ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПУНКТУАЦИИ
С. В. КОЛОТУШКИНА, аспирант Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва)
Л. С. ТРЕГУБОВА, кандидат педагогических наук, доцент Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва)
В статье рассматриваются возможности современных образовательных технологий для организации процесса обучения младших школьников пунктуации. Использование технологии учебного сотрудничества и игровой технологии в значительной степени повышает эффективность познавательной деятельности учащихся, развивает их интеллектуальные, языковые и коммуникативные способности. В статье представлены примеры реализации структурных компонентов технологического процесса учебного сотрудничества и игровой деятельности при формировании пунктуационных умений младших школьников.
Article discusses the possibilities of modern educational technology for the training punctuation of primary schoolchildren. Educational technology cooperation and gaming technology greatly improves the efficiency of cognitive activity of students, the development of their intellectual, linguistic and communicative ability. This article presents examples of structural components of the technological process of the educational cooperation and gaming activities in the process of formation of punctuation skills of primary schoolchildren.
Ключевые слова: языковое образование, обучение пунктуации, образовательные технологии, учебное сотрудничество, игровая технология, пунктуационные умения
Key words: language education, punctuation training, educational technologies, educational cooperation, game technology, punctuation skills
В современной Концепции филологического образования отмечается значимость русского языка как языка межнационального общения,
культуры, образования и науки [4]. В связи с этим в современной начальной школе особую значимость приобретают вопросы языкового образования младших школь-
ников, которое предполагает определенный уровень владения языком, характеризующийся свою очередь готовностью учащихся:
3 решать практические задачи (грамматические, орфографические, лексико-стилистические, коммуникативные и т. п.) в учебных ситуациях;
3 применять знания по языку в жизненных условиях речевого общения [6].
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов значимым условием языкового и коммуникативного развития учащихся, формирования ценностного отношения к языку как составной части национальной культуры является овладение пунктуационными нормами русского языка. Важность обучения пунктуации в начальных классах обусловлена следующими факторами:
3 дограмматическое знакомство младших школьников со знаками препинания позволит создать основу для формирования их пунктуационных знаний и умений на последующих этапах обучения русскому языку;
3 целенаправленное внимание к знакам препинания поможет учащимся увидеть за знаком смысл высказывания, воспринять и осознать его, а затем правильно интонационно воспроизвести; 3 привлечение внимания учащихся к знакам препинания как средству коммуникации будет способствовать формированию умения правильно использовать знаки препинания для более точного выражения мыслей и чувств в процессе письменного общения [7]. Решение проблемы развития языковых и коммуникативных способностей учащихся, а также их активности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности связано прежде всего с внедрением в процесс обучения педагоги-
Значимым условием языкового и коммуникативного развития учащихся, формирования ценностного отношения к языку как составной части национальной культуры является овладение пунктуационными нормами русского языка.
ческих технологий, которые обеспечивают формирование и развитие познавательных мотивов младших школьников, активизацию их мыслительной деятельности, потребность в знаниях и речевом общении.
Эффективным средством повышения мотивации письменного высказывания, формирования языковых и коммуникативных способностей младших школьников выступает специально организованное обучение в форме учебного сотрудничества, которое предполагает их интерактивное взаимодействие в парах или группах и создает условия для активной совместной учебной деятельности детей в различных учебных ситуациях. По мнению ученых, сотрудничество в группе равных оказывает положительное влияние на формирование способности понимать иную точку зрения и действовать, учитывая позицию другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сферах [8]. В психолого-педагогической литературе определены требования к организации технологического процесса учебного сотрудничества. Приведем примеры коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование пунктуационных умений младших школьников, в соответствии с данными требованиями.
1. Класс делится на группы для решения конкретных задач. Каждая группа учеников получает и совместно выполняет определенное задание (общее или дифференцированное), например: Прочитайте. О каком времени года говорится в этом тексте?
Желтый клен глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
(Ю. Каспарова)
Какие слова и сочетания слов использует автор для описания осенней природы?
Каждая группа учащихся получает иллюстрацию с изображением одного из времен года (осени, весны, зимы, лета). Дети выполняют следующее задание: Рассмотрите иллюстрацию. Составьте четыре предложения, разных по цели высказывания, о том времени года, которое изображено на иллюстрации. Запишите предложения. Объясните выбор знака препинания в конце каждого предложения, опираясь на смысл предложения и его интонацию.
Школьникам предлагается такой способ выполнения задания, который позволит учителю выявить и оценить учебную деятельность каждого ученика в составе группы.
3 Учащиеся в группе по цепочке составляют предложения по иллюстрации: первый ученик составляет повествовательное предложение, произносит его с правильной интонацией, объясняет выбор знака препинания, опираясь на смысл предложения, после этого учащиеся записывают предложение; второй ученик составляет следующее предложение и т. д. В случае затруднения при составлении предложения и выбора знака препинания ученики в группе оказывают друг другу помощь.
