Научная статья на тему 'Использование технологий искусственного интеллекта при осуществлении надзорной деятельности прокуратуры'

Использование технологий искусственного интеллекта при осуществлении надзорной деятельности прокуратуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
органы прокуратуры / цифровые технологии / искусственный интеллект / основы тактики прокурорского надзора / тактика надзорной деятельности прокуратуры / надзорная ситуация / электронные карты-накопители надзорных характеристик объекта надзора. / prosecutorial authorities / digital technologies / artificial intelligence / basic tactics of prosecutorial supervision / tactics of supervisory activities of the prosecutor’s office / supervisory situation / electronic storage cards of supervisory characteristics of the object of supervision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махьянова Римма Мубараковна

В статье обоснована целесообразность: применения цифровых технологий при реализации прокурорами надзорной функции в целях оптимизации, совершенствования и повышения качества надзорной деятельности прокуратуры, поддержания на надлежащем уровне состояния законности и правопорядка; ведения посредством компьютерных программ электронных карт-накопителей надзорных характеристик объекта надзора; проведения научно-прикладных исследований основ тактики прокурорского надзора в целях выработки единого алгоритма разработки и реализации тактики надзорной деятельности и внедрения искусственного интеллекта; совершенствования правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в части определения стадийности надзорной деятельности и использования тактики при проведении прокурорских проверок и ее разработки посредством применения искусственного интеллекта. Приведены авторские определения понятий: «надзорная деятельность органов прокуратуры», «тактика надзорной деятельности органов прокуратуры»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR’S OFFICE

The article substantiates the feasibility of: the use of digital technologies in the implementation of supervisory functions by prosecutors in order to optimize, improve and improve the quality of supervisory activities of the prosecutor’s office, maintaining the state of law and order at the appropriate level; maintaining, through computer programs, electronic storage cards, the supervisory characteristics of the object of supervision; conducting scientific and applied research on the fundamentals of prosecutorial supervision tactics in order to develop a unified algorithm for the development and implementation of supervisory tactics and the introduction of artificial intelligence; improving the legal regulation of the organization and activities of the prosecutor’s office in terms of determining the stages of supervisory activities and the use of tactics when conducting prosecutorial inspections and its development through the use of artificial intelligence. The author’s definitions of the concepts are given: “supervisory activity of the prosecutor’s office”, “tactics of the supervisory activity of the prosecutor’s office”.

Текст научной работы на тему «Использование технологий искусственного интеллекта при осуществлении надзорной деятельности прокуратуры»

Использование технологий искусственного интеллекта при осуществлении надзорной деятельности прокуратуры

Махьянова Римма Мубараковна,

кандидат юридических наук, доцент 25 кафедры Военного университета имени князя Александра Невского Минобороны России.

E-mail: ainukohtunik@gmail.com

В статье обоснована целесообразность: применения цифровых технологий при реализации прокурорами надзорной функции в целях оптимизации, совершенствования и повышения качества надзорной деятельности прокуратуры, поддержания на надлежащем уровне состояния законности и правопорядка; ведения посредством компьютерных программ электронных карт-накопителей надзорных характеристик объекта надзора; проведения научно-прикладных исследований основ тактики прокурорского надзора в целях выработки единого алгоритма разработки и реализации тактики надзорной деятельности и внедрения искусственного интеллекта; совершенствования правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в части определения стадийности надзорной деятельности и использования тактики при проведении прокурорских проверок и ее разработки посредством применения искусственного интеллекта. Приведены авторские определения понятий: «надзорная деятельность органов прокуратуры», «тактика надзорной деятельности органов прокуратуры».

Ключевые слова: органы прокуратуры, цифровые технологии, искусственный интеллект, основы тактики прокурорского надзора, тактика надзорной деятельности прокуратуры, надзорная ситуация, электронные карты-накопители надзорных характеристик объекта надзора.

Вопросы повышения уровня общественного благосостояния находятся на постоянном государственном контроле. В этих целях руководством страны принимаются целесообразные меры, прежде всего, законодательного характера, способствующие развитию общества по всем жизненно важным направлениям.

Так, Президентом Российской Федерации утвержден ряд документов [1-3], регламентирующих вопросы дальнейшего информационного развития и обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Положения указанных документов направлены на обеспечение национальных интересов и развитие цифровых технологий (включая искусственный интеллект) в различных сферах деятельности.

