Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). С. 63-67. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). P. 63-67.
Научная статья УДК 343.163.5
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 2 Денис Николаевич Маринкин , Юлия Владимировна Маленьких
1Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия 1 2
Прикамский социальный институт, Пермь, Россия [email protected]
Аннотация. В системе государственной власти Российской Федерации прокуратура занимает особое положение. Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено понятие «прокуратура», согласно которому она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, которые осуществляют наряду с другими функциями прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на всей территории Российской Федерации. Важнейшими аспектами успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокуроров и их помощников, а также специфика и особенности разносторонней работы прокуратуры, применение своих полномочий к конкретным направлениям деятельности прокурорами, умение правильно, на научной основе организовать работу на порученных участках, мастерское владение тактикой и методикой для осуществления прокурорского надзора и иной деятельности. На сегодняшний день прокурорский надзор продолжает оставаться самостоятельным правовым явлением, отличным от прочих видов контрольной деятельности. Однако можно заметить, что при реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникает ряд организационно-правовых проблем, которые снижают его эффективность, поэтому в данной статье рассматривается наиболее важные из них. Кроме того, предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, надзорные полномочия, закон, государство.
Для цитирования: Маринкин Д. Н., Маленьких Ю. В. Актуальные проблемы прокурорского надзора в Российской Федерации // Вестник Прикамского социального института. 2021. № 3 (90). C.63-67.
Original article
CURRENT PROBLEMS OF PROSECUTOR'S SUPERVISION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Denis N. Marinkin1, Yulia V. Malenkih2
1Perm State University, Perm, Russia
1 2
' Prikamskу Social Institute, Perm, Russia [email protected]
Abstract. In the system of state power, the Prosecutor's Office of the Russian Federation occupies a special position. The federal law "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" establishes the concept of the Prosecutor's Office, according to which it is a single federal centralized system of bodies
© Маринкин Д. Н., Маленьких Ю. В., 2021
that carry out, along with other functions, primarily supervision of compliance with the Constitution of the Russian Federation and the implementation of laws in force throughout the Russian Federation. The most important aspects of the successful implementation of prosecutorial supervision and other activities of the prosecutor's office are the strong knowledge of prosecutors and their assistants, as well as the specifics and features of the versatile work of the prosecutor's office, the application of their powers to specific areas of activity by prosecutors, the ability to correctly organize work on the assigned sites on a scientific basis, MAS tactics and techniques for carrying out about resort supervision and other activities. To date, prosecutorial supervision continues to be an independent legal phenomenon, different from other types of control activities. However, it can be noted that during the implementation of prosecutor's supervision on the territory of the Russian Federation, a number of organizational and legal problems arise that reduce its effectiveness. Therefore, this article deals with the relevance of the topic, and also shows the most important problems. In addition, ways to solve them are proposed.
Keywords: prosecutor's office, prosecutor's supervision, supervisory powers, law, state.
For citation: Marinkin D. N., Malenkih Yu. V. Current problems of prosecutor's supervision in the Russian Federation. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2021. No. 3 (90). Pp. 63-67. (In Russ.)
На основе анализа норм Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»1 (далее - Закон № 2202-1) можно выделить следующие функции прокуратуры: надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, а также осуществление международного сотрудничества.
Прокурорский надзор как главная функция носит комплексный характер, поскольку состоит в наблюдении за законностью деятельности огромного круга субъектов, в применении предусмотренных нормами права мер для ликвидации последствий правонарушений, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности.
Прокурорский надзор, безусловно, играет значительную роль в современном правовом государстве2 и гражданском обществе, которая заключается не только в выявлении, но и в предупреждении и профилактике нарушений прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации [1], а также, как отмечалось выше, в их восстановлении, в связи с чем исследование проблем в сфере теории и практики прокурорского надзора, безусловно, является актуальным.
В такой правоприменительной деятельности наряду с положительными можно выявить и некоторые отрицательные моменты.
Рассмотрим конкретные проблемы прокурорского надзора и пути их решения.
Во-первых, статистические данные позволяют говорить о достаточно низких показателях законности деятельности органов дознания, органов предварительного следствия на этапе проведения доследственных проверок (возбуждение уголовного дела) [2; 3; 4; 5], что влечет несоразмерное увеличение рабочей нагрузки органов прокуратуры, связанной с осуществлением надзорной деятельности по данному направлению.
