Научная статья на тему 'Использование технологии «Теория решения изобретательских задач» в формировании культуры потребления у детей дошкольного возраста'

Использование технологии «Теория решения изобретательских задач» в формировании культуры потребления у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура потребления / нестандартные решения / расшатывание стереотипов / педагогические условия / компоненты культуры потребления. / consumption culture / non-standard solutions / loosening stereotypes / pedagogical conditions / components of culture of consumption

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. И. Гончарова, М. И. Васильева

В статье представлено теоретическое обоснование и описание апробации педагогических условий использования образовательной технологии «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) в формировании основ культуры потребления у детей в период дошкольного детства. Старший дошкольный возраст признан исследователями, педагогами как наиболее сенситивный период к усвоению начал различных направлений культуры. Культура потребления не является исключением. Важно с дошкольного возраста привить у детей осознанное отношение к окружающему миру, сформировать бережное отношение, как к природной, так и рукотворной среде. Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости поиска в современной образовательной практике наиболее эффективных средств формирования основ экологической и экономической культуры у подрастающего поколения. Технология «ТРИЗ» в большей степени используется для развития творческого воображения и мышления. Использование её потенциала относительно формирования культуры потребления представляется нам достаточно новым процессом. Мы считаем, что современный человек должен уметь нестандартно решать многие вопросы, в том числе и вопросы, связанные с сохранением и преумножением ресурсов нашей планеты, и данный процесс должен начинаться в период дошкольного детства. В статье сформулированы и обоснованы педагогические условия, позволяющие эффективно осуществлять процесс формирования культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста средствами технологии «ТРИЗ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. И. Гончарова, М. И. Васильева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE TECHNOLOGY “THEORY OF INVENTIVE PROBLEMS SOLVING” IN FORMING CULTURE OF CONSUMPTION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article presents theoretical justification and description of testing of pedagogical conditions for the use of educational technology “Theory of Inventive Problem Solving” (TIPS) in forming the foundations of culture of consumption in children during preschool childhood. Senior preschool age is recognized by researchers, educators as the most sensitive period for the assimilation of the beginnings of various directions of culture. Consumer culture is no exception. It is important from a preschool age to instill in children a conscious attitude to the world around us, to form a careful attitude to both the natural and man-made environment. The authors of the article focus on the need to search in modern educational practice for the most effective means of forming the foundations of environmental and economic culture among the younger generation. The TIPS technology is used to a greater extent for the development of creative imagination and thinking. The use of its potential regarding the formation of a consumption culture seems to us a fairly new process. The researchers believe that a modern person should be able to non-standard solve many issues, including issues related to the conservation and augmentation of the resources of the planet, and this process should begin in the period of preschool childhood. Pedagogical conditions are formulated and justified in the article that make it possible to effectively carry out the process of forming a consumption culture in older preschool children using the TIPS technology.

Текст научной работы на тему «Использование технологии «Теория решения изобретательских задач» в формировании культуры потребления у детей дошкольного возраста»

References

1. Persiyanov K. NavykiXXI veka, ili chto takoe gibkie navyki, skvoznye kompetencii i glubokoe myshlenie? Available at: https://cont.ws/@ashacontws/1046114

2. Drozdov V.V., Shadrina Yu.S. Razvitie gibkih navykov pedagogov obrazovatel'nyh organizacij cherez nestandartnye formy provedeniya pedsovetov. Sovremennaya psihologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sbornik statej po materialam XXIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2019; № 12 (28): 76 - 81.

3. Biryukova N.V. Vozmozhnosti kontekstnogo obucheniya dlya formirovaniya i razvitiya lichnostnyh smyslov obucheniya u studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 99 - 101.

4. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Ispol'zovanie 'elementov tehnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyah po matematike u studentov inzhenernogo profilya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 242 - 246.

5. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Sposobnost k kriticheskomu myshleniyu kak kriterij kachestvennoj podgotovki buduschih bakalavrov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 209 - 211.

6. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; № 38 (40): 17.

7. Tolstoukhova I.V., Kryucheva Y.V., lakobiuk L.I., Kulikova S.V. The use of mobile technology in professional education of students. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; T. 7, № 4: 899 - 905.