В целях совершенствования информационного обеспечения органов и организаций прокуратуры Российской Федерации Генеральным прокурором Российской Федерации издан приказ, которым утверждена Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (далее - приказ).

Среди основных целей цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры: - повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства и др. [4] Представляется, что внедрение цифровых технологий в прокурорскую деятельность способствует - более оперативному получению необходимой информации о состоянии законности; поддержанию на должном уровне взаимодействия органов прокуратуры с государственными органами по вопросам предупреждения правонарушаемости; выявлению причин и условий, способствующих нарушению законности и проблем, связанных с реализацией прокурорами своих полномочий.

Вопросы использования цифровых технологий в прокурорской деятельности обсуждены на конференции, состоявшейся 31 октября 2023 года в Университете прокуратуры Российской Федерации [5].

Таким образом, вопрос использования искусственного интеллекта в прокурорской деятельности в настоящее время приобрел особую значимость, а его актуальность, в первую очередь, направлена на оптимизацию надзорной деятельности (относительно обработки первичной информации [4]), обеспечение верховенства законов, по-

5 -о

сз ж

■с

вышение качества и эффективности надзорной деятельности прокуратуры.

Вместе с тем процесс оптимизации прокурорского надзора, вследствие применения цифровых технологий, в свою очередь, может негативно сказаться на качестве и результативности осуществляемой надзорной деятельности, от которых зависит уровень состояния законности и достижение основной цели прокурорского надзора - обеспечение верховенства законов.

Мы полагаем, что в целях исключения подобных фактов необходимо выработать единый подход прокуроров к выполнению государственных задач по внедрению искусственного интеллекта в надзорную деятельность органов прокуратуры.

Учитывая опыт надзорной практики и требующие скорейшего разрешения имеющиеся научные проблемы в сфере прокурорского надзора, представляется целесообразным в целях совершенствования надзорной деятельности, которая является одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности, реализовать комплекс мероприятий теоретико-правового и технологического характера.

Здесь идет речь о правовом регулировании организации и деятельности органов прокуратуры; необходимости совершенствования теории прокурорского надзора (путем проведения теоретико-прикладных исследований научных проблем прокурорского надзора); совершенствовании форм и методов организации и осуществления надзорной деятельности, в том числе основанных на результатах научных и практических исследований; оптимизации надзорной деятельности посредством применения цифровых технологий, включая искусственный интеллект путем выполнения специальной программой четкого алгоритма действий, выработанных наукой и практикой в целях принятия целесообразных решений в складывающихся ситуациях и последующего их накопления, хранения, использования и обеспечения защиты указанной информации.

Таким образом, эффективность использования цифровых технологий при организации и осуществлении надзорной деятельности зависит от имеющейся надлежащей правовой и теоретической базы, которая формируется за счет накопленного положительного опыта надзорной практики и результатов научных исследований проблем, связанных с повышением качества и результативности надзорной деятельности прокуратуры.

Особо здесь следует выделить роль науки в совершенствовании надзорной деятельности, способствующей выработке новых форм и методов ее организации и осуществления, в том числе с применением искусственного интеллекта.

Вопрос научного развития общества является также следует отнести к разряду государственных задач.

В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны Указом Президента Российской Феде-

рации 2022-2031 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием науки и технологий. В соответствии с положениями указанного документа одной из основных задач проведения Десятилетия науки и технологий является содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны [6].

Обеспечение верховенства законов предполагает эффективность прокурорского надзора, достижение которой возможно при условии соблюдения качества и результативности осуществляемой надзорной деятельности.

В свою очередь качество надзорной деятельности достигается не только объемом и глубиной надзорных действий, обуславливаемых предметом надзора, но и сущностью самого надзорного процесса, которая характеризуется, прежде всего, стадийностью, последовательностью совершаемых прокурором действий и выполнением в полном объеме целей и задач на каждой из стадий надзорной деятельности.

Надзорная деятельность органов прокуратуры нами понимается как система упорядоченных и последовательных действий прокурора, обусловленных поставленными целями и задачами и направленных на обнаружение и устранение фактов нарушений законов, им способствующих обстоятельств в целях полного восстановления законности.

В целях единого восприятия и понимания содержания термина «надзорная деятельность органов прокуратуры», представляется целесообразным выделять следующие основные стадии надзорной деятельности: 1) проведение проверок; 2) принятие мер прокурорского реагирования по результатам проведенных проверок; 3) контроль за выполнением требований прокурора, изложенных в документах прокурорского реагирования.

