Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПУНКТУАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ'

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПУНКТУАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПУНКТУАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / СИСТЕМА ПУНКТУАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ / THE COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / PLANNED RESULTS OF EDUCATION / THE PUNCTUATION CULTURE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS / THE SYSTEM OF PUNCTUATION EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меринова Н. Е.

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с помощью специальной работы по развитию пунктуационной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative approach to the formation of punctuation culture of primary school pupils

The article examines the problem of formation the communicative universal educational actions at primary school pupils with the help of special work on the development of punctuation literacy.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПУНКТУАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПУНКТУАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н. Е. МЕРИНОВА, учитель начальных классов МБОУ СОШ пос. Эгвекинот (Чукотский автономный округ) [email protected]

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с помощью специальной работы по развитию пунктуационной грамотности.

The article examines the problem of formation the communicative universal educational actions at primary school pupils with the help of special work on the development of punctuation literacy.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, планируемые результаты образования, пунктуационная культура младших школьников, система пунктуационных упражнений

Key words: the communicative universal educational actions, planned results of education, the punctuation culture of primary school pupils, the system of punctuation exercises

Нацеленность современного начального образования на планируемые результаты, реализация системно-деятельностного подхода требуют определенной перестройки содержания обучения, в том числе выделения тех разделов, которые позволяют достичь предметных, метапредметных и личностных результатов.

Одной из основных целей обучения русскому языку в начальной школе является подготовка грамотных (в широком смысле слова) учащихся, обладающих сформированными коммуникативными универсальными учебными действиями, к числу которых, как указано в «Планируемых результатах начального общего образования», относятся умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Однако приобрести навыки пользования письменной речью ученики не смогут без глубокого и прочного усвоения пунктуации.

Важность данной проблемы обусловлена тем, что пунктуационная грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимание в письменном общении. И чем лучше будет организовано усвоение пунктуации в младшем звене, тем более эффективным станет процесс совершенствования пунктуационной грамотности школьников на последующих этапах обучения.

Следует отметить, что в школьном курсе русского языка пунктуация не изу-

Следует отметить, что в школьном курсе русского языка пунктуация не изучается как особый раздел науки о языке, а рассматривается в связи с изучением синтаксических понятий и на фоне синтаксической теории.

чается как особый раздел науки о языке, а рассматривается в связи с изучением синтаксических понятий и на фоне синтаксической теории.

Однако, по справедливому замечанию Г. И. Гулевич, «раннее знакомство учащихся с пунктуацией, несомненно, может помочь в решении следующих задач: 1) создании прочной основы для формирования у школьников пунктуационных знаний и умений; 2) формировании умения видеть за знаком смысл высказывания, правильно воспринимать, осознавать и интонационно верно его воспроизводить; 3) приобретении учащимися навыка использовать знаки препинания в своих письменных работах для точного выражения мыслей и чувств» [1].

Учитывая то, что изучение почти всех разделов школьного курса русского языка проходит на фоне предложения, а ни одного предложения без пунктуационного знака не бывает, то станет понятным наше стремление как учителей-практиков к поиску дополнительных возможностей в освоении пунктуации, с одной стороны, обеспечивающих у школьников развитие практических навыков употребления знаков препинания в процессе письма, а с другой — подготавливающих их к более успешному изучению систематического курса «Синтаксис и пунктуация».

Во всех современных программах по русскому языку, соответствующих ФГОС НОО, при изучении различных синтаксических понятий и рассмотрении синтаксических конструкций значительное место отводится формированию пунктуационной грамотности младших школьников. В то же время эти упражнения чаще всего нацелены на достижение предметных результатов. В своей работе мы постоянно обращаем внимание учащихся на основную функцию знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложе-

ния, текста, что в свою очередь способствует формированию пунктуационных навыков и коммуникативных умений учеников.

