УДК 796.01
ГУМАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
В.Д. Паначев - доктор социологических наук, доцент Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Пермь
STUDENT'S SPORT EDUCATION HUMANIZATION
V.D. Panachev - doctor of sociological sciences, assistant professor National exploratory pollytechnic university of Perm
Perm
e-mail: panachev@pstu.ru
Ключевые слова: гуманизация, спортивное воспитание, студенты, физическая культура.
Аннотация. Повышение образовательной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности студентов означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурно-оздоровительной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности.
Исследование факторов здорового образа жизни показало, что динамика отношений к нему неуклонно ползет вниз и это снижение обусловлено изменениями в социальной среде и общем снижении уровня жизни. Общество не играет должной роли в воспитании сознательного отношения к здоровому образу жизни, регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.
Key words: humanization, sport education, students, physical culture
Summary. The increasing of educational directivity athletic-sanitary activity of students means not only the process of their flesh-colored development, but also, the main, spiritual enrichment of knowledge, which promotes realized, creative attitude to the problems, facilities, methods and the forms of athletic-sanitary activity, shaping relations to the physical culture as a value.
The Physical culture is presented in high school as a scholastic discipline and the most important basic component of the shaping the general culture of the youth. It promotes to the harmonization of the flesh-colored spiritual unity, provides shaping of such human values, as health, physical and psychic welfare, physical perfection of student youth. Understanding the physical culture of the student's personality as value can become the effective factor of the shaping reserve of different type of the physical culture, shaping progressive trend in development of the public opinion and needs for mastering of sport values.
ВВЕДЕНИЕ.
Повышение образовательной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности студентов означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовного обогащения знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурно-оздоровительной деятельности, формированию отношения к физической культуре, как ценности.
Физическая культура представлена в вузах как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования общей культуры молодежи. Она способствует гармонизации телесно-духовного единства, обеспечивает формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство студенческой молодежи. Понимание физической культуры личности студента как ценности может стать действенным фактором формирования резервов различных видов физической культуры, формирования прогрессивных тенденций в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей спорта. Такова уж специфика труда физкультурного работника, выбравшего местом своей деятельности высшее учебное заведение. В этом и есть фундамент физического образования и его самого, и тех, кого он призван профессионально обучать. Не случайно П.Ф. Лесгафт, отдавая должное внимание идее физического воспитания, все же акцентировал особое внимание именно на физическом образовании человека. Образование, в целом, как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, как необходимое условие подготовки молодежи к жизни и труду, тесно связано с воспитанием. Физическое воспитание как раз этому и соответствует, способствует активной социализации студентов.
Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания и т. п.). Это мощный фактор и механизм социализации личности. Физическая культура в системе образования должна быть нацелена, в первую очередь, на укрепление здоровья, на формирование мотивационно-потребностной сферы студенческой молодежи по использованию средств физической культуры в повседневной жизни. Заслуживает внимания объем занятий по физическому воспитанию, принятый в государствах Центральной, Восточной и Западной Европы (около 5 ч в неделю), а также представляет интерес прекрасная материальная база для занятий физическим воспитанием и спортом в странах Западной Европы. Ориентация политики наших государств на Европейский Союз в настоящее время становится фактом. В процессе приспособления к европейским стандартам необходимо учитывать опыт организации физкультурно-спортивной деятельности стран европейского содружества с поправкой на экономические, общественные и культурные особенности. Для стран Западной Европы характерен поворот к постмодернизму, сильно выражено стремление к самореализации, индивидуализации (понимаемых как ощущение полной персональной автономии), очевидна тенденция к открытию заново ценности тела. Такой подход позволяет относить к спорту и такие занятия, не требующие стремления к максимальному результату, понизить требования, предъявляемые к участникам спортивных мероприятий. В особую группу видов спорта для студенческой молодежи следует выделить высокоинтеллектуальные игровые виды спорта, а именно: шахматы, шашки, го, рендзю, компьютерные игры, дартс, теннис, бридж и т.д. Это, прежде всего - удовольствие, забава, нахождение в коллективе, стремление к здоровью, самореализация, ловкость, приключения, стремление к хорошему внешнему виду - вот стимулы, побуждающие большинство людей заниматься все новыми, нетрадиционными видами спорта. В Пермском национальном исследовательском политехническом университете (ПНИПУ) наибольшую популярность и любовь завоевали среди студентов и преподавателей шахматы. На протяжении всей истории университета именно эта древняя игра ума и воображения стала доминировать не только в массовых соревнованиях среди студенческих групп и факультетов, но и на всероссийских студенческих шахматных чемпионатах. В 1999 и 2003 гг. всероссийская универсиада по шахматам была проведена именно в Перми. Хозяева оказались не особенно «гостепреимны», так как завоевали первое место. За эти годы среди сильнейших шахматистов ПНИПУ подготовлены международный гроссмейстер В. Иконников (выпускник факультета «Авиадвигатели»), международный мастер В. Шинкевич (выпускник Гуманитарного факультета), мастера спорта ФИДЕ: К. Вшивков, Д. Хайруллин, И. Кириллов, Т. Стерлягова, А. Гаврилов, А. Сырчиков. Шахматистов всегда отличает высокий интеллект и успешная учеба в вузе. Многие из спортсменов отлично закончили университет. Ученые университета,
изучающие игру в шахматы, отмечают, что именно этот вид спорта учит критически мыслить, развивает воображение, фантазию, способность к нешаблонным решениям, воспитывает умение владеть собой, не поддаваться опасным эмоциям и чувствам, проявлять хладнокровие, терпение и выдержку, формирует творческое начало, прививает навыки умственного труда, умение правильно его организовать и планировать на перспективу и т.д. Все это, в целом, формирует профессиональные компетенции будущих бакалавров, магистров и специалистов. Это требует весьма серьезного учета объективных особенностей студенческой молодежи. Если студенты возьмут за основу основные положения спорта и осознают это, то они будут в состоянии:
- приспособить свои действия к изменяющейся ситуации;
- организовать и оценить занятия, направленные на улучшение их физического состояния и здоровья;
- выработать у себя творческий подход к занятиям спортом и критическое отношение к различного рода спортивной информации, подаваемой через средства массовой информации.