Одним из основополагающих факторов достижения эффективности и качества надзорной деятельности является тактика, использование которой способствует детализации и упорядоченности действий прокурора, проведению постоянного анализа условий складывающейся надзорной ситуации в целях разработки и принятия рациональных решений об использовании избранных методов и способов действий.

В настоящее время тактика прокурорской деятельности недостаточно исследована, как в теории, так и на практике, и является научной проблемой, требующей скорейшего разрешения, в особенности в век цифровых технологий. В целях разрешения указанной научной проблемы нами предприняты определенные попытки и проведено научно-практическое исследование об использовании прокурором тактики при организации и осуществлении надзорной деятельности и получены первоначальные базовые результаты.

Под тактикой надзорной деятельности органов прокуратуры нами понимается поиск и реализация рациональных решений в ситуациях, требующих разработки наиболее целесообразных методов

и способов действий при организации и осуществлении надзорной деятельности.

Одним из практических результатов проведенного нами научно-прикладного исследования является предложение по совершенствованию надзорной деятельности.

Так, в целях оптимизации деятельности прокуроров, накопления объективной информации о состоянии законности прокурорам-предметникам предложено составлять электронные карты-накопители надзорных характеристик объекта надзора (далее - ЭК), в которых отражать сведения относительно каждого поднадзорного объекта по направлениям надзорной деятельности (раздельно).

Систематический и комплексный анализ и постоянное обновление данных надзорных характеристик поднадзорных объектов способствует: 1) выработке и реализации целесообразной тактики организации и проведения проверок; 2) получению и хранению актуальных сведений о состоянии законности на поднадзорном объекте, и эффективности прокурорского надзора на отдельном объекте надзора и на конкретном направлении надзора в целях выработки рациональных способов организации и осуществления надзорной деятельности.

Результаты указанного анализа будут являться основой для планирования надзорной деятельности, прогнозирования надзорных ситуаций (состояние законности и факторов, влияющих на ее динамику) и построения схемы состояния законности в соответствии со статистическими и аналитическими данными в конкретном периоде времени.

Кроме обработки первичной информации о состоянии законности (имеющейся на поднадзорных объектах) (как, например, это осуществляется в настоящее время в органах прокуратуры) на ЭК рекомендуется хранить всю итоговую информацию по конкретному объекту надзора, включая результаты проверочной и предупредительной деятельности, а также оценки эффективности междуведомственного взаимодействия и каждого проверочного мероприятия в отдельности.

Содержание ЭК возможно реализовать в виде программного продукта в целях оптимизации и повышения качества, результативности и эффективности надзорной деятельности прокуратуры.

Ранее некоторыми учеными предложено использование системных компьютерных программ, помогающих прокурорам в проведении аналитической работы. В число основных вопросов программного обеспечения предложены к анализу: состояние законности, социально-экономическое положение региона, информация, требующая прокурорского вмешательства и т.д. [9, С. 30-33].

В учетных данных ЭК прокурорам-предметникам, за которыми закреплены конкретные объекты и предметы надзора, предлагается отражать следующие основные сведения: 1) сведения об объекте надзора (сфера деятельности, нормативное правовое регулирование, структура и т.п.);

2) основания и периодичность проведения прокурорских проверок; 3) характер выполненной прокурором работы (проведение проверки, участие в проверке, проводимой по инициативе поднадзорного объекта, профилактические мероприятия, посещение объекта, участие в совместном совещании, предупредительная деятельность и т.д.) и др. [7 С. 170].

Ведение такой информационной базы заметно облегчит деятельность прокуроров и позволит им оперативно извлекать необходимую информацию: при организации и проведении проверок; в ходе выполнения срочных поручений вышестоящих прокуратур; при проведении анализа качества проведенных проверок и принятых мер прокурорского реагирования; в целях прогнозирования состояния законности и планирования надзорных мероприятий; при проведении оценки эффективности использованной тактики и надзорных мероприятий др.