3 Каждый ученик самостоятельно составляет предложения, записывает, выбирает знаки препинания для обозначения конца предложений. После этого дети по очереди интонационно правильно читают составленные предложения, объясняют выбор знака препинания. В процессе обсуждения выбираются правильные и наиболее образные синтаксические конструкции.
Далее в ходе общего коллективного обсуждения учащиеся каждой группы представляют четыре предложения; выделяют грамматически правильно составленные предложения, которые передают особенности того или иного времени года.
2. Состав группы подбирается по принципу объединения школьников с разными учебными возможностями, с разным уров-
нем речевого развития, а также по принципу совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.
Организация технологического процесса учебного сотрудничества осуществляется в соответствии со следующими компонентами:
3 подготовка учащихся к выполнению задания в группе (в паре):
— постановка познавательной задачи;
— инструкция о последовательности работы в составе группы (в паре);
— раздача дидактического материала;
3 организация работы учащихся в
группе (в паре):
— знакомство с дидактическим материалом;
— выбор способа действия учащихся внутри группы (пары);
— индивидуальное выполнение учениками заданий в соответствии с выбранным способом действия;
— обсуждение индивидуальных результатов в группе;
— обсуждение общего результата группы;
— подведение итогов выполнения группового задания;
3 заключительная часть:
— сообщение о результатах работы в группе (в паре);
— анализ познавательной задачи, рефлексия;
— общий вывод о работе в группе (в паре) и достижении поставленной задачи [3].
Приведем пример реализации данных структурных компонентов при выполнении задания, предполагающего расстановку знаков препинания в сплошном тексте.
Во время подготовки к выполнению задания необходимо сформировать у учащихся умение самостоятельно ставить познавательную задачу. Для этого им предлагается прочитать представленный на слайде текст без знаков препинания:
Дети по очереди интонационно правильно читают составленные предложения, объясняют выбор знака препинания.
В воскресенье мы ходили в ельник как красивы величавые пушистые ели под деревьями лежат сухая хвоя и мелкие сучья под елью мы заметили пушистые шишки кто их разбросал
После этого ученики отвечают на вопросы: «Как ты думаешь, какое задание нужно выполнить, чтобы правильно и прочитать, и записать этот текст?», «Чему ты научишься при выполнении данного задания?»
В процессе коллективного обсуждения дети приходят к выводу о том, что сегодня на уроке они будут учиться делить сплошной текст на предложения и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений.
Далее каждая группа учащихся получает инструкцию о последовательности работы и дидактический материал: карточку с текстом без знаков препинания.
Им нужно:
3 найти границу каждого предложения (начало и конец);
3 почитать каждое предложение с нужной интонацией;
3 объяснить, опираясь на интонацию и смысл предложения, какой знак препинания нужно поставить в конце предложения и т. д.
Для того чтобы организовать процесс совместной учебной деятельности школьников, им предлагается обсудить, как они будут работать в составе группы и выбрать один из предлагаемых способов действия.
3 Все ученики в группе получают карточки с одним и тем же текстом. Предложенное задание дети выполняют по цепочке: первый ученик находит границу первого предложения, читает предложение с правильной интонацией, объясняет выбор знака препинания; второй ученик находит границы второго предложения, читает второе предложение, объясняет выбор знака препина-
В процессе коллективного обсуждения дети приходят к выводу о том, что сегодня на уроке они будут учиться делить сплошной текст на предложения и правильно употреблять знаки препинания в конце предложений.
ния и т. д. В случае затруднения учащиеся коллективно обсуждают выбор знака препинания.
3 Все ученики в группе получают карточки с одним и тем же текстом. Каждый ученик в группе индивидуально находит границы предложений в тексте. После выполнения задания дети обсуждают результат проделанной ими работы: они по цепочке или по желанию выразительно читают предложения и объясняют выбор знаков препинания.
Выбор способа действия зависит от степени сформированности пунктуационных умений школьников, входящих в состав группы.
На заключительном этапе учебного сотрудничества учащиеся демонстрируют результаты выполненного ими в группе задания, то есть выразительно читают текст и объясняют постановку знаков препинания в конце предложений. В ходе коллективного обсуждения анализируется проделанная работа. Кроме того, школьники сообщают о том, что нового они узнали при выполнении этого задания, разбирают допущенные ошибки при делении сплошного текста на предложения. После этого учитель делает общий вывод о достижении поставленной цели.
Для того чтобы сформировать у младших школьников положительную мотивацию к учению, познавательный интерес к освоению русского языка, целесообразно использовать игровые технологии, которые позволяют создавать на уроке условия для мягкого включения детей в процесс обучения. Именно в игре ученик способен выполнить такой объем умственной работы, который может быть совершенно недоступен в обычной учебной ситуации [5].
Используя игровую технологию в процессе обучения русскому языку, необходимо соблюдать следующие структурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия, правила дидактической игры, результат (подведение итогов) [1; 2].
