Научная статья на тему 'Использование технологий дистанционного обучения в подготовке врачей-интернов к сдаче лицензионного интегрированного экзамена'

Использование технологий дистанционного обучения в подготовке врачей-интернов к сдаче лицензионного интегрированного экзамена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ЛЬВОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДАНИИЛА ГАЛИЦКОГО / ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / МОДУЛЬНЫЙ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИНАМИЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Sichkoriz O.Y., Korzynskyy Y.S., Kamut N.V., Myhal O.O., Kolach T.S.

Внедрение системы дистанционного обучения в подготовке к сдаче врачами-интернами по специальности «Общая врачебная подготовка» на факультете последипломного образования ЛНМУ имени Данила Галицкого за 2016-2017 годы осуществляется как системный интегрированный процесс и включает различные формы подготовки к сдаче врачами-интернами лицензионного интегрированного экзамена и является важным элементом организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Sichkoriz O.Y., Korzynskyy Y.S., Kamut N.V., Myhal O.O., Kolach T.S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF REMOTE EDUCATION TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF MEDICAL INTERNS TO PASS THE LICENSED INTEGRATED EXAMINATION

The introduction of a distance education system for medical interns in the specialty \"General medical training\" at the Faculty of Postgraduate Education of the Lviv national medical university named after Danylo Halytsky for 2016-2017 is implemented as a integrated system process and includes various forms of preparation for passing the licensed integrated examination by the medical interns and is an important element in the organization of the learning process.

Текст научной работы на тему «Использование технологий дистанционного обучения в подготовке врачей-интернов к сдаче лицензионного интегрированного экзамена»

46_# 26, (2018) | MEDICAL SCIENCES

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ К СДАЧЕ ЛИЦЕНЗИОННОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЭКЗАМЕНА

Сичкориз А.Е.

Декан факультету п1слядипломно'1 oceimu Львгвського нацюнального медичного утверситету шет

Данила Галицького Коржинський Ю. С.

Професор, завiдувач кафедри nедiатрii i неонатологИ ФПДО Львiвського нацюнального медичного

}rniверситету iменi Данила Галицького

Камуть Н.В.

Асистент кафедри nедiатрii i неонатологи ФПДО Львiвського нацюнального медичного утверситету iменi Данила Галицького Мигаль О.О.

Асистент кафедри терапевтично'1' стоматологп ФПДО Львiвського нацiонального медичного ^iверситету iменi Данила Галицького Колач Т.С.

Старший викладач кафедри медично'1' тформатики ФПДО Львiвського нацюнального медичного

}rniверситету iменi Данила Галицького

THE USE OF REMOTE EDUCATION TECHNOLOGIES IN PREPARATION OF MEDICAL INTERNS TO PASS THE LICENSED INTEGRATED EXAMINATION

Sichkoriz O. Y.

Lviv national medical university named after Danylo Halytsky

Korzynskyy Y.S.

Lviv national medical university named after Danylo Halytsky

Kamut N. V.

Lviv national medical university named after Danylo Halytsky

Myhal O.O.

Lviv national medical university named after Danylo Halytsky

Kolach T.S.

Lviv national medical university named after Danylo Halytsky

АННОТАЦИЯ

Внедрение системы дистанционного обучения в подготовке к сдаче врачами-интернами по специальности «Общая врачебная подготовка» на факультете последипломного образования ЛНМУ имени Данила Галицкого за 2016-2017 годы осуществляется как системный интегрированный процесс и включает различные формы подготовки к сдаче врачами-интернами лицензионного интегрированного экзамена и является важным элементом организации учебного процесса.

ABSTRACT

The introduction of a distance education system for medical interns in the specialty "General medical training" at the Faculty of Postgraduate Education of the Lviv national medical university named after Danylo Halytsky for 2016-2017 is implemented as a integrated system process and includes various forms of preparation for passing the licensed integrated examination by the medical interns and is an important element in the organization of the learning process.

Ключевые слова: Львовский национальный медицинский университет имени Даниила Галицкого, лицензионный экзамен, последипломное образование, тестирование, модульный объектно -ориентированный динамичный учебный процесс.

Keywords: Lviv national medical university named after Danylo Halytsky, licensing exam, postgraduate education, testing, Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment.

Введение. устанавливает ее соответствие стандартам высшего

«Центр тестирования профессиональной ком- образования путем проведения стандартизирован-

петентности специалистов с высшим образованием ного тестирования в форме лицензионных интегри-

направления подготовки «Медицина» при Мини- рованных экзаменов.