Представляется, что информация ЭК может быть заключена (содержаться, обновляться и храниться) в следующие основные модули программного устройства: 1) установочный (исходные данные, общие для всех остальных модулей для получения результатов); 2) определяющий (указание на объект, субъект и предмет надзора; также отдельной строкой указание на конкретного прокурорского работника, проводившего проверку);

3) результативный (состоящий из следующих подмодулей: а) итоговые данные установочного модуля в отношении сведений определяющего модуля; б) оценка прокурором состояния законности посредством определения достигнутой эффективности проверки; в) оценки своих действий, включая использование тактики и методики; г) проблемы, с которыми столкнулся прокурор в ходе проведения проверки (объективного (объект, предмет надзора) и субъективного характера (субъекты надзора, а также непосредственно относящиеся к прокурорскому работнику); д) (рекомендации: тактико-методического, организационного и управленческого характера); 4) вариативный (примерные решения, выработанные посредством искусственного интеллекта).

В предложенных модулях, по усмотрению прокурора-руководителя, может быть заключена и иная информация, которая относится к объектам, субъектам и предметам надзора.

В отдельных модулях этого же программного устройства могут содержаться: 1) алгоритм разработки и реализации тактики надзорной деятельности, который должен использоваться на каждой из стадий надзорной деятельности (данные результатов включены в результативный модуль); 2) имеющиеся методические рекомендации, используе- р мые прокурорами при проведении проверок (дан- Д ные включены в результативный модуль). Ч

т

Ведение ЭК представляется целесообразным К осуществлять в прокуратуре каждого звена, начи- ё ная с высшего и заканчивая низшим. Правом вне- у сения изменений в сведения ЭК должны обладать А

конкретные прокуроры в соответствии с компетенцией и полномочиями.

Однако полноценное использование ЭК невозможно без использования тактики надзорной деятельности прокуратуры - главным фактором качества и эффективности прокурорского надзора.

В этих целях полагаем необходимым продолжить работу по проведению научно-прикладных исследований основ тактики прокурорского надзора. Ключевая цель такого исследования заключается в выработке единого алгоритма действий прокурора при разработке и реализации тактики надзорной деятельности прокуратуры. Указанный алгоритм (или формализация разработки и реализации тактики надзорной деятельности) рекомендуется использовать в качестве базовой основы для внедрения искусственного интеллекта в надзорную деятельность органов прокуратуры.

Схематично данный процесс выглядит следующим образом: 1) надзорная деятельность; 2) тактика; 3) формализация тактики; 4) программирование; 5) внедрение искусственного интеллекта в надзорную деятельность.

Одной из основных задач здесь выступает обучение программного устройства выполнять разработку и реализацию тактики в соответствии с соблюдением содержания выработанного алгоритма действий (каждого его элемента). Любое отклонение от заданного алгоритма действий будет способствовать принятию не обоснованного и не рационального решения, а последующие избранные приемы нельзя будет отнести к тактическим, или к разработанной тактике в целом (в зависимости от форм ее реализации).

Указанные предложения по совершенствованию надзорной деятельности органов прокуратуры путем использования искусственного интеллекта согласуются с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (далее - Стратегия).

Кроме того, в соответствии с положениями Стратегии к 2030 году должно быть разработано программное обеспечение, в котором используются технологии искусственного интеллекта, для решения задач в различных сферах деятельности [8].

Вопросы применения искусственного интеллекта в общественно полезной деятельности были предметом исследования советских ученых.

В Стратегии отмечается, что искусственный интеллект пришел на смену экспертным системам, описывающим алгоритм действий по выбору решения в зависимости от конкретных условий в 1950-х годах [8].

Подтверждением тому является использование искусственного интеллекта в ситуационном управлении, которое вытекает из модельной теории мышления, разработанной Поспеловым Д.А и Пушкиным В.Н. [10, С. 159,162].

Представляется, что основу ситуационного управления составляет тактика, посредством которой осуществляется поиск и реализация рацио-

нальных решений применительно к условиям складывающейся ситуации.

С учетом изложенного, для внедрения искусственного интеллекта в надзорную деятельность прокуратуры представляется целесообразным:

1) на законодательном уровне:

- определить основные стадии надзорной деятельности органов прокуратуры, их цели и задачи;

- совершенствовать действующее законодательство об организации и деятельности органов прокуратуры и дополнить его положением об использовании тактики надзорной деятельности при проведении проверок, а алгоритмы ее разработки и реализации посредством применения искусственного интеллекта утвердить ведомственным актом Генпрокуратуры России;

2) в практическую деятельности органов прокуратуры:

- внедрить компьютерную программу по обработке информации электронных карт-накопителей надзорных характеристик объектов надзора и принять меры по обеспечению информационной защиты;

3) в теории прокурорского надзора:

- продолжить научно-практические исследования основ тактики прокурорского надзора и внедрения их результатов в практическую деятельность органов прокуратуры в целях повышения качества и эффективности надзорной деятельности.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

2. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».