Решением этого видится увеличение срока проверки сообщений о преступлениях до 15 суток вместо 10 суток по мотивированному ходатайству следователя, с возможным продлением до 45 суток вместо 30 суток. Указанное влечет переработку нормы, предусмотренной ч. 3 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ). Таким образом, увеличение сроков проверки информации о признаках преступлений позволит значительно снизить нагрузку на подразделения доз-
1 О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 1.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Рос. газета. № 39. 18.02.1992.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общерос. голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] // Офиц. интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020 (дата обращения: 04.11.2021).
нания и следствия, что положительно скажется на результатах их работы, а вследствие этого улучшит показатели прокурорского надзора за рассматриваемым институтом, снизив рабочую нагрузку органов прокуратуры в этом направлении надзорной деятельности.
Во-вторых, ежегодно фиксируется высокий объем рабочей нагрузки на прокуроров и их помощников при осуществлении всех видов прокурорского надзора (в иных направлениях) [6; 7]. В частности, это влечет постоянную смену кадрового состава.
В данном случае, думаем, следует расширять штат органов прокуратуры (например, за счет увеличения количества ставок помощников прокуроров). Данная мера позволит снизить объемы рабочей нагрузки по осуществлению надзорной деятельности, возложенной как на помощника прокурора, так и на самих прокуроров.
В-третьих, научные исследования практики работы современных прокуроров свидетельствуют о снижении уровня профессиональной компетенции помощников прокуроров региональных органов прокуратуры (в частности, городских и районных прокуратур) [7].
Мы полагаем, что разрешение данной проблемы возможно путем ежегодного (по наиболее проблемным вопросам: ежеквартального) проведения дополнительного профессионального обучения среди помощников прокуроров по вопросам осуществления надзорной деятельности на базе высших учебных заведений (юридических факультетов) [8] с привлечением известных в научно-педагогическом сообществе преподавателей в области прокурорского надзора, а также наиболее квалифицированных сотрудников органов прокуратуры (судей и адвокатов). Финансирование данного обучения должно производиться за счет средств федерального бюджета.
В-четвертых, современное российское законодательство не содержит надзорных полномочий прокуроров в отношении граждан. Полагаем, что необходимость прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства гражданами продиктована современными реалиями [9].
Для решения данной проблемы считаем необходимым и целесообразным внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 1 Закона № 2202-1, направленные на включение в круг поднадзорных субъектов также и российских граждан (возможно, и граждан других государств, лиц без гражданства).
В-пятых, правовые акты не содержат надзорных полномочий прокуроров за соблюдением прав организаций.
Решением этой проблемы, на наш взгляд, является установление такого прокурорского надзора - за соблюдением прав организаций, что также обусловлено современным развитием общественных отношений на территории российского государства. В этой связи полагаем необходимым внести изменения в закон № 2202-1, закрепляющие новую главу, в рамках которой будут регламентированы предмет и полномочия прокуроров в ходе осуществления ими прокурорского надзора за соблюдением прав организаций.
Подводя итоги, отметим, что выше указаны лишь наиболее важные проблемы прокурорского надзора и их возможные решения. Акцентуация на этих проблемах со стороны теоретиков и практиков юриспруденции позволит повысить эффективность прокурорского надзора в целом и не только усовершенствовать организационную деятельность органов прокуратуры, но и приблизиться к высшей цели - совершенствованию и повышению эффективности работы всех поднадзорных правоохранительных органов с учетом указанных выше направлений.
Список источников
1. Маринкин Д. Н. Защита прав личности - приоритетная тактическая цель уголовного процесса Российской Федерации // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 5. Ч. 1. С. 109-112.
2. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/ gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения: 20.11.2021).
3. Шилов Е. С. Полномочия прокурора при надзоре за процессуальной деятельностью на стадии возбуждения уголовного дела // Трибуна ученого. 2021. № 3. С. 140-147.
4. Ильюхов А. А. Доследственная проверка и вопросы, возникающие в ходе ее проведения на стадии возбуждения уголовного дела в рамках дел, рассмотренных судом с участием суда присяжных заседателей [Электронный ресурс]. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/74145-dosledstvennaya-proverka-voprosy-voznikayushhie-khode-provedeniya-stadii (дата обращения: 20.11.2021).
5. Скугаревский Д. Досудебное следствие до возбуждения уголовного дела [Электронный ресурс] // Адвокатская газета. 03 июня 2018 г. URL: https://www.advgazeta.ru/mneniya/dosudebnoe-sledstvie-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/ (дата обращения: 20.11.2021).
6. Курчавенкова А. В. Некоторые проблемы прокурорской деятельности в сфере учета преступлений // Актуальные проблемы прокурорской деятельности: сб. материалов науч.-практ. конф. Москва, 27 ноября 2015. М., 2016. С. 35-40.