Для формирования пунктуационной культуры учащихся на уроках русского языка при изучении различных тем мы обращаемся к упражнениям и заданиям, отдельным элементам заданий, способствующим развитию пунктуационных умений. К ним относятся следующие виды работы:

3 объяснение знаков препинания в разных синтаксических конструкциях;

3 составление предложений по данной основе предложения с учетом знаков препинания;

3 составление предложений по предлагаемым схемам с учетом различных знаков препинания;

3 распространение предложений (однородными членами с соблюдением расстановки знаков препинания);

3 работа над интонацией предложений различной структуры (по цели высказывания, по эмоциональности, с однородными членами, сложные предложения);

3 составление предложений из деформированного текста с учетом знаков препинания;

3 наблюдение за предложениями различной синтаксической структуры;

3 задания творческого характера;

3 совершенствование умений в интонационно правильном чтении предложений с однородными членами, сложных предложений, предложений, различающихся по цели высказывания, эмоциональности;

3 работа над логическим ударением в предложениях различной структуры;

3 развитие речевого слуха и интонационных умений, связанных с произношением повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений, с использованием интонации перечисления, противопоставления.

Для развития пунктуационных умений у младших школьников нами разработана система специальных практических упражнений, имеющих интегрированный харак-

тер и нацеленных не только на формирование грамматических понятий, но и на развитие коммуникативно-речевых умений учащихся:

3 различать предложения по цели высказывания и по интонации, произносить их с нужной интонацией;

3 правильно определять границы предложений и ставить нужные знаки препинания в конце предложений;

3 правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, а также перед противительным союзом а и соединительным союзом и в предложениях с однородными членами;

3 правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях;

3 правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращением и с прямой речью.

Приведем примеры разработанных нами упражнений.

2-й к л а с с

1. Прочитай шуточное стихотворение построчно.

ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке

(А. Арсирий)

Еще раз прочитай стихотворение, выдели предложения по смыслу. Запиши стихотворение, расставь знаки препинания.

2. Прочитай текст. Спиши. В скобках укажи, какие это предложения по цели высказывания и по интонации. Какие требования к жанру письма можно выделить на основе этого текста?

Дорогая мама! Наш лагерь в сосновом бору. Рядом речка. Какие тут красивые места! Какой свежий, чудесный воздух! А как ты живешь? Куда уехала Валя? Пиши мне чаще. Твой сын Сережа.

3. Прочитай. Спиши, в конце каждого предложения ставь нужный знак препина-

ния. Подумай, между кем ведется диа-лог—между героями стихотворения или между автором и читателем? Почему сегодня Петя Просыпался десять раз Потому что он сегодня

Поступает в первый класс

4. Прочитай. Спиши, расставь знаки препинания. Составь свое мини-сочинение про осенний листок.

Кружится осенний

листок Какой он красивый Разве такие бывают

5. Прочитай. Спиши. Расставь недостающие знаки препинания. Сравни с текстом стихотворения А. Майкова и определи, соответствуют ли твои знаки препинания авторским.

Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят:

— Все гибнет, все гибнет Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел

(А. Майков)

6. Прочитай. Спиши, расставь знаки препинания. Подумай, между кем ведется диалог — между героями рассказа или между автором и читателем?

В городе был зоологический сад. Хозяин показал мне маленького слоненка.

— Это не слоненок. Это почти взрослый слон

— Почему же он такой маленький

— Потому что это слон-карлик

— А разве такие бывают

— Как видите

— За малый рост дали слону кличку Бэби

(По В. Дурову) 3-й к л а с с 1. Прочитай отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Выпиши

Для развития пунктуационных умений у младших школьников нами разработана система специальных практических упражнений, имеющих интегрированный характер и нацеленных не только на формирование грамматических понятий, но и на развитие коммуникативно-речевых умений учащихся.

из него побудительные предложения. С какой целью они здесь используются? Пошел старик к синему морю (Неспокойно синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не дает старику мне покою: Уж не хочет она быть крестьянкой, Хочет быть столбовою дворянкой». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с Богом».

2. Прочитай текст. Выпиши побудительное предложение. Для чего поэт использует такое обращение? Каким приемом пользуется?

Шуми, шуми, зеленый лес! Знаком мне шум твой величавый, И твой покой, и блеск небес Над головой твоей кудрявой.

(И. Никитин)

3. Прочитай. Спиши текст. В конце каждого предложения ставь нужный знак препинания. Определи, какой это текст — художественный или научно-познавательный. Для чего в научно-познавательном (информативном) тексте могут использоваться вопросительные предложения?