8. Semizorov E.A. Vzaimootnosheniya professorsko-prepodavatel'skogo sostava i roditelej v formirovanii fizkul'turnogo obrazovaniya studentov v vysshem uchebnom zavedenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 102 - 104.

9. Vinogradova M.V. Povyshenie urovnya matematicheskih znanij s ispol'zovaniem kontekstnyh zadach. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019; T. 8, № 3 (28): 64 - 66.

10. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya». Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 9 (69): 104 - 108.

11. Biryukova N.V. Delovaya igra kak sredstvo razvitiya lichnostnyh smyslov obucheniya u studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 255 - 257.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 37.035

Goncharova I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: irina.i.goncharova@bk.ru

Vasileva M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: was_mari@mail.ru

USE OF THE TECHNOLOGY "THEORY OF INVENTIVE PROBLEMS SOLVING" IN FORMING CULTURE OF CONSUMPTION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The article presents theoretical justification and description of testing of pedagogical conditions for the use of educational technology "Theory of Inventive Problem Solving" (TIPS) in forming the foundations of culture of consumption in children during preschool childhood. Senior preschool age is recognized by researchers, educators as the most sensitive period for the assimilation of the beginnings of various directions of culture. Consumer culture is no exception. It is important from a preschool age to instill in children a conscious attitude to the world around us, to form a careful attitude to both the natural and man-made environment. The authors of the article focus on the need to search in modern educational practice for the most effective means of forming the foundations of environmental and economic culture among the younger generation. The TIPS technology is used to a greater extent for the development of creative imagination and thinking. The use of its potential regarding the formation of a consumption culture seems to us a fairly new process. The researchers believe that a modern person should be able to non-standard solve many issues, including issues related to the conservation and augmentation of the resources of the planet, and this process should begin in the period of preschool childhood. Pedagogical conditions are formulated and justified in the article that make it possible to effectively carry out the process of forming a consumption culture in older preschool children using the TIPS technology.

Key words: consumption culture, non-standard solutions, loosening stereotypes, pedagogical conditions, components of culture of consumption.

И.И. Гончарова, д-р пед. наук, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: irina.i.goncharova@bk.ru

М.И. Васильева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: was_mari@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлено теоретическое обоснование и описание апробации педагогических условий использования образовательной технологии «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) в формировании основ культуры потребления у детей в период дошкольного детства. Старший дошкольный возраст признан исследователями, педагогами как наиболее сенситивный период к усвоению начал различных направлений культуры. Культура потребления не является исключением. Важно с дошкольного возраста привить у детей осознанное отношение к окружающему миру, сформировать бережное отношение, как к природной, так и рукотворной среде. Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости поиска в современной образовательной практике наиболее эффективных средств формирования основ экологической и экономической культуры у подрастающего поколения. Технология «ТРИЗ» в большей степени используется для развития творческого воображения и мышления. Использование её потенциала относительно формирования культуры потребления представляется нам достаточно новым процессом. Мы считаем, что современный человек должен уметь нестандартно решать многие вопросы, в том числе и вопросы, связанные с сохранением и преумножением ресурсов нашей планеты, и данный процесс должен начинаться в период дошкольного детства. В статье сформулированы и обоснованы педагогические условия, позволяющие эффективно осуществлять процесс формирования культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста средствами технологии «ТРИЗ».

Ключевые слова: культура потребления, нестандартные решения, расшатывание стереотипов, педагогические условия, компоненты культуры потребления.

Экономическая образованность населения сегодня является предметом исследования ученых разных областей научного знания. От уровня экономической компетентности во многом зависит успешность жизни и деятельности личности. Являясь участником разнообразных по характеру общественно-экономических отношений, человек демонстрирует уровень компетентности в них и одновременно ощущает их влияние на характер свой жизни. Готовность личности к социально-экономическим отношениям, создание оптимальных условий, позволяющих освоить опыт, апробировать его в реальном социальном мире, является предметом современных исследований.

