk
Annotation
This article aims at identifying the ways to solve the problems of the professional training of the future specialists in physical education. One of such problems is the traditional practice of formation of rigid professional representations, historically developed in line with the ideas of the regulation and standardization of the education. The modern era sets different requirements, in particular, the need for lifelong education, which also involves the development and transformation of the existing worldview and professional
ideas in humans. A promising approach is the one in which the training of the specialists in physical education focuses on awakening and cultivating the ability of "live thinking". The effectiveness of this approach has been confirmed in the study of the process of transformation of the ideas in students of physical education regarding the problem of addictions.
Keywords: professional performances; "live thinking"; physical culture; sport; students.
ВВЕДЕНИЕ
Существенной проблемой как среднего, так и высшего образования во всём мире является господствующая практика формирования у подрастающего поколения и молодых людей жёстких представлений, в том числе, относящихся к их будущей профессиональной деятельности. Такая практика исторически сложилась под влиянием, во-первых, средневекового школярства, когда ученики вынуждены были «зубрить» мёртвую латынь, на которой были оформлены ключевые мировоззренческие и научные дефиниции того времени. Эта практика была зафиксирована затем в Новое время благодаря знаменитому школьному регламенту прусского короля Фридриха Великого, когда впервые государство попыталось взять под полный контроль образование детей, подобно тому, как происходила стандартизация прусской армии. Всё это приводило к формированию тех «камней» непереваренного знания, о которых писал в конце XIX в. немецкий философ Ф. Ницше. Во-вторых, уже на рубеже XX-XXI вв. требование стандартизации школ и вузов исходит из сферы бизнеса, который пытается по производственному принципу определять содержание и методы обучения в образовании. Это в большей степени характерно для англо-американского подхода.
Таким образом, с одной стороны, мы имеем вековые традиции закрепления в сознании молодого поколения ригидных представлений. С другой стороны, современная эпоха требует качественно иного подхода к формированию мировоззренческих и профессиональных представлений, которые, отвечая требованиям научной точности и корректности, при этом были бы «живыми», подвижными и потенциально предуготовленными к постоянному развитию и обновлению, что вообще присуще всему живому.
КРИТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЁСТКОСТИ И ТРИВИАЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ
Результаты исследований последних десятилетий, изучавших содержание представлений о физической культуре и спорте у молодого поколения, указывают на то, что оно жёстко определялось существовавшими и существующими идеологическими установками [2]. Пропагандистские и рекламные клише присутствуют как в учебной литературе, так и в средствах массовой информации. Проблема такой практики состоит в том, что, во-первых, идеолого-пропагандистский подход зачастую далёк от требований научной точности и корректности. Например, это касается известного, общемирового по своей распространённости мыслительного штампа (жёсткого представления) - «спорт = здоровье». Во-вторых, ригидность формируемых представлений, в свою очередь, приводит к шаблонному и стереотипному поведению в социальной жизни, одной из составляющих которой являются многочисленные телесные практики. В частности, господство предиката «физический» в ключевых понятиях «физическая культура», «физическое воспитание», «физкультурное образование» резко ограничивает взгляд на проявления человеческого тела и человеческой телесности, не позволяя видеть всю сложность и всё разнообразие взаимосвязей между телесной, душевной и духовной составляющей человека. Тогда работа с телом зауживается только в то, что обозначается понятием «физическая подготовка» (в американских и теперь уже в российских традициях - понятием «fitness»).
В нашем исследовании, где с помощью метода репертуарных решёток Дж. Келли и метода опроса исследовались особенности взаимосвязей профессиональных понятий у студентов вуза физической культуры, были выявлены обозначенные выше шаблонность и тривиальность представлений у будущих специалистов по физическому воспитанию
(методика и результаты исследования подробнее: [3]). При этом, нужно отметить, что индивидуальные структуры представлений о профессиональной деятельности у разных студентов различались существенным образом, что как раз указывает на важнейший симптом нашего времени - стремление любого современного человека к проявлению своей индивидуальности и, значит, преодолению всякой шаблонности и стереотипности.
Приведём для примера структуру представлений трёх испытуемых, выраженных через корреляционные графы. Так у испытуемого № 11 между заданными элементами не обнаружилось ни одной статистически значимой взаимосвязи. Другими словами, мы имеем дело с фактическим отсутствием структуры представлений о «физической культуре», «спорте», «школьном образовании» и проч., что, возможно, свидетельствует или о том этапе профессионального становления студента, когда представления ещё только оформляются. Или о том, что данная профессиональная деятельность находится вне поля его интересов (к сожалению, далеко нередкая ситуация в наших вузах).