Какая планета самая большая Самая большая планета по размеру и по весу во всей Солнечной системе—Юпитер Он больше Земли в тринадцать раз Примерно так же выглядит горошина (наша планета) рядом с крупным яблоком (Юпитером) А если их сравнивать по весу, то получится такая картина: на одной чаше весов будет лежать яблоко — Юпитер, а на другую придется насыпать целую гору «Зе-мель»-горошин, триста восемнадцать штук Лишь тогда весы будут в равновесии. (По Р. Кошурниковой)

4. Внимательно рассмотри схемы предложений. Составь и запиши предложения с однородными членами на основе предложенной схемы.

, но

5. Прочитай текст. Сколько предложений в тексте? Спиши текст. Правильно расставь знаки препинания в конце каждого предложения.

В каждой народной сказке есть мечта однажды посадил дед репку она выросла большая почему деду так хотелось вырастить большую репку надо было кормить и себя, и бабу, и внучку русская деревня раньше кормилась капустой и репой большая-пребольшая репка радовала семью. (По Н. Надеждиной)

4-й к л а с с

1. Спиши потешку, расставь пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения. Знаешь ли ты подобные потешки? Чем потешка, которой развлекали в детстве тебя, отличается от этой?

Сорока-ворона кашу варила на порог скакала гостей созывала. Гости не бывали каши не едали. Всю свою кашу сорока-ворона деткам отдала.

2. Прочитай текст. Выпиши из него предложения с однородными членами. Поставь пропущенные запятые. Выдели грамматические основы.

Морские звезды охотятся за моллюсками. Они шевелят своими лучами и медленно ползут по дну за добычей. Найдет такая морская звезда раковину обхватит ее лучами приоткроет створки моллюска и выест его. (По А. Дитриху, Г. Юрмину)

3. Прочитай текст. Спиши, устно объясняя постановку знаков препинания.

По тундре бродят огромные стада северных оленей — диких и одомашненных. Олень здесь и кормит людей, и обувает, и одевает. Одежда, обувь из оленьих шкур теплая, легкая, красивая. Зимой олени на

легких санях возят по бескрайней тундре людей, грузы Удивительное животное — северный олень: крупное, сильное, неутомимое! День-деньской работает, а распрягут — сам себе еду добывает.

4. Спиши пословицы и поговорки, расставляя пропущенные запятые. Подчеркни однородные члены как члены предложения. Вспомни и напиши пословицу или поговорку с однородными членами.

1. Новых друзей наживай а старых не теряй. 2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 3. Пишут не пером а умом. 4. Труд кормит и одевает. 5. Искру туши до пожара беду отводи до удара.

5. Спиши, расставляя пропущенные запятые. В скобках укажи, как связаны между собой однородные члены: без союза (интонацией перечисления); при помощи союза. Подчеркни однородные члены как члены предложения.

Есть в осени первоначальной Короткая но дивная пора...

(Ф. Тютчев)

Я куплю себе Косу новую Отобью ее Наточу ее...

(А. Кольцов) Ночью ветер злится Да стучит в окно.

(А. Фет)

А на небе голубом Солнце весело сияет Все живит и обливает Золотым своим огнем

(С. Дрожжин)

6. Спиши только сложноподчиненные предложения, расставляя пропущенные запятые. Задай вопрос от главного предложения к придаточному предложению. Обведи кружком сочинительные и подчинительные союзы. Рядом с каждым предложением запиши его схему.

1. Неприятности начались в конце лета когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. 2. Отец работал в саду а его маленький сынишка

играл рядом под старой грушей. 3. Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена. 4. Вчера мы узнали что к нам приезжают гости из Москвы. 5. Лодочник говорил просто и трогательно его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей.

7. Прочитай текст. В одном из предложений допущена пунктуационная ошибка. Найди это предложение и запиши его правильно.

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо. Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет. Она уже проснулась, и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат. (По А. Чехову)

8. Спиши предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Выдели обращения.