Стремление студенческой молодежи к проявлению таких качеств должно в соответствии с представлениями потребовать от организаторов студенческого спорта следующего:
1. Выдвижения широкой и разнообразной гаммы предложений по видам спорта (формы физкультурно-спортивной активности), которая включала бы не только традиционные виды, но и рекреационные (развлекательные), а также виды спорта «риска» и общефизической направленности.
2. Подключения локальных спортивных обществ (клубы, школы танца, центры спортивной формы) к проведению занятий в вузах.
3. Нахождения тренерами и преподавателями физического воспитания и спорта равновесия между потребностями сегодняшнего дня и потребностями будущего.
4. Старания не попасть в «ловушку» педагогического актуализма, то есть необходимо не поддаваться целиком инициативам студентов, с одной стороны, и не навязывать им тех видов спорта, которыми педагоги сами занимались в молодости, с другой.
5. Воспитания у студентов самостоятельности и чувства ответственности путем подключения их к планированию, организации и проведению спортивных мероприятий в вузе.
6. Достижения полной самостоятельности студенческой молодежи путем предоставления им возможности выбора форм спортивных занятий.
7. Не только организации спортивных соревнований, направленных на достижение определенного спортивного результата, но и проведения различных спортивных праздников, фестивалей, представлений, конкурсов.
8. Учета при планировании и проведении спортивных мероприятий природных факторов, погоды и времени года.
9. Учета экономических факторов, что необходимо для обеспечения участия в спортивных мероприятиях всех желающих, невзирая на уровень их обеспеченности.
Методика. С целью изучения факторов развития спортивной культуры личности студента, в условиях вуза было проведено специализированное эмпирическое исследование. По данным опроса: 28% юношей и 23% девушек - курят; 14% юношей и 19% девушек -переедают, в основном, по праздникам и семейным торжествам; 17% юношей и 8% девушек - недоедают; регулярно выпивают - 11%, (по праздникам - 38%); совсем не пьют - 51% юношей и, соответственно, 5%, 7%, 24% - девушек. Если верить в искренность ответов, выявлено 8 наркоманов, которые прекратили вредное занятие. 2% девушек и 10% юношей пробовали наркотики, 87% - не пробовали и не имеют желание пробовать, понимая пагубность этого увлечения.
Данные исследования студентов показывает, что состояние здоровья респондентов находится на низком уровне по данным ответов студентов. Следует обратить внимание, что
74% участников опроса являлись представителями семей интеллигенции - той части общества, которая призвана формировать моду на здоровье, спортивную культуру и здоровый образ жизни. К сожалению, на деле это не так. Можно утверждать, что не на должном уровне находится семейное, дошкольное и школьное физическое воспитание, которые формируют наличие интереса, знаний, убеждений и потребностей к самостоятельным занятиям спортом.
Исследование факторов здорового образа жизни показало, что динамика отношений к нему неуклонно ползет вниз и это снижение обусловлено изменениями в социальной среде и общем снижении уровня жизни. Общество не играет должной роли в воспитании сознательного отношения к здоровому образу жизни, регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью.
Целью исследования было изучение социальных и культурных особенностей студентов различных вузов и факультетов, их отношение к спорту, здоровому образу жизни. Для реализации поставленной цели использовались методы анкетирования, статистическая и графическая обработка данных. Методика анкетного опроса, как прием социологического исследования, включала в себя две стороны: итервьюирование и анкетирование, осуществляемые параллельно.