Особое значимое место в этом вопросе занимает период первоначального складывания социального опыта. Во многом этот процесс зависит от тех ценностей, что сложены в обществе и от того, каким образом общество, в первую очередь родители и педагоги, помогают ребенку познакомиться, а затем и освоить, принять их. Решение различных проблем, связанных с

жизнь и деятельностью общества, во многом зависит от уровня развития культурных основ различных процессов в обществе, и процесс формирования культуры потребления у подрастающего поколения не является исключением [1]. Сегодня мы существуем в ситуации перехода от глобального понимания необходимости выполнения действий, связанных с культурой потребления различного рода благ, и несовершенством, неподготовленностью окружающей среды к данному процессу. Причем среда в данном случае выступает в различных своих параметрах: это и социальное окружение, взаимоотношения, и предметные объекты как маркеры этой деятельности. Создание обогащенной среды, позволяющей освоить ребенку уже в период дошкольного детства социокультурное пространство, является одной из важных направляющих в изменении содержания дошкольного образования. В данном процессе нам необходимо руководствоваться культурологическим и компетентностным подходами.

В основе идеологии Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования лежит «ценностная система координат культуры достоинства», предложенная А.Г. Асмоловым [2]. Анализируя сложившуюся ситуацию в современном образовании, исследователи актуализируют вопросы, связанные с необходимостью внедрения в образовательную практику культуры достоинства. Данный вид культуры выступает в противовес культуре полезности, прагматичный характер которой бывает более привычным для современной жизни. Содержание образования на всех ступенях призвано создать такие условия, которые позволили бы выстроить слагаемые культуры потребления с ориентацией на гуманный вектор потребления по отношению к природному и предметному миру

В культуре достоинства «бюджет детства» значительно расширяется. С этой позиции дошкольное детство - это единственный период в жизни человека, когда интенсивно происходит становление творческой активности, инициативности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др., поэтому так важен правильный подбор педагогических условий, которые будут способствовать становлению и развитию данных качеств. Ориентация на творчество, нестандартность решения различных жизненных ситуаций, в том числе и в области экономической деятельности, является одной из приоритетных сторон педагогического процесса [там же].

Формирование у ребенка в период дошкольного детства основ культуры потребления является значимым вопросом, так как требует сместить в воспитании акценты с «культуры полезности» на превалирование «культуры достоинства». Раннее, пусть и косвенное, включение ребенка в систему экономических отношений, потребительского поведения требует поиска эффективных средств и условий формирования у него культуры потребления.

Экономическое воспитание дошкольников - довольно новое направление дошкольной педагогики. Значимыми с методологической точки зрения для вопросов воспитания экономического поведения человека как потребителя благ являются работы П.О. Абдулвагабовой, Н.Л. Беляевой, Л.Н. Галкиной, Л.А. Голуб, А.А. Смоленцевой, А.Д. Шатовой и др.

Значимость любого исследования определяется наличием противоречий, возникающие в образовательной практике, которые призвана решить педагогическая наука, обосновывая и показывая пути технологически верных решений. Анализ образовательной практики позволяет выделить следующие противоречия: с одной стороны, значимыми становятся вопросы необходимости воспитания культуры потребления, начиная с дошкольного возраста, и вместе с тем мы отмечает недостаточное внимание к этой проблеме педагогов-практиков, более того, знаниевый подход к решению этой проблемы привычным образом вытесняет деятельностный. Обращение к вопросу формирования культуры потребления в образовательной практике эпизодичное, несистемное, требует разработки методических основ, программного содержания, педагогических технологий с учетом изменяющейся социальной ситуации развития ребенка-дошкольника.

Мы актуализируем вопрос воспитания культуры потребления с позиции развития у ребенка нестандартного мышления, творческого подхода к утилизации использованных предметов, материалов. Творческое, нестереотипное вторичное использование предметов, материалов может являться одним из направлений формирования культуры потребления у подрастающего поколения [3].

Теоретическое обоснование и апробация педагогических условий воспитания основ культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования образовательной технологии «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) явилась целью нашего исследования. Выбор данной образовательной технологии связан с тем, что она имеет несомненный развивающий потенциал, позволяющий складывать знания о качествах, материалах, назначении предметов и явлений окружающего мира, одновременно развивая у детей творчество и мышление. Творческое воображение, мышление, навыки деятельности, связанные с продуктивным её характером, важны, если мы говорим об основах формирования экономически и экологически грамотного человека.