Напротив, у испытуемого № 9 в корреляционный граф вошли, практически все элементы, за исключением одного - «виртуальная жизнь», что, предположительно, говорит о неактуальности для него увлечения современной молодёжи, связанного с пребыванием в интернете, в социальных сетях. Наиболее сильные взаимосвязи (при р <0,001), с одной стороны, образуют привычные представления о подобии «спорта» и «физической культуры», «школьного образования» и «профессионального образования» (в смысле традиционной педагогической преемственности между ними). С другой стороны, «повседневная жизнь» данного студента увязана с его «тусовочной жизнью». Другими словами, акценты чётко разведены: в вузе - формализация профессиональных представлений, а досуг связан с привычной для многих молодых людей молодёжной «тусовкой».
Наконец, у испытуемого № 15 структура представлений в общем намечена, но конкретные взаимосвязи выражены гораздо слабее, едва достигая уровня значимости р <0,05. Положительно взаимосвязаны с точки зрения оценки заданных конструктов его «тусовочная жизнь» и «школьное образование». Скорее всего, пребывание в школе для этого студента запомнилось, в большей степени, не учёбой, а социальными контактами (это подтверждается опросами, в которых выпускники отмечают положительные воспоминания о школьных годах в связи с их отношениями с одноклассниками). Примечательно, что «повседневная жизнь» у испытуемого отрицательно коррелирует как с его пребыванием в «виртуальном мире» и с «профессиональным образованием», так и с блоком, в который входят «физическая культура», «физическое воспитание» и «телесное воспитание». Получается, что у данного студента его образ жизни мало сообразуется с его нынешней профессиональной подготовкой в области «физической культуры» и «физического воспитания». Возможно, что опыт переживания школьного образования, как «тусовочного» процесса, перенесён и на вузовское образование.
Итак, на примере индивидуальных структур профессиональных представлений можно чётко увидеть две разделённые реальности. Если на уровне общей выборки в результате опроса мы получаем тривиальную и привычную картину взаимосвязи ключевых профессиональных понятий, то более глубокое исследование психической организации и жизненного опыта молодых людей вскрывает нередко внутреннюю отстранённость от формального содержания высшего образования. Отсутствие внутренней включённости человека в содержание образования - проблема, о которой постоянно говорят критики массовой школы с конца XIX в. Поэтому по-прежнему остро стоит вопрос о способах вовлечения человека, как целостного существа, в его становление профессионалом.
ВОЗМОЖНОСТИ «ЖИВОГО МЫШЛЕНИЯ» ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Перспективным видится следующий путь в решении проблемы формирования жёстких, стереотипных представлений. Этот путь обращается к той общечеловеческой
способности, посредством которой возможно включение человека в образовательный процесс не массово-директивным путём, а в соответствии с требованиями современной эпохи, т.е. исходя из индивидуальной человеческой свободы. Единственный здоровый путь здесь
- это пробуждение способности самостоятельно мыслить. При этом очень важно и парадоксально на первый взгляд то, что основанием для культивирования этой способности является умение мыслительно обращаться с чётко очерченными представлениями [5]. Поэтому, во-первых, при всём критическом отношении к данной форме мыслительной деятельности, результатом которой является создание резко ограниченного представления, нужно отметить, что это необходимая ступень на пути к самостоятельному мышлению. Именно с этой точки зрения возможен позитивный взгляд на технику создания кристально ясных мыслеформ. Многочисленные эпитеты данной ступени мыслительной деятельности
- предметная, теневая, абстрактно-логическая, причинно-следственная, структурирующая, комбинирующая и проч. - указывают на её сущностный жест - доведение мыслительного процесса до полного воплощения. Без этого жеста невозможна была материальная и техническая составляющая нашей человеческой цивилизации и культуры. Механизмы и есть, собственно говоря, воплощённые человеческие мысли.
Если мы понимаем, что это только ступень, то, соответственно, открывается возможность увидеть следующий шаг в развитии мыслительных способностей. Суть этого шага в переходе от предметного мышления, к тому, который описывается другими эпитетами: подвижное, процессуальное, образное, живое, формирующее, морфологическое. Иными словами, это то мышление, которое позволяет мыслить не только предметы, но и процессы. Такой тип мышления наблюдается как в области искусства, так и в области точных наук, когда речь идёт, например, не о «школярской» математике, а о математических открытиях. Можно обратиться для иллюстрации к известной работе Ж. Адамара «Исследование психологии процесса изобретения в области математики», где он отмечают одну характерную особенность: «... полезные комбинации это в точности наиболее красивые, т. е. те, которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним» [1, с.143].