1. Доброе утро Дмитрий Иванович. 2. Спи дитя мое усни! 3. Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня темно-голубые? 4. Дедушка пойдем на рыбалку! 5. Не шуми ты лес дубовый!

9. Составь и запиши три предложения с обращениями к маме: 1) в начале предложения; 2) в середине предложения; 3) в конце предложения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Спиши предложение. Расставь запятые, подчеркни основы предложения. Сколько всего простых предложений в сложном предложении (укажи количество основ в скобках)?

Мать и тетка бросились целовать и обнимать его Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки сестры подняли визг двери скрипели хлопали.

Выполнению данных упражнений будут помогать разработанные нами и используемые в работе следующие памятки для учащихся.

Памятка № 1

Знаки препинания в конце предложения

Типы предложений (по цели высказывания)

повествовательное вопросительное побудительное

Предложение, в котором о чем-либо сообщается Предложение, в котором о чем-либо спрашивают Предложение, в котором содержится просьба, совет, побуждение к действию

Знак препинания

точка (.) вопросительный знак (?) точка (.) восклицательный знак (!)

Памятка № 2

Знаки препинания в конце предложения

Типы предложений (по интонации)

повествовательное вопросительное побудительное

Предложение, в котором о чем-либо сообщается, но с восклицательной интонацией Предложение, в котором о чем-либо спрашивают с вопросительной и восклицательной интонацией Предложение, в котором содержится просьба, совет, побуждение к действию с восклицательной интонацией

Знак препинания

восклицательный знак (!) вопросительный знак (?!) восклицательный знак (!)

Памятка № 3

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

ставится не ставится

Если между однородными членами нет союзов: Марина, Алиса, Юля — ровесницы. Если однородные члены соединены между собой одиночным союзом И: У нас в доме живут собака и кошка.

Если однородные члены соединены между собой союзами А или НО: Это было не сегодня, а вчера.

Если однородные члены соединены между собой повторяющимся союзом И: Я люблю и соленые, и жареные, и маринованные грибы.

Памятка № 4

Знаки препинания в сложном предложении

Запятые в сложносочиненном предложении Запятые в сложноподчиненном предложении

Части сложносочиненного предложения соединяются без союзов (при помощи интонации). Запятая ставится между частями сложного предложения: Чирикают воробьи, каркают вороны. Части сложноподчиненного предложения соединяются при помощи подчинительных союзов. Запятая ставится между частями сложного предложения: Самолеты не летали, потому что в небе разразилась гроза.

Части сложносочиненного предложения соединяются при помощи сочинительных союзов. Запятая ставится между частями сложного предложения: Чирикают воробьи, и каркают вороны.

Памятка № 5

Знаки препинания при обращении

Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью

Место обращения в предложении

в начале в середине в конце

После обращения ставится запятая или восклицательный знак Обращение с обеих сторон выделяется запятыми Запятая ставится перед обращением

Солнце, ярко ты сияешь! О родина! Все дни твои прекрасны! Широко ты, степь, раскинулась... Где же ты, птичка? Где ты, певичка?

Работа по формированию пунктуационной культуры младших школьников тесным образом связана с обучением интонационным умениям. Специальную работу по развитию речевого слуха можно и нужно проводить для формирования выразительной устной речи и выразительного чтения учащихся с помощью правильного «чтения» знаков препинания. Для этого необходимо понять текст (в соответствии с замыслом автора) и с помощью знаков препинания читать его четко, с соблюдением необходимых интонаций. Нами проводится специальная работа по развитию речевого слуха, умения выразительно читать на уроках русского языка, лите-

ратурного чтения и на внеклассных занятиях по предметам.

Таким образом, пунктуационная грамотность повышает социальную компетентность учащихся, обеспечивает их продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Гулевич, Г. И. Обучение младших школьников пунктуации на уроках русского языка / Г. И. Гулевич // Начальная школа плюс до и после. — 2010. — № 7. — С. 17—20.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // URL: http:// standart.edu.ru.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Н. В. ИВАНОВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования НГПУ им. К. Минина ¡[email protected]

В статье обосновывается необходимость психолого-педагогической подготовки учителей начальных классов к организации проектной деятельности младших школьников, а также раскрываются возможности ее осуществления в рамках курсов повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.