стерстве здравоохранения Украины» (Центр тести- Центр тестирования является первой специа-

рования) осуществляет функцию внешнего кон- лизированной аттестационной организацией в

троля, проводит оценку качества подготовки специ- Украине и странах СНГ, который применяет алистов в области здравоохранения и

SCIENCES OF EUROPE # 26, (2018)

47

научно-обоснованные методы стандартизированного тестирования на национальном уровне. Он был создан в 1999 году при участии экспертов Ассоциации медицинского образования Европы, аттестационных советов США (NBME) и Канады (MCC).

Для обеспечения контроля за качеством подготовки врачей в интернатуре с 2007 года лицензионный интегрированный экзамен является обязательной составной частью аттестации врачей-интернов. Лицензионный интегрированный экзамен за специальностью «Общая врачебная подготовка» проводится по графику, утвержденному Минздравом Украины, с использованием единого экзаменационного теста, которым устанавливается соответствие уровня профессиональной компетентности врачей-интернов с требованиями действующих стандартов высшего образования. Экзаменом оцениваются необходимые знания, навыки и умения, которые необходимы врачу в области диагностики, дифференциальной диагностики и оказания помощи при неотложных состояниях, организации помощи в экстремальных ситуациях, осуществление противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях, а также другие аспекты общей врачебной подготовки [1].

Появление и активное распространение дистанционных технологий обучения является логичным ответом систем образования многих стран на процессы интеграции в мире и формирования информационного общества в целом. Теоретические и прикладные аспекты организации учебного процесса в высшей школе должны рассматриваться с учетом достижений современной науки и информационных технологий [2]. Поэтому, внедрение технологий дистанционного обучения для обеспечения подготовки к лицензионному интегрированному экзамену врачей-интернов по специальности «Общая врачебная подготовка» является важным элементом организации учебного процесса.

В соответствии с Положением о дистанционном обучении МОН Украины от 25.04.2013 г. № 466, под термином «дистанционное обучение» понимается индивидуализированный процесс приобретения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, который происходит в основном за опосредованного взаимодействия удаленных друг от друга участников учебного процесса в специализированной среде и функционирует на базе современных информационно-коммуникационных технологий [3].

Одной из таких опосредованных систем дистанционного обучения является платформа «moodle», где реализованы систематизированный сбор информации и средств учебно-методического характера, которые необходимы для усвоения учебных дисциплин и является доступное через Интернет.

Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) - это модульный объектно -ориентированный динамичный учебный процесс, называемый также системой управления обучением (LMS), системой управления курсами (CMS),

виртуальной учебной средой (УЬЕ) или просто платформой для обучения, которая предоставляет преподавателям, ученикам и администраторам широкий набор инструментов для компьютеризированного обучения, в том числе дистанционного [4].

В настоящее время на базе платформы «moodle» зарегистрировано более 101 тыс. веб-сайтов в более чем 190 странах мира и создано более 15 млн. дистанционных курсов, а общее количество пользователей достигло 130 млн. человек в мире [5].

Основным преимуществом системы дистанционного обучения с использованием платформы «moodle» [http://misa.meduniv.lviv.ua/] является возможность подготовки врачей-интернов к лицензионному экзамену и оптимизации системы контроля на факультете последипломного образования Львовского национального медицинского университета имени Даниила Галицкого.

Цель исследования.

Оценить эффективность и качество по дистанционной форме подготовки к тестовому лицензионному экзамену врачей-интернов по специальности «Общая врачебная подготовка» с использованием платформы «moodle» на факультете последипломного образования ЛНМУ имени Данила Галицкого за 2016-2017 годы.

Материалы и методы.

К анализу были включены результаты проведения учебных тестирований в бумажном варианте и с помощью дистанционной формы подготовки к тестовому лицензионному экзамену врачей интернов по специальности «Общая врачебная подготовка» на факультете последипломного образования ЛНМУ имени Данила Галицкого за 2016-2017 годы. Определяли результативность и эффективность подготовки к экзамену за тестовыми заданиями, которые были составлены на основе открытых буклетов тестовых заданий Центра тестирования при МОЗ Украины 2012-2017 годов.

Для подготовки данных и их статистической обработки было использовано программное обеспечение <^1айсйса 10».

Результаты исследования и их обсуждение.