В своем исследовании мы предполагали, что технология ТРИЗ может выступать эффективным средством формирования культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста, если педагог в работе с детьми использует игры и методы, направленные на развитие у детей нестандартного мышления в принятии решений, в поиске средств и способов деятельности по рациональному и грамотному потреблению различных благ, а содержание игр ориентирует детей на бережное и экономное использование ресурсов.

Понимая культуру потребления как «свод правил и норм, регулирующих поведение человека в сфере приобретения товаров и услуг (продукты, вещи, развлечения, отдых и т.п.)» [4, с. 45], в теоретическом плане потребление мы рассматриваем как одну из составляющих активности личности. Потребляя, человек не пассивно удовлетворяет свои потребности, а несет определенного рода отношение, и данное отношение не только к предметам, а к существованию мира в целом, это часть нашей культуры [5].

Обобщая представленные выше определения, можно рассматривать культуру потребления как определённые нормы, помогающие управлять поведением в процессе приобретения вещей, услуг Как сложное интегративное явление, культура потребления, конечно же, ориентирована и на формирование в равновесии таких слагаемых, как духовные, материальные и социальные потребности. Весь этот процесс должен быть направлен на гармонизацию составляющих лич-

ности человека и затрагивать глубинные процессы интеграции. Важно в ребенке воспитать систему ценностей, которые будут своеобразным компасом в векторе его поведения.

В опытно-экспериментальной работе, проведенной под нашим руководством студентами Института непрерывного педагогического образования ФГБОУ ХГУ имени Н.Ф. Катанова направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование» и студентами колледжа педагогического образования, информатики и права, приняли участие 140 детей подготовительных к школе групп (70 детей - экспериментальная группа и 70 детей - контрольная), педагоги дошкольных организаций. Работа осуществлялась с детьми старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «ЦРР детский сад «Василек»», «ЦРР детский сад «Дельфин»» города Абакана Республики Хакасия. Основаниями для выборки послужили возраст детей - старший дошкольный; организация педагогического процесса по единой образовательной программе -«От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы и др.); уровень квалификации педагогов - первая и высшая квалификационная категории. Работа проводилась с сентября 2019 года по март 2020 года.

На констатирующем этапе определялся уровень культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста на начало исследования. В основу его выделения положены данные о компонентном составе культуры потребления дошкольников, обозначенные в исследовании А. Крулехт: «эмоционально-ценностный компонент, который включает отношение ребенка к тем ценностям материальной культуры, которыми он начинает пользоваться в своей деятельности, связанной с потреблением. Данный компонент предполагает наличие у детей положительных эмоций от деятельности, ориентированной взрослыми на бережливость, максимально экономное получение требуемых результатов при использовании имеющихся в детском распоряжении средств;

• когнитивный (смысловой) компонент связан с осознанием ограниченности материальных ресурсов, познанием рациональных способов использования имеющихся средств и резервов. Данный компонент предполагает наличие основ экономического мышления, способности находить нравственно и экономически верные решения, намечать пути и способы реализации цели, сопоставляя со своими возможностями; самокритично оценивать правильность принятого решения и результатов своей деятельности;

• мотивационно-деятельностный компонент определяет готовность старших дошкольников практически решать соответствующие их возрастным возможностям типичные житейские проблемы, связанные с потреблением материальных ресурсов в детской деятельности. Этот компонент предполагает инициативность, самостоятельность детей в поиске средств и способов реализации деятельности, например, по преобразованию предметов для удовлетворения своих игровых потребностей при соизмерении их с имеющимися возможностями» [4, с. 46].

В ходе анализа ответов детей на вопросы беседы и решения проблемных ситуаций мы выявили, что старшие дошкольники демонстрируют отрывочные представления о поведении людей в контексте сохранения, бережного отношения к предметам, ресурсам. Родители и педагоги не являются образцом такого поведения всегда. Они, как правило, декларируют правильное поведение, но не во всех случаях жизни грамотно распоряжаются благами. Для ребенка дошкольного возраста важно систематическая демонстрация правильного поведения с пояснениями, убежденность взрослых в правильности действий и следование им. Как показывают ответы детей, значимые взрослые этого не демонстрируют во всех моментах своей жизни. Безусловно, в опыте жизни детей есть моменты, когда взрослые и сортируют мусор, и изготавливают из вторичного сырья поделки, необходимые и для жизни, и для детской игры, но все эти процессы проходят спонтанно, без опоры на грамотное психолого-педагогическое сопровождение, без учета возрастных особенностей ребенка и часто без его участия. Ребенок остается быть наблюдателем, а не участником этой деятельности.