Рассмотрим каждый из компонентов более подробно на примере дидактической игры «Вопросы Почемучки».
Дидактическая задача определяется целью организации учебно-познавательной деятельности школьников. Она формулируется педагогом. В ней находят отражение знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся. Дидактическая задача данной игры — формирование у младших школьников умений составлять вопросительные предложения, правильно их интонировать и обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
Игровая задача ставится перед учащимися. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Например, на урок пришел сказочный герой Почемучка. Он предлагает ребятам составить вопросы на разные темы.
Игровые действия — это основа игры. Они являются средством реализации игрового замысла, но в то же время включают действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Дидактическая игра «Вопросы Почемучки» предполагает выполнение учащимися следующих игровых действий:
3 каждая пара учеников получает конверт от Почемучки, в котором лежит карточка; дети должны прочитать, на какую тему им нужно составить предложения;
3 ученику предлагается лист разлинованной бумаги, на котором нарисован Почемучка; дети должны подобрать и записать два предложения-вопроса на определенную тему (например: приметы весны, приход зимы и т. п.);
3 в предложении нужно подчеркнуть слово, которое подает сигнал о вопросе, и знак препинания в конце предложения.
Регулируют дидактическую игру пра-
вила, которые указывают путь решения задачи, определяют приемы предстоящей умственной деятельности, устанавливают взаимоотношения между играющими. Правила дидактической игры «Вопросы Почемучки» следующие:
3 выполняя задание в ходе игры, ученики работают в паре;
3 Один ученик выступает в роли учителя, другой — в роли ученика: «учитель» предлагает «ученику» варианты, о чем нужно составить первое предложение-вопрос в рамках общей темы (например, «задай вопрос о погоде осенью», «задай вопрос о зимней природе»);
3 если у «ученика» возникают трудности при составлении предложения-вопроса, то «учитель» оказывает ему помощь;
3 после обсуждения учащиеся должны записать предложение и выполнить задание: подчеркнуть слово-сигнал вопроса и знак препинания в конце предложения.
3 ученики меняются ролями и составляют второе предложение;
3 после выполнения задания каждая пара учащихся должна представить составленные предложения другим ученикам в классе: каждый ученик в паре интонационно правильно произносит составленное вопросительное предложение и называет слово-сигнал вопроса в этом предложении.
По окончании игры учитель еще раз обращает внимание учащихся на знак препинания, который употребляется в конце предложений-вопросов. После этого подводятся итоги игровой деятельности учащихся, при этом важно отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Таким образом, применение в процессе формирования пунктуационных умений младших школьников современных
Дидактическая задача данной игры — формирование у младших школьников умений составлять вопросительные предложения, правильно их интонировать и обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
образовательных технологий способствует привлечению внимания к знакам препинания как средству коммуникации, вырабатыванию навыка использования
ЛИТЕРАТУРА _
пунктуационных знаков для точного выражения мыслей и чувств, положительно влияет на познавательную активность учащихся и их творческие способности.
1. Акишина, А. А. Игры на уроках русского языка / А. А. Акишина. — М. : Русский язык, 1990. — 98 с.
2. Газман, О. С. О понятии детской игры / О. С. Газман // Игра в педагогическом процессе : сборник. — Новосибирск : НГПИ, 1989. — С. 3—10.
3. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И. Б. Перви-на. — М. : Педагогика, 1985. — 144 с.
4. Концепция школьного филологического образования: русский язык и литература: проект. — М. : Русское слово — учебник, 2015. — 112 с.
5. Трегубова, Л. С. Использование активных методов обучения в процессе изучения элементов синтаксиса и пунктуации в начальной школе / Л. С. Трегубова // Подготовка компетентного специалиста: наука и практика : материалы Международной научно-практической конференции (20—21 октября 2011 г.). — Тирасполь, 2011. — С. 319—323.
6. Трегубова, Л. С. Использование современных образовательных технологий в процессе обучения русскому языку как неродному / Л. С. Трегубова // Теория и практика преподавания языков и культур: философские и методологические аспекты : материалы II Международной научно-практической конференции (Будва, Подгорица (Черногория), 25 сентября — 2 октября 2016 г.) / отв. ред. А. Г. Катаева, И. И. Воронцова. — М. : РГГУ, 2017. — С. 204—211.
7. Трегубова, Л. С. Теория и практика обучения пунктуации в начальных классах : монография / Л. С. Трегубова. — М. : Экон-Информ, 2011. — 128 с.
8. Цукерман, Г. А. Зачем детям учиться вместе? / Г. А. Цукерман. — М. : Знание, 1985. — 80 с.
ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. С. ДРЯГИНА,
аспирант Вятского государственного университета, преподаватель Центра повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования (Киров) _ [email protected]
В статье рассматривается понятие «качество образования» применительно к уровню дошкольного образования, анализируется структура данного понятия. Автор раскрывает особенности оценки образовательной программы детского сада, а также созданных в нем условий. Особое внимание уделяется оценке психолого-педагогических условий,