Результатом такого «живого» мышления является то, что, с одной стороны, сохраняется все достоинства предметного мышления - кристально ясные мыслеформы, - а, с другой стороны, они не застывают в неизменные, ригидные представления, но сохраняют внутреннюю подвижность, благодаря которой развиваются дальше по мере продвижения к пониманию сути того или иного явления. Только благодаря такому мышлению мы приближаемся к сути, того, чем, на самом деле, является истинное знание, которое, к сожалению, сейчас полностью отождествляют с информацией, которую можно воспринимать и запоминать, но совсем необязательно промысливать. Само слово «знание» в русском языке (как и в других европейских языках - греческое «gnosis», латинское «cognitionis», английское «know») происходит от индоевропейского корня gen- «рождение», и, следовательно, указывает на то, что должно находиться в процессе перманентного созидания. В отличие от готовых дефиниций школьных и вузовских учебников, рассчитанных на некого среднестатистического обучающегося, «живые понятия» всегда носят сугубо индивидуальный характер. В них разрешается противоречие между субъективным и объективным в познании, на что ещё более двухсот лет назад указал И.В. Гёте в своей работе «Эксперимент (опыт) как посредник между объектом и субъектом». Ему же принадлежит выражение «точная фантазия».
Нами ранее уже был апробирован тренинг формирования самостоятельного мышления в контексте проблемы новых «технологических» аддикций у молодых людей, который показал свою эффективность в переструктурировании устоявшихся представлений о свободе и зависимостях [4]. Индивидуальное переструктурирование проблемной ситуации, обнаруживаемое благодаря методу репертуарных решёток Дж. Келли, является
отражением деятельности «живого», или продуктивного мышления (по М. Вертгеймеру). Можно также отметить характерные трудности у студентов, возникающие на это пути: слабая способность к концентрации внимания, удержанию мысли, сосредоточенному следованию за процессом мышления; трудность переключения внимания из рассматриваемой области в аналогичную другую (это требует гибкости и пластичности мышления); слабое развитие чувства мысли и чувства истины (своего рода «мыслительная слепота»); заужен-ность поля мышления; нежелание испытывать напряжение (сопротивление рождению собственный мыслей, «болезненность родовых мук»; всё это указывает на проблему воли); соблазн ассоциативного мышления, лёгкого и поверхностного; отсутствие внутренней тишины, душевной паузы (привычка к душевным действиям по типу реагирования); трудность речевого оформления мыслей; неразличение мнения и суждения, того, что возникает спонтанно и субъективно, и того, что выстраивается сознательно и на основе ответственного отношения к исследованию объекта суждения; стремление к тому, чтобы идти в мышлении «прямым путём» (прямолинейность и торопливость, стремление быть сразу «в теме», перепрыгнуть промежуточные шаги); вмешательство памяти, опора на воспоминание, а не промысливание.
ВЫВОДЫ
Таким образом, практика пробуждения и культивирования «живого мышления» является одним из возможных путей преодоления традиции оперирования жёсткими, стереотипными представлениями при профессиональной подготовке специалистов по физическому воспитанию, помогая будущим профессионалам созидать индивидуализированные «живые понятия».
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Ж. Адамар. - М. : Советское радио, 1970. - 152 с.
2. О'Махоуни, М. Спорт в СССР: физическая культура - визуальная культура / М. О'Ма-хоуни. - М. : НЛО, 2010. - 293 с. - ISBN 978-5-86793-815-4.
3. Пегов, В.А. Особенности взаимосвязи профессиональных понятий у студентов в сфере физической культуры / В.А. Пегов, К. А. Радонегова, К. А. Тарасевич // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 218-222.
4. Пегова, А.В. Тренинг самостоятельного мышления в профилактике аддиктивного поведения у студентов вуза физической культуры / А.В. Пегова, Л.П. Грибкова, В.А. Пегов // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 158-163.
5. Штайнер, Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения / Р. Штайнер. - Ереван : Ной, 1993. - 224 с.
REFERENCES
1. Adamar, J. (1970), A study of the psychology process of the invention in the field of mathematics, Soviet radio, Moscow.
2. O'Mahony, M. (2010), Sports in the USSR: physical culture - visual culture, NLO, Moscow, ISBN 978-5-86793-815-4.
3. Pegov, V.A., Radonegova K.A. and Tarasevitch K.A. (2017), "Features of interrelation of professional concepts at students in the sphere of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 218-222.
4. Pegova, A.V., Gribkova, L.P. and Pegov, V.A. (2017), "Training of independent thinking in the prevention of addictive behavior in students of physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (143), pp. 158-163.
5. Steiner, R. (1993), Philosophy offreedom. The main features of one modern worldview, Noah,
Erevan.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2018