Для определения у детей старшего дошкольного возраста уровней культуры потребления на основе программы экономического воспитания детей и содержания компонентов данного вида культуры нами были выбраны и содержательно наполнены диагностические задания на выявление уровня сформированности у детей культуры потребления: «Выбери выражение лица»; беседа с детьми; решение проблемной игровой ситуации с использованием картинок.

Количественный анализ результатов показал, что и в экспериментальной, и контрольной группах дети в большей степени (64% в экспериментальной группе и 61% в контрольной группе) демонстрировали положительное отношение к такого рода деятельности. Дети отмечали, что интересно что-то изготавливать вместе с взрослым, что из ненужных материалов обязательно надо делать игрушки, что «сколько бы игрушек не было у ребенка, всегда для игры нужно что-то рисовать и изготавливать». У данной категории детей наблюдалось положительное отношение к коллекционированию и использованию данных вещей в продуктивной и игровой деятельности. Вместе с тем были дети (по 16% в каждой из групп), кто выбирал в 3 - 4 предложенных ситуациях эмоцию «отвращение». Беседа с детьми показала, что у данной категории детей опыт вторичного использования вещей, предметов представлен слабо и отсутствует деятельность со значимыми взрослыми по изготовлению поделок. Данная категория детей ориентируется на потребление готовых игрушек: «Лучше домик для кукол купить, у него есть

несколько этажей и веранда»; «Такой кораблик не поплывет, утонет, лучше купить радиоуправляемую лодку», «Собирать ненужные вещи нельзя, это не полезно».

Когнитивный компонент выявлялся с помощью беседы с детьми, мы определяли наличие основ экономического мышления у дошкольников, представления об ограниченности ресурсов планеты, представления о месте и роли каждого человека и самого ребенка в решении проблем экологии, так как экономические и экологические аспекты жизнедеятельности человека связаны. Ответы детей оценивались, исходя из понимания позиции бережного, целесообразного отношения к природным богатствам. Детей с высоким уровнем экономических представлений в обеих группах выявлено не было. К среднему уровню мы относили детей, которые отвечали не на все на вопросы беседы, аргументировать свои ответы не могли, примеры приводили с помощью взрослого, вместе с тем демонстрировали принципиальное понимание предложенной темы. Таких детей в экспериментальной группе было 54% и 57% в контрольной. Дети данной группы отмечали, что природные богатства не безграничные, что «надо кормить птиц, выбрасывать мусор», «поливать, сажать деревья» и др. Дети в большей степени имеют экологические представления о бережном отношении к природным ресурсам.

Технологическая функция педагогики как науки заключается в том, чтобы создать и апробировать образовательные технологии, способствующие решению поставленных педагогических задач. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы с целью повышения уровня культуры потребления детей старшего дошкольного использовалась технология ТРИЗ.

Работа с детьми экспериментальной группы проводилась в течение шести месяцев (октябрь 2019 года - март 2020 года). Так как одним из ведущих средств воспитания данного вида культуры была выбрана технология ТРИЗ, то вначале были скомпонованы и адаптированы с позиции содержания игры, которые соответствуют поставленным целям и задачам работы с детьми.

Остановимся на раскрытии логики составления перспективного плана работы с детьми и выделении целей выбранных игр. Мы ставили перед собой задачу показать детям скрытые свойства и свойства и качества предметов, которые можно использовать и руководствоваться ими при создании новых функциональных возможностей предметов.

Затем с помощью использования метода фокальных объектов помогали детям трансформировать объект, «превращать» его в другой, используя его качества. Мы помогали детям представить разные варианты использования тра-

Библиографический список

диционных вещей, задумываться о том, каким образом можно их ещё раз использовать. С одной стороны, мы закладываем в детях здоровый рационализм, а с другой, помогаем видеть необходимость ценностного отношения к вещам и даже - глобально - к вопросу сохранения порядка на планете. Учитывая легкую внушаемость детей дошкольного возраста, лабильность, доверие к мнению значимых взрослых эти вопросы можно успешно решать, тем самым воспитывать у детей основы всепланетарного мышления.