Согласно обработанных данных, общее количество врачей-интернов, которые сдавали лицензионный экзамен в 2017 году по специальности «Общая врачебная подготовка», по данным Центра тестирования при МОЗ Украины, составила 589 человек. При подготовке интернов к написанию экзамена, было проведено 10 бумажных и 5 электронных тестирований. Для прохождения электронных тестирований нами было зарегистрировано 515 человек, что составило 87,4% от количества врачей-интернов, которые сдавали лицензионный экзамен, а общее количество врачей-интернов, которые писали бумажные тестирования составляла 486 человек (82,5% от лицензионного экзамена), что на 29 человек меньше, чем при электронных и на 103 человека меньше общего количества интернов, которые составляли лицензионный экзамен (рис. 1).

48

# 26, (2018) | МББЮЛЬ БСГЕЫСЕБ

Рис. 1 Количество врачей-интернов, которые принимали участие в подготовке и сдавали лицензионный

экзамен в 2017г.

КОЛИЧЕСТВО ИНТЕРНОВ

600 500 400 300 200 100

486

Бумажные тестирования

515

Электронные тестирования

589

Лицензионный экзамен

0

Проведен анализ результатов тестирований при различных видах подготовки врачей-интернов к сдаче лицензионного экзамена. Бумажные тестирования проводились традиционно в конференц-зале факультета последипломного образования. Врачам-интернам предлагалось к решению 10 вариантов тестовых заданий по 80 вопросов. Электронные тестирования были реализованы на базе учебной платформы дистанционного обучения «moodle» Университета и проводились онлайн. Каждый участник тестирования получал индивидуальный, автоматически сформированный вариант теста в количестве 200 вопросов из базы данных, на решение которого ему выделялось 200 минут в течение суток. Каждый врач-интерн имел одну попытку для написания контрольного тестирования.

По завершении контрольного тестирования, врач-интерн сразу получал результат сдачи теста и имел возможность проверить, и проанализировать ошибки при написании тестов.

При проведении бумажных тестирований средний балл составил - 69,12%, тогда как при электронных - 82,58% и в результате сложения лицензионного экзамена он составил - 86,33%. При этом разница между средним баллом электронных тестирований и результатом лицензионного экзамена составила 3,75% (рис.2), что свидетельствует о том, что результаты сдачи электронных тестирований больше совпадают с результатами лицензионного экзамена, по сравнению с бумажными.

БСГЕЫСЕБ ОБ ЕиЯОРЕ # 26, (2018)

49

Рис. 2 Сравнительная характеристика видов тестирований на основе среднего балла.

СРЕДНИИ БАЛЛ (%)

82,58

86,33

90,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

Бумажные тестирования

Электронные тестирования

Лицензионный экзамен

Следующим этапом нашего анализа, было проведение сравнения результатов разных видов тестирований на основе части интернов, которые не набрали проходной балл. Так, в случае проведения бумажных тестирований часть интернов, которые набрали меньше 70,5% составляла - 51,2%. Однако, семь интернов, которые по результатам электронных тестирований набрали проходной балл (70,5%), однако лицензионный экзамен не сдали. Значительное количество интернов (132 человека -

32% от тех, кто проходил тестирования) на бумажных тестированиях показали результат меньше проходного балла, однако успешно сдали лицензионный экзамен. Это, вероятно, свидетельствует о нежелании интернов добросовестно и ответственно писать бумажные тестирования. Поэтому, при проведении электронных тестирований, часть интернов, которые набрали меньше 70,5% составила -17,5%. Для сравнения процент лиц, которые не сдали лицензионный экзамен составил - 4,9% (рис.3

50_# 26, (2018) | МЕБЮАЬ БСГЕЫСЕБ

Доля интернов, набравших меньше 70,5 баллов (%)

60,0 51,2

50,0

40,0

30,0

17,5

20,0

10,0 4,8

0,0 Бумажные тестирования Электронные тестирования Лицензионный экзамен

Рис. 3 Сравнительная характеристика видов тестирований на основе доли интернов, которые не

набрали проходной балл.

Дополнительно нами изучалась присутствие врачей-интернов на различных видах тестирований. Так, при проведении бумажных тестирований явка врачей-интернов составляла около 67,11% и при проведении электронных тестирований - почти 76,78%, что практически на 10% выше. Такое весомое преимущество в присутствии врачей-интернов при проведении он-лайн тестирований объясняется комфортными условиями и удобным временем решения теста.

Также, нас заинтересовало количество интернов, которые ни разу не участвовали в тестированиях или результат сдачи теста составил 0 баллов. Так, в случае написания бумажных тестирований

таких лиц было - 28 из 486 - 5,76%, а в случае электронных тестирований - 19 человек с 515 - 3,69%.