7. Каух П. В. Проблемы совершенствования прокурорской деятельности в России // Инновации, наука, образование. 2021. № 32. С. 293-305.
8. Хайменова А. В., Егоров О. Н. Подготовка кадров в органы прокуратуры Российской Федерации // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2019. № 1 (15). С. 70-73.
9. Макеева В. Н. Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина // Вопросы российской юстиции. 2021. № 11. С. 542-546.
References
1. Marinkin D. N. Zashchita prav lichnosti - prioritetnaya takticheskaya tsel' ugolovnogo protsessa Rossiiskoi Federatsii [Protection of individual rights is a priority tactical goal of the criminal procedure of the Russian Federation]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2016, vol. 8, no 5, part. 1, pp. 109-112. (In Russ.)
2. Rezul'taty deyatel'nosti organov prokuratury Rossiiskoi Federatsii [The results of the activities of the prosecution authorities of the Russian Federation]. General'naya prokuratura Rossiiskoi Federatsii. (In Russ.). Available at: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (accessed: 20.11.2021). (In Russ.)
3. Shilov E. S. Polnomochiya prokurora pri nadzore za protsessual'noi deyatel'nost'yu na stadii voz-buzhdeniya ugolovnogo dela [Powers of the Prosecutor in Supervising Procedural Activities at the Stage of Initiating a Criminal Case]. Tribuna uchenogo, 2021, no 3, pp, 140-147. (In Russ.)
4. Il'yukhov A. A. Dosledstvennaya proverka i voprosy, voznikayushchie v khode ee provedeniya na stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela v ramkakh del, rassmotrennykh sudom s uchastiem suda pri-syazhnykh zasedatelei [Pre-investigation check and issues arising in the course of its conduct at the stage of initiation of a criminal case in the framework of cases considered by the court with the participation of the jury]. (In Russ.). Available at: https://wiselawyer.ru/poleznoe/74145-dosledstvennaya-proverka-voprosy-voznikayushhie-khode-provedeniya-stadii (accessed: 20.11.2021). (In Russ.)
5. Skugarevskii D. Dosudebnoe sledstvie do vozbuzhdeniya ugolovnogo dela [Skugarevsky D. Pretrial investigation before the initiation of a criminal case]. Advokatskaya gazeta, 03 iyunya 2018 g. (In Russ.). Available at: https://www.advgazeta.ru/mneniya/dosudebnoe-sledstvie-do-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela/ (accessed: 20.11.2021). (In Russ.)
6. Kurchavenkova A. V. Nekotorye problemy prokurorskoi deyatel'nosti v sfere ucheta prestuplenii [Some problems of prosecutorial activities in the field of crime registration]. Aktual'nye problemy prokurorskoi deyatel'nosti, 2015, Moscov, 2016, pp. 35-40. (In Russ.)
7. Kaukh P. V. Problemy sovershenstvovaniya prokurorskoi deyatel'nosti v Rossii [Problems of improving prosecutorial activities in Russia]. Innovatsii, nauka, obrazovanie, 2021, no 32, pp. 293-305.
8. Khaimenova A. V., Egorov O. N. Podgotovka kadrov v organy prokuratury Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Ural'skogo finansovo-yuridicheskogo instituta, 2019, № 1 (15), pp, 70-73, (In Russ.)
9. Makeeva V. N. Polnomochiya prokurora po nadzoru za soblyudeniem prav i svobod cheloveka i grazhdanina [The powers of the prosecutor to supervise the observance of human and civil rights and freedoms]. Voprosy rossiiskoiyustitsii, 2021, no 11, pp, 542-546. (In Russ.)
Информация об авторах Д. Н. Маринкин - кандидат юридических наук, доцент кафедры «Предпринимательство и экономическая безопасность» экономического факультета, Пермский государственный национальный исследовательский университет, заведующий кафедрой «Уголовное право и уголовный процесс», Прикамский социальный институт; Ю. В. Маленьких - студентка 2-го курса, направление «Юриспруденция», Прикамский социальный институт.
Information about the authors D. N. Marinkin — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor at the Department of Entrepreneurship and Economic Security of the Faculty of Economics,
Perm State University, Head of the Department of Criminal Law and Criminal Procedure, P^ham^^ Social Institute, Perm, Russia; Yu. V. Malenkih — 2nd Year Student of the Direction of Training "Jurisprudence ",
Prikamsk Social Institute.
Статья поступила в редакцию 22.11.2021; одобрена после рецензирования 02.12.2021; принята к публикации 02.12.2021.
The article was submitted 22.11.2021; approved after reviewing 02.12.2021; accepted for publication 02.12.2021.