Экспериментальная часть, результаты и их обсуждение. Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство 85% студентов занимались или занимаются спортом (87% юношей и 82% девушек). 95% респондентов положительно относятся к спорту (96% юношей и 93% девушек). Поступив в вуз, молодые люди обычно прекращают активно заниматься спортом, что связано с большой занятостью учебой.
Лишь 16% (20% юноши и 11% девушки) респондентов занимаются спортом «высших достижений» на международном, республиканском, областном и городском уровне. В настоящее время для поддержания здоровья студенты достаточно активно занимаются физической культурой и спортом. Отрицательное отношение к наркотикам - 68%, а к курению - 63%. Изредка употребляют спиртные напитки 58% студентов. Вероятно, необходимо в этом возрасте в вузах усилить пропаганду спортивного стиля, здорового образа жизни. В ходе проведенного исследования было выявлено, что большинство опрошенных положительно высказались о качестве занятий по физической культуре - 46% (49% и 41% соответственно). Они удовлетворены в целом, как формой обучения, так и ее содержанием, за исключением несоответствия спортивной базы вузов современным требованиям. Финансовое положение студентов практически полностью зависит от родителей и родственников - 87%. На одну стипендию умудряются выжить в наше трудное время 12% респондентов. Часть студентов подрабатывают - 24%. Будущую профессию большинство студентов связывают с высокооплачиваемой работой - 65%. Тренерами могли бы работать только 6% (7% и 4%) респондентов. Оценивая вероятность реализации планов на будущее, студенты высказали различное мнение. В будущей профессии самым главным студенты считают самые разные факторы: высокий заработок, удовольствие от работы, возможность путешествовать, высокий престиж, самоутверждение, возможность открыть свое дело - 45%.
ВЫВОДЫ
Образ жизни студентов Пермского края по данным социологического исследования является интегральным показателем того, каковы мотивы, ценностные ориентации, содержание, способы и формы жизнедеятельности будущих специалистов. Социологический анализ показал, что студенты вузов области, в основном, ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, стараются контролировать свое здоровье, не употребляют наркотики, но недостаточно отдыхают, не рационально используют свой досуг. Кафедры физической культуры, социологии и политологии ПНИПУ в течение 1997-2012 гг. провели совместно социологическое исследование. Актуальностью данного исследования заключается в том, что более 60% студентов гуманитарного факультета освобождены от
занятий в основной группе по физической культуре. В специальной медицинской группе занимаются большинство экономистов, политологов факультета. По данным социологического исследования студенты до поступления в ПНИПУ занимались спортом -85% и сейчас хотели бы заниматься плаванием - 35%, аэробикой, туризмом, спортивными играми. К сожалению, в учебные часы это сделать невозможно, так как пока в университете нет бассейна, и в ближайшие годы его строительство не запланировано. Для повышения мотивации студентов к регулярным занятиям на кафедре физической культуры разработан учебно-методичебский комплекс по дисциплине «физическая культура». Готовится к новому учебному году более совершенная рабочая учебная программа для специальной медицинской группы с учетом индивидуальных занятий по каждой группе заболеваний состояния здоровья студентов. Разработаны комплексные тесты по специальной физической подготовке. Оценка результатов и анализ сдачи тестов дают возможность разработать правильные рекомендации студентам по коррекции функционального состояния и развитию профессионально важных качеств в процессе плановых учебных и самостоятельных занятий, а также по здоровому образу и стилю жизни.
Литература
1. Гриценко, В.С. Теория постиндустриального общества в современной зарубежной науке / В.С. Гриценко. - Пермь, 2009. - 378 с.
2. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М. : РОСМЭН, 2001. - 452 с.
3. Чемериский, Б.Г. Пути преодоления кризиса социологии. Современное общество : вопросы теории, методологии, методы социальных исследований / Б.Г. Чемериский ; Перм. гос. техн. ун-т. - Пермь, 2008. - С. 26-28.
4. Энгельс Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Соч. - Т. 20. - С. 343-628.
5. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. - М., 2004. - 270 с.
Literature
1. Gritsenko, V.S. The theory of post-industrial society in the modern foreign science / V.S. Gritsenko. - Perm, 2009. - 378 p.
2. Levi-Strauss, C. Structural anthropology / C. Levi-Strauss. - M. : ROSMEN, 2001. - 452 p.
3. Chemerisky, B.G. Ways of overcoming the crisis of sociology. Modern society : theory, methodology, methods of social research / B.G. Chemerisky ; Perm. State. Technical. Univ. - Perm, 2008. - P. 26-28.
4. Engels, F. Dialectics of Nature / K. Marx, F. Engels. - Vol. - T. 20. - P. 343-628.
5.Yadov, V.A. The strategy of the survey / V.A. Yadov. - M., 2004. - 270 p.
Статья поступила в редакцию 02.03.2012 г.