Следующая группа задач предполагала «расшатать» у детей стереотипы использования свойств предметов после того, как они выполнили своё предназначение. Мы создавали для детей проблемные ситуации, в которых им предлагался выбор материалов для деятельности, преобразование предметов. Безусловно, в основе были игры «ТРИЗ», предполагающие «мозговой штурм». Изготовление для игры нестандартных вещей, разрешение проблем в игровых ситуациях, например, «Спасение планеты ZET» и т.п. позволяло сменить стереотипы поведения, вырабатывать критичность оценок выбранных решений и, конечно, создавать тот багаж представлений, ручной умелости, который в бытовой деятельности позволяет констатировать сформированность нового, правильного потребительского поведения.

Контрольная диагностика детей выявила положительную динамику в развитии навыков культуры потребления у детей, они стали демонстрировать положительное отношение к изготовлению из бросового материала игрушек, атрибутов и т.д. Результаты беседы, которая была направлена на выявление уровня когнитивного компонента культуры потребления, показали, что представления детей в данной группе стали более системными, осознанными и расширенными. Ответы детей были на более высоком, качественном уровне в сравнении с констатирующим этапом, они грамотно объясняли необходимость рационального использования всех природных и материальных богатств. В целом дети осознали значимость труда взрослых и важность результата труда, бережного отношения к нему.

Таким образом, использование технологии ТРИЗ в формировании культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста допустимо, если педагог в работе с дошкольниками использует игры, содержание которых ориентирует на бережное и экономное использование ресурсов, а также обеспечивает развитие у детей нестандартного подхода к использованию свойств предметов и материалов и видит в этом как важное утилитарное назначение, так и начало формирования основ культуры потребления.

1. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

2. Асмолов А.Г Стратегия и методология социокультурной модернизации образования. Проблемы современного образования. 2010; № 2: 4 - 17.

3. Беляева Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Елабуга, 2008.

4. Крулехт А.А. Культура потребления как современная проблема воспитания личности. Вестник КГУ имени Некрасова. 2008; №4: 44 - 47.

5. Безрукова Л.В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 1999.

References

1. Golovanova N.F. Socializaciya i vospitanie rebenka. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

2. Asmolov A.G. Strategiya i metodologiya sociokul'turnoj modernizacii obrazovaniya. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2010; № 2: 4 - 17.

3. Belyaeva N.L. 'Ekonomicheskoe vospitanie detejstarshego doshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Elabuga, 2008.

4. Kruleht A.A. Kul'tura potrebleniya kak sovremennaya problema vospitaniya lichnosti. Vestnik KGU imeni Nekrasova. 2008; №4: 44 - 47.

5. Bezrukova L.V. Formirovanie cennostnogo otnosheniya k okruzhayuschemu miru u starshih doshkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 1999.

Статья поступила в редакцию 06.05.20

УДК 378

Grigoryeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)

(Novosibirsk, Russia), E-mail: marinag22@mail.ru

Satretdinova R.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)

(Novosibirsk, Russia), E-mail: satretdinova.raisa@yandex.ru

FORMING PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS DURING THE COURSE "THE RUSSIAN LANGUAGE AND RHETORIC CULTURE" COURSE. Formation of technical university students' professional communicative competence during the course "Russian Language and Rhetoric Culture" is discussed in the article. Optimization of humanities training in a technical university involves a constant search for new approaches to adapting classes with modern teaching technologies, to expanding the course's boundaries and its integration into other academic disciplines. The authors summarize the teachers' practical experience of the Russian Language Department in Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin) and their work with students of the technical university. The aids of the discipline are presented: creative tasks, types of students' independent work in the classes and outside, as well as the possibility of distance learning.

Key words: professional communicative competence, students of technical university, undergraduate, Russian Language and Rhetoric Culture, students' independent work, distance learning environment.

М.А. Григорьева, канд. пед. наук, доц., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), г. Новосибирск,

E-mail: marinag22@mail.ru

Р.С. Сатретдинова, канд. филол. наук, доц., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин),

г. Новосибирск, E-mail: satretdinova.raisa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.