4. Приказ Генпрокуратуры России от 14.09.2017 № 627 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года» (вместе с «Концепцией цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года») // Первоначальный текст документа опубликован в издании «Законность», № 12.

5. Университет прокуратуры Российской Федерации. [Электронный ресурс] - Режим доступа: agp@agprf.org. (дата обращения 28.12.2023)

6. Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий» (вместе с «Положением о Координационном комитете

по проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий»).

7. Махьянова Р.М. Тактический аспект надзорной деятельности органов прокуратуры: монография / Р.М. Махьянова. - Москва: Военный университет им. князя Александра Невского Минобороны России, 2022 г.

8. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 11.10.2019, «Собрание законодательства РФ», 14.10.2019, № 41, ст. 5700.

9. Раскина Т.В. Аналитическая работа прокуроров как средство оптимизации прокурорского надзора // Прокурорская деятельность: вопросы теории и практики. Материалы научно-практической конференции, проведенной на юридическом факультете МосГУ 21 ноября 2013 года. С. 30-33

10. Клыков Ю.И. Ситуационное управление большими системами. М., «Энергия», 1974 г. С. 3, 8, 16, 17. C. 159-162

THE USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE

Makhyanova R.M.

Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Russian Ministry of Defense

The article substantiates the feasibility of: the use of digital technologies in the implementation of supervisory functions by prosecutors in order to optimize, improve and improve the quality of supervisory activities of the prosecutor's office, maintaining the state of law and order at the appropriate level; maintaining, through computer programs, electronic storage cards, the supervisory characteristics of the object of supervision; conducting scientific and applied research on the fundamentals of prosecutorial supervision tactics in order to develop a unified algorithm for the development and implementation of supervisory tactics and the introduction of artificial intelligence; improving the legal regulation of the organization and activities of the prosecutor's office in terms of determining the stages of supervisory activities and the use of tactics when conducting prosecutorial

inspections and its development through the use of artificial intelligence. The author's definitions of the concepts are given: "supervisory activity of the prosecutor's office", "tactics of the supervisory activity of the prosecutor's office".

Keywords: prosecutorial authorities, digital technologies, artificial intelligence, basic tactics of prosecutorial supervision, tactics of supervisory activities of the prosecutor's office, supervisory situation, electronic storage cards of supervisory characteristics of the object of supervision.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated December 1, 2016 No. 642 "On the Strategy for Scientific and Technological Development of the Russian Federation."

2. Decree of the President of the Russian Federation dated December 5, 2016 No. 646 "On approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation."

3. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/09/2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030."

4. Order of the Prosecutor General's Office of Russia dated September 14, 2017 No. 627 "On approval of the Concept of digital transformation of bodies and organizations of the prosecutor's office until 2025" (together with the "Concept of digital transformation of bodies and organizations of the prosecutor's office of the Russian Federation until 2025") // The original text of the document was published in publication "Legality", No. 12.

5. University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation. [Electronic resource] - Access mode: agp@agprf.org. (access date 12/28/2023)

6. Decree of the President of the Russian Federation dated April 25, 2022 No. 231 "On the announcement of the Decade of Science and Technology in the Russian Federation" (together with the "Regulations on the Coordination Committee for the Decade of Science and Technology in the Russian Federation").

7. Makhyanova R.M. Tactical aspect of supervisory activities of prosecutors: monograph / R.M. Makhyanova. - Moscow: Military University named after. Prince Alexander Nevsky Russian Ministry of Defense, 2022

8. Decree of the President of the Russian Federation dated October 10, 2019 No. 490 "On the development of artificial intelligence in the Russian Federation" (together with the "National strategy for the development of artificial intelligence for the period until 2030") // Official Internet portal of legal information http:// www.pravo.gov.ru, 10/11/2019, "Collection of legislation of the Russian Federation", 10/14/2019, No. 41, art. 5700.

9. Raskina T.V. Analytical work of prosecutors as a means of optimizing prosecutorial supervision // Prosecutor's activity: questions of theory and practice. Materials of the scientific and practical conference held at the Faculty of Law of Moscow State University on November 21, 2013. pp. 30-33

10. Klykov Yu.I. Situational control of large systems. M., "Energy", 1974, pp. 3, 8, 16, 17. pp. 159-162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.