Проведен анализ по взаимосвязи результатов электронного тестирования и написания лицензионного экзамена. Установлено, что коэффициенты корреляции между средними результатами электронного и бумажного тестирования и сдачи лицензионного экзамена есть практически одинаковыми: 0,41 и 0,48. Учитывая различную численность интернов при сдаче тестирований можно сделать вывод, что абсолютный балл тестирования (электронного и бумажного) одинаково средне коррелирует с результатом лицензионного экзамена (рис.4).

8С1ЕЫСБ8 ОБ ЕиЯОРБ # 26, (2018)

51

Рис.4 Взаимосвязь результатов электронного тестирования и лицензионного экзамена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

110 100 90

Коэффициент корреляции: г = 0,41

П

ИВ

о

еь В н

и ы н ы

п п

О еь

н «

ы

О О о о 0 1Й ,г>'

о 1

о - шВ л е <>

о КЧ/ ^ 0 О

о о 0 о Г! ' 0°

О о 0 О °

о О О О о 0 £ >

О О О °0 с >

0 О

10 20 30 40 50 60 70 80 90 Ю0 110

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

На приведенном графике каждый кружочек является результатом написания тестирования отдельно взятого интерна по его электронному тестировании и результатами лицензионного экзамена. Нами было выделено красную зону, в которой находятся семь интернов, которые по результатам электронных тестирований набрали проходной балл (70,5), однако лицензионный экзамен не скдали. В то же время, существует зеленая зона, в которой находится 32 интерна, которые по среднему баллу электронного тестирования не набрали

70,5 баллов, однако успешно сдали лицензионный экзамен.

Аналогичный анализ нами был проведен и по бумажному тестировании (рис.5). В красной зоне нет ни одной интерна - то есть все, кто в среднем набрал проходной балл, успешно сдали лицензионный экзамен. Однако, в зеленой зоне находится 132 интерна (32% от тех, кто проходил тестирования). Это свидетельствует о нежелании интернов добросовестно и ответственно писать бумажные тестирования.

52

# 26, (2018) | MEDICAL SCIENCES

Коэффициент корреляции: r = 0.48

о

О ct

Що ляшй -

о о 0 о ° Я

о СхУ (№°ЖО w

0

о О О о0о

0 о о о 0 0

о

I

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110

ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

Рис. 5 Взаимосвязь результатов бумажного тестирования и лицензионного экзамена.

Выводы.

Таким образом, подготовка врачей-интернов по специальности «Общая врачебная подготовка» на факультете последипломного образования ЛНМУ имени Данила Галицкого за 2016-2017 годы осуществляется как системный интегрированный процесс и включает различные формы подготовки к сдаче врачами-интернами лицензионного интегрированного экзамена и является важным элементом организации учебного процесса. Все вышеперечисленное позволило увидеть, что:

1. Внедрение системы дистанционного обучения в подготовке к сдаче врачами-интернами по специальности «Общая врачебная подготовка» лицензионного интегрированного экзамена «КРОК 3» электронных тестирований позволили привлечь большее количество врачей-интернов для подготовки по сравнению с такими, при проведении бумажных тестирований. Результаты сдачи электронных тестирований больше совпадают с результатами «КРОК 3», по сравнению с бумажными.

2. Явка интернов при проведении электронных тестированиях выше, как в абсолютном так и процентном соотношении относительно бумажных, и объясняется комфортными условиями и удобным временем сдачи теста.

3. Элемент контроля за списыванием и подсказками при проведении контрольных электронных тестирований есть меньше. Как следствие, семь интернов, которые по результатам электронных тестирований набрали проходной балл

(70.5%). однако лицензионный экзамен не сдали. Значительное количество интернов (132 человека -32% от тех, кто проходил тестирования) при бумажных тестированиях показали результат меньше проходного балла, однако успешно сдали лицензионный екзамен.

4. Проведение смешанной формы подготовки к сдаче лицензионного интегрированного экзамена с использованием электронных и бумажных тестирований является оптимальным и будет иметь преимущество над применением только бумажных или только электронных тестирований.

Литература

1. Приказ МОЗ Украины от 20.11.2006 г.. №»762 «О введении лицензионного интегрированного экзамена «КРОК 3. Общая врачебная подготовка» как составной части государственной аттестации врачей-интернов».

2. Система обеспечения качества подготовки медицинских кадров в Украине / И.Е. Булах, А.П. Волосовець, В.М. Казаков и др. -К. Книга плюс, 2007. - 40 с.

3. Положения о дистанционном обучении МОН Украины от 25.04.2013 г. №466.

4. Анисимов A.M. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие / А.М. Анисимов. - второй изд. испр. и дополн. - М .: Изд-во ХНАГХ, 2009. - 292 с.

5. Официальный сайт Moodle. https ://moodle.